Научная статья на тему 'Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов вуза с разными латеральными профилями'

Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов вуза с разными латеральными профилями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
733
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛАТЕРАЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеева С. А.

В статье представлен анализ взаимосвязи показателей межпо-лушарной асимметрии с особенностями саморегуляции студентов вуза. Доказано, что существуют значимые различия процессов саморегуляции у испытуемых с разными вариантами латеральных профилей межполушарной асимметрии и общие особенности данных процессов у лиц, имеющих одинаковые варианты латеральных профилей. Полученные данные могут быть использованы в целях профориентации, для оптимизации учебной деятельности, при реализации принципов дифференцированного обучения, а так же при проведении занятий по совершенствованию системы саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корнеева С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов вуза с разными латеральными профилями»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.91

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЦЕССОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА С РАЗНЫМИ ЛАТЕРАЛЬНЫМИ ПРОФИЛЯМИ

В статье представлен анализ взаимосвязи показателей межпо-лушарной асимметрии с особенностями саморегуляции студентов вуза. Доказано, что существуют значимые различия процессов саморегуляции у испытуемых с разными вариантами латеральных профилей межполушарной асимметрии и общие особенности данных процессов у лиц, имеющих одинаковые варианты латеральных профилей. Полученные данные могут быть использованы в целях профориентации, для оптимизации учебной деятельности, при реализации принципов дифференцированного обучения, а так же при проведении занятий по совершенствованию системы саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, произвольная активность человека, межполушарная асимметрия, индивидуальные латеральные профили, личностные особенности.

Анализ работ, посвященных разным аспектам исследования индивидуальных различий в процессах саморегуляции, показывает, что раскрываются все новые и новые аспекты индивидуальных различий в саморегулировании, но наряду с этим выявляются различия подходов к исследованию содержания, функций и структуры процессов саморегуляции [1].

Осознанная саморегуляция, по О. А. Конопкину понимается как системноорганизованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Приставка «само-» к термину «регуляция» отражает не только факт осознания субъектом осуществляемых им актов своей произвольной активности и целенаправленное управление ими, но и определение самим субъектом как объективных предметных, рационально-логических, так и личностно-ценностных оснований отдельных деятельностных актов и их соотнесение и согласование с контекстом целостной системы своих стержневых личностных потребностей и ценностей, смысловых установок и убеждений, с содержанием самосознания [2].

Поскольку психическая саморегуляция рассматривается как контролируемый сознанием процесс, постольку в основу данного исследования положено небезосновательное допущение о том что, особенности саморегулирования могут быть связаны с межполушарной организацией мозговой активности, о которой можно судить по показателям моторных проб и индивидуальных профилей латеральности. Плодотворной

С. А. Корнеева

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

korneeva@bsu.edu.ru

и перспективной при развитии данного направления оказалась концепция А.Р. Лурия (о структурно-функциональных блоках мозга) и развиваемый на ее основе В.А. Москвиным подход, при котором изучение межполушарных взаимоотношений в норме сопоставляются латеральные признаки и варианты их сочетаний (индивидуальных профилей латеральности - ИПЛ) с особенностями реализации ряда психических процессов, в том числе, и с возможностями произвольного управления деятельностью [3; 4].

Для исследования индивидуальных различий в процессах саморегуляции было обследовано 315 испытуемых. В выборку вошли студенты Белгородского государственного университета (из них 195 юношей и 120 девушек) в возрасте от 17 до 20 лет.

В работе использовались 2 блока методик.

1. Методики, ориентированные на диагностику показателей функциональной асимметрии: методики А.Р. Лурия, и моторные пробы, включенные в "Карту латеральных признаков", по А.П. Чуприкову, применяемые для выявления латеральных особенностей человека; и методики определения индивидуальных профилей лате-ральности (по В. А. Москвину).

2. Методики для диагностики индивидуальных личностных характеристик, так или иначе связанных с показателями саморегуляции: опросник Р. Кеттелла (16 PF) для оценки личностных качеств, связанных с саморегуляцией активности человека; методика диагностики умений и свойств саморегуляции деятельности А. К. Осницкого; методика измерения уровня самоактуализации личности (CAT) Л. Я. Гозмана и М. В. Кроза; методика определеният смыложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; методика «Временные ориентации» Е. И. Головахи и А. А. Кроника.

