Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
516
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красникова Татьяна Викторовна

В статье описана сущность проблемы формирования индивидуальности в младшем школьном возрасте; проанализирован научный аспект трактовки понятия «индивидуальность»; охарактеризованы основные сферы личностного развития в младшем школьном возрасте в которых происходит формирование индивидуальности обучающихся данного возрастного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красникова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUALITY OF THE YOUNGER STUDENT: THEORETICAL ASPECT

The article describes the essence of the problem of formation of individuality in primary school age; the scientific aspect of the interpretation of the concept of "individuality" is analyzed; the basic spheres of personal development in primary school age in which there is a formation of individuality of pupils of the given age period are characterized.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Психология

УДК 37.013.41-057.87

старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Красникова Татьяна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье описана сущность проблемы формирования индивидуальности в младшем школьном возрасте; проанализирован научный аспект трактовки понятия «индивидуальность»; охарактеризованы основные сферы личностного развития в младшем школьном возрасте в которых происходит формирование индивидуальности обучающихся данного возрастного периода.

Ключевые слова: младший школьный возраст, индивидуальность, индивидуальность младшего школьника, особенности развития индивидуальности младшего школьника.

Annotation. The article describes the essence of the problem of formation of individuality in primary school age; the scientific aspect of the interpretation of the concept of "individuality" is analyzed; the basic spheres of personal development in primary school age in which there is a formation of individuality of pupils of the given age period are characterized.

Key words: primary school age, individuality, individuality of junior schoolchild, features of development of individuality of junior schoolchild.

Введение. В современных реалиях активных трансформационных процессов всех сфер жизнедеятельности человека, распространения массовой культуры наиболее актуальной становится проблема развития и сохранения индивидуальности личности. Каждый возрастной период характеризуется психологическими особенностями, которые, в свою очередь создают основу для становления индивидуальных различий. Наиболее сензитивным периодом, в котором закладываются специфические особенности личностной индивидуальности является младший школьный возраст.

Необходимость овладения учебной деятельностью, включенность младшего школьника в специфической системы взаимоотношений, развитие произвольности и осознанности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии, активное формирование самосознания, мотивационной сферы, увеличение возможностей самопознания создают благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка в данный возрастной период. Именно поэтому проблема развития индивидуальности именно в младшем школьном возрасте требует особого внимания и является актуальной проблемой исследования.

К проблеме индивидуальности в научно-педагогической литературе обращались в своих исследованиях такие авторы как: Г.М. Андреева, Т.Ф. Базылевич, Е.П. Белинская, П.С. Гуревич, Е.П. Ильин, В.П. Коломиец, Е.Ю. Коржова, С.К. Нартова-Бочавер, А.Н. Свиридова, Л.Б. Шнейдер.

Изложение основного материала статьи. В психологической науке феномен индивидуальности рассматривается как интегративная характеристика личности, для которой свойственно наличие социально-значимых отличий от других людей, а также уникальное и своеобразное сочетание психических особенностей человека, которые также его качественно выделяют среди других индивидов.

В свою очередь предпосылкой формирования человеческой индивидуальности, с позиции Е.П. Белинской выступают анатомо-физиологические задатки человека, которые в процессе обучения и воспитания формируют разные черты и качества человека. Уникальность и своеобразие качеств и, соответственно индивидуальности определяется при их сравнении с типичным образцом, общепринятыми в каждой конкретной общности «чертами» и качествами [3, С. 99].

В трудах Е.П. Белинской также описана концепция личности В.С. Мерлина. Автор приводит обобщение сути данной концепции, в которой человек рассматривается в контексте интегральной индивидуальности, т.е. взаимосвязи свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням [3].

В контексте исследования интересной представляется точка зрения А.Н. Свиридовой, которая рассматривает индивидуальность как уникальную динамическую систему, структурная основа которой образуется путем сочетание комплекса отличий индивидуального (темперамент, состояние здоровья, способности и интересы) и личностного (самосознание, социально-этическое, эмоционально-волевое, мотивационное, интеллектуальное развитие) направления, а содержательное сопровождается формированием определенных свойств, функциональным назначением которых является постановка и достижение важных, индивидуально- и социально-значимых жизненных целей, осуществление смыслообразующих, адекватных ценностным установкам выборов и поиск наиболее эффективных способов их достижения [10, С. 42].

