Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СРЫВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / GAME SPORTS / INDIVIDUALLY TYPOLOGICAL FEATURES / PSYCHOLOGICAL BREAKDOWNS IN COMPETITIVE AND TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Дазмаров Николай Михайлович, Гурский Александр Викторович, Арканов Юрий Макарович

В образовательных организациях ФСИН России активно развиваются игровые виды спорта. Ввиду специфики тренировочной деятельности в ведомственных вузах, значительно возрастает нагрузка, как на соматические, так и на психические ресурсы спортсменов. Для оптимизации тренировочного процесса перед исследованием была поставлена цель - разработка дифференцированного подхода к психологическому сопровождению спортсменов. В этой связи на базе Академии ФСИН России проведено исследование специфики психологических срывов спортсменов игровых видов спорта в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей. Выявлена взаимосвязь таких индивидуально-типологических особенностей, как: экстраверсия, лабильность, ригидность, тревожность, спонтанность, сензитивность и стеничность (агрессивность) со следующими срывами спортсменов психологического характера: аффективными реакциями, случаями самоустранения, обострением конфликтности, дезорганизацией деятельности, соматическими заболеваниями в период ответственных соревнований и снижением эффективности соревновательной деятельности во время значимых соревнований по сравнению с отборочными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Дазмаров Николай Михайлович, Гурский Александр Викторович, Арканов Юрий Макарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALLY TYPOLOGICAL FEATURES THAT IMPEDE THE EFFECTIVE TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY OF ATHLETES OF GAME SPORTS

In the educational organizations of the FSP of Russia, game sports are actively developing. Due to the specifics of training activities in departmental universities, the load on both somatic and mental resources of athletes increases significantly. To optimize the training process, the research was aimed at developing a differentiated approach to the psychological support of athletes. In this regard, on the basis of the Academy of the FSP of Russia, a study was carried out of the specifics of psychological breakdowns of athletes in playing sports, depending on their individual typological characteristics. The interrelation of such individual typological features as: extraversion, lability, rigidity, anxiety, spontaneity, sensitivity and stenicity (aggressiveness) with the following breakdowns of athletes of a psychological nature: affective reactions, cases of self-elimination, aggravation of conflict, disorganization of activity, somatic diseases during the period of responsible competitions and a decrease in the effectiveness of competitive activity during significant competitions compared to qualifying ones.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА»

Психологические науки

УДК 796.3:159.9

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ

СПОРТА

Николай Викторович Анкудинов, кандидат педагогических наук, профессор, начальник факультета, Александра Анатольевна Жарких, кандидат психологических наук, доцент, Николай Михайлович Дазмаров, доцент, Александр Викторович Гурский, доцент, Юрий Макарович Арканов, доцент, Сергей Николаевич Смирнов, доцент, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

Аннотация

В образовательных организациях ФСИН России активно развиваются игровые виды спорта. Ввиду специфики тренировочной деятельности в ведомственных вузах, значительно возрастает нагрузка, как на соматические, так и на психические ресурсы спортсменов. Для оптимизации тренировочного процесса перед исследованием была поставлена цель - разработка дифференцированного подхода к психологическому сопровождению спортсменов. В этой связи на базе Академии ФСИН России проведено исследование специфики психологических срывов спортсменов игровых видов спорта в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей. Выявлена взаимосвязь таких индивидуально-типологических особенностей, как: экстраверсия, лабильность, ригидность, тревожность, спонтанность, сензитивность и стеничность (агрессивность) со следующими срывами спортсменов психологического характера: аффективными реакциями, случаями самоустранения, обострением конфликтности, дезорганизацией деятельности, соматическими заболеваниями в период ответственных соревнований и снижением эффективности соревновательной деятельности во время значимых соревнований по сравнению с отборочными.

Ключевые слова: игровые виды спорта, индивидуально-типологические особенности, срывы психологического характера в соревновательной и тренировочной деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p498-501

INDIVIDUALLY TYPOLOGICAL FEATURES THAT IMPEDE THE EFFECTIVE TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY OF ATHLETES OF GAME SPORTS

Nikolay Viktorovich Ankundinov, the candidate of pedagogical sciences, professor, the head of faculty; Aleksandra Anatolyevna Zharkikh, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nikolay Mikhailovich Dazmarov, the senior lecturer, Aleksandr Viktorovich Gur-skiy, the senior lecturer, Yuri Makarovich Arkanov, the senior lecturer, Sergey Nikolaevich

Smirnov, the senior lecturer, The Academy of the Law and Management of Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Abstract

In the educational organizations of the FSP of Russia, game sports are actively developing. Due to the specifics of training activities in departmental universities, the load on both somatic and mental resources of athletes increases significantly. To optimize the training process, the research was aimed at developing a differentiated approach to the psychological support of athletes. In this regard, on the basis of the Academy of the FSP of Russia, a study was carried out of the specifics of psychological breakdowns of athletes in playing sports, depending on their individual typological characteristics. The interrelation of such individual typological features as: extraversion, lability, rigidity, anxiety, spontaneity, sensitivity and stenicity (aggressiveness) with the following breakdowns of athletes of a psychological nature: affective reactions, cases of self-elimination, aggravation of conflict, disorganization of activity, somatic diseases during the period of responsible competitions and a decrease in the effectiveness of competitive activity during significant competitions compared to qualifying ones.

