Научная статья на тему 'Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стратегии изучения иностранного языка'

Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стратегии изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1932
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОГНИТИВНЫЕ ТИПЫ УЧАЩИХСЯ / PERSONAL STRATEGY / COGNITIVE STYLE / INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES / COGNITIVE TYPES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черенкова Белита Валентиновна

Рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей учащихся на индивидуальный стиль деятельности и личностные стратегии, используемые ими в процессе изучения иностранного языка. Дан анализ когнитивного компонента индивидуального стиля, предлагается классификация когнитивных стилей, выделяются когнитивные типы учащихся. Приведены примеры распределения когнитивных стратегий по признаку индивидуального стиля деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual style of activity and cognitive strategies of learning foreign languages

The problem of individual-psychological influence of the students on individual style of activity and personal strategies used in the process of studying the foreign language is examined. The analysis of the cognitive component of individual style is given, the classification of cognitive styles is offered, the cognitive types of students are marked out. The examples of cognitive strategies distribution property sorted by individual style of activity are given.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стратегии изучения иностранного языка»

Б.В. ЧЕРЕНКОВА (Тула)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей учащихся на индивидуальный стиль деятельности и личностные стратегии, используемые ими в процессе изучения иностранного языка. Дан анализ когнитивного компонента индивидуального стиля, предлагается классификация когнитивных стилей, выделяются когнитивные типы учащихся. Приведены примеры распределения когнитивных стратегий по признаку индивидуального стиля деятельности.

Ключевые слова: личностная стратегия, когнитивный стиль, индивидуальнопсихологические особенности, когнитивные типы учащихся.

Одним из ведущих факторов, определяющих выбор методов, способов и приемов обучения иностранному языку, по праву считается личностная стратегия изучения иностранного языка.

В методике преподавания иностранных языков анализу стратегического фактора посвящено немалое число публикаций, однако до сих пор исследователи не пришли к единому мнению по вопросу определения термина «стратегия». Так, стратегия определяется как «попытка развить лингвистическую и социолингвистическую компетенции в изучаемом языке с целью включения их в межъязыковую компетенцию» [5: 67], «действия, предпринимаемые учащимися с целью развития иноязычных умений, для усвоения, хранения, извлечения из памяти и употребления нового языка» [3: 18], «особого рода размышления и поведение, которые используют учащиеся для осмысливания, изучения и запоминания новой информации» [1: 1].

В целом в определениях стратегии четко обозначены два направления: во-первых, стратегия представляет собой действия, мысленные или физические, и, во-вторых, эти действия направлены на более эффективное усвоение иностранного языка. Вместе с тем не указывается на то,

что характер этих действий обусловлен индивидуально-личностными особенностями лиц, изучающих иностранный язык. Нам же представляется особенно важным подчеркнуть, что стратегия изучения иностранного языка напрямую зависит от индивидуально-личностного фактора.

Таким образом, в нашем понимании личностная стратегия изучения иностранного языка - это осознаваемое или неосознаваемое действие учащегося, предпринятое в соответствии с его индивидуально-личностными особенностями, регулирующее его учебную деятельность и направленное на решение конкретной учебной задачи на определенном этапе обучения и на овладение иностранным языком в рамках поставленной цели.

Совокупность стратегий изучения иностранного языка образует индивидуальный стиль деятельности (далее - ИСД), суммарное представление о котором складывается из отдельных компонентов, выступающих как относительно константные и взаимосвязанные образования. Одним из наиболее значимых является когнитивный компонент [1; 2; 4].

На наш взгляд, когнитивный компонент ИСД есть набор когнитивных стратегий изучения иностранного языка и использования его в учебных и реальных ситуациях общения. Когнитивный компонент дифференцирует учебные стили по степени развития познавательных процессов и базируется на таких факторах, как 1) восприятие (целостное, дробное или категориальное); 2) внимание (чувственное или интеллектуальное); 3) память (словесно-логическая или ассоциативная); 4) мышление (теоретическое, практическое, творческое) [6].

Факторы представлены следующими типами мышления: теоретическое, практическое, творческое. Естественно, что учащиеся, обладающие теоретическим мышлением, вырабатывают абстрактный (понятийный) стиль учебной деятельности. В процессе усвоения иностранного языка они предпочитают формальное обучение, выдвигающее на первый план знакомство с системой языка. Теоретики контекст-не-зависимы. Они не любят аутентичные материалы, предпочитая заниматься по учебникам и воспринимая общение только как

© Черенкова Б.В., 2009

конечную цель обучения. Чаще всего подобный тип учащегося обладает дробным и категориальным восприятием, интеллектуальным вниманием и словесно-логической памятью.

