Канада1
Дж.Дж. Киртон, К. Брэхт
Киртон Джон Джеймс — Dr., профессор, директор Группы по исследованиям «Группы восьми», содиректор Группы по исследованиям «Группы двадцати» Университета Торонто; E-mail: john.kirton@ utoronto.ca
Брэхт Кэролин — PhD, научный сотрудник Группы по исследованиям «Группы двадцати» Университета Торонто; E-mail: [email protected]
Авторы статьи рассматривают тенденции развития и уровни неравенства в Канаде. Несмотря на то, что Канада достаточно успешно решает проблему неравенства, в обществе высока социальная мобильность, распределение доходов среди населения остается несправедливым: доходы 1% богатейшего населения растут на протяжении последних десятилетий, а доходы малоимущих сокращаются. Кроме того, неравенство в Канаде растет быстрее, чем в США и других странах ОЭСР. Неравенство в стране зафиксировано среди отдельных граждан, городов и регионов. Авторы отмечают, что в атлантических регионах наименее развито неравенство по сравнению с наиболее богатыми ресурсами провинциями, такими как Альберта. Неравенство доходов также растет в крупнейших городах Канады: Ванкувере, Торонто и Монреале. Была выявлена корреляция между уровнем неравенства доходов и продолжительностью жизни. Особенно резко неравенство доходов проявляется между коренными канадцами (индейцами) и другими жителями Канады. У коренных канадцев меньше возможностей трудоустройства, часто они не могут обеспечить свои базовые потребности.
Причинами неравенства являются слишком большие различия в оплате квалифицированных и неквалифицированных работников, сдвиги в структуре рынка труда: рост самозанятого населения, чьи доходы уменьшаются, изменение перераспределения за счет социальных реформ, в частности, снижение социальных пособий.
Авторы считают, что неравенство может быть преодолено за счет увеличения количества рабочих мест; роста инвестиций в образование, в том числе непрерывное образование; реформирования системы выплаты социальных пособий и налоговой системы; расширения доступа наиболее уязвимых групп населения к качественным социальным услугам: здравоохранению, образованию, социальному обеспечению.
Ключевые слова: Канада, неравенство, коэффициент Джини, тенденции развития неравенства, причины неравенства, распределение доходов, неравенство доходов, государственная политика по преодолению неравенства
Key words: Canada, inequality, Gini coefficient, trends in inequality, causes of inequality, income distribution, income inequality, government policies on inequality
Тенденции и уровни неравенства в Канаде
За последние десятилетия неравенство доходов в Канаде возросло до уровня, при котором коэффициент Джини немного превышает среднее значение по ОЭСР (табл. 1). Несмотря на то, что в Канаде уровень неравенства ниже, чем в США, растет оно быстрее
1 Перевод выполнен м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований на основе методологий ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Л.В. Зава-рыкиной под редакцией д.полит.н., директора ИМОМС НИУ ВШЭ М.В. Ларионовой.
[14]. Усиление неравенства наблюдается среди отдельных граждан, регионов, городов, коренных и некоренных канадцев.
Таблица 1. Коэффициент Джини. Канада относительно среднего по ОЭСР
Страна Середина Середина Середина Поздние
1980-х 1990-х 2000-х 2000-е
Канада 0,29 0,29 0,32 0,32
ОЭСР среднее 0,28 0,30 0,31 0,31
Источник: OECD Statistics. URL: http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=INEQUALITY (date of access: 24.06.2013).
