Научная статья на тему 'Индивидуально-авторское значение слова (на примере лексемы писатель)'

Индивидуально-авторское значение слова (на примере лексемы писатель) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
314
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИКА / PSYCHOLINGUISTICS / ЛЕКСИКОГРАФИЯ / LEXICOGRAPHY / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / AUTHOR'S INDIVIDUAL MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тимошина Татьяна Витальевна

Проведено исследование индивидуально-авторских значений слова, кардинально отличающихся от других видов значений слова, в частности, лексикографических, а также друг от друга у разных писателей. В исследовании выявлено, что индивидуально-авторские значения имеют своеобразную структуру семантемы, у них особые формулировки сем (для которых характерны высокая степень конкретизации, повышенная субъективность и оценочность), содержательно они отражают наиболее важные, сущностные характеристики вещей и явлений. Показана новая методика выявления и описания индивидуально-авторских значений (на материале слова писатель ). Лексема писатель анализировалась в художественных и публицистических текстах писателей С. Довлатова и Д. Рубиной. Проведенный анализ индивидуально-авторских значений однозначно подтверждает, что такие значения 1) не совпадают ни с одним из известных типов лексических значений, 2) не совпадают друг с другом у разных писателей даже при условии сходства жизненного опыта и внешних обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of author’s individual meanings of the word, radically different from other kinds of word meanings, in particular, lexicographic, as well as from meanings viewed as inherent to different writers is performed. The study found out that author’s individual meanings have unique semanteme structure, they have special semes (which are characterized by a high degree of specification, high subjectivity and evaluative potential), and their content reflects the most important, essential characteristics of things and phenomena. The article demonstrates a new method for identifying and describing author’s individual meanings (on the example of the word writer). The word writer is analyzed in fiction and publicistic texts by S. Dovlatov and D. Rubina. The analysis of author’s individual meanings definitely proves that these meanings: 1) do not coincide with any known type of lexical meanings, 2) do not coincide when viewed as inherent to different writers even if experience and environment are similar.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-авторское значение слова (на примере лексемы писатель)»

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (НА ПРИМЕРЕ ЛЕКСЕМЫ ПИСАТЕЛЬ)

Т.В. Тимошина

Ключевые слова: психолингвистика, лексикография, индивидуально-авторское значение.

Keywords: psycholinguistics, lexicography, author's individual meaning.

В XXI веке лингвистика в рамках антропоцентрической парадигмы интерпретирует значение слова как феномен сознания человека.

Традиционно филологи описывают значения интересующих их слов в опоре на словарные дефиниции толковых словарей. Но необходимо учитывать, что анализ слова в контексте часто выявляет семантические компоненты, которые не отражены в словарях. Поэтому есть основание разграничить по крайней мере два типа значений - значение в толковом словаре и значение в сознании носителя языка.

Одним из способов описания значения слова может быть описание путем исчерпывающего анализа и обобщения всех зафиксированных контекстов употребления данного слова. Полученное таким путем коммуникативное значение представляет собой обобщение различных зафиксированных в контекстах наборов актуализованных и наведенных сем. Оно может быть индивидуально-авторским (тем самым необщеизвестным), а может отражать коммуникативно релевантную часть общеизвестного значения.

Предметом нашего исследования являются индивидуально-авторские значения слова писатель. Индивидуальное значение - это значение, присущее, свойственное только данному автору, отличающее его от других и актуализованное в авторском контексте.

Индивидуальное значение требует лингвистического осмысления и описания - отметим, что в словнике готовящегося к изданию «Психолингвистического толкового словаря русского языка» индивидуальные значения фиксируются примерно у 10% приведенных в словаре слов, что немало. Эти значения нуждаются в верификации их индивидуального статуса посредством когнитивной верификации и верификационного психолингвистического эксперимента.

Индивидуально-авторское значение слова продолжает оставаться наименее изученным типом значения лексем. Такие значения кардинально отличаются не только друг от друга, но и от других видов значения слова (лексикографических и психолингвистических). Их специфика состоит в следующем:

- они имеют своеобразную структуру семантемы (в коммуникативном значении отсутствует основной набор ядерных сем, нет высокоиндексных сем);

- для таких значений характерны высокая степень конкретизации, повышенная пространственно-временная «прикрепленность», высокие субъективность, эмоциональность и оценочность;

- содержательно они отражают наиболее важные, сущностные характеристики вещей и явлений, так как задача писателя - наблюдать, пропускать через призму коллективного культурного опыта и фиксировать наиболее важные моменты в сознании человека и окружающего мира.

