Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
308
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Манакова Ярослава Александровна, Ногинов Максим Павлович

Увеличение продолжительности жизни населения актуализировало проблему обеспечения достойных условий жизнедеятельности, повышения качества жизни людей пожилого возраста. Качество жизни существенно зависит от состояния здоровья, на показатели которого у людей пожилого возраста действует множество факторов. Под воздействием этих факторов происходит снижение работоспособности, сужение круга общения, уменьшение числа социальных контактов и др. Анализ совокупности социально-демографических, психологических, экономических, физических и др. характеристик, присущих группе людей пожилого возраста, позволяет рассматривать занятия оздоровительной физической культурой как одно из оптимальных по многим параметрам (социально-коммуникативным, финансово-экономическим, психофизическим) средств поддержания здоровья людей пожилого возраста. Существенным образом действенность занятий физической культурой определяет мотивированность человека к двигательной активности. В свою очередь, мотивация зависит как от соответствия содержания занятий индивидуальным или групповым интересам, так и от возможностей человека (физических, психологических и пр.) осваивать это содержание. Ведущим методологическим основанием эффективной организации занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста представляется индивидуально-дифференцированный подход. Несмотря на достаточную теоретическую и практическую разработанность идей индивидуально-дифференцированного подхода в педагогике и психологии, остается дефицит научного знания в вопросах реализации его положений для организации занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста, что порождает научное противоречие. Целью нашего исследования стало определение форм, методов и содержания занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Манакова Ярослава Александровна, Ногинов Максим Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALLY DIFFERENTIATED CONTENT OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH ELDERLY PEOPLE

The increase in the life expectancy of the population has actualized the problem of ensuring decent living conditions and improving the quality of life of older people. The quality of life depends significantly on the state of health, the indicators of which in older people are influenced by many factors. Under the influence of these factors, there is a decrease in efficiency, a narrowing of the circle of communication, a decrease in the number of social contacts, etc. Analysis of the combination of socio-demographic, psychological, economic, physical and other characteristics inherent in the group of elderly people allows us to consider the occupation of health-improving physical culture as one of the optimal in many parameters (socio-communicative, financial, economic, psychophysical) means of maintaining the health of older people. In a significant way, the effectiveness of physical education classes determines a person's motivation for motor activity. In turn, motivation depends both on the correspondence of the content of classes to individual or group interests, and on the ability of a person (physical, psychological, etc.) to master this content. The leading methodological basis for the effective organization of health physical education classes with older people is an individually differentiated approach. Despite the sufficient theoretical and practical development of ideas of an individually differentiated approach in pedagogy and psychology, there remains a lack of scientific knowledge in the implementation of its provisions for organizing health-improving physical education classes with older people, which creates a scientific contradiction. The purpose of our research is to determine the forms, methods and content of health-improving physical education classes with older people basing on an individually differentiated approach.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

УДК 796.035.2-057.75 ББК 75.116 Х 15

С.А. Хазова

Кубанский государственный университет, кафедра общей и социальной педагогики, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Краснодар, Россия, snkhazova@gmail.com

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Краснодар, Россия, snkhazova@gmail.com

Я.А. Манакова

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Краснодар, Россия, snkhazova@gmail.com

М.П. Ногинов

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, магистратура направления подготовки «Физическая культура», факультет адаптивной и оздоровительной физической культуры, Краснодар, Россия, snkhazova@gmail.com

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

(Рецензирована)

Аннотация. Увеличение продолжительности жизни населения актуализировало проблему обеспечения достойных условий жизнедеятельности, повышения качества жизни людей пожилого возраста. Качество жизни существенно зависит от состояния здоровья, на показатели которого у людей пожилого возраста действует множество факторов. Под воздействием этих факторов происходит снижение работоспособности, сужение круга общения, уменьшение числа социальных контактов и др. Анализ совокупности социально-демографических, психологических, экономических, физических и др. характеристик, присущих группе людей пожилого возраста, позволяет рассматривать занятия оздоровительной физической культурой как одно из оптимальных по многим параметрам (социально-коммуникативным, финансово-экономическим, психофизическим) средств поддержания здоровья людей пожилого возраста. Существенным образом действенность занятий физической культурой определяет мотивированность человека к двигательной активности. В свою очередь, мотивация зависит как от соответствия содержания занятий индивидуальным или групповым интересам, так и от возможностей человека (физических, психологических и пр.) осваивать это содержание. Ведущим методологическим основанием эффективной организации занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста представляется индивидуально-дифференцированный подход. Несмотря на достаточную теоретическую и практическую разработанность идей индивидуально-дифференцированного подхода в педагогике и психологии, остается дефицит научного знания в вопросах реализации его положений для организации занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста,

