Theatrum mundi
Индия на глобальных перекрестках
© Шаумян Т. Л. © Shaumyan T. Индия на глобальных перекрестках India at Global Crossroads
Аннотация. Рассмотрены особенности и основные направления внешней политики Индии после достижения независимости, ее поиски путей развития в условиях «холодной войны», становление политики неприсоединения, эволюция отношений с соседними странами и государствами глобального уровня — СССР/Россией, США и Китаем. Проанализированы тенденции внешней политики Индии после прихода к власти Бхаратия Джаната парти.
Annotation. The article examines the features and main directions of India's foreign policy after independence; its search for ways to political and economic development in the context of the Cold War; the formation of the policy of non-alignment; the evolution of relations with neighboring countries within South Asia, as well as with global states — the USSR/Russia, the United States, and China. The article analyzes trends in India's foreign policy after the Bharatiya Janata Party came to power.
Ключевые слова. Внешняя политика, неприсоединение, Индия, Пакистан, кашмирская проблема, Южная Азия, Китай, США, Россия, глобальная политика, политический и исторический выбор.
Key words. Foreign policy, non-alignment, India, Pakistan, Kashmir problem, South Asia, China, United States, Russia, global politics, political and historical option.
В течение 75 лет независимого развития Индия неоднократно оказывалась перед необходимостью делать экономический, исторический и политический выбор, определять будущий вектор своего развития.
Вскоре после завоевания независимости в конце 1940-х гг. молодое государство переживало период резкого нарастания социальной напряженности. Оно стало следствием внутренней борьбы и противоречий, обострившихся в результате раздела Южной Азии по религиозному признаку на Индию и Пакистан. Ситуация сопровождалась терроризмом и жестоким кровопролитием, на фоне которых произошло убийство «отца нации» — Махатмы Ганди. А ведь вся его идеология и политика была пронизана призывами к следованию принципам ненасилия, ненанесения вреда, тактике мирной ненасильственной борьбы за власть.
События на территории Индостана на рубеже 1940—1950-х гг. проходили в условиях «холодной войны» на глобальном уровне, и внешние силы
ШАУМЯН Татьяна Львовна — руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, доцент факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук.
оказывали влияние на выбор пути развития вновь образовывавшихся независимых развивающихся стран. Размежевание в Южной Азии определялось взаимоотношениями Индии и Пакистана, избравших альтернативные пути развития. Индия пошла по пути неприсоединения к военным блокам и развития сотрудничества с СССР. Ее главный противник в регионе — Пакистан сделал свой выбор в пользу союзничества с США и позднее с Китаем на антииндийской основе, войдя в состав образовавшихся в сопредельных регионах военных блоков СЕАТО и СЕНТО.
Одним из видных политиков, определявших пути развития Индии, был ее первый премьер-министр Джавахарлал Неру. В 1949 г. в Колумбийском университете в США он определил внешнюю политику Индии как «соединение идеализма с национальными интересами» [17. Р. 398]. Это выступление состоялось уже после убийства Ганди, которое нанесло серьезный удар по идеям идеализма, ненасилия и мирного сопротивления.
Далеко не все надежды на мирное развитие страны оправдались. «Идеалистическое» следование теории ненасилия прошло через испытания вооруженными конфликтами с Пакистаном (1947—1948, 1965 и 1971 гг.) и с Китаем (1962 г.) [3]. Серьезным испытанием для Индии и всего региона Южной Азии стали события 1971 г., развивавшиеся по нескольким векторам, между которыми Индия должна была сделать свой выбор, на сей раз скорее политический и военно-стратегический. Обострялась конфронтация с Пакистаном, который действовал в сотрудничестве с Китаем и США. Последние воспользовались посредничеством президента Пакистана Яхья Хана для организации визита Г. Киссинджера в Китай с целью подготовки поездки президента США Р. Никсона в Пекин [3]. Правда, союзнические отношения с США и Китаем не спасли Пакистан от военного поражения, дезинтеграции и потери «восточного крыла» — нынешнего Бангладеш. Индия же в этой ситуации пошла на подписание 9 августа 1971 г. договора с СССР, который повлиял на дальнейшее развитие ситуации в Южной Азии.
