Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА НА ТРУД И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ИНВАЛИДОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА НА ТРУД И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / АБИЛИТАЦИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андрианова Валерия Валерьевна, Асташкина Мария Александровна

В данной статье исследованы проблемы, возникающие в процессе трудоустройства инвалидов, создания условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации. Анализируются нормы, регулирующие обеспечение занятости инвалидов, условия труда, создание специальных рабочих мест, пробелы в рассматриваемых выше сферах, трудовая реабилитация инвалидов. Делается вывод о том, что в настоящее время для поддержания и восстановления трудоспособности инвалидов необходимы значительные затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, реабилитационными услугами, необходимостью предоставления технических средств и созданием доступной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андрианова Валерия Валерьевна, Асташкина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL REHABILITATION AND HABILITATION PROGRAMS IN ENSURING THE RIGHT TO WORK AND HEALTH PROTECTION OF DISABLED PEOPLE

This article explores the problems that arise in the process of employment of disabled people, the creation of working conditions in accordance with individual rehabilitation and habilitation programs. The norms governing the provision of employment for disabled people, working conditions, the creation of special jobs, gaps in the areas discussed above, and labor rehabilitation of disabled people are analyzed. It is concluded that at present, to maintain and restore the working capacity of disabled people, significant costs are required associated with the provision of medical care, rehabilitation services, the need to provide technical means and the creation of an accessible environment.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА НА ТРУД И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ИНВАЛИДОВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_65 УДК 614.2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА НА ТРУД И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ ИНВАЛИДОВ INDIVIDUAL REHABILITATION AND HABILITATION PROGRAMS TO ENSURE THE RIGHT TO WORK AND HEALTH PROTECTION OF DISABLED PEOPLE

АНДРИАНОВА Валерия Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса права ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». 107150, Россия, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 49. E-mail: lera3108@bk.ru;

АСТАШКИНА Мария Александровна,

студентка ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова». 127473, Россия, г. Москва, ул. Делегатская, 20/1. E-mail: lera3108@bk.ru;

ANDRIANOVA Valeriya Valeryevna,

associate Professor of administrative and financial law Department «Moscow State Humanities and Economics University». Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107150, Russia. E-mail: lera3108@bk.ru;

ASTASHKINA Mariia Alexandrovna,

student, Federal State Budgetary Educational Institution of the Higher Education

"A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. 20/1 Delegatskaya str., Moscow, 127473, Russia. E-mail: lera3108@bk.ru

Краткая аннотация: В данной статье исследованы проблемы, возникающие в процессе трудоустройства инвалидов, создания условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации. Анализируются нормы, регулирующие обеспечение занятости инвалидов, условия труда, создание специальных рабочих мест, пробелы в рассматриваемых выше сферах, трудовая реабилитация инвалидов. Делается вывод о том, что в настоящее время для поддержания и восстановления трудоспособности инвалидов необходимы значительные затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, реабилитационными услугами, необходимостью предоставления технических средств и созданием доступной среды.

Abstract: This article explores the problems that arise in the process of employment of disabled people, the creation of working conditions in accordance with individual rehabilitation and habilitation programs. The norms governing the provision of employment for disabled people, working conditions, the creation of special jobs, gaps in the areas discussed above, and labor rehabilitation of disabled people are analyzed. It is concluded that at present, to maintain and restore the working capacity of disabled people, significant costs are required associated with the provision of medical care, rehabilitation services, the need to provide technical means and the creation of an accessible environment.

Ключевые слова: медицинская реабилитация, абилитация, инвалидность, специальные условия труда, медико-социальная экспертиза, индивидуальная программа реабилитации.

Keywords: medical rehabilitation, habilitation, disability, special working conditions, medical and social expertise, individual rehabilitation program.

Для цитирования: Андрианова В.В., Асташкина М.А. Индивидуальные программы реабилитации и абилитации в обеспечении права на труд и охрану здоровья инвалидов // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 65-68. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_65.

For citation: Andrianova V. V., Astashkina M.A. Individual rehabilitation and habilitation programs to ensure the right to work and health protection of disabled people // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 65-68. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_65.

