глубины разрежения отмечается четкое усугубление этих повреждений ткани. Наиболее выражена эта тенденция при использовании игл с большими углами заточки (18 и 25°). Клеточные повреждения присутствуют при всех углах заточки иглы. Увеличение угла заточки иглы до 25° приводит к увеличению повреждений по краю тканевого столбика в виде деформации ядер клеток. Увеличение глубины разрежения до 83,3 кПа приводит к усилению выраженности клеточных повреждения тканей по краю столбика. Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что игла, имеющая трехгранную заточку дистального конца обеспечивает забор биопсийного материала с незначительной травматизацией его по краю тканевого столбика. Биопсийный материал в глубине тканевого столбика практически не травмирован. Увеличение угла заточки до 25° приводит к усугублению клеточных повреждений по краю столбика, а усиление разрежения в стволе иглы - к повреждению межклеточных и клеточных повреждений по краю печени. Полученные результаты позволяют высказаться о предпочтительности применения для биопсии печени иглами с углами заточки 14° и 18°. При выполнении биопсии паренхимы печени не надо стремиться к созданию в игле глубокого разрежения, так как оно снижает качество получаемого биопсийного материала.
> * - * —
» • J Ч -If, ' ■ - Р•• • ir \ V. А*.*:- • • И*. •. . *• Ч \ • :
• • • * 4 ‘ \ . ' •' 1Л‘ ■ • . Д -ͱ~ *
К: . ° " ¿ ■ ?V
Рис.9. Микропрепараты краев тканевых столбиков, полученных при биопсии печени свиньи иглами с различными углами трехгранной заточки и при различной величине разрежения. Увеличение 200, окраска - гематоксилин-эозин. А- угол заточки 14°, разрежение 73,5 кПа; Б- угол заточки 14°, разрежение 83,3 кПа; В - угол заточки 18°, разрежение 73,5 кПа; Г -угол заточки 18°, разрежение 83,3 кПа; Д- угол заточки 18°, разрежение 73,5 кПа; Е- угол заточки 25°, разрежение 83,3кПа,
Заключение. Полученные экспериментальные данные следует учитывать при выполнении биопсии печени у больных. При использовании тонких игл более выражен риск разрыва капсулы и паренхимы органа. В связи с этим процедуру желательно выполнять быстро, до первого вдоха больного. Если больной не может задержать дыхание, то процедуру лучше выполнять иглой с диаметром 1,1; 1, 25 мм. При выполнении пункции этими
иглами риск разрыва печени минимален и возможна задержка иглы в паренхиме печени на несколько минут с целью тромбиро-вания пункционного канала. При выборе биопсийной иглы следует учитывать, что наибольшее количество материала позволяют получить иглы с трехгранной заточкой дистального конца, а меньше всего травмируют биопсийный материал иглы с углами заточки 14° и 18°.
Литература
1Альперович Б.И.. Мерзликин Н.К., Ярошкина Т.Н. // Вопросы онкологии. 1990. Т 36. № 8. С. 987-992.
2.Белолапотко Е.А. Регионарная гемодинамика у больных с очаговыми поражениями печени по результатам комплексного ультразкукового исследования. Дис. ... канд. мед. наук. М., 1997.
3.Веронский Г.И., Штофин С.Г., Попов А.И. // Анналы хир.гепатол. 1996. (Приложение). № 1. С. 205-206.
4.Вилявин М.Ю. // Ан. хир. гепатол. 1996. (Прилож.) № 1.
С.206-207.
5.Вишневский В. А. Совершенствование методов хирургического лечения очаговых поражений печени: Дис. ... докт.мед. наук. М., 1990.
6.Вишневский В.А. и др. Опыт // Визуализация в клинике. 1995. № 7. С. 30-36.
7Журавлев В А. Большие и предельно большие резекции печени. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986:214.
8.Кармазановский Г.Г.. Вилявин М. Ю., Никитаев Н.С. Компьютерная томография печени и желчных путей. М., 1997.
9.Федоров В.Д., Вишневский ВА. // Хирургия. (НРБ, София). 1990. №5. С. 1 8.
10.Nichols F.C., van Heerden JA., Weiland L.H. Benign liver tumors. Surg Clin North Am 1989: 69: 297.
11.Starzl Т. // Gastroenterology 1988: 75: 518.
