Научная статья на тему 'Опыт применения технологии портфолио в образовательном процессе вуза'

Опыт применения технологии портфолио в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / TECHNOLOGY OF PORTFOLIO / ВИДЫ И ТИПЫ ПОРТФОЛИО / KINDS AND TYPES OF PORTFOLIO / ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ / PRACTICAL EXPERIENCE OF THE TECHNOLOGY / ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО / FUNCTIONS OF PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольцова Наталья Владимировна, Шишова Анна Викторовна

В статье описывается опыт использования технологии портфолио в образовательном процессе вуза в профессиональной подготовке студентов. В тексте статьи представлен авторский вариант реализации данной образовательной технологии, описаны условия ее применения и определен ряд трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения технологии портфолио в образовательном процессе вуза»

ность и необходимость данного вида деятельности для всестороннего развития ребенка, коррекции познавательной деятельности, познакомить с доступными способами формирования представлений, рисования и аппликации.

Анализ результатов контрольного эксперимента позволил судить об эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы [1]. У детей с нарушениями зрения расширился круг представлений, они испытывали меньше затруднений в актуализации образов. Представления наполнились содержанием, характеризовались целостностью, обобщенностью. В описании предметов указывались признаки, воспринимаемые всей системой сохранных анализаторов. Не было затруднений в словесном обозначении признаков предметов. У большинства испытуемых сформировалось понятие об иерархии главных и второстепенных признаков объектов. Кроме того, у детей, прошедших данное обучение, было отмечено проявление творческих способностей в изображении (как словесном, так и графическом) предметов.

Литература

1. Галактионова, Г.М. Коррекционная направленность изобразительной деятельности на формирование

образов предметов у дошкольников с нарушением зрения: дис. ... канд. пед. наук / Г.М. Галактионова. - СПб, 2009.

2. Земцова, М.И. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) в дошкольных учреждениях: Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» / М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, В.А. Феоктистова. - М., 1978.

3. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. - СПб., 1998.

4. Никулина, Г.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения) / Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Артюкевич. - СПб., 1999.

5. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекцион-ной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. ... д-ра псих. наук / Л.И. Плаксина. - М., 1998.

6. Потемкина, А.В. Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографике / А.В. Потемкина. -СПб., 2004.

7. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М., 2000.

8. Феоктистова, В.А. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием / В.А. Феоктистова, Л.В. Егорова, Е.С. Незнамова // Опыт изучения аномальных дошкольников. - Л., 1978. - С. 123 - 126.

УДК37(075.8)

Н.В. Гольцова, А.В. Шишова

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье описывается опыт использования технологии портфолио в образовательном процессе вуза в профессиональной подготовке студентов. В тексте статьи представлен авторский вариант реализации данной образовательной технологии, описаны условия ее применения и определен ряд трудностей.

Технология портфолио, виды и типы портфолио, опыт применения технологии, функции портфолио.

The paper describes the practical experience of the technology of portfolio in the educational process of high school concerning the students' vocational training. The paper presents the author's variant of realization of this educational technology, describes the conditions of its using and a number of difficulties related to it.

Technology of portfolio, kinds and types of portfolio, practical experience of the technology, functions of portfolio.

Термин «портфолио» (от франц. роМвг - носить + лат. In folio - в размер листа), заимствованный из бизнеса и политики, активно используется в педагогической науке и применяется в школьной и вузовской образовательной практике, поскольку не зависит напрямую от предметного содержания. Обращение авторов статьи к использованию портфолио в профессиональной подготовке студентов специальности «Социальная педагогика» (специалитет) и «Социальная работа» (бакалавриат) обусловлено целым рядом возможностей этой образовательной технологии. Раскроем эти возможности ниже.

Портфолио представляет собой технологию рабо-

ты с результатами учебно-познавательной деятельности студентов, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. Цель применения технологии - научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации. По мере работы студентов с портфолио развиваются навыки обработки и структурирования информации; отбора содержания, самооценки и самопрезентации.

На уровне учебной дисциплины цель портфолио

- прослеживать динамику а) отношения студента к учебной дисциплине, б) процесса освоения учебной программы, в) достижений студента.

Портфолио - это форма оценивания, которая позволяет коренным образом изменить философию определения, оценивания и измерения результатов образовательной деятельности. Педагогическая философия этой формы оценки состоит 1) в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, 2) в интеграции качественной оценки, 3) в переносе педагогического акцента с оценки на самооценку [1].