В целом, индивидуальные особенности испытуемых исследовались с помощью 43 психодиагностических шкал. Проводилось исследование различий в уровне сфор-мированности целеобразующих функций, индивидуально-психологических особенностей восприятия времени, показателей потребности в поддержке индивидов. Все эти параметры отражают социальную зрелость личности, которая обозначается категорией «самоактуализация», под которой понимается стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Распространенность латеральных признаков изучалась в соответствии с методикой «Карта латеральных признаков»), вариации латеральных профилей рассматривались в системе «рука - ухо - глаз». Подразумевалось, что в профиле «рука-ухо-глаз» - рука - это моторный двигательный компонент поведенческого акта, а ухо и глаз - воспринимающие и ориентирующие компоненты. Необходимо было это учитывать, так как психофизиологические и психологические черты личности определяются профилем функциональной асимметрии по моторным и сенсорным системам, а не по отдельным модальностям церебрального доминирования (в том числе, право - или леворукостью). Тип полушарной латерализации является нейрофизиологической основой психофизиологической и, в том числе психомоторной индивидуальности, а в моторной организации человека отражается целостная характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта при всей неповторимой индивидуальности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди студентов - юношей и девушек - обнаружены подгруппы студентов с различными латеральными профилями. Причем состав подгрупп среди юношей и девушек существенно различается. Анализ распространенности латеральных признаков и вариантов их сочетаний в выборках девушек и юношей - студентов (с учетом фактора пола) позволил в ряде случаев выявить достоверные отличия. Это совпадает с результатами других исследований, в которых были выявлены особенности распределения латеральных признаков в разных профессиональных выборках [4].

Полученные в ходе исследования данные позволили сделать предположение о латерализации нейрофизиологических основ индивидуальных различий, которые мо-

гут находить проявление в интеллектуальной (как общий, так и социальный интеллект) и эмоциональной активности, а также, что наиболее ценно для данной работы, в особенностях регуляторных процессов. Таким образом, на основании этого предположения, все данные были систематизированы с учетом показателей функциональной асимметрии по А. Р. Лурия и В. А. Москвину. При анализе функциональных асимметрий мозга определяли моторную пробу, которая позволила разделить выборку на правшей и левшей.

Для выявления у студентов индивидуальных особенностей при самооценивании наличия или отсутствия регуляторных умений или каких-либо характеристик саморегуляции, связанных с решением задач, выполнением учебных и учебнопроизводственных заданий и организацией повседневного поведения в качестве базовой методики использовался опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого [5]. У испытуемых с разными показателями моторной пробы выявлен ряд значимых различий в самооценивании умений саморегуляции.

По показателю сформированности структурно-компонентных умений саморегуляции (СКУ) выявлены значимые различия (при р<0.05) между испытуемыми с разными показателями моторной пробы по А. Р. Лурия. Так испытуемые с правым показателем моторной пробы значительно реже отмечали отсутствие у себя этих умений 14 и 25 (левый показатель). То есть, можно предположить, что у респондентов с правым показателем пробы «перекрест рук» в большей степени развиты процессы целе-полагания и удержание цели, анализа и моделирования условий, выбора средств и способов действий, а так же оценка результатов и их коррекция (в случае необходимости).

Также обнаружились значимые различия в результатах самооценивания функциональных особенностей саморегуляции (ФО). По данной шкале прослеживается та же динамика, то есть испытуемые с правым показателем моторной пробы демонстрируют более высокие показатели наличия функциональных умений 60 и 68 (левый показатель пробы «перекрест рук» по А. Р. Лурия) и значительно более низкие отсутствия - 9 и 29 соответственно. Тем самым студенты демонстрируют более высокие показатели обеспеченности регуляции в целом, упорядоченности, детализации, практической реализуемости намерений и оптимальность регуляции действий.

Но наряду с этими данными студенты с правым показателем пробы «перекрест рук» демонстрируют и более высокие показатели по шкале «Ошибки самооценивания». Возможно, это связано с более высокой самооценкой испытуемых, с большей уверенностью в себе и своих силах.

