Научная статья на тему 'ИНДО-ТИХООКЕАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ США: ЦЕЛИ, ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ОБСТАНОВКИ'

ИНДО-ТИХООКЕАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ США: ЦЕЛИ, ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ОБСТАНОВКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
252
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДО-ТИХООКЕАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ / США / КИТАЙ / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — У Яньбинь

В данной статье анализируются цели Индо-Тихоокеанской стратегии США, логика ее построения и влияние на регион Восточной Азии с китайской перспективы. Отношения между США и Китаем при администрации Д. Трампа характеризуются ростом конфронтационных настроений. Администрация Дж. Байдена унаследовала политическое мышление администрации Трампа и продолжила реализацию Индо-Тихоокеанской стратегии. С теоретической точки зрения данная стратегия основана на принципах реальной политики. На нее повлияли и геополитическая теория морской мощи, и географическая концепция Индо-Тихоокеанского региона К. Хаусхофера. К настоящему времени сложилась многоуровневая теоретическая и идеологическая основа, позволяющая оправдать реализацию Индо-Тихоокеанской стратегии США. Анализируя практики ее реализации, автор характеризует роли традиционных союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Японии и Южной Кореи), а также рассматривает значение тайваньского вопроса. Реализация Индо-Тихоокеанской стратегии США привела к изменениям ситуации в Восточной Азии с точки зрения политики и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US INDO-PACIFIC STRATEGY: GOALS, LOGIC OF CONSTRUCTION, AND CONSEQUENCES FOR THE EAST ASIAN SITUATION

This article analyses the objectives of the US Indo-Pacific strategy, the logic of its construction, and the impact on the East Asian region from Chinese perspectives. Under the administration of D. Trump relations between the United States and China are characterized by the growth of confrontational moods. The Biden administration inherited the political thinking of the Trump administration and continued to implement the Indo-Pacific strategy. From a theoretical point of view, this strategy is based on realpolitik principles. It was influenced by both the geopolitical theory of sea power and the geographical concept of the Indo-Pacific region by K. Haushofer. At the present time a multi-level theoretical and ideological framework has been developed to justify the implementation of the US Indo-Pacific strategy. Analyzing the practice of its implementation, the author characterizes the role of traditional US allies in the Asia-Pacific region (Japan and South Korea), and also considers the importance of the Taiwan issue. The implementation of the US Indo-Pacific Strategy has led to changes in the situation in East Asia in terms of politics and security.

Текст научной работы на тему «ИНДО-ТИХООКЕАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ США: ЦЕЛИ, ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ОБСТАНОВКИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2022. № 5

У Яньбинь,

аспирант факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1,119991, Москва, Россия), e-mail:[email protected]

ИНДО-ТИХООКЕАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ США: ЦЕЛИ, ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ОБСТАНОВКИ

В данной статье анализируются цели Индо-Тихоокеанской стратегии США, логика ее построения и влияние на регион Восточной Азии с китайской перспективы. Отношения между США и Китаем при администрации Д. Трампа характеризуются ростом конфронтационных настроений. Администрация Дж. Байдена унаследовала политическое мышление администрации Трампа и продолжила реализацию Индо-Тихоокеанской стратегии. С теоретической точки зрения данная стратегия основана на принципах реальной политики. На нее повлияли и геополитическая теория морской мощи, и географическая концепция Индо-Тихоокеанского региона К. Хаусхофера. К настоящему времени сложилась многоуровневая теоретическая и идеологическая основа, позволяющая оправдать реализацию Индо-Тихоокеанской стратегии США. Анализируя практики ее реализации, автор характеризует роли традиционных союзников США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Японии и Южной Кореи), а также рассматривает значение тайваньского вопроса. Реализация Индо-Тихоокеанской стратегии США привела к изменениям ситуации в Восточной Азии с точки зрения политики и безопасности.

Ключевые слова: Индо-Тихоокеанская стратегия, США, Китай, Восточная Азия, безопасность.

