Научная статья на тему 'Индонезия'

Индонезия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
798
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОНЕЗИЯ / НЕРАВЕНСТВО / КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕРАВЕНСТВА / ПРИЧИНЫ НЕРАВЕНСТВА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ / НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕРАВЕНСТВА / INDONESIA / INEQUALITY / GINI COEFFICIENT / TRENDS IN INEQUALITY / CAUSES OF INEQUALITY / INCOME DISTRIBUTION / INCOME INEQUALITY / GOVERNMENT POLICIES ON INEQUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахаджо Судженг

В статье рассматриваются различные формы неравенства в Индонезии: неравенство заработной платы, региональное неравенство, неравенство налогового бремени. Актуальным для Индонезии является неравенство по контролю над земельными владениями, большая часть из которых в стране принадлежит частным корпорациям. Неравенство доходов является результатом работы рыночных механизмов, и правительство должно предпринимать все возможные меры по его сокращению. Причинами неравенства в Индонезии являются: недостаток социальных субсидий для малообеспеченных слоев населения, недостаточная поддержка сельскохозяйственного сектора, в котором работает большинство населения, недостаток финансирования некоторых социальных программ. Для решения проблемы неравенства правительству Индонезии необходимо принять комплекс мер: оценивать реализацию и успешность программ развития, учитывая тенденции развития неравенства, проводить программы социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения, например, ввести всеобщее медицинское страхование, проведение эффективной пенсионной реформы, учитывая старение индонезийского общества. Должен быть расширен доступ к ключевым государственным услугам: здравоохранение, образование и социальные субсидии. Средства, выделенные на топливные субсидии, могут быть перераспределены на покрытие расходов на здравоохранение и образовательные услуги и развитие инфраструктуры в сельской местности и отдалённых регионах. Сельскохозяйственные субсидии должны ориентироваться на фермеров, а не на государственные предприятия. Правительству Индонезии необходимо доработать налоговую политику, для того чтобы добиться справедливости и равенства в распределении доходов. Все эти меры позволят Индонезии сократить неравенство и упрочить свои позиции в «Группе двадцати».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indonesia

The presented article discusses various forms of inequality in Indonesia: income inequality, regional inequality, and inequalities in the burden of tax payments. Land control inequality is acute for Indonesia as private companies own the majority of land. Income inequality is the result of market mechanisms and the government should take all possible measures to reduce inequality. Lack of social subsidies for the financially disadvantage groups, insufficient support of the agricultural sector, where most of the population is employed, and insufficient funding of some social programmes should be dealt with as causes of inequality in Indonesia. To address inequality the Indonesian government should take integrated actions: evaluate development programmes, taking into account inequality trends; support the most vulnerable social groups, for example introduce health insurance for all; implement effective pension reform with the account of aging population. Access to key public services: health, education should be improved, as well as the system of social subsidies. The funds allocated to fuel subsidies could be diverted to cover the costs of health care and educational services and infrastructure development in rural and remote areas. The agricultural subsidies should target the farmers and not the state owned enterprises. Tax policy needs to be revamped to ensure that the system is fair and equitable. All these measures will enable Indonesia to reduce inequality and strengthen its position in the G20.

Текст научной работы на тему «Индонезия»

Индонезия1

С. Бахаджо

Бахаджо Судженг — исполнительный директор Международного форума неправительственных организаций по развитию Индонезии; E-mail: [email protected]

В предлагаемой вашему вниманию статье автор рассматривает различные формы неравенства в Индонезии: неравенство заработной платы, региональное неравенство, неравенство налогового бремени. Актуальным для Индонезии является неравенство по контролю над земельными владениями: в стране большим количеством земель владеют частные корпорации. Неравенство доходов — результат работы рыночных механизмов, и правительство должно принимать все возможные меры по сокращению неравенства. Причинами неравенства в Индонезии являются недостаток социальных субсидий для малообеспеченных слоев населения, недостаточная поддержка сельскохозяйственного сектора, в котором работает большинство населения, недостаток финансирования некоторых социальных программ.

Для решения проблемы неравенства правительству Индонезии необходимо принять комплекс мер: оценивать реализацию и успешность программ развития, учитывая тенденции развития неравенства; проводить программы социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения, например, ввести всеобщее медицинское страхование; провести эффективную пенсионную реформу, учитывая старение индонезийского общества. Должен быть расширен доступ к ключевым государственным услугам: здравоохранение, образование и социальные субсидии. Средства, выделенные на топливные субсидии, могут быть перераспределены на покрытие расходов на здравоохранение и образовательные услуги и развитие инфраструктуры в сельской местности и отдаленных регионах. Сельскохозяйственные субсидии должны быть ориентированы на фермеров, а не на государственные предприятия.

