Научная статья на тему 'Индивидуальные и возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников 7-16 лет г. Екатеринбурга'

Индивидуальные и возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников 7-16 лет г. Екатеринбурга Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1606
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ИЗМЕНЧИВОСТЬ / ВРЕМЯ РЕАКЦИИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ШКОЛЬНИКИ / VARIABILITY / REACTION TIME / PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT / PUPILS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гилева Ольга Борисовна

Изучались индивидуальные, возрастные и половые различия времени простой зрительно-моторной реакции и их соотношение у школьников 7-16 лет. Установлено, что время реакции (ВР) с возрастом немонотонно снижается, периоды резких различий по ВР чередуются с периодами относительно близких его значений. Отмечается существенная неоднородность испытуемых одного возраста по ВР. Выделяются три группы, две из которых (с ВР около 550 и 350 мс) с возрастом исчезают, еще одна группа (с ВР 200-250 мс) появляется в подростковом возрасте и постепенно становится доминирующей. Периоды резких различий соответствуют значительному увеличению числа детей в группе с более низким ВР. Полученные результаты обсуждаются в свете имеющихся данных об основных этапах развития организма ребенка. По возрасту периоды резких различий ВР соответствуют завершению наиболее значительных преобразований центральной нервной системы у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гилева Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND AGE DISTINCTIONS OF VISUALMOTOR REACTION TIME IN SCHOOLBOYS AGED 7-16 YEARS IN YEKATERINBURG

Individual, age and sexual distinctions in simple visualmotor reaction time and their correlation in pupils aged 716 years has been studied. It has been established that in the course of years, reaction time decreased non-monotonously, and periods of sharp distinctions of reaction time alternated with periods of its relatively similar values. Essential heterogeneity of examinees at the same age concerning reaction time has been registered. There have been singled out three groups, two of which (with reaction time about 550 and 350 ms) disappeared with the course of the years, the third group (with reaction time about 200-250 ms) appeared at the developmental age and gradually began to dominate. The periods of sharp distinctions corresponded to substantial growth of quantity of children in the group with lower reaction time. The received results were discussed in relation to the data on basic stages of child development. The periods of sharp distinctions of reaction time corresponded to conclusion of the CNS most significant transformations in the pupils

Текст научной работы на тему «Индивидуальные и возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников 7-16 лет г. Екатеринбурга»

УДК 612.821.1-053.5(470.5)

индивидуальные и возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников 7-16 лет г. Екатеринбурга

© 2011 г. О. Б. Гилева

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Согласно классическому общебиологическому определению, изменчивость — это разнообразие признаков и свойств у особей и групп особей любой степени родства. Это базовое, универсальное свойство всех живых организмов. Каждая особь любого вида отличается от себе подобных по множеству крупных и мелких признаков. В общем виде выделяют индивидуальную изменчивость (различия признаков особей внутри совокупностей живых организмов) и групповую изменчивость (различия между совокупностями особей). В основе любых групповых различий также лежит индивидуальная изменчивость. В качестве особой формы выделяют также внутрииндивидуальную изменчивость (изменчивость сериальных и билатеральных структур, изменчивость ряда признаков организма с возрастом и т. д.). Единое и чёткое представление

о категориях и формах изменчивости необходимо при решении целого ряда проблем, связанных с изучением человека.

Практическое значение изменчивости для всей гуманитарной сферы состоит в необходимости ее учета в различных видах человеческой деятельности. Простой пример — индивидуальная изменчивость гуморальных факторов (группы крови), учет которой — зачастую вопрос жизни и смерти.

Может быть, не столь драматично, но не менее серьезно обстоит дело в сфере образования. Все современные идеи и методики в этой области, так или иначе, связаны с учетом индивидуальных особенностей учащихся и разработкой соответствующих образовательных программ и методов обучения, то есть с той же самой изменчивостью. При этом, насколько нам известно, широкомасштабных исследований изменчивости основных индивидуальных характеристик, связанных с успешностью обучения, не проводится, нет целостного представления обо всем разнообразии учащихся даже в рамках отдельного региона, не говоря уже обо всей огромной территории России.

