И.В. Сегал
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ
В статье раскрываются основные положения индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3—4 лет средствами подвижных игр. Рассматриваются особенности организации и проведения подвижных игр у детей 3—4 лет. А также предлагаются результаты исследования двигательных способностей детей 3—4 лет.
В настоящее время в системе образования Российской Федерации приоритетными направлениями современного дошкольного образования является реализация принципов развивающего обучения. Это обусловлено формированием в дошкольном детстве значительного количества жизненно важных умений и навыков, в том числе и реализации двигательных способностей. Поэтому занятия по физической культуре в ДОУ у детей 3-4 лет являются важной ступенью этого процесса.
Подвижные игры, решая задачи развития двигательных способностей у детей 3-4 лет, способствуют формированию локомоторных функций, направлены на совершенствование внимания, пространственных и временных ориентировок, умения действовать индивидуально и коллективно. И именно на основе неоднократных повторений двигательных действий игра реализует принцип деятельности, помогает развивать у младших дошкольников способность выполнять многие изучаемые движения в целом, законченном виде. Однако в силу известных факторов, младшие дошкольники не могут сами организовывать игру, но и в организованной игре принимают участие с низкой эмоциональной отдачей.
Важным моментом является подбор подвижных игр доступных и заинтересовывающих детей 3-4 лет, их разучивание и выполнение. Решение этих проблем возможно при разработке комплексного применения подвижных игр для развития двигательных способностей детей в процессе физического воспитания в ДОУ.
Высоким педагогическим потенциалом, по нашему мнению, обладает индивидуально-дифференцированный подход к развитию двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр. Данный подход основан на принципах развивающего обучения. Данные принципы, как исходные положения осуществления педагогической деятельности являются основополагаю-
щими на пути повышения эффективности всего педагогического процесса, направленного на развитие двигательных способностей детей 3-4 лет.
Методы и приемы, использования индивидуально-дифференцированного подхода, являются общепедагогическими и выражаются в системе действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения. Особенностью подхода является наличие определенных условий, без которых невозможна его реализация:
- мониторинг индивидуального развития двигательных способностей детей;
- определение эффективности влияния индивидуально-дифференцированного подхода средствами подвижных игр;
- определение условий педагогического воздействия на каждого ребенка;
- предоставление возможности для поэтапного раскрытия и реализации двигательных способностей каждого ребенка.
Основными правилами использования индивидуально-дифференцированного подхода является:
1. Работа, проводимая с группой детей, должна ориентироваться на развитие каждого ребенка, учитывать его индивидуальные качества.
2. Необходим постоянный поиск способов коррекции поведения каждого ребенка.
3. Успех воспитательного воздействия при работе с одним ребенком не должен негативно влиять на развитие и воспитание других.
Практика показывает, что индивидуально-дифференцированный подход к развитию двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижной игры предполагает определение направления развития каждого ребенка; выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям; включение ребенка в игровую деятельность с учетом особенностей каждого, выявления его задатков, предоставление
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
© И.В. Сегал, 2008
возможности для поэтапного раскрытия и реализации способностей.
Что касается методики организации и проведения самих подвижных игр, в ходе исследования научно-методической литературы нами было определено, что у детей 3-4 лет организуются элементарные по содержанию и правилам подвижные игры, в которых дети выполняют не сложные правила и двигательные задания при непосредственном участии воспитателя. Так, проводимые подвижные игры с сюжетным характером отражают условный, жизненный и сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, мышку, воробышка, мячик и др. Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становится более разнообразным. Основным содержанием таких подвижных игр является воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта различных видов, предметной деятельности людей. В играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм (кубы, кружки, квадраты), задания на различение основных цветов, звуков.
