Индийские институты технологий: принимая вызовы международных рейтингов
В данной статье автор исследует актуальные проблемы, с которыми сталкиваются Индийские институты технологий (ИИТ), и определяет перспективы их будущего развития. С момента своего основания данные институты считаются самыми престижными в Индии в сфере технического образования. В настоящее время, однако, становится все более очевидным, что данным институтам необходимо пересмотреть общую стратегию развития с целью поддержания национальной и международной конкурентоспособности, а также для улучшения своих позиций в глобальных рейтингах, и усиления международных взаимосвязей. Наряду с этим ИИТ должны принимать активное участие в стимулировании национального роста экономики, предоставляя студентам знания и навыки, в которых остро нуждается современная Индия.
Ключевые слова: индийская система высшего образования, Индийские институты технологий (ИИТ), глобальные рейтинги университетов, политика резервирования.
Индийская система высшего образования считается одной из самых масштабных в мире по количеству колледжей и университетов. На момент приобретения Индией независимости в 1947 г. в стране насчитывалось только 20 университетов и 500 колледжей, а к 2012 г. их число увеличилось до 690 и 35,539 соответственно [1]. При этом доля молодых людей от 18 до 24 лет, поступающих в вузы, (Gross Enrollment Ratio (GER)), составляет 13% в Индии, по сравнению с 54,6% в среднем по развитым странам, и 22% по странам Азии [2].
Большинство индийских вузов принадлежит к филиальному типу, т. е. колледжи находятся в подчинении университетов. По словам П. Индиресама, подчиненнные колледжи не только представляют бремя для головных университетов, но также ограничивают возможности для развития исследовательских вузов мирового класса [3]. Текущую ситуацию в сфере индийского высшего образования можно описать как кризисную, в особенности с точки зрения качества. Как указывает Н. Джайарам многие образовательные институты Индии, включая лаборатории и библиотеки, находятся в таком плохом состоянии, что по праву могут называться «академическими трущобами» [4].
Наряду с этим в Индии существуют также некоторые престижные институты, такие как Индийские институты технологий (ИИТ) и Индийские институты менеджмента (ИИМ), которые поддерживают относительно высокие стандарты обучения, креативность и качество учебных программ. Однако в данных вузах обучаются только 15-20% от всех студентов, что влечет за собой формирование нового типа иерархии, при ко-
Т. В. Белоусова,
н. с., кафедра политологии, Университет Кералы, Индия
tatianabel2008@rambler.ru
тором ИИТ и ИИМ оказываются в аристократической изоляции, в то время, как традиционные индийские университеты продолжают быть заурядными.
Идея центральных технических институтов, таких как ИИТ, возникла после приобретения Индией независимости. В 1946 г. комиссия во главе с Н. Р. Сар-каром рекомендовала создание технических вузов по образцу Массачусетского института технологий (MIT). Следует отметить, что Джавахарлал Неру верил в необходимость развития научно-технического направления в высшей школе для трансформации Индии из экономически слабой страны в современную передовую нацию.
С момента своего основания Индийские институты технологий выпускали инженеров для строительства электростанций, дорог, сталелитейных заводов, плотин, и проч., помогая восстанавлению страны после длительной стагнации (рост дохода на душу населения составлял 0,1% в год в период между 1857 и 1947 гг.) [5].
Первый институт техногий был основан в Кхараг-пуре в Западном Бенгале в 1954 г., за которым последовало создание институтов в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Дели. К настоящему времени число ИИТ составляет 17, и они функционируют в Бомбее, Дели, Канпуре, Кхарагпуре, Мадрасе, Гувахати, Рурки, Хайдерабаде, Патне, Вхубанешваре, Ропаре, Джодхпуре, Гандхина-гаре, Индоре, Манди, Варанаси (сюда же относится Индийская горнодобывающая школа в Дханбаде). Все перечисленные вузы ведут свою деятельность в соответствии с Актом институтов технологий от 1961 г., который определяет их как «Институты национального значения» [6].
