Научная статья на тему 'Развитие двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр'

Развитие двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1509
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / MOTOR CAPABILITY / ACTIVE OUTDOOR GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сегал Ирина Васильевна

В статье раскрываются основные положения развития двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр. Рассматриваются особенности организации и проведения подвижных игр у детей 3-4 лет. А также предлагаются результаты исследования двигательных способностей детей 3-4 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сегал Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor education of children of 3-4 years by means of active outdoor games

The article gives fundamentals of motor education of children of 3-4 years by means of active outdoor games. The peculiarities of organization and holding of active outdoor games with children of 3-4 years are examined. The results of the children motor capability research are given.

Текст научной работы на тему «Развитие двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр»

УДК 613.7

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

И.В. Сегал Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье раскрываются основные положения развития двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр. Рассматриваются особенности организации и проведения подвижных игр у детей 3-4 лет. А также предлагаются результаты исследования двигательных способностей детей 3-4 лет.

Ключевые слова: двигательные способности, подвижные игры.

Признание обществом самоценности детства, государственная демографическая политика предполагает обновление содержания дошкольного образования. В «Федеральной программе развития образования» подчеркивается необходимость создания в дошкольном образовании «условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста». В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» оговаривается не только необходимость создания образовательной среды, способствующей развитию ребенка, но и сохранения его индивидуальности.

В связи с этим социально-педагогическую значимость приобретает поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению - изначальной основы познания окружающего мира ребенком и способности действовать в нем. А двигательные способности детей будут определяться как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей ребенка.

По определению отечественных психологов [2, 9], игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений [3]. Многие исследователи [1, 7, 8] констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формированием положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Именно игры, роль которых очень велика, являются главными не только в пополнении двигательного опыта, но и средством социальной и физиологической адаптации, ведущими к развитию рефлексии, развитию

разносторонних способностей ребенка, что немаловажно и для здоровья ребенка.

Однако, на наш взгляд, подбор подвижных игр должен быть с учетом индивидуальных (интеллектуальных, творческих, физических) способностей детей и исходя из данных физического развития каждого ребенка, а задания в игре должны быть соответственно дифференцированы. Обучение необходимо выстраивать поэтапно, в зависимости от возможностей детей 3-4 лет к развитию. А данные вопросы в научной литературе освещены недостаточно.

В ходе опытно-поисковой работы, проведенные наблюдения привели нас к необходимости создания и исследования возможностей развития двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижной игры, что предполагает в свою очередь определение индивидуального направления развития каждого ребенка; выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям; включение ребенка в игровую деятельность с учетом особенностей каждого, раскрытие его задатков, предоставление возможности для поэтапного раскрытия и реализации способностей.

Далее в ходе педагогических наблюдений нами были определены методические приемы, необходимые для проведения подвижных игр на занятиях по физической культуре у детей 3-4 лет в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении). Но самым важным оказался сделанный нами вывод, что все предлагаемые методические приемы должны использоваться в совокупности и только тогда они начнут эффективно работать.

Первым важным методическим приемом при проведении подвижных игр является музыкальное сопровождение. Занятия, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

Сегал И.В.

Развитие двигательных способностей детей 3-4 лет ________________________средствами подвижных игр

Вторым необходимым методическим приемом является использование на занятиях в играх и игровых упражнениях речевок, стихов, потешек, имеющих положительную эмоциональную значимость для ребенка.

На протяжении всего дошкольного возраста очень важно сделать для детей интересным то, что они должны запомнить. Вот почему воспитатели используют картинки, игрушки и другие пособия [6]. Поэтому, третьим необходимым методическим приемом при проведении подвижных игр у детей 3—4 лет на занятиях по физической культуре является наличие наглядного показа в выполняемых упражнениях.

Поощрение является сильным мотивом к развитию для дошкольника [5]. Поэтому четвертым методическим приемом при проведении подвижных шр у детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре является поощрение и мотивация детей.

Пятым методическим приемом при проведении подвижных игр у детей 3-4 лет на занятиях по физической культуре является воспитание инициативы и творчества [4]. От соблюдения этого условия напрямую зависит развитие двигательной самостоятельности, а соответственно и развитие двигательных способностей.

Использование предлагаемой совокупности методических приемов, как показали наблюдения, улучшают восприятие двигательных заданий всеми детьми, а соответственно повышают эффективность выполнения движений в игре.