что порождает научное противоречие. Целью нашего исследования стало определение форм, методов и содержания занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Ключевые слова: индивидуально-дифференцированный подход, оздоровительная физическая культура, люди пожилого возраста, индивидуально-дифференцированная организация занятий оздоровительной физической культурой.

S.A. Khazova

Kuban State University, Department of General and Social Pedagogy, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, Krasnodar, Russia, snkhazova@ gmail.com

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Department of Physical Education and Health Technologies, snkhazova@gmail.com

Ya.A. Manakova

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Department of Physical Education and Health Technologies, snkhazova@gmail.com

M.P. Noginov

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Physical Culture Magistracy direction of training, Faculty of Adaptive and Recreational Physical Culture, Krasnodar, Russia, snkhazova@gmail.com

INDIVIDUALLY DIFFERENTIATED CONTENT OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL EDUCATION CLASSES WITH ELDERLY PEOPLE

Abstract. The increase in the life expectancy of the population has actualized the problem of ensuring decent living conditions and improving the quality of life of older people. The quality of life depends significantly on the state of health, the indicators of which in older people are influenced by many factors. Under the influence of these factors, there is a decrease in efficiency, a narrowing of the circle of communication, a decrease in the number of social contacts, etc. Analysis of the combination of socio-demographic, psychological, economic, physical and other characteristics inherent in the group of elderly people allows us to consider the occupation of health-improving physical culture as one of the optimal in many parameters (socio-communicative, financial, economic, psychophysical) means of maintaining the health of older people. In a significant way, the effectiveness of physical education classes determines a person's motivation for motor activity. In turn, motivation depends both on the correspondence of the content of classes to individual or group interests, and on the ability of a person (physical, psychological, etc.) to master this content. The leading methodological basis for the effective organization of health physical education classes with older people is an individually differentiated approach. Despite the sufficient theoretical and practical development of ideas of an individually differentiated approach in pedagogy and psychology, there remains a lack of scientific knowledge in the implementation of its provisions for organizing health-improving physical education classes with older people, which creates a scientific contradiction. The purpose of our research is to determine the forms, methods and content of health-improving physical education classes with older people basing on an individually differentiated approach.

Keywords: individually differentiated approach, health-improving physical culture, elderly people, individually differentiated organization of health-improving physical culture classses.

При организации физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста особенно велика значимость опоры на положения индивидуально-дифференцированного подхода по сравнению с другими возрастными группами населения. Общее и одинаковое для всех содержание занятий, обеспечивая, возможно, научно-обоснованное воздействие на все системы и органы, еще не гарантирует достаточно гармоничного их развития. Это объясняется большой неоднородностью контингента, различием их склонностей, навыков, способностей, состояния здоровья и пр. [1, 2]. Необходима система определенных мер, обеспечивающих оздоровительное воздействие на каждого в оптимальном режиме с учетом выявленных индивидуальных особенностей [3, 4, 5].

Применительно к организации физкультурно-оздоровительной деятельности людей пожилого возраста индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса (отбор форм, методов и приемов), содержания деятельности (отбор содержания), построения системы (составление программ и планов) деятельности. Индивидуальный подход включает следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне: систематическое изучение каждого участника деятельности; постановка ближайших задач в работе с каждым; выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального воздействия; фиксация и анализ полученных результатов; постановка новых задач [6, 7, 8, 9].

С психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация социально-педагогических процессов, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого занимающегося. Основаниями для

дифференциации служат психофизиологические особенности личности, подготовленность, способности, интересы, профессиональные ориентации, этнокультурные особенности, религиозная принадлежность личности.

