Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / ВИЗУАЛ / АУДИАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронова Р.М.

В статье анализируются особенности невербального поведения индивидов. Исследуются типы восприятия информации. Рассматривается важность использования невербальных знаков при общении.The features of individual non-verbal behavior are analyzed in this article. The different types of perception of information are also investigated. The importance of using the non-verbal signs during communication is examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Использованные источники:

1. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение. 2002. С.20.

2. Коджаспирова Г.М. , Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия. http://pedagogical.academic.ru/319/КИНЕСИКА 23.02.15 12:12

3. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 68.

4. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение. 2002. С. 61.

5. Романова Н М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Вестник ТГУ, 2007. Вып. 12(56). С. 141.

6. Ван Я. Невербальные коммуникации в деловом общении. - Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права. 2013. С.71-72.

7. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 375.

8. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 419.

УДК: 1.159.99

Воронова Р.М. студент магистратуры 1 курса Институт Философии Санкт-Петербургский Государственный Университет

Россия, г. Санкт-Петербург ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВЕБАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: В статье анализируются особенности невербального поведения индивидов. Исследуются типы восприятия информации. Рассматривается важность использования невербальных знаков при общении.

Annotation: The features of individual non-verbal behavior are analyzed in this article. The different types of perception of information are also investigated. The importance of using the non-verbal signs during communication is examined.

Ключевые слова: невербальные средства общения, визуал, кинестетик, аудиал, контакт глаз

Key words: non-verbal methods of communication, visual, audial, kinestetik, eye-contact

На создание впечатления о человеке влияет не только его речь, но используемые им невербальные средства общения. Как в устной, так и в письменной речи каждый человек имеет свой собственный уникальный стиль коммуникации. Человек обладает особой манерой говорения, которая складывается характерной для него скорости, элементам речи, интонации...

Общаясь, мы воспринимаем стиль ведения коммуникации, сравнивая его с определённым речевым эталоном, который сформировался у нас как у личности.

У каждого человека в процессе его социального взаимодействия и физического развития приобретается характерный для него внешний образ, влияющий на производимое впечатление. Например, то, как человек держит спину, может говорить о его физиологических особенностях или о его настрое.

Голоса в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они не тренированы, то оказываются довольно тонким инструментом выражения эмоционального состояния говорящего.

То, как человек воспринимает других людей, во многом зависит от его предыдущего опыта общения и индивидуальных особенностей личности. Вообще эмоции лучше понимают люди с более развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Вместе с тем, для корректного восприятия невербальных знаков необходимо учитывать контекст их использования.

В установлении доверия, близости, симпатии людей очень важна длительность зрительного контакта, в зависимости от степени интенсивности взгляда подаваемый сигнал может быть угрожающим (агрессивным) или соединяющим (контактоустанавливающим). В деловых переговорах принято, чтобы взгляд был сосредоточен на воображаемом треугольнике на лице собеседника, вершина которого находится на уровне лба собеседника, а основание - на уровне его глаз. «Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаёте серьёзную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому» [1]. В поддерживании и прерывании визуального контакта есть некоторые правила, которые сформировались в европейской культуре: говорящий обычно чаще, чем слушатель, прерывает контакт и женщинам свойственно дольше поддерживать контакт глаз, нежели мужчинам. В диалогах же, в которых контакт глаз по какой-то из причин ограничен, функции глаз часто берут на себя голова (информируют о качестве испытываемой эмоции) и корпус (сообщают о её интенсивности). Расширенные зрачки свидетельствуют о сильной возбудимости человека или о том, что он испытывает положительные эмоции. А вот «змеиные» глаза чаще всего указывают на то, что человек в не самом благоприятном настроении. Установлено, что правильный зрительный контакт позволяет вызывать у собеседника уверенность в достоверности или, наоборот, недостоверности сообщаемой информации [2].