Следующим «глобальным перекрестком» для Индии стал конец ХХ в., когда Индия сделала свой стратегический выбор, пойдя на испытание ядерного оружия в мае 1998 г. Переход Индией «ядерного порога» так и не решил вопрос о повышении ее статуса в Совете Безопасности ООН [3].
Эти события фактически совпали с выдвижением премьер-министром РФ Е. М. Примаковым в декабре того же 1998 г. предложения о целесообразности сотрудничества трех ведущих азиатских держав — России, Индии и Китая [8]. Этот проект получил свое развитие, хотя на первых порах вызывал опасения неравномерный характер отношений из-за сохранения нерешенных проблем между Индией и Китаем.
В 2012 г. известный индийский дипломат Шившанкар Менон в докладе «Неприсоединение-2.0: внешнеполитическая стратегия Индии в XXI веке» [19. Р. 7] отметил, что мир находится на грани нового биполярного противостояния, на сей раз — между США и КНР; но это противостояние не будет
играть такой роли, какую в период «холодной войны» играло противостояние между СССР и США.
Индия, по мнению Ш. Менона, не должна быть втянута в американо-китайское противостояние, т. к. это помешает ей реализовать цели экономического развития и осложнит обеспечение национальной безопасности. Она должна вести активную внешнюю политику для создания коалиций и договоренностей с другими центрами силы — такими, как АСЕАН, Япония, Австралия, Россия, чтобы США и КНР не смогли оказывать на нее нежелательное влияние или вынуждать действовать вопреки ее национальным интересам.
Среди индийских элит, независимо от их политических предпочтений, сохранялся консенсус о необходимости повышения роли и места Индии в системе международных отношений, достижения страной статуса великой державы.
* * *
В мае 2014 г. в результате всеобщих выборов традиционный политический лидер страны — партия Индийский национальный конгресс (ИНК) потерпела поражение, и лидерство перешло к Бхаратия Джаната парти во главе с бывшим главным министром штата Гуджарат Нарендрой Моди.
Новая лидирующая партия отдавала приоритеты экономическому росту и укреплению обороноспособности. При этом экономические интересы должны были формировать внешнеполитическую линию Индии и определять подходы к двусторонним отношениям.
Рост возможностей Индии не вызывал противодействия Запада. Индия стала третьей в мире по объему ВВП, четвертой по боеспособности армии. Тем не менее, в стране постоянно обсуждался вопрос о необходимости более активного участия в мировых делах. Высказывалась точка зрения, что политика балансирования между США и КНР поможет Индии в достижении ее главных внешнеполитических и экономических целей. Нарендра Моди отказался от использования терминов «неприсоединение» и «стратегическая автономность», хотя само понятие «стратегическая автономность» сохраняло для него свою важность, несмотря на попытки «подыграть» Вашингтону, Токио и Канберре в политике сдерживания КНР.
Отношения между Индией и Китаем могут быть охарактеризованы как соперничество—сотрудничество. Обе стороны обвиняют друг друга в создании и сохранении напряженности и считают, что инициатива урегулирования должна исходить от противоположной стороны. Индия подтвердила эту позицию 20 мая 2021 г. заявлением министра иностранных дел Джайшанкара о том, что индийско-китайские связи находятся на перекрестке, в том числе в связи с ситуацией, сложившейся в районе Восточного Ладакха из-за вооруженного противостояния двух армий [14].
Исторически, политически и экономически Индия занимает лидирующее положение в Южной Азии и последовательно утверждается в качестве
одной из ведущих экономических держав мира с высокими темпами ежегодного прироста ВВП. Ежегодный прирост производства промышленной продукции составляет 8% [12].