12. Wolf H., Sperling P. Die chirurgische Behandlung benigner Lebertumoren. Zbl Chir 1986: 111:3-15.
УДК 612.84
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА ИСПЫТУЕМЫМИ СКОРОСТИ МИШЕНИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНОГО ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОГО ТЕСТА
Е. П. МУРТАЗИНА*
Ключевые слова: акцептор результатов деятельности
Одним из важнейших механизмом в деятельности живых систем является оценка обстановочной, пусковой и санкционирующей афферентации при формировании акцептора результатов деятельности [1,10]. Предоставление возможности выбора и самостоятельного изменения внешних условий деятельности ведет к актуализации процесса самооценки субъектом своих внутренних возможностей реализовать программу действий для достижения поставленных целей. Экспериментальных физиологических исследований, направленных на объективный и системный анализ процесса самооценки в деятельности живых существ, данных о нейрофизиологических механизмах и индивидуальнотипологических особенностях этого процесса крайне мало. Постоянная оценка поступающих сигналов на стадии афферентного синтеза и санкционирующей афферентации в аппарате акцептора результата действий позволяет осуществлять последующую сенсорную и эфферентную коррекцию поведения. На стадии афферентного синтеза мотивационные возбуждения тесно взаимодействуют с обстановочной афферентацией и пусковой аффе-рентацией, механизмами генетической и индивидуально-приобретенной памяти. Ьоминирующая мотивация выступает в качестве активного эндогенного фильтра поступающих внешних возбуждений, определяет поиск и выбор субъектом факторов, способствующих удовлетворению потребности [10,11] в процессе ориентировочно-исследовательского и поискового поведения [2].
Рядом авторов [3] предложен объективный способ исследования самооценки методом латентного компьютерного тестирования (технологии «Free Choice»), в результате которого при сравнении коэффициентов результативности и коэффициентов распределения времени на выполнение заданий по выбранным человеком темам позволяют получить информацию о степени адекватности его самооценки. В том случае, когда испытуемый был способен осуществлять адекватную самооценку, он распределял время, отведенное на всё тестирование, по темам таким образом, что этому распределению соответствовала результативность их выполнения. Неадекватной самооценкой считалось частичное или полное несоответствие между результативностью выполнения выбранных заданий и распределением затрачиваемого на них времени тестирования.
В ряде исследований было обнаружено, что в условиях свободного выбора головоломок студенты предпочитают сложные задания, тогда как в условиях внешнего подкрепления, они выбирают более простые с тем, чтобы повысить вероятность получения награды. Danner F.M. и Lonky E. [14] отмечают, что при наличии выбора, дети предпочитают сложные виды активности, которые требуют демонстрации своих способностей. McMullin
D.J., Stefen J.J. [15] обнаружили, что если при работе с голово-
А
ломками с каждым разом повышать их трудность, то испытуемые будут демонстрировать рост внутренней мотивации, в отличие от тех испытуемых, у которых трудность головоломок оставалась постоянной. Школьники, которых привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, склонны выбирать более сложные задания, что позитивно отражается на развитии их познавательных процессов. Учащиеся с внешней мотивацией, как правило, не получают удовлетворения от преодоления трудностей при решении учебных задач. Поэтому такие дети выбирают более простые задания и выполняют только то, что необходимо для получения подкрепления. В условиях школы таким подкреплением чаще всего является оценка учителя. Еще П.К.Анохиным при анализе поведения животных в относительно свободном поведении животных была показана роль доминирующей мотивации, памяти для принятия решения в условиях активного выбора подкрепления на двух сторонах экспериментальной установки. Было выяснено, что ведущую роль в адекватных взаимоотношениях между условным стимулом и обстановкой в процессе условно-рефлекторной деятельности [10,13 и др.] при выборе одной из сторон подкрепления играют лобные доли коры головного мозга. Типологические особенности ВНД и нейробиологи-ческих механизмов индивидуального поведения животных и человека изучались с помощью поведенческих методик, предоставляющих «право» выбора подкрепления в зависимости от его ценности, вероятности и эмоциональной окрашенности [8, 9, 12]. Выявлены разные стратегии в достижении результата действия, обусловленные индивидуально-типологическими различиями субъектов. В основе этих стратегий, как показано этими и другими авторами, лежат характерные преобразования работы ряда корковых и подкорковых отделов мозга, и что пространственновременная организация межнейронных взаимодействий структур мозга (распределенных нейронных сетей) отличалась в зависимости от выбранной животными стратегии поведения - «самокон-тролируемого» или «импульсивного» [5].