В этой связи весьма перспективным представляется использование существующих технологий популяционного анализа, нацеленных на всестороннее изучение изменчивости массового материала и позволяющих выявить многие закономерности и решить многие нерешенные проблемы в самых разных областях наук о человеке.

Для изучения изменчивости такой категории испытуемых, как школьники, необходимы показатели, которые сочетали бы в себе следующие свойства: неинвазивность, объективность, легкость измерения и интерпретации при работе с достаточно широким контингентом учащихся. В качестве одного из таких показателей можно предложить время реакции (ВР).

Время реакции — показатель, который имеет давнюю историю исследований. Известно, что ВР закономерно уменьшается с возрастом

Изучались индивидуальные, возрастные и половые различия времени простой зрительномоторной реакции и их соотношение у школьников 7-16 лет. Установлено, что время реакции (ВР) с возрастом немонотонно снижается, периоды резких различий по ВР чередуются с периодами относительно близких его значений. Отмечается существенная неоднородность испытуемых одного возраста по ВР. Выделяются три группы, две из которых (с ВР около 550 и 350 мс) с возрастом исчезают, еще одна группа (с ВР 200-250 мс) появляется в подростковом возрасте и постепенно становится доминирующей. Периоды резких различий соответствуют значительному увеличению числа детей в группе с более низким ВР. Полученные результаты обсуждаются в свете имеющихся данных об основных этапах развития организма ребенка. По возрасту периоды резких различий ВР соответствуют завершению наиболее значительных преобразований центральной нервной системы у школьников.

Ключевые слова: изменчивость, время реакции, психофизиологическое развитие, школьники.

в процессе развития детей [6, 7]. Это уменьшение обусловлено тем, что совершенствуется система управления собственным телом и система регуляции, которая определяет соотношение процессов локальной и генерализованной активации, особенности восприятия и анализа стимулов [7]. Известно также, что этот показатель связан с успешностью обучения [9], отклонениями психического развития и общим состоянием организма испытуемого, особенно центральной нервной системы (ЦНС) [3, 6,

7, 10, 12-14].

В связи с вышеизложенным целью нашей работы было изучение возрастных, половых и индивидуальных различий ВР у школьников 7-16 лет в свете имеющихся данных об основных этапах развития организма ребенка.

Методы

В качестве испытуемых в нашем исследовании приняли участие школьники г. Екатеринбурга с

1 по 11 класс, всего 923 человека. Число испытуемых в каждой половозрастной группе приведено в таблице.

Для изучения закономерностей возрастной динамики ВР проводилось обсервационное исследование методом поперечных возрастных срезов.

Измерение ВР происходило в ходе компьютерной игры. Методика была создана на кафедре психофизиологии и психофизики Уральского госуниверситета и предназначена для измерения простой и сложной зрительно-моторной реакции. В качестве стимулов использовалось два изображения — бабочки и автомобиля. В данной статье рассмотрен материал, полученный по простой зрительно-моторной реакции.

Время реакции определялось как время, прошедшее с начала предъявления стимула до нажатия испытуемым соответствующей клавиши Shift (левая клавиша Shift для левой руки, правая — для правой). Испытуемый должен был реагировать нажатием соответствующей клавиши в ответ на любой из стимулов. Предъявление стимула продолжалось до нажатия клавиши испытуемым. Измерение ВР проводилось отдельно для правой и левой руки. Время реакции измерялось с точностью до 2 мс. Серия эксперимента состояла из 10 повторных предъявлений стимула для каждой руки, для анализа использовалось среднее ВР по 10 предъявлениям. Исследование проводилось в утренние часы в компьютерном классе школы.

Полученные данные были обработаны статистически с использованием программ Microsoft Excel 2003 и Statistiea 5.1 (StatSoft, Inc., 1984—2000). Поскольку, как видно из рис. 2, распределение ВР в группах существенно отличалось от нормального, применялись непараметрические методы описания и сравнения. Для оценки средних тенденций были использованы значения медианы и межквартильного интервала. Для тестирования половых различий применялся непараметрический тест Манна — Уитни. Для сравнения между группами школьников разных

возрастов применялся критерий Краскела — Уоллиса с последующим апостериорным сравнением смежных возрастов при помощи теста Манна — Уитни. Критический уровень статистической значимости принимался равным 0,05 (р < 0,05).