Уровень развития двигательных способностей детей в 3, 4 года, как известно, разный, и зависит как от наследственных, так и от воздействия сре-довых факторов. Таким образом, проводя подвижную игру у детей необходимо учитывать: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, а также индивидуальные особенности ребенка. А исходя из этих показателей необходимо:

- соответственно возможностям распределять роли игроков. В зависимости от игры выбирать не одного, а двух, трех ведущих (чтобы ведущие могли учиться друг у друга игровым действиям);

- в элементарных командных подвижных играх, необходимо в команде сочетать как сильных

игроков, так и слабых, но по ходу игры необходимо следить за успешностью выполнения игровых заданий всеми игроками, «проводя по движению» отдельных детей, мотивируя и направляя их;

- предлагать сильному игроку по ходу игры следить и помогать слабому;

- выделять и отмечать любые, даже незначительные успехи каждого ребенка;

- дифференцировать задания следующим образом: размещать игроков по «домикам» в зависимости от удаленности от ведущего; предлагать перепрыгнуть соответствующую возможностям ребенка высоту или длину (кому-то выше, кому-то ниже, кому-то ближе, кому-то дальше), то же и в метаниях, бросках и ловле, ползаниях и лазаниях;

- в подвижных играх детям создается ситуация успеха, в которой побеждают все.

Последовательное использование подвижных игр предполагает постепенное усвоение и закрепление детьми основных видов движений, развитие двигательных способностей. А дифференциация двигательных заданий в игре способствует индивидуальному развитию каждого ребенка.

Развитие двигательных способностей детей 3—4 лет связано со многими факторами, но напрямую зависит от развития физических качеств (быстроты, в качестве тестового упражнения предлагается бег на 10 м с хода; силы, которая определяется через развитие скоростно-силовых способностей, тестовым упражнением служит метание мешочка и прыжок в длину с места).

Нами была проведена опытно-поисковая работа, направленная на исследование влияния комплексного использования подвижных игр на занятиях по физической культуре на развитие двигательных способностей детей 3-4 лет, которая проходила в два этапа: констатирующий (2005-2006 гг.) и формирующий (2006-2007 гг.). В исследовании приняли участие 169 детей: констатирующий - 83 ребенка и формирующий - 86 детей. Данные показателей прироста физических качеств у детей 3—4 лет в ходе опытно-поисковой работы представлены на рисунке.

Из рисунка видна положительная динамика прироста показателей физических качеств у детей

20,00%

15,00%

10,00%

5,00%

0,00%

Ы$ щ

Щ

і

Щ "¿Ш

п —

^1

констатирующии

этап

формирующий

этап

Показатели прироста физических качеств у детей 3-4 лет, участвующих в опытно-поисковой работе в %

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 18

11

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

3-4 лет. Причем, на формирующем этапе она оказалась намного выше, чем на констатирующем. Так, прирост показателей физических качеств у детей 3—4 лет на констатирующем этапе составил 21,5 %, а на формирующем - 33,1 %. Эти показатели служат доказательством положительного влияния комплексного использования подвижных игр на развитие двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр на занятиях физической культурой в ДОУ.

Эмпирические данные проведенного исследования дают основание утверждать, что эффективность процесса развития двигательных способностей детей 3-4 лет заметно повышается в результате комплексного использования подвижных игр на занятиях по физической культуре. Это доказывает, что комплексное использование подвижных игр на занятиях по физической культуре является целесообразным, и может быть использовано инструкторами по физической культуре в ДОУ.

Литература

1. Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта для детей 3—4 лет: программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ / Л.Н. Волошина, ТВ. Куршюва. -Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. - С. 7-19.

2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психо-

логии / Л.С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. -С. 27-196.

3. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — С. 166.

4. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программнометодическое пособие / В. Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - С. 3-8.

5. Кулагина, ИЮ. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: пособие для студентов высших учебных заведений / В.Ю. Кулагина, В.Н. Колющий. — М.: ТЦ Сфера, 2004.-464 с.

6. Люблинская, A.A. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов / A.A. Люблинская. — М.: Просвещение, 1971. — 415 с.

7. Осокина, Т.И. Подвижные игры для малышей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. - М.: Просвещение, 1965. - 79 с.

8. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания, и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. -М.: Академия, 2001. — 368 с.

9. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эль-конин. — М.: Педагогика, 1978. —269 с.

Поступила в редакцию 5 июня 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.