Многие исследователи приходят к тому, что системный подход позволяет избежать фрагментарность экспериментального изучения и исследовать разные аспекты поведения: когнитивный, эмоциональный, исследовательский одновременно в одной и той же экспериментальной ситуации [4]. Основываясь на таком подходе, показано, что типологические особенности познавательной деятельности животных хорошо выявляются при обучении животных только в условиях свободного выбора. Выявлено как они отображаются в структурной топографии нейрохимических изменений на всех уровнях ЦНС [7].
В [6] показано, что испытуемые при обучении выбирали различные тактики достижения результатов в рамках одной модели целенаправленной деятельности: рискованную (характеризуется высокой оценкой, но с меньшей вероятностью попаданий по мишени) или выжидательную (низкие баллы за попытки при высокой вероятности попаданий). С целью снижения эмоционального функционального напряжения, которое сопровождает выполнение тестовых нагрузок, и выявления индивидуальных предпочтений в выборе параметров обстановочных аффе-рентаций, нами был проведен анализ взаимосвязи выбора цветовой палитры теста с результативностью и показателями вариабельности сердечной деятельности.
Цель исследования - изучение процессов самостоятельно -го выбора человеком параметров реализации целенаправленной деятельности, как компонента афферентного синтеза и коррекции выбранных условий на этапе оценки результатов действий.
Методы. В обследовании приняли участие 178 добровольцев (109 юношей и 69 девушек в возрасте 18-24 лет), которым предлагалось выполнить компьютерный зрительно-моторный тест «Стрелок», разработанный в лаборатории Общей физиологии функциональных систем НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина, г. Москва. Тест позволяет исследовать индивидуально-типологические особенности выбора испытуемым различных тактик достижения результата, оценить уровень рискованности, устойчивость к процессам рассогласования при ошибочных действиях, скорость обучения и способность к адаптации при изменении условий теста. При выполнении зрительно-моторного теста испытуемый должен попасть по движущейся на экране компьютера мишени, с помощью луча, управляемого компьютерной «мышью». Один конец луча закреплен в нижней части кругового сектора (90°), а другой - перемещается испытуемым. В каждой новой попытке мишень начинала свое движение в левой
верхней части сектора, а луч перед её вылетом возвращался автоматически в крайний правый сектор. Во время перемещения «мыши» испытуемый должен при совпадении местоположения свободного конца луча с мишенью произвести «выстрел» нажатием на левую клавишу «мыши». Чем ближе к месту вылета мишени производился «выстрел», тем выше начислялся балл, как за попадания (10-20), так и за промахи (0,1-9,9). Перед выполнением теста испытуемому для ознакомления предоставлялась инструкция, с описанием действий и системой начисления баллов. Время чтения инструкции было неограниченно и автоматически регистрировалось в таблице выходных данных. В ходе тестирования на экране монитора демонстрировался результат («Попадание!», «Промах!», «Пропуск!») и балл за каждую попытку, а также суммарные баллы в сериях попыток.
Протокол обследования испытуемых включал два последовательных выполнения теста «Стрелок», включавших по 6 серий с 10 попытками в каждой. В процессе всего первого тестирования скорость полета мишени была постоянной и составляла 52 град/сек, т.е. мишень пролетала дугу сектора за 1,7 секунды. При втором тестировании в каждой из пяти пауз (длительностью 15 секунд) между 6 сериями попыток испытуемому предоставлялась возможность самостоятельно выбирать скорость полета мишени. Для этого было разработано программное приложение теста, которое позволяло предъявить испытуемому специальное информационно-инструментальное окно. Оно включало текст пояснения, полозок для сдвига по шкале скорости [-35%; +35%] от исходной скорости, предъявляемой в первой серии, и окошко значений изменяемой скорости (%). Тестирование позволяло исследовать индивидуально-типологические особенности выбора испытуемыми различных тактик достижения результата, оценить уровень рискованности и устойчивости к процессам рассогласования (ошибочным действиям), скорость обучения и способность к адаптации при изменении условий теста.