В ходе исследования была определена предварительная работа по организации подвижных игр для детей 3-4 лет, которая включает в себя:
- выбор подвижных игр для занятия по физической культуре у детей 3-4 лет в ДОУ, где необходимо учитывать: основные задачи занятия, особенности развития детей 3-4 лет, их физическую подготовленность, количество, место проведения (спортивный зал, площадка на улице), наличие необходимого инвентаря;
- подготовку места проведения игр, которое должно быть подготовлено заранее: ограждено место игры от «травмоопасного» оборудования, убраны не используемые на данном занятии атрибуты и инвентарь (чтобы внимание детей не рассеивалось), в зале выполнена влажная уборка и проветривание, при необходимости нанесена необходимая разметка;
- подготовку необходимого для игры инвентаря, масок, костюмов, игрушек, кукол бибабо, иллюстраций, необходимого музыкального материала (в виде нот, если имеется аккомпаниатор и подходящей аудио записи), песен, прибауток, выбор литературного материала, сказок, стихов, потешек, приговорок (данный материал, для удобства в использовании, может быть представлен в виде карточек);
- предварительный анализ подготавливаемых игр, где воспитатель, готовясь к игре, обдумывает ход игры, расположение и возможные перемещения детей в течение игры, распределение ролей, возможные варианты организации поведения детей в течение игры и ее финала.
Подготовка к игре имеет большое значение для успешного ее проведения. Объяснять игру необходимо, предварительно разместив детей в исходное положение перед игрой. Воспитатель сам распределяет роли, где ведущую роль поначалу отводит себе, а по мере усвоения игры передает детям. Количество ролей в играх незначительно (1-3). Перед объяснением воспитателю необходимо смативировать детей, заинтересовать игрой. Например: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости! Красивый, разноцветный мяч! Он очень хочет, чтобы мы с ним поиграли! Поиграем с мячиком! Ну, тогда скорее бегите ко мне!». Само объяснение игры и правил игры ведется непосредственно по ходу игры. В игре должно быть небольшое количество заданий (1-2 поначалу, 3-4 когда дети усвоили предыдущие) и правил (1-2 поначалу и 3-4 когда дети легко выполняют предыдущие). Объяснение игры должно быть выразительным, эмоциональным (интонацией четко выделяется задание и определяются правила), одновременно воспитатель наглядно демонстрирует правильное выполнение заданий.
Правила игры нередко сводится к выполнению определенного задания по сигналу, и ограничениям по зрительным ориентирам. Объяснение сюжетной игры может быть в виде маленькой сказки с демонстрацией иллюстраций и персонажей в виде кукол бибабо, игрушек. Рассказ воспитателя не должен быть продолжительным и содержащим сложные речевые обороты, слова непонятные ребенку в 3-4 года. Объяснение должно выстраивается только на образах понятных детям, в соответствии с характером данного образа используется необходимый музыкальный аккомпонимент. Также при объяснении используются определенные связанные по смыслу игры речитативы, стихотворения, потешки, тексты сказок, которым также задает темп и характер соответствующее музыкальное сопровождение. По ходу объяснения воспитатель определяет сигнал для начала и для заключения игровых действий, особое внимание уделяется ограничениям, присутствующим в игре.
В ходе игры воспитатель не только сам активно участвует в игровых действиях, но и следит за
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
53
35,00%
30,00%
25,00%
20,00%
15,00%
10,00%
5,00%
0,00%
констатирующий формирующий
этап этап
Рис. Показатели прироста физических качеств у детей 3-4 лет участвующих в опытно-поисковой работе
Г
, }
правильностью выполнения двигательных заданий и правил игры, создает условия для успешного их выполнения (воспитатель при необходимости напоминает задания и правила игры, дополнительно мотивирует детей. Все действия по отношению к детям должны быть очень корректными и доброжелательными. Нельзя ребенка заставлять и тем более наказывать за невыполнение задания. В возрасте 3-4 лет ребенка очень легко заинтриговать, что вызовет интерес к дальнейшему выполнению заданий. Например: «Ванечка, скорей, скорей занимай свой вагончик, поезд уже отправляется в очень загадочное путешествие» или «Ванечка, я знаю ты самый быстрый и поэтому быстро займешь свое место в поезде». Каждому ребенку необходимо знать, что он в чем-то самый лучший, неповторимый, поэтому воспитатель не должен скупиться на похвалу, даже за самые небольшие достижения. Особенно это важно, если ребенок начал себя проявлять инициативу и творчество: «Ванечка, ты и правда очень похож на зайчика - так хорошо прыгаешь!» или «Какой, Ваня, молодец помог Машеньке занять свое место в поезде!». Вначале обучения нежелательно выбывание детей из игры (выбывание часто предусмотрено правилами игры), поэтому воспитателю важно создать условия для успешного выполнения задания всеми детьми: «Скорей, скорей убегайте к курочке, а то лисичка догоняет, догоняет, догоняет (и не может догнать)!». В заключении игры необходимо похвалить всех ребят, одновременно выделяя каждого поименно: «Вы такие быстрые и Ваня, и Катя, и Петя, и Саша, и Гриша, что вас никак не поймать ни Сережу, ни Дашу, ни Кирюшу, молодцы!».