Wu Yanbin,

Graduate Student, Department of World Politics, Lomonosov Moscow State University (Leninskiye Gory 1, 119991, Moscow, Russia), e-mail: yanbinwu@ yandex.ru

THE US INDO-PACIFIC STRATEGY: GOALS, LOGIC OF CONSTRUCTION AND CONSEQUENCES FOR THE EAST ASIAN SITUATION

This article analyses the objectives of the US Indo-Pacific strategy, the logic of its construction, and the impact on the East Asian region from Chinese perspectives. Under the administration of D. Trump relations between the United States and China are characterized by the growth of confrontational moods. The Biden administration

inherited the political thinking of the Trump administration and continued to implement the Indo-Pacific strategy. From a theoretical point of view, this strategy is based on realpolitikprinciples. It was influenced by both the geopolitical theory of sea power and the geographical concept of the Indo-Pacific region by K. Haushofer. At the present time a multi-level theoretical and ideological framework has been developed to justify the implementation of the US Indo-Pacific strategy. Analyzing the practice of its implementation, the author characterizes the role of traditional US allies in the Asia-Pacific region (Japan and South Korea), and also considers the importance of the Taiwan issue. The implementation of the US Indo-Pacific Strategy has led to changes in the situation in East Asia in terms of politics and security.

Key words: Indo-Pacific Strategy, U.S., China, East Asia, security.

В 1970-х гг. отношения между США и Китаем значительно улучшились. Со времени окончания холодной войны и до прихода администрации Б. Обамы внешняя политика США была направлена на интеграцию Китая в международную систему посредством «политики вовлечения» (policy engagement), реализуемой под руководством США1.

При администрации Д. Трампа началась китайско-американская торговая война и война технологий. Сдвиг во внешней политике США вызвал чрезвычайно быстрое ухудшение отношений между США и Китаем. В ноябре 2017 г., в ходе своей поездки по Азии, Трамп активно пропагандировал идею создания «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (СОИТР, англ. FOIP)2. После того как США объявили об Индо-Тихоокеанской стратегии, геополитическое значение и стратегический статус Индо-Тихо-океанского региона (ИТР) действительно стали меняться, хотя и до этого Япония, Австралия, Индия и другие страны предлагали свои проекты развития ИТР.

Индо-Тихоокеанская стратегия была разработана в Докладе стратегии национальной безопасности США, опубликованном в декабре 2017 г.3 Когда Дж. Байден вступил в должность президента в 2020 г., он выпустил «Обновление преимуществ Америки. Временное стратегическое руководство по национальной безопасности»

1 [Цинь Яцин]. [Трансформация китайской стратегии США и изменения в отношениях двух стран] //

[Народный форум — Академический рубеж]. 2021. № 15.

2 СтрельцовД.В. Индо-Тихоокеанский регион как новая реальность глобальной системы международных отношений // Международная жизнь. 2018. № 8. С. 65-74.

3 National Security Strategy of the United States of America // White House. 2017. December. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/ NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

(Interim National Security Strategic Guidance)4, в котором продолжал продвигать концепцию развития ИТР. Реализация и исполнение Индо-Тихоокеанской стратегии администрациями Трампа и Байдена отражают преемственность политики в отношении Китая между Республиканской и Демократической партиями США.

Цели Индо-Тихоокеанской стратегии США

По мере роста экономики Китая и стремительного развития его военной мощи роль этой страны в мире становится все более важной. Политическая модель Китая сильно отличается от всех типов западных демократических политических систем. Поскольку стратегическое мышление США не полностью отошло от менталитета холодной войны, то Вашингтон определяет Китай как «ревизионистскую державу» (revisionist power). При администрации Трампа было широко мобилизовано восприятие Китая как внешнего врага5.

В докладе Министерства обороны США по ИТР определены четыре вызова для безопасности США: «Китайская Народная Республика как ревизионистская держава»; «Россия как активизировавшийся злонамеренный актор»; «Северная Корея как государство-изгой» и «распространенность транснациональных вызовов». Из четырех основных вызовов, определенных Пентагоном в Индо-Тихоокеанском регионе, Китай и Северная Корея находятся в Восточной Азии, а Россия — на Дальнем Востоке. Из этого перечня следует, что США рассматривают Китай и Россию как своих главных соперников6.

Возвращение соперничества великих держав стало определяющей чертой XXI в., а Россия и Китай рассматриваются США как силы, способные посеять хаос в «либеральном международном порядке» (the liberal international order)7. По географическим причинам Москва не играет центральной роли в Индо-Тихоокеанской стратегии США, а главной стратегической мишенью Вашингтона в ИТР является Пекин. Это также можно заключить из рассекреченных документов Вашингтона по Индо-Тихоокеанской стратегии8.