Статья поступила в редакцию: 18.10.2022

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида- это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, который включает виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации ... реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности» [2]. Это очень важный, индивидуальный и конкретный документ, который имеет абсолютную юридическую силу и соответствующее финансовое обеспечение. Потому при формировании ИПРА инвалида сотрудники учреждений медико-социальной экспертизы руководствуются исключительно нормативно-правовыми актами.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида как обязательные условия труда инвалидов обусловлена тем, что трудовая деятельность для человека, в том числе и для инвалида, является важным условием реализации внутреннего потенциала, социализации и экономической независимости. На государственном уровне сокращаются расходы на выплату пособий, отмечается дополнительный прирост рабочей силы, снижается иждивенческая нагрузка на работающих граждан. Существенное значение для трудоустройства инвалидов имеет профессиональная реабилитация и абилитация, которая является составной частью индивидуальной программы реабилитации и абили-тации инвалида.

Право инвалидов на труд защищено на самом высоком уровне: равные права всех граждан гарантирует Конституция России, наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, приняты федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие разработку реализацию мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации.

Несмотря на совершенствование законодательства и меры поддержки, инвалидов отличает самый низкий уровень трудовой занятости. Так, по опубликованным данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2022 г. в России зарегистрировано 11,33 млн. инвалидов, что составило 7,96 % общей численности населения России, из которых официально были трудоустроены - 1,517 млн. чело-век[5]. Уровень официальной безработицы среди инвалидов в четыре раза выше общей безработицы в стране. Психологическая дискриминация инвалидов со стороны работодателей и низкая мотивация к труду инвалидов, большой объем прав инвалидов в трудовой сфере и небольшой объем льгот работодателям, неэффективность инструментов государственной системы содействия трудоустройству инвалидов - это далеко не полный перечень нерешенных проблем, которые возникают у инвалидов на рынке труда.

Люди с инвалидностью, согласно статье 1 Конвенции о правах инвалидов, принятой Организацией объединенных наций (ООН) 13 декабря 2006 года, - это лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими гражданами [1].

По Федеральному закону от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Кроме того, указаны причины таких нарушений: заболевания, последствия травм или дефекты, которые приводят к ограничению жизнедеятельности и вызывают необходимость социальной защиты. Международная Конвенция и российский закон однозначно отражают медицинский аспект в понятии «инвалид». Социальный аспект Конвенции о правах инвалидов значительно шире: за инвалидами признается полное и эффективное участие в жизни общества. Масштабы инвалидизации населения» специалисты называют «общемировой проблемой. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «проблема инвалидности затрагивает более 1 миллиарда человек. Это примерно 15% населения мира»[6]. По прогнозам ВОЗ, в связи с достижениями современной медицины, ростом продолжительности жизни и другими социальными факторами в ближайшее время она будет только обостряться. Количество инвалидов в России ежегодно увеличивается в среднем на 7-10%. Ситуация усложняется тем, что в условиях демографического кризиса демографы прогнозируют сокращение общей численности граждан в трудоспособном возрасте и повышение демографической нагрузки на работающих граждан.

Трудовая занятость инвалидов является не менее важным условием для их интеграции в семью и общество, чем мероприятия восстановительной медицины и лекарственное обеспечение. Нормальное течение жизни в семье, школьном и рабочем коллективе являются основой для формирования социальных отношений и утверждения социального статуса. К неработающим инвалидам со стороны общества, часто отрицательное отношение, поскольку общество, как правило, дает высокую оценку именно труду как составной части жизни человека. Благодаря занятости у трудоспособного инвалида появляется смысл существования, улучшается психологический климат в семье. У других членов семьи, занятых уходом, появляется возможность иметь постоянную занятость. Вместе с тем, очевидно, что для поддержания и восстановления трудоспособности инвалидов необходимы значительные затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, реабилитационными услугами, необходимостью предоставления технических средств и созданием доступной среды. Долгий период в истории общества вопросы трудоустройства инвалидов интересовали только медицинскую науку и практику.

Трудовую терапию инвалидов впервые применили именно в лечебном деле. История возникновения трудовой реабилитации инвалидов начинается с 1832 года в Германии, создания Йоганом Эдлером фон Курцем для одноруких мальчиков института воспитания, где им предоставлялось образование, учили профессиям под медицинским контролем и лечением. В 1872 году в Дании пастор Ганс Кнуденс органи зует общество помощи калекам, профессиональную школу для образования и мастерскую для работающих калек. В России в начале ХХ века широкое распространение получило надомничество инвалидов как наиболее безопасной для их здоровья формы занятости. С середины ХХ века дело реабилитации нетрудоспособных стало в России государственной задачей. Целью такой реабилитации стало не только оздоровление больного, но и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков, учитывая специфику перенесенной им болезни, травмы.