Результаты. Для параметризации индивидуальных динамик изменения выбираемых испытуемым скоростей «полета мишени» был выбран регрессионный логарифмический и полиномиальный (2-й степени) анализ. Этот математический аппарат позволил объективизировать процесс последовательных выборов за счет расчета сдвига и наклона получаемых кривых:
У=сдвиг+наклон*Ьп(Х), Я2; У=сдвиг+наклон*Х+кривизна максимум *Х, Я2, где У - значение выбираемой скорости (в % от исходной), Х - номер осуществляемого выбора; Я.2 - точность аппроксимации, которая должна быть равной или близкой к 1. Сдвиг отражает, как рано начинает испытуемый менять скорость, а наклон - насколько в дальнейшем он изменяет скорость на значительные величины. Каждый испытуемый был оценен этими двумя величинами, что при анализе позволило провести классификацию испытуемых по группам типичных динамик с определением достоверности межгрупповых различий.
Рис.1. Различные типы динамики выбираемых девушками (А) и юношами (Б) скоростей полета мишени между сериями попыток выполнения теста «Стрелок»: сплошная линия - резкое и высокое увеличение скорости мишени; длинная пунктирная линия - плавное пошаговое увеличение скорости до средних значений; короткая пунктирная линия - осторожное незначительное увеличение скорости; пунктирная линия с точкой - снижение или отказ от изменения исходной скорости мишени; тонкая сплошная линия с круглым полым маркером - более позднее, но максимальное в последующем увеличение скорости; тонкая сплошная линия с полым маркером ромбом - не последовательное изменение скорости. Ось абсцисс - № выбора, ось ординат - процент изменения скорости полета мишени по отношению от исходного значения в первой серии теста
В результате кластерного анализа регрессионных показателей динамики выбираемых скоростей полета мишени у девушек выявлено 4 типа (рис.1.А и 2.А): резкое и высокое увеличение скорости мишени; плавное пошаговое увеличение скорости до средних значений скорости; незначительное увеличение скорости; снижение или отказ от изменения исходной скорости мише-
ни. Аналогичный анализ у юношей показал наличие 6 типов динамик выбора скорости, из них те же 4 типа, что и у девушек и 2 других (рис.1.Б и 2.Б): резкое и высокое увеличение скорости мишени; плавное пошаговое увеличение скорости до средних значений скорости; осторожное незначительное увеличение скорости; снижение или отказ от изменения исходной скорости мишени; более позднее, но максимальное в последующем увеличение скорости; не последовательное изменение скорости.
Рис.2. Диаграммы представленности различных типов («1»-«6») динамик изменения скорости полета мишени в группах девушек (А) и юношей (Б).
Таким образом, обнаружены значительные гендерные различия как по типам динамики выбираемых скоростей выполнения зрительно-моторного теста, так и по долевой их представленности. В группе девушек, по сравнению с юношами, доминировала более осторожная и постепенная динамика прибавления значений скорости полета мишени, в раза меньше испытуемых с резким и значительным увеличением скорости, а также не было девушек с 5-6 типами динамики выбора скорости.
Были проанализированы взаимосвязи типа динамики выбираемых скоростей полета мишени с результативностью, рискованностью и устойчивостью к рассогласованию, продемонстрированным при первом тестировании без возможности выбора. Выявлено, что в группах девушек и юношей с отказом изменять скорость или даже снижать ее, достоверно были ниже показатели результативности первого выполнения теста «Стрелок», (40,6±5,5% и 54,2±4,5% попаданий, соответственно) по сравнению с остальными испытуемыми (58,2±3,2% у девушек и 62,6±4,1% у юношей, соответственно). У этой же группы испытуемых обнаружены достоверно более низкие значения коэффициента устойчивости к рассогласованию после совершенных ошибок при первом тестировании (45,8±6,5% у девушек и 60,2±5,5% у юношей) по сравнению с остальными (62,3±4,8% и 68,9±4,7%, соответственно). Достоверных отличий показателей уровня рискованности при первом выполнении теста между группами с различными типами динамики выбора скорости полета мишени при втором тестировании обнаружено не было. Для каждого испытуемого была проанализирована взаимосвязь изменения результативности между сериями попыток и последующими относительными значениями выбираемых скоростей. Суммарная гистограмма распределения соотношений результативности и выбора скорости представлена на рис.З.
Рис.3. Гистограммы распределения процента случаев различных изменений выбираемых скоростей мишени относительно предыдущей серии (ё(Ск)<0, ё(Ск)=0, ё(Ск)>0) после различных изменений результативности в предыдущей серии попыток (увеличение или отсутствие изменений результативности Я>=0 - тёмные столбцы, снижение результативности Я>=0 - светлые столбцы).