Для того чтобы добиться справедливости и равенства в распределении доходов, правительству Индонезии необходимо доработать налоговую политику. Все эти меры позволят Индонезии сократить неравенство и упрочить свои позиции в «Группе двадцати».

Ключевые слова: Индонезия, неравенство, коэффициент Джини, тенденции развития неравенства, причины неравенства, распределение доходов, неравенство доходов, государственная политика по преодолению неравенства

Key words: Indonesia, inequality, Gini coefficient, trends in inequality, causes of inequality, income distribution, income inequality, government policies on inequality

Введение

За последние несколько лет неравенство, выраженное коэффициентом Джини2, в Индонезии увеличилось с 0,35 в 2005 г. до 0,41 в 2011 г. [7]. Индонезия — отнюдь не исключение: данные показывают, что неравенство усиливается практически во всех странах, переживающих активный экономический рост в течение последних десяти лет,

1 Перевод странового доклада выполнен методистом по иностранным языкам ЦО № 1862 Л.В. Тарасенко под редакцией д.полит.н., директора Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) М.В. Ларионовой.

2 Коэффициент Джини — показатель неравенства распределения доходов, меньшее значение которого означает большее равенство [6].

включая Китай, Индию и ЮАР [5]. Тем не менее сокращение неравенства возможно и может быть реализовано. Например, в Бразилии удалось изменить тренд и снизить уровень неравенства. Инновационный план развития Бразилии включает множество программ, которые нацелены на создание возможностей для всех, особенно для марги-нализированных слоев населения [2].

Сегодня в Индонезии проживает 230 млн человек, и ситуация в стране в целом более благополучна, чем десять лет назад. С доходом на душу населения в 3 тыс. долл. США и 20-м в мире ВВП она превосходит Бельгию и Швецию, а также имеет годовой бюджет около 150—170 млрд долл. США. В настоящей статье будут рассмотрены: а) формы неравенства, б) причины неравенства, в) реакция и политика правительства, г) варианты сокращения неравенства в Индонезии.

Формы неравенства

Неравенство в Индонезии имеет несколько форм. Во-первых, неравенство доходов, например, с точки зрения получения заработной платы. Максимальная заработная плата примерно в 100 раз больше минимальной. Минимальная заработная плата в Джакарте 2 млн рупий (около 200 долл. США), а заработная плата директоров государственных компаний и высокопоставленных сотрудников Банка Индонезии (Центральный банк Индонезии) составляет 250 млн рупий (около 25 тыс. долл. США)3. Во-вторых, неравенство в социальной защите, например, медицинском страховании. По оценкам, 100 млн человек в Индонезии все еще не охвачены медицинским страхованием. В-третьих, неравенство налогового бремени. Данные свидетельствуют о том, что наибольший вклад в виде уплаты налогов вносят работники, а не богатые граждане, владельцы бизнеса и акций компаний. В-четвертых, региональное неравенство, которое выражается в недостаточно развитой инфраструктуре, такой как дороги и мосты. Также существуют регионы, в которых отсутствует доступ к качественному здравоохранению и образованию (учителя, врачи, акушеры), такие как Калимантан, Сулавеси, Папуа, Восточные и Западные Малые Зондские острова.

Индонезия — это архипелаг, состоящий более чем из 13 тыс. островов всевозможных размеров и испытывающий сложности, связанные с доступностью межостровного сообщения. Поток товаров и услуг между островами все еще ограничен и дорог. Импортируемые товары поступают в Индонезию быстрее и с меньшими издержками, чем через межостровную торговлю. Развитие индонезийской инфраструктуры (порты, дороги, аэропорты) с трудом поспевает за происходящим расширением экономической деятельности.

Другие формы неравенства включают различия в объемах земельных ресурсов, контролируемых частными компаниями (национальными и иностранными) и находящихся в собственности населения. Нефтяные и горнодобывающие компании, а также компании, занимающиеся пальмовым маслом на Калимантане и Сулавеси, контролируют миллионы гектаров земель. Учитывая наличие подобных форм неравенства, неудивительно, что неравенство в Индонезии становится все более острой проблемой.

3 Согласно данным Центрального статистического агентства Индонезии (BPS) о распределении доходов, это распределение ухудшается [7]. В 1999 г. 20% наиболее обеспеченных обладали 40,57% всех доходов домохозяйств. В 2011 г. 20% наиболее обеспеченных обладали 48,42% всех доходов до-мохозяйств. Наоборот, наименее обеспеченные 40% обладали 21,66 % всех доходов домохозяйств в 1999 г. и только 16,85% в 2011 г. Средний класс также подвержен этим изменениям: 40% среднеобеспеченных обладали 34,73% общих доходов домохозяйств в 2011 г. по сравнению с 37,77% в 1999 г. [7].

