Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ТЕМП ПРИРОСТА БЫСТРОТЫ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ'

УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ТЕМП ПРИРОСТА БЫСТРОТЫ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОТА / УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ / ТЕМП ПРИРОСТА / ВОЗРАСТ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович

Представлены результаты изучения уровня проявления и темпа естественного прироста быстроты (максимальная частота движений кистью) у подростков и юношей 12-21 года, различающихся типологическими комплексами свойств нервной системы. Между лицами, имеющими сочетания типологических свойств, однонаправленно влияющих на выраженность способности, выявлены существенные различия в уровне выраженности и темпе естественного прироста быстроты. В процессе взросления меняются сочетания свойств в типологическом комплексе, влияющих на более высокие показатели изучаемой способности. Также установлено, что, с одной стороны, уровню проявления быстроты, а с другой - темпу её естественного прироста с 14 лет до 21 года сопутствуют разные типологические комплексы, включающие противоположные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF MANIFESTATION AND THE RATE OF INCREASE IN SPEED IN ADOLESCENTS AND YOUNG MEN WHO DIFFER TYPOLOGICAL COMPLEXES PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM

The results of studying the level of manifestation and the rate of natural increase in speed (maximum frequency of brush movements) in adolescents and young men aged 12-21 years, differing in typological complexes of properties of the nervous system, are presented. Significant differences in the level of severity and the rate of natural increase in rapidity were revealed between persons with combinations of typological properties that unidirectionally affect the severity of the ability. In the process of growing up, the combinations of properties in the typological complex that affect higher indicators of the studied ability change. It is also established that, on the one hand, the level of manifestation of rapidity, and on the other - the rate of its natural growth in the process of maturation are accompanied by different typological complexes, including opposite combinations of typological features of the manifestation of the properties of the nervous system.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ТЕМП ПРИРОСТА БЫСТРОТЫ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

6. Petrov, S.I. (2015), "Sportsman's Manipulative Behavior as a Way of Reaction to Conflict Situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 247-251.

7. Petrov, S.I. (2017), "Technique "Conflict situations in sports" (reduced option)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, № 3, pp. 302-307.

8. Petrov, S.I. (2013), "Validity and reliability of the technique 'Conflict situations in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No 5, pp. 110-114.

9. Chistyakov V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Imitating modeling in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 83-89.

10. Tsekhovoi, V.A. (2013), "Psychology of decision in the our life, business and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 177-181.

Контактная информация: tsekhovoi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2021

УДК 796.011.3

УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ И ТЕМП ПРИРОСТА БЫСТРОТЫ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск

Аннотация

Представлены результаты изучения уровня проявления и темпа естественного прироста быстроты (максимальная частота движений кистью) у подростков и юношей 12-21 года, различающихся типологическими комплексами свойств нервной системы. Между лицами, имеющими сочетания типологических свойств, однонаправленно влияющих на выраженность способности, выявлены существенные различия в уровне выраженности и темпе естественного прироста быстроты. В процессе взросления меняются сочетания свойств в типологическом комплексе, влияющих на более высокие показатели изучаемой способности. Также установлено, что, с одной стороны, уровню проявления быстроты, а с другой - темпу её естественного прироста с 14 лет до 21 года сопутствуют разные типологические комплексы, включающие противоположные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы.

Ключевые слова: быстрота, уровень проявления, темп прироста, возраст, типологические свойства нервной системы, индивидуальные особенности возрастного развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p374-380

LEVEL OF MANIFESTATION AND RATE OF INCREASE IN SPEED IN ADOLESCENTS AND YOUNG MEN WHO DIFFER BY TYPOLOGICAL COMPLEXES PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM

Evgeny Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State Automobile and Road University, Omsk

Abstract

The results of studying the level of manifestation and the rate of natural increase in speed (maximum frequency of brush movements) in adolescents and young men aged 12-21 years, differing in typological complexes of properties of the nervous system, are presented. Significant differences in the level of severity and the rate of natural increase in rapidity were revealed between persons with combinations of typological properties that unidirectionally affect the severity of the ability. In the process of growing up, the combinations of properties in the typological complex that affect higher indicators of the studied ability change. It is also established that, on the one hand, the level of manifestation of rapidity, and on the other - the rate of its natural growth in the process of maturation are accompanied by different typological complexes, including opposite combinations of typological features of the manifestation of the properties

of the nervous system.

Keywords: speed, level of manifestation, growth rate, age, typological properties of the nervous system, individual features of age development.

