Научная статья на тему 'Индивидуально-ориентированный подход к контролю самостоятельной работы студентов'

Индивидуально-ориентированный подход к контролю самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНИВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА / ПОРТФОЛИО / INDIVIDUALLY-FOCUSED APPROACH / CONTROL / ASSESSMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / BRANCH OF EDUCATIONAL STUDIES / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Белкина Вера Валентиновна, Харисова Инга Геннадьевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы разработки эффективных средств реализации индивидуально-ориентированного подхода к подготовке будущих учителей. В центре внимания авторов статьи находятся процессы контроля и оценивания самостоятельной работы студентов. Предлагаемый подход предполагает формирование субъектной позиции студента и основывается на определении уровня сформированности его компетентности в рамках изучаемой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Белкина Вера Валентиновна, Харисова Инга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individually-Focused Approach of Control of Students' Independent Work

The article deals with the actual problems of working out effective means of realization of the individually-focused approach in teacher training. The processes of control and assessment of students' independent work are in the focus of the authors' attention. The approach which is offered by the authors assumes the formation of individual (subject) position of the students and is based on the definition of the level of their professional competence already formed within the limits of the subject they study.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-ориентированный подход к контролю самостоятельной работы студентов»

Индивидуально-ориентированный подход к контролю самостоятельной работы студентов

Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова

В статье рассматриваются актуальные проблемы разработки эффективных средств реализации индивидуально-ориентированного подхода к подготовке будущих учителей. В центре внимания авторов статьи находятся процессы контроля и оценивания самостоятельной работы студентов. Предлагаемый подход предполагает формирование субъектной позиции студента и основывается на определении уровня сформированности его компетентности в рамках изучаемой дисциплины.

Ключевые слова: индивидуально-ориентированный подход, контроль, оценивание, профессиональные компетенции, дисциплины педагогического цикла, портфолио.

Individually-Focused Approach of Control of Students' Independent Work

L. V. Baybarodova, V. V. Belkina, I. G Harisova

The article deals with the actual problems of working out effective means of realization of the individually-focused approach in teacher training. The processes of control and assessment of students' independent work are in the focus of the authors' attention. The approach which is offered by the authors assumes the formation of individual (subject) position of the students and is based on the definition of the level of their professional competence already formed within the limits of the subject they study.

Key words: individually-focused approach, control, assessment, professional competence, branch of Educational Studies, portfolio.

Одна из задач коллективного поиска кафедры педагогических технологий ЯГПУ - определение эффективных средств реализации индивидуально-ориентированного подхода к подготовке будущих учителей. Деятельность преподавателей направлена на выявление и развитие индивидуальности студента и освоение им опыта индивидуально-ориентированного обучения, который необходим для его дальнейшей профессиональной деятельности. С одной стороны, мы обеспечиваем активную позицию студента в процессе профессиональной подготовки, а с другой - решаем задачи ознакомления будущего специалиста с основными принципами организации деятельности в образовательном учреждении на основе индивидуально-ориентированного подхода, что в настоящее время является одной из актуальных задач школы.

Выстраивая систему контроля самостоятельной работы студента, мы определили главный ориентир в этой деятельности - формирование субъектной позиции студента, руководствуясь следующими исходными положениями:

— опора на личные достижения студента, его интересы, опыт, профессиональные планы;

— стимулирование рефлексивного отношения к собственной деятельности;

— побуждение к самостоятельному поиску и творчеству;

— формирование умений самоконтроля, самоанализа и самооценки на основе лично поставленных целей;

— предоставление студенту возможности выбирать объем, сложность, форму отчетности по отдельным темам, разделам, дисциплинам.

Один из самых важных вопросов: что необходимо контролировать и оценивать в работе студентов?

Оценивание предполагает, прежде всего, определение уровня сформированности компетентности студента в рамках изучаемой дисциплины по следующим основным параметрам: наличие профессиональных знаний, умений, навыков, освоение способов действий при решении профессиональных проблем.