Причины неравенства

Неравенство доходов — результат работы рыночных механизмов. Правительство, однако, может влиять на уровень заработных плат через установление минимального уровня заработной платы в государственном и частном секторах. Хотя контроль правительства за уровнем зарплат может быть ограниченным, оно может приложить больше усилий для сокращения неравенства с точки зрения знаний и навыков (образования), земельных и финансовых активов (микрокредитование).

Неравенство может быть существенно сокращено посредством разработки следующих механизмов: а) более равномерного распределения налоговых платежей и налоговой нагрузки для поддержки малоимущих; б) оказания основных государственных услуг, таких как здравоохранение, образование, водоснабжение и санитария, на основе потребностей, а не рыночного механизма («получаешь то, за что платишь»); в) системы социальной защиты, особенно всеобщего здравоохранения, которая является как эффективной, так и справедливой.

Подход Индонезии к снижению неравенства основан не только на рыночном механизме. Правительство содействует решению проблемы посредством различных мероприятий и программ, таких как субсидии и различные другие социальные программы. Однако эти стратегии недостаточны для снижения неравенства.

Существует большое количество факторов, способствующих росту неравенства. Во-первых, универсальные топливные субсидии для богатых и бедных ежегодно поглощают около 10% бюджетных средств. Отмена этих субсидий трудноосуществима в силу возможных политических последствий. В настоящий момент правительство предпочитает продолжать субсидирование в топливной сфере, но это означает, что на другие социальные программы приходится меньше средств.

Во-вторых, примерно 42% рабочей силы занято в сельском хозяйстве, хотя правительство предоставляет лишь минимальный уровень поддержки сельской экономике и сельскому сообществу. Сельскохозяйственные субсидии в форме субсидий на удобрения и семена непропорционально распределяются между государственными компаниями (Pusri, Sang Hyang Sri, и т.д.), которые не являются подотчетными. В конечном счете это приводит к тому, что фермеры не получают преимуществ от субсидий.

В-третьих, правительственные программы социального страхования и социального вспомоществования являются избирательными, а не универсальными. Это аргументируется тем, что избирательный подход не так дорог, как универсальный. Однако опыт показывает, что избирательный подход приводит к обострению отношений между теми, кто получает блага, и теми, кто их не получает. Избирательный подход также приводит к большому количеству незаслуженных получателей, т.е. тех, кто получает блага, но в реальности не имеет на это права.

В-четвертых, существует множество программ с позитивными целями, предоставляющих публичные блага, например, доступ к клиникам, но имеющих ограниченное финансирование. Например, программа страхования здоровья беременных женщин «Jampersal» не является общедоступной в силу сокращения финансирования. Существуют также примеры госпиталей, которые прекращают обслуживание бедных, так как еще не получили компенсации расходов от местного правительства или департамента здравоохранения.

Меры правительства Индонезии в отношении роста неравенства

Индонезийское правительство регулярно заявляло, что экономика страны не может больше полагаться на дешевую рабочую силу. Стоимость рабочей силы часто ошибочно относят к числу препятствий на пути иностранных инвестиций в Индонезию. На основании данных многочисленных опросов можно сказать, что главным препятствием для капиталовложений в Индонезию являются не высокие зарплаты, а лицензирование бизнеса и коррупция. Высокая стоимость рабочей силы наблюдается там, где происходят сокращения сотрудников. Предприниматели выступают за то, что государство должно взять на себя ответственность за эти издержки. ОЭСР выступила с рекомендацией ввести план страховки от безработицы в качестве средства для покрытия этих издержек [1].

В течение 2012 г. на заседаниях Национальной народной ассамблеи к правительству обращались с призывами оценить реализацию и успешность программ развития с учетом неравенства [7]. До настоящего времени правительство оценивает только сокращение бедности и безработицу. Несмотря на то, что правительство еще не приняло эту рекомендацию, ситуация может измениться в ближайшие годы.

Национальное Министерство планирования4 разработало политику социальной защиты, которая будет запущена в 2013—2014 гг. Политика является более инклюзивной, предоставляя защиту малочисленным народам и людям с ограниченными возможностями, что будет отражено в 5-летнем Плане среднесрочного развития (RPJM), начиная с 2014 г. При условии, что в 2015 г. новое правительство одобрит эту политику, социальная защита станет одним из основных направлений развития Индонезии и поставит ее в один ряд с другими странами.

Правительство Индонезии планирует внедрить всеобщее медицинское страхование, основываясь на Национальном акте социальной защиты 2004 г. и законе BPJS 2012 г. В настоящий момент только государственные служащие и лица, занятые в частном секторе (около 50 млн человек), имеют медицинскую страховку. Дух и содержание двух этих законов приведет к существенному сдвигу как в политике, так и в приоритетах. Всеобщее медицинское страхование ознаменует масштабные изменения в экономической и социальной ситуации в стране.

