Научная статья на тему 'Индивидуально-личностные аспекты адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности'

Индивидуально-личностные аспекты адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ADAPTATION / PERSONAL DEVELOPMENT / SOCIAL MALADJUSTMENT / INTERPERSONAL ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вострикова Анна Сергеевна

Описывается процесс адаптации человека к условиям жизнедеятельности, рассматриваются его виды, особенности, критерии и факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human adaptation to different conditions in life: Personal aspects

The study explores processes of adaptation to conditions existing or emerging in human life sand activity, and identifies its types, characteristics, criteria and factors.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-личностные аспекты адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности»

как к чему-то надежному в российской выборке связано, на наш взгляд, с макроэкономической нестабильностью, которой отличается Россия. Кроме того, изменения на фондовых и валютных рынках современного общества приводят к смене представлений о деньгах как о величине постоянной, незыблемой, нерушимой. Вместе с этим, такая личностная особенность предпринимателей как склонность к риску, описанная классиками экономической теории [4], не способствует формированию установок к деньгам как к переменной, с которой необходимо осторожно обращаться.

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что экономико-психологическим характеристикам личности современного предпринимателя свойственно существенное своеобразие, что отличает его от других социальных групп.

Литература

1. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 4. С. 99 - 101.

2. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. № 2.

3. Журавлев А. Л., Журавлева Н.А. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: состояние и перспектива исследований: Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28 - 29 января 2002 г. М., 2002. Ч. 5.

4. Психология предпринимательства: Хрестоматия: Учебное пособие для факультетов психологических, экономических и менеджмента. Самара, 2007.

5. ФернамА., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /Под общ. ред. А. Алексеева. СПб., 2005.

6. Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С. 32 - 49.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вострикова А. С.

Проблема адаптации человека к условиям жизнедеятельности изучается с различных теоретических позиций. Термин “адаптация” используется в психологии в узком и широком значении. Узкое понимание этого термина рассматривает адаптацию как процесс определенной специфической реакции, которая характеризует изменение какой-либо чувствительности индивидуума. В широком значении адаптация является общей реакцией индивида на приспособление, проходящее на основе какой-либо психофизиологической системы, отражающей отношение равновесия организма с окружающей средой [5].

Системный подход рассматривает жизнедеятельность индивидуальности как функционирование сложноорганизованной си© Вострикова А.С., 2010

стемы, состоящей из комплекса элементов. Такая система не может не быть адаптивной, более того, в данном подходе адаптивность представлена как атрибутивное свойство, функциональный признак сложной системы (П.К. Анохин, Л. Берталанфи и другие). Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но, главным образом, в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.

В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: биологическую (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий), физиологи-

ческую (взаимодействие различных систем организма), психологическую (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний), социально-психологическую (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, к новым условиям деятельности). Различные виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно.

Процесс адаптации к новым условиям ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.

Особое значение имеют исследования, изучающие процесс адаптации к экстремальным условиям. Исследователями в экстремальных условиях выявлена взаимосвязь процесса адаптации с исходным функциональным состоянием организма, конституциональными характеристиками, общеличностной и волевой подготовкой, доминирующим эмоциональным типом реагирования, сроком адаптации (Л.А. Ки-таев-Смык, Е.Ф. Василюк, В.И. Лебедев,

О.Н. Кузнецов, В.М. Лыткин.).

В контексте психологии способностей (А.Г. Ковалев, В.Н. Дружинин, В.П. Озеров) адаптация рассматривается как единая способность приспособления к окружающей действительности в целостном понимании психической активности, интегральный характер проявления которой осуществляется в единстве функционирования восприятия, мышления, воли, памяти, психомоторных проявлений.

Социализирующее воздействие группы на личность в дальнейшем обеспечивает ее адаптацию в других группах и в более широкой социальной общности. (Р.Л. Кричев-ский, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.И. Донцов, А.Н. Леонтьев). Но на различных жизненных этапах процесс социально-психологической адаптации имеет различное содержательное наполнение. Так адаптация ребенка обусловлена стремлением к установлению общности со средой, но в процессе дальнейшего развития она обусловлена стремлением к обособлению и автономнос-

ти, что связано с проявлением потребности в самоактуализации (К. Гольдштейн, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, З.И. Рябикина).