В 1980-х годах уровень неравенства в Канаде сократился, в 1989 г. коэффициент Джини достиг наименьшего значения — 0,281. Однако в 1990-е годы уровень неравенства вырос, превысив в 1995 г средние показатели по странам ОЭСР. Значение коэффициента Джини составляло около 0,32 — несколько выше среднего по ОЭСР на протяжении 2000-х [6]. Рейтинг Канады по индексу развития человеческого потенциала, составленный Программой развития ООН, также понизился. В 2012 г. по индексу развития человеческого потенциала Канада занимала 11-е место, но когда рейтинг был скорректирован с учетом уровня неравенства, ее место снизилось до 16-го [10]. Канада демонстрирует лучшие по сравнению с США результаты социальной мобильности. В Канаде только 19% детей из неблагополучных семей остались в неблагополучной социальной группе, в то время как в США эта цифра составляет 47%, а в Великобритании 50% [9]. Институт Фрейзера представил данные, согласно которым «канадцы не остаются постоянно в какой-то определенной социальной группе в соответствии с их доходами. В течение жизни большинство канадцев продвигаются вверх и вниз по лестнице доходов» [11].
Неравенство среди канадцев
Общий рост неравенства доходов населения можно обнаружить, наблюдая за распределением доходов от экономического роста. В течение десяти лет интенсивного роста с 1997 г. по 2007 г. на 1% наиболее обеспеченных жителей Канады — со средним годовым доходом 404 тыс. долл. США — приходилась почти треть (32%) роста уровня доходов [17]. Таким образом, произошло полное изменение долгосрочных тенденций, учитывая, что в послевоенные годы неравенство сокращалось. С начала Второй мировой войны до 1977 г. доля доходов 1% наиболее обеспеченных канадцев уменьшилась вдвое: с 14% до 7,7%, так как в результате экономического роста снизился уровень безработицы, и жители Канады стали работать на более высокооплачиваемых позициях. К 2007 г. неравенство вернулось на довоенный уровень, при котором у богатейшего 1% канадцев было сосредоточено 13,8% доходов [17].
В 2011 г. средний валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения составил 40450 долл. США [4]. Однако в декабре 2012 г. специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание отметил, что все больше канадцев не могут обеспечить свои базовые потребности в питании. В 2007—2008 гг. 7,7% канадских домохозяйств заявили о том, что они испытывают крайнюю или средней степени продовольственную нужду [2]. Более того, по данным Совета организаций Канады2 [9], уровень детской бедности
2 inference Board of Canada.
возрос с 12,8% в середине 1990-х годов до 15,1% в настоящее время, а уровень бедности среди населения трудоспособного возраста возрос с 9,4% в конце 1990-х до 11,1%.
Неравенство регионов Канады
Степень доступа к ресурсам варьирует в различных регионах Канады [14]. При этом с начала 1980-х годов ни в одной из провинций не вырос уровень равенства, во всех в той или иной степени неравенство укрепилось. Высокий уровень неравенства отмечается в одной из наиболее богатых ресурсами провинций — провинции Альберта: 1% наиболее обеспеченных жителей Альберты в 18 раз богаче, чем 90% менее обеспеченного населения провинции. Для данной группы характерен самый большой рост доходов с 1982 г. За последние тридцать лет доход 1% наиболее обеспеченных жителей провинции Альберта удвоился в среднем на 320 тыс. долл. США, а доход 90% жителей этой провинции за тот же период возрос на 3900 долл. В Британской Колумбии, другой богатой провинции Канады, 90% населения зарабатывают меньше, чем в 1982 г. Наибольший уровень равенства был зафиксирован в провинции Остров Принца Эдуарда, где соотношение доходов наиболее обеспеченного 1% населения и 90% населения равно 8 [8]. В целом в атлантических провинциях наблюдается более равномерный рост доходов 1% наиболее обеспеченных жителей и большинства населения.