Выявлено, что после снижения результативности (ёК<0) на 10% реже испытуемые увеличивали скорость полета мишени (ёСк>0), чем после увеличении или отсутствия изменения результативности (ёК>=0). Однако средняя величина увеличения скорости была достоверно меньше после снижения результативности при 2-м и 4-м выборе. Испытуемые не меняли скорость (ёСк=0) в равной мере как после снижения, так и после увеличе-
ния результативности. Достоверно чаще испытуемые снижали скорость после снижения результативности. Достоверных различий между юношами и девушками во взаимосвязи изменений результативности и выбираемых скоростей мишени не выявлено.
Выводы. Разработан метод объективной оценки индивидуальных особенностей выбора испытуемыми пространственновременных характеристик зрительно-моторного теста. Анализ динамик изменений значений выбираемых испытуемыми скоростей позволил выявить различные тактики: снижение скорости, незначительное увеличение, с пологой «осторожной» кривой прироста; увеличение до средних значений, с плавной пошаговой динамикой прироста, выбор максимально высоких скоростей: а -сразу после предоставления возможности выбора (1-2 выбор) или б - к последним сериям выбора, Не последовательный (не линейный) характер выбора скорости мишени. Обнаружены гендерные различия в уровне максимально выбираемой скорости и динамики ее увеличения: для женщин был характерен выбор меньших скоростей и пологий тип динамики увеличения скорости. Показано, что выбор скорости определяется оценкой изменений результативности в предыдущей серии. Коррекция уровня выбираемой скорости может осуществляться путем а) ее снижения, или б) уменьшения величины прироста скорости в отличии от выбора скорости после успешных серий выполнения тес-та.Коррекция уровня выбираемых скоростей после снижения результативности имеет характерную динамику - максимальное снижение количества выборов больших скоростей и уменьшение значений относительно ранее выбранной скорости наблюдались после 2-3 серий выполнения теста.
Литература
1. Анохин П.К. // Вопр. Психологии, 1974, №4, С.21-29.
2. Григорьев Н.Р., Пластинина МЛ., Сергиевич Г.Е., Чер-бикова А.А. Мат-лы XIX съезда физиол. общ-ва им. И.П.Павлова. Екатеринбург, 2004. 69 с.
3. Коган А.Ф., Коган Н.Н., Руденко К.В. Оценка квалификационных, ориентационно-деятельностных характеристик и интуиции личности в технологии «FreChoW/Проблеми загально1 та педагопчно1 психологи: Зб. наук. праць 1нституту психологи ¡м. Г.С.Костюка АПН Украши. К., 2000. Т.2, ч.1. С.55-61.
4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во МГУ, Изд-во Черо, 2001. 256 с.
5. Мержанова ГХ., Долбакян Г.Л., Хохлова В.Н. //Ж. высш. нерв. деят. 1999. Т.49. № 5. С. 723-732.
6. Муртазина Е.П. Тактика достижения результата как объективная характеристика уровня рискованности человека: психофизиологический анализ. / Муртазина Л.П., Голубева Н.К., Журавлев Б. В. // Новые промышл. технол. 2003. №5. С. 53-56.
7. Никольская К.А., Шпинькова В.Н., Доведова Е.Л. и др. Типология познавательной деятельности в нейрохимических показателях мозга животных // ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ. 150 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/200/016.pdf
8. Руденко Л.П.//Ж. высш. нерв. деят. 1999. Т.49. № 5. С.769-776.
9. Симонов П.В. // НЕЙРОБИОЛОГИЯ Природа, 1997,
№3, С. 81-89.
10. Судаков К.В. Общая теория функциональных систем; 1984, 224 с.
11. Урываев Ю.В. // Ж. высш. нерв. деят., 1973, Т.23, Вып.6, С.1172-1178
12. Чилингарян Л.И. // Ж. высш. нерв. деят. 2005. Т. 55. №1. С.31-42.
13. Шумилина А. И. / В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности. М.: Изд-во АМН СССР, 1949, С.561-627
14. Danner FM., Lonky E. // Child Devel. 1981. Vol. 52. P.1043-1052.
15. McMullin DJ., Stefen JJ. // Soc. Behav. Person. 1982. Vol. 10. P. 47-56.
УДК 612.821
СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ СЛЕЖЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СТИМУЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
С.П. ИВАШЕВ, Б.В. ЖУРАВЛЕВ*
Ключевые слова: психофизиологический статус человека
Эргономические аспекты производственной деятельности