ВВЕДЕНИЕ

К настоящему времени выявлены общие закономерности развития двигательных способностей, имеющие большое значение для решения практических задач физического воспитания и спортивной подготовки (В.К. Бальсевич, Л.В. Волков, А. А. Гужаловский, В.М. Зациорский, В.Н. Платонов, Л.П. Сергиенко, В.С. Фарфель, В.П. Филин и др.). Подавляющее большинство полученных в исследованиях научных фактов основано на анализе возрастных изменений и связано с изучением закономерностей развития двигательных способностей относительно возраста как системного признака. Данный подход долгое время являлся вполне обоснованным, поскольку на ранних этапах развития научного знания стояли задачи изучения собственно явления «двигательные способности (качества)», разработки непротиворечивой структуры и выявления общих закономерностей возрастного развития моторики, двигательных способностей.

Как логичное продолжение на современном этапе необходим переход к более углубленному анализу проблемы - изучению индивидуальных особенностей возрастного развития способностей. На актуальность данной проблемы в свое время обратил внимание Д.Б. Эльконин, отметив, что сравнительный анализ индивидуальных вариантов возрастного развития позволит «отчленить отдельные симптомы от действительных процессов развития ребенка» [9, с. 260].

На относительность возрастных границ и неоднозначность ведущих факторов, детерминирующих смену возрастных периодов, указывал Б.Г. Ананьев [1]. По мнению ученого, в подростковом и юношеском возрастах смена возрастных периодов определяется не только условиями воспитания, но и сформировавшимися индивидуальными и типологическими особенностями личности, а возрастные различия между отдельными этапами развития как бы «перекрываются» индивидуальными особенностями. Справедливо отмечает В. А. Сальников, что диапазон индивидуальных различий в проявлениях двигательных способностей в процессе взросления имеет тенденцию к росту, что обусловливает всё большую размытость границ возрастных периодов [7]. В этой связи вполне обосновано мнение В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, отметивших, что «возраст - не объект, не некая объективная реальность, существующая сама по себе, что можно изучать и использовать. ... бессмысленна педагогическая практика, ориентированная на "возраст как он есть", к чему надо приспосабливать образование и учитывать в обучении и воспитании» [8, с. 188].

Тем не менее, в настоящее время в подавляющем большинстве исследований по проблеме развития двигательных способностей по-прежнему основными, а зачастую и единственными критериями анализа выступают пол и возраст испытуемых. Внимание ученых преимущественно концентрируется на поиске возрастных характеристик, а исследование индивидуальных особенностей является как бы второстепенным, выполняющим конкретизирующую роль иллюстраций проявления возрастных закономерностей.

Познание индивидуальных особенностей возрастного развития предполагает изучение развития двигательных способностей, в частности, с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы при обязательном сопоставлении результатов, полученных в разных возрастных периодах. Последний тезис является крайне важным, поскольку поверхностный взгляд на проблему и ссылки без погружения в конкретику на накопленный к настоящему времени большой массив экспериментальных данных по рассматриваемому вопросу, могут сформировать ошибочную убежденность в «изученности вопроса». При внимательном же рассмотрении становится очевидным, что обилие накопленных данных относительно выраженности двигательных способностей у лиц, различающихся типологическими особенностями проявления свойств нервной си-

стемы, редко соотносится с возрастом испытуемых и практически не проводится анализ возрастных изменений в данном вопросе. Иными словами, зачастую эти особенности изучались без анализа изменений в различные возрастные периоды, т.е., по сути, изучались индивидуальные особенности уровней проявлений двигательных способностей (например, у представителей того или иного вида спорта, игрового амплуа, стиля ведения поединка и т.д.).

Связь элементарных форм проявления быстроты с типологическими особенностями свойств нервной системы показана многими исследователями (З.И. Бирюкова, Н.В. Зимкин, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, В.А. Сальников, В.С. Фарфель и др.). Заложенные в перечисленных и других работах основы научного знания по рассматриваемой проблеме не дают исчерпывающего ответа на вопрос о том, как изменяется с возрастом влияние типологических свойств, с одной стороны, на уровень проявления быстроты, с другой-на темп её естественного прироста. Также не изучены вопросы о сочетании типологических свойств, наиболее благоприятно влияющих на проявления быстроты, и о том, как меняются с возрастом данные сочетания.