В показателях характеристик саморегуляции, определяющих динамику предпринимаемых действий (шкала ДО) так же обнаружены статистически значимые различия. Респонденты с правым показателем пробы «перекрест рук» чаще отмечают у себя наличие осторожности, уверенности, пластичности, практичности и устойчивости в регуляции деятельности, чем респонденты с левым показателем моторной пробы 51 и 42 процентов характеризующих наличие и 10 (правый показатель моторной пробы) и 43 (левый показатель) - отсутствие этих умений соответственно.

Личностно-стилевые особенности саморегуляции (ЛСО) испытуемыми с разными показателями моторной пробы так же оцениваются по-разному. Респонденты с левым показателем моторной пробы по А. Р. Лурия оценили свои личностно-стилевые особенности саморегуляции более высоко, чем испытуемые с правым показателем, наличие умений - 51 и 62 процента. При этом представляется интересным тот факт, что по показателю СКУ (инициативность, осознанность, ответственность, автономность, податливость воспитанию) эти испытуемые (с левым показателем пробы «перекрест рук») и более высоким баллом отметили у себя отсутствие данных умений.

Для сопоставления показателей моторной пробы, свидетельствующей об асимметрии в организации мозговых структур, с личностными особенностями саморегуляции поведения испытуемых, использовалась методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. На У испытуемых с разными показателями моторной пробы (по

А. Р. Лурия) и ИПЛ (по В. А. Москвину) выявлен ряд значимых различий в выраженности коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия. Данные по фактору А (доброта, сердечность \ озабоченность, замкнутость) свидетельствуют о том, что испытуемые с левым показателем пробы «перекрест рук» по А. Р. Лурии более импульсивны, озабочены, замкнуты, а испытуемые с правым показателем пробы «перекрест рук» более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения. По фактору Е (доминантность, настойчивость \ конформность, зависимость) так же существуют значимые различия (при p<0.05) в выборке девушек с разными показателями моторной пробы по А.Р. Лурия. Высокие результаты по шкале «конформность - доминантность» характеризуют испытуемых как склонных к принятию самостоятельных интеллектуальных решений. Люди с высокими показателями по данному фактору придерживаются собственных взглядов, но и, как правило, ожидают самостоятельности от других людей. По фактору Н (смелость, уверенность \ робость, сдержанность) установлено, что респонденты с левосторонней асимметрией в организации мозга отличаются и более низкими показателями, они более сдержанные, робкие, не уверенные в себе, сомневающиеся в ситуации принятия решения.

Испытуемые с разными показателями моторной пробы и ИПЛ так же имеют ряд различий эмоционально-волевой сфере. Высокие баллы по данному фактору (эмоциональная устойчивость, сила «Я») более характерны для испытуемых с правосторонней асимметрией по пробе А.Р. Лурия «перекрест рук» и накоплением праволатеральных признаков по В. А. Москвину (различия p<0.05). Они более склонны демонстрировать выдержанность и эмоциональную зрелость. У испытуемых с высокими показателями по шкале С более гибкое поведение, в стрессовых ситуациях они способны выбирать оптимальный вариант решения проблемы. Так же имеются различия по факторам Qз (организованность \ неуправляемость) и Q4 (напряженность \ расслабленность), что дополнительно свидетельствует о большей организованности и более высоком самоконтроле у испытуемых с правым показателем пробы «перекрест рук» и накоплении праволатеральных признаков. У этих респондентов достаточно развит волевой контроль над своими эмоциями и поведенческими реакциями, благодаря чему они хорошо работают в группе.

Данные выявленные по фактору М показали особенности в уровне интеллектуального развития испытуемых. При этом значимые различия обнаружены между юношами с разными показателями моторной по шкале М (мечтательность, непрактичность \ практичность, твердость). Более низкие показатели по этому фактору характеризуют студента как практичного, ориентированного на внешнюю реальность, человека следующего общепринятым нормам, но при этом, возможно, с недостаточно высоким уровнем творческого воображения. Испытуемые-юноши с накоплением праволатеральных показателей так же демонстрируют более высокие показатели по данной шкале.

Таким образом, анализ полученных результатов по методике Р. Кеттелла 16PF показал наличие определенного уровня взаимосвязи ряд личностных черт испытуемых с показателями функциональной асимметрии.