В научных исследования А.Н. Свиридовой приводится определение индивидуальности, предложенное немецким психологом и философом В. Штерном: «...индивидуальность - это третий и самый главный признак личности после причинности и реальности, который выступает врожденным качеством, с помощью которого личность противопоставляет себя окружающим...» [10, С. 12].

Л.Д. Столяренко в качестве определяющих признаков индивидуальности ссылается на точку зрения американского психолога Г. Олпорта, который конституционным признаком индивидуальности считает «единичность», выражающуюся в невозможности единой интерпретации исходных систем индивидуальных отличий человека [11, С. 39].

Е.П. Ильин в исследованиях, посвященных психологии индивидуальных различий отмечает, что большой вклад в исследование вопросов индивидуальности человека внес известный отечественный психолог, создатель теории антропологической психологии Б.Г. Ананьев, который считал, что «.индивидуальность человека можно понять только при условии полного набора характеристик.» [6, С. 38-39]. Опираясь на научные взгляды Б.Г. Ананьева, автор приводит следующую классификацию индивидуальности, которая в свою очередь имеет сложную многоступенчатую и многоуровневую структуру:

1 уровень - индивида, включающий:

- пол, возраст, конституцию, нейродинамические свойства;

- психофизиологические свойства и органические потребности;

- задатки и темперамент;

2 уровень - субъекта деятельности, который включает:

- когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, работоспособность как особенность деятельности;

3 уровень - личностный, включающий:

- статус, социальную роль, структуру ценностей;

- мотивацию поведения;

- характер, наклонности.

Самореализация, то есть способность личности к самоопределению и саморазвитию, является, согласно мнению Е.П. Ильина, наиболее важным элементом индивидуальности [6].

Проблема индивидуальности подробно рассматривается в психологии развития личности. В контексте психологии личности следует отметить точку зрения Т.Ф. Базылевич, которая к проявлениям индивидуальности относит:

1) внутренний «локус» контроля»;

2) стадию нравственного развития, на которой личность обладает способностью самостоятельно решать нравственные вопросы, правильно применять принципы морали в неопределенных ситуациях;

3) самоактуализацию личности [2, С. 119].

Еще одним выдающимся исследователем в области психологии личности является П.С. Гуревич, который рассматривает индивидуальность как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, возникающих в процессе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенных условий, обеспечивающих ориентацию в иерархии ценностей, овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и реализуются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе ради продления образа жизни, который для человека является ценностью [5, С. 291].

Индивидуальность, по мнению Е.Ю. Коржовой, состоит из трех взаимосвязанных элементов:

1) уникальности индивида;

2) самореализации (самоопределения и саморазвития);

3) внешних проявлений индивидуальности (неповторимость, автономность, самоценность) [8, С. 234].

Г.М. Андреева отмечает, что психологический феномен индивидуальности проявляется в двух содержательных уровнях:

1) как индивидуальное своеобразное проявление свойственных субъекту системных свойств и качеств;

2) как проявление личности, самосознания [1, С. 63].

Л.Г. Борисова определяет индивидуальность как уникальный комплекс качеств личности, обеспечивающего внутреннюю целостность и самостоятельность, активно и творчески проявлять себя в деятельности [4, С. 22].

На основании вышеизложенного становится очевидным, что процесс становления индивидуальности человека характеризуется определенными особенностями, а также детерминируется действием комплекса факторов, механизмов, условий, а также возрастных свойств личности. В частности рассмотрим возрастные особенности развития индивидуальности в младшем школьном возрасте.

В.К. Шабельников под индивидуальностью младшего школьника понимает интегральное понятие, которое представляет собой особую форму бытия школьника, в пределах которой он овладевает внутренней целостностью и самостоятельностью, что дает ему возможность самобытно, активно и творчески проявлять себя в окружающем мире [12, С. 62].