4 Interim National Security Strategic Guidance // The White House. 2021. March. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf

5 Norrlof C. The Ibn Khaldun Trap and Great Power Competition with China // The Washington Quarterly. 2021. Vol. 44. No. 1. P. 7-28.

6 Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region // Department of Defense U.S. 2019. June 1. URL: https://media.defense. gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENT-0F-DEFENSE-IND0-PACIFIC-STRATEGY-REP0RT-2019.PDF

7 Norrlof C. Op. cit.

8 U.S. Strategic Framework for the Indo-Pacific. 2021. URL: https://trumpwhitehouse. archives.gov/wp-content/uploads/2021/01/IPS-Final-Declass.pdf

Логика построения Индо-Тихоокеанской стратегии США

Изменение китайского вектора внешней политики США, с одной стороны, связано с быстрым подъемом Китая и ростом его национальной мощи, а с другой — вызвано изменениями политического мышления и социальными трансформациями в США9. Индо-Ти-хоокеанскую стратегию можно рассматривать как проявление изменений в стратегическом мышлении США. Логика построения Индо-Тихоокеанской стратегии США несложна и может быть проанализирована со следующих точек зрения:

Конкуренция великих держав в реальной политике. Возвращение реальной политики в теорию международных отношений привело к тому, что США стали рассматривать китайско-американские отношения с точки зрения конкуренции10. Реальная политика стала важным источником для построения Индо-Тихоокеанской стратегии США.

Геополитика характеризует ключевые стратегии реальной политики. Основные школы геополитической стратегии включают теорию Хартленда Х. Маккиндера, теорию морской мощи А. Мэхэна, теорию воздушной мощи Д. Дуэ и теорию Римленда Н. Спикмэна. Какая бы стратегия ни была выделена, речь идет о стремлении великой державы к господству над миром. В Индо-Тихоокеанской стратегии США нашли отражение и геополитика (теория морской мощи), и влияние географической концепции ИТР К. Хаусхофера. Цель Индо-Тихоокеанской стратегии США — продолжать контролировать политический порядок и безопасность в западной части Тихого океана и Индийском океане, тем самым ограничивая морские интересы материкового Китая. Таким образом, традиционные геополитические теории в определенной степени повлияли на разработку и реализацию Индо-Тихоокеанской стратегии.

Чтобы описать характер противостояния США и Китая, ученые используют различные подходы. Один из самых известных образов — «ловушка Фукидида» (Thucydides's trap) Г. Аллисона. Существует также теория «передачи власти» (power transition theory) А.Ф.К. Органски и реалистическое понимание «передачи гегемонии» Р. Гилпина, которые отражают некоторые из конкурирующих качеств нынешнего этапа отношений между США и Китаем. Помимо этого, нынешний этап отношений США и Китая описывается с помощью «ловушки Ибн Хальдуна» К. Норрлеф и «тени Шпенглера» Сян Ланьсиня. Таким образом, сложилась многоуровневая теоретическая

9 [Цинь Яцин]. Указ. соч.

10 Там же.

основа, позволяющая оправдать проведение Индо-Тихоокеанской стратегии США.

Рост многополярности в мире и подъем Китая воспринимаются в США как серьезный вызов их гегемонии. США слепо верят, что «Китай в этот период начал реализацию стратегии, в большей степени ориентированной на экспансию, которая берет начало и выстраивается в глобальном масштабе, и что он начал видеть существенные возможности вытеснить Соединенные Штаты как ведущее государство мира»11. Хотя после прихода к власти Байден скорректировал некоторые направления политики администрации Трампа, ряд элементов реальной политики вновь стал доминировать в стратегическом мышлении США. Стратегию соперничества великих держав, в которой Китай рассматривается как главный противник, уже нелегко изменить, что стало важной причиной продолжения и развития Индо-Тихоокеанской политики США12.