Сложность палитры научных данных обусловлена тем, что при изучении влияния типологических свойств на развитие двигательных способностей в одном случае анализ проводился относительно уровней их проявления, в другом - темпов естественного прироста, а в третьем - темпов прироста в результате направленного стимулирующего воздействия. Как следствие, наличие большого объема экспериментального материала, по сути, отражающего разные стороны явления (развития способности), на первый взгляд создает не вполне верное представление об «изученности вопроса». Отмеченное дает основание утверждать, что имеющихся научных данных недостаточно для познания индивидуальных особенностей возрастного развития способностей. Более полное представление о влиянии типологических свойств нервной системы на проявления способностей достигается при комплексном подходе на основе выявления типологических комплексов - сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы, одно-направленно влияющих на уровень способности [2, 3, 6].

Цель исследования-изучение уровня проявления и темпа прироста быстроты у подростков и юношей 12-21 года, различающихся типологическими комплексами свойств нервной системы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с 2007 по 2019 гг., в нем участвовали школьники (юноши) БОУ «Лицей № 149» г. Омска 12, 14 и 16 лет (87, 78 и 104 человека), а также студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» 18 и 21 года (159 и 53 человека).

Изучались уровень проявления и темп естественного прироста быстроты (максимальная частота движений кистью за 10 с, количество раз). Темп естественного прироста быстроты рассчитывался посредством сопоставления результатов тестирования в начале и конце учебного года, с применением формулы С. Броуди. Типологические особенности проявления основных свойств нервной системы (сила нервной системы, подвижность возбуждения, подвижность торможения, баланс между «внешним» возбуждением и торможением и баланс между «внутренним» возбуждением и торможением) определялись с использованием произвольных двигательных методик Е. П. Ильина [3]. Исходя из связей отдельных типологических свойств нервной системы с уровнем и темпом естественного прироста быстроты (находящихся на уровне статистической значимости либо близких к таковому) [5], в каждой возрастной группе нами выявлялись типологические комплексы, с одной стороны, положительно влияющие на изучаемую способность, с другой - отрицательно. Статистическая обработка первичного экспериментального материала осуществлялась с применением программ SPSS Statistics 22 и Microsoft Excel. Рассчитывались значения среднего арифметического и среднеквадратического отклонения (X±c), для

проверки гипотезы применялся ^критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявление сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на быстроту, позволило определить типологические комплексы, между обладателями которых установлены наиболее выраженные различия в уровне проявления способности. Исключение составляет возрастная группа подростков 12 лет, в которой уровень быстроты значимо различается только относительно одного типологического свойства-силы нервной системы, в связи, с чем лица со слабой нервной системой превосходят сверстников с сильной нервной системой (73,1 против 68,2 количество раз) (таблица 1).

В более старших возрастных группах 14, 16 и 18 лет уровень проявления быстроты значимо различается относительно трех типологических свойств нервной системы, что позволило выявить типологический комплекс, положительно влияющий на проявление изучаемой способности. В данный комплекс вошли: слабая нервная система, инертность возбуждения и преобладание торможения по «внутреннему» балансу. Обладатели этого типологического комплекса в уровне проявления быстроты значимо превосходят сверстников с типологическим комплексом, сочетающим сильную нервную систему, подвижность возбуждения и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу в 14 лет: 79,5 против 69,5; в 16 лет: 79,4 против 70,9; в 18 лет: 80,7 против 73,2 количество раз.

Таблица 1 - Уровень проявления быстроты у подростков и юношей 12-20 лет, различающихся типологическими комплексами

Возраст Типологический комплекс (сочетание типологических свойств НС) п Максимальная частота движений кистью, кол-во раз

12 лет Сильная НС 13 68,2±3,39

Слабая НС 30 73,1±4,62

р < 0,01

14 лет Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 13 69,5±3,38

Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 12 79,5±4,23

р < 0,01

16 лет Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 12 70,9±3,96

Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 13 79,4±4,61

р < 0,01

18 лет Сильная НС, подвижность возбуждения, возбуждение по «внутреннему» балансу 16 73,2±4,79

Слабая НС, инертность возбуждения, торможение по «внутреннему» балансу 14 80,7±6,3

р < 0,01

20 лет Сильная НС, возбуждение по «внутреннему» балансу 12 73,5±4,1

Слабая НС, торможение по «внутреннему» балансу 14 80,4±3,91

р < 0,01

Примечание. НС - нервная система.

В 20 лет уровень быстроты значимо связан с двумя типологическими свойствами. Соответственно юноши с типологическим комплексом, сочетающим слабую нервную систему и преобладание торможения по «внутреннему» балансу, на высоком уровне значимости превосходят сверстников с сочетанием силы нервной системы с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу (80,4 против 73,5 количество раз).

Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет отметить, что в процессе взросления наибольшему уровню проявления быстроты содействуют разные сочетания типологических свойств нервной системы. Также можно отметить, что во всех пяти выборках проявление быстроты выше у лиц с типологическим комплексом, в который входит слабая нервная система, что дает основание выделить данное свойство как ведущее

во влиянии на уровень быстроты (максимальная частота движений). Вместе с тем именно сочетание слабой нервной системы с другими типологическими свойствами влияет на наиболее высокий уровень проявления способности.

При всей значимости научных фактов, раскрывающих индивидуальные особенности относительно уровня проявления быстроты в процессе взросления, все же необходимо признать, что эти факты не позволяют в полной мере раскрыть индивидуальные особенности возрастного развития способности. Последнее предполагает изучение темпов естественного прироста быстроты у подростков и юношей, различающихся типологическими комплексами. Так, в возрастном периоде с 12 до 13 лет сравнительно более высокий темп естественного прироста быстроты выявлен у лиц с типологическим комплексом, сочетающим слабую нервную систему с уравновешенностью по «внутреннему» балансу, в сравнении со сверстниками, характеризующимися сочетанием сильной нервной системы с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу (4,98 против 0,25%) (таблица 2). Важно подчеркнуть, что возраст с 12 до 13 лет - единственный период, когда более высокий темп естественного прироста быстроты выявлен у лиц с таким же типологическим свойством, которое способствует и более высокому уровню проявления данной способности, а именно, со слабой нервной системой. Иными словами, в возрасте от 12 до 13 лет быстрота наиболее интенсивно прирастает у лиц, имеющих сравнительно более высокий исходный уровень её проявления.

Таблица 2 - Темп естественного прироста быстроты у подростков и юношей 12-21 года, различающихся типологическими комплексами_

Возраст Типологический комплекс (сочетание типологических свойств НС) п Темп прироста, %

12-13 лет Сильная НС, возбуждение по «внутреннему» балансу 12 0,25±2,23

Слабая НС, уравновешенность по «внутреннему» балансу 15 4,98±2,52

р < 0,01

14-15 лет Сильная НС, возбуждение по «внутреннему» балансу 16 2,24±2,1

Слабая НС, торможение по «внутреннему» балансу 18 -0,54±1,83

р < 0,01

16-17 лет Сильная НС, подвижность возбуждения, подвижность торможения, возбуждение по «внутреннему» балансу 10 6,04±2,33

Слабая НС, инертность возбуждения, инертность торможения, торможение по «внутреннему» балансу 12 0,57±2,14

р < 0,01

18-19 лет Сильная НС, подвижность возбуждения, подвижность торможения, возбуждение по «внутреннему» балансу 12 3,67±1,33

Слабая НС, инертность возбуждения, инертность торможения, торможение по «внутреннему» балансу 12 -1,47±2,39

р < 0,01

20-21 год Сильная НС, возбуждение по «внутреннему» балансу 12 2,04±1,36

Слабая НС, торможение по «внутреннему» балансу 14 -1,29±2,08

р < 0,01

Примечание. НС - нервная система.

В возрастных группах 14-15, 16-17, 18-19 лет и 20-21 года наблюдается обратное - темпы естественного прироста быстроты сравнительно более высокие у лиц, имеющих типологические комплексы, включающие проявления свойств нервной системы, при которых выявлен сравнительно меньший исходный уровень данной способности. В частности, более высокий темп прироста выявлен у лиц с сочетанием сильной нервной системы с высокой подвижностью возбуждения, высокой подвижностью торможения и с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу в сравнении со сверстниками, имеющими противоположные типологические проявления с 14 до 15 лет: 2,24 против - 0,54%; с 16 до 17 лет: 6,04 против 0,57%; с 18 до 19 лет: 3,67 против - 1,47%.

В возрасте с 20 до 21 года в типологический комплекс, содействующий более высокому темпу естественного прироста быстроты, входят только два типологических свой-

ства - сильная нервная система и преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу. Обладатели данного типологического комплекса превосходят сверстников с типологическим комплексом, сочетающим противоположные проявления свойств нервной системы (2,04 против - 1,29%).

Обобщение представленных результатов позволяет отметить, что при наличии типологических комплексов (сочетании типологических свойств нервной системы, однона-правленно влияющих на уровень способности) различия по изучаемой способности достигают высокого уровня статистической значимости. Также важно подчеркнуть наличие в процессе взросления определенных изменений в сочетаниях типологических свойств, влияющих как на уровень выраженности, так и на темп естественного прироста быстроты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень проявления и темп естественного прироста быстроты в процессе взросления существенно различаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей, исследование которых необходимо реализовывать комплексно, т.е. выявлять типологические комплексы, содействующие развитию двигательной способности. Исключение составила возрастная группа подростков 12 лет, в которой выявлено только одно типологическое свойство, значимо влияющее на уровень быстроты, - это слабая нервная система. При этом более высокому темпу естественного прироста быстроты с 12 до 13 лет также способствует слабая нервная система, но уже в сочетании с уравновешенностью по «внутреннему» балансу.

