15. Религиозно-философский альманах «Дхарма». - Улан-Уде: Изд-во общины «Дхарма», 1996. - Вып. 1-2. - 224 с.: ил. - С. 122.
16. Лама Анагарика Говинда Медитация и многомерное сознание. - М.: «Садхана», «Маркетинг». - 285 с. - С. 233.
17. Нерушимые истины / Р.А. Рей; Пер. с англ. О.И. Максименко. - М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 511 с. -С. 333.
18. Саядо М. Медитации Сатипаттхана Випашьяна / Пер. с англ. Д. Ивах-ненко. - 1998.
19. Кюн О.Ын. Влияние буддизма на развитие танцевального искусства в Корее: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2002.
ИНДИЙСКИЙ ТАНЕЦ САХАДЖА ЙОГИ
© Сундуй Д.М.*
Международный научный центр «Хоомей», г. Кызыл
Саха означает с, вместе; джа значит рожденный, а йога означает союз. Сахаджа Йога означает, что каждый индивид рождается с потенциальной возможностью быть Единым с Божеством. 5 мая 1970 года Шри Матаджи представила метод Сахаджа Йога, с помощью которого легко достигается самореализация без каких бы то ни было самоограничений, страданий или голодания, не говоря уже о жизни, похожей на смерть, отвергающей желания. Сахаджа Йога - это спонтанный союз сознания индивидуума со Всепроникающей Божественной энергией, возникающий благодаря пробуждению остаточной энергии Кундалини, которая «дремлет» в каждом человеке, находясь у основания позвоночника в треугольной косточке, называемой сакрум, т.е. священной косточкой. Методика сахаджа йоги осуществляется с помощью индийского танца (посредством мудры и хасты), поставленная исполнительницей индийских танцев Д.М. Сундуй.
Ключевые слова Сахаджа йога, индийский танец сахаджа йоги.
Индийский танец, обладая особенным богатством канонизированной лексики, по содержанию имеющий философский смысл, по происхождению от индуистского бога Шивы, отличается изяществом и виртуозностью движений, сакральной образностью и скульптурностью, богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд, обрядов. Первые упоминания о танце встречаются в древнем сборнике религиозных гимнов Ригведе (XI-X вв. до н.э.). В период становления буддизма (VI-V вв. до н.э.) танец был составной частью богослужения. Теоретическое обоснование индийский классический танец
* Младший научный сотрудник.
получил во второй половине I в. до н.э., что свидетельствовало о его высоком развитии. Наиболее древний из сохранившихся трактатов «Натьяшастра» («Наука о театре», около I в. н.э.) рассматривал проблемы танца, музыки и драмы. Зарождение и формирование индийского классического танца связано с созданием эпического произведения «Махабхараты» и «Рамаяны» (1-е вв. н.э.), с периодом преобразования старой религии брахманизма в индуизм.