ю
о
(N
со
CD
S S
J
<
CÛ
О X X
s
Таблица 1
Глобальные рейтинги ИИТ (2013)
Индийский институт технологий Дели Индийский институт технологий Канпур Индийский институт технологий Мадрас Индийский институт технологий Кхарагпур Индийский институт технологий Рурки
QS (Quacquarelly Simonds) World University Rankings, 2013 (500 лучших университетов) [10] 222 295 313 346 401-410
The World University Rankings, (400 лучших университетов) [11] 351-4001 351-400 351-400 351-400
ю
о
CN
оо
СП
J <
СО
о
Первые шесть ИИТ были основаны на базе иностранного сотрудничества. Например, ИИТ Мадрас создавался при технической, академической и финансовой поддержке от Западной Германии, ИИТ Канпур получал рекомендации от Консорциума Университетов США, в особенности со стороны вышеупомянутого Массачусетского института технологий. По аналогии, ИИТ Бомбей начал свою работу в 1958 г. при поддержке ЮНЕСКО и, в частности, Советского Союза (оборудование, технические специалисты, финансирование), в то время как ИИТ Дели получал помощь от Imperial College из Лондона [7].
До настоящего момент было принято считать, что ИИТ представляют собой сеть элитных инженерных вузов, которые предоставляют образование наиболее талантливым студентам страны [8]. В тоже время они занимают достаточно низкие позиции в международных рейтингах университетов [9]. Среди возможных причин можно указать на отсутствие нобелевских лауреатов из ИИТ, слабый уровень интернационализации и международного экспертного рецензирования научных работ, недостаточная научно-исследовательская база, и неадекватное соотношение между количеством студентов и преподавателей.
В табл. 1 представлены последние данные по рейтингам Индийских институтов технологий от известных мировых агенств.
С точки зрения методологии, QS World University Rankings, основывается на следующих шести критериях оценки вузов [10]:
• академическая репутация (40%), которая измеряется с помощью глобальных опросов для выяления наиболее привлекательных мест и условий для реализации научной деятельности;
• репутация работодателя (10%), которая также основывается на глобальных опросах, с целью определения университетов, выпускающих самых лучших студентов;
• соотношение «студент-преподаватель» (20%);
• цитирование на одного преподавателя (20%);
• присутствие международных преподавателей (5%);
• присутствие международных студентов (5%). Для сравнения, некоторые известные азиатские
вузы, такие как Singapore's Nanyang Technological
University (41-е место) [10], Hong Kong University of Science and Technology (34-е), Tsinghua University Beijing (48-е), и Korea Advanced Institute of Science and Technology (60-е) уже получили признание в международном масштабе.
Отсутствие образцовых институтов высшего образования в Индии оказывает негативное влияние на страну, которая стремится к лидирующим позициям на мировой арене [12]. Однако по мнению Ф. Альтбаха, такой стране, как Индия, не стоит уделять чрезмерное внимание международным рейтингам. Гораздо важнее формирование сбалансированной и дифференцированной академической системы, часть из которой могут составлять несколько университетов мирового класса [13].
В табл. 2 представлены данные о структурных подразделениях в ИИТ Дели. Дели располагает сложной системой академических подразделений, которые специализируются в том числе на гуманитарных науках, что добавляет универсальность в деятельность данного вуза.
Выпускниками Индийских институтов технологий являются многие известные бизнесмены, политики и ученые, которые делают существенный вклад в современное развитие Индии. Например, г-жа Киран Беди, выпускница ИИТ Дели, в 2015 г. участвовала в предвыборной гонке на должность главного министра в Дели от правящей партии BJP. Многие выпускники ИИТ являются основателями индийских высокотехнологичных и коммерческих компаний, таких как Infosys, NIIT, Sun Microsystems, Flipkart, Cirrus Logic и пр.
Несмотря на относительно успешное функционирование ИИТ, данные вузы сталкиваются с определенными трудностями, в том числе с точки зрения финансирования. Отмечу, что в отличие от остальных государственных университетов Индии, ИИТ функционируют автономно, без политического вмешательства со стороны центра или штатов [14]. Это является весьма существенным фактором в индийской системе образования, поскольку, как недавно заметил профессор Амартья Сен2, «академическое управление в Индии остается глубоко зависимым от мнений действующего правительства» [15].
1 В данном случае рейтинг присваивается с помощью определенного диапазона, в отличие от рейтингов с одиночным числовым значением.
2 Амартья Сен — индийский экономист и филосов, который получил Нобелевскую премию в 1998 г. за вклад в развитие теории экономики благосостояния.