Индивидуально-авторские значения могут быть выявлены методами коммуникативного анализа текстов (контекстуально-семантическим анализом зафиксированных в его текстах словоупотреблений).

Чтобы получить описание индивидуально-авторского значения слова писатель фиксируются коммуникативные значения этого слова в текстах конкретного писателя и определяется актуальный смысл слова в каждом конкретном зафиксированном контексте его употребления.

При этом для определения актуального смысла привлекаются семы, выявленные лексикографическим анализом, а также выявляются семы, эксплицируемые автором только в данном конкретном контексте. Коммуникативно-семантический анализ позволяет дать описание актуализации значений исследуемых лексем в контекстах с обобщением употреблений слова и формированием обобщающей дефиниции коммуникативного значения [Стернин, 2011а; Стернин, 20116; Стернин, Саломатина, 2011, с. 25].

Выявленная совокупность сем интерпретируется как индивидуально-авторское значение. При этом необходимо выявить:

• какое значение актуализовано;

• какие в нем актуализованы семы (из выявленных по словарям и экспериментам);

• какие семы наводятся контекстом (собственно индивидуально-авторские семы).

Лексема писатель в индивидуальной концептосфере анализировалась на материале художественных и публицистических текстов С. Довлатова и Д. Рубиной, во многом мировоззренчески близких, что определило сходство в содержании ряда значений лексемы. 2

Семы выделяются двумя способами: из актуализированного в контексте слова - как образующие его актуальный смысл с учетом как ближайшего, так и более развернутого контекста словоупотребления (который может быть не представлен в нашем описании в полном виде из-за своей громоздкости), а также из прямой контекстуальной экспликации, когда писатель эксплицитно вербально формулирует соответствующие семы, рефлексируя над ними, осуществляя метаязыковой комментарий.

Системные семы и значения выделялись нами с опорой на 10 наиболее авторитетных толковых и энциклопедических словарей и были обработаны методом семантической интерпретации [Попова, Стернин, 2007, с. 168]. Словарные дефиниции обрабатывались методом обобщения словарных дефиниций [Стернин, Рудакова, 2011]. Лексема писатель в лексикографических источниках представлена 2-мя значениями:

1. Лицо, которое профессионально занимается литературной деятельностью, пишет литературные произведения.

Лицо 6, занимается литературной деятельностью, литератор 5, пишет литературные произведения 4, профессионал 2. СИЯ 17

2. Человек, который что-либо пишет.

Лицо 6, что-либо пишет 1. СИЯ 7

В результате обработки авторских контекстов методом семантической интерпретации [Попова, Стернин, 2007, с. 168] получено семное описание индивидуально-авторских значений слова писатель в языковом сознании писателей. Приведем примеры:

Узнал, например, что в Америке даже знаменитые писатели -бедствуют. Что они ради заработка вынуждены служить или, как минимум, - преподавать (Довлатов 1,246) - актуализовано системное значение: лицо, которое профессионально занимается литературной деятельностью, пишет литературные произведения.

Актуализованы системные семы: лицо 6, занимается литературной деятельностью, литератор 5 , пишет литературные произведения 4, профессионал 2. Контекстуальная сема: бедность, необходимость основного заработка 1.

В последующих примерах актуализация системного значения и системных сем аналогична:

Да и вообще литература в Америке не такое уж престижное занятие. Писатель здесь не олимпиец, а чаще всего - бедный, мрачноватый человек (Довлатов 2,262). Контекстуальная сема: бедность, непрестижность труда.

1 Цифра означает частотность актуализации соответствующей семы в описанном материале.

Твоя эмиграция - не частное дело. Иначе ты не писатель, а квартиросъемщик. И несущественно - где, в Америке, в Японии, в Ростове (Довлатов 1,358). Контекстуальная сема: общественная значимость труда (писателя).

Аксенов и Гладилин были нашими личными писателями. Такое ощущение не повторяется (Довлатов 1,274). Контекстуальная сема: читатели испытывают глубокую личную привязанность к некоторым писателям.