Неравенство городов Канады
В трех крупнейших городах Канады — Ванкувере, Торонто и Монреале — также наблюдается рост неравенства. 90% населения этих городов получает меньше доходов, чем в 1982 г. Доходы этой группы населения снизились на 4300, 1900 и 224 долл. соответственно. Однако доходы наиболее обеспеченного 1% населения возросли на 189 тыс., 297 тыс. и 162 тыс. соответственно [7]. В Калгари — главном городе провинции Альберта, в которой самый высокий уровень неравенства, также зафиксирован наиболее высокий уровень неравенства. С 1982 г. доходы 1% наиболее обеспеченных жителей возросли на 570 тыс. долл. по сравнению с 2 тыс. долл. 90% наименее обеспеченного населения. Эти данные подчеркивают не только крайнее неравенство доходов в главных городах Канады, но и то, что в некоторых местах уменьшаются доходы наименее обеспеченной части населения [7]. Исследование в Гамильтоне, Онтарио, показало зависимость между уровнем неравенства доходов и состоянием здоровья в пригородах Гамильтона. Было обнаружено, что жители наиболее богатых пригородов живут на 21 год дольше по сравнению с жителями наиболее бедных пригородов. По международным показателям продолжительности жизни беднейшие пригороды Гамильтона заняли бы 165-е место [14].
Неравенство среди коренных и некоренных жителей Канады
В целом коренные канадцы (индейцы), как проживающие в резервации, так и вне ее, имеют меньше шансов на трудоустройство. У работающих представителей коренных народов годовой доход значительно ниже, чем у некоренного населения [12]. Данные 2006 г. показывают, что на каждый доллар, зарабатываемый канадцами европейского происхождения, приходится только 70 центов, зарабатываемых коренными канадцами [15, 16]. В 2011 г. уровень безработицы среди коренных канадцев был на 5,6% выше, чем среди остальных канадцев [1]. Продолжительность жизни коренных
жителей также ниже: в 2000 г. этот показатель составил 68,9 лет у мужчин и 76,6 — у женщин: это на 8,1 и 5,5 лет меньше, чем у остальных канадцев.
Коренные канадцы в большей степени подвержены угрозам продовольственной безопасности. В 2007—2008 гг. 17,8% коренных жителей Канады в возрасте 25—39 лет и 16,1% в возрасте 40—54 лет заявляли о том, что они были голодны, так как у них не хватало средств на питание [2]. Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание сообщил, что он пришел в замешательство, обнаружив, насколько серьезна проблема продовольственной безопасности для коренных народов, проживающих как в резервации, так и в отдаленных районах и городах [12].
Последствия неравенства для финансовой стабильности и экономического роста
Растущее неравенство в Канаде ведет к росту количества кредитов: у канадцев возрастает личный долг, возникающий из-за необходимости поддержания уровня жизни при снижении уровня заработных плат и возможностей трудоустройства. В среднем канадцы должны более 1,5 долл. на каждый заработанный доллар: такая ситуация определяется как потребление за счет долга [14]. Возрастающая задолженность домохозяйств вызывает обеспокоенность, так как является проблемой для достижения финансовой стабильности и экономического роста. В самом деле, Банк Канады, национальный центральный банк, отметил рекордные уровни задолженности домохозяйств. Это большой риск для экономики. Прогнозируется, что по мере роста процентов по кредитам проблемы растущего неравенства доходов и борьба среднего класса за выживание обострятся [14].
Причины растущего неравенства в Канаде
Согласно данным ОЭСР [3], «неравенство усиливалось в большей степени за счет увеличения разницы трудовых доходов между высоко- и низкооплачиваемыми работниками и меньшего перераспределения. Налоги и компенсации в меньшей степени сокращают уровень неравенства в Канаде по сравнению с другими странами ОЭСР».
В частности, основной причиной является разница в количестве рабочих часов: высокооплачиваемые сотрудники работают больше, а низкооплачиваемые меньше. Второй причиной, объясняющей 25% возрастающего неравенства доходов, является рост самозанятости: самозанятые работники зарабатывают меньше, чем работающие на полной ставке. Третья причина заключается в перераспределении через налоги и пособия, которое компенсировало более 70% рыночных доходов до середины 1990-х и только 40% впоследствии. Основной причиной изменений в уровне неравенства стало снижение объемов пособий и других компенсаций для целевых групп, в то время как изменение ставки налогов произвело меньший эффект. Социальные изменения также оказывают небольшой нетто-эффект, так как рост количества неполных семей, одиноких людей и людей, женившихся/вышедших замуж за представителей из той же социальной группы, компенсируется более высокими уровнями заработной платы женщин. Технологические изменения могут вызвать увеличение заработных плат для граждан со средним или высшим профессиональным образованием, но для малоквалифицированного персонала заработные платы не возросли, а потребность в таких работниках снизилась [13].
