Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности эмоционального самораскрытия в юношеском возрасте'

Индивидуальные особенности эмоционального самораскрытия в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / DIALOGUE / ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / EXPRESSION OF A PSYCHOLOGICAL STATE / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОРАСКРЫТИЕ / EMOTIONAL SELF-DISCLOSURE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / REFLEXIVITY / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипова Ирина Станиславовна

В статье рассматривается проблема эмоционального самораскрытия личности, представлены результаты эмпирического исследования индивидуальных различий (эмоциональный интеллект, рефлексивность) эмоционального самораскрытия в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL DIFFERENCES OF EMOTIONAL SELF-DISCLOSURE IN ADOLESCENCE

The problem of emotional self-disclosure of a personality is considered in the article. The individual differences (emotional intelligence, reflexivity) empirical study results of emotional self-disclosure in adolescence are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности эмоционального самораскрытия в юношеском возрасте»

УДК 159.9 ББК 88

И. С. Осипова

индивидуальные особенности эмоционального самораскрытия в юношеском возрасте

Ключевые слова: общение, выражение психического состояния, эмоциональное самораскрытие, эмоциональный интеллект, рефлексивность, юношеский возраст.

I. S. Osipova INDIVIDUAL DIFFERENCES

of emotional self-disclosure

IN ADOLESCENCE

Keywords: dialogue, expression of a psychological state, emotional self-disclosure, emotional intelligence, reüexivity, adolescence.

Проблема самораскрытия не так давно находится в поле зрения психологов, проводящих исследования в области психологии общения и психологии личности. Интерес к ней объясняется, по мнению И. П. Шку-ратовой, сменой парадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего [9]. В зарубежной психологической науке среди тех, кто стоял у истоков изучения феномена самораскрытия, можно назвать С. Джурарда, в отечественной - Н. В. Амягу и И. П. Шкуратову.

Занимаясь изучением проблемы выражения психического состояния человека в общении средствами вербализации [3] и опираясь на положения А. О. Прохорова о неравновесных психических состояниях, большая часть из которых эмоциональные [6], мы особенно заинтересовались проблемой эмоционального самораскрытия. Впервые в отечественной психологии определение этого понятия, а также описание его основных характеристик и детерминирующих факторов было дано в работах М. И. Тепиной. Она, опираясь на идеи В. А. Лабунской и И. П. Шкуратовой, под эмоциональным самораскрытием понимает вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни, которое варьируется по объему, содержанию, степени искренности в зависимости от характера отношений с партнером по общению [8].

Интерес к данной проблематике неслучаен, поскольку современные люди испытывают трудности в выражении собственных эмоций и чувств, что негативно сказывается на их общем самочувствии и препятствует установлению и развитию отношений с другими людьми. Человеку, лишенному радости от процесса общения, необходима помощь специалиста, который должен иметь представление о психологических особенностях эмоционального самораскрытия, самовыражения, доверительного общения, давать рекомендации и составлять коррекционные программы, учитывая психологические особенности эмоционального самораскрытия людей.

Теоретической и методологической основой исследования послужили: понятие об общении как субъект-субъектном взаимодействии (А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, Л. А. Петровская, К. М. Романов, А. У Ха-раш); понятие о самовыражении как внешнем проявлении психического мира субъекта (И. П. Шкуратова); представления о самораскрытии как личностной представленности человека в общении (Н. В. Амяга, Е. В. Зинченко, М. И. Тепина, И. П. Шкуратова, J. Berg, P. Cozby, V. Derlega, S. Jourard, P. Lasakow).

Можно выделить три группы факторов, влияющих на процесс самораскрытия: связанные с коммуникатором, адресатом и си-

туацией взаимодействия. В данной работе мы представляем результаты исследования индивидуальных особенностей самораскрытия (уровень эмоционального интеллекта и уровень рефлексивности) в юношеском возрасте.

В последние годы достаточно популярными стали исследования эмоционального интеллекта (И. А. Андреева, Д. В. Люсин, М. А. Манойлова, J. D. Mayer, P. Salovey). Интересную модель эмоционального интеллекта предлагает отечественный исследователь Д. В. Люсин. Он определяет эмоциональный интеллект как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [2].

Способность к пониманию эмоций, по Д. В. Люсину, означает, что человек может распознать и идентифицировать эмоцию, а также понимает причины, вызвавшие эту эмоцию, и следствия, к которым она может привести [2]. Высокий уровень развития данной способности приводит к тому, что человек может осознать сам факт переживания состояния, а также его описать в словесной форме, представляя, какой может оказаться обратная связь со стороны других людей. По данным наших исследований, именно эта способность хуже всего развита у юношей и девушек [4].

Способность к управлению эмоциями, по Д. В. Люсину, означает, что человек может контролировать эмоции и произвольно их вызывать [2]. Эта способность весьма важна для современного человека, особенно в стрессовых ситуациях, которые весьма часто возникают в повседневной жизни. Одним из способов регуляции эмоциональных состояний является их выражение.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями, по мнению Д. В. Люсина, может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей [2]. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте.

Мы предполагаем, что высокие показатели эмоционального интеллекта по шкалам «Понимание эмоций» и «Управление эмоциями других людей» будут положительно коррелировать с высокими показателями эмоционального самораскрытия.