В отличие от теоретиков учащиеся с практическим мышлением усваивают язык через прямое и непосредственное восприятие окружающей действительности. У подобных учащихся хорошо развито наглядно-образное (или наглядно-действенное) мышление. В обучении первостепенную значимость для них приобретают практика, общение. Все учащиеся конкретного типа контекст-зависимы. У учащихся с практическим мышлением преобладают целостное восприятие, чувственное внимание, ассоциативная память.

Выделенные типы учащихся (теоретик и практик) представляют собой два основных диаметрально противоположных образования, внутри которых прослеживается дальнейшая дифференциация учебных стилей по следующим основаниям: доминирование той или иной операции (сравнения, анализа, синтеза, абстракции или обобщения), определяющее подход к обработке языкового или речевого материала; наличие или отсутствие творческого мышления, влияющее на восприятие и продуцирование речи.

По первому основанию мы выделяем три вида мышления, обусловливающих различия в индивидуальном стиле деятельности: аналитическое, синтетическое (глобальное) и компараторное. Учащиеся, обладающие аналитическим мышлением, вырабатывают аналитический стиль деятельности. Процесс обработки предлагаемого им учебного материала они начинают с осмысления отдельных частей, из которых в дальнейшем составляют единое целое. Учащийся аналитического типа предпочитает работать с деталями. Он легко может отделить существенное от второстепенного, вычленить главное. Предполагается, что данные учащиеся более склонны к традиционному (формальному) обучению.

Известно, что у аналитиков левое полушарие головного мозга доминирует над правым, вследствие чего им свойственны рациональность и преобладание логики над чувствами. Они вырабатывают объективный и деконтекстуализированный подход к обучению, при усвоении языка ориентируются на правила и поэтому более точ-

ны в выборе грамматических форм. Считается, что у аналитического типа более ярко представлены дробное восприятие, словесно-логическая память и интеллектуальное внимание.

В отличие от аналитиков субъекты, обладающие синтетическим (глобальным) мышлением, нацелены на первичный охват общей картины, на последующее осмысление значения только по отношению к целому. Данные учащиеся придерживаются глобального стиля деятельности. Целостное восприятие предмета приводит к тому, что они не сразу могут распознать важные детали, особенно на фоне сложного языкового материала. Недостаток аналитических способностей у этих учащихся компенсируется их успехами в практическом обучении. Общение для них - не столько цель, сколько средство обучения. Синтетический тип обучается и для общения, и через общение.

Исследования показывают, что у учащихся, придерживающихся синтетического стиля деятельности, более развито правое полушарие мозга. Следствием этого являются преобладание у них эмоций над логикой, визуально-пространственное и целостное восприятие действительности, интуитивный подход к усвоению иностранного языка. Контекст-зависимость - один из основных признаков, характеризующих подобных учащихся. В процессе усвоения языка синтетический тип демонстрирует целостное восприятие, чувственное внимание, хорошо развитую ассоциативную или механическую память.

Третий вид мышления, выделенный по принципу доминирования логической операции, - компараторный, т.е. субъект предрасположен к усвоению языка через сравнение. Учащийся компараторного типа вырабатывает индивидуальный стиль, в котором основным приемом является установление тождества и различия формальных и функциональных единиц. На ранних этапах обучения эта особенность выражается в стремлении сопоставлять иностранный язык с родным. Вследствие этого как при введении, так и при закреплении и активизации учебного материала данные учащиеся склонны опираться на родной язык.

По своим характеристикам учащиеся компараторного направления более близки к аналитикам. Нередко они обладают дробным восприятием и интеллектуальным вниманием, могут демонстрировать как

словесно-логическую, так и ассоциативную память. Однако в процессе обучения встречается и конкретно-компараторный тип учащегося, опирающийся при усвоении языка на чувства, эмоции, образы.

Следует отметить, что творческое (интеллектуальное) мышление может быть связано как с теоретическим, так и с практическим мышлением. Наиболее полно проанализировал творческое мышление Дж. Гилфорд, который считал, что креативность зависит от четырех особенностей мышления: 1) оригинальности, тяге к интеллектуальной новизне; 2) семантической гибкости, 3) образной адаптивной гибкости; 4) семантической спонтанной гибкости (цит. по: [6: 243]).

Креативный тип учащихся обладает хорошо развитой дивергентной памятью, оригинальностью мышления, инициативностью, активностью, предрасположенностью к порождению творческих идей, решению проблем. Данные учащиеся допускают возможность существования нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Их отличает стремление к порождению новых мотивов, поиску нестандартных решений, выходу на новые цели. При обучении учащихся подобного типа нежелательно применять методы, построенные преимущественно на принципах имитации, подражания, механического заучивания.

Напротив, некреативные (репродуктивные) субъекты в своей учебной деятельности руководствуются раз и навсегда данной и принятой ими извне схемой действий, определенной и неизменной последовательностью операций, стабильностью мотивационной сферы. На уроке учащийся подобного типа выступает в качестве объекта обучения; для него характерны пассивность, зависимость, уход от проблемных ситуаций.