Результаты

В таблице и на рис. 1 приведены значения медиан и квартилей времени простых зрительно-моторных реакций у школьников 7—16 лет. Из данных таблицы видно, что в большинстве случаев ВР мальчиков ниже, чем ВР девочек, ряд различий достигает уровня статистической значимости. Также видно, что с возрастом испытуемых ВР закономерно уменьшается, что соответствует известному факту снижения ВР у детей по мере взросления [6, 7].

Время простой зрительно-моторной реакции у школьников 7-16 лет Ме (Qp Q3)

Возраст, лет Время реакции, мс Значимость различии по критерию Манна-Уитни

Девочки Мальчики

X ы м е Р ы с о и о m ч о Левая рука Пра- вая рука X ы м е туе ы с о и о -в л- о Левая рука Пра- вая рука Для левой руки Для правой руки

7 29 568,3 (468,0; 647,5) 535,6 (483,1; 611,8) 52 470,7 (353,7; 582,1) 496,0 (377,4; 572,1) z=2,718 p=0,007 z=1,852 p=0,064

8 22 421,9 (367,4; 475,4) 457,9 (388,5; 539,9) 27 375,0 (321,8; 471,9) 364,5 (321,7; 476,1) z=1,206 p=0,228 z=1,909 p=0,056

9 40 419,2 (347,4; 571,1) 422,2 (336,1; 487,3) 37 372,3 (320,2; 442,8) 375,0 (319,5; 472,5) z=2,008 p=0,045 z=1,371 p = 0,170

10 62 452,4 (360,7; 579,9) 479,9 (362,0; 578,7) 62 385,4 (285,3; 481,8) 370,6 (305,8; 465,7) z=2,938 p=0,003 z=3,388 p = 0,001

11 67 351,6 (266,4; 474,2) 324,2 (251,2; 436,4) 63 326,4 (233,4; 431,3) 291,3 (221,2; 377,2) z=1,788 p=0,074 z=1,738 p=0,082

12 57 335,1 (246,3; 414,3) 303,3 (250,9; 394,4) 54 250,2 (209,3 333,0) 256,4 (224,3; 330,3) z=2,448 p=0,014 z=2,375 p = 0,018

13 59 265,0 (236,7; 349,4) 277,3 (225,0; 332,2) 64 219,5 (186,9; 330,7) 243,6 (209,6; 311,0) z=2,857 p=0,004 z=1,941 p=0,052

14 55 231,2 (193,3; 310,6) 225,4 (193,7; 271,0) 37 210,0 (185,2; 379,3) 247,9 (209,0; 272,8) z=0,382 p=0,702 z=1,302 p = 0,193

15 47 226,4 (192,4; 286,7) 228,3 (202,2; 262,7) 28 193,1 (173,2; 211,3) 235,4 (184,2; 260,4) z=2,311 p=0,021 z=0,093 p=0,926

16 38 203,4 (183,0; 254,0) 218,7 (193,3; 247,2) 23 192,8 (168,3; 293,5) 200,4 (182,2; 215,8) z=1,250 p = 0,211 z=2,121 p=0,034

Примечание. Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия.

На рис. 1 хорошо видно, что изменение ВР с возрастом происходит существенно немонотонно.