Некоторые канадские эксперты, тем не менее, акцентируют внимание на социальных выплатах и снижении налогов [15]. Они утверждают, что рост неравенства после выплаты налогов начался в 1990-х параллельно с сокращением социальных выплат. Однако рост уровня налогов и сокращение социальных выплат были реакцией правительства на возрастающий государственный долг, обусловленный двумя рецессиями и высоким уровнем безработицы. В то же время федеральное правительство сократило пособия по безработице и социальные компенсации провинций, которые использовались для оплаты социальных услуг, ухода за детьми и других программ, направленных на сокращение бедности. Снижение налогов было проведено позже. Было подсчитано, что ставка налога для 1% наиболее обеспеченных жителей возросла на 4%, для 10% наименее обеспеченных жителей налог увеличился. Другим преимуществом для богатых людей является то, что доход от инвестиций, особенно прибыль с капитала, облагается налогом по гораздо более низкой ставке, чем заработная плата обычных работников [15]. Общая сумма налоговых поступлений в Канаде снизилась с 36% до 31% от ВВП с середины 1990-х годов. Этому соответствовал эквивалентный спад в отношении затрат на социальные программы к показателю ВВП. Такое сокращение было одним из самых значительных в ОЭСР [15].
Согласно данным исследования, проведенного Советом организаций Канады [6], канадская налоговая система и пособия бедным помогают снизить неравенство доходов на 27%, в этом случае значение коэффициента Джини снижается с 0,441 до 0,324 после того, как выплачены налоги и социальные пособия. Без правительственных выплат и налогов уровень бедности составил бы 23%, а не текущие 12%.
Рекомендации
Канадское правительство стимулирует диалог с различными группами заинтересованных сторон относительно состояния неравенства в стране. Постоянный комитет Палаты общин объявил, что с апреля 2013 г. начинает исследование неравенства доходов в Канаде. В рамках данного исследования рассматриваются канадская федеральная и территориальная системы налогов на личный доход и поддержки малоимущим; изучаются лучшие практики снижения неравенства доходов и меры по увеличению роста ВВП на душу населения; выявляются недочеты федеральной системы налогообложения и выплат малоимущим, способствующие росту неравенства доходов; определяются значимые препятствия для занятости в формальной экономике, которые могут быть частью «ловушки безработицы»; даются рекомендации по улучшению равенства возможностей и благосостояния для всех канадцев [7]. Исследование опирается на результаты четырех встреч, состоявшихся с апреля по июнь 2013 г. По итогам исследования будет подготовлен отчет.
На данный момент рекомендации по сокращению неравенства доходов в Канаде должны учитывать рекомендации ОЭСР [4], представленные в страновом докладе по Канаде. Эти рекомендации включают следующие положения:
1. Занятость. Необходимо создавать больше качественных рабочих мест, обеспечивающих карьерные перспективы и возможности преодоления бедности.
2. Образование. Необходимо инвестировать в человеческий капитал с раннего возраста через обязательное образование и образование в течение жизни.
3. Компенсации и пособия. Необходимо реформирование политики выплаты пособий и компенсаций для прямой помощи малоимущим группам, которые сильно пострадали от рецессий.
4. Налогообложение. Необходимо увеличить налоги для богатых, особенно для тех, чьи доходы сильно выросли.
5. Социальные услуги. Необходимо предоставлять бесплатные, доступные качественные государственные социальные услуги в области образования, здравоохранения и социальной помощи.
Литература
1. Aboriginal Labour Market Performance in Canada Deteriorates Since 2007. Press Release // Centre for Study of Living Standards. 20.06.2012. URL: wwwcsls.ca/PressReleaseJune202012.pdf (date of access: 24.05.2013).