Таблица 2
Структурные подразделения в ИИТ Дели
Академические единицы
Центры Кафедры Школы Передовые центры
Прикладное исследование в электронике, биомедицина, энергетика и т. д. (всего 11) Прикладная механика, биохимия, компьютерные технологии, менеджмент, гуманитарные науки и т. д. (всего 13) Биология, информационные технологии, телекоммуникационные технологии (всего 3) Биоинформатика & вычислительная биология, киберсистемы и точность информации (всего 2)
Источник: [20]
Таблица 3
Распределение мест в Индийских институтах технологий в 2012 г.
Валовые поступления (на общих основаниях) OBC SC ST Всего
Доступное количество мест 4722 2536 1403 708 9369
Для студентов с физическими недостатками 138 77 43 20 278
Источник: [21]
В настоящее время ИИТ стремятся к получению финансовой независимости от правительства, и расширению возможностей для генерации собственной прибыли. В частности, Комитет Какодкара3 предлагает несколько стратегий, включая получение доходов от реализации прав на интеллектуальную собственность, предоставление консультационных услуг промышленной сфере, создание совместных предприятий, и приватизацию [16]. Однако, учитывая неэффективность принятия решений и чрезмерную бюрократию в индийской системе образования, понадобится длительное время, прежде чем указанные стратегии будут применены на практике.
В настоящее время финансирование Индийских институтов технологий реализуется из следующих основных источников [16]:
• Плановые гранты правительства, которые покрывают расходы, связанные со строительством зданий, лабораторий, библиотек, и прочих объектов инфрастуктуры.
• Внеплановые гранты правительства, которые покрывают операционные издержки, такие как зарплаты, техническое обслуживание зданий и пр.
• Предоставление образовательных услуг на платной основе.
Гранты правительства, в данном случае, не подразумевают наличия конкурсной основы, а предоставляются институтам в качестве необходимой финансовой поддержки для реализации их деятельности.
С точки зрения платных образовательных услуг в ИИТ, следует указать на большое количество исключений, компенсаций и льготных условий для таких целевых групп, как БС/БТ и ОВС [17] (касты неприкасаемых/племена, включенные в списки и прочие маргинальные классы) [18].
Изначально институты зачисляли студентов по принципу меритократии, по результатам сдачи специ-
3 Комитет А. Какодкара был создан Министерством развития человеческого потенциала (MHRD) в феврале 2010 г. для формирования стратегии будущего развития ИИТ в качестве институтов мирового класса в высшем образовании и исследовательской сфере. Анил Какодкар является индийским ученым в области атомных исследований, и с 2000 г. занимает ведущую позицию в Департаменте по атомной энергетике Индии.
ального вступительного экзамена (IIT — Joint Entrance Examination). Однако, начиная с 1973 г., институты преследуют политику защитной или позитивной дискриминации [14].
Зарезервированные места в ИИТ в 2013 г. выглядят следующим образом [19]:
• 27% — студенты из группы OBC. При этом представители маргинальных классов должны предоставить сертификат, подтверждающий низкие доходы родителей (Non-Creamy layer Certificate).
• 7,5% — студенты из племен, внесенных в списки (Scheduled Tribes).
• 15% — студенты из каст неприкасаемых (Scheduled Castes).
В табл. 3 представлено распределение мест для различных категорий во всех 17 институтах по данным за 2012 г.
В отчете JEE-2012, опубликованном Индийским институтом технологий Канпур в штате Уттар Прадеш, указывается, что количество поступлений юношей во всех 17 ИИТ значительно превышает поступления девушек: 8639 и 937 поступлений соответственно (т. е. около 11% поступивших составляли девушки) [21]. Данные цифры подчеркивают проблему гендерного неравенства внутри индийского общества, которая имеет глубокие исторические корни. Парадокс, однако, состоит в том, что современная индийская политика в области науки и технологий уделяет особое внимание роли женщин в данной сфере, и механизмам устранения гендерного неравенства [22].