Конституция провозглашает Россию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Общие правила, которые регулируют труд инвалидов, указаны в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ и Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Нормы последнего регулируют «обеспечение занятости инвалидов» (статья 20), определяют «специальные рабочие места» для их трудоустройства (статья 22), а также указывают на «условия труда инвалидов» (статья 23). С 1 января 2016 года к реабилитации инвалидов добавлено принципиально новое понятие «абилитация инвалидов». Реабилитация (от латинских слов - спо-

собность, вместе с «^аЫ^» - восстановление способности) обозначает «систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности» [2]. Абилитация (от латинского - «^аЫ^» - удобный, приспособленный) - «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Данные процессы направлены на компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В 2014 году статья 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» была дополнена обязательным условием в рамках обеспечения занятости инвалидов: создание условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов. Первые программы реабилитации инвалидов разрабатывались в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.11.2004 № 287. Форма и порядок реализации программы постоянно совершенствовался, дополнялся. В настоя-

щее время действующими являются форма и порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н [3].

Значимым для обеспечения права инвалидов на труд является «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57958-2017 Условия труда инвалидов. Требования доступности и безопасности» от 1 января 2019 года [4]. В соответствии с российским законодательством особая роль в области содействия занятости инвалидов отведена органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Именно в регионах разрабатываются и реализуются программы по реабилитации и абилитации инвалидов, стимулируется создание специальных рабочих мест для их трудоустройства, определятся порядок проведения специальных мероприятий, меры административной ответственности за нарушение трудовых прав инвалидов[7]. Во время поиска работы инвалиды испытывают затруднения, которые обусловлены следующими обстоятельствами: низкая мотивация к труду инвалидов, связанная с низким размером заработной платы на предлагаемых инвалидам рабочих местах. При восстановлении трудовых функций инвалиды первой группы должны проходить переосвидетельствование и переходить на вторую группу, теряя в этом случае льготы на бесплатное получение некоторых реабилитационных средств. Влияют также психологическая дискриминация инвалидов со стороны работодателей, которые не умеют общаться с данной категорией людей; слабая адаптация инвалидов к умению общаться с работодателем; особенности ограничений по здоровью. Наименее конкурентоспособными являются «инвалиды с психическими заболеваниями или болезнями нервной системы. Наиболее конкурентоспособные - инвалиды, которые имеют физические недостатки, диабет, болезни сердца .

Действующая форма ИПРА инвалида утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 486н 13 июня 2017 года, в редакции от 15 декабря 2020 года. С 1 января 2021 года ИПРА инвалида формируется только в электронной форм е, которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок разработки ИПРА инвалида предусматривает следующие этапы: экспертная диагностика; оценка потенциала; определение прогноза; определение мероприятий и технических средств. Разработкой программы инвалида занимаются специалисты учреждений МСЭ. Экспертная диагностика - важнейший и вызывающий наибольшую критику этап. Сомнения в квалификации и незаинтересованности, независимости экспертов, непрозрачность процедуры, невозможность присутствия третьих лиц, отсутствие видеофиксации проведения диагностики под предлогом соблюдения врачебной тайны вызывают наибольшие нарекания со стороны пациентов. При этом решения и действия сотрудников медико-социальной экспертизы инвалид вправе оспорить. Однако анализ судебной практики показывает, что лишь в очень небольшом количестве случаев решения судов первой инстанции отменяются и удовлетворяются требования инвалида.

В последней редакции Программа включает существенно расширенный раздел «Общие сведения». Кроме общих персональных данных инвалида в пункте 17 ИПРА добавлена следующая информация об основной профессии (специальности): общий стаж работы; квалификация (класс, разряд, категория, звание); работа, выполняемая на момент проведения экспертизы; трудовая направленность; состоит или не состоит на учете в службе занятости.

Важными показаниями для проведения профессиональных реабилитационных или абилитационных мероприятий является информация в пункте 21 ИПРА об ограничениях основных категорий жизнедеятельности, в частности, степень ограничения способности к трудовой деятельности. Кроме того, перечень включает другие ограничения, которые также могут влиять на возможность трудоустройства, выбор профессии и условия труда инвалида. Например, степень способности к общению, передвижению и др.