Возможность использовать портфолио в профессиональной подготовке студентов обусловлено и разноообразием его видов и типов. В зависимости от цели портфолио оно может быть краткосрочным, длительным или постоянным; может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях. В образовательном процессе может применяться учебное портфолио, портфолио достижений, рефлексивное портфолио, проблемно ориентированное порт-фолио, портфолио развития навыков гуманитарного мышления. Типы учебного портфолио, как правило, делятся на портфолио документов, портфолио процесса, показательное портфолио, рабочее портфолио, оценочное портфолио, тематическое портфолио.

Компонентами портфолио могут быть самостоятельные работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, черновики, схемы, алгоритмы решения учебных задач, проекты, творческие работы, аудио- и видеоматериалы, таблицы, анкеты и результаты их обработки, отчеты об интервью, вопросы, дневники наблюдения, письма, глоссарий, грамоты, сертификаты, знаки достижений и т. д.

Таким образом, в образовательном процессе портфолио выполняет ряд функций:

1) диагностическая - позволяет показать те аспекты развития студента, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении;

2) целеполагания - развивает у студента умение ставить собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность;

3) мотивационная - способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, юмористических);

4) информационная - помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме, создать целостное представление об изучаемом предмете;

5) оценивания - дает возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей не только результат, но и характер его достижения;

6) контролирующая - позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом.

Следует обратить внимание еще на одно пре-

имущество технологии портфолио в вузе - ее можно использовать на разных этапах обучения в вузе. Так на 1 - 2-м курсе высшей школе происходит становление понятийного аппарата и овладение фундаментальными основами профессионального знания. При создании портфолио внимание преподавателя и студентов сосредоточено на работе со справочной литературой, монографиями, создании рубрик, направленных на проработку различных научных концепций, подходов и их категориального аппарата. На старших курсах (3 - 5-й курсы) создание портфолио имеет больше практическую направленность. Здесь основное содержание составляет работа с эмпирическими данными, со способами и технологиями решения проблем; могут активно привлекаться материалы призводственных, педагогических, исследовательских практик [1].

Овладение образовательной технологией - процесс достаточно трудоемкий и длительный. Часто преподаватель начинает внедрение собственно технологии с пропедевтики, с моделирования квазитехнологии. Так произошло и с использованием технологии портфолио в профессиональной подготовке студентов специальности «Социальная педагогика» в процессе овладения дисциплиной «Психолого-педагогическая диагностика».

Специфика содержания и организации учебной дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» определяет необходимость систематизировать достаточно большой по объему и разнообразный по содержанию материал. Поиски способов систематизации диагностического материала вылились в идею создания «Диагностической копилки», содержание и оформление которой позволяло получить информацию о сформированных диагностических умениях студента в рамках содержания данной дисциплины. Материалы в копилку собирались в течение всего семестра, обсуждались и анализировались на практических занятиях в микрогруппах. Большая часть рабочих материалов диагностической копилки использовалась студентами на комплексной практике, которая проходила в различных социальных и образовательных учреждениях и при написании курсовых работ. В ходе промежуточной аттестации в середине учебного семестра студенты представляли собранные материалы в группе, обменивались впечатлениями о полученных результатах, говорили о трудностях, с которыми столкнулись при апробации конкретных диагностических методик. В конце семестра перед экзаменом проводился конкурс диагностических копилок, оценка которых осуществлялась самими студентами по следующим критериям:

- достаточность собранного материала;

- качество собранного материала (структура, внутренняя логика, наглядно-иллюстративный материал и др.);

- практическая значимость;

- возможность и удобство использования материала в практической работе;

- стилистическая грамотность;

- оригинальность оформления.

В условиях рейтинговой оценки знаний в Черепо-

вецком государственном университете победители конкурса диагностических копилок получали премиальные баллы, которые учитывались при выставлении оценки за экзамен.

В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения сформулированы образовательные цели обучения, фиксирующие переход от гностического подхода к деятельностному. Таким образом, количественные и знаниевые показатели приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать студентов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций. В качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного процесса мы обратились к технологии «Портфолио», позволяющую отслеживать сформированность ключевых компетенций студентов.