Согласно последним данным за 2013 г., из 9867 доступных мест фактически были заняты только 9718 [23]. Некоторые места, зарезервированные для SC/ST и OBC, остаются свободными по причине недостаточного уровня подготовки абитуриентов. Отмечу, что в современной Индии политика резервирования считается противоречивой, и зачастую воспринимается как дискриминация в отношении обычных студентов. Тем не менее, в ближайшем будущем правительство Индии не планирует упразднения данной политики. При всей своей противоречивости, резервирование предоставляет возможности социальной мобильности для низших классов индийцев в условиях традиционной кастовой системы Индии.
ю
о
CN
оо
СП
J <
со О
Таблица 4
Примеры международных связей в ИИТ
Индийский институт Сотрудничество с иностранными вузами
ИИТ, Канпур Virginia Tech., Blacksburg Virginia, Melbourn School of Engineering (Australia)
ИИТ, Дели Drexel University, Philadelphia
ИИТ, Бомбей Monash University, Australia
ИИТ, Бубанесвар University of Edinburg, UK, University of Western Ontario, Canada
Существующие Индийские институты технологий также испытывают трудности с привлечением высококвалифицированного академического персонала[24]. По данным Министерства развития человеческого потенциала (Ministry of Human Resource Development (MHRD)), 4521 позиций остаются незанятыми в 17 ИИТ [25]. Также было подсчитано, что рассматриваемым институтам необходимо нанять около 12000 преподавателей в течение ближайших 10-12 лет для поддержания соотнотношения «преподаватель-студент» на уровне 1:10 [26].
Одна из причин недостатка преподавателей в ИИТ состоит в недостатке выпускников аспирантуры в технологической сфере. На сегодняшний день в Индии выпускаются приблизительно 125 кандидатов наук в сфере компьютерной инженерии в год [27]. Привлечение аспирантов в компьютерную сферу представляет собой один из главных вызов для технических вузов, который усугубляется отсутствием привлекательных стипендий и адекватной финансовой поддержки аспирантов.
В вышеупомянутом Комитете Какодкара считают, что число выпускаемых докторов наук в инженерной сфере необходимо увеличить до 10000 в год в течение следующего десятилетия [28]. В настоящее время данная цифра составляет 1000, что не соответствует размерам страны в целом, и ее социально-экономическим амбициям, в часности.
Как следствие, недостаток молодых ученых препятствует развитию научно-технологического сектора в Индии. Как указывается в Политике в сфере науки, технологий и инноваций, инвестиции Индии в исследования и разработки (R&D) составляют менее 2,5% от общих инвестиций в глобальном масштабе, и 1% от ВВП страны [22]. В настоящее время Индия ставит перед собой задачу увеличения валовых расходов на исследования и разработки (Gross Expenditure in Research and Development) до 2% ВВП.
Одна из инициатив, призванная обеспечить реализацию поставленной цели, состоит в сотрудничестве между правительствами Индии и США, и налаживании партнерских связей в области высшего образования и научных исследований. Основная задача здесь состоит в стимулировании взаимосвязей между вузами обеих стран, с целью объединения усилий и совместной работы в таких областях как энергетика, устойчивое социально-экономическое развитие, проблемы экологии, глобальное потепление, реформы образования, городское и сельское развитие и пр. [29].
В табл. 4 представлены примеры сотрудничества между ИИТ и иностранными вузами.
В целом, многие ИИТ стараются развивать международные академические связи, но в настоящее время данные процессы не носят устойчивого и масштабного характера.
Для сравнения следует привести пример Университета науки и технологии Гонконга (Hong Kong University of Science and Technology (HKUST)), в котором глобальное присутствие охватывает 380 партнеров из различных континентов.
В рамках сравнительного анализа автором была составлена сводная табл. 5, с указанием принципиальных различий между HKUST и Индийским институтом технологий Дели.