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие физических и духовных сил человека, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению необходимых действий каждым, предупреждение неудач, развитие мотивации. Ориентация на индивидуально-психологические особенности и физические возможности личности, включение в работу специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным нейропсихологическим особенностям, - один из путей реализации дифференцированного подхода к организации занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью всех категорий граждан [10].

Для эмпирического обоснования индивидуально-дифференцированных направлений и содержания занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста применялись методы анкетирования. С помощью анкетного опроса определялись мотивация к занятиям оздоровительной физической культурой, интересы в области физкультурно-оздоровительной деятельности, запросы в области дополнительных услуг (консультационных, рекреационных и пр.).

Исследование проводилось на базе Карасунской окружной организации краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов (г. Краснодар). Респонденты - люди в возрасте от 60 до 75 лет с учетом данных врачеб-но-педагогического контроля об их функциональных возможностях.

Респондентам были заданы вопросы о том, хотели бы они

заниматься оздоровительной физической культурой и по какой причине; какие формы занятий - групповые (коллективные) или индивидуальные их больше привлекают; какие виды занятий оздоровительной физической культурой их больше привлекают (список прилагается); достаточно ли у них знаний в области поддержания и укрепления здоровья, в том числе средствами оздоровительной физической культуры; требуется ли восполнить эти знания; в какой форме их бы это устроило.

Ответы на вопросы свидетельствовали о том, что среди пожилого населения занятия оздоровительной физической культурой достаточно востребованы (71,3%), причем среди не изъявивших желания заниматься оздоровительной физической культурой практически половина отметили, что либо еще работают и не имеют достаточно свободного времени (нередко добавляя, что готовы самостоятельно заниматься дома), либо ведут двигательно активную жизнь и не нуждаются в дополнительных занятиях. Наиболее популярными причинами востребованности оздоровительной физической культуры в пожилом возрасте были названы: укрепление здоровья (100%); организация досуга не только увлекательно, но и с пользой для здоровья (84,3%); расширение круга общения, новое хобби (74,8%).

Отдельного внимания заслуживает позиция, демонстрирующая уже заявленное многими отечественными исследователями стремление избежать социальной изоляции, неизменно нарастающей у пожилых людей по окончании периода трудовой деятельности. Значимым, по мнению авторов, является и то, что группа пожилых респондентов адекватно относится к инволюционным изменениям собственной внешности и стремится не омолодить тело, а поддержать его, сохранить физические возможности.

Ввиду важности коммуникативного мотива как основания для занятий оздоровительной физической культурой у людей пожилого возраста естественным представляется, что 72,4% опрошенных предпочитают, согласно ответам, групповые формы занятий. При этом индивидуальные занятия ими также не отвергаются: респонденты отметили, что в ряде случаев, в частности, для получения специфического оздоровительного эффекта в соответствии с особенностями состояния здоровья конкретного человека индивидуальные занятия с инструктором по ЛФК или по ОФК приветствуются и даже необходимы. Однако в режиме обычной жизни они предпочитают групповые занятия.

В свою очередь, остальные 27,6% респондентов также вполне позитивно отнеслись к групповым формам занятий, однако высказали опасения, что при этом недостаточно полно учитывает состояние здоровья каждого занимающегося. Таким образом, косвенно подтверждена потребность в индивидуализации содержания занятий оздоровительной физической культурой в части объемов и интенсивности нагрузок, используемых средств, а именно: специально направленных физических упражнений. При этом формы занятий могут быть групповыми, поскольку потребность в общении продемонстрировали многие опрошенные. Выявленные в процессе диагностики предпочтительные виды занятий оздоровительной физической культурой людей пожилого возраста приведены в таблице 1.