Идеология и политическая система. Идеология и политические институты являются важными факторами, влияющими на отношения между странами. США всегда были страной, восприимчивой к идеологии. Идеологическое противостояние и различия в политическом мировоззрении при администрации Трампа стали важными причинами ухудшения отношений с Китаем. США объяснили противостояние между странами противостоянием ценностей и идей и подчеркнули идеологическую роль и авторитарную политику Китайской коммунистической партии. В 2021 г. госсекретарь США М. Помпео выступил с речью в Библиотеке Никсона под названием «Коммунистический Китай и будущее свободного мира» (Communist China and the Future of the Free World). Утверждая, что противоречия между свободным миром и коммунистическим Китаем непримиримы, он призвал так называемый свободный мир сформировать новый альянс, чтобы ответить на «китайский вызов»13. После вступления в должность Байден принимал активное участие в организации Саммита демократии14. Эти шаги, несомненно, углубили конфликт

11 Doshi R. The Long Game: China's Grand Strategy to Displace American Order // BROOKINGS. 2021. August 2. URL: https://www.brookings.edu/essay/the-long-game-chinas-grand-strategy-to-displace-american-order/

12 Biden J.R., Jr. Why America Must Lead again Rescuing U.S. Foreign Policy after Trump // Foreign Affairs. 2020. Vol. 22. No. 2. P. 64-76.

13 Pompeo M. Communist China and the Future of the Free World. 2020, July 23. URL: https://content.govdelivery.com/attachments/USSTATEBPA/2020/07/23/file_ attachments/1502142/07%2023%2020%20As%20Prepared%20Speech.pdf

14 President Biden to Convene Leaders' Summit for Democracy // The White House. 2021. August 11. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/08/11/president-biden-to-convene-leaders-summit-for-democracy/

между США и Китаем, породив взаимное политическое недоверие и даже враждебность.

Запад всегда рассматривал Китай как авторитарное, недемократическое государство, но развитие Китая показывает, что его политическая система тесно связана с историей, культурой и выбором китайского народа. Чтобы провести различия между китайской и западной политикой, политики Китая часто ссылаются на «китайские особенности». С этой точки зрения китайская парадигма предлагает уникальные и, возможно, лучшие возможности для изменения существующего миропорядка15. Хотя это в определенной степени способствует настороженности Запада по отношению к Китаю, основной причиной все же является западоцентризм, игнорирование специфики и интересов развивающихся стран. Западная либерально-демократическая ортодоксия препятствует серьезному диалогу между Китаем и Западом относительно этих фундаментальных различий16. Очевидно, что при реализации Индо-Тихоокеанской стратегии США опираются на демократические и либеральные ценности западного образца.

Роль Индо-Тихоокеанской стратегии США в ландшафте

Восточной Азии в аспектах политики и безопасности

Политическая обстановка и обстановка в сфере безопасности в Восточной Азии становятся все более сложными в контексте растущего военного потенциала Китая, обострения китайско-американской конкуренции и реализации США своей Индо-Тихооке-анской стратегии. Поскольку Япония и Южная Корея — ключевые союзники США в Восточной Азии, восстановление отношений с ними и укрепление трехсторонних отношений являются основой азиатской политики администрации Байдена17. Восточная Азия является важным регионом для реализации Индо-Тихоокеанской стратегии США.

Будучи активным участником Индо-Тихоокеанской концепции, Япония играет ключевую роль в Индо-Тихоокеанской стратегии США. Каждый японский премьер-министр, начиная с Синдзо Абэ, говорил о свободном и открытом ИТР как о значимом дипломатическом направлении. Рассматривая эволюцию взглядов японской политической элиты — от предложений Синдзо Абэ о японском видении

15 Ho B. Understanding Chinese Exceptionalism: China's Rise, Its Goodness, and Greatness // Alternatives: Global, Local, Political. 2014. Vol. 39. No. 3. P. 164-176.

16XiangL. US-China Relations in the Shadow of Spengler // Survival. 2021. Vol. 63. No. 3. P. 45-53.

17 Sukin L., Dalton T. Reducing Nuclear Salience: How to Reassure Northeast Asian Allies // The Washington Quarterly. 2021. Vol. 44. No. 2. P. 143-158.

ИТР18 до совместного заявления Японии и США при Есихидэ Сугы (US-Japan Joint Leaders' Statement "U.S.-Japan Global Partnership for a New Era")19 и инаугурационной речи Фумио Кисиды20, становится ясно, что высшие эшелоны власти Японии перешли от Азиатско-Тихоокеанской к Индо-Тихоокеанской концепции внешней политики. По историческим и геополитическим причинам Япония всегда с тревогой относилась к подъему Китая и отдавала предпочтение Соединенным Штатам в сфере безопасности. В экономической сфере Китай и Япония развивают более конкурентную обстановку в Азиатском регионе. Попытки Японии и ее «партнеров-единомышленников» отрицать доминирование Китая в морской сфере также являются факторами продолжающегося регионального соперничества между двумя странами21. США рассматривают Японию как своего основного союзника в Восточной Азии. Учитывая сложные отношения между Китаем и Японией, США продолжают инвестировать в сферу безопасности Японии в рамках Индо-Тихоокеанской стратегии и вместе разделяют стратегическое давление.