В период с 14 до 15 лет и в более старших возрастных группах наблюдается обратное - более высокий темп естественного прироста быстроты характерен для лиц с типологическим комплексом, при котором выявлен сравнительно меньший исходный уровень изучаемой способности. Данный типологический комплекс включает сильную нервную систему, высокую подвижностью возбуждения и торможения, преобладание возбуждения по «внутреннему» балансу.

Полученные в исследовании данные свидетельствуют о неоднозначности картины, т.к. одним из задатков развития быстроты признается типологическое свойство - слабая нервная система, что проявилось в настоящем исследовании при изучении исходного уровня быстроты (с 12 до 20 лет), а также темпа её естественного прироста, но только в период с 12 до 13 лет. В последующем с 14 до 15 лет и в более старших возрастных группах темп естественного прироста быстроты выше у лиц с противоположными проявлениями типологических свойств, среди которых, в частности, сильная нервная система. Поскольку периоды повышенных темпов естественного прироста двигательных способностей оцениваются как периоды высокой сенситивности к тренирующим воздействиям [4], очевидно, что выявление сенситивных периодов должно осуществляться на основе анализа индивидуальных особенностей возрастного развития способностей.

Сочетания свойств нервной системы в типологических комплексах, влияющих на развитие способности, в процессе взросления меняются, что является малоизученным аспектом индивидуальных особенностей возрастного развития. Познание последних позволит получить более полное представление о процессе развития способностей и создаст условия для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания подрастающего поколения на основе его индивидуализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 288 с.

2. Дроздовский А.К. Способ оценки природной предрасположенности индивидов к определенным специализациям в спорте и профессиях / А К. Дроздовский // Организационная психология и психология труда. - 2021. - Т. 6, № 1. - С. 140-161.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 464 с.

4. Лёвушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 717 лет с разными типами телосложения : дис. ... д-ра биол. наук / Лёвушкин Сергей Петрович. -Москва, 2005. - 300 с.

5. Ревенко Е.М. Возрастные особенности исходных уровней и темпов прироста двигательных способностей юношей, различающихся типологическими свойствами нервной системы / Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, В.А. Сальников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.

- 2018. - № 8 (162). - С. 161-169.

6. Ревенко, Е.М. Индивидуальные особенности возрастного развития двигательных способностей / Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.

- 2021. - № 8 (198). - С. 237-243.

7. Сальников, В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития : монография / В.А. Сальников. - Омск : СибАДИ, 2013. - 411 с.

8. Слободчиков, В.И. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -Москва : Школьная пресса, 2000. - 416 с.

9. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.

REFERENCES

1. Ananyev, B. G. (2002), Man as an object of knowledge, Peter, St. Petersburg.

2. Drozdovsky, A.K. (2021), "A method for assessing the natural predisposition of individuals to certain specializations in sports and professions", Organizational psychology and labor psychology, Vol. 6, No. 1, рp. 140-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ilyin, E. P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.

4. Levushkin, S.P. (2005), Physiological justification ofphysical training of schoolchildren aged 7-17years with different body types, dissertation, Moscow.

5. Revenko, E.M. Zelova, T.F. and Salnikov, V.A. (2018), "Age-related features of the initial levels and the growth rates of motor abilities of young men who differ in the typological properties of the nervous system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 161-169.

6. Revenko, E.M. and Salnikov, V.A. (2021), "Individual features of age-related development of motor abilities". Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 237-243.

7. Salnikov, V.A. (2013), Individual features of age development: monograph, SibADI, Omsk.

8. Slobodchikov, V.I. and Isaev, E.I. (2000), Psychology of human development, School press, Moscow.

9. Elkonin, D.B. (1989), Selected psychological works, Pedagogic, Moscow. Контактная информация: revenko.76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2021

УДК 796.922

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Викторовна Кулешова, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация.

Введение. Ведущей проблемой развития выносливости в циклических видах спорта является не только определение индивидуализированной нагрузки, но и выбор методов тренировочного процесса. Это обусловлено, с одной стороны, за счёт больших тренировочных объёмов получить тренировочный эффект, с другой - возможностями организма спортсмена. Методика и организация исследования. В эксперименте предложен вариант использования интервального метода (в объёме 20%), который широко используется в лёгкой атлетике. Для каждого из пяти микроциклов была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.