Индия неоднократно подтверждала свои лидирующие позиции в создании продукции электронной промышленности, в том числе уникальных суперкомпьютеров, программного обеспечения и др., в расширении экспорта этой продукции (в том числе в развитые промышленные государства). Ускоренный прогресс экономики, развитие современных информационных технологий используются и для укрепления военно-промышленного потенциала, совершенствования производимых ею видов вооружений.
Индийская фармацевтика производит четверть всех лекарств мира. Выступая в октябре 2021 г. на саммите Группы 20 ^20) в Риме и вслед за этим на 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Нарендра Моди подчеркнул роль Индии как одной из ведущих мировых держав в борьбе с COVID-19 и в обеспечении «справедливого» доступа к вакцинам. Он заявил, что «Индия готовится выпустить более 5 млрд доз вакцины для всего мира» в 2022 г. Она уже поставила препараты более чем в 150 стран мира. Моди добавил, что за короткий промежуток времени в Индии было введено более миллиарда доз вакцины. Страна также вносит свой вклад и в особые разработки с целью снижения возможности дальнейшей мутации вируса. Нарендра Моди призвал Всемирную организацию здравоохранения как можно скорее признать индийские вакцины, а также обеспечить взаимное признание сертификатов вакцинации [2. С 5].
Дальнейшее утверждение Индии в качестве одной из ведущих мировых держав возможно лишь при условии принятия исключительных мер для преодоления бедности, за чертой которой существует 27,9% населения страны [4]. Необходимы повышение уровня грамотности, участие активного населения в решении внутренних социальных и экономических проблем, повышение роли среднего класса, численность которого по некоторым критериям приближается к 600 млн человек [4]. Укрепление внутриполитической стабильности на основах демократии, противодействие угрозам сепаратизма и экстремизма, утверждение принципов федерализма, провозглашенных Конституцией Индии — все это необходимые условия для укрепления ее международного авторитета, способности успешно решать проблемы взаимоотношений с внешним миром.
При рассмотрении отношений Индии с Китаем важна не только нерешенность территориальной проблемы, но и сотрудничество Китая с Пакистаном — традиционным противником Индии. Пакистано-китайское сотрудничество в военно-политической области воспринимается ею даже более болезненно, чем нерешенность пограничной проблемы с Китаем. С точки зрения Индии окончательная нормализация ее отношений с Китаем требует прекращения пакистано-китайского сотрудничества, в первую очередь в области ракетно-ядерных технологий.
* * *
Достижение региональных стратегических целей для Индии осложняется последствиями раздела в 1947 г. южноазиатского субконтинента в соответствии с «планом Маунтбеттена» по религиозному признаку на Индию и Пакистан. Перманентная конфронтация между двумя ведущими странами Южной Азии временами обостряется на фоне сохраняющегося противостояния двух основных конфессий на субконтиненте — индуистов и мусульман. Одной из основных причин индо-пакистанской конфронтации стала несовместимость подходов к решению судьбы княжества Джамму и Кашмир со стороны претендующих на суверенитет над ним секулярист-ской Индии и мусульманского Пакистана.
Конфликтный потенциал статуса территории Джамму и Кашмира был заложен еще при принятии решения об условиях раздела Британской Индии на два доминиона. Правителям многочисленных княжеств, формально не входивших в состав Британской Индии (их было 584, занимали они 45,3% территории страны с населением около 99 млн человек), было предоставлено право самим принимать решение о вхождении в состав ли Индии, в состав ли Пакистана, или о сохранении прежних отношений с метрополией. Вопрос религиозной принадлежности населения должен был учитываться, но не считался определяющим. «Планом Маунтбеттена» предусматривалось проведение референдумов, когда взаимоприемлемого решения вопроса достичь не удавалось.
Вскоре после раздела Индии судьба практически всех княжеств так или иначе была определена, но яблоком раздора оставалась судьба самого крупного из них, населенного преимущественно мусульманами, — Джамму и Кашмира.