Предметом контроля может быть активность студента, проявляемая им в процессе изучения дисциплин. Основной проблемой при использовании данного варианта становится сложность в установлении «обратной связи», то есть получение подтверждения, что занятия, посещаемые студентом, действительно способствуют формированию у него системы знаний, умений и навыков, а задания, которые он выполняет, сделаны самостоятельно. Для устранения указанного недостатка используется карта оценки и самооценки при подведении итогов занятия на лекциях, семинарах и лабораторных работах (см. схему 1).

Схема 1

Примерная схема карты оценки и самооценки

Ф. И. О., группа:_

Тема:

Теоретический материал Выполнение практических заданий в группе Выполнение индивидуальных заданий

Самооценка Тест Самооценка Оценка группы Оценка преподавателя Самооценка Оценка преподавателя

Вопросы, вызвавшие затруднения при подготовке к занятию Вопросы, оставшиеся непонятными после занятия Аспекты темы, вызвавшие интерес

Профессиональные проблемы, которые могут быть решены на занятии Профессиональные проблемы, решенные в процессе изучения темы

В начале занятия каждый студент оценивает степень своей подготовленности по основным параметрам, в конце оценка выставляется микрогруппой и преподавателем. Результаты оценки фиксируются в портфолио и используются при самоанализе индивидуальной образовательной деятельности на занятии.

При разработке и реализации учебных программ по дисциплинам, преподаваемым на кафедре, предполагается наличие как минимум двух вариантов (обязательного и по выбору студента) практических заданий к лабораторным и семинарским занятиям. Задания по выбору позволяют студенту освоить учебный материал на углубленном уровне, если тема вызывает у него интерес. Предлагаемые темы рефератов позволяют студентам выбирать и разрабатывать интересующие их проблемы. Используется форма индивидуальной работы, позволяющая делегировать часть полномочий преподавателя по организации учебного процесса на занятии студенту, тем самым обеспечивается активность последнего в процессе освоения материала.

Изучение ряда тем курса «Психолого-педагогический практикум» тесно связано с опытом студента, например, освоение диагностики профессионального развития студента, будущего педагога. На первом занятии проводится диагностика профессиональных качеств студента и составляется карта его профессионального развития,

состоящая из следующих разделов: диагностируемое качество, результат, полученный при самодиагностике, рекомендации по дальнейшему развитию. Идеальной моделью личности педагога служит общепедагогическая профессиограмма, на содержание которой студент ориентируется, определяя уровень сформированности профессиональных качеств. В процессе работы карта корректируется и уточняется с учетом изменяющегося уровня подготовленности. На основе содержания карты профессионального развития составляются задачи профессионального роста на период педагогической практики.

Для выявления проблем в профессиональном становлении будущего специалиста и формирования сферы профессиональных интересов используется техника «Мета-план». На первом занятии студенты знакомятся с основным содержанием курса и выбирают для себя те темы, которые вызывают у них особый интерес или те, которые хотели бы изучать углубленно. Перечень выбранных тем фиксируется и становится основой самостоятельной работы студента по курсу (все остальные темы курса он может изучать на базовом уровне). Результаты изучения тем находят свое отражение в портфолио и в индивидуально выполненных заданиях к семинарам. В качестве примера можно предложить следующую схему планирования самостоятельной работы.

Схема 2

Примерная схема планирования самостоятельной работы студента

Тема Цель изучения Обязательная литература Дополнительная литература Форма представления в портфолио Форма представления на семинаре Сроки Отметка о выполнении

На занятиях студенты, углубленно изучающие ту или иную тему, могут выполнять функцию консультантов.

Можно предложить следующую структуру портфолио, разрабатываемого в процессе подготовки семинарских и лабораторных занятий: резюме, карта профессионального развития, проблемы мета-плана, обозначенные студентом в плане самостоятельной работы, теоретический материал, классифицированный по проблемам, практические материалы, разработанные студентом, самоанализ процесса профессионального развития и внешние отзывы коллег о результатах работы.