2. De Schutter O. United Nations Report of the Special Rapporteur on the Right to Food. A/HRC/22/ 50/Add.1 // United Nations General Assembly; 24.12.2012. URL: wwwsrfood.org/images/stories/ pdf/officialreports/20121224_canadafinal_en.pdf. (date of access: 24.05.2013).
3. Divided W Stand: Why Inequality Keeps Rising. Country Report Canada. Paris: OECD, 2011. URL: wwwioecd.org/canada/49177689.pdf (date of access: 24.05.2013).
4. Gross Domestic Product (GRP): GRP per Head, US$, Current Prices, Current PPPs. Paris: OECD, 2013. URL: http://stats.oecd.org/index.aspx?queryid=558 (date of access: 20.04.2013).
5. Income Distribution — Inequality. Paris: OECD, 2013. URL: http://stats.oecd.org/Index. aspx?DataSetCode=INEQUALITY (date of access: 24.05.2013).
6. Income Inequality // Conference Board of Canada, 2013. URL: www.conferenceboard.ca/hcp/de-tails/society/income-inequalityaspx (date of access: 24.05.2013).
7. Income Inequality in Canada // News Release Parliament of Canada. 18.03. 2013. URL: www.parl. gc.ca/HousePublications/Publication.aspx?DocId=6037233&Mode=1&Parl=41&Ses=1&Languag e=E (date of access: 24.05.2013).
8. Income Inequality Spikes in Canada's Biggest Cities. News Release // Canadian Centre for Policy Alternatives. 28.01.2013. URL: http://www policyalternatives.ca/newsroom/news-releases/income-inequality-spikes-canadas-big-cities (date of access: 24.05.2013).
9. Intergenerational Income Mobility // Conference Board of Canada, 2013. URL: wwwconference-board.ca/hcp/details/society/intergen-erational-income-mobilityaspx (date of access: 24.05.2013).
10. International Human Development Indicators // United Nations Development Programme, 2013. URL: http://hdr.undp.org/en/statistics (date of access: 24.05.2013).
11. Lammam C., Karabegovic A., Vfeldhuis N. Measuring Income Mobility in Canada // Fraser Institute, 2012. URL: http://wwwifraserinstitu-te.org/uploadedFiles/fraser-ca/Content/research-news/ research/publications/measuring-income-mobility-in-canada.pdf (date of access: 24.05.2013).
12. Reading C.L., Wein F Health Inequalities and Social Determinants of Aboriginal Peoples Health // National Collaborating Centre for Aboriginal Health, Prince George, British Columbia: 2009. URL: http://wwwicahr.uvic.ca/ wp-content/uploads/2012/02/NCCAH-report-LoppieWein-down-load11.pdf (date of access: 24.05.2013).
13. Sarlo C. The Economic Wfell-Being of Canadians: Is there a Growing Gap // Fraser Institute, 2009. URL: http://wwwfraserinstitute.org/publicationdisplayaspx?id=13502&terms=inequality (date of access: 24.05.2013).
14. Scott Brison Introduces Motion to Study Income Inequality // House of Commons Debate. 25.04.2012. URL: http://wwwbrison.ca/newsshowasp?int_ id=81032 (date of access: 24.05.2013).
15. Towards a More Equal Canada // Broadbent Institute. October 2012. URL: http://wwwbroad-bentinstitute.ca/sites/default/files/documents/towards_a_more_equal_canada.pdf (date of access: 24.05.2013).
16. Wilson D., Macdonald D. The Income Gap between Aboriginal Peoples and the Rest of Canada // Canadian Centre for Policy Alternatives, 2010. URL: wwwpolicyalternatives.ca/publications/re-ports/income-gap-between-aboriginal-peoples-and-rest-canada (date of access: 24.05.2013).
17. Yalnizyan A. The Rise of Canada's Riches 1% // Canadian Centre for Policy Alternatives, 2010. URL: http://wwwpolicyalternatives.ca/sites/default/files/ uploads/publications/National%200f-fice/ 2010/12/Richest%201%20Percent.pdf (date of access: 24.05.2013).