Пакистанское руководство, поскольку 77% населения Джамму и Кашмира являются мусульманами, стремилось предотвратить его вхождение в состав Индии. Эта позиция была подкреплена вторжением в ночь с 21 на 22 октября 1947 г. на территорию княжества вооруженных отрядов пуштунских племен из северо-западной пограничной провинции Пакистана при участии пакистанских «добровольцев». Уже через четыре дня пуштуны оказались в нескольких километрах от столицы штата Сринагара, а 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства «Азад ("свободного") Кашмира». Индия квалифицировала эти действия Пакистана как прямую агрессию, направленную на захват Кашмира. 26 октября махараджа Кашмира Хари Сингх направил лорду Маунт-беттену текст подписанного им Акта о присоединении Джамму и Кашмира к Индии [18. Р. 164—169].
27 октября лорд Маунтбеттен заявил о признании Акта и самого факта присоединения Кашмира к Индии [18. Р. 169]. Он добавил, что, по мнению правительства Британской Индии, после восстановления законности и порядка в Джамму и Кашмире вопрос о его будущем должен быть
окончательно урегулирован путем проведения плебисцита. С точки зрения индийского руководства присоединение Джамму и Кашмира к Индии являлось безоговорочным и окончательным, с чем не согласился Пакистан, считая присоединение незаконным. Одновременно в Кашмир был направлен индийский воинский контингент, который на подступах к Сринагару остановил наступление вторгшихся из Пакистана боевых отрядов. Эти события положили начало первому индо-пакистанскому военному конфликту, который продолжался более года.
Кашмирская проблема послужила причиной четырех (или «трех с половиной») войн: 1947—1948, 1965, 1971 и 1999 гг. Индо-пакистанский военный конфликт 1965 г. завершился победой Индии и подписанием в январе 1966-го при содействии руководства СССР Ташкентских соглашений. Вслед за обострением ситуации в Бенгалии и мерами подавления, принимаемыми руководством Западного Пакистана, в 1971 г. разразился новый вооруженный индо-пакистанский конфликт, в результате которого Пакистан потерял свою восточную территорию, где была образована независимая Народная Республика Бангладеш.
Перманентная напряженность, взаимные подозрительность и недоверие двух ведущих стран региона создают ощущение, что субконтинент постоянно находится на грани очередного вооруженного конфликта. В результате первой индо-пакистанской войны Пакистан оккупировал треть территории княжества. Положение в Кашмире затрагивает интересы Китая, который занял 38 тыс. км2 после войны 1962 г. и незаконно оккупирует, как считают в Индии, часть территории штата Джамму и Кашмир в Ладакхе, в районе Аксай Чин. Таким образом, территория Кашмира оказалась разделенной между тремя, а не двумя государствами: между Индией, Пакистаном и Китаем [13. С 528—529].
Индия считает кашмирский вопрос в принципе решенным и обвиняет Пакистан в незаконной оккупации части ее территории в «индийском штате Джамму и Кашмир». В соответствии с основополагающими принципами своей внешней политики Индия категорически выступает против любого внешнего участия в урегулировании кашмирской проблемы, признавая необходимость и право участия самого народа Кашмира в решении своей судьбы. Индия негативно относится к идее независимости Кашмира, которую отстаивает часть политической элиты штата.
Пакистан солидарен с Индией в вопросе о неприятии независимости Кашмира. Он отошел от прежней жесткой позиции признания необходимости проведения плебисцита под международным контролем в соответствии с резолюциями ООН. За последние годы обстановка в регионе в целом осложнилась в связи с многолетним кровопролитием в Афганистане, ситуация в котором далека от стабильности и лишь осложнялась в условиях вывода с его территории основного контингента войск США и стран НАТО. После перехода Индией и Пакистаном «ядерного порога» в мае 1998 г. ситуация в Южной Азии кардинально изменилась.