В нашем опыте педагогическое сопровождение самостоятельной работы, организованной с исполь-

зованием технологии портфолио, осуществлялось с момента совместного целеполагания, планирования и запуска портфолио в начале семестра с последующим мониторингом в процессе консультирования отдельных студентов и микрогрупп, выполняющих задание совместно до заключительной самооценки, взаимооценки портфолио и оценки портфолио преподавателем по выработанным совместно со студентами критериям.

На первом занятии по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» был осуществлен запуск портфолио, которое стало основным инструментом отслеживания развития и формирования компетенций.

Возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения, нацеленность на самодиагностику и самооценку, всесторонний анализ и осмысление информации позволяет развивать и формировать общекультурные и профессиональные компетенции. Элементы проектирования компетенций у будущих социальных педагогов в рамках дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» отражены в табл. 1.

Таблица 1

Компетенции Способы развития Способы отслеживания

1 2 3

Общекультурные компетенции:

Последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами Проведение дискуссий. Для организации дискуссий применяется прием «разноуровневые вопросы» - вопросы на воспроизведение информации; на трансляцию и интерпретацию; на применение. Варианты использования приема: вопросы задает преподаватель; вопросы составляют сами студенты. Работа в рабочих и экспертных группах, когда каждый студент знакомится с отдельной частью информации и должен четко изложить ее другим участникам группы. Группа, таким образом, изучает весь материал. Предлагается общее групповое задание, для выполнения которого необходимо владеть всем изученным материал. Презентация задания. Создание письменных текстов: синквей-нов, эссе, письма в формате «РАФТ» Наблюдение за участием в дискуссиях. Ведение личного портфолио, где отражены индивидуальные и групповые работы студента, выполненные как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Наличие в портфолио ответов на разноуровневые вопросы: вопросы на понимание, вопросы на применение, проблемные вопросы. Наличие вопросов, составленных самим студентом. Презентация общих групповых заданий. Записи в личном портфолио

Профессиональные компетенции:

Осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики Разработка программы наблюдения за детьми во время педагогической практики. Составление параметрической карты наблюдения за поведением ребенка. Подбор ситуаций из периодической печати и других источников, отражающих диагностические действия педагогов. Оценка этих действий по определенным критериям. Составление заключения по результатам психолого-педагогической диагностики. Выявление погрешностей написания психолого-педагогического заключения Программа наблюдения за детьми. Параметрические карты наблюдения, существующие в диагностике и составленные студентами самостоятельно. Работы, в которых студент использовал свои знания из разделов психолого-педагогической диагностики для интерпретации информации, полученной в процессе наблюдения. Наличие материалов в портфолио, указывающих на анализ полученных диагностических данных и собственной деятельности в работе над материалом курса. Работы над ошибками, допущенными при написании диагностических заключений, выполненные в аудитории и дома. Схема психолого-педагогического заключения. Образцы заключений

Проектирование компетенций студентов в ходе освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика»

Продолжение

1 2 3

Владеть методами психологической и педагогической диагностики Анализ педагогических ситуаций с точки зрения ее результативности Перечень показателей и критериев результативности решения педагогической ситуации. Наличие выполненных заданий в портфо-лио. Заполненная таблица и собственные выводы, которые отражены в портфолио

Осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками Самостоятельная подборка методик на изучение основных свойств личности. Определение мотивации учебной деятельности у школьников. Подбор и характеристика методик диагностики социальной ситуации развития детей и подростков. Определение психолого-педагогических проблем детей, связанных с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития. Подбор методик исследования социальных сетей подростка. Составление подробной схемы психолого-педагогической характеристики классного коллектива (с описанием методов и методик по каждому пункту). Составление и реализация программы на выявление межличностных отношений в группе подростков Таблица, отражающая основные свойства личности для составления психологического профиля личности школьника и соответствующие им диагностические методики. Наличие письменных работ в портфолио. Отчет о результатах проведенной диагностики. Банк методик, необходимых для сбора первичных данных об особенностях индивидуальной социальной ситуации развития ребенка. Какую информацию с помощью этой методики может получить социальный педагог. Программы диагностики межличностных отношений в группе подростков. Интерпретация полученных диагностических данных

Использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов Составление параметрической карты наблюдения за коммуникативным поведением ребенка во время психолого-педагогического обследования. Составление программы комплексной диагностики психического и личностного развития ребенка. Составление подробной схемы изучения особенностей деятельности детей разных возрастов Параметрическая карта наблюдения за коммуникативным поведением ребенка. Список диагностически значимых признаков психического и личностного развития детей разных возрастов. Программа комплексной диагностики. Схемы изучения особенностей деятельности детей разных возрастов

Сбор портфолио по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» представляет собой контрольное мероприятие, поэтому материалы портфолио, представленные студентами в полном объеме, должны были соответствовать приведенным ниже требованиям. Создание «Диагностической копилки» уже становится компонентом процесса формирования портфолио.