Сравнение с помощью критерия Краскела — Уоллиса показывает наличие статистически значимых различий по всем изученным показателям ВР (для девочек Н = 192,9, р < 0,001 и Н = 236,1, р < 0,001 для левой и правой руки соответственно, для мальчиков Н = 141,7, р < 0,001 и Н = 191,8, р < 0,001 для левой и правой руки соответственно). Существуют достаточно длительные возрастные периоды, когда ВР с возрастом практически не меняется, например 8— 10 и 14—16 лет, и периоды, когда наблюдаются резкие различия ВР у школьников разного возраста, например 7—8 и 10—12 лет. Статистически значимые различия по ВР отмечены у девочек между возрастными группами 7 и 8 лет по левой и правой руке (критерий Манна — Уитни z = 3,50, р = 0,0005 и z = 2,36, р = 0,018 соответственно), 10 и 11 лет по левой и правой руке ^ = 3,60, р = 0,0003 и z = 4,90, р = 0,000001 соответственно), 12 и 13 лет по левой руке ^ = 2,27, р = 0,023) и 13 и 14 лет по левой и правой руке ^ = 2,47, р = 0,014 и z = 3,56, р = 0,0004 соответственно). У мальчиков статистически значимые различия отмечены между возрастными группами 7 и 8 лет по правой руке ^ = 2,73, р =

0,006), 10 и 11 лет по левой и правой руке ^ =

2,74, р = 0,006 и z = 3,98, р = 0,00007 соответственно), 12 и 13 лет по левой руке ^ = 2,02, р = 0,043) и 15 и 16 лет по правой руке ^ = 2,23, р = 0,025). Эти различия по ВР более четко проявляются по реакции левой рукой, что может иметь важное практическое значение. Примечательно, что периоды, когда наблюдается стабильное ВР в разных возрастных группах, и периоды резких различий регулярно чередуются.

Следует отметить также, что периоды, когда обнаруживаются значимые различия по ВР, совпадают у мальчиков и девочек в 7 — 8 и 10—11 лет. Следующий же период различий и девочек наблюдается в 12—14 лет, а у мальчиков — на два года позже, в 15—16 лет (см. рис. 1).

Представляется вероятным, что наличие периодов стабильных значений ВР маркирует определенные уровни его развития с возрастом.

Вместе с тем известно, что развитие детей характеризуется гетерохронностью. Поэтому совершенно очевидно, что в каждой возрастной группе могут присутствовать дети, значительно различающиеся по ВР. В этой связи представляется важным подробнее рассмотреть индивидуальные различия ВР у детей в изученных возрастах.

Рис 1. Различия времени простой зрительно-моторной реакции у школьников 7 — 16 лет: А — девочки, левая рука; Б — девочки, правая рука; В — мальчики, левая рука; Г — мальчики, правая рука

Время реакции, мс

Рис. 2. Распределение времени простой зрительно-моторной реакции в группах школьников 7—16 лет

На рис. 2 представлены графики распределений времени простой зрительно-моторной реакции у детей 7—16 лет. В целом возрастные изменения ВР сводятся к сдвигу распределения влево, в область меньших значений, достаточно заметному снижению размаха изменчивости и постепенному превращению полимодального распределения в унимодальное. На последней тенденции следует остановиться более подробно, так как она особенно интересна для практической работы со школьниками.

Во всех возрастах наблюдается существенная неоднородность детей по ВР, особенно отчетливо

Рис. 3. Распределение времени простой зрительно-моторной реакции в группах девочек 7 — 10 (А), 11 — 14 (Б) и 15—16 (В) лет

выраженная в младшем и среднем школьных возрастах. Всего по пикам распределения можно выделить четыре группы испытуемых с ВР вблизи значений 200—250, 350—450, 550—600 и 750—800 мс. Для более наглядного выявления этих пиков в распределении ВР можно сгруппировать детей по возрастам, как показано на рис. 3. Группы с пиком 350—450, 550—600 и 750—800 мс существуют уже у самых младших из наших испытуемых, в возрасте 7—8 лет. В последующих возрастах доля этих групп заметно меньше, и в 15—16 лет наблюдаются всего две группы с пиками вблизи 200—250 и 350—450 мс. Группа с ВР 200—250 мс впервые появляется в возрасте 9—11 лет. В 14—16 лет эта группа доминирует

При сравнении рис. 1 и 2 хорошо видно, что в периоды резких различий значений ВР происходит весьма заметное изменение количественного соотношения этих групп. Так, в период с 7 до 8 лет существенно уменьшается доля группы с пиком ВР около 550 мс и увеличивается доля группы с пиком около 350 мс, в период с 10 до 11 лет возрастает доля группы с пиком 200—250 мс и уменьшается доля группы с пиком около 350 мс. В то же время в течение длительных периодов стабильных значений ВР не наблюдается и существенных различий в соотношении групп детей разного возраста с разным ВР