Учитывая конфликт вокруг Кашмира, изначально, еще при разделе Британской Индии, индийское правительство придало этому штату особый статус: в текст Конституции Индии была включена статья 370 и ее часть 35А, предусматривавшая предоставление Джамму и Кашмиру «особых» прав [23. Р. 339], включая возможность определять статус своих «постоянных жителей», которые имели прописку в штате, могли покупать там недвижимость, пользовались преимущественными правами на недвижимое имущество, льготами при устройстве на работу, в том числе на государственные должности, на получение стипендий и т. д. Эта статья была включена в текст Конституции 17 октября 1949 г. после пятимесячных переговоров Джавахарлала Неру с главным министром штата Джамму и Кашмир Шейхом Абдуллой [20]. Принятие статьи 370 обеспечило согласие кашмирцев на присоединение к Индии.
Акт о присоединении к Индии гарантировал Джамму и Кашмиру автономию с правом иметь свою Конституцию и Учредительное собрание. В пункте 3 статьи 370 Конституции Индии было указано, что действие этой статьи может быть приостановлено только на основании резолюции Учредительного собрания штата [20. Р. 1].
В течение более семи десятилетий ситуация в Джамму и Кашмире отличалась нестабильностью, выступлениями мусульманского большинства штата против местных властей из Дели, террористическими актами, которые подавлялись расквартированными на территории штата индийскими войсками. Между Индией и Пакистаном в Кашмире отсутствует официальная граница: вооруженные силы двух государств разделены линией фактического контроля. Привилегии коренным жителям Кашмира, дискриминация не-кашмирцев осложняют решение проблем экономического развития штата. На его территории продолжаются действия сепаратистов, которые выступают за предоставление штату независимости или присоединение его к Пакистану. Положение обострилось в феврале 2019 г. после террористического акта, в результате которого погибло 45 индийских военнослужащих. В ответ были арестованы лидеры местных мусульманских объединений.
Центральные власти Индии предпринимали попытки как мирных, так и силовых методов урегулирования ситуации. Они пытались вовлечь население штата в общеиндийский демократический процесс, проводя на его территории выборы в местные и центральные органы власти, принимали меры для стабилизации экономического положения в штате. Пребывание на территории Джамму и Кашмира индийских войск обостряло ситуацию
и вызывало протесты. Уровень социальной напряженности не снижался.
* * *
6 августа 2019 г. Лок Сабха (нижняя палата парламента Республики Индия) поддержала предложенный правительством законопроект об отмене особого статуса индийского штата Джамму и Кашмир, определяемого
статьей 370 в части 35А Конституции Индии. Согласно этой статье, штат Джамму и Кашмир, единственный из 29 штатов страны с преобладающим мусульманским населением, имеет собственные конституцию и флаг, может самостоятельно принимать решения по всем вопросам, кроме иностранных дел, обороны и связи.
В результате предпринятых правительством в Дели «хирургических» мер штат Джамму и Кашмир был фактически ликвидирован. Он разделен на две союзные территории — Джамму и Кашмир (с наличием законодательного органа) и Ладакх (без такового), обе союзные территории переходят под непосредственное управление из центра. Отмена запрета на приобретение земли в Джамму и Кашмире нерезидентами штата уравняла в этом вопросе права всех жителей страны.
Раздел штата на Джамму и Кашмир и Ладакх имел под собой этническую и религиозную основы, поскольку его население не гомогенно, и окончательное решение его судьбы может приниматься с учетом интересов всех населяющих его религиозных и этнонациональных групп. В 2001 г. население индийской части Кашмира превышало 10 млн человек, из которых немногим более 64% — мусульмане, более 32% — индусы, 2,23% — сикхи, а остальные — буддисты, христиане и джайны. На высокогорном малонаселенном плато Ладакх живут ладакхи, исповедующие буддизм ламаистского толка (они составляют около 54% жителей, остальные — мусульмане) [13]. Понятно, что решение правительства Индии о создании отдельной союзной территории Ладакх встретило здесь бурную поддержку.