Анализ научных исследований Т.Ф. Базылевич, Л.Г. Борисовой, Е.П. Ильина, В.П. Коломиец, А.Н. Свиридовой, Л.Д. Столяренко позволил выделить следующие обобщенные характеристики проявления индивидуальности в младшем школьном возрасте [2, 4, 6, 7, 10]:

1) интеллектуальная область - психические процессы в младшем школьном возрасте развиваются интенсивно, но не равномерно. Восприятие в младшем школьном возрасте характеризуется недостаточной способностью к дифференцированию. В младшем школьном возрасте возникают затруднения в проведении целенаправленного анализа наблюдаемых явлений с последующим выделением их существенных признаков. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте во многом обусловлено также социальной средой, окружающей ребенка;

2) мотивационная сфера младших школьников - имеет как положительные, так и отрицательные проявления. Положительными чертами мотивации младших школьников выступает общее положительное отношение ребенка к школе, организованность досуговой сферы, любознательность. Негативные проявления в свою очередь могут помешать осуществлению ведущего типа деятельности - учебной, поскольку мотивы и интересы обучающихся младших школьных классов зачастую неустойчивые, а также ситуативные (учение может быстро надоедать, вызывать усталость, угасает интерес);

3) эмоциональная сфера - для младших школьников характерна повышенная эмоциональность и еще не в полной мере сформированные регулятивные способности контроля собственных эмоциональных состояний и переживаний. Младших школьников также отличает повышенный фон настроения. Интеллектуальные чувства младших школьников связаны с возрастающей любознательностью и безудержной жаждой к новым знаниям. Данный период является также благоприятным для развития эстетических эмоций;

4) волевая сфера - поскольку характер ребенка еще формируется, то достаточно часто у младших школьников наблюдается импульсивность поведения, необоснованное упрямство, недостаточное развитие волевых процессов, Однако, в данный возрастной период постепенно формируется умение проявлять волевые усилия, начинают формироваться произвольные мыслительные действия. На этапе начала обучения в начальной школе следует уделять особое внимание развитию волевых процессов в младшем школьном возрасте так как во многом именно от них в дальнейшем развитии ребенка будет предопределяться процесс самовоспитания и самосовершенствования личности, которые являются неотъемлемой и важной частью процесса формирования индивидуальности;

5) сфера саморегуляции - находится на этапе развития. Для младших школьников уже не так характерны крайности (чрезмерная активность или пассивность), неуравновешенность. Самой главной особенностью младшего школьного возраста, которая оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности ребенка, выступает новая социальная позиция «я -школьник». Новая социальная позиция, при неправильном педагогическом воздействии на ребенка может оказывать деструктивное влияние на развитие личности и приводить к обострению возрастного кризиса, выражающегося в повышенной агрессивности и враждебности, конфликтности, отказе от выполнения учебных поручений или домашних заданий;

6) предметно-практическая область - у младших школьников достаточно хорошо развита речь, однако могут встречаться определенные речевые нарушения, которые с возрастом могут полностью исчезнуть. В последние годы, как отмечают педагоги начальной школы, значительно возросло количество детей с речевыми нарушениями при поступлении в первый класс, которые не были скорректированы в дошкольный период. Примерами таких речевых нарушений могут быть нарушения фонематического слуха, нарушения устной или письменной речи. Заметной особенностью данного возраста выступает доминирование механизма подражания. У младших школьников достаточно ярко могут проявляться специальные умственные способности, одним из показателей которых может быть специфичность восприятия, запоминания

или обобщения материала в определенной сфере знаний. Именно поэтому в данный возрастной период следует уделять особое внимание расширению социально-продуктивных образцов для «подражания» при этом данный процесс должен проходить контролируемо со стороны педагогов-психологов, так как механизм тотального подражания может полностью затормозить развитие индивидуальности в ребенке.