У репродуктивиста развито конвергентное мышление, определяющее его предрасположенность к решению задач, имеющих единственный правильный ответ. Кроме того, некреативный тип нередко обладает критическим мышлением, в результате чего его творческий потенциал направлен не на конструирование собственных оригинальных идей, а на обсуждение и критику чужих мыслей. Мы полагаем, что субъект-репро-дуктивист склонен изучать иностранный язык с помощью программированного материала, особое расположение которого обеспечивает контроль над его усвоением.

Таким образом, выделяется семь основных когнитивных стилей, используемых учащимися при изучении иностранного языка: теоретический, практический, аналитический, синтетический, компара-торный, креативный, репродуктивный. Это дает нам основание для построения схемы, характеризующей соотношение различных когнитивных образований индивидуального стиля деятельности.

Когнитивный компонент ИСД

V

Согласно данной схеме, на выходе мы имеем пять стилей когнитивной учебной деятельности, четыре из которых (аналитический - синтетический, креативный -репродуктивный) составляют оппозиционные пары, признаки же компараторно-го стиля могут быть выявлены как у уча-щихся-аналитиков, так и у учащихся-гло-балистов. При этом креативность (или репродуктивность) могут демонстрировать как учащиеся-теоретики, так и учащие-ся-практики. Стратегические предпочтения данных учащихся проявляются в том, что в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями они используют разный набор когнитивных стратегий для восприятия, обработки и усвоения учебного материала. Приведем примеры распределения когнитивных стратегий изучения иностранного языка по признаку индивидуального стиля деятельности.

Аналитический стиль деятельности: эксплицитное усвоение материала; дедуктивное объяснение и анализ слов, выражений, структур, текстов и языковой системы в целом; упорядочение и классификация изучаемого материала; сознательное применение правил.

Синтетический стиль деятельности: имплицитное усвоение материала; синтез

языковой и коммуникативной систем; имитация речевой модели; индуктивное нахождение правил; интуитивный охват общего содержания текста; игнорирование деталей; широкое использование стратегий компенсации.

Компараторный стиль деятельности: использование родного языка для понимания и продуцирования иностранного; поиск контрастов, деталей; поиск сходства и различий в грамматических системах родного и иностранного языков; использование мнемонической техники (поиск слов общего корня, использование антонимов, синонимов и т.д.).

Креативный стиль деятельности: активный подход к задаче; комбинирование известных элементов по-новому, поиск и использование незапланированного языкового материала; использование сложных предметно-смысловых конструкций, провоцирующих высказываний без опоры на коммуникативные задания; импровизация; поиск и решение проблемы.

Репродуктивный стиль деятельности: фиксация коммуникативных задач; опора на стандартные речевые ситуации; инсценирование, драматизация в целях закрепления изучаемого материала; предварительная отработка и заучивание учебного материала; использование зрительных опор (логико-синтаксических схем, вопросительных слов, схем, рисунков и т.д.).

Рассмотренные учебные стили, разумеется, не исчерпывают всего многообразия индивидуальных подходов к изучению иностранного языка. Цель данного исследования - охарактеризовать основные направления когнитивного стиля. Мы полагаем, что предложенная классификация является оптимальной для последующего развития дифференцированной технологии

обучения иностранному языку при формировании коммуникативной компетенции учащихся в устной и письменной речи.

Литература

1. O’Malley, J.M. Learning Strategies in Second Language Acquisition / J.M. O’Malley, A. Chamot. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

2. Oxford, Rebecca L. A crosscultural view of learning styles / Rebecca L. Oxford, Neil J. Anderson // Language Teaching. 1995. Vol. 28. №4. C. 201 - 215.

3. Oxford, R. Language learning strategies in a nutshell: Update and ESL suggestions / R. Oxford // TESOL Journal. 1992/1993. № 2(2). C. 18 - 22.

4. Rubin, J. Study of cognitive processes in second language learning / J. Rubin // Applied Linguistics. 1981. C. 117 - 131.

5. Tarone, E. Some thoughts on the notion of ‘communication strategy’ / E. Tarone, C. Faerch, G. Kasper // Strategies in Interlanguage Communication. - London: Longman, 1983. C. 61 - 74.

6. Немов, P.C. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / P.C. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОВ 1995.

Individual style of activity and cognitive strategies of learning foreign languages

The problem of individual-psychological influence of the students on individual style of activity and personal strategies used in the process of studying the foreign language is examined. The analysis of the cognitive component of individual style is given, the classification of cognitive styles is offered, the cognitive types of students are marked out.

The examples of cognitive strategies distribution property sorted by individual style of activity are given.

Key words: personal strategy, cognitive style, individual-psychological peculiarities, cognitive types of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.