Важно отметить также, что 94,7% опрошенных отметили, что у них явно недостаточно знаний в области поддержания здоровья, использования для этого потенциала физкультурно-оздоровительных технологий. В частности, они отмечали, что в целом понимают, что двигательная активность, особенно научно обоснованная, способствует укреплению здоровья и даже

Таблица 1

Предпочтительные виды занятий оздоровительной физической культурой

людей пожилого возраста

№ Виды занятий оздоровительной физической культурой Кол-во ответов (%)

да сомневаюсь нет

1. Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях (праздники, соревнования и пр.) 2 50 48

2. Утренняя гигиеническая гимнастика (самостоятельно, дома). 58 32 10

3. Утренняя гигиеническая гимнастика (группой, на свежем воздухе). 43 6 51

4. Групповые занятия по программам восточных оздоровительных систем (йога, цыгун и пр.). 31 15 55

5. Индивидуальные занятия по программам восточных оздоровительных систем (йога, цыгун и пр.). 13 42 45

6. Оздоровительная ходьба (включая скандинавскую ходьбу) - самостоятельно. 8 31 51

7. Оздоровительная ходьба (включая скандинавскую ходьбу) - группой. 38 42 20

8. Групповые занятия оздоровительным фитнесом по общей программе (аэробика, пилатэс, каланетика и пр.). 38 52 10

9. Групповые занятия оздоровительным фитнесом по индивидуальным программам (аэробика, пилатэс, кала-нетика и пр.). 45 43 12

10. Индивидуальные занятия оздоровительным фитнесом по индивидуальным программам (аэробика, пилатэс, каланетика и пр.). 34 40 26

11. Плавание (индивидуально). 48 41 11

12. Аквааэробика (групповые занятия). 53 31 6

13. Парные, групповые танцы. 51 22 27

14. Одиночные танцы. 23 35 42

лечению ряда заболеваний. Однако у них явно не достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно подобрать содержание и режимы двигательной активности, адекватные их состоянию здоровья. Были выявлены также сомнения людей пожилого возраста в том, что те виды активного отдыха, которые они бы приветствовали, не нанесут вреда здоровья и т.д. В контексте форм получения необходимых знаний были названы как коллективные мероприятия -тематические лекции, беседы, так и индивидуальные - консультации.

В результате были определены наиболее востребованные формы организации и содержание занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста.

Индивидуальные формы работы (индивидуальный подход)

1. Индивидуальные консультации и занятия. Для пожилых занимающихся необходима консультационная помощь инструктора, тренера, медицинского работника по вопросам целесообразного отбора содержания занятий, допустимых нагрузок. Кроме того, они отметили

потребность в изучении специальной литературы, поэтому им требуется помощь в выборе необходимых литературных источников, разъяснении непонятных моментов. Велик запрос также в индивидуальных занятиях, связанных с помощью в самостоятельном освоении новых двигательных действий. Для некоторых респондентов оказалось желаемым либо целесообразным заниматься по индивидуальным (усложненным либо упрощенным) программам, что также требует индивидуализации занятий.

2. Индивидуальные задания как формы организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности людей пожилого возраста использовались как своего рода домашняя работа. При этом наибольшим эффектом обладают, во-первых, задания творческого характера (например, если позволяет состояние здоровья, таким заданием может стать разработка нового комплекса), во-вторых, задания по сводному выбору занимающихся. В любом случае их подбор основывается на индивидуальных двигательных возможностях, состоянии здоровья, индивидуальных затруднениях, индивидуальных интересах.

Групповые формы работы (дифференцированный подход)

1. Группировка занимающихся внутри одной группы в гомогенные малые группы для организации дальнейшей работы. Указанная дифференциация осуществляется по нескольким основаниям и разными способами. Так, можно дифференцировать по уровню физической подготовленности, по состоянию здоровья (для разных групп определяются разные темпы занятий, разные объемы нагрузок и пр.), по индивидуальным интересам (в отдельные группы объединяются занимающиеся, отдающие предпочтения разным формам двигательной активности - гимнастика, фитнес, йога, подвижные игры и пр.). При выделении групп по интересам

занимающимся могут предлагаться коллективные задания (например, разучить и показать остальным группам новое упражнение, подобрать информацию по теме и т.п.).