Хороший писатель всегда врун в самом ослепительном смысле этого слова (Рубина 5,318); Писатель - сказочник, обманщик, фокусник... (Рубина 7,315); <...> это - подсознательная (или вполне сознательная, как в моем случае) постоянная неутолимая жажда выбраться из предназначенного тебе рождением и воспитанием культурного пространства <... > Писатель может бежать куда угодно, в любое культурное пространство <... > (Рубина 5,232); <... > профессия писателя - отнюдь не всегда «обнажение души»; это, скорее, строительство своего пространства (Рубина 5,45). Контекстуальная сема: создает субъективную, воображаемую реальность 4.

Давайте оставим всех писателей в покое, пусть гуляют сами по себе, они все особы одинокие по профессии, каждый - единственный, и обижаются, когда их перечисляют через запятую (Рубина 5,74); Я, знаете ли, писатель, слово «мы» не люблю еще с пионерских времен и школьных лагерей. Для меня вообще понятия «мы» не существует. Каждый человек сам себе сценарист своей судьбы (Рубина 5,308). Контекстуальная сема: индивидуальность 2.

Дарование любого настоящего писателя - мы ведь с вами говорим о явлениях литературы, правда? - любое настоящее литературное дарование органично. Можете ли вы «объяснить» цвет своих глаз, походку, пластику жестов? (Рубина 8,466). Контекстуальная сема: талант писателя органичен.

Бог с вами, ведь профессия литератора... это тяжелый многочасовой труд, подчас изнуряющий, огромная психофизическая нагрузка, вам это любой психоневролог скажет... (Рубина 8,471). Контекстуальная сема: испытывает огромные нервные перегрузки.

Сочинительство - это образ жизни, образ мышления, это тяжкие вериги, это рабство на галерах! (Рубина 8,471). Контекстуальная сема: тяжелый труд, особый образ жизни, особый образ мышления.

Вообще, по жизни писателю требуется мужество самых разных сортов (Рубина 8,474). Контекстуальная сема: должен быть мужественным.

<...> писатель не обязан ни во что интегрироваться. Он с рождения интегрирован в свой внутренний мир, который, собственно, и интересен читателям - при наличии, разумеется, таланта. Чем больше талант - тем более интересен именно внутренний мир творца, каким бы причудливым и «не реалистическим» он ни бьл (Рубина 8,480). Контекстуальная сема: интересен своим внутренним миром.

Да и слово «писатель» воспринимается на Западе как-то иначе. Автор «Войны и мира» здесь - «писатель». И тексты на консервных банках создают - «писатели» (Довлатов 2,262). Актуализовано системное значение: лицо, которое пишет тексты. Актуализованы системные семы: лицо 6, что-либо пишет 1. Контекстуальная сема: пишет любые тексты (в Америке).

Таким образом, лексема писатель в текстах С. Довлатова и Д. Рубиной объективирует следующие семы (индекс яркости семы определяется как количество объективаций данной семы в проанализированном материале от общего числа зафиксированных в материале употреблений данного слова. ИЯ для удобства сравнения выражен в форме десятичной дроби). Содержательно совпавшие семы объединялись единой метаязыковой формулировкой, а их частотность суммировалась.

Семы Коммуникативное значение Индекс яркости

С. Довлатов 26 Д. Рубина 64

лицо,человек 1,00 1,00

занимается литературной деятельностью, литератор 1,00 1,00

пишет литературные произведения 0,04 0,02

профессионал 0,04 0,02

что-либо пишет 0,04 -

обладает художественным талантом 0,04 0,02

творческий - 0,02

читатели испытывают глубокую личную привязанность 0,04 0,02

материально плохо обеспечен 0,12 0,04

обладает мужеством 0,04 0,04

непрестижность труда 0,04 -

инструментом воздействия является слово 0,04 0,02

общественная значимость труда (писателя) 0,04 -

стремление рассказать о лично пережитом 0,04 -

стремление рассказать о прошлом своей страны 0,04 -

писатели-«деревенщики» испытывают ностальгию по ушедшей Руси 0,04 -

может быть выдающимся 0,04 -

большинство писателей «средние» 0,04 -

есть вера 0,04 -

посвящает писательству всю жизнь 0,04 -

в России пользуется большим уважением 0,04 -

талантливому писателю в жизни нужно мало 0,04 -

на Западе не занимается продажей своих произведений 0,04 -

пишет любые тексты (в Америке) 0,04 -

одни писатели самовыражаются, другие хотят получить общественное признание 0,04 -