Обсуждение результатов

Таким образом, в нашем исследовании выявляются как различия по ВР между группами детей разного возраста, так и индивидуальные различия внутри каждой из возрастных групп. Наиболее общей тенденцией при этом является уменьшение ВР по мере взросления детей. Такое закономерное уменьшение с возрастом очевидно означает, что имеет место возрастная динамика ВР. Это соответствует и всей известной на сегодня совокупности данных по возрастной динамике ВР, полученной в различных экспериментах различными методами [3, 6, 7]. Следует особо подчеркнуть, что вклад когортных различий, эффекта поколений в наблюдаемую картину различий можно считать незначительным, поскольку исследуемый показатель — время реакции — является одним из базовых биологических показателей. По мнению многих исследователей, чем более универсальной, «биологической» является исследуемая характеристика, тем меньше вероятность когортных различий (обзор см. [8]).

Интересной особенностью выявленной в нашем исследовании динамики ВР является ее ступенчатый характер. Периоды быстрых изменений, когда в смежных возрастных группах ВР значительно отличается, закономерно чередуются с периодами стабильных значений ВР. Такая картина закономерного чередования означает, что ВР в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, которые достаточно отчетливо выявляются в сравнительных исследованиях.

Это проявляется и при изучении распределений ВР в группах школьников (рис. 2 и 3). Из графиков, осо-

бенно рис. 3, хорошо видно, что пики в распределении ВР в разных возрастных группах детей отчетливо совпадают. Изменяется только их соотношение: если в младших возрастах доминируют пики 350—450 и 550—600 мс, то в старших абсолютно преобладает пик 200—250 мс.

Наличие таких характерных пиков может свидетельствовать о том, что в развитии ВР школьников наблюдается несколько этапов, несколько стадий, которые дети в своем развитии последовательно проходят, задерживаясь на каждой из них на некоторое время. Это вполне соответствует современным представлениям об этапности и гетерохронности развития [1, 2, 4, 6, 11]. Каждый индивид в своем развитии проходит ряд этапов, задерживаясь на каждом из них на некоторое время, а при сравнении развития нескольких индивидов можно видеть, что этапы они проходят не одновременно, в несколько различном возрасте и за разное время [1, 2, 4, 6, 11].

В нашем случае наличие в каждом возрасте 2—3 пиков в распределении ВР может означать, что какая-то часть детей находится на одном этапе развития, в то время как другая еще остается на другом, предыдущем.

В этой связи представляется интересным сопоставить полученную нами картину ступенчатого развития ВР с уже известной, неоднократно описанной в литературе динамикой физиологического развития детей [1, 2, 11].

Наиболее значительные различия по ВР наблюдаются у наших испытуемых в период 10—11 лет. Возраст 8—10 лет, предшествующий этому периоду, характеризуется отсутствием ярко выраженных ростовых процессов. Процессы структурнофункционального совершенствования головного мозга в этот период, напротив, весьма интенсивны. Значение этих процессов, по данным некоторых авторов, столь велико, что в 9—10 лет такая функция, как, например, стереогноз, приближается к дефинитивному уровню, типичному для взрослых испытуемых [4].

Таким образом, в возрасте около 10 лет завершается очередной этап структурно-функциональных перестроек мозга, организм ребенка приобретает новые функциональные возможности. Этот момент, по-видимому, и отмечен резким снижением среднего значения ВР от 10 к 11 годам.

В следующем возрастном периоде интенсивные процессы развития затрагивают не только нервную систему, но и весь организм ребенка в целом. В 11 — 13 лет вне зависимости от пола происходят интенсивные ростовые процессы, начинается половое созревание. Одновременно в ЦНС заканчивается миелинизация аксонов, усложняются связи между нейронами, происходит увеличение относительного числа пирамидных и звездчатых нейронов, совершенствуется система переработки информации [1,

11 ]. Для этого периода характерна наиболее сильная вариабельность темпа развитийных процессов и более

быстрое физическое развитие девочек по сравнению с мальчиками.