В портфолио должны быть представлены все указанные разделы с соответствующими материалами:

- в разделе «Резюме», должны быть заполнены все графы, максимально характеризующие студента - обладателя портфолио;

- в разделе «Мой педагогический портрет» должны быть представлены материалы диагностики и самодиагностики с указанием:

а) диагностируемого качества;

б) названия диагностической методики;

в) источника диагностической методики (с правильным и точным указанием выходных данных книги (журнала), из которого взята методика);

г) материалы диагностирования (карта методики с количественными показателями);

д) качественная характеристика результатов исследования;

- в разделе «Диагностическая копилка» должны быть представлены в полном объеме все подразделы:

а) составлен глоссарий курса (подраздел «Диагностический словарик») с точным и верным указанием содержания термина и выходных данных издания, из которого взята информация);

б) подготовлены материалы выполнения контрольных заданий по изучаемым темам, собраны результаты выполнения терминологических диктантов, тестовых контрольных работ (в подразделе «Результаты тестовых и контрольных работ»);

в) предложены (в подразделе «Материалы докладов и сообщений») наиболее яркие и интересные материалы компиляционного характера (т.е. составленные из материалов разных источников);

г) представлены материалы творческого характера: кроссворды по теме, ребусы, эссе, графические схемы изученного материала и пр. (в подразделе «Творческие работы»).

Оформление портфолио должно носить творческий характер, иметь элементы неповторимости и отражать неповторимость его обладателя. Отсутствие или неудовлетворительное содержание хотя бы по одному из предъявляемых требований не позволяет студенту претендовать на сдачу экзамена.

Опишем механизм оценки портфолио, который мы использовали в своем опыте в дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика». Во-первых, оценивался окончательный вариант портфолио по

заранее определенным критериям. Во-вторых, оценка включала в себя не только сам портфолио, но и качество его публичной презентации. Критерии оценивания портфолио (табл. 2) определялись совместно со студентами в момент его запуска.

Технология портфолио в профессиональной подготовке бакалавров социальной работы использова-

лась в ходе изучения дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе», которая изучается во 2 семестре 3 курса, включает написание курсовой работы и заканчивается экзаменом. Технология начала внедряться с первых занятий по дисциплине.

Таблица 2

Критерии оценки учебного портфолио по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика»

Критерий Оценка Баллы

3 4 5

Структура и содержание 0-50

1.1. Соответствие содержания структуре портфолио Наличие обязательных рубрик, оглавления Наличие обязательных и дополнительных рубрик, оглавления Наличие обязательных рубрик, оглавления. Содержание свидетельствует об уверенных знаниях автора

1.2. Практическая полезность портфо-лио для автора Наличие всех необходимых методик, фрагментов диагностических программ и единичных заключений Наличие всех необходимых методик, 2-3-х диагностических программ и единичных заключений Наличие всех необходимых методик, диагностических программ и заключений по результатам обследования

Степень самостоятельности 0-20

1.1. Наличие дополнительного материала Недостаточно использован диагностический материал Наличие дополнительного материала в отдельных рубриках Наличие дополнительного материала по всем рубрикам

1.2. Творческий подход к оформлению портфолио Репродуктивный способ ведения портфолио Творческий подход к ведению портфолио слабо выражен Высокая степень самостоятельности и оригинальности

Качество оформления 0-10

1.3. Аккуратность Небрежность в оформлении При наличии последовательности отмечается небрежность в оформлении Аккуратность в оформлении

1.4. Последовательность и стиль изложения Последовательность изложения нарушена Прослеживается последовательность, стиль изложения материала соответствует содержанию дисциплины

1.5. Наглядность Наглядность отсутствует Наглядность представлена частично Наглядность представлена в полном объеме

