Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ОНТОГЕНЕЗ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воеводская Н.В.

Речь представляет собой очень сложную психофизиологическую функцию, включающую различные виды и формы. Развитие речевой функции может служить диагностическим и прогностическим признаком нервно-психического развития ребёнка. Статья посвящена определению индивидуальных особенностей формирования речевых функций в раннем постнатальном онтогенезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL FEATURES OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Speech is a very complex psychophysiological function, including various types and forms. The development of speech function can serve as a diagnostic and prognostic sign of the neuropsychic development of the child. The article is devoted to the determination of individual features of the formation of speech functions in early postnatal ontogenesis.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 372.3.4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Наталья Валентиновна Воеводская

старший преподаватель па1аНе-уо @шай. гц

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Речь представляет собой очень сложную психофизиологическую функцию, включающую различные виды и формы. Развитие речевой функции может служить диагностическим и прогностическим признаком нервно-психического развития ребёнка. Статья посвящена определению индивидуальных особенностей формирования речевых функций в раннем постнатальном онтогенезе.

Ключевые слова: ранний онтогенез, развитие речи, фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Речь - это специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Она представляет собой сложную психофизиологическую функцию, включающую различные виды и формы. В процессе раннего онтогенеза речь проходит несколько этапов развития. На первом - ребенок ещё не понимает речи окружающих и не умеет говорить сам, но уже формируются условия, необходимые для овладение речью. Подготовительный этап охватывает первый год жизни детей и является сенситивным (чувствительным) для развития речевых функций. Второй период служит переходной ступенью между двумя эпохами в общении ребенка с окружающими людьми: довербальной и вербальной. Третий этап предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматики, звукопроизношения. Известно, что речевое развитие может служить диагностическим и прогностическим признаком нервно-психического развития[3,4].

В связи с этим актуальным является изучение динамики развития речи в дошкольном возрасте, так как речь формируется постепенно, совместно с общим физическим и нервно-психическим развитием ребёнка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Целью исследования было определить индивидуальную динамику формирования речевых функций в раннем постнатальном онтогенезе.

Были поставлены следующие задачи:

- выявить некоторые закономерности становления речевого звукопроизводства в раннем постнатальном онтогенезе человека;

- определить особенности доречевого периода формирования речи;

- выявить индивидуальные показатели речевого развития дошкольников.

Было обследовано 25 детей: 12 девочек и 13 мальчиков. У всех детей определяли уровень физического развития (по антропометрическим показателями - длина тела, масса тела, окружность головы и грудной клетки).

Сравнение с нормами проводилось с использованием центильных таблиц и морфофункциональных констант [2]. Исследование уровня развития речи проводилось с использованием результатов логопедических исследований специалистов дошкольной организации [1]:

• особенности динамической стороны речи;

• определение особенностей анатомического строения артикуляционного аппарата;

• обследование состояния общей, пальчиковой, мимической моторики;

• изучение состояния дыхательной и голосовой функции;

• изучение понимания речи;

• назови, что ты видишь.

На основании исследований физического развития выявлено: из 11 детей пятилетнего возраста - мальчиков 6 человек, у двух показатели физического развития соответствуют норме; 4 мальчика опережают норму. Девочек пятилетнего возраста - 5, две девочки соответствуют норме физического развития, три девочки опережают норму физического развития. Из 14 детей шестилетнего возраста: 6 мальчиков соответствуют норме физического развития, 1 мальчик опережает норму. Девочек шестилетнего возраста 7, у одной физическое развитие ниже нормы, у двух - выше нормы, у четырёх физическое развитие соответствует норме.

Исследование индивидуальной динамики речевого развития показало: у исследуемых детей наблюдалось недоразвитие отдельных компонентов функциональной системы речи, а именно фонетическое недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие разной степени.

Проведён сравнительный анализ уровня физического и речевого развития (Табл. 1, 2). Показано, что для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка, а именно состояние высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Таблица 1

Сравнение показателей физического и речевого развития для детей 5 лет

Ребёнок Физическое развитие Речевое развитие

мальчики 5 лет

Денис К. норма Нарушение и дифференциация свистящих и шипящих. Недоразвитие грамматических категорий.

Станислав Ш. выше нормы Нарушение соноров л-р. Недоразвитие словаря, грамматических категорий, связной речи.

