Научная статья на тему 'Индивидуальный образовательный маршрут младших школьников с особенностями в развитии'

Индивидуальный образовательный маршрут младших школьников с особенностями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1872
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН / CHILDREN WITH HIA / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PECULIARITIES INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL CONDITIONS / JUNIOR SCHOOLCHILD / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Османов У.Ю., Феталиева Л.П.

В статье представлены рекомендации по проектированию индивидуального образовательного маршрута для младшего школьника с особенностями в развитии, посещающего общеобразовательное учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE OF YOUNG SCHOOLBOYS WITH FEATURES IN DEVELOPMENT

The article presents recommendations on designing an individual educational route for a junior schoolchild with developmental peculiarities attending a general educational institution.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут младших школьников с особенностями в развитии»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 376.2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

1 2 Османов У. Ю., Феталиева Л. П.

1ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

Аннотация. В статье представлены рекомендации по проектированию индивидуального образовательного маршрута для младшего школьника с особенностями в развитии, посещающего общеобразовательное учреждение.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, дети с особенностями в развитии, инклюзивное образование, специальные условия, младший школьник, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный план.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE OF YOUNG SCHOOLBOYS WITH FEATURES IN DEVELOPMENT

1Osmanov U. Y., 2Fetalieva L.P. 1 FSBEO "Dagestan state-pedagogical University", Makhachkala 2 PEO HO «Socio-pedagogical Institute», Derbent

Abstract. The article presents recommendations on designing an individual educational route for a junior schoolchild with developmental peculiarities attending a general educational institution.

Key words: children with HIA, children with developmental peculiarities inclusive education, special conditions, junior schoolchild, individual educational route, individual educational program, individual educational plan.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально -волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.[4]

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

В литературе инклюзивное образование рассматривается как «организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно -этнических, языковых и иных особенностей, дети с ОВЗ включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку» или как «совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений». [6]

Программы обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, Д.В. Зайцевым В.И., Лубовским, НА. Никашиной, Е.А Стребелевой, Н.Я Семаго, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрено в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др. [1,2, 3,5]

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда способны усвоить учебную программу в полном объеме и в те же сроки, что и их сверстники. Поэтому новые федеральные государственные стандарты начального общего образования учитывают образовательные потребности детей с ограничениями здоровья, предоставляя возможность разработки индивидуального учебного плана и индивидуальной траектории освоения основной образовательной программы темпа и уровня сложности, системы оценивания и т.д.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам, группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с детьми.

Но тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Под индивидуальным образовательным маршрутом младшего школьника с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, мы понимаем систему

конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения младших школьников с ОВЗ в образовательный процесс. Разработка индивидуального образовательного маршрута для младшего школьника с ОВЗ в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения его и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки.

Индивидуальный образовательный план -документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута младшеклассника с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором образовательного учреждения и подписанный родителями ребенка.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для младшего школьника с ОВЗ, пришедшего, например, в общеобразовательную школу, администрация и междисциплинарная команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения решают следующие задачи:

1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.

3. Определение объема, содержания - основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии - форм и содержания - коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.

4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на данные комплексной психолого-педагогической диагностики (на уровне психолого -медико-педагогической комиссии (ПМПК) и школы), которые позволяют прогнозировать степень освоения ребенком основной образовательной программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.

5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.

6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.

7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой

самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.

Кроме обозначенных выше задач, которые решает педагогический коллектив в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, существуют дополнительные задачи, которые возникают на различных этапах включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду:

1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе.

2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения.

3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка при переходе им на следующую ступень образования, а так же форм итоговой аттестации.

4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации.

5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития.

6. Работа с детским коллективом - класса, школы, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др. Говоря об общей стратегии деятельности педагогической команды в рамках школы, необходимо упомянуть так же об определении форм, содержания и регламентов взаимодействия специалистов в междисциплинарной команде; привлечении дополнительных ресурсов для создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ; стратегии и тактик поддержки «основных» педагогов — учителей, классного руководителя и т. д.

