Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЕЧНАЯ СИЛА / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ СПОСОБНОСТЬ / ВОЗРАСТ / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович

Представлены результаты изучения индивидуальных особенностей возрастного развития мышечной силы и скоростно-силовой способности у подростков и юношей 12-20 лет. Установлено, что уровни проявлений двигательных способностей на высоком уровне статистической значимости различаются у подростков и юношей, обладающих разными типологическими комплексами - различными сочетаниями типологических свойств нервной системы, однонаправленно влияющими на выраженность способности. При этом в процессе взросления наибольшему уровню каждой из изучаемых двигательных способностей содействуют разные сочетания типологических свойств нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL FEATURES AGE-RELATED DEVELOPMENT OF MOTOR ABILITIES

The results of studying the individual characteristics of the age-related development of muscle strength and speed - strength ability among the adolescents and young men aged 12-20 years are presented. It is established that the levels of manifestations of motor abilities at a high level of statistical significance differ at the adolescents and young men with different typological complexes - different combinations of typological properties of the nervous system that equally affect the severity of the ability. At the same time, in the process of growing up, different combinations of typological properties of the nervous system contribute to the highest level of each of the studied motor abilities.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

methodological support of the sports reserve training system in the Russian Federation, materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Kazan, pp. 220-224.

Контактная информация: sveta_r3000@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.08.2021

УДК 796.011.3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск

Аннотация

Представлены результаты изучения индивидуальных особенностей возрастного развития мышечной силы и скоростно-силовой способности у подростков и юношей 12-20 лет. Установлено, что уровни проявлений двигательных способностей на высоком уровне статистической значимости различаются у подростков и юношей, обладающих разными типологическими комплексами - различными сочетаниями типологических свойств нервной системы, однонаправленно влияющими на выраженность способности. При этом в процессе взросления наибольшему уровню каждой из изучаемых двигательных способностей содействуют разные сочетания типологических свойств нервной системы.

Ключевые слова: мышечная сила, скоростно-силовая способность, возраст, свойства нервной системы, индивидуальные особенности возрастного развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p237-242

INDIVIDUAL FEATURES OF AGE-RELATED DEVELOPMENT OF MOTOR

ABILITIES

Evgeny Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State Automobile and Road University, Omsk

Abstract

The results of studying the individual characteristics of the age-related development of muscle strength and speed - strength ability among the adolescents and young men aged 12-20 years are presented. It is established that the levels of manifestations of motor abilities at a high level of statistical significance differ at the adolescents and young men with different typological complexes - different combinations of typological properties of the nervous system that equally affect the severity of the ability. At the same time, in the process of growing up, different combinations of typological properties of the nervous system contribute to the highest level of each of the studied motor abilities.

Keywords: muscle strength, speed-strength ability, age, properties of the nervous system, individual features of age-related development.

ВВЕДЕНИЕ

К настоящему времени с изучением возраста как системного признака были получены многочисленные данные, позволившие выявить закономерности развития двигательных и морфофункциональных систем детей и подростков, имеющие важное значение для решения практических задач физического воспитания и спортивной подготовки (В.К. Бальсевич, Л.В. Волков, А.А. Гужаловский, В.М. Зациорский, В.Н. Платонов, В.С. Фар-фель и др.). Определенная этапность онтогенетического развития человека выступает в качестве системообразующего фактора и рассматривается как основополагающее свой-

ство онтогенеза, как основная особенность возрастного и индивидуального развития (Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, Д.Б. Эльконин). Однако внимание ученых практически всегда оставалось в русле поиска возрастных характеристик, а исследование индивидуальных особенностей отходило на второй план, выполняя роль конкретных иллюстраций проявления возрастных закономерностей.

На ранних этапах развития научного знания больше внимания уделялось изучению прежде всего общих закономерностей возрастного развития моторики, двигательных способностей. Как логичное продолжение на современном этапе необходим переход к более углубленному анализу проблемы - изучению индивидуальных особенностей возрастного развития способностей. В настоящее время в теории и методике физической культуры и спорта данный аспект проблемы пока не получил должного внимания исследователей. Более того, встречаются некоторый оптимизм и излишняя уверенность в том, что индивидуальные особенности возрастного развития двигательных и психомоторных способностей являются в большей степени «изученной проблемой».