Классический танец в Индии считается одной из форм йоги, признавая в нём синтез физической энергии и духовной силы. Индийский классический танец знаменит языком жестов - хаста мудра (санскр. хаста - кисть руки; мудра - символ, знак, жест [1]. Некоторые специалисты говорят о целительном воздействии на организм человека той или иной комбинации пальцев в связи с тем, что на наших ладонях находятся масса точек (используемых в акупунктуре), а хаста мудра - определённое воздействие на эти центры. Так оно или нет, но любой терапевт вам скажет, что для развития головного мозга крайне полезны занятия гимнастикой для пальцев, разнообразные движения пальцами, вспомните развивающие детские игры. Одновременно оно связано с чакрами, основание ладоней относится к муладхара чакре, большие пальцы - свадхистана, средние пальцы наби, подушечки под пальцами - войд, мизинцы - анахата, указательные пальцы - вишудхи, безымянные пальцы - агия, всю ладонь - сахасрара. Мудра - знак, печать, символ, жест, поза, ритуальное действие. Внутренняя позиция или переживание, выражение через позу или жест. В учении йоги роль мудр заключается в управлении потоками энергии (прана) внутри организма и вне его. При помощи мудр осуществляется невербальное общение с другими людьми, божествами, с трансцендентным. Мудры символизируют пустоту (шунья, шуньята), единство мужского и женского начал мудра юганаддха, югандха, кхечари-мудра, тибет. яб-юм), тождество мира эмпирического и трансцендентного. По сравнению с асанами мудры несут большую философскую нагрузку, в них доминируют более выраженный духовный аспект и функция символа. Жестикуляционный код - это своего рода алфавит. Он состоит из двадцати четырех базовых единиц - «хаст», знаков, образованных определенным образом сложенными пальцами. Танец индуизма, созданный богами -это мимика божественных деяний, где человеческое искусство является отражением внутренней божественности. Жест - это душа индуистского танца -первое выражение идеи; а глаз - это показатель господствующего настроения, отраженного в выражении лица и ритмичных движениях тела. Экспрессивные жесты раскрывают ритм духа в движениях живых существ [2]. Алфавитом танца провозглашает трактаты 108 поз бога Шивы, названных каранами [3]. Шиваизм послужил источником для значительной части репертуара южноиндийского классического стиля бхарата натьям, североиндийского классического стиля катхак, впитавшего в себя тематику вишнуистского движения бхакти [4].
Использование хаст и мудр, как элементов индийского классического танца, естественно, обогащает практику эстетической составляющей йоги: это красиво и доставляет радость и удовлетворение. Это не только усиливает её эффект в эмоциональном отношении, но и воздействует на оздоровление организма и расширяет наши психические возможности. Хасты требуют владения тонкой моторикой, координацией, осознанным подходом к движению. Их выполнение великолепно развивает мыслительные способности. Они являются необходимым условием ментальной практики. Само положение пальцев и рук способствуют углубленному сосредоточению. Отсюда -выход на новые уровни психических возможностей человека, увеличение способностей к концентрации внимания, расширение объёма воспринимаемой информации; границ комфортности и многое другое. Помимо этого, хасты или их последовательность оказывают конкретное воздействие на функциональное состояние человека, связаны с определенными энергетическими центрами или отдельными чакрами.
Но в отличие от других видов и форм они априори имеют более высокий уровень сакральности. Вспомним, что именно в индийской культуре языком хаст владели представители высших каст, храмовые танцовщики и танцовщицы. И, кроме того, хасты и мудры являются инструментами психофизической и психо-энергетической регуляции, что дает возможность активно взаимодействовать с пространством. Они распределаются по следующей направленности воздействия:
1. Биоэнергетической: соответствие чакрам и энергетическим центрам и включает: очищение, распределение, активизацию, балансировку и стабилизацию.
2. Психофизической: при этом, психофизическое состояние может быть заданное (намеренное), а именно: возвышенное - укорененное; спокойное - расслабленное; спокойное - активное (готовность к действию) и т.д.
Одна из хаст, символизирующих лотос так и называется алападма. Этот атрибут всегда сопровождает одну из любимых всеми богинь Лакшми - жену бога Вишну. Вишну часто танцует на капюшоне Шеша в облике божественного танцора. Поэтому, мы здесь видим переходы хаст-атрибутов от одного божества к другому, что в определенном смысле свидетельствует о множественности проявления Абсолюта во Вселенной. Многоголовый Космический змей - символ космической энергии, которую в живых существах называют жизненной энергией - Кундалини-Шакти, и которая поддается управлению и, естественно, одна из хаст Вишну - серп-сирша, обозначающая капюшон змеи. Лакшми - одна из излюбленных героинь индийского пантеона. Её часто ассоциируют с лотосом, который в Индии считается символом чистоты, чувственности, плодородия, духовного поиска, откровения и бессмертия. Лотос ведет адепта к сияющим высотам внутреннего пробуждения.
