Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1479
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
инвалид / индивидуальная программа реабилитации и абилитации / реабилитация / адаптация / профессиональная адаптация / медицинская реабилитация / социальная адаптация. / disabled person / individual rehabilitation and habilitation program / rehabilitation / adaptation / professional adaptation / medical rehabilitation / social adaptation.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиязов Руслан Айратович, Черникова Татьяна Альбертовна

В статье изложены основные направления индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Разработка реабилитационных мероприятий с учетом уровня социального статуса инвалида, а также с учетом возможностей территориальной межведомственной системы реабилитации инвалидов повышает эффективность таких мероприятий и способствует социальной адаптации инвалида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зиязов Руслан Айратович, Черникова Татьяна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main directions of the individual rehabilitation and habilitation program (IPRA). Development of rehabilitation interventions based on the level of the social status of a disabled person, and also taking into account the capacity of regional interdepartmental rehabilitation system of disabled persons increases the efficiency of such activities and promotes social adaptation of the disabled person.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ»

SOCIAL COMMUNICATION

УДК 364

Зиязов Руслан Айратович,

магистрант 2 курса Бирского филиала Башкирского государственного университета

Черникова Татьяна Альбертовна к.пед.н., доцент

Бирского филилала Башкирского государственного универстиета

DOI: 10.24412/2520-2480-2020-3486-4-6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ИХ РЕАБИЛИТАЦИИ

Ziyazov Ruslan Ayratovich,

2ndyear master's student of the Birsky branch of the Bashkir State University

Chernikova Tatyana Albertovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Birsky Branch of Bashkir State University

INDIVIDUAL PROGRAM OF REHABILITATION AND HABILITATION OF DISABLED PEOPLE AS THE MOST IMPORTANT TOOL OF THEIR REHABILITATION

Аннотация.

В статье изложены основные направления индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Разработка реабилитационных мероприятий с учетом уровня социального статуса инвалида, а также с учетом возможностей территориальной межведомственной системы реабилитации инвалидов повышает эффективность таких мероприятий и способствует социальной адаптации инвалида.

Abstract.

The article describes the main directions of the individual rehabilitation and habilitation program (IPRA). Development of rehabilitation interventions based on the level of the social status of a disabled person, and also taking into account the capacity of regional interdepartmental rehabilitation system of disabled persons increases the efficiency of such activities and promotes social adaptation of the disabled person.

Ключевые слова: инвалид, индивидуальная программа реабилитации и абилитации, реабилитация, адаптация, профессиональная адаптация, медицинская реабилитация, социальная адаптация.

Keywords: disabled person, individual rehabilitation and habilitation program, rehabilitation, adaptation, professional adaptation, medical rehabilitation, social adaptation.

Проблема социальной адаптации инвалидов -проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность [1, с. 45]. Так как в Российской Федерации по данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 октября 2019 года в РФ насчитывается 11,95 млн инвалидов, в том числе 679,9 тыс. детей-инвалидов [2].

Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет реабилитацию как систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности [5].

Согласно ст. 11 этого же Закона, реабилитация инвалида должна осуществляться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Индивидуальной программой Закон называет разработанный на основе решения уполномоченного органа комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональ-

ных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [5].

Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязательна для реализации соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации состоит из трех разделов: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации [6].

Раздел медицинской реабилитации разработан с учетом плана лечебно-реабилитационных мероприятий, составленного медицинскими учреждениями. Реабилитационное лечение, потребность в санаторно-курортном лечении, технических средствах реабилитации, протезно-ортопедических изделиях, реконструктивной хирургии, хирургическом лечении, медико-социальном патронате семьи с инвалидом. [4].

Раздел профессиональной реабилитации создается совместно со специалистом по социальной

<<шушетим~^®и©ма1>#34(1®б)),2©2© / 8оаль соммштслтюм

5

работе с учетом базы данных бюро по трудоустройству о предложениях на рынке труда и информации работодателей о возможностях трудоустройства одного или нескольких инвалидов по определенным профессиям. Если требуется профессиональное обучение, проводится переподготовка, профессиональные экзамены и профессиональный отбор для определения склонности к определенной профессии. Также определяется нуждаемость в технических средствах реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда [4].

Раздел социальной реабилитации разрабатывается совместно в том числе со специалистом по социальной работе с учетом базы данных центров социальной защиты населения об имеющихся реабилитационных услуг. Определяются мероприятия, услуги, необходимые для устранения причин, условий и факторов, обусловливающих инвалидность [4]: информирование и консультирование по вопросам реабилитации; оказание юридической помощи; социально - психологический и социально - культурный патронаж семьи имеющей инвалида; адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности; психологическая реабилитация; социокультурная реабилитация; реабилитация средствами физической культуры и спорта.

Программа индивидуальной реабилитации инвалида включает как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технические средства реабилитации и услуги, оказываемые инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, если в выплате участвует сам инвалид или другие лица или организации.

Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, должен быть не менее объема, указанного в перечне федеральных мер реабилитации, технических средств реабилитации и услуг для инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида носит рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решать вопрос обеспечения себя конкретными техническими средствами или протезно-ортопедическими изделиями. [6, с. 43].

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации ее отдельных частей освобождает компетентные государственные органы, органы местного самоуправления и организации от ответственности, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности его реализация и не дает инвалиду права на компенсацию в размере затрат на реабилитационные мероприятия.