Опасаясь широкомасштабных протестов и беспорядков, руководство Индии приняло превентивные меры: в Джамму и Кашмире был объявлен комендантский час и введены дополнительные контингенты войск, отключены средства связи и Интернет, были закрыты все учебные заведения, введены ограничения на проведение общественных собраний [7]. Лидеры оппозиции — вице-президент партии «Национальная конференция» Омар Абдулла, президент Народно-демократической партии Мехбуба Муфти, председатель Народной конференции Саджад Гани и некоторые другие политики были взяты под домашний арест [20]. Из Дели и Исламабада были отозваны послы; между Индией и Пакистаном прекращено автобусное и железнодорожное сообщение, а также торговые отношения; был наложен запрет на показ в Пакистане индийских кинофильмов и др. Решение правительства Индии было неоднозначно встречено частью гражданского общества страны. Так, автор специальной монографии и многочисленных статей, касающихся статьи 370 Конституции Индии, А. Г. Нурани заявил о «неконституционном» характере ее отмены [16]. Руководство страны обвинялось правозащитниками в принятии важных решений без консультаций с общественностью, с нарушениями прав человека.
Формально власти Индии действовали в рамках Конституции страны, принятые ими меры касались территорий, находящихся под юрисдикцией правительства в Дели. И потому это событие является, по словам бывше-
го посла Индии в Москве Б. В. Вармы, внутренним делом Индии, действия правительства которой не были направлены на то, «чтобы изменить внешние границы штата Джамму и Кашмир. Линия контроля, установленная в 1972 г. по Симлскому соглашению, остается неизменной» [11].
Пакистан расценил действия Индии как нарушение прав мусульман и обвинил ее в том, что Дели «преднамеренно подрывает признанный международным сообществом спорный статус Джамму и Кашмира». В Пакистане прошли демонстрации протеста с антииндийскими лозунгами. Главнокомандующий армией Пакистана генерал Камар Джавед Баджва заявил о готовности армии страны поддержать борьбу народа Кашмира всеми возможными способами [24].
МИД Индии пригласил послов США, Великобритании, Франции, России и Китая, а также Австралии и Индонезии для разъяснения причин и целей принятия столь важных решений. Госдепартамент США призвал конфликтующие стороны сохранять спокойствие, соблюдать права человека и поддерживать мир вдоль индо-пакистанской границы. Тогдашний президент США Д. Трамп даже выразил готовность выступить посредником в индо-пакистанском споре. Премьер-министр Пакистана Имран Хан принял это предложение, в то время как Индия его отвергла, придерживаясь принципа решения двусторонних споров на двусторонней основе, без вмешательства «третьих» сил [24]. Министр иностранных дел России С. Лавров в беседе с главой МИД Пакистана Махмудом Куреши подчеркнул необходимость «деэскалации напряженности и безальтернативность урегулирования имеющихся разногласий между Пакистаном и Индией на двусторонней основе политико-дипломатическими методами» [9].
С осуждением решения Индии об изменении статуса приграничной с Китаем области Ладакх выступил Китай. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин обвинила индийскую сторону в том, что она «в одностороннем порядке вносит изменения в национальное законодательство, что нарушает территориальный суверенитет Китая». Глава МИД КНР Ван И расценил действия Индии как «нарушение двусторонних соглашений по обеспечению мира и спокойствия на границе» [6]. Пекин заявил о готовности защищать интересы Пакистана [15].
Генеральный секретарь ООН Антонио Гутьерес призвал Индию и Пакистан проявлять сдержанность и добавил, что миротворческие силы ООН, которые наблюдают за прекращением огня между Индией и Пакистаном в Джамму и Кашмире, сообщают об усилении военной активности вдоль линии контроля.
Позицию по кризису вокруг Кашмира высказали многие мировые и региональные лидеры, продемонстрировав отсутствие единой позиции. Государства ШОС, полноправными членами которой в 2017 г. стали Индия и Пакистан, также не выработали единой позиции.
Обстановка в Джамму и Кашмире по-прежнему далека от стабильности, продолжаются антиправительственные выступления и демонстрации,
экономическое развитие значительно отстает от большинства других штатов Индии. Принятое правительством Нарендры Моди решение вызвало неоднозначную реакцию представителей правящей политической элиты штата. Так, влиятельный политик Джамму и Кашмира Мехбуба Муфти заявила, что это решение будет иметь катастрофические последствия для Джамму и Кашмира [20].