На изображениях, богиня Лакшми обязательно держит в руках лотосы. Часто она продолжает другое положение кисти - бутон, или мукула. Целый ряд хаст связан с алападмой: аватхита, - руки, накрест, две руки, изображающие красоту, как божественное начало - одна рука в позиции Лакшми и другая -в алападме. Эти хасты изображают не только Лакшми, но и других богинь, символизирующих красоту, чувственность и богатство. Она - мать бога любви Камы. Одна из хаст, символизирующих преклонение перед богом любви и красоты - Сикхара (см. прил. № 1). Именно с неё начинается танец Гуру Пранам - поклонение Учителю. В этом положении кисти описывают круг, как своего рода символ, оберегающий место исполнения танца, который всегда посвящен излюбленному божеству.
Чакра (санскр. Сакга, «колесо, диск») - это колесо энергии, центр энергетических связей, узел, образующийся в точках пересечения между собой трех основных энергетических каналов надий физического тела. Энергетические каналы соединяются в определенных точках тела, а их соединения создают энергетические узлы - чакры. Энергетически Чакра представляется как воронкообразное полевое завихрение с направлением вращения по часовой стрелке. Главные чакры - это точки, где сходятся множество каналов. Считается, что у человека существует семь главных Чакр, образованных пересечением Иды и Пингалы.
Сахаджа означает дваждырожденный, йога означает союз со всепроникающей энергией Божественной любви. Это очень тонкий предмет знаний о нашем восхождении на более высокий уровень осознания, являющийся абсолютно достоверным и доказуемым. Сахаджа йога означает, что искатель истины (садхака) имеет от рождения право получить самореализацию (атма сакшат кар) спонтанно. Самореализация, или познание себя, это цель эволюции человека, а также всех религий. Это последний прорыв, который предстоит сделать человеку, и для этого у него в спинном и головном мозгу имеется совершенный живой механизм. Он создается постепенно, в течение нашей эволюции. Данный живой механизм действует с помощью своей энергии, проявляясь как парасимпатическая и обе симпатические нервные системы. Все, чего мы достигаем в эволюции, выражается нашим сознательным умом через центральную нервную систему. Эта энергия предназначена для трансформации всех людей, которые ожидали своего восхождения. Если люди трансформируются до новых пределов реальности, пределов коллективного сознания, в котором они получат знание Себя (т.е. осознание своей сути - Духа), а также будут иметь внутри себя знания о других людях как врожденное, внутреннее знание на центральной нервной системе, то все проблемы нашей личной, социальной, экономической и политической жизни будут решены. Принципы действия данной энергии можно понять только когда человек почувствует ее, получив Самореализацию. Ибо он направлен на благо как одного человека, так и всего мира. Каждая религия говорила о нашем
втором рождении, и о древе жизни. Народам следует задуматься над вопросом, почему современная цивилизация уничтожает все человеческие ценности. Почему не задать вопрос: «Существует ли некая сила, управляющая всей Вселенной?» Во всех писаниях говорится, что есть всепроникающая энергия Любви Божьей. Это тонкая энергия (Парамчайтанья), которая выполняет всю живую работу и которую нельзя почувствовать на (обычном) уровне человеческого осознания [5].
Парамчайтанья - это та всепроникающая божественная энергия, которую христиане называют Святым Духом, буддисты толкуют его Шуньятой, счастлив тот человек, который его постигнет со всех сторон, от него будет исходить всепроникающая божественная энергия, рядом с таким человеком будут глобальные человеческие изменения по закону кармы, как говорят в народе, мудрость и время расставит все по местам.
Подъем кундалини и бандан
Шива - могущественный бог созидания и разрушения предстаёт в них в образе космического танца, открывая людям «цель пути» - освобождение от земных иллюзий и достижение просветления. В движениях и позах танца получили своё символическое отражение пять функций божества - созидание, покровительство, разрушение, благосклонность и защита [6]. Ослабевшие силы мироподдержания обратились к Единому Владыке Времени -Шиве [7]. Планетным твердям адресовалась вибропередающая мощность ступней Шивы («вздрагивала и вибрировала земля от неистовых ударов твоих ступней»). Ведь сам Бог Шива умел регулировать ритмические тала и таким образом подавил т.е. разрушил всю негатив танцуя только на одной левой ноге в течение трёх суток, об этом пишет в книге Рагини Деви «Диалекты танца Индии»: «Для Шивы, Бога Космического танца, танец служил особым видом подношения. Каждый шаг, поворот или фигура в танце четко определены ритмическими фразами тала из 7, 10, 14, 15, 16,18 ударов барабана. Сначала танцор должен освоить ритмические слоги тала, которые играются на барабане, прежде чем он научится танцевать правильно. Шаги в танце интерпретируют комплекс ритмов [8]. Автор этого танца Д.М. Сундуй сможет почувствовать качество вибрации энергии, и сможет четко регулировать количество ритмического тала с отбиванием. Для очищения негативной энергии понадобится около 300 ударов тала левой ногой, а так в среднем около 4, 8, 12, 24, 108 ударов.