Таким же образом проводится работа с картой профессионального развития. В процессе обучения на каждом занятии проблемы в развитии профессиональных качеств, зафиксированные в карте, конкретизируются относительно целей и задач данного занятия. Практические задания студент выбирает с учетом обозначенных в его карте профессионального развития проблем и, выполняя их, повышает уровень своей подготовленности к решению отдельных профессиональных задач.

Для успешного формирования системы профессиональных знаний, умений, навыков студентам необходимо часть учебного материала осваивать в процессе самостоятельной работы. В учебных программах практически всех изучаемых в вузе дисциплин общепедагогического блока выделяются вопросы для самостоятельного изучения. Перед преподавателем стоит проблема контроля усвоения этих тем, чаще всего он осуществляется в ходе зачета или экзамена. К сожалению, не всегда уровень овладения самостоятельно изученным материалом является удовлетворительным: студенты механически заучивают текст учебника, не осознавая информацию, не представляя, как теория может быть использована в практической деятельности. Для решения данной проблемы достаточно эффективно действует вариант портфолио.

Портфолио оформляется в папке с файлами, отдельными для каждой темы, в рукописном или печатном варианте и может содержать ксерокопии журнальных и газетных статей, выписки из научно-методической литературы, материалы Интернета (с обязательным указанием источников).

Критерии оценки портфолио:

«3» - в папках представлена краткая информация по темам из рекомендуемой преподавателем литературы, имеется аннотация дополнительных источников. Портфолио выполнено на первом уровне сложности. По теме составлен список ли-

тературы (не менее 15 источников) с краткой аннотацией содержания каждого издания.

«4» - в папках представлена краткая информация по темам из рекомендуемой преподавателем литературы, имеется аннотация дополнительных источников; студент качественно анализирует весь представленный материал. Портфолио выполнено на втором уровне сложности. По теме написана статья, в содержании которой дается сравнительно-сопоставительный обзор нескольких библиографических источников, раскрывающий основные точки зрения на проблему. К статье прилагается список использованной литературы.

«5» - в папках представлена краткая информация по темам из рекомендуемой преподавателем литературы, имеется аннотация дополнительных источников; студент качественно анализирует весь представленный материал; каждая тема сопровождается собственной схемой, программой, рекомендациями или советами по использованию предлагаемых материалов. Порт-фолио выполнено на третьем уровне сложности. В содержании темы выделена проблема, вызвавшая интерес у студента. В портфолио представлены результаты изучения обозначенной проблемы по следующему плану:

1. Обоснование актуальности проблемы.

2. Цель и задачи изучения проблемы.

3. Обзор основных точек зрения на решение данной проблемы.

4. Направления, формы и методы решения данной проблемы, предлагаемые в педагогической теории и практике.

5. Список литературы, использованной для изучения проблемы.

Преподаватель имеет право учитывать качество выполнения портфолио при оценке ответа студента на экзамене. Основные определения по темам для самостоятельного изучения включаются в словарь педагогических терминов.

Одной из форм стимулирования самостоятельной работы студентов и осуществления контроля за их деятельностью является читательский дневник. В течение семестра студентам предлагается для прочтения перечень литературы, включающий художественные произведения педагогов-классиков (А. С. Макаренко), научно-публицистические произведения педагогов-новаторов (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов), а также учебно-методические пособия (Л. В. Бай-бородова, М. И. Рожков, Е. Н. Титова, А. Н. Лу-тошкин), непосредственно связанные по содержанию с изучаемыми курсами «Теория и методика

воспитания», «Психолого-педагогический практикум», «Педагогические технологии» и др.