Рефлексия студента по ведению портфолио 0-20

1.6. Наличие общих выводов, идей, изложение собственных мыслей Наличие только общих выводов Наличие общих выводов и идей, предложенных при обсуждении в микрогруппах Наличие общих выводов, идей, изложение собственных мыслей, анализ полезности портфолио для себя

4.2. Готовность к публичному обсуждению содержания портфолио Не готов к представлению обсуждения содержания портфолио Готов к обсуждению содержания портфолио с преподавателем Готов к публичной презентации содержания портфолио

0 - 31 31 - 70 71 - 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным этапом работы с бакалаврами по запуску технологии портфолио мы определили мотивацион-ный этап. Именно на нем проходила трудоемкая разъяснительная работа: определили цели формирования портфолио, его структурные элементы - рубрики, варианты учебных и творческих работ, обязательные и дополняющие работы; определили принципы и процесс оценки портфолио, форму презентации, обсуждения и оценки портфолио, его внешний вид. В качестве усиления мотивации студентов мы ввели подготовку портфолио в содержание рейтинговых заданий, за которые студент может получить 20 баллов. Итак, будущие бакалавры социальной работы формируют тематическое портфолио (были даны темы на выбор студентов) во время самостоятельной работы. Цель портфолио - на основе работы с различными источниками и видами информации отобрать, систематизировать и проанализировать тематические данные и определить уровень разработанности темы в теории и практике управления социальной работой.

В качестве общих критериев оценки портфолио в совместной дискуссии со студентами нами сформулированы следующие:

- раскрытие темы портфолио;

- глубина анализа материала при решении профессиональных задач (подбор статей из периодической печати, подбор управленческих ситуаций, разработка тестовых заданий с целью самоконтроля и т.п.);

- уровень систематизации и интеграции изучаемого явления в единую профессиональную схему;

- наличие в работе собственных идей и предложений по решению профессиональных задач;

- собственная позиция при решении профессиональных задач;

- доказательность утверждений и обоснованность выводов;

- использование разнообразия методов научного исследования.

Было согласовано, что портфолио оценивается целиком, а не по рубрикам.

Стратегия разработки материалов для портфолио включала следующие виды заданий для студентов: сделать вырезки из газет и журналов по теме, познакомиться с фондом библиотеки ЧГУ по теме своего портфолио, подготовить библиографический список статей из научных профессиональных журналов «Социс», «Сотис», «Социальная педагогика и социальная работа», познакомиться с сайтом Комитета по социальной защите населения г. Череповца, разработать карту методов научного исследования, адекватных теме портфолио; разработать программу эмпирического исследования управленческой ситуации и т. п.

Мониторинг систематичности и качества работы студентов с портфолио осуществлялся в ходе индивидуальных консультаций, элементы портфолио использовались на практических аудиторных занятиях, допускалось непродолжительное обсуждение представленных студентами материалов портфолио. По

мере овладения обучающимися содержанием дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» мы постепенно увеличивали долю самостоятельной работы студентов над портфолио, отказываясь от формы дискуссии и увеличивая долю контроля за выполнением работы в сравнении с консультациями.

В качестве примера приведем структуру и содержание тематического портфолио по теме «Принципы управления в социальной работе». В качестве обязательных структурных компонентов данного портфолио выступали: сопроводительное письмо студента с определением цели, предназначения и краткого описания сути портфолио, оглавление с перечислением разделов портфолио и резюме как элемент самоанализа и определения перспектив на ближайшее будущее в собственном профессиональном развитии. В качестве дополнительных элементов студент включил в портфолио список литературы и приложения, где зафиксированы стенограммы экспертного опроса специалистов органов управления социальной работой в Вологодской области.

Содержание портфолио по этой теме включало пять основных разделов:

— раздел 1 - «Принципы управления в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе»;

— раздел 2 - «Принципы и методы управления в соответствии со стилем управления»;

— раздел 3 - «Контрольно-измерительные материалы»;

— раздел 4 - «Управленческие ситуации и технология их разрешения»;

— раздел 5 - «Эмпирическое исследование реализации принципов, методов и стилей управления в КДН Бабаевского муниципального района».