Движения самореализации поднимают кундалини без ущерба психическим силам или тонким телам. Левая рука, обращенная ладонью к себе, находится в нижней части живота. Правая рука совершает обороты по часовой стрелке вокруг левой руки. Обе руки синхронно поднимаются вверх до темени (Сахасрара чакра). Кистью правой руки семь раз совершаются быстрые вращательные движения вокруг левой руки, завязывая узел и пускают
руки вниз. Все это выполняется три раза. Первый раз завязывается один узел, второй раз - два узла, третий раз - три узла. Затем делается бандан (в буквальном смысле защита чакр). Левая рука на колени ладонью вверх. Правой рукой описываем над собой арку, начиная от левой руки, вверх, вдоль левой стороны тела, над головой и вниз, вдоль правой стороны, а затем обратно. Делается 7 раз таких двойных арок. Во время выполнения бандана ладонь правой руки обращена внутрь арки. Каждый палец соответствует чакре (от 1 до 7 центров): 1) основания ладоней (Муладхара); 2) большие пальцы (Свади-стана); 3) средние пальцы (Наби); 3) «в» - подушечки под пальцами (Войд); 4) мизинцы (Анахата); 5) указательные пальцы (Вишуддхи); 6) безымянные пальцы (Агия); 7) всю ладонь.
Способ очистки тонкого тела, по 15 минут делать на каждом канале: 1) Левый канал Ида: левая рука направлена к портрету Шри Матаджи, ладонью вверх, правая рука ладонью вниз повернута к земле; 2) Центральный канал Сушумна: обе руки направлены к портрету Шри Матаджи, держат на коленях ладонями вверх, также можно держать их на уровне сердца; 3) Правый канал Пингала, правая рука направлена к портрету Шри Матаджи, ладонью вверх, левая согнута в локте, ладонь обращена назад. Так в протяжении 15 и более минут сидеть или стоять. А в танце можно выразить его с ритмическим отбиванием тала.
«В древних манускриптах чакры часто изображаются в виде вихрей энергии, а не определенными образами. Однако, обычно они представляются в виде лотосов. Когда Кундалини достигает чакры, ее лотос раскрывается и поднимает свой цветок, и, как только Кундалини подходит к следующей верхней чакре, лотос первой закрывает свои лепестки и повисает, символизируя активную энергию чакры и их ассимиляцию с Кундалини. Лотосы держат голову вниз, кроме того случая, когда через них проходит Кундали-ни, тогда они поднимают голову вверх». Форма - круг, вмещающий множество планов в восходящем порядке и, наконец, конечное состояние Маха-бинду - супраментальная и метакосмическая трансцендентальная Пустота. Сахасрара - центр квинтэссенциального сознания, где переживается интеграция всех полярностей, и парадоксальное действие трансценденции сопровождается переходом за пределы изменений (Колеса Сансары) и выходом из времени и пространства. Над Аджной возвышается Высочайший Белый (или, как некоторые называют его, разноцветный) лотос с тысячью лепестками, известный как Сахасрара, на котором все буквы санскритского алфавита (50) повторяются по 20 раз, что составляет 1000, и читаются от начала к концу (анулома), идя вокруг лотоса справа налево. Тот, кто истинно и полно познает Сахасрару, не возродится в сансаре, потому что он таким познанием разобьет все оковы, которые привязали его к ней. Он есть обладатель всех сиддхи, освобожденный при жизни (Дживанмукта) и достигает бестелесного освобождения (Мокша) или Видэха Кайвалья при растворении
его физического тела. У обычного человека земное состояние ограничено для работы над кармой, которая уже начата и не закончена.