В связи с выявленными показателями функциональной асимметриии студентов нас интересовали результаты методики САТ Л. Я. Гозмана и М. В. Кроза по следующим шкалам: гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности, самоуважения, самопринятия, представления о природе человека, синергии, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, креативности, ценностных ориентаций, компетентности во времени - с показателями функциональной асимметрии.

По дополнительным шкалам САТ различия получены только по ряду показателей в группах испытуемых с разными индивидуальными профилями латеральности (асимметрии), которые позволяют более дифференцировано подойти к анализу связи индивидуальных различий в функциональной асимметрии с показателями самоактуализации человека. Особый интерес представляют данные по шкале спонтанности

(способности спонтанно выражать свои чувства). Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о возможности другого, не рассчитанного заранее способа поведения. Полученные данные свидетельствуют о том, что преобладание леволатеральных признаков приводит к снижению спонтанности в поведении. При этом испытуемые с левым показателем моторной пробы демонстрируют более высокие баллы по шкале креативности, характеризующей творческую направленность личности. По шкале гибкость поведения, которая измеряет степень гибкости человека в реализации своих ценностей и его способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации, так же получены статистически значимые различия. Можно предположить, что испытуемые с правым показателем пробы «перекрест рук» (о чем свидетельствуют полученные данные) отличаются более высокой способностью быстро, и одновременно правильно реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации. Возможно, что испытуемые с правым показателем пробы и при накоплении праволатеральных признаков в большей степени отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах. По шкале самоуважения, измеряющей способность субъекта ценить свои достоинства, статистически значимые различия были обнаружены в выборке девушек с накоплением праволатеральных признаков. Таким образом, мы видим, что накопление леволатеральных признаков способствует формированию менее критичного отношения к себе и более высокой самооценке. Это подтверждается данными по шкале самопринятия. Более высокие показатели познавательных потребностей отмечаются в выборках девушек с правым показателем пробы «перекрест рук». При этом интересным представляется тот факт, что в выборке и девушек и юношей испытуемых группы унилатеральных правшей более высокие показатели по шкале контактность были зарегистрированы у респондентов с левым показателем по А. Р. Лурия. Что говорит о способности субъекта с высокими показателями по данной шкале к быстрому установлению контактов с людьми, при этом глубина и продолжительность этих контактов может быть разнообразной. По показателям моторной пробы по связи с дополнительными шкалами САТ не выявлено.

Данные по первой базовой шкале (компетентности во времени) у юношей статистически значимых различий не получено. Но данные респондентов, относящихся к разным профилям функциональной асимметрии, уточняют результат, подчеркивая, что более высокие результаты обнаруживаются у испытуемых с накоплением праволатеральных показателей. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют, во-первых, о способности человека "жить настоящим", переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь в достаточной мере целостно. Такое мироощущение является одним из показателей высокой самоактуализации личности. Более высокую степень самоактуализации у испытуемых с правыми показателями моторной пробы подтверждают значимые различия (р<0.05) по шкале ценностных ориентаций измеряющей, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности.

Таким образом, следует отметить, что такие показатели САТ как ориентация на время и ценностные ориентации более связаны с индивидными характеристиками, что обнаруживается и связи с показателями асимметрии по А.Р. Лурии. Что же касается остальных показателей, то они более связаны с ИПЛ, поскольку в них зафиксирован уже не столько индивидный уровень сколько социально - специализируемые (социально-приобретенные) характеристики, складывающиеся прижизненно.

Для диагностики смысложизненных ориентаций была использована методика Д. А. Леонтьева с идентичным названием.

Результаты по тесту свидетельствуют лишь об общем снижении показателей методики СЖО у испытуемых с преобладанием леволатеральных признаков. Сравнение усредненных данных, имеющих значимые различия (при р<0,05), показало, что респонденты с правым показателем пробы «перекрест рук» обнаруживают более высокие показатели по шкале «Результат» данной методики. По остальным шкалам ме-

тодики СЖО различия так же получены только по ряду показателей в группах, относящихся к разным показателям функциональной асимметрии по В. А. Москвину, и они позволяют более дифференцировано подойти к анализу связи индивидуальных различий в функциональной асимметрии с показателями смысложизненных ориентаций человека. Так, существуют значимые различия по шкале «Локус - контроль -жизнь» у девушек с накоплением леволатеральных признаков. При высоких баллах испытуемым свойственно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Так же имеются статистически значимые различия у девушек данной группы по шкалам осмысленности жизни, процесс, результат, локус-контроль - Я, которые подтверждают, что накопление леволатеральных признаков приводит к снижению показателей смысложизненных ориентаций личности.