* * *
Чем руководствовалось правительство Бхаратия Джаната парти (БДП), принимая столь беспрецедентное решение? Обещание отменить статью 370 БДП включила в свою предвыборную программу с расчетом на то, что принятые меры отвлекут внимание от политических и экономических проблем региона. Прямое подчинение вновь образованных административных единиц центру укрепит позиции Дели, расширит возможности влияния и контроля центральной власти над ситуацией в регионе, занимающем важнейшее стратегическое положение на границах Индии с Пакистаном и Китаем.
Не исключено, что эта мера была принята руководством индуистской националистической партии в том числе с целью продемонстрировать свою способность принимать важные политические решения, доказать превосходство над своим политическим соперником — партией ИНК. Принять такое решение правящая партия смогла, опираясь на благоприятные для БДП результаты всеобщих парламентских выборов, дважды (в 2014-м и 2019 г.) принесших ей убедительную победу, подтвердивших сохранение ее влияния в стране с преобладающим индусским населением.
Эти события можно расценивать и как отголоски полемики в первые годы независимости по вопросам внешней политики и характера взаимодействия с Китаем секуляриста Джавахарлала Неру и индуиста Валлабхаи Пателя, которому при Нарендре Моди был поставлен самый высокий памятник в мире.
Особый статус Кашмира и наличие статьи 370 в определенной степени «примиряли» придерживающихся сепаратистских позиций кашмирцев с необходимостью сохранения Джамму и Кашмира в составе Индии. Отмена статьи и раздел штата на две союзные территории с прямым подчинением центру изменили их статус в сторону большей интеграции в состав Индии [23].
Можно предположить, что принявшие это решение политические силы Индии рассчитывали на укрепление ее конституционного строя, совершенствование федеративной системы, политическое и экономическое развитие этого региона как неотъемлемой части государства, создание условий для более эффективного контроля центра над субъектами федерации, где сохраняются тенденции сепаратизма.
Индо-пакистанское противостояние вокруг Кашмира относится к категории многолетних конфликтов, выходящих далеко за рамки двусторонних отношений, которые дестабилизируют международную обстановку и приводят к активизации террористической деятельности.
В результате ослабления напряженности на границах в сфере ее непосредственных стратегических интересов Индия сможет обрести уверенность в защищенности своей территории; ее руки будут развязаны для укрепления политических и экономических позиций в рамках Индийского океана, Индо-Тихоокеанского региона, зоне АСЕАН и Центральной Азии.
Литература
1. Армия Пакистана поддержит борьбу жителей Кашмира // Haqqin.az. 2019. 06.08. — https://haqqin.az/ news/155598 (дата обращения: 15.02.2022).
2. Белов П. Нарендра Моди спешит на помощь планете // Индийский вестник : Бюллетень посольства Индии в России. 2021. Ноябрь. — https://indianembassy-moscow.gov.in/pdf-vestnik/2021-November-Russian. pdf (дата обращения: 15.02.2022).
3. Белокреницкий В. Я., Москаленко В. Н., Шаумян Т. Л. Южная Азия в мировой политике. М. : Международные отношения, 2003.
4. Галищева Н. В. Проблема бедности и пути ее решения в современной Индии в условиях либеральных реформ// Мировое и национальное хозяйство : Издание МГИМО МИД России. 2021. № 2(55).
5. Киссинджер Г. Годы в Белом доме. М. : АСТ, 2020. Т. 2. Ч. 1.
6. Китай выступил против решения Индии об изменении статуса приграничной области Ладакх // ТАСС. 2019. 06.08.— https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6738197 (дата обращения: 15.02.2022).
7. Конец независимого Кашмира: зачем Индия ликвидирует самый проблемный штат // РБК. 2019. 06.08. — http://www.rbc.ru/politics/06/08/2019/5d4804fd9a79479cba84c7c1 (дата обращения: 15.02.2022).