Приложение 1
Авторский индийский танец сахаджа йоги «Второе духовное рождение». Описание движений Танца Сахаджа йоги исполненной Д.М. Сундуй (2010 г.)
Этот танец Сахаджа йоги исполнялся автором Джульеттой Сундуй в Москве и в Кызыле в 2010 г. В начале танца перевести внимание на концентрацию, на постижение мудрости т.е. випашьяны (тройное божественное видение посредством шаматхи и шуньяты). Иногда в качестве всепроникающей энергии можно использовать фотографию Мать Шри Матаджи Нирмала Деви, т.е. она является прямой эманацией Всепроникающей божественной энергии Любви и Святого Духа. Содержание танца: Поклонение Матери-Земле за то, что она является главным средством очищения пространства. Приглашение Бога Шивы (в зависимости от обстоятельства можно пригласить и других божеств), для приглашения отдельных божеств прилагается хаста в эманации Шри Матаджи Нирмала Деви, поклонение Матери-Земле. Далее поднятие кундалини, подношение Матери-Земле и знаки внимания: мудры очищения, мудры мудрости, блаженства и других подношений: танца, песни, божественных проявлений. Далее идет очищение левого Ида, правого Пингала и центрального канала Сушумна, затем режущие движения, устраняющие препятствия в окружающем пространстве. Затем идет подношение цветов, ароматов, музыки, танца, песен, фруктов, воды и благословение и т.д. Танец заканчивается благодарностью: поклонение Матери-Земле.
1. Поклонение матери-земле: хаста анджали и приветствие стиля индийского классического танца «Бхаратанатьям». Пальцы рук в хасте хамса-сья, держа впереди груди, ногами по очереди по одному разу отбить тала. Пальцы рук превращаются в хасту шикхара (вершина или пик) и подносит к плечам, правая рука к правой плече, левая рука к левой плече. И оттуда в хасте шикхара в разные стороны раскрывая как бы изображая круг, руки подносим к земле в хасте хамса-пакша знак прощения за то что топчим мать-землю и знак прощения благословения) с перекрещенными руками касаясь к земле и далее к глазам и вставая, руки вернем в исходное положение анджали впереди груди.
2. Приглашение Бога Шивы в эманации Шри Матаджи Нирмала Деви. Вместо Бога Шивы можно пригласить и других божеств, применяя их муд-ру-хасту. Хаста Шива-линга впереди груди, затем левая рука в хасте патака ладонью вверх остается на месте, правая рука (не меняем хасту) поднимается над головой в правую сторону, далее назад поворачиваясь на 180 градусов поворота вернемся в исходное положение и опять же вернемся в хасте шива-линга впереди груди. Далее руки подносим в левую сторону плеча в
хасте шанкх, затем сразу на правую сторону плеча в хасте ардха-чандра. Затем левая рука в хасте патака и правая рука в хасте ардха-патака только два пальца (указательный и средний) подносим к третьему глазу и сразу руки превращаются в хасту для приглашения богини Парвати.
3. Этап очищения левого канала Ида. Исходное положение: левая рука в хасте патака впереди груди ладонями вверх, правая рука в хасте патака ладонью вниз на землю (означающий очищение загрязнения в левом канале Ида) отбивать ногами тала (3, 7, 21 и далее раз). Левый канал Ида символизирующий прошлое человека, если были у человека негативные опыты в прошлых жизнях и в этой жизни все они уходят вместе с отбиванием именно с левой ноги.
