как к чему-то надежному в российской выборке связано, на наш взгляд, с макроэкономической нестабильностью, которой отличается Россия. Кроме того, изменения на фондовых и валютных рынках современного общества приводят к смене представлений о деньгах как о величине постоянной, незыблемой, нерушимой. Вместе с этим, такая личностная особенность предпринимателей как склонность к риску, описанная классиками экономической теории [4], не способствует формированию установок к деньгам как к переменной, с которой необходимо осторожно обращаться.
Обобщая полученные результаты, следует отметить, что экономико-психологическим характеристикам личности современного предпринимателя свойственно существенное своеобразие, что отличает его от других социальных групп.
Литература
1. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 4. С. 99 - 101.
2. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. № 2.
3. Журавлев А. Л., Журавлева Н.А. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: состояние и перспектива исследований: Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28 - 29 января 2002 г. М., 2002. Ч. 5.
4. Психология предпринимательства: Хрестоматия: Учебное пособие для факультетов психологических, экономических и менеджмента. Самара, 2007.
5. ФернамА., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /Под общ. ред. А. Алексеева. СПб., 2005.
6. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С. 32 - 49.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вострикова А. С.
Проблема адаптации человека к условиям жизнедеятельности изучается с различных теоретических позиций. Термин “адаптация” используется в психологии в узком и широком значении. Узкое понимание этого термина рассматривает адаптацию как процесс определенной специфической реакции, которая характеризует изменение какой-либо чувствительности индивидуума. В широком значении адаптация является общей реакцией индивида на приспособление, проходящее на основе какой-либо психофизиологической системы, отражающей отношение равновесия организма с окружающей средой [5].
Системный подход рассматривает жизнедеятельность индивидуальности как функционирование сложноорганизованной си© Вострикова А.С., 2010
стемы, состоящей из комплекса элементов. Такая система не может не быть адаптивной, более того, в данном подходе адаптивность представлена как атрибутивное свойство, функциональный признак сложной системы (П.К. Анохин, Л. Берталанфи и другие). Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но, главным образом, в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: биологическую (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий), физиологи-
ческую (взаимодействие различных систем организма), психологическую (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний), социально-психологическую (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, к новым условиям деятельности). Различные виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно.
Процесс адаптации к новым условиям ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.
Особое значение имеют исследования, изучающие процесс адаптации к экстремальным условиям. Исследователями в экстремальных условиях выявлена взаимосвязь процесса адаптации с исходным функциональным состоянием организма, конституциональными характеристиками, общеличностной и волевой подготовкой, доминирующим эмоциональным типом реагирования, сроком адаптации (Л.А. Ки-таев-Смык, Е.Ф. Василюк, В.И. Лебедев,
О.Н. Кузнецов, В.М. Лыткин.).
В контексте психологии способностей (А.Г. Ковалев, В.Н. Дружинин, В.П. Озеров) адаптация рассматривается как единая способность приспособления к окружающей действительности в целостном понимании психической активности, интегральный характер проявления которой осуществляется в единстве функционирования восприятия, мышления, воли, памяти, психомоторных проявлений.
Социализирующее воздействие группы на личность в дальнейшем обеспечивает ее адаптацию в других группах и в более широкой социальной общности. (Р.Л. Кричев-ский, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.И. Донцов, А.Н. Леонтьев). Но на различных жизненных этапах процесс социально-психологической адаптации имеет различное содержательное наполнение. Так адаптация ребенка обусловлена стремлением к установлению общности со средой, но в процессе дальнейшего развития она обусловлена стремлением к обособлению и автономнос-
ти, что связано с проявлением потребности в самоактуализации (К. Гольдштейн, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, З.И. Рябикина).
Высокая степень социально-психологической адаптации субъекта в социуме предполагает его приспособленность к условиям среды, при которой он не испытывает внутреннего дискомфорта, в то же время он способен к самореализации, реализации своего неповторимого экзистенциального смысла, делая в жизни свой выбор, строя свои уникальные отношения с миром [3].
