Научная статья на тему 'ИНДИЙСКО-ТАИЛАНДСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ИНДИИ'

ИНДИЙСКО-ТАИЛАНДСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ТАИЛАНД / ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОСНОВНЫЕ ТОВАРНЫЕ ПОТОКИ / ЭКСПОРТ/ИМПОРТ УСЛУГ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брагина Елена Аркадьевна

Разные по территории, населению и ВВП соседние страны Индия и Таиланд не являются друг для друга главными партнёрами во взаимной торговле, всего лишь 1,5-3,1% в общем экспорте каждой из них. Однако обе страны считают важным развитие торговли с соседней, видят взаимные интересы по многим её позициям. Индией подписаны общее с АСЕАН и региональное с Таиландом соглашения об экономическом сотрудничестве и свободной торговле. В статье представлен анализ развития экспорта/импорта Индии и Таиланда в 2011-2021 гг., выделены основные направления обмена товарами и услугами. Отмечена быстро расширяющаяся в объёме электронная торговля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIAN-THAI TRADE RELATIONS: A VIEW FROM INDIA

Neighboring countries India and Thailand, different in territory, population and GDP, are not the main partners for each other in mutual trade, only 1.5-3.1% in the total exports of each of them. However, both countries consider it important to develop trade with their neighboring countries and see mutual interests in many of its positions. India has signed common free trade agreement with ASEAN and regional free trade agreement with Thailand. The article presents an analysis of the development of exports / imports of India and Thailand in 2011-2021, the main commodity flows are presented. The article also noted the aspects of export/import of commercial services representing almost half of the volume of foreign trade are considered, also noted the rapidly expanding e-commerce in volume.

Текст научной работы на тему «ИНДИЙСКО-ТАИЛАНДСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ИНДИИ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2022, Том 1, № 1 (54). С. 160-167.

Научная статья. Исторические науки УДК 327(540+593)

DOI: 10.31696/2072-8271-2022-1 -1-54-160-167

ИНДИЙСКО-ТАИЛАНДСКИЕ ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ ИНДИИ

Елена Аркадьевна БРАГИНА 1

1 ИМЭМО РАН, Москва, Россия, braglen@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9180-5503

Аннотация: Разные по территории, населению и ВВП соседние страны Индия и Таиланд не являются друг для друга главными партнёрами во взаимной торговле, всего лишь 1,5-3,1% в общем экспорте каждой из них. Однако обе страны считают важным развитие торговли с соседней, видят взаимные интересы по многим её позициям. Индией подписаны общее с АСЕАН и региональное с Таиландом соглашения об экономическом сотрудничестве и свободной торговле. В статье представлен анализ развития экспорта/импорта Индии и Таиланда в 2011-2021 гг., выделены основные направления обмена товарами и услугами. Отмечена быстро расширяющаяся в объёме электронная торговля.

Ключевые слова: Индия, Таиланд, взаимная торговля, основные товарные потоки, экспорт/импорт услуг, электронная торговля

Для цитирования: Брагина Е.А. Индийско-таиландские торговые отношения: взгляд из Индии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2022, Том 1, № 1 (54). С. 160-167. DOI: 10.31696/20728271 -2022-1 -1 -54-160-167

Original article. Historical science

INDIAN-THAI TRADE RELATIONS: A VIEW FROM INDIA

Elena A. BRAGINA 1

1 IMEMO RAS, Moscow, Russia, braglen@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9180-5503

Abstract: Neighboring countries India and Thailand, different in territory, population and GDP, are not the main partners for each other in mutual trade, only 1.5-3.1% in the total exports of each of them. However, both countries consider it important to develop trade with their neighboring countries and see mutual interests in many of its positions. India has signed common free trade agreement with ASEAN and regional free trade agreement with Thailand. The article presents an analysis of the development of exports / imports of India and Thailand in 2011-2021, the

© Брагина Е.А., 2022

main commodity flows are presented. The article also noted the aspects of export/import of commercial services representing almost half of the volume of foreign trade are considered, also noted the rapidly expanding e-commerce in volume.