Высокая степень социально-психологической адаптации субъекта в социуме предполагает его приспособленность к условиям среды, при которой он не испытывает внутреннего дискомфорта, в то же время он способен к самореализации, реализации своего неповторимого экзистенциального смысла, делая в жизни свой выбор, строя свои уникальные отношения с миром [3].

Ученые предполагают, что набор функциональных состояний у всех людей одинаков (он задается генетически), но имеются существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, что обусловливает особенности деятельности. Следовательно, регуляция -это свойство индивида, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям [4].

В качестве критериев социально-психологической адаптации к новому пространству также рассматриваются: интеграция с группой, эмоциональный комфорт, адекватность осознания индивидуального статуса в группе, включенность в деятельность (О.И. Зотова, Л.В. Корель, И.К. Кряжева,

Н.А. Нестеренко).

Психическая дезадаптация возникает в том случае, если личность не может уйти от психотравмирующей ситуации или изменить ее. В таком случае возможно чрезмерное усиление механизмов интрапсихичес-кой адаптации, что приводит к снижению продуктивности деятельности, неконструктивной стратегии приспособления, росту напряжения, тревоги [1].

Составляющими психологической дезадаптации субъекта являются неприятие себя и других; ощущение эмоционального дискомфорта, более выраженного, чем у адаптивных; ожидание враждебности по отношению к себе; наличие внешнего контроля поведения и другие. Наиболее значимые различия при высокой и низкой степени адаптивности отмечаются по шкале эмоционального комфорта-дискомфорта. У де-задаптивных личностей отмечаются частые состояния вялости, грусти, раздражительности, тревоги, скуки, гнева, вспыльчивости. Дезадаптивные более склонны к непринятию других, конфликтному поведению.

Подобные паттерны поведения психологами расцениваются как характерологические и патохарактерологические реакции активного или пассивного протеста [6].

Неприятие себя дезадаптивным указывает на заниженное чувство собственной ценности (негативную “Я-концепцию”) или на ожидание негативного отношения к себе со стороны значимых людей (негативный “Я-образ”). Данное состояние может быть как следствием невротизации, так и результатом грубых ошибок воспитания. Де-задаптивные субъекты характеризуются ожиданием внешнего контроля. Подобное ожидание говорит о пассивной жизненной позиции, несформированности навыков самоконтроля, ситуационной обусловленности поведения [6].

Для подростков характерно возникновение длительных, стойких отрицательных эмоций в ситуации фрустрации актуальных потребностей при компенсации за счет ухода от действительности во внутренний мир. Для таких подростков характерна эмоциональная холодность и неадекватность эмоций, своеобразие восприятия и суждений, избирательность или поверхностность контактов, эгоизм и обидчивость, тревожность. В силу своеобразия как познавательной сферы, так и особенностей общения, такие подростки, несомненно, испытывают трудности в адаптации, что в ряде случаев приводит к дезадаптации. При этом, как отмечает Ф.Б. Березин, невозможность контролировать свои контакты и своеобразие мышления может привести подростка в девиантные группы.

Анализ исследований, посвященных процессу адаптации субъекта к различным условиям жизнедеятельности, показал следующее:

• адаптация является общей реакцией на приспособление индивида к условиям окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели при сохранении физического и психического здоровья, выделение различных видов и уровней адаптации служит целям научного анализа и описания этого явления;

• адаптация выступает в качестве системообразующего фактора, регулирующего и организующего процесс адаптации; явля-

ется целью, связанной с ведущей потребностью;

• особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, который обеспечивает совершенство механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

• критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим личностным потенциалом, субъективное чувство самоуважения;

• процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, длительность которой связана с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств;

• в экстремальных условиях выявлена взаимосвязь процесса адаптации с исходным функциональным состоянием организма, конституциональными характеристиками, сроком адаптации, общеличностной и волевой подготовкой, доминирующим эмоциональным типом реагирования;

• по отношению к образовательной среде в психологии в большей степени исследуется проблема школьной дезадаптации в возрастном диапазоне, по отношению к студенческому возрасту в основном исследуются вопросы социально-психологической адаптации/дезадаптации, связанные с миграционными процессами, различными культурами, статусом образовательных учреждений и другими внешними факторами.

Литература

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

2. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.

3. Нестеренко Н.А. Социально- психологическая адаптация молодых учителей к педагогической деятельности: Автореф. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 1999.

4. Паршина ТО. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 100 - 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.