Несмотря на наличие сходств между двумя вузами, главные отличия относятся к их стратегиям развития,
Таблица 5
Сравнительный анализ Университета науки и технологии Гонконга и ИИТ Дели
Университет науки и технологии Гонконга ИИТ Дели
Год основания 1991 1961
Статус Законодательно Установленный университет (Statutory University) Институт национального значения (Institute of National Importance)
Позиция в рейтинге QS World University Ranking, 2013 34 222
Масштабы глобального присутствия 380 партнеров со всего мира плюс 67 с материкового Китая, Тайваня, Гонконга и Макау Программы сотрудничества с международными организациями/университетами из более чем 20 стран
Формулировка приоритетов в деятельности вузов Проведение исследований на уровне аспирантуры и докторантуры; стимулирование экономического и социального развития Гонконга; стремление быть в числе вузов мирового класса; установление партнерских отношений с правительством, бизнесом и промышленностью Стимулирование развития высшего образования; выделение региональных и глобальных потребностей, и соответствующая концентрация усилий; участие в совместных проектах для усиления взаимодействий между академической и промышленной сферами
Количество исследовательских проектов (2012/2013 гг.) 742 142
Финансирование Правительство Гонконга (через Комиссию по выдаче грантов университетам), предоставление платных образовательных услуг Гранты от правительства, и предоставление платных образовательных услуг
Источник: составлено автором
выпуску научных публикаций, международному рейтингу, и масштабам глобального присутствия. Можно предположить, что основная причина ограниченной международной дейтельности ИИТ Дели состоит в недостатке финансирования. В своем текущем статусе ИИТ не могут взымать плату за обучение на рыночных условиях, несмотря на высокий уровень спроса, в силу отсутствия полной автономии от центрального правительства [30].
Следует также помнить о том, что HKUST был основан намного позднее, чем ИИТ Дели, т. е. его основание изначально ориентировалось на современные потребности общества, в том числе, с точки зрения научного-технологического развития.
Заключение
В настоящее время ИИТ испытывают на себе целый спектр проблем, который можно отнести ко всей системе высшего образования Индии. Недостаток финансирования и квалифицированных преподавателей, слаборазвитые международные связи, относительная отсталость от потребностей долгосрочного роста могут стать серьезным препятствием на пути трансформации Индии в экономику знаний. Ежегодно публикуемые международные рейтинги университетов предъявляют постоянный вызов Индийским институтам технологий, заочно призывая их к росту конкурентоспособности. Для поддержания своего текущего «элитарного» статуса, Индийским институтам технологий необходимо расширять глобальные связи, продвигать аспирантские программы, и увеличивать свою долю в глобальном выпуске научных публикаций. При этом навыки и знания, предоставляемые данными вузами, должны соответствовать спросу на внутреннем рынке рабочей силы, что, в свою очередь, указывает на необходимость в постоянном обновлении курсов и программ обучения.
Список использованных источников
1. Ministry of Finance. Government of India. Union Budget & Economic Survey 2012-13. Human Development Report. http://indiabudget.nic.in/es2012-13/echap-13.pdf.
2. Taking IITs to Excellence and Greater Relevance. Report of Dr. Anil Kakodkar Committee. New Delhi. April, 2011.
3. P. Indiresan. Prospects for World-Class Research Universities in India. In 'Transforming research universities in Asia and Latin America'. Edited by Altbach Ph.G. The Johns Hopkins University Press. Baltimore, 2007.
4. N. Jayaram. Higher Education in India. Massification and Change. In 'Asian Universities. Historical Perspectives and Contemporary Challenges'. Edited by Altbach Ph.G. & Toru Umakoshi. The John Hopkins University Press. Baltimore, 2004.
5. M. Subharwal. Turn IITs into Multi-Disciplinary Universities// The Times of India. Aug. 4, 2013. http://timesofindia.indiatimes. com/home/stoi/special-report/Turn-IITs-into-multi-disciplinary-universities/articleshow/21589151.cms?.
6. Department of Higher Education. Government of India. Ministry of Human Resource Development. http://mhrd.gov.in.
7. A. Mishra. India: Innovation universities Need Foreign Help//University World News. 18 Apr, 2010. http://www. universityworldnews.com/article.php?story=2010041617423453 5&query=indian+institutes+of+technology.
8. B. Wildavsky. The Great Brain Race. Princeton University Press. USA, 2010.
9. H. Pulakkat. IITs Undergoing Silent Revolution to Create Robust Technical Research Ecosystem and Governance//The Economic Times. Mar. 21, 2013. http://articles.economictimes.indiatimes.
com/2013-03-21/news/37903300_1_iit-madras-research-papers-shanti-swarup-bhatnagar/2.
10. QS World University Rankings. http://topuniversities.com.
11. The World University Rankings, 2011-2012. http:// timeshighereducation.co.uk.
12. A Study in Apathy.//Hindustan Times. Sep. 11. 2013. http://www. hindustantimes.com/editorial-views-on/Edits/A-study-in-apathy/ Article1-1120846.aspx.