Окончание этого периода также характеризуется наличием достоверных различий по ВР в возрастных группах 12—13—14 лет. По изменчивости ВР мы наблюдаем уменьшение числа детей в группах с высоким ВР и увеличение числа детей в группе с низким ВР. К 14 годам детей со скоростью реакции 550 и 350 мс остаются единицы.

Привлекает внимание различие по ВР 7- и 8-летних детей. Известно, что в возрасте около 6—7 лет также происходит качественное преобразование ЦНС, которое обеспечивает наступление школьной зрелости ребенка. При этом отмечается, что далеко не все дети обладают достаточным уровнем школьной зрелости к моменту поступления в школу [2]. По этому признаку — наличию предшествующих бурных преобразований ЦНС возраст 7—8 лет подобен возрасту 10—11 лет. Именно завершением этих преобразований, по нашему мнению, обусловлено столь значительное падение ВР к 8 годам.

Таким образом, наблюдается отчетливое соответствие динамики выявленных нами стадий развития ВР и процессов физиологического развития детей. Этот показатель резко снижается непосредственно после прохождения наиболее значительных перестроек организма детей. Можно с уверенностью утверждать, что возрастная динамика ВР является хорошим маркером процессов развития детей. В наибольшей степени динамика ВР согласуется с уже известными этапами развития и совершенствования ЦНС. Пребывание в группе с ВР около 350 мс, по-видимому, связано с завершением процесса структурно-функциональных перестроек ЦНС, происходящих в основном в возрасте 8—10 лет, в группе с ВР 200—250 мс — с завершением перестроек ЦНС в возрасте 12—14 лет. При этом, как уже отмечалось, наблюдается существенная гетерохронность развития детей, особенно в подростковом возрасте. Дети одного календарного возраста находятся на разных этапах развития ВР, что является причиной существования в некоторых возрастах нескольких групп испытуемых. Если ребенок находится в группе ВР 500 мс и более в возрасте 12—14 лет или в группе 350 мс и более после 14, то это может означать, что его психофизиологический статус не соответствует календарному возрасту. Такой ребенок требует повышенного внимания к себе.

Многие авторы отмечают, что дети с высокими значениями ВР отличаются по показателям внимания, памяти и часто оказываются дезадаптированы в школьном и социальном плане [5—7, 9, 12, 14]. Поэтому знание о характере возрастной динамики ВР конкретного контингента учащихся имеет весьма большое прикладное значение, оно позволяет научно обоснованно подойти к подбору для каждого учащегося соответствующего уровня образовательной программы, возможной степени образовательной нагрузки, решению вопроса о возможности усложнения программы или начале школьного обучения.

Учет психофизиологических особенностей учащихся позволит улучшить качество освоения учебного материала, будет способствовать повышению успешности учебной деятельности и появлению чувства собственной компетентности школьников, которое послужит хорошей основой для улучшения качества педагогического взаимодействия в процессе учебной деятельности. Это важно и необходимо потому, что только в этом случае мы сможем обеспечить открытость для педагогических воздействий любого, в том числе не слишком успешного сейчас, ученика. А значит, меньшее количество детей будет искать самоутверждения на улице или в криминальной среде. Ученикам, способным к восприятию большего количества знаний, при таком подходе можно обеспечить достаточную учебную нагрузку, что позволит им поступательно развивать свои способности, повышая уровень самооценки и степень адаптированности в различных ситуациях.

Список литературы

1. Безруких М. М. Психофизиология ребенка / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, А. А. Фарбер. — М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 496 с.

2. Безруких М. М. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка / М. М. Безруких, Р И. Мачинская, Д. А. Фарбер // Физиология человека.

- 2009. - № 6. - С. 10-24.

3. Быструшкин С. К. Особенности организации внимания и эмоционального восприятия у детей в норме и при нарушениях интеллектуального развития / С. К. Быструшкин, Р И. Айзман, Л. И. Афтанас // Бюллетень СО РАМН. - 2008. - № 3. - С. 96-100.