Если обратиться к исследованиям психологов, психофизиологов и психогенетиков, такого «необоснованного оптимизма» относительно «изученности» индивидуальных особенностей возрастного развития не наблюдается. На актуальность данной проблемы в свое время обратил внимание Д. Б. Эльконин, отметив, что сравнительный анализ индивидуальных вариантов возрастного развития позволит «отчленить отдельные симптомы от действительных процессов развития ребенка» [6, с. 260].

Внимание к проблеме заостряют психогенетики, подчеркивая, что «проблема индивидуализации развития относится к числу мало разработанных в возрастной психологии. Другими словами, предметом ее изучения были в основном нормативные, или «общечеловеческие», закономерности психического развития» [3, с. 369]. Необходимость дальнейшего расширения границ научного знания и перехода от «возрастных особенностей развития» к «индивидуальным особенностям возрастного развития» продиктована тем, что возраст не является самостоятельным и обособленным явлением. Как отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, «возраст - не объект, не некая объективная реальность, существующая сама по себе, что можно изучать и использовать. ... бессмысленна педагогическая практика, ориентированная на "возраст как он есть", к чему надо приспосабливать образование и учитывать в обучении и воспитании» [5, с. 188]. При этом авторы дополняют: «Возраст не самостоятельная внешняя форма для развития, не содержание самого развития и не его результат. Возраст - это форма развития» [5, с. 190]. Для решения обозначенной проблемы важно изучать то, как реализуется возрастное развитие двигательных способностей в соответствии с индивидуальными особенностями человека.

Изучение индивидуальных особенностей возрастного развития способностей предполагает проведение комплексных исследований при соотнесенности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, являющихся задатками развития способностей и природной основой индивидуальных различий между людьми (Е.П. Ильин, В. Д. Небылицын, Б.М. Теплов, В.А. Толочек, В. Д. Шадриков и др.).

К настоящему времени накоплено большое многообразие научных данных относительно связей различных проявлений двигательных способностей с типологическими свойствами нервной системы. Сложность палитры научных данных обусловлена тем, что в одном случае анализируются уровни проявлений двигательных способностей, в другом - темпы естественного их развития, а в третьем - темпы прироста в результате направленного стимулирующего воздействия. Как следствие, наличие большого объема экспериментального материала, по сути, отражающего разные стороны явления (развития способности), на первый взгляд создает не вполне верное представление об «изученности вопроса». Более того, зачастую эти особенности изучались без анализа изменений в различные возрастные периоды, т.е., по сути, изучались индивидуальные особенности проявлений двигательных способностей (например, у представителей того или иного вида

спорта, игрового амплуа, стиля ведения поединка и т.д.). Это дает основание отметить, что имеющихся научных данных недостаточно для раскрытия индивидуальных особенностей возрастного развития способностей. Более полное представление о влиянии типологических свойств нервной системы на проявления способностей достигается при комплексном подходе, на основе выявления типологических комплексов - сочетания типологических свойств, однонаправленно влияющих на уровень способности [1, 2].

Цель исследования - изучение индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей у подростков и юношей 12 - 20 лет, различающихся типологическими комплексами свойств нервной системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с 2007 по 2019 гг., в нем участвовали школьники (юноши) БОУ «Лицей № 149» г. Омска 12, 14 и 16 лет (87, 78 и 104 человека), а также студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» 18 и 21 года (159 и 53 человека).

Изучались двигательные способности: мышечная сила (становая динамометрия, кг) и скоростно-силовая способность (прыжок в длину с места, см). Типологические особенности проявления основных свойств нервной системы (сила нервной системы, подвижность возбуждения, подвижность торможения, баланс между «внешним» возбуждением и торможением и баланс между «внутренним» возбуждением и торможением) определялись с использованием произвольных двигательных методик Е.П. Ильина [2]. Исходя из связей отдельных типологических свойств нервной системы с двигательными способностями (находящихся на уровне статистической значимости либо близких к таковому) [4], в каждой возрастной группе нами выявлялись типологические комплексы, с одной стороны, положительно влияющие на уровни изучаемых способностей, с другой -отрицательно.