в молодости должен быть неблагополучен 0,04 -

не обладает красноречием - 0,06

особый образ мышления - 0,04

создает субъективную, воображаемую реальность - 0,16

индивидуальность - 0,04

наблюдатель - 0,04

должен быть бесстрашным в творчестве - 0,04

талант писателя органичен - 0,02

успех писателя необъясним - 0,02

не умеет привлекать публику своими выступлениями - 0,02

непубличный, не должен выступать перед публикой - 0,04

испытывает огромные нервные перегрузки - 0,02

тяжелый труд - 0,02

особый образ жизни - 0,02

интересен своими книгами - 0,02

неинтересен устными рассуждениями - 0,02

на Западе низкий общественный статус - 0,02

особое видение мира - 0,02

хочет заработать деньги - 0,02

старается сказать миру важное - 0,02

старается занять себя делом - 0,02

стремится заполнить лист бумаги буквами - 0,02

в России сопротивляется окружающей среде - 0,02

должен постоянно удерживать внимание читателя - 0,02

зарабатывает на жизнь сочинительством - 0,02

умеет заметить, осознать и перенести на бумагу - 0,02

платит за творчество своей жизнью - 0,02

обязан решить судьбу героя - 0,02

использует любой факт для сюжета - 0,02

запечатлевает время - 0,02

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тяжелый характер - 0,02

владеет опасным оружием - словом - 0,02

свойственны фобии - 0,02

писатели-мужчины е поддаются классификации - 0,02

женщин-писателей легче классифицировать - 0,02

произведение не отражает непосредственно характер автора - 0,02

не должен пренебрегать никакими деталями - 0,02

его помнят по книгам, а не по фактам биографии - 0,02

не должен быть слишком откровенным - 0,02

со временем станут известны все подробности его жизни - 0,02

всегда пишет фактически о себе - 0,02

писатель не должен раздражаться во время работы - 0,02

объективен к своим персонажам - 0,02

не должен проявлять высокомерие к читателям - 0,02

старается проникать в душу другого человека - 0,02

ему требуется одиночество в работе - 0,02

должен удивляться жизни - 0,02

женщина-писатель мало занимается семьей - 0,02

открывает свою душу перед читателем - 0,02

свободный писатель финансово независим - 0,02

не совпадает со своим лирическим героем - 0,02

интерес читателя к писателю труднообъясним - 0,02

обязан уметь перевоплощаться - 0,02

интересен своим внутренним миром - 0,02

Выделенные семы в прозе С. Довлатова и Д. Рубиной представляют следующие семемы лексемы писатель (краткие дефиниции коммуникативных значений приводятся с опорой на наиболее яркие семы):

1. Лицо, которое профессионально занимается литературной деятельностью, пишет литературные произведения. СИЯ 6,19 (это все выявленные семы, за исключением: пишет любые тексты 0,04 (С. Довлатов))

2. Человек, который что-либо пишет. СИЯ 1,04 (лицо 1,00, пишет любые тексты 0,04 (С. Довлатов)).

Таким образом, при сопоставлении лексикографических и индивидуально-авторских значений слова писатель выяснилось следующее.

Лексикографические значения наименее содержательны по объему и составу, но содержат наиболее яркие семы.

Сема что-либо пишет (ИЯ 0,17) не подтверждается современным русским языковым сознанием, в индивидуально-авторском сознании есть только у С.Довлатова в описании американской действительности.

Семы, характеризующие уровень жизни и финансовую сторону жизни писателей, проблемность писательской профессии, не фиксируются словарями, встречаются только в индивидуально-авторских значениях:

Семы С. Довлатов Д. Рубина

материально плохо обеспечен 0,12 0,04

обладает мужеством 0,04 0,04

труд писателя непрестижен 0,04 -

у него тяжелый труд - 0,02

испытывает огромные нервные перегрузки - 0,02

у него тяжелый характер - 0,02

свойственны фобии - 0,02

в России сопротивляется окружающей среде - 0,02

Семантика слова писатель в индивидуальном сознании писателей (в авторских текстах) и в лексикографических источниках различается кардинально и количественно (6 сем в словарях и 81 сема в текстах писателей), и качественно - по составу сем (словари содержат только общие существенные признаки понятия, тогда как в авторском сознании

семы детально характеризуют облик писателя, оценивают его труд, его положение в обществе, личные качества и т.д.). Совпадают 5 сем:

Семы лексикогр. С. Довлатов Д. Рубина

лицо,человек 1,00 1,00 1,00

занимается литературной деятельностью, литератор 0,83 1,00 1,00

пишет литературные произведения 0,67 0,04 0,02

профессионал 0,33 0,04 0,02

что-либо пишет 0,17 0,04 -

При этом семы пишет литературные произведения, профессионал значительно ярче в системе языка, чем в сознании писателей.