2. Организация физкультурно-оздоровительных праздников как способ повышения мотивации занятий, поддержки благоприятного эмоционального состояния занимающихся. Известно, что любой праздник включает не только предметную (музыкально-исполнительскую, танцевальную, научную, физ-культурно-спортивную и пр.) часть, но и организаторскую и развлекательную. Для полноценного использования потенциалов, способностей, возможностей каждого занимающегося при подготовке к празднику инструктор может определять каждому ту роль, которая в наибольшей степени соответствует его индивидуальным способностям. Условно весь спектр заданий можно разделить на несколько блоков. Физкультур-но-спортивная часть работы: подготовка показательных выступлений, тренировка перед участием в соревнованиях, само участие в соревнованиях и т.п. Литературная часть работы: подготовка приветственных речей, текстов выступления для ведущих, речевок и девизов и т.п. Музыкальное оформление праздника: вокальные и исполнительские концертные номера, подбор музыкального сопровождения, само сопровождение и пр. Познавательный блок работы - поиск интересной тематической информации, художественный - оформление места проведения праздника и т.д. Планирование праздничных мероприятий, разработка сценария может стать общим для всех делом.

3. Просветительско-мотивиру-ющие занятия - общие для всех или дифференцированные для подгрупп с разными познавательными запросами. Они могут проходить в форме просветительских бесед, проблемных лекций или лекций -пресс-конференций. В последнем

случае занимающиеся сами могут подбирать аргументы, например, в пользу важности занятий оздоровительной физической культурой, их влиянии за все компоненты и показатели здоровья, особенно в пожилом возрасте.

В качестве содержания, с учетом пожеланий респондентов, определены следующие группы средств физической культуры.

1. Гимнастические упражнения:

- упражнения для мышц рук и плечевого пояса: отведение прямых рук вверх, вниз, в стороны; круговые вращения плечами; скрестные движения руками, поочередные движения руками в различных направлениях; упражнения без предметов, индивидуальные и в парах; упражнения с мячами ( поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, перед собой, броски и ловля мяча); упражнения с гимнастическими палками; упражнения на гимнастической стенке;

- упражнения для мышц туловища и шеи: повороты, наклоны головы, вытягивание шеи вперед, в стороны; наклоны прогнувшись вперед, в стороны с активным использованием рук при выполнении упражнений; наклоны и повороты с полуприседом, с выпадами вперед, в стороны;

- упражнения для мышц ног и таза, для стопы, передней, задней и внутренней поверхности ног, мышц спины, живота, косых мышц туловища: ходьба на внешних и внутренних сводах стопы, на носках и пятках, с разворотом стоп внутрь и наружу; полуприседы, выпады с выполнением наклонов, поворотов и т. д.

2. Легкоатлетические упражнения:

- ходьба (обычная ходьба, ускоренная, спортивная), легкий бег, бег в чередовании с ходьбой до 200 м; терренкур (ходьба по дорожкам); пружинистые полуприседы и ходьба с пятки на носок, имитирующие прыжки и подскоки;

- метания и броски, применяются только в играх большой и средней подвижности (гольф, теннис, «Городки»);

- специально направленные упражнения: упражнения для раз-витиябыстротыи ловкости (упражнения с частой сменой движений под музыку, различные варианты шагов, движений руками, сменой исходного положения, ходьба в разных направлениях с синхронной работой руками, с обходами партнеров и частыми переходами от одного дви-женияк другому);упражнениядляраз-вития силы (отжимания, стоя у шведской стенки, в парах, преодолевая сопротивление, подтягивания, упражнения на тренажерах, упражнения с гантелями); упражнения для развития гибкости (гимнастические упражнения без предметов, в различных исходных положениях, сидя на стульях, держась за спинку стула, лежа на боку, лежа на спине; гимнастические упражнения с предметами, со скакалками, гимнастическими палками, мячами; гимнастические упражнения на шведской стенке и с использованием гимнастической скамейки).

3. Специальная лечебная гимнастика:

- дыхательные упражнения: комплексы дыхательной гимнастики в сочетании с общеразвивающи-ми упражнениями;

- корригирующие упражнения: упражнения, направленные на укрепление мышц спины, на коррекцию дефектов осанки в различных исходных положениях (стоя, сидя, с опорой о спинку стула, у шведской стенки, с палками);

- упражнения на гимнастической стенке: висы стоя, упражнения на растяжку и пр.