Каждый человек в зависимости от своих индивидуальных свойств использует тот или иной орган чувств в большей степени. Люди разделяются на визуалов, кинестетик, аудиал и дигитал. Первый тип в большей степени полагается на зрительное восприятие и подачу информации. Ему легче запомнить образы, то, что он видел, чем то, что он мог слышать. В общении

с визуалом лучше пользоваться рисунками или схемами. Второй тип предпочитает чувства и впечатления, которые главным образом определяются прикосновениями, интуицией, догадкой. В разговоре его интересуют внутренние переживания, любит тактильный контакт. Для аудиала огромное значение имеет всё, что акустично - звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. В большинстве случаев он может легко работать в шумной обстановке, и более того, при отсутствии этого фона менее продуктивны [3]. Последний тип в качестве ведущего органа чувств использует обоняние.

Важно уделить внимание такому жесту как рукопожатие, которое является неотъемлемым атрибутом не только делового, но и повседневного общения. Человек может подавать руку ладонью вниз, что будет означать его бессознательное желание доминировать. Ладонь, повёрнутая вверх, демонстрирует доверие и открытость. А вот сжимание ладони своего партнёра до хруста свойственно жестким и агрессивным людям. Наилучшим рукопожатием по праву считается то, при котором руки партнёров находятся в одинаковом положении, что будет свидетельствовать об их взаимном уважении друг к другу.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что обмен информацией между людьми не ограничивается словами, мы также активно пользуемся невербальными сигналами. Невербальные знаки спонтанно и бессознательно «содействуют» утечке информации, также они могут как ослаблять, так и усиливать вербальное воздействие. Однако немаловажно интерпретировать тот или иной бессловестный сигнал, не выбрасывая его из контекста, в рамках которого он был подан. Существует целая наука невербальная семиотика, которая включает в себя множество отдельных направлений исследований невербального поведения. Каждый атрибут тела участвует в невербальном общении. При этом у каждого человека есть свой собственный стиль ведения разговора, который складывается на протяжении всей его жизни и зависит не только от этнокультурных, но и от личных особенностей индивида. Чтение таких молчаливых сообщений способствует более тонкому пониманию человеческой натуры. Поэтому «формирование умений и навыков интерпретировать невербальные средства коммуникации играет важную роль в становлении специалистов различных видов деятельности, связанных с постоянным межличностным общением»[3].

Использованные источники:

1. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. С. 96. URL: http://vegas2011.at.ua/iazyk telodvizhenij.pdf 12.03.15 20:43

2. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Хозе Е.Г. Оценка достоверности сообщаемой информации по невербальному поведению // Комплексная психолого-психофизиологическая судебная экспертиза: современное состояние и перспективы развития. - МГППУ: М., 2016. С. 33.

3. Дрягилева Е., Царегодцева Е. Учёт типов восприятия учебной

информации учащимися на уроке // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования. - Уральский государственный педагогический университет: Екатеринбург. 2016. С.123.

4. Оксюта А.А. Роль невербальных средств в межличностном общении. -Проблемы практической философии. - М.: Московский государственный университет им. М. А. Шолохова, 2012. С. 105.

УДК 579.678

Горельникова А.Е. студент 1 курса магистратуры

Николаев А.В. студент 1 курса магистратуры

Феленюк Н.Ю. студент 1 курса магистратуры Мурманский государственный технический университет

Россия, г. Мурманск

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВОГО САЛАТА «СТОЛИЧНЫЙ», РЕАЛИЗУЕМОГО В ТОРГОВЫХ ТОЧКАХ Г.

МУРМАНСКА

Аннотация: в работе представлены результаты микробиологического исследования готовых салатов «Столичный», реализуемых в городе Мурманск. Результаты охватывают исследования за 2015 и 2016 годы. Анализ проведён в соответствии с действующим СанПиНом 2.3.2.1078-01. Проведено сравнительное исследование результатов, полученных в 2015 и 2016 годах.

Ключевые слова: микробиологическое исследование, пищевые продукты, готовый салат, общее микробное число, бактерии группы кишечной палочки.

Gorelnikova A.E. Student of 1 course of magistracy Murmansk State Technical University

Russia, Murmansk Nikolaev A. V. Student of 1 course of a magistracy Murmansk State Technical University

Russia, Murmansk Felenyuk N. Yu. Student of 1 course of a magistracy Murmansk State Technical University

Russia, Murmansk MICROBIOLOGICAL RESEARCH OF FINISHED SALAD "CAPITAL", REALIZED IN THE TRADING POINTS OF MURMANSK. Abstract: The paper presents the results of a microbiological study of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.