Keywords: game sports, individually typological features, psychological breakdowns in competitive and training activities.

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-тренировочный процесс курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН России, специализирующихся в игровых видах спорта, по возрастным показателям спортсменов соответствует этапу спортивного совершенствования. При этом анализируя количество тренировочных занятий в микроциклах и лимит времени отводимого на реализацию тренировочного процесса, то можно говорить, что он в большей степени соответствует этапу спортивной специализации. Связано это в первую очередь с условиями прохождения обучения в ведомственных учебных заведениях и участием обучаемых в служебной деятельности [2]. Тем не менее, согласно различных календарных планов, спортсменам игровых видов спорта необходимо участвовать в ряде отборочных и основных стартов. Все это предъявляет специфические требования к проведению тренировочных занятий. Происходит существенное увеличение объема технико-тактической подготовки за счет остальных видов нагрузки. Такое смещение в сторону подготовленности одних компонентов за счет иных сторон подготовки может негативно сказываться на соматическом состоянии спортсменов при усиленной тренировочной деятельности или ответственных соревнованиях. Это происходит в силу того, что в момент повышенной физической нагрузки и увеличения ее интенсивности может наступать преждевременное утомление функциональных систем, не адаптированных к данным режимам работы. Кроме физического снижения работоспособности особую тревогу могут вызывать психологические состояния спортсменов. Попадание в «функциональную яму» может не только негативно сказаться на психологическом состоянии спортсменов, психика которых, в том числе, в силу возрастных особенностей, не справится с повышенной нагрузкой, но и вызвать срывы в тренировочной и соревновательной деятельности. Таким образом, профилактической мерой психологических срывов в период усиленной тренировочной деятельности и ответственных соревнований является исследование специфики срывов в зависимости от индивидуально-типологических особенностей с целью дальнейшей разработки дифференцированной программы их профилактики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления специфики индивидуально-типологической преддиспозиции спортсменов, специализирующихся в игровых видах спорта, к срывам в период ответственных соревнований и интенсивной тренировочной деятельности, с 2015 по 2019 год на базе научно-исследовательской лаборатории «Диагностических и оздоровительных технологий» Академии ФСИН России было проведено исследование 137 курсантов и студентов, задействованных в группах спортивного совершенствования по игровым видам спорта [1].

Исследование проводилось с использованием методики «Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик и специально разработанного опросника экспертной оценки тренерского состава, работающего с исследуемой категорией курсантов-спортсменов. «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик позволил выявить индивидуально-типологические особенности исследуемой категории, а именно, соотношение таких индивидуально-типологических особенностей, как экстраверсия, ин-троверсия, спонтанность сензитивность, лабильность, ригидность, стеничность (агрессивность), тревожность. Опросник экспертной оценки включал 19 вопросов, направленных на выявление частоты встречаемости у каждого спортсмена различного рода срывов во время интенсивной тренировочной деятельности и ответственных соревнований. Для выявления взаимосвязи особенностей поведения и психических состояний спортсменов, задействованных в игровых видах спорта с индивидуально-

типологическими особенностями в период усиленной тренировочной деятельности и ответственных соревнований, нами был проведен корреляционный анализ результатов экспертной оценки спортсменов и показателей по методике «Индивидуально -типологический опросник» (Л.Н. Собчик).

Для исследования заявленной взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей спортсменов с различного рода срывами использовался корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам корреляционного анализа установлена взаимосвязь спортивной квалификации с выраженностью экстраверсии ^=-0,26) при р<0,05. При этом, повышение экстраверсии приводит к уменьшению вероятности получения высокой квалификации. Данный факт, на наш взгляд, объясняется тем, что значительный рост экстраверсии приводит к увеличению нецеленаправленной моторной и речевой активности, в результате чего спортсмен «распыляется» по мелочам, не имея возможности планомерно двигаться к достижению цели.

Изучение данных корреляционного анализа между факторами, влияющими на снижение эффективности соревновательной и тренировочной деятельности и индивидуально-типологическими особенностями, позволило получить следующие результаты.

У спортсменов игровых видов спорта выявлена взаимосвязь нервных срывов в виде аффективных реакций во время соревновательной деятельности с лабильностью ^=0,29) при р<0,05. Аналогичные статистически значимые результаты наблюдаются в процессе усиленной тренировочной деятельности. Подобная картина наблюдается в силу того, что лабильность нервной системы и соответственно психики не позволяет выдерживать интенсивные нагрузки и происходит разрядка в виде аффекта, имеющего в большей степени, чем у спортсменов других видов спорта истерические черты.