Keywords: India, Thailand, 2011-2021, mutual trade, main commodity flows, export/import of services, e-commerce

For citation: Bragina E.A. Indian-Thai Trade Relations: A View from India. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2022, T. 1, № 1 (54). Pp. 160-167. DOI: 10.31696/2072-8271-2022-1-1-54-160-167

В последние годы торговые отношения между Индией и странами, входящими в АСЕАН заметно расширились и, главное, улучшились в качественном отношении. Этому способствовало развитие производственных отраслей Индии и рост экспорта услуг странами АСЕАН, а именно туризма, транспорта и деловых услуг1. Однако в целом оборот индийско-таиландской торговли пока невелик: в 2020/2021 фин. гг. он составил 1,5% всего объёма её внешней торговли (около 10 млрд долл. - см. таблицу 1). Индия не входит в число основных торговых партнёров Таиланда.

Значительная часть взаимной торговли осуществлялась в рамках региональных и трансрегиональных экономически соглашений, участниками которых являлись и Индия, и Таиланд. В большей степени это относится к The Comprehensive Economic Partnership for East Asia, CEPEA (Всеобъемлющее экономическое сотрудничество стран Восточной Азии) и в меньшей - к Bay of Bengal Initiative for Multi-Sectoral Technical and Economic Cooperation, BIMSTEC (Инициатива стран Бенгальского залива по многостороннему техническому и экономическому сотрудничеству). В рамках последнего осуществляется взаимодействие между странами по 15 направлениям - от энергетики и туризма до сельского хозяйства и борьбы с бедностью. Однако оно пока недостаточно интенсивно, поэтому в августе 2020 г. премьер-министр Индии Н. Моди на очередном форуме BIMSTEC призвал страны-участницы к его активизации.

Таблица 1.

Внешняя торговля Индии с Таиландом в 2017/2018-2021/2022 фин. гг.

Финансовый год 2017/ 2018 2018/ 2019 2019/ 2020 2020/ 2021

Экспорт, млн 3653,83 4441,40 4299,30 4237,59

долл. США

Рост к предыду- 21,55 -3,20 -1,44

щему году, %

Доля Таиланда в 1,20 1,35 1,37 1,45

индииском экс-

порте, %

Импорт, млн 7 134,46 7 441,81 6 788,38 5 682,27

долл. США

Рост к предыду- 4,31 -8,78 -16,29

щему году, %

Доля Таиланда в 1,53 1,45 1,43 1,44

индииском им-

порте, %

Оборот, млн 10 788,29 11 883,21 11 087,67 9 919,86

долл. США

Доля в обороте 1,40 1,41 1,41 1,45

торговли Индии, %

Источник: India. Department of Commerce Export Import Data Bank (дата обращения 07.11.2021)

График 1.

Экспорт товаров Индии в Таиланд в 2011-2021 гг.

Источник: базы данных Comtrade и Tradingeconomics за соответствующие годы.

Вместе с тем, график 1 демонстрирует рост объёма товарного экспорта Индии в Таиланд в последние 5 лет по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. При этом следует отметить неравномерность поставок товаров из Таиланда в Индию, а также их заметный рост в 2017-2019 гг. до начала пандемии СОУГО-19 (см. график 2). В 2021 году доля Индии в таиландском экспорте повысилась до 3,1%, а профицит торгового баланса торговли Таиланда с Индией вырос по сравнению с предыдущим годом на 79%2.

График 2.

Импорт товаров из Таиланда в Индию в 2011-2021 гг.

9000

§ 8000 о

Я 7000

ч

£ 6000

| 5000

§ 4000

н 3000 а

| 2000

§

1000 0

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Источник: базы данных Comtrade, Worldstopexports и Tradingecono-т^ за соответствующие годы.

В товарной структуре индийско-таиландской торговли доминируют такие товарные группы как продукция машиностроения, электротехнические изделия и электроника, включая узлы и компоненты к ним, автотранспортные средства и строительные машины, пластик и изделия из пластика, нефть и нефтепродукты, различные химические товары.