Каждый раздел включал несколько рубрик, например: органайзер, включающий таблицы, графики и диаграммы, который систематизирует в нашем случае практический материал (примеры решений управленческой задачи, обработанные и интерпретированные данные эмпирического исследования); схемы комплексно-целевых программ в управлении учреждением социальной работы; самооценка по итогу выполненной работы; отчеты об интервьюировании администраторов учреждений социальной работы.

Средством оценивания мы выбрали трансфертный лист оценки портфолио, форма которого представлена в литературе [1]. Способом оценивания выступило интерактивное взаимодействие студент -преподаватель, студент - студент в рамках лекцион-но-семинарской формы обучения.

В заключении отметим, что внедрение данной технологии требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания образовательных достижений студентов; необходимым условием является готовность как преподавателя, так и студента принять эту технологию и освоить ее. Но наш опыт показывает, что безусловным ее преиму-

ществом является опора на положительный потенциал студента; направленность на сотрудничество преподавателя и студента с целью оценки достижений, вложенных сил и прогресса в освоении программы учебной дисциплины.

Литература

1. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. - М., 2013.

УДК 721.011+372.25

Н.В. Дорофеюк, Ю.О. Костина

МАКЕТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Макетирование развивает основы понимания архитектурного пространства. Учебный макет дает студентам представление об одном из методов объемно-пространственного выражения архитектурной идеи. Макет обеспечивает наглядность, позволяет менять точку зрения при осмотре, анализировать особенности фасадов и плана созданных форм. Выполнение макетов развивает собственный творческий подход к работе и пространственное воображение.

Архитектурное творчество, классификация макетов, учебный макет, создание объемно-пространственной композиции, приемы макетирования, анкетирование студентов.

Modeling is developing the bases of understanding of architectural space. An educational model gives the students the picture of one of the methods of spatial expression of an architectural idea. The model provides visualization, allows changing the point of view at examination, to analyse the features of facades and the plan of the created forms. Executing the models develops one's own creative approach to work and spatial imagination.

Architectural work, classification of models, educational model, creation of spatial composition, techniques of modeling, students' survey.

Архитектурные сооружения соединяют в себе результат строительной деятельности и художественного творчества. С одной стороны, технология, организация производства, с другой, - искусство создания пространственных форм.

Архитектурное творчество - это особый мир со своими законами, среди которых важное место принадлежит законам формообразования. В практической деятельности архитектор часто сталкивается с необходимостью разработки пластики различных поверхностей, проектируемых архитектурных структур и объемов. В процессе творчества архитектор постоянно анализирует и выбирает образ будущего сооружения, комбинирует определяющие его формы и элементы.

На первом курсе обучения студентам направления «Дизайн архитектурной среды» необходимо заложить основы понимания архитектурного пространства. Это осуществляется в рамках дисциплины «Основы архитектурно-дизайнерского проектирования» и «Начертательная геометрия» с использованием, в том числе, макетного проектирования. Главная цель на первом этапе обучения - подготовить студентов к решению проектных задач с использованием не только ортогональных и аксонометрических проекций, но и макетного метода, объемно-пространственного конструирования, индивидуального творческого подхода. Это позволяет получить представление о закономерностях восприятия объектов в натуре, на масштабных моделях.

Макет известен с древних времен. Слово «макет» в переводе с итальянского и французского (macchietta, maquette) означает набросок, т.е., предварительный образец, модель. Макет - это копия пространственного объекта в уменьшенном масштабе. Основная цель макетирования - наглядное представление проектируемого, строящегося, существующего здания или любого другого архитектурного сооружения или группы сооружений. Архитектурный макет - это наиболее реалистичный и полный способ представления объекта. Пространственная объемность макета создает эффект присутствия вблизи реального объекта.

Считается, что древние зодчие работали не с чертежами, а создавали свои сооружения при помощи макета. С давних времен миниатюрный образ использовался для проверки архитектурных и конструктивных решений, поиска совершенного облика и оптимальной структуры задуманного объекта. В то же время одной из основных функций макета была демонстрация будущей конструкции.

Трипольские макеты жилья и культовых сооружений считаются самыми древними из сохранившихся. Они обнаружены в раскопках на территории Украины и датируются VI - III тыс. до н.э. Модели домов и храмов находят в раскопках древнего Египта и Месопотамии (X - V вв. до н.э.). На применении макетов в древней Греции для оценки архитектурных и конструктивных параметров сооружений указывают свидетельства Аристотеля и Архимеда (IV - II вв. до н.э).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.