Студентам предлагается в процессе чтения вести записи, в которых отражаются названия произведений, даты чтения, основные идеи, которые, по их мнению, являются актуальными в современных условиях или вызывают сомнение. В заключении студент обозначает собственное мнение по прочитанному произведению. Оценка этой деятельности также вариативна и позволяет студенту выбирать то, что отвечает его потребностям и возможностям:

— во-первых, студент, в зависимости от желаемой отметки, может сам выбрать количество книг для чтения (минимум - три книги);

— во-вторых, предлагаемый список является примерным, и студент, по согласованию с преподавателем, может предложить свои книги для прочтения;

— в-третьих, несмотря на определенные критерии оформления (в виде таблицы) и оценки читательского дневника (глубина понимания произведения, аккуратность оформления и др.), студент может оформить свои мысли в любом виде и имеет право выразить собственное, отличное от общепринятого, мнение относительно прочитанного;

— в-четвертых, преподаватель определяет только крайние сроки сдачи читательского дневника (не позднее последнего занятия перед зачетом или экзаменом), при этом темп знакомства с книгами у каждого может быть свой собственный;

— в-пятых, если преподаватель затрудняется с оценкой читательского дневника, он всегда может провести индивидуальное собеседование со студентом и обсудить прочитанные книги.

Таким образом, читательский дневник является эффективной формой организации самостоятельной работы студентов, позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому и способствует развитию у студентов рефлексии, креативности, самостоятельности суждений, умения выражать и оформлять собственные мысли.

Индивидуально-ориентированный подход учитывается и при подведении итогов изучения студентом педагогической дисциплины. На кафедре разработано положение о проведении зачетов и экзаменов по курсам, в котором отражены требования, позволяющие организовать индивидуальную работу со студентами в процессе итоговой аттестации, а именно: дана подробная качественная характеристика баллов, на которые может претендовать студент на экзамене, что помогает

ему целенаправленно осваивать материал на определенном уровне. Возможные формы проведения экзамена в соответствии с программой дисциплины определяет преподаватель, например:

— по экзаменационным билетам, утвержденным на кафедре, включающим два вопроса;

— тестовые задания по содержанию материала курса и терминологический диктант по основным определениям курса;

— по желанию студента (возможен устный ответ на вопросы билета или написание тестовой работы).

Варианты проведения экзамена (зачета): в полном объеме по экзаменационным билетам; тестовая работа и терминологический диктант; один вопрос билета по выбору студента (преподавателя); спецвопрос по теме, предлагаемой преподавателем; оценивание работы студента в течение семестра без ответа на экзаменационный билет.

Условия, определяющие форму экзамена (зачета): отличная и хорошая успеваемость и активная работа студента в течение семестра (выполненные в срок на хорошие и отличные оценки практические задания и контрольные работы, портфолио с оценкой «отлично», выступление с индивидуально подготовленным сообщением на занятиях). Вышеперечисленные положения дают студенту право на получение оценки без ответа на экзаменационный билет, на выбор одного вопроса билета из двух, на подготовку спецвопроса (информацию о том, что ему предоставлена такая возможность, студент получает на итоговом занятии по курсу в конце семестра).

Возможные формы экзамена (зачета) сообщаются студентам в начале изучения курса. Крите -рии оценки ответа студента на экзамене:

«3» - студент знает определения и может изложить основное содержание темы (ответить на вопросы репродуктивного характера);

«4» - студент знает определения и может изложить основное содержание темы; может привести примеры из практики, подтверждающие основные теоретические положения (ответить на вопросы проблемного характера);

«5» - студент знает определения и может изложить основное содержание темы; может обосновать теоретические положения, знает и использует первоисточники при ответе; умеет устанавливать причинно-следственные связи и сравнивать различные точки зрения, правильно решает конкретные педагогические задачи.

При оценке деятельности студентов одной из наиболее сложных проблем является определение

уровня сформированности умения практически использовать получаемую на занятиях информацию для решения профессиональных проблем и осуществления индивидуальной исследовательской деятельности. Один из вариантов, широко используемый в вузе, - это выполнение обучающимся каких-либо крупных работ (курсовых исследований, выпускных квалификационных работ, бакалаврских и магистерских диссертаций). При использовании данной формы оценки и контроля преподаватели и студенты сталкиваются с двумя категориями затруднений: во-первых, это отсутствие планомерной работы по теме исследования

(будущие специалисты не всегда готовы к самостоятельному планированию и контролю хода своей деятельности); во-вторых, возможность того, что часть работы или все исследование может быть выполнено другим человеком (таким образом, возникает вопрос об объективности выставляемой оценки). В целях систематизации работы по выполнению самостоятельных исследований и для развития у студента навыка самоконтроля можно использовать совместную с ним разработку программы подготовки ВКР (курсовой работы, бакалаврской или магистерской диссертации).