8. Кузык Б. Н, Шаумян Т. Л. Индия—Россия: стратегия партнерства в XXI веке. М. : Институт экономических стратегий, 2009. Гл. XII: Россия—Индия—Китай: перспективы сотрудничества.
9. Лавров обсудил с главой МИД Пакистана актуальные вопросы двусторонней повестки дня // ТАСС. 2018. 28.09. — https://tass.ru/politika/5618056 (дата обращения: 15.02.2022).
10. Ленчук Р. Цели и задачи внешнеполитической стратегии Индии на современном этапе // Международная жизнь. 2016. № 3.
11. Посол Индии в РФ: республика уведомила Москву об изменении статуса штата Джамму и Кашмир // ТАСС. 2019. 06.08. — https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6737917 (дата обращения: 15.02.2022).
12. Темпы экономического роста Индии превышают 8% // TV Brics. 2022. 01.01. — https://tvbrics.com/ news/tempy-ekonomicheskogo-rosta-indii-prevyshayut-8-protsentov// (дата обращения: 15.02.2022).
13. Шаумян Т. Л. Проблема Джамму и Кашмира // Этничность и религия в современных конфликтах / отв. ред. В. А. Тишков, В. А. Шнирельман. М. : Наука, 2012.
14. Bhadrakumar M. K. Mixed signals from Ladakh // Indian Punchline. 2022. 16.01. — https://www. indianpunchline.com/mixed-signals-from-ladakh/ (дата обращения: 15.02.2022).
15. СЫт says it will support Pakistan "upholding its rights" in Kashmir row with India // South China Morning Post. 2019. 10.08. — https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3022254/china-says-it-will-support-pakistan-upholding-its-rights (дата обращения: 15.02.2022).
16. Deshmane A. Kashmir: Scrapping Article 370 "Unconstitutional", "Deceitful" Says Legal Expert A. G. Noorani. // Huffpost. 2019. 05.08. — https://www.huffpost.com/archive/in/entry/kashmir-article-370-scrapping-constitutional-expert-reacts-noorani_in_5d47e58de4b0aca341206l35 (дата обращения: 15.02.2022).
17. Jawaharlal Nehru's. Speeches. 1949—1953. Delhi : Ministry of Information and Broadcasting of the Government of India, 1957.
18. Kashmir issue : reports and comment from the Indian Press on the historical background, aspects of terrorism and possible resolution of Kashmir issue. L., 1993.
19. Nonalignment 2.0. A Foreign and Strategic Policy for India in the twenty first century // Carnegie Endowment for International Peace. 2012. 12.03. — https://carnegieendowment.org/2012/03/12/nonalignment-2.0-foreign-and-strategic-policy-for-india-in-twenty-first-century-event-3587 (дата обращения: 15.02.2022).
20. Noorani A. G. Article 370// A Constitutional History of Jammu and Kashmir. Oxford : Oxford University Press, 2011.
21. Omar, Mehbooba, Lone placed under house arrest // Greater Kashmir (Srinagar). 2019. 04.08. — http:// www.greaterkashmir.com/news/front-page-2/omar-mehbooba-lone-placed-under-house-arrest (дата обращения: 15.02.2022).
22. Sibal A. K. Article 370 Fully Integrates J&K with India // Vivekananda International Foundation. 2020. 03.08. — https://www.vifindia.org/print/7850 (дата обращения: 15.02.2022).
23. Singh N. Cultural Conflict in India: Punjab and Kashmir // The myth of "ethnic conflict" : politics, economics, and "cultural" violence / B. Crawford, R. D. Lipschutz (eds.). Berkeley : University of California, 1998. — https://escholarship.org/content/qt7hc733q3/qt7hc733q3.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
24. Tramp Offers to Mend Indo-Pak Relations // GoNewsIndia. 2019. 0909. — https://www.gonewsindia. com/latest-videos/news-and-politics/trump-offers-to-mend-indo-pak-relations-1137 (дата обращения: 15.02.2022). ♦