4) Элементы спортивных и подвижных игр:

- спортивные игры: начальные навыки в технике спортивных игр (настольный теннис, футбол - удары по мячу, баскетбол - броски по

кольцу); игры проводятся по упрощенным правилам;

- подвижные игры: малой подвижности (шахматы, шашки, настольные игры), средней подвижности (бильярд, гольф), большой подвижности (настольный теннис, большой теннис, «Городки»).

5. Танцевальная подготовка: вальс, танго, полька, кадриль, зум-ба, сальса, бачата, ламбада и др.

Учитывая объективное, научно-обоснованное положительное воздействие выделенных видов

физкультурно-оздоровительных технологий, с одной стороны, и их эмпирически выявленную востребованность респондентами, с другой стороны, можно предположить, что индивидуально-дифференцированная организация занятий оздоровительной физической культурой с людьми пожилого возраста на основе вышеприведенного содержания обеспечит поддержание и улучшение показателей здоровья данной категории населения.

Примечания:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Справочная правовая система Гарант. URL: http://www.garant.ru; Платонов В.Н. Сохранение и укрепление здоровья людей -приоритетное направление современного здравоохранения // Спортивная медицина. 2006. № 2. С. 3-14.

2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. С. 126-146.

3. Батищева Л.Д. Предупреждение преждевременного старения женщин зрелого возраста на основе комплекса средств оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2007. № 4. С. 60-61.

4. Дворецкий Л.И. Качество жизни пожилого человека // Руководство по геронтологии и гериатрии: в IV т. Т. II. Введение в клиническую гериатрию. Ч. I. Гл. 11 / под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. М., 2005. С. 154-160.

5. Пасечник Л.В. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья // Теория и практика физической культуры. 2007. № 11. С. 68-70.

6. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Начальная школа. 2005. № 7. С. 21-29.

7. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 2012. 352 с.

8. Евсеева О.Э Адаптивная физическая культура в геронтологии: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2010.

9. Адаптивные возможности занимающихся оздоровительной физической культурой в период возрастного регресса / Е.Н. Чернышева, Ф.Н. Наврузбеков, М.В. Соломонова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2010. № 6. С. 61-64.

10. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 2000. 42 с.

References:

1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 // Garant reference legal system. URL: http://www.garant. ru; Platonov V.N. Preservation and strengthening of people's health as a priority direction of modern health care // Sports medicine. 2006. No. 2. P. 3-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Solodkov A.S., Sologub E.B. Physiological characteristics of the body of people of mature and old age and their adaptation to physical activity. SPb.: GAFK of P.F. Lesgaft, 2001. P. 126-146.

3. Batishcheva L. D. Prevention of premature aging of women of mature age on the basis of a complex of means of health-improving physical culture // Theory and practice of physical culture, 2007. No. 4. P. 60-61.

4. Dvoretsky L.I. The quality of life of an elderly person // Guide to gerontology and geriatrics: in IV volums. Vol. II. Introduction to Clinical Geriatrics. Part I. Ch. 11 / ed. by V.N. Yarygin, A.S. Melentyev. M., 2005. P. 154-160.

5. Pasechnik L.V. Optimization of motor activity as a condition for maintaining health // Theory and practice of physical culture. 2007. No. 11. P. 68-70.

6. Budarny A.A. Individual approach to learning // Primary school. 2005. No. 7. P. 21-29.

7. Guzhalovsky A.A. Fundamentals of the theory and methods of physical culture: a textbook for echnical schools of physical culture. M.: Physical culture and sport, 2012. 352 pp.

8. Evseeva O.E. Adaptive physical culture in gerontology: a manual. M.: Soviet sport, 2010.

9. Adaptive possibilities of those who go in for health related physical culture in the period of age regression // E.N. Chernysheva, F.N. Navruzbekov, M.V. Solomonova [etc.] // Theory and practice of physical culture. 2010. No. 6. P. 61-64.

10. Butuzov I.T. Differentiated teaching as an important didactic tool for effective teaching of schoolchildren. M., 2000. 42 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.