Схема 3

Ф. И. О. студента: Группа, факультет: Тема ВКР:

Примерная схема работы со студентами при написании ВКР

Научный руководитель:

Этап работы Цель этапа Форма работы Объем работы Форма представления результата Отметка о выполнении Комментарии

Изучение проблемы

Разработка научного аппарата

Определение структуры работы

Разработка теоретического аспекта проблемы

Разработка практического аспекта проблемы

Подготовка методических материалов по результатам исследования

Апробация разработанных материалов в процессе педагогической практики

Оформление результатов работы

Подготовка выступления о результатах работы

Особо следует отметить проблему контроля и оценивания результатов деятельности студентов в период педагогической практики. С целью систематизации методических материалов, подготовленных к педагогической практике, студенты создают портфолио процесса. Формирование портфолио для практики целесообразно уже на втором курсе в процессе изучения дисциплин «Педагогика. Ч. 2» и «Психолого-педагогический практикум». Портфо-лио такого типа содержит стандартные разделы, наполнение которых ориентировано на подготовку студента к практической педагогической деятель-

ности. В резюме, кроме самохарактеристики, включены профессиональные задачи на практику. Накопитель систематизирует методические разработки, формы отчетной документации, рекомендации по их заполнению (раздел разрабатывается в процессе занятий в вузе). Третий раздел портфолио оформляется непосредственно в процессе практической деятельности в школе и отражает содержание, методы, формы работы студента с классным коллективом с краткой характеристикой результатов их использования. Четвертая часть - достижения - содержит оценочные суждения о результатах

деятельности практиканта: анализ проведенных форм работы; самоанализ степени реализации профессиональных задач, определяемых в начале практики; характеристики методистов, работников школы, отзывы учеников класса. Целесообразно продолжить формирование портфолио и в период практики четвертого и пятого курсов, это позволить отследить и оценить результаты формирования у будущего педагога умений и навыков практической деятельности в вузе.

Достаточно большим потенциалом обладает разработка электронного варианта портфолио профессионального развития педагога (на основе западных аналогов) и использование его для самооценки и оценки профессионального роста студента с первого курса в рамках реализации компетентностного подхода.

В качестве перспективных направлений решения задачи оценивания самостоятельной деятельности в период педагогической практики можно рассматривать разработку практикантом индивидуальной исследовательской проблемы для каждого студента, которую он будет изучать в процессе прохождения педагогической практики, тем самым корректируя пробелы в своих знаниях, формируя необходимые умения и навыки. Для разработки проблемы может быть использована следующая форма.

Схема 4

Схема анализа проблемы (из концепции педагогической практики студентов ЯГПУ)

1. Формулировка и описание своего собственного взгляда на проблему.

2. Объяснение причин возникновения интереса к данной проблеме у студента.

3. Обоснование способов решения проблемы с учетом теоретических знаний, полученных в вузе, мнений и советов коллег и других специалистов.

4. Описание хода решения проблемы.

5. Обоснованные выводы об эффективности используемых способов решения проблемы.

Особого внимания требуют студенты, которые обучаются по индивидуальному графику. В данной ситуации необходима разработка совместно со студентом графика работы и составление индивидуального плана на основе содержания учебной программы по курсу (см. схему 5).

Таким образом, используемые в процессе изучения дисциплин педагогического цикла формы позволяют активизировать позицию студента в процессе контроля и оценивания и обеспечить тем самым реализацию основных положений индивидуально-ориентированного подхода в обучении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема 5

Ф. И. О. студента: _ Группа, факультет: Дисциплина: _____

Примерная схема индивидуального плана работы студента

Преподаватель, ведущий курс: Форма итоговой аттестации: __

Тема по программе Отчет по теории (форма, сроки) Оценка Практические задания по теме Сроки представления Отметка о выполнении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.