Если план медицинского страхования будет финансироваться в достаточном объеме, покрывая широкий спектр услуг, и будет действительно доступным даже для самых маргинальных групп, эти действия могут стать действительно серьезными шагами на пути к искоренению некоторых форм неравенства. В 2014 г. правительство планирует протестировать всеобщее медицинское страхование путем привлечения спонсируемой им компании «РТ Азк^» или государственной Компании медицинского страхования к покрытию услуг здравоохранения не только в медицинских учреждениях государственных госпиталей, но и в частном секторе.

На основании того же закона в 2019 г. правительство также планирует ввести пенсионный план. До настоящего времени большая часть населения Индонезии не участвует ни в каком пенсионном плане; вместо этого поддержка предоставляется родственниками. Недостаток финансовой поддержки усугубляет неравенство, так как пожилые люди не имеют средств для медицинского обслуживания. Учитывая, что в ближайшие 10—20 лет пожилые люди будут составлять около 20% рабочей силы, пенсионный план

4 Варрепав.

является стратегической политикой по обеспечению продуктивности и эффективности экономики Индонезии.

Будущие политические решения

Для преодоления неравенства доходов и неравенства активов правительство должно проводить политику позитивной дискриминации. Неравенство доходов может быть снижено путем расширения возможностей для оказания ключевых государственных услуг, таких как здравоохранение, образование и программа субсидий (топливных и сельскохозяйственных).

Средства, выделенные на топливные субсидии, могут быть перераспределены на покрытие расходов на здравоохранение и образовательные услуги (дополнительные учителя, доктора, ремонт школ) и развитие инфраструктуры в сельской местности и отдаленных регионах (дороги, порты и т.д.). Сельскохозяйственные субсидии должны ориентироваться на фермеров, а не на государственные предприятия. Средства для субсидий, которые не направляются через Министерство сельского хозяйства или государственные предприятия, часто изымаются политическими элитами. Поэтому изменение природы субсидий не просто технический вопрос, но также и вопрос политической экономии, так как возможности политических элит «захватывать» средства для субсидий будут снижены.

Для поддержки этих конкретных мер правительство должно учитывать индекс Джини в ежегодных планах развития (RKP) и пятилетних планах (RPJM). Кроме того, существенные средства на здравоохранение и медицинское страхование нужно распределять таким образом, чтобы здравоохранение было доступно все гражданам.

Наконец, необходимо внести поправки в налоговую политику для обеспечения справедливости и равенства этой системы. В настоящее время налоги составляют только 12—13% ВВП. Этот показатель должен вырасти до 20—25% ВВП, чтобы Индонезия вышла на уровень стран со средними доходами. Правящие элиты как национальных, так и международных корпораций не платят справедливую долю налогов (незаконные финансовые потоки из Индонезии, согласно «Докладу о международной финансовой безупречности», оцениваются в 10 млрд долл. в год) [3]. Укрепление мер по борьбе с коррупцией и реализация налоговых законов вместе с разработкой международных налоговых соглашений через «Группу двадцати» позволят Индонезии укрепить свое финансовое положение.

Литература

1. Economic Assessment of Indonesia. Policy Brief. July 2008. Paris: OECD Publishing, 2008.

2. Hailu D., Suarez S. What Explains Brazil's Decline Inequality // International Policy Center for Inclusive Growth, 2009. URL: http://www.ipc-undp.org/pub/IPCOnePager89.pdf (date of access: 24.05.2013).

3. Illicit Financial Flows from Developing Countries 2001—2010: A December 2012 Report // GFI, 2012. URL: http://iff.gfintegrity.org/iff2012/2012report.html (date of access: 24.05.2013).

4. Pertumbuhan Ekonomi Indonesia Belum Berkualitas // Suara Karya. 12.09.2012. URL: http:// www.suarakarya-online.com/news.html?id=310725 (date of access: 24.05.2013).

5. The Rich and The Rest // The Economist. 20.01.2011. URL: http://www.economist.com/ node/17959590 (date of access: 24.05.2013).

6. Schneider M. Measuring Inequality: The Origins of the Lorenz Curve and the Gini Coefficient. 2004. URL: http://www.poyago-theotoky.com/repec/ltr/wpaper/2004/2004.01.pdf (date of access: 24.05.2013).

7. Sinaga A. Income, a Perilously a Widening Gap // Jakarta Post. 05.06.2012. URL: http://www. thejakartapost.com/news/2012/06/05/income-a-perilously-widening-gap.html (date of access: 24.05. 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.