Временные ориентации испытуемых оценивались с помощью трех биполярных шкал разработанных Е. И. Головахой и А. А. Кроником по методике «Временная направленность».

Показатели направленности во времени по данной методике не обнаружили статистически значимых различий за исключением данных по шкале «Будущее» в выборке юношей с разными показателями моторной пробы по А.Р. Лурия и шкале «Прошлое» в группе унилатеральных правшей девушек.

Показатели направленности в прошлое у испытуемых девушек группы унилатеральных правшей показали большую направленность на данный временной отрезок испытуемых с левым показателем пробы «перекрест рук».

Таким образом, анализ результатов, полученных с помощью психодиагностических методик исследования личностных особенностей, связанных с саморегуляцией жизнедеятельности показал наличие взаимосвязи черт личности испытуемых, их уровня самоактуализации, смысложизненной ориентации и направленности во времени с их функциональным профилем асимметрии.

Для того чтобы выяснить, существует ли связь между личностными особенностями испытуемых, их смысложизненными ориентациями, особенностями самоактуализации и временной направленности с особенностями самооценивания регуляторных умений, был использован корреляционный анализ (корреляция по Пирсону).

Корреляционный анализ полученных в ходе исследования данных позволил сделать вывод, что существует определенная взаимосвязь между личностными особенностями студентов и спецификой самооценивания собственных регуляторных умений.

Была обнаружена обратная зависимость (при - 0.50341 и - 0.57077 соответственно) в выборках и девушек и юношей-студентов с правым показателем пробы «перекрест рук» по А. Р. Лурия между фактором С (эмоциональная устойчивость и сила «Я») по методике Р. Кеттелла и динамическими характеристиками саморегуляции (шкала «ошибки оценивания») (опросник А. К. Осницкого). То есть, чем выше будет показатель эмоциональной устойчивости, тем более уверенным и устойчивым в регуляции деятельности будет испытуемый, тем меньше затруднений у него будет возникать при рефлексии данного умения саморегуляции и, как следствие, будет реже ошибаться в оценке своих умений и будет более успешным в регуляции своей активности.

Так же, прямая корреляция была обнаружена между показателями методик САТ, СЖО и методики «Временной направленности личности» в выборках девушек и с правым (0.65222) и с левым (0.605849) показателем пробы «перекрест рук» по А. Р. Лурия, а именно между показателями «Шкала ценностных ориентаций», «Осмысленность жизни» и «Настоящее». Следовательно, чем выше показатель по шкале ценностных ориентаций, тем более осмысленной является жизнь респондента и тем больше он живет настоящим, «здесь и сейчас».

Таким образом, анализ полученных результатов позволил доказать, что существуют значимые различия процессов саморегуляции у испытуемых с разными вари-

антами латеральных профилей и общие особенности данных процессов у лиц, имеющих одинаковые варианты латеральных профилей.

Выводы:

1. На основании результатов теоретического анализа и обобщения психологических исследований было выдвинуто предположение о существовании связи индивидуальных различий в процессах саморегуляции с особенностями индивидуальных профилей латеральности, характеризующих функциональную асимметрию регуляции активности человека. Сочетание обще-психологического и дифференциальнопсихологического подхода позволило установить сложные многоуровневые связи поведенческих и личностных характеристик в общем процессе саморегуляции, реализуемых в системе действий по организации временного и жизненного пространства человека.

2. Полученные в ходе исследования данные подтвердили предположение о связи латерализации нейрофизиологических основ индивидуальных различий, которые находят проявление в интеллектуальной и эмоциональной активности, а также, что наиболее ценно для данной работы, в особенностях регуляторных процессов. У испытуемых с разными показателями моторной пробы выявлен ряд значимых различий в самооценивании умений саморегуляции. Взаимосвязанный анализ отмечаемого студентами у себя наличия или отсутствия структурно-компонентных умений, и функциональных, динамических и личностно-стилевых особенностей саморегуляции выявил связь этих показателей с латерализацией профилей. У студентов с правым показателем пробы «перекрест рук» в большей степени развиты процессы целеполагания и удержание цели, анализа и моделирования условий, выбора средств и способов действий, а так же оценка результатов и их коррекция. Они чаще отмечают у себя наличие уверенности, пластичности, практичности и устойчивости в регуляции деятельности, инициативности, осознанности, ответственности, чем респонденты с левым показателем моторной пробы.