Таиланд является относительно важным рынком сбыта для таких индийских товаров, как продукция общего машиностроения. В частности, Индия экспортирует в Таиланд комплектное промышленное оборудование и сложные обрабатывающие комплексы для различных отраслей таиландской промышленности. В Таиланде весьма востребована разнообразная продукция химической и нефтехимической промышленности Индии - от пластиков до различных видов топлива и ГСМ. Поставки натурального каучука и резинотехнических из Таиланда во многом решают проблемы индийской шинной промышленности. Давние традиции имеет торговля между двумя странами драгоценными камнями и ювелирными изделиями, производством которых в Индии заняты множество мелких предприятий с сотнями тысяч рабочих мест3.

Таиланд экспортирует в Индию компьютеры и различную электронную аппаратуру, которая пользуется немалым спросом благодаря высокому качеству при относительно невысокой цене. Такого рода техника способствует развитию ИТ-индустрии Индии, которая обеспечивает значимый объём рабочих мест. Индия предпочитает приобретать в Таиланде и электротехническую продукцию, представлена в основном бытовой техникой, в частности кондиционерами, спрос на которых в Индии быстро расширяется благодаря увеличению численности среднего класса.

Существенными статьями таиландского экспорта в Индию являются грузовые автомобили, в частности пикапы, аксессуары и запасные части для них. Большинство типов коммерческих грузовиков не производится в Индии и импортируется из Таиланда. Особенным спросом пользуются малотоннажные коммерческие грузовики, изготовленные в Таиланде по передовым, в основном японским технологиям.

Нельзя не упомянуть, что в рассматриваемый период в торговле между Индией и Таиландом росла доля услуг. По некоторым оценкам (официальные данные не публикуются ни в Индии, ни в Таиланде) Индия экспортировала в Таиланд в основном программное обеспечение и информационные системы (44% стоимостного объёма поставок услуг), оказывала услуги в сфере туризма (14%), а также транспортные услуги (10%). В импорте услуг из Таиланда доминировали транспортные (19%) и туристические (18%), услуги, а также программное обеспечение и информационные системы (7%).

Новой сферой для развития торговых операций между Индией и Таиландом является электронная торговля. В обеих странах она бурно развивается, формируя обширный новый рынок.

В развитии электронной торговли Индии зафиксирован бум: её совокупный стоимостной объём в 2020 г. достиг 120 млрд долл. по сравнению с 39 млрд долл. в 2017 г. В Индии наблюдается резкий рост числа компаний, работающих в сфере электронной коммерции: по последним оценкам, их насчитывается уже более 19 тысяч. Наиболее популярными секторами являются туризм (47% от общей стоимости электронной торговли), модные товары (21%) и бытовая электроника (14%). При этом трансграничные операции составляют уже большую часть продаж в электронной торговле (74% совокупного стоимостного объёма), поскольку покупатели ищут высококачественную зарубежную электронику и модные товары4.

В течение следующего десятилетия доля электронной торговли будет занимать предположительно 6,5% от общего объема розничного рынка страны. В связи с жесткими ограничениями из-за пандемии и расширением сферы пользования смартфонами в Индии сайты электронной коммерции зафиксировали в 2021 г. увеличение общего объема заказов на 71% по сравнению с 2021 г. Эта тенденция вряд ли замедлится в ближайшее время. Прогнозируется, что индийская электронная торговля в ближайшие годы сохранит третье место на мировом рынке электронной коммерции5.

Оборот электронной торговли Таиланда также устойчиво растёт, представляя значительный рынок для торговых компаний Индии. В 2020 г. он составил 27,7 млрд долл. и занимает при этом пока всего 0,8% общего объёма розничного рынка. Объём продаж в 100 крупнейших интернет-магазинах Таиланда составил в 2020 г. 1 463 млн долл.6. Самыми популярными онлайн-покупками являлись туризм (57% общего объема рынка), потребительская электроника (11%) и модная одежда. обувь и аксессуары (10%).