Выводы. Таким образом, феномен индивидуальности представляет собой уникальное сочетание психических особенностей человека, которые качественно отличают его от других индивидов. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, специфике интересов в качествах познавательных процессов, способностях, потребностях, индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность в младшем школьном возрасте формируется в контексте и взаимосвязи основных сфер личностного развития: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, сфера саморегуляции. Именно поэтому с целью развития индивидуальности в младшем школьном возрасте педагогам-психологам следует уделять особое внимание организации психолого-педагогического сопровождения гармоничного развития всех рассмотренных сфер личностного развития детей младшего школьного возраста со своевременной корректировкой неблагоприятных для развития индивидуальности проблем.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы / Г.М. Андреева. - М.: МОДЭК, 2012. - 416 с.

2. Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности: монография / Т.Ф. Базылевич. - Москва: Инфра-М, 2018. - 251 с.

3. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: учебное пособие / Е.П. Белинская. - Москва: Академия,

2015. - 304 с.

4. Борисова, Л.Г. Социология личности / Л.Г. Борисова, Г.С. Солодова. - Новосибирск: Модус, 2012. - 324 с.

5. Гуревич, П.С. Психология личности: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - Москва: Юнити-Дана, 2013. - 559 с.

6. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 701 с.

7. Коломиец, В.П. Становление индивидуальности / В.П. Коломиец. - Москва: МГУ, 2013. - 141 с.

8. Коржова, Е.Ю. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е.Ю. Коржова. - Санкт-Петербург.: Питер, 2020. - 544 с.

9. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер - Москва: Флинта, Московский социально-психологический институт. 2012. - 280 с.

10. Свиридова, А.Н. Психология индивидуальных различий: учебное пособие / А.Н. Свиридова, Н.В. Басалаева. -Лесосибирск: ЛПИ - филиал СФУ. - 2013. - 92 с.

11. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс,

2016. - 575 с.

12. Шабельников, В.К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система. Формирование быстрой мысли. Социо-биосферная детерминация личности: учебник / В. К. Шабельников. - Москва: Культура: Академический проект, 2013. - 590 с.

13. Шнейдер, Л.Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Юрайт. 2019. - 328 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар);

студентка Торопова Дарья Андреевна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты теоретического и эмпирического исследования о необходимости внедрения психологических служб с целью эффективного решения психологических запросов студентов, приводящих к формированию/развитию синдрома эмоционального выгорания. Рассмотрены симптомы этого явления, способствующие возможности самостоятельного диагностирования, названы причины и факторы, способствующие его развитию. Исследование показало, что у большинства студентов обнаружены показатели, говорящие о высоком риске эмоционального выгорания и, имеющие тенденцию его к развитию. Также представлены данные опроса студентов о возможных способах разрешения проблемы эмоционального выгорания. Кроме того, в исследовании представлены данные о том, что самостоятельно достаточно сложно молодым людям справляться с жизненными трудностями и есть необходимость обращения к специалисту в своем вузе.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, психологическое консультирование, студенты, обучение. Annotation. The article focuses on the results of theoretical and empirical research on the necessity to provide psychological support services to effectively solve students' psychological issues leading to the formation/development of the emotional burnout syndrome. The symptoms of this phenomenon, enabling self-diagnosis, the reasons and factors contributing to its development are considered. The research has shown that the most part of students have traits, indicating a high risk of emotional burnout and tendency to its development. The results of the survey among students of possible ways to solve the problem of emotional burnout are also presented. Besides, the research provides some data showing that it is rather difficult for young people to manage life difficulties on their own and there is a need to address to a specialist in their university. Key words: burnout syndrome, psychological counseling, students, education.

Введение. Первая психологическая служба в университете появилась в 1977 году в Казанском федеральном университете. Тенденция к открытию подобных служб возникла в современных вузах с середины 90-х. В наши дни кабинеты психологов активно работают в МГИМО, НИУ ВШЭ, МГУ, Казанском ФУ, Южном ФУ, Астраханском ГТУ, Кубанском ГУ и т.д. [6]. Эти службы способствуют психическому и личностному развитию обучающихся, которые соответствуют их индивидуальным особенностям и способностям. Содержание психологической помощи в вузе состоит в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.