Антон Б. выше нормы Дифференциация свистящих и шипящих с - з, ш - ж; нарушение соноров л-р. Недоразвитие словаря, грамматических категорий, заикание.

Евгений К. норма Дифференциация звуков свистящих и шипящих с - ш, з - ж, ц - ч. Недоразвитие словаря, грамматики, связной речи.

Ярослав М. выше нормы Нарушение соноров л-р, дифференциация свистящих и шипящих з - ж, ц- ч. Заикание. Недоразвитие словаря, грамматики.

Андрей Р. выше нормы Дифференциация свистящих и шипящих. Недоразвитие словаря, грамматики.

девочки 5 лет

Карина М. выше нормы Нарушение сонора л. Дифференциация звуков л - в. Недоразвитие словаря, грамматических категорий.

Татьяна А. норма Нарушение соноров л - р.

Юлия С. выше нормы Дифференциация свистящих и шипящих. Недоразвитие словаря, грамматики.

Алина К. выше нормы Нарушение соноров л - р. Недоразвитие лексико-грамматических категорий.

Алла М. норма Дифференциация свистящих и шипящих. Нарушение сонора р.

Таблица 2

Сравнение показателей физического и речевого развития для детей 6 лет

Ребёнок Физическое развитие Речевое развитие

мальчики 6 лет

Артем А. норма Нарушение соноров л-р, дифференциация свистящих и шипящих с-ш, з-ж.

Ребёнок Физическое развитие Речевое развитие

Алексей А. норма Нарушение соноров л-р, дифференциация звуков с-ш, з-ж.

Николай Р. норма Нарушение соноров л-л', р-р', дифференциация звуков с-ш.

Борис Щ. норма Нарушение сонора р, р', л. Недоразвитие словаря и грамматических категорий.

Виктор Д. норма Дифференциация свистящих и шипящих с - ш, грамматических категорий

Николай П. норма Дифференциация свистящих и шипящих с - ш. Нарушение соноров л - р.

Дмитрий . норма Дифференциация свистящих и шипящих. Нарушение соноров л - р.

девочки 6 лет

Юлия Б. ниже нормы Нарушение соноров л-р, дифференциация свистящих и шипящих с-ш, з-ж

Кристина Р. норма Нарушение соноров л-р, дифференциация свистящих и шипящих с-ш

Алиса К. норма Дифференциация шипящих ц, ж, ш. Недоразвитие словаря и грамматических категорий.

Ксения П. норма Смягчение шипящих ш-ж

Валерия П. норма Нарушение соноров л - в. Недоразвитие словаря и грамматических категорий.

Алина Ц. норма Нарушение соноров л-р, Дифференциация свистящих и шипящих.

Основные коррекционные мероприятия включают отработку отдельных компонентов функциональной системы речи - словаря, грамматики, связной речи, звукопроизношения.

При оценке речевого развития особое внимание необходимо уделять ранней диагностике и своевременной коррекции нарушений речи, в т.ч. оценке доречевого периода, а именно лепетного репертуара младенца. Раннее детство -это этап раннего онтогенеза, за который ребенок проходит сложный путь развития. К году младенцы не только успешно овладевают сложными действиями с предметами, движениями, пониманием речи, двумя формами общения, преуспевают в интеллектуальном развитии, но и продвигаются по

пути личностного развития благодаря формированию отдельных компонентов речевой функциональной системы. К пяти - шести годам заканчивается сенситивный период развития речи. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к пяти - шести годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

Список литературы:

1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие. М.: Айрис-пресс. 2007. 96 с.

2. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма. М. Медицина 1997. 146 с.

3. Манаенкова М. П. "Родное слово" К.Д. Ушинского - дидактические правила развития речи детей // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 145. -EDN QPEWMS.

4. Юрьева М. В., Гончарова Г.А. Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2. - EDN GDUUZA.

UDC 372.3.4

INDIVIDUAL FEATURES OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Natalia V. Voevodskaya

Senior Lecturer natalie-vo @mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. Speech is a very complex psychophysiological function, including various types and forms. The development of speech function can serve as a diagnostic and prognostic sign of the neuropsychic development of the child. The article is devoted to the determination of individual features of the formation of speech functions in early postnatal ontogenesis.

Key words: early ontogenesis, development of speech, phonetic underdevelopment, phonetic and phonemic underdevelopment of speech.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.