Использование методики индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр на занятиях по физической культуре
в ДОУ требует от воспитателя не только знаний психологических, анатомо-физиологических особенностей развития детей 3-4 лет, но и знание основ методики физического воспитания детей данной возрастной группы. Индивидуально-дифференцированный подход к развитию двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр должен выстраивается на фундаментальных знаниях, что позволит педагогу творчески подходить к решению любой поставленной в игре задачи.
Нами была проведена опытно-поисковая работа, направленная на исследование влияния индивидуально-дифференцированного подхода подвижных игр на развитие двигательных способностей детей 3-4 лет, которая проходила в два этапа: констатирующий и формирующий. На констатирующем этапе двигательные способности детей развивались согласно традиционной системе физического воспитания в ДОУ (типовой программе). На формирующем этапе планировалась работа по развитию двигательных способностей у детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре, с учетом использования индивидуально-дифференцированный подхода. По нашему мнению, предлагаемый подход, максимально учитывает особенности и потребности в развитии двигательных способностей каждого ребенка.
Показательным результатом развития двигательных способностей детей этого возраста служит прирост показателей физических качеств за период подготовки в течение всего учебного года. Нами было проведено тестирование детей 3-4 лет в беге на 10 м с ходу, прыжке в длину с места, метании мешочка весом 150 грамм правой и левой рукой. Показатели прироста физических качеств на констатирующем и формирующем этапах представлены на рисунке.
Из рисунка, видна положительная динамика прироста показателей физических качеств у де-
54
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
тей 3-4 лет. Причем на формирующем этапе она оказалась намного выше, чем на констатирующем. Так, прирост показателей физических качеств у детей 3-4 лет на констатирующем этапе составил 21,5%, а на формирующем 33,1%. Эти показатели служат доказательством положительного влияния индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр на занятиях по физической культуре в ДОУ.
Эмпирические данные проведенной опытнопоисковой работы дают основание утверждать, что эффективность процесса развития двигательных способностей детей 3-4 лет заметно повы-
шается в результате использования индивидуально-дифференцированного подхода. Это доказывает, что использование индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей средствами подвижных игр у детей 3-4 лет является целесообразным. И данный подход может быть использован на занятиях по физической культуре в ДОУ
Библиографический список
1. Кожухов а Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос, 2003. - 192 с.
В.В. Сохранов, М.В. Баранов, Е.М. Баранова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В статье анализируются социальные и педагогические предпосылки эффективной деятельности педагогического университетского комплекса в аспекте формирования у будущих педагогов профессиональных умений.
Функционирование и развитие системы образование неотъемлемо от функционирования и развития общества. Система образования - один из наиболее крупных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Тем более, система педагогического образования, которая непосредственно отвечает за реализацию национального проекта «Образование» и должна стать основой формирования педагога-профессионала.
Анализ научно-методической литературы показывает, что в качестве основы процесса образования современного педагога рассматривается его профессиональная социализация (Б.З. Вульфов, М.И. Рожков, Х.Г Тхагапсоев) «Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни» [1, с. 103].
Дальнейшее поступательное развитие общества во многом зависит от реформирования сис-
темы образования. Х.Г. Тхагапсоев ставит образование в центр осмысления и перспектив российского общества, поскольку «именно оно выступает как основной фактор обеспечения необходимого «культурного сдвига» - непременного условия обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности в России» [1, с. 103]. Исследователь подчеркивает роль образования не только как субъекта, но и объекта переосмысления, модернизации и реконструкции получения личностью профессиональных умений и позиции в целом.
Сложившаяся ситуация социально-экономического развития как в России в целом, так и в Пензенской области требует кардинальных изменений в системе образования, ее структурной перестройки. В настоящее время в регионах интенсивно исследуются вопросы регионализации, профилизации и интеграции образования.
В целях реализации системно-деятельностного и акмеологического подходов к проблемам образования в регионе, с учетом задач социально-экономического развития России, опираясь на отечественные исторические традиции создания «Университетских учебных округов», назрела
© В.В. Сохранов, М.В. Баранов, Е.М. Баранова, 2008 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008
55