Средние онлайн-расходы в расчёте на покупателя в Таиланде значительно выше, чем в других странах Юго-Восточной Азии и составляют 1 738 долл. по сравнению с 484 долл. в Малайзии и 230 долл. во Вьетнаме. При этом доля трансграничного компоненте в совокупном обороте электронной торговли Таиланда занимает по разным оценкам 30-50%. Поэтому и Индия стремится в максимальной степени внедрятся в этот сегмент торговых операций с Таиландом.

Торговые отношения Индии и Таиланда динамично регулируются постоянно обновляемыми соглашениями. Кроме рамочного соглашения о Всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между Индией и АСЕАН, подписанного в октябре 2003 г., ранее в июле того же года ею было подписано региональное соглашение о формировании зоны свободной торговли (ЗСТ) с членом АСЕАН Таиландом7. Это соглашение, подписанное обеими сторонами в Бангкоке, содержит следующие основные положения:

• создание благоприятных условий для расширения экономического сотрудничества и содействия добросовестной конкуренции;

• постепенная либерализация и устранение барьеров в торговле и облегчение трансграничного перемещения товаров и услуг между территориями сторон с существенным охватом по секторам;

• меры по укреплению сотрудничества, включающие содействие и упрощение торговли товарами, услугами и инвестициями; повышение конкурентоспособности;

• содействие электронной торговле, наращивание потенциала, передача технологий.

Для содействия реализации соглашения, создана Индо-таиландская межправительственная комиссия.

В Таиланде с 1974 г. успешно действует Индийско-таиландская торговая палата (ITCC, India Thai Chamber of Commerce), имеющая долгую историю продвижения индийско-таиландских торговых отношений, укрепления и развития экономических связей соседних стран8.

Можно предположить, что после восстановления экономики Индии и Таиланда, существенно (хотя и в разной степени) пострадавших от пандемии COVID-19, расширятся возможности роста масштабов их взаимной торговли. Этому будет содействовать новая внешнеторговая политика Индии на период до 2026 гг. (Foregn Trade Policy 2021-2026), реализация которой начата 1 апреля 2021 года9. Этот курс предполагает вывести Индию в первую пятёрку государств мира по объёму ВВП. Планы Таиланда на ближайшие годы не столь амбициозны, однако представлены конкретными мероприятиями, предусматривающими, в частности, существенное повышении роли индийского рынка в национальной внешней торговле.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

БРАГИНА Елена Аркадьевна, доктор экономических наук, главный научный сотрудник НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, Москва, Россия

Elena A. BRAGINA, DSc (Economic), Chief Researcher, IMEMO RAS, Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 28.05.2022; одобрена после рецензирования 09.06.2022; принята к публикации 27.06.2022.

The article was submitted 28.05.2022;

approved 09.06.2022;

accepted to publication 27.06.2022.

1 Yashoda Kapur. India-ASEAN Trade and Investment Prospects. 23.02.2021 . URL: https://www.india-briefing.com/news/india-asean-trade-and-investment-prospects-21779.html

2 Workman, Daniel. Thailand's Top 25 Trading Partners 2021 . URL: https://www.worldstopexports.com/thailands-top-import-partners/

3 Start up Your Business in Thailand (https://startupinthailand.com/

4 2020 E-commerce Payments Trends Report: India . URL: https://www.jpmorgan.com/ merchant-services/insights/reports/india-2020

5 Wardhman, Raj. The E-commerce industry in India - Statistics & Facts 2021. URL: https://findly.in/e-commerce-industry-in-india-statistics/

6 Country Report E-commerce in Thailand 2021 . URL: https: // www.statista.com

7 Формирование региональных торговых соглашений с участием Индии. Надежда Воловик. Экономическое развитие России. 2017. - Т. 24. - №7 . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regionalnyh-torgovyh-soglasheniy-s-uchastiem-indii

8 India Thai Chamber of Commerce. URL: https://itccthailand.com/

9 New Foreign Trade Policy 2021-2026 KSG India, Khan Study Group (https://www.ksgindia.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.