Подход Южной Кореи к Индо-Тихоокеанской стратегии можно описать как «промедление» (foot-dragging)22. Южная Корея не переоценивает угрозы со стороны Китая, скорее, ее приоритетом является Корейский полуостров, где и Китай, и США играют важную роль. В условиях тесных отношений Китая с Северной Кореей Южная Корея опасается очевидной антикитайской направленности Индо-Тихоокеанской стратегии США, поэтому придерживается стратегии промедления. Однако Южная Корея, которая также в значительной степени полагается на США в плане военных гарантий и гарантий безопасности, вынуждена идти на более активное военное

18 [Индо-Тихоокеанская стратегия Абэ переименована в «концепцию» для Китая] // NIKKEI.cn. 2018. November 14. URL: https://cn.nikkei.com/politicsaeconomy/politicsasociety/33050-2018-11-14-05-00-30.html

19 US-Japan Joint Leaders' Statement: "U.S.-Japan Global Partnership for a New Era" // The White House. 2021. April 16. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/16/u-s-japan-joint-leaders-statement-u-s-japan-global-partnership-for-a-new-era/

20 [Речь премьер-министра Кисиды на 205-й сессии Парламента] // Prime Minister's Office of Japan. 2021. October 8. URL: https://www.kantei.go.jp/jp/100_kishida/statement/2021/1008sh oshinhyomei.html

21 Insisa A., Pugliese G. The Free and Open Indo-Pacific versus the Belt and Road: Spheres of Influence and Sino-Japanese Relations // The Pacific Review. 2020. Vol. 35. No. 3. P. 557-585.

22 Jung Sung Chul, Lee Jaehyon, Lee Ji-Yong. The Indo-Pacific Strategy and US Alliance Network Expandability: Asian Middle Powers' Positions on Sino-US Geostrategic Competition in Indo-Pacific Region // Journal of Contemporary China. 2021. Vol. 30. No. 127. P. 53-68.

сотрудничество с США в условиях нестабильных отношений между Кореями, что способствует реализации Индо-Тихоокеанской стратегии США и дальнейшему усложнению проблемы Корейского полуострова. С этой точки зрения военный альянс между США,

Японией и двумя Кореями был бы более эффективным и способ" " 23

ствовал долгосрочной устойчивости альянса23.

Кроме того, США создают напряженность в Тайваньском проливе, оказывая военную поддержку Тайваню, осуществляя масштабные поставки оружия, а также проводя собственные военные операции. Это отражает возможную тактику при дальнейшей реализации Ин-до-Тихоокеанской стратегии США, направленную на сдерживание Китая через тайваньский вопрос.

Несомненно, США сделали Индо-Тихоокеанскую стратегию более конкретной в сфере безопасности посредством расширения военного сотрудничества с Японией и Южной Кореей, а также военной поддержки Тайваня. В результате такой реализации Индо-Тихоокеанской стратегии значимость военного аспекта Восточно-Азиатского региона усиливается, а Китай подвергается большему стратегическому давлению и милитаристскому сдерживанию.

Заключение

Экономический успех Китая за последние три десятилетия увеличил вероятность того, что китайская модель заменит западную модель модернизации24. Несогласие США с китайской моделью, менталитет холодной войны и стремление сохранить собственную гегемонию привели к появлению Индо-Тихоокеанской стратегии. Неоспоримо, что США и сегодня занимают вершину мировой силовой структуры, но гегемония США демонстрирует признаки упадка, о чем свидетельствует поиск союзников, которые готовы поддержать Индо-Тихоокеанскую стратегию США и разделить их стратегическое и военное давление. Будущий политический ландшафт мира вряд ли придет к однополярной модели. Индо-Тихоокеанскую стратегию США можно рассматривать как следствие угасающей гегемонии США, но она не в силах изменить тенденцию мировой политики. Будь то Китай, процесс великого возрождения которого уже подходит к концу, Россия, занимающая особое место в мире, или другие развивающиеся экономики, общение и сотрудничество являются предпосылками для реализации «сообщества человеческой судьбы» (Си Цзиньпин), в то время как сдерживание и менталитет холодной войны только разделяют мир.