Кроме профессиональной реабилитации или абилитации, программа состоит из других разделов: медицинской реабилитации, общего и профессионального образования, социальной реабилитации, физкультурно-оздоровительные мероприятия. ИПРА содержит также технические средства, которые предоставляются инвалиду бесплатно в соответствии с федеральным перечнем. В каждом разделе определяется «нуждаемость в мероприятиях по реабилитации или абилитации», «срок исполнения заключения о нуждаемости» и исполнитель такого заключения. Нуждаемость в мероприятиях по профессиональной реабилитации или абилитации определяется при необходимости проведения мероприятий по профессиональной ориентации и содействию в трудоустройстве. Профессиональная ориентация инвалида в ИПРА включает профессиональное информирование и консультирование, индивидуальный подбор с «рекомендациями о противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма человека». Например, для инвалидов с нарушением функций зрения противопоказанными являются виды деятельности, которые при отсутствии зрительного контроля могут привести к потере здоровья или угрозе жизни. Рекомендации по оснащению (оборудованию) специального рабочего места инвалида заполняются в ИПРА в зависимости от нарушения здоровья в следующих формулировках: «по зрению», «по слуху», «с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и с прочими нарушениями», либо «не нуждается». При необходимости в ИПРА определяются рекомендации по производственной адаптации: социально-психологической и социально-производственной, которые «направлены на достижение рационального трудоустройства». Согласно абзацу 4 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», объем реабилитационных мероприятий, который предусматривается ИПРА, «не может быть меньше федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг».

Индивидуальная программа инвалида является обязательной для исполнения всеми органами власти и организациями. Для лиц с инвалидностью мероприятия программы носят рекомендательный характер, они «вправе отказаться от того или иного вида и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом». Такой отказ освобождает соответствующие органы власти и организации от ответственности за ее исполнение, а инвалид лишается права на получение компенсации.

Процесс реализация программы должен проходить «последовательно, комплексно и непрерывно», под наблюдением и контролем лечащего врача, с тем, чтобы не причинить вред здоровью пациента, вовремя внести корректирующие изменения в программу, добавить или заменить средства технической реабилитации.

ИПРА инвалида не влияет на объективную информативность программы, она обладает полной информацией о трудовых возможностях инвалида и необходимых для него условиях труда. Сегодня наличие ИПРА позволяет эффективно решать многие вопросы, связанные с осуществлением компенсационных реабилитационных и абилитационных мероприятий. Условия труда в ИПРА для инвалидов являются рекомендуемыми, а для работодателя - обязательны к исполнению. При этом обеспечивается адресность поддержки и учет личных потребностей инвалида.

Библиогра фия:

1. Конвенция о правах инвалидов. Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 // Собрание законодательства РФ, 11.02.2013, №6, ст. 468.

2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2022).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 486н (в ред. от 15.12.2020) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2022).

4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57958-2017 Условия труда инвалидов. Требования доступности и безопасности. Утвержден Приказом Росстандарта №1776-ст от 1 января 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2022).

5. Положение инвалидов / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru/ https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 16.10.2022).

6. Инвалидность и здоровье / Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.who.int/ru/ (дата обращения: 02.01.2022).

7. Привлечение к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства. РИНЦ Научно-практический журнал «Диалог». - 2020. - №2(16).

References:

1. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Concluded in New York on 13.12.2006 // Collection of Legislation of the Russian Federation, 11.02.2013, No. 6,

Article 468.2.

Federal Law No. 181-FZ of 24.11.1995 (ed. of 29.11.2021) "On Social protection of disabled persons in the Russian Federation" [Electronic resource]. - URL: http://pravo.gov.ru (accessed: 16.10.2022).

3. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 486n dated June 13, 2017 (as amended. dated 15.12.2020) "On approval of the Procedure for the development and implementation of an individual rehabilitation program or habilitation of a disabled person, an individual rehabilitation program or habilitation of a disabled child issued by Federal state institutions of medical and social expertise, and their forms" [Electronic resource]. - URL: http://pravo.gov.ru (accessed: 16.10.2022).

4. National standard of the Russian Federation GOST R 57958-2017 Working conditions of disabled people. Accessibility and security requirements. Approved by Order of Rosstandart No. 1776-st dated January 1, 2019 [Electronic resource]. - URL: http://pravo.gov.ru (date of reference: 10/16/2022).

5. The situation of the disabled / Official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - URL: https://rosstat.gov.ru / https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (accessed: 10/16/2022).

6. Disability and health / Official website of the World Health Organization [Electronic resource]. - URL: https://www.who.int/ru / (date of application: 02.01.2022).

7. Bringing to administrative responsibility for violation of the rights of persons with disabilities in the field of employment. RSCI Scientific and practical journal "Dialog". -2020. - №2(16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.