13. Ph. Altbach. Don't Take Too Much Notice of Rankings//University World News. Mar 23. 2013. http://www.universityworldnews.com/ article.php?story=20130319153158349.
14. N. Jayaram. Towards World-Class Status? The IIT System and IIT Bombay. In 'The Road to Academic Excellence', Edited by Ph. Altbach and J. Salmi. The World Bank, 2011.
15. D. Balasubramanian. Time To Lift the Gloomy Veil Covering Indian STEAM. The Hindu. Fib. 26. 2015.
16. Taking IITs to Excellence and Greater Relevance. Report of Dr. Anil Kakodkar Committee. April, 2011. New Delhi. http://www. iitmandi.ac.in/administration/files/officialdocs/Kakodkar%20 Committee%20Report%20May%2013%202011.pdf.
17. Scheduled Castes/Schedules Tribes and Other Backward Classes.
18. K. Pathak. IIT Tuition Fees Just 26,5% of Expense on Students// Business Standard. Aug. 7. 2013. http://www.business-standard. com/article/management/iit-tuition-fees-just-26-5-of-expense-on-students-113080701177_1.html.
19. IIT JEE Reservation of Seats. Entrance Corner. http://engg. entrancecorner.com/exams/5572-iit-jee-2013-reservation-of-seats. html#.
20. http://www.iitd.ac.in.
21. JEE-2012 Report. Indian Institute of Technology Kanpur. http:// www.iitk.ac.in.
22. Science, Technology and Innovation Policy 2013. Government of India. New Delhi. http://dst.gov.in/sti-policy-eng.pdf
23. IIT-JEE-ADV-2013 Report. Indian Institute of Technology Delhi. http://jeeadv.iitd.ac.in/JEE2013/images/report2013web.pdf.
24. N. Munshi. Academics Lament Lack ofRespect and Reward in India.// Financial Times. May 28. 2012. http:// ft.com/cms/s/2/6e5725ee-7cd0-11e1-9d8f-00144feab49a.html#axzz2hFZkymvQ.
25. N. Pushkarna. Faculty Crunch Hits Top Institutes: HRD Ministry Admits up to 4,521 University Jobs are Vacant.//Main Online India. Aug 27. 2013. http://www.dailymail.co.uk/indiahome/ indianews/article-2403264/Faculty-crunch-hits-institutes-HRD-Ministry-admits-4-521-university-jobs-vacant.html.
26. A. Mishra. India: New Efforts to Attract Global Academic Talent.//University World News. May 15. 2011. http://www. universityworldnews.com/article.php?story=201105131907001 &query=iits.
27. A. Mishra. India Takes Steps to Prevent 'Brain Drain'//The Chronicle of Higher Education. May 21. 2013. http://chronicle. com/article/article-content/139429.
28. Avadhani R. Kakodkar Committee Fixes Target of 10,000 Ph.D. Scholars a Year. The Hindu. Mar 16. 2013.
29. Indian Higher Education — Quest for Excellence. University Grants Commission (UGC). New Delhi. 2013. P. 18. http://www.ugc. ac.in/pdfnews/7580771_Flag-ship-Programmes-of-UGC.pdf.
30. A. Mishra. IIT-Bombay — Building a Global Alliance, Staying Nationally Focused.//University World News. May 20. 2012. http://www.universityworldnews.com/article. php?story=20120518144614487.
Indian Institute of Technology: Taking the challenge
of international rankings T. V. Belousova, Researcher, PhD student, University of Kerala, Trivandrum, India.
The author investigates issues, faced by Indian Institutes of Technology, and outlines perspectives for their future development. Since their establishment these institutes have been considered the most prestigious in India, in terms of higher technical education. At present, though, it becomes more obvious that IITs need to revise their strategies, in order to remain nationally and internationally competitive, as well as to improve their positions in world rankings. Besides, IITs should continue contributing to sustainable economic growth in India, by providing knowledge and skills that the country is desperately in need of.
Keywords: Indian higher education system, Indian Institutes of Technology (IIT), Global University Rankings, reservation policy.
ю
о
CN
oo en
J <
CQ О