Общий алгоритм деятельности команды в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута:

1. Администрация школы вместе с координатором по организации совместного обучения детей с ОВЗ вместе со здоровыми сверстниками определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (привлечение волонтеров и т. д.). Заключается договор с родителями.

2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Изучается документация: Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК, медицинская карта

(первоклассника - если ребенок поступает в 1 класс общеобразовательной школы), возможно - психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей) специалистами других образовательных учреждений.

На этапе сбора информации и целеполагания, основная задача администрации и сотрудников школы - договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени - например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка.

При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

3. Разработку индивидуального образовательного маршрута и соответственно индивидуальной образовательной программы (ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум - трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу.

Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПК по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основная задача комплексной диагностики в данном случае - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

4. Собственно разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП) на заседании психолого-медико-педагогического -психолого-педагогического консилиума школы.

5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка Индивидуального образовательного плана на определенный период времени.

6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов — динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и

приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.

7. Постановка задач на последующий временной период. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения предполагает внедрение новых организационных технологий деятельности как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей педагогической команды в целом. Внедрение таких технологий в работу образовательного учреждения приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного, позитивного эмоционального состояния всех участников работы по включению ребенка с ОВЗ в среду школы.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут подготовки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья поможет учителю начальных классов создавать условия, разрабатывать учебно-методический материал, а также содержание и реализовать его в общеобразовательной школе.

Литература:

1. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

2. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: учебн.пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2008.

3.Зайцев Д.В. Концепция инклюзивного образования инвалидов// Образование для всех: политика и практика инклюзии. - Саратов: Научная книга, 2008.

4.Лауве Д. Пути интеграции: Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами: (Пер. с англ.) // Дефектология. 1994. - № 6.

5.Семаго Н.Я. Еще раз об инклюзии // Школьный психолог. - 2010. - №

16.

6.Феталиева Л.П. Профессиональная позиция учителя как основной фактор успешности инклюзивного образования. / Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования», Махачкала, 2015.

References:

1. Alekhina S. V., Semago N. I... Fadin A. K. Inclusive education. Issue 1. -Moscow: center "School book", 2010.

2. Ekzhanova E. Fundamentals of integrated learning: study.the manual for high schools. - Moscow: Drofa, 2008.

3.Zaitsev D. V. the Concept of inclusive education of disabled people/ / Education for all: policy and practice of inclusion. - Saratov: Scientific book, 2008.

4.Lauve D. ways of integration: Curriculum to help the social and emotional development of children with special needs: (Per. with English.) // Defectology. 1994. - № 6.

5.Semago N. I. Again about inclusion // School psychologist. - 2010. - № 16.

6.Fatalieva L. P. professional position of the teacher as the main factor of success of inclusive education. / Proceedings of the International scientific-practical conference "Actual problems of pedagogy and psychology of primary education", Makhachkala, 2015.

УДК: 371.3

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Феталиева Л. П.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

Аннотация. В статье рассматривается формирование ответственности у младшего школьника в учебно-воспитательном процессе, порядочности, честности, совести, патриотизме. Также говорится о формировании ответственности с момента поступления ребенка в школу -перехода к школьному обучению.

Ключевые слова: формирование, ответственность, развитие, учебно-воспитательный процесс, игра, порядочность, честность, совесть, патриотизм.

FORMATION OF RESPONSIBILITY IN THE YOUNG SCHOOLCHILDER IN THE EDUCATIONAL-EDUCATIONAL PROCESS

Fetalieva L.P.

PEI HE "Socio-pedagogical institute", Derbent

Abstract. The article deals with the formation of responsibility in the younger schoolchildren in the educational process, decency, honesty, conscience, patriotism. It also speaks of the formation of responsibility from the moment the child enters the school - the transition to schooling.

Key words: formation, responsibility, development, educational process, play, decency, honesty, conscience, patriotism.

Формированию и проявлениям ответственности школьников посвящено множество психологических и педагогических исследований, прежде всего в контексте организации самостоятельной работы обучающихся. В частности, И. А. Зимняя, определяя самостоятельную работу как высшую форму учебной деятельности, подчеркивает, что её выполнение «требует достаточно высокого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.