Ученые предполагают, что набор функциональных состояний у всех людей одинаков (он задается генетически), но имеются существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, что обусловливает особенности деятельности. Следовательно, регуляция -это свойство индивида, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям [4].
В качестве критериев социально-психологической адаптации к новому пространству также рассматриваются: интеграция с группой, эмоциональный комфорт, адекватность осознания индивидуального статуса в группе, включенность в деятельность (О.И. Зотова, Л.В. Корель, И.К. Кряжева,
Н.А. Нестеренко).
Психическая дезадаптация возникает в том случае, если личность не может уйти от психотравмирующей ситуации или изменить ее. В таком случае возможно чрезмерное усиление механизмов интрапсихичес-кой адаптации, что приводит к снижению продуктивности деятельности, неконструктивной стратегии приспособления, росту напряжения, тревоги [1].
Составляющими психологической дезадаптации субъекта являются неприятие себя и других; ощущение эмоционального дискомфорта, более выраженного, чем у адаптивных; ожидание враждебности по отношению к себе; наличие внешнего контроля поведения и другие. Наиболее значимые различия при высокой и низкой степени адаптивности отмечаются по шкале эмоционального комфорта-дискомфорта. У де-задаптивных личностей отмечаются частые состояния вялости, грусти, раздражительности, тревоги, скуки, гнева, вспыльчивости. Дезадаптивные более склонны к непринятию других, конфликтному поведению.
Подобные паттерны поведения психологами расцениваются как характерологические и патохарактерологические реакции активного или пассивного протеста [6].
Неприятие себя дезадаптивным указывает на заниженное чувство собственной ценности (негативную “Я-концепцию”) или на ожидание негативного отношения к себе со стороны значимых людей (негативный “Я-образ”). Данное состояние может быть как следствием невротизации, так и результатом грубых ошибок воспитания. Де-задаптивные субъекты характеризуются ожиданием внешнего контроля. Подобное ожидание говорит о пассивной жизненной позиции, несформированности навыков самоконтроля, ситуационной обусловленности поведения [6].
Для подростков характерно возникновение длительных, стойких отрицательных эмоций в ситуации фрустрации актуальных потребностей при компенсации за счет ухода от действительности во внутренний мир. Для таких подростков характерна эмоциональная холодность и неадекватность эмоций, своеобразие восприятия и суждений, избирательность или поверхностность контактов, эгоизм и обидчивость, тревожность. В силу своеобразия как познавательной сферы, так и особенностей общения, такие подростки, несомненно, испытывают трудности в адаптации, что в ряде случаев приводит к дезадаптации. При этом, как отмечает Ф.Б. Березин, невозможность контролировать свои контакты и своеобразие мышления может привести подростка в девиантные группы.
Анализ исследований, посвященных процессу адаптации субъекта к различным условиям жизнедеятельности, показал следующее:
• адаптация является общей реакцией на приспособление индивида к условиям окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели при сохранении физического и психического здоровья, выделение различных видов и уровней адаптации служит целям научного анализа и описания этого явления;
• адаптация выступает в качестве системообразующего фактора, регулирующего и организующего процесс адаптации; явля-
ется целью, связанной с ведущей потребностью;
• особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, который обеспечивает совершенство механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;
• критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим личностным потенциалом, субъективное чувство самоуважения;
• процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, длительность которой связана с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств;
• в экстремальных условиях выявлена взаимосвязь процесса адаптации с исходным функциональным состоянием организма, конституциональными характеристиками, сроком адаптации, общеличностной и волевой подготовкой, доминирующим эмоциональным типом реагирования;
• по отношению к образовательной среде в психологии в большей степени исследуется проблема школьной дезадаптации в возрастном диапазоне, по отношению к студенческому возрасту в основном исследуются вопросы социально-психологической адаптации/дезадаптации, связанные с миграционными процессами, различными культурами, статусом образовательных учреждений и другими внешними факторами.
Литература
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
2. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
3. Нестеренко Н.А. Социально- психологическая адаптация молодых учителей к педагогической деятельности: Автореф. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 1999.
4. Паршина ТО. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 100 - 106.