Статистическая обработка первичного экспериментального материала осуществлялась с применением программ SPSS Statistics 22 и Microsoft Excel. Рассчитывались значения среднего арифметического и среднеквадратического отклонения (X±c), для проверки гипотезы применялся t-критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе анализа по отдельно взятому типологическому свойству нервной системы установлено, что уровень проявления мышечной силы в 12 лет выше у лиц с подвижностью возбуждения (значимость различий на уровне р < 0,05) (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень проявления мышечной силы у подростков и юношей 12-20 лет, различающихся по одному типологическому свойству нервной системы и по типологическим комплексам

Возраст Свойство нервной системы n Становая динамометрия, кг Типологический комплекс n Становая динамометрия, кг

12 лет Подвижность возбуждения 38 65,3±12,4 Подвижность возбуждения, торможение по «внешнему» балансу 12 71,0±11,7

Инертность возбуждения 20 58,7±8,68 Инертность возбуждения, возбуждение по «внешнему» балансу 11 57,3±9,06

р < 0,05 р < 0,01

14 лет Подвижность возбуждения 24 91,2±13,3 Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 13 94,5±13,2

Инертность возбуждения 14 81,9±13,2 Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 12 75,3±9,81

р < 0,05 р < 0,01

16 лет Подвижность возбуждения 42 107,5±21,0 Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 12 124,5±20,1

Инертность возбуждения 26 95,3±23,4 Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 11 91,1±21,2

р < 0,05 р < 0,01

Возраст Свойство нервной системы П Становая динамометрия, кг Типологический комплекс п Становая динамометрия, кг

18 лет Подвижность возбуждения 66 113,8±21,4 Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 16 128,4±21,7

Инертность возбуждения 44 105,9±16,9 Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 14 102,1±18,6

р < 0,05 р < 0,01

20 лет Подвижность возбуждения 22 128,8±15,8 Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 9 140,8±12,6

Инертность возбуждения 14 107,4±17,1 Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 11 106,4±15,6

р < 0,05 р < 0,01

Примечание. НС - нервная система.

На уровень мышечной силы в данном возрасте также влияет преобладание торможения по «внешнему» балансу [4]. Сравнение выраженности рассматриваемой способности между подростками, обладающими разными типологическими комплексами, позволило выявить более значимые различия. Так, подростки 12 лет, характеризующиеся сочетанием подвижности возбуждения с преобладанием торможения по «внешнему» балансу, на более высоком уровне значимости превосходят в уровне проявления силы сверстников, отличающихся сочетанием инертности возбуждения с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу (значимость различий на уровне р < 0,01).

В последующем наиболее выраженное преимущество в проявлении мышечной силы характерно для подростков и юношей с иным сочетанием типологических свойств нервной системы. Вместе с тем в возрастных группах 14, 16, 18 и 20 лет проявление мышечной силы выше у лиц с подвижностью возбуждения (во всех случаях значимость различий на уровне р < 0,05). Помимо подвижности возбуждения в рассматриваемых возрастных группах на уровень мышечной силы также значимо влияют сила нервной системы и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. Соответственно выраженность мышечной силы существенно выше у лиц, характеризующихся типологическим комплексом, включающим сильную нервную систему, подвижность возбуждения и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (значимость различий на уровне р < 0,01).

Анализ приведенных данных позволяет отметить, что выраженность мышечной силы значительнее различается у подростков и юношей, характеризующихся типологическими комплексами, включающими в себя определенные типологические особенности свойств нервной системы. Также следует отметить, что в процессе взросления меняется совокупность типологических свойств нервной системы, влияющая на выраженность мышечной силы.

В проявлении скоростно-силовой способности подростков 12 лет более высокий уровень выявлен у лиц со слабой нервной системой (значимость различий на уровне р < 0,05) (таблица 2). Вместе с тем на уровень данной способности в 12 лет также влияют два других типологических свойства - подвижность возбуждения и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. Соответственно выраженность скоростно-силовой способности существенно выше у лиц, характеризующихся типологическим комплексом, включающим слабую нервную систему, подвижность возбуждения и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу (значимость различий на уровне р < 0,01).

В более старших возрастных группах выявлено изменение в сочетании типологических свойств, положительно влияющих на уровень скоростно-силовой способности. В частности, более высокий уровень наблюдается у лиц, характеризующихся сильной нервной системой. Так, в выборках 14, 16 и 18 лет лица с сильной нервной системой превосходят сверстников со слабой нервной системой в проявлении скоростно-силовой способности (во всех случаях значимость различий на уровне р < 0,05). При этом на выраженность изучаемой способности в возрастных группах 14, 16 и 18 лет также влияет

подвижность возбуждения и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. В этой связи лица, обладающие типологическим комплексом, сочетающим сильную нервную систему, подвижность возбуждения и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу, существенно превосходят в проявлении скоростно-силовой способности сверстников, характеризующихся сочетанием слабой нервной системы с инертностью возбуждения и преобладанием торможения по «внутреннему» балансу (значимость различий на уровне р < 0,01).