4. Этап очищения правого канала Пингала, означающий будущее человека, убирающий у человека препятствия в будущем. Исходное положение: руки в хасте трипатака, левая рука над головой ладонью назад в хасте три-патака, правая рука впереди груди в хасте трипатака. Левая рука оставаясь на месте над головой, правая рука от себя как бы отталкивая, делать руками резкий удар от себя три раза в правую сторону, ногами как бы прыгая на правую сторону на 3 шага. Затем делать круговые движения повернув корпус тела на 180 градусов, и вернуться с исходное положение.
5. Этап очищения центрального канала Сушумна, символизирующий настоящее время, убирая энергетически загрязненные пробки в Сушумне, для поднятия Кундалини. Исходное положение: оба руки в хасте трипатака перед грудью, попеременно переворачивая руки вверх-вниз вверх-вниз вместе с отбиванием тала.
6. Поднятие Кундалини и защита чакр, бандан. Левая рука в хасте хам-сасья или хаста джнани перед грудью, правая рука в хасте хамсасья при переворачивании превращаясь в хасту алападма, вокруг левой руки совершает обороты по часовой стрелке начиная со второй чакры до макушки на каждой чакре делая три обороты. Обе руки сворачивают над головой образуя хасту мукула сразу превращая в хасту аватхита алападму. Это движение выполняется три раза. Первый раз делается одна алападма, второй раз две ала-падмы, третий раз - три алападмы т.с. 3 раза.
7. Далее защита чакр от внешних воздействий. Левую руку в левую сторону широко раскрыть в хасте алападма, а правую руку в хасте хамсасья подносим к левой руке, и оттуда поднимаем руку над головой в правую сторону образуя арку, начиная от левой руки, вверх, вдоль левой стороны тела, над головой и вниз, вдоль правой стороны, а затем обратно. Делается 7 раз таких двойных арок, три раза в левую сторону, потом 3 раза в правую сторону и 1 раз в левую сторону. Во время выполнения бандана ладонь правой руки в хасте алападма обращена внутрь арки.
8. Подношения благословения. Исходное положение: сидя на коленях руки в хасте пушпапута (цветочная корзина), затем правая рука превращает-
ся в хасту алападма, а левая рука держит за локти правой руки, и правая рука в хасте алападма подносится к земле и далее к глазам, обратно превращая в хасту пушпапута делать круговые движения и оттуда правая рука в хасте хамсасья делать движения как брызгивание по четырем сторонам. Левую руку в мудре алападма держать впереди сердца. И левая рука в хасте ала-падма, а правая рука в хасте джнани или бутон постепенно открываясь и раскрываясь превращается в алападму с обеими руками поднимая его над головой. Это означает, что божество займёт место в сахасрара чакре. Благодарность и поклонение Мать-Земле. Повторить приветствие стиля индийского классического танца «Бхарата натьям».
Список литературы:
1. Рагини Д. Диалекты танца Индии. - Нью-Дели, 1972.
2. Ганголи О.С. Бронза Южной Индии. - 1916.
3. Даял Е.Н. Философско-эстетические проблемы классического индийского танца / Институт философии академии наук СССР - М., 1985.; Coo-maraswamy A. The Dance of Shiva. - N.Y., 1957. - С. 71.
4. Даял Е.Н. Институт философии академии наук СССР. Тема: фило-софско-эстетические проблемы классического индийского танца. - М., 1985.
5. Шри Матаджи Нирмала Деви. Сахаджа йога. Творение. Первая книга / Пер. Ю. Добровольского. - Киев, 2012.
6. Даял Е.Н. Философско-эстетические проблемы классического индийского танца / Институт философии академии наук СССР - М., 1985.; Coo-maraswamy A. The Dance of Shiva. - N.Y., 1957. - С. 71. В поздневедический период получила развитие идея пяти элементов - основы всего сущего: земли (притхви), воды (анас), воздуха (ваю), огню (джьоти), эфира (акоша). Различные сочетания этих элементов, как полагалось, создают все мироздание и человеческий организм.
7. Ромм В.В., Дмитрий А.Н. Шива - владыка космического танца / под ред. В.А. Колеватова // Палеохореография: тез международная научная конференция. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 1995. - С. 78.
8. Рагини Д. Диалекты танца Индии. - Нью-Дели, 1972.