3. При сопоставлении показателей «моторной пробы» и ИПЛ свидетельствующих об асимметрии в организации мозговых структур, с личностными особенностями (связанными с саморегуляцией) испытуемых был выявлен ряд значимых различий в выраженности коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия, различия эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы респондентов.

Было установлено, что испытуемые с левым показателем пробы «перекрест рук» более импульсивны, озабочены, замкнуты, а испытуемые с правым показателем пробы «перекрест рук» более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения. Респонденты с левосторонней асимметрией в организации мозга характеризуются как более сдержанные, робкие, не уверенные в себе, сомневающиеся в ситуации принятия решения. Эмоциональная устойчивость, сила «Я» более характерен для испытуемых с левым показателем пробы «перекрест рук» и накоплением праволатеральных признаков. То есть они более склонны демонстрировать выдержанность и эмоциональную зрелость.

Ряд данных свидетельствует о том, что испытуемые с правым показателем пробы «перекрест рук» отличаются более высокой способностью быстро, и одновременно правильно реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Так же имеются различия по факторам организованности и напряженности, что дополнительно свидетельствует о большей организованности и более высоком самоконтроле у испытуемых с правым показателем пробы «перекрест рук» и накоплении праволатеральных признаков. У этих респондентов достаточно развит волевой контроль над своими эмоциями и поведенческими реакциями, благодаря чему они хорошо работают в группе;

4. У испытуемых с левосторонней асимметрией в организации мозга выявлены более высокие баллы по шкале спонтанности (способности спонтанно действовать и выражать свои чувства), что свидетельствует о возможности респондента действовать другим, не рассчитанным заранее способом. При этом испытуемые с левым показате-

лем моторной пробы демонстрируют более высокие баллы по шкале креативности, характеризующей творческую направленность личности;

5. Были выявлены связи половых различий с показателями саморегуляции и функциональной асимметрии не только в сфере регуляции деятельности и поведения, но и в сфере становления личностных характеристик. По шкале самоуважения, измеряющей способность субъекта ценить свои достоинства, статистически значимые различия были обнаружены в выборках юношей и девушек. Накопление леволатеральных признаков у девушек связано с менее критичным отношением к себе и более высокой самооценкой. Это подтверждается данными по шкале самопринятия., принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков у этих испытуемых так же выше. Также девушки демонстрируют более высокие показатели по шкале, которая измеряет степень гибкости человека в реализации своих ценностей и его способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации. При этом испытуемые девушки группы унилатеральных правшей показали большую направленности в прошлое, что, возможно характеризует их как более сентиментальных и в большей степени ценящих свои воспоминания и свой прошлый опыт.

Список литературы

1. Корнеева С. А. Особенности саморегуляции у студентов с разными профилями латеральной организации Автореф. дис. канд. психол. наук. - Белгород, 2011. - 23 с.

2. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.,1980.

3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М., 19734. Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. -

М., 2002.

5. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. - №1.

INDIVIDUAL DIFFERENCES OF SELF-REGULATION PROCESSES OF STUDENTS WITH VARIOUS LATERAL PROFILES

This article is an attempt to study the interconnection of indices (indicators) of interhemispheric asymmetry with the peculiarities of the higher educational establishment students' self-regulation. According to the results there are significant differences of self-regulation processes of the tested subjects with the different variants of lateral profiles and common peculiarities of these processes of people having similar variants of lateral profiles. The data received may be used in vocational guidance purposes, in educational activity optimization, in implementation of differentiated education principals as well as in the conduction of the classes aimed on the improvement of self-regulation.

Keywords: self-regulation, free (unconditioned) activity, interhe-mispheric asymmetry, individual lateral profiles, personality characteristics (peculiarities).

S. A. Korneyeva

Belgorod National Research University

e-mail:

korneeva@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.