Все рекомендации по медико-социальной реабилитации согласуются с инвалидом (или его законным представителем). Кроме того, необходимо

получить письменное согласие человека с ограниченными возможностями (или его законного представителя) на проведение мер ИПР и их коррекции, для чего инвалид расписывается в карте ИПР в предусмотренных для этой цели разделах.

В случае отказа инвалиду или его законному представителю в получении ИПР информация об этом должна быть записана в акте обследования и сообщена в органы социальной защиты.

В настоящее время многие аспекты реабилитационного процесса решаются и регулируются более эффективно с представителями органов власти на всех уровнях, если у инвалида есть ИПР. Можно привести пример трудоустройства: теперь ни один инвалид не может зарегистрироваться на бирже вакансий как безработный, не имея заполненного ИПР. Это означает, что он не может получить новую профессию бесплатно (не секрет, что на нынешнею пенсию нормально жить невозможно).

В настоящее время создаются отделения социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями призванные выполнять ИПР в сфере социальной реабилитации А если, например, в ИПР вводится пункт о получении образования - специального или высшего, то это становится заботой этого ведомства. Его специалисты должны найти подходящее учебное заведение и решить проблемы, с которыми может столкнуться инвалид при поступлении и в процессе обучения. Или другой пример, инвалид, который не может беспрепятственно передвигаться без кресло-коляски, и ему нужен пандус в подъезде дома, можно конечно самому писать заявления и добиваться этого у местных властей. Но если данный пункт внесён в ИПР, то все вопросы с установкой пандуса будет призвано решить отделение социальной реабилитации инвалидов, в котором находится инвалид.

Однако, разработка индивидуальной программы реабилитации имеет и свои неясности. Так, в соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю, указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась - и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА. Теперь же в трехдневный срок с даты поступления заявления гражданина исполнитель ИПРА совместно с органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации мероприятий ИПРА. Однако на этом регулирование взаимодействия инвалида и исполнителя, к сожалению, закончилось [3].

По-прежнему не существует никаких понятных, полезных, пригодных для использования перечней конкретных реабилитационных мероприятий по каждому разделу ИПРА (например, «социально-средовой реабилитации или абилитации», «социально-психологической реабилитации или

абилитации» и т.д.). Не созданы и перечни организаций, где эти реабилитационные мероприятия будут проводиться [3].

В ситуации правовой неопределенности регионы, естественно, действуют вразнобой - каждый регион разрабатывает свои механизмы реализации ИПРА. Например, органы власти предлагают отдельные мероприятия в организациях, но не составляют перечни всех необходимых инвалиду реабилитационных мероприятий. Отсутствует понятный порядок обжалования перечней реабилитационных мероприятий, предлагаемых органами-исполнителями инвалиду, и их предложений по организациям - исполнителям этих мероприятий, если инвалид с ними не согласен. Ситуация осложняется тем, что в ИПРА указывается только нуждаемость в определенном виде реабилитации, а конкретные мероприятия и услуги определяются органами власти субъекта РФ. Фактически органы власти предлагают только те мероприятия и услуги, которые уже проводятся в подведомственных им организациях [3].

Основные пути решения проблемы в данной ситуации мы видим следующие. В Порядке необходимо предусмотреть:

- требования к составлению органами-исполнителями ИПРА перечней реабилитационных мероприятий и к определению ими организацийис-полнителей, а также основания пересмотра составленных перечней и определенных исполнителей-организаций;

- порядок взаимодействия органов - исполнителей ИПРА и инвалидов, предусмотрев обязательное межведомственное взаимодействие и орган, ответственный за мониторинг исполнения ИПРА в целом

Таким образом, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской, социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. В общем, сформированная ИПР - это способ решения проблем связанных с инвалидностью и возможность реализовать с помощью государственных структур жизненные цели и желания. Так же, исходя из неясной процедуры реализации полученной ИПРА, мы можем сказать, что основной задачей в

решении сложившихся проблем из которых является правильное составление органами-исполнителями ИПРА перечней реабилитационных мероприятий.

Список литературы

1. Демина Э.Н., Танюхина Э.И., Шестаков В.П., Свинцов А.А. Социальная реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов: Методические рекомендации. - СПб., 2004 - 104 с.

2. Итоги года: социальная защита инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/social/invalid-defence/433/, свободный. - (Дата обращения 14.12.2020)

3. Об основных нарушениях в сфере помощи детям и взрослым с инвалидностью и путях их преодоления. В рамках проекта РБОО «Центр лечебной педагогики», поддержанного Движением «Гражданское достоинство» М. 2017. // [Электронный ресурс] URL: https:// www.osoboedetstvo.ru/files/posts/obzor_sit_ narush_prav_gd_17_1_1.pdf (дата обращения 15.12.2020).

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилита-ции инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www.garant. ru/prod-

ucts/ipo/prime/doc/71634826/, свободный. - (Дата обращения: 13.12.2020).

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/, свободный. - (Дата обращения: 12.12.2020).

6. Шошмин А.В., Мартынова Н.В., Бесстраш-нова Я.К., Зима Т.В. Некоторые организационные и экономические аспекты реабилитации инвалидов / А.В. Шошмин, Н.В. Мартынова, Я.К. Бесстраш-нова, Т.В. Зима // Социальная политика и социальное партнерство. - 2010 - № 2 - C. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.