На особенности эмоционального самораскрытия также должен оказывать влияние уровень рефлексивности человека. А. В. Карпов понимает под рефлексивностью качественно своеобразное свойство индивида, которое имеет индивидуальную меру выраженности. Общее свойство рефлексивности включает в себя рефлексивность как способность к самовосприятию содержания собственной психики и ее анализу и рефлексивность как способность к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью «встать на место другого» также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии [1]. Люди с высоким уровнем рефлексивности будут, по-видимому, испытывать большие трудности в эмоциональном самораскрытии, поскольку часто будут испытывать неудовлетворенность от самораскрытия. Им будет казаться, что они чего-то не осознали до конца, подобрали неподходящие слова, неправильно проинтерпретировали обратную связь и т. п.

Н. В. Перепелица отмечает, что раскрытие чувств, переживаний очень важно для человека, поскольку способствует его психическому здоровью, является средством саморегуляции, позволяет устанавливать и поддерживать близкие отношения с другими людьми. Чтобы выразить свои чувства, человек должен уметь рефлексировать и опознавать собственные эмоции, а также научиться тому, как выражать их, соблюдая культурные традиции того общества, к которому он принадлежит [5].

Наши ранние исследования показывают, что выражение собственного психического состояния представляет для всех испытуемых довольно трудную задачу. Это связано с низким уровнем развития у них соответствующего понятийного аппарата. Он составляет около 5 % от общего количества слов психологического содержания, зафиксированных в Словаре русского языка С. И. Ожегова. Контент-анализ сочинений юношей и девушек (более 200 чел.) показал, что наиболее популярными среди испытуемых являются способы выражения психического состояния через следующие категории: эмоции и чувства (34,0 %), поведение (23,0 %), мышление (16,7 %), потребности (11,1 %). Остальные способы выражения психического

ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 3 (27) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

состояния представлены менее чем на 5,0 % [3]. Чаще всего, выражая собственное состояние, мы рассказываем о эмоциональной жизни, наших действиях и актах общения, реже о размышлениях и желаниях и очень редко - о волевых действиях, воспоминаниях, мечтах и фантазиях, образах восприятия [7].

Для выявления индивидуальных особенностей эмоционального самораскрытия мы использовали следующие методы и методики: а) эмпирические (опросник «Эмоциональное самораскрытие личности» И. П. Шкуратовой, методика диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойло-вой, методика диагностики рефлексивности А. В. Карпова); б) количественной и качественной обработки данных (корреляционный анализ). При обработке данных использовался программный пакет статистического анализа данных SPSS 16.0.0.

В качестве испытуемых в исследовании выступили 45 студентов в возрасте 17-22 лет (20 юношей и 25 девушек).

Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать выводы:

1. Эмоциональное самораскрытие в юношеском возрасте можно охарактеризовать как выраженное на среднем уровне. Испытуемые ценят возможности эмоционального самораскрытия, готовы выслушать другого в сложные минуты его жизни, а также существуют семейные традиции в эмоциональном самораскрытии. Круг лиц, которым они могут доверить свои мысли и чувства, достаточно узок.

2. Особенности эмоционального интеллекта оказывают влияние на эмоциональное самораскрытие. Чем лучше человек умеет регулировать собственные эмоции, тем менее он эмоционален в самораскрытии (г = - 0,5, р < 0,01).Чем лучше человек понимает эмоции других людей, тем более он эмоционален в самораскрытии (г = 0,383, р < 0,05) и выше ценит возможности раскрытия для поддержания близких отношений с окружающими (г = 0,421, р < 0,01).

3. Отсутствуют значимые корреляционные связи между эмоциональным самораскрытием и уровнем рефлексивности. Лишь на уровне статистической тенденции нами была установлена следующая связь: чем выше уровень рефлексии, тем большие языковые трудности испытывает человек при эмоциональном самораскрытии (г = 0,4, р = 0,05). Важно заметить, что школьники, которые активно принимают участие в развивающих программах, проводимых школьным психологом, чаще всего обращаются к нему с проблемами непонимания со стороны взрослых, учителей, сверстников. Этот факт был нами зафиксирован в процессе практической работы со старшеклассниками.

В заключение следует сказать, что проблема эмоционального самораскрытия требует дальнейшего изучения. Особый интерес представляют этнические особенности самораскрытия, которые позволят описать специфику искреннего общения и средства, используемые для этого представителями различных этнических групп.

Библиографический список

1. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психол. журн. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.

2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. -М., 2004. - С. 29-39.

3. Осипова И. С. Вербальные способы выражения психического состояния в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук / И. С. Осипова. - Саранск, 2009. - 204 с.

4. Осипова И. С. Особенности эмоционального интеллекта школьников и студентов разных профессиональных типов / И. С. Осипова, В. С. Егоров // Вестн. Мордов. ун-та. - 2011. - № 2. -С. 66-69.

5. Перепелица Н. В. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией : дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Перепелица : - Ростов н/Д, 2003. - 222 с.

6. Прохоров А. О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния / А. О. Прохоров // Психол. журн. - 1999. - Т. 20, № 2. - С. 115-124.

7. Романов К. М. Основные речевые способы выражения психического состояния / К. М. Романов, И. С. Осипова // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2008. - № 7. - С. 270-272.

8. ТепинаМ. Н. Эмоциональное самораскрытие личности в адрес разных партнеров по общению : дис. ... канд. психол. наук / М. Н. Тепина. - Ростов н/Д, 2008. - 174 с.

9. Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении / И. П. Шкуратова // Психология личности / под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. - М., 2007. - С. 241-264.

Поступила в редакцию 5 ноября 2013 г.

Сведения об авторе

Осипова Ирина Станиславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: психология общения, психология личности. Автор 45 научных публикаций.

Тел.: (8342) 29-05-88

E-mail: isosipova@yandex.ru

38 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 3 (27) 2014

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.