Выявлена взаимосвязь случаев самоустранения от тренировочного процесса с лабильностью, экстраверсией и ригидностью. При этом увеличение вероятности самоустранения возрастает с повышением лабильности ^=0,42) при р<0,05, экстраверсии ^=0,33) при р<0,05 и снижением ригидности ^=-0,28) при р<0,05. То есть с увеличением выраженности лабильности, экстраверсии и уменьшением выраженности ригидности в совокупности у спортсменов создаются индивидуально-типологические предпосылки не выдерживать интенсивные нагрузки, самоустраняться и не достигать поставленные цели.

Похожая картина характерна и для ответственных соревнований, где статистически значимо прослеживается взаимосвязь самоустранения спортсменов с выраженностью таких качеств, как лабильность ^=0,40) при р<0,05, экстраверсия ^=0,29) при р<0,05 и тревожность (^=0,26) при р<0,05. В данном симптомокомплексе мы видим, что наибольшее значение имеет лабильность, которая при достаточной выраженности дает спортсмену и защитную реакцию в виде вытеснения негативных событий из области сознания и достаточно выраженный инфантилизм и безответственность, поиск легких путей, неспособность бороться с реальными трудностями, что в совокупности приводит к такому типу реагирования на стрессовый фактор ответственных соревнований.

По результатам исследований обострение конфликтности при усиленной тренировочной деятельности у спортсменов игровых видов спорта связано с возрастанием лабильности ^=0,35) при р<0,05, спонтанности ^=0,39) при р<0,05 и с уменьшением сен-зитивности ^=-0,21) при р<0,05. Возрастание лабильности и спонтанности приводит к «увеличению поведенческих реакций по истерическому типу со склонностью к «самовзвинчиванию» в конфликтных ситуациях» [3, с.122]. Уменьшение сензитивности усиливает данную картину, снижая черты конформности. Похожая ситуация у спортсменов игровых видов спорта наблюдается и в случае ответственных соревнований. Дезорганизация деятельности во время важных соревнований взаимосвязана с ростом

лабильности (k=0,36) при р<0,05. Вероятно, данная тенденция наблюдается в силу того, что для выраженной эмоциональной лабильности характерна трансформация психологической тревоги в функциональные нарушения, в том числе и в расстройства двигательного аппарата.

Также в результате корреляционного анализа выявлено увеличение частоты обострения соматических заболеваний в период интенсивной тренировочной деятельности с увеличением лабильности (k=0,24) при р<0,05 тревожности (k=0,19) при р<0,05и уменьшением сензитивности (k=-0,17) при р<0,05.Подобная картина индивидуально-типологического симптомокомплекса имеет сходство с «конверсионной пятеркой» «Стандартизированного многофакторного метода исследования личности» (Л.Н. Собчик), у обладателей которой, характеризующихся пиком по шкалам сверхконтроля, эмоциональной лабильности и утопленной шкалой пессимистичности, наблюдается перевод эмоциональной напряженности в соматические расстройства.

И, наконец, результаты корреляционного анализа показали взаимосвязь снижения эффективности соревновательной деятельности на значимых соревнованиях по отношению к отборочным соревнованиям с уменьшением агрессивности (k=-0,22) при р<0,05, спонтанности (k=-0,25) при р<0,05 и увеличением лабильности (k=0,17) при р<0,05.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного нами исследования показывают у спортсменов игровых видов спорта взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей с различного рода срывами в период интенсивной тренировочной деятельности и ответственных соревнований, а именно: со срывами в виде аффективных реакций, случаями самоустранения, обострением конфликтности, дезорганизацией деятельности, соматическими заболеваниями в период ответственных соревнований и уменьшением эффективности соревновательной деятельности во время значимых соревнований по сравнению с отборочными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анкудинов, Н.В. Психологические особенности курсантов-спортсменов / Н.В. Анкудинов, А.А. Жарких, А.А. Трунтягин // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 3 (90). - С. 200-205.

2. Наставление по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 12.11.2001 г №301. // Уголовный кодекс Росийской Федерации : [сайт]. - URL : https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-miniusta-rossii-ot-12112001-n-301/ (дата обращения: 18.05.2020).

3. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 624 с.

REFERENCES

1. Ankundinov, N.V., Zharkih, A.A. and Truntyagin A.A. (2015), "Psychological characteristics of cadets athletes", Man: crime and punishment, Vol. 90, No. 3, pp. 200-205.

2. The Ministry of Justice of the Russian Federations (2001), The order No. 301, 12.11.2001. Manual on physical training (NFP-2001) of employees of the Penal System, available at: https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-miniusta-rossii-ot-12112001-n-301/.

3. Sobchik L. N. (2008), The identity psychology, Speech, St. Petersburg.

Контактная информация: ankudinov.nik@list.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.