23 Sukin L., Dalton Т. Ор. и!

24 Но B. Ор. еИ.

ЛИТЕРАТУРА

СтрельцовД.В. Индо-Тихоокеанский регион как новая реальность глобальной системы международных отношений // Международная жизнь. 2018. № 8. С. 65-74.

Bidden J.R., Jr. Why America Must Lead again Rescuing U.S. Foreign Policy after Trump // Foreign Affairs. 2020. Vol. 22. No. 2. P. 64-76.

Doshi R. The Long Game: China's Grand Strategy to Displace American Order // BROOKINGS. 2021. August 2. URL: https://www.brookings.edu/essay/the-long-game-chinas-grand- strategy-to-displace-american-order/

Ho B. Understanding Chinese Exceptionalism: China's Rise, Its Goodness, and Greatness // Alternatives: Global, Local, Political. 2014. Vol. 39. No. 3. P. 164-176.

Insisa A., Pugliese G. The Free and Open Indo-Pacific versus the Belt and Road: Spheres of Influence and Sino-Japanese Relations // The Pacific Review. 2020. Vol. 35. No. 3. P. 557-585.

Jung Sung Chul, Lee Jaehyon, Lee Ji-Yong. The Indo-Pacific Strategy and US Alliance Network Expandability: Asian Middle Powers' Positions on Sino-US Geostrategic Competition in Indo-Pacific Region // Journal of Contemporary China. 2021. Vol. 30. No. 127. P. 53-68.

Norrlof C. The Ibn Khaldfin Trap and Great Power Competition with China // The Washington Quarterly. 2021. Vol. 44. No. 1. P. 7-28.

Sukin L., Dalton T. Reducing Nuclear Salience: How to Reassure Northeast Asian Allies // The Washington Quarterly. 2021 Vol. 44. No. 2. P. 143-158.

XiangL. US-China Relations in the Shadow of Spengler // Survival. 2021. Vol. 63. No. 3. P. 45-53.

[ЦиньЯцин]. ЙЯ^^^^^^^^ЖЙЙ [Трансформация китайской стратегии США и изменения в отношениях двух стран] // АЙ'&ЙТ * [Народный форум — Академический рубеж]. 2021. № 15.

REFERENCES

Biden, J. R., Jr. "Why America Must Lead again Rescuing U.S. Foreign Policy after Trump," Foreign Affairs, Vol. 22, No. 2, 2020, pp. 64-76.

Doshi, R. "The Long Game: China's Grand Strategy to Displace American Order," BROOKINGS, August 2, 2021, URL: https://www.brookings.edu/essay/the-long-game-chinas-grand- strategy-to-displace-american-order/

Ho, B. "Understanding Chinese Exceptionalism: China's Rise, Its Goodness, and Greatness," Alternatives: Global, Local, Political, Vol. 39, No. 3, 2014, pp. 164-176.

Insisa, A., and Pugliese, G. "The Free and Open Indo-Pacific versus the Belt and Road: Spheres of Influence and Sino-Japanese Relations," The Pacific Review, Vol. 35, No. 3, 2020, pp. 557-585.

Jung Sung Chul, Lee Jaehyon, and Lee Ji-Yong. "The Indo-Pacific Strategy and US Alliance Network Expandability: Asian Middle Powers' Positions on Sino-US Geostrategic Competition in Indo-Pacific Region," Journal of Contemporary China, Vol. 30, No. 127, 2021, pp. 53-68.

Norrlof, C. "The Ibn Khaldfin Trap and Great Power Competition with China," The Washington Quarterly, Vol. 44, No. 1, 2021, P. 7-28.

Strel'tsov, D. V. "Indo-Tikhookeanskii region kak novaia real'nost' global'noi sistemy mezhdunarodnykh otnoshenii." Mezhdunarodnaia zhizn', No. 8, 2018, pp. 65-74.

Sukin, L., and Dalton, T. "Reducing Nuclear Salience: How to Reassure Northeast Asian Allies," The Washington Quarterly, Vol. 44, No. 2, 2021, pp. 143-158.

Xiang, L. "US-China Relations in the Shadow of Spengler," Survival, Vol. 63, No. 3, 2021, pp. 45-53.

[Qin Yaqing]. ^H^^M^^^^fa ["The Transformation of the U.S. Strategy toward China and the Trend of Relations,"] AKi^iz:• ^^OT® [People's Forum — Academic Frontiers], No. 15, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.