Таблица 2 - Уровень проявления скоростно-силовой способности у подростков и юношей 12-20 лет, различающихся по одному типологическому свойству нервной системы и по типологическим комплексам

Возраст Свойство нервной системы П Прыжок в длину с места, см Типологический комплекс п Прыжок в длину с места, см

12 лет Слабая НС 30 168,0±13,8 Слабая НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 11 174,2±14,0

Сильная НС 23 157,7±11,2 Сильная НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 10 152,0±10,9

р < 0,05 р < 0,01

14 лет Сильная НС 17 192,3±14,2 Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 13 199,4±10,1

Слабая НС 29 183,0±13,3 Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 12 176,6±10,2

р < 0,05 р < 0,01

16 лет Сильная НС 21 221,5±19,2 Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 12 231,7±16,8

Слабая НС 41 209,7± 17,8 Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 11 202,6± 16,1

р < 0,05 р < 0,01

18 лет Сильная НС 44 237,3±18,8 Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 16 246,3± 16,1

Слабая НС 55 228,4±15,1 Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 14 224,8±16,4

р < 0,05 р < 0,01

20 лет Возбуждение по «внешнему» балансу 16 240,4±9,44 Возбуждение по «внешнему» и «внутреннему» балансам 10 242,9±8,06

Торможение по «внешнему» балансу 22 232,1±13,5 Торможение по «внешнему» и «внутреннему» балансам 13 224,0±12,7

р < 0,05 р < 0,01

Примечание. НС - нервная система

В возрасте 20 лет значительно изменяется сочетание типологических свойств, влияющих на скоростно-силовую способность, к таковым относятся два типологических свойства - уравновешенность по «внешнему» и «внутреннему» балансам. При этом, если данные свойства сочетаются в типологическом комплексе, различия в выраженности способности достигают более высокого уровня статистической значимости.

Юноши, характеризующиеся сочетанием преобладания возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансам, имеют более высокий уровень скоростно-силовой способности в сравнении с лицами, характеризующимися сочетанием преобладания торможения по обоим видам баланса (значимость различий на уровне р < 0,01).

Обобщение результатов позволяет отметить, что при наличии типологических комплексов (сочетании типологических свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на уровень способности) различия по изучаемому признаку значительно выше, чем при анализе на основе одного отдельно взятого типологического свойства. Также важно подчеркнуть изменения в процессе взросления в сочетаниях типологических свойств, влияющих на способность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровни проявлений мышечной силы и скоростно-силовой способности в процессе взросления существенно различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей, исследование которых необходимо реализовывать комплексно, т.е. выявлять типологические комплексы, содействующие развитию той или иной двигательной способности.

Сочетание свойств нервной системы в типологических комплексах, влияющих на выраженность способности, в процессе взросления меняется, что является малоизученным аспектом индивидуальных особенностей возрастного развития. Изучение последних позволит получить более полное представление о развитии способностей и создаст условия для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания подрастающего поколения. Требования к обучающимся должны становиться более индивидуализированными исходя из имеющихся у детей задатков к развитию двигательных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дроздовский А.К. Способ оценки природной предрасположенности индивидов к определенным специализациям в спорте и профессиях / А.К. Дроздовский // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2021. - Т. 6., № 1. - С. 140-161.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 464 с.

3. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика : учебник / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко ; под ред. И.В. Равич-Щербо. - Москва : Аспект Пресс, 2000. - 447 с.

4. Ревенко Е.М. Возрастные особенности исходных уровней и темпов прироста двигательных способностей юношей, различающихся типологическими свойствами нервной системы / Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, В.А. Сальников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 161-169.

5. Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -Москва : Школьная пресса» 2000. - 416 с.

6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.

REFERENCES

1. Drozdovsky, A.K. (2021), "A method for assessing the natural predisposition of individuals to certain specializations in sports and professions", Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology, Vol. 6. No. 1, рp. 140-161.

2. Ilyin, E.P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.

3. Ravich-Shcherbo, I.V., Maryutina, T.M., Grigorenko E.L. (2000), Psychogenetic: textbook, Aspect Press, Moscow.

4. Revenko, E.M. Zelova, T.F. and Salnikov, V.A. (2018), "Age-related features of the initial levels and the growth rates of motor abilities of young men who differ in the typological properties of the nervous system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 161-169.

5. Slobodchikov, V.I. and Isaev, E.I. (2000), Psychology of human development, School press, Moscow.

6. Elkonin, D.B. (1989), Selected psychological works, Pedagogika, Moscow.

Контактная информация: revenko.76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.