4. Гальперина Е. И. Становление нейрфизиологи-ческих механизмов стереогностической функции (ЭЭГ-исследование) / Е. И. Гальперина, М. Н. Цицерошин, Л. Г. Зайцева // Физиология человека. - 2010. -№ 1. - С. 18-31.

5. Горюнова Н. Б. Операционные дескрипторы когнитивного ресурса и продуктивность решения тестовых задач и задач-головоломок / Н. Б. Горюнова, В. Н. Дружинин // Психологический журнал. - 2001. - № 4. - С. 21-29.

6. Грибанов А. В. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания / А. В. Грибанов, Н. Н. Канжина // Экология человека.

- 2008. - № 5. - С. 44-47

7. Мачинская Р. И. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста / Р И. Мачинская, Е. В. Крупская // Когнитивные исследования : сб. науч. трудов. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2008. - Вып. 2. - С. 32-48.

8. Миллер С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. - СПб. : Питер, 2002. - 464 с.

9. Никифорова О. А. Влияние эмоциональной устойчивости на успешность обучения старшеклассников / О. А. Никифорова, В. Е. Быцанова, М. В. Тужилкина, И. В. Рязанова // Валеология. - 2000. - № 1. - С. 39-44.

10. Тарасова А. Ф. Исследование времени простой и сложной акустико-моторной реакции учащихся / А. Ф. Тарасова, Н. В. Селиверстова, Л. В. Жданкина // Физиология и психофизиология мотиваций. — 2000. — № 4. — С. 52—54.

11. Цехмистренко Т. А. Структурные преобразования цито- и фиброархитектоники фронтальной коры мозга человека от рождения до 20 лет / Т. А. Цехмистренко, Н. А. Черных, И. К. Шеховцев // Физиология человека.

- 2010. - № 1. - С. 32-40.

12. KalandN. Response times of children and adolescents with Asperger syndrome of an 'advanced' test of theory of mind / N. Kaland, L. Smith, E. L. Mortensen // J. Autism and Dev. Disorders. - 2007. - N 2. - P. 197-209.

13. Tomasevic S. The importance of application of simple reaction time during the patient's rehabilitation after the stroke / S. Tomasevic, D. Filipovic, N. Naumovic, et al. // Проблемы нейрокибернетики : материалы юбилейной Международной конференции по нейрокибернетике, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А. Б. Когана, Ростов-на-Дону.

- 2002. - С. 217-219.

14. Wang Lu. Zhongguo yixue yingxiang jishu / Wang Lu, Fan Guo-guang, Yu Bing, et al. // Chin. J. Med. Imag. Technol. - 2008. - N 4. - P 489-492.

INDIVIDUAL AND AGE DISTINCTIONS OF VISUAL-MOTOR REACTION TIME IN SCHOOLBOYS AGED 7-16 YEARS IN YEKATERINBURG

O. B. Gileva

Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Individual, age and sexual distinctions in simple visual-motor reaction time and their correlation in pupils aged 716 years has been studied. It has been established that in the course of years, reaction time decreased non-monotonously, and periods of sharp distinctions of reaction time alternated with periods of its relatively similar values. Essential heterogeneity of examinees at the same age concerning reaction time has been registered. There have been singled out three groups, two of which (with reaction time about 550 and 350 ms) disappeared with the course of the years, the third group (with reaction time about 200-250 ms) appeared at the developmental age and gradually began to dominate. The periods of sharp distinctions corresponded to substantial growth of quantity of children in the group with lower reaction time. The received results were discussed in relation to the data on basic stages of child development. The periods of sharp distinctions of reaction time corresponded to conclusion of the CNS most significant transformations in the pupils.

Key words: variability, reaction time, psychophysiological development, pupils.

Контактная информация:

Гилева Ольга Борисовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры управления персоналом и социологии Уральского государственного университета путей сообщения

Адрес: 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, д. 66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тел. (343) 358-55-29; факс (343) 358-55-29

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.