Коммуникативные (индивидуально-авторские) значения у писателей заметно различаются. На семном уровне различия очень существенны и количественно, и качественно. Из 81 приведенной авторской семы только 9 сем являются общими, отмечены у обоих авторов:

Семы С. Довлатов Д. Рубина

лицо,человек 1,00 1,00

занимается литературной деятельностью 1,00 1,00

материально плохо обеспечен 0,12 0,04

пишет литературные произведения 0,04 0,02

профессионал 0,04 0,02

талантливый 0,04 0,02

обладает мужеством 0,04 0,02

инструмент воздействия - слово 0,04 0,02

любим читателями 0,04 0,02

Остальные 72 семы у С. Довлатова и Д. Рубиной не совпадают. Ядерные семы индивидуально-авторских значений писателей оказываются достаточно близкими друг к другу в обобщенных дефинициях значения писатель:

С. Довлатов: Человек, который занимается литературным трудом, материально не обеспеченный.

Д. Рубина: Человек, занимающийся литературным трудом, яркая индивидуальность, материально не обеспеченный.

В целом же различия индивидуально-авторских значений превосходят их сходства как количественно, так и качественно.

Так, для авторского сознания С. Довлатова важны мысли о трудности и материальной необеспеченности жизни писателя (материальная необеспеченность 0,12), непрестижности писательского труда (непрестижность труда 0,04) и в то же время его общественной значимости (общественная значимость труда писателя 0,04, в России пользуется большим уважением 0,04);

для авторского сознания Д. Рубиной важны мысли об индивидуальности писателя (индивидуальность 0,03, субъективно отражает действительность 0,03 и создающий свою индивидуальную реальность 0,04; имеет особый образ мышления 0,04), сложности писательского труда и образа жизни (должен быть бесстрашным в творчестве 0,02, у него тяжелый труд 0,02, испытывает огромные нервные перегрузки 0,02, ему требуется одиночество в работе 0,02, платит за творчество своей жизнью 0,02); трудной судьбе женщины-писателя (женщин-писателей легче классифицировать 0,02, женщина-писатель мало занимается семьей 0,02) и т.д.

Исследование показало, что индивидуально-авторские значения в языковом сознании писателя могут быть выявлены методами коммуникативного анализа его текстов (контекстуальным анализом зафиксированных в его текстах употреблений соответствующего слова).

При этом важно иметь в виду, что описание индивидуально -авторских значений по материалам текстов выявляет значение как коммуникативно-релевантную для писателя часть соответствующего концепта в его сознании. За пределами текстовых актуализаций остается значительная часть соответствующего концепта писателя, изучение которого тоже представляет интерес и может быть осуществлено в рамках когнитивной лингвистики.

Теоретически возможно также обращение к ныне здравствующим писателям с просьбой принять участие в психолингвистическом эксперименте с интересующими исследователя словами и значениями с целью получения семантических компонентов соответствующих значений, которые оказались не объективированными в обследованных текстах, но представлены в языковом сознании писателя и могут быть выявлены экспериментально. Таково возможное направление дальнейших исследований.

Литература

Попова И.А., Стернин И.А. Общее языкознание. М., 2007.

Стернин И.А. Коммуникативное значение слова как тип значения // Коммуникативные исследования. Воронеж, 2011а.

Стернин И.А. Коммуникативный анализ семантики слова // Текст. Дискурс. Картина мира. Воронеж, 2011б. Вып. 7.

Стернин И.А, Рудакова А.В. Психолингвистическое значение слова и его описание. Ламберт, 2011.

Стернин И.А., Саломатина М.С. Семантический анализ слова в контексте. Воронеж,

2011.

Источники

Довлатов С. Речь без повода... или Колонки редактора. (Ранее неизданные материалы). М., 2006.

Довлатов С. Малоизвестный Довлатов. Сборник СПб., 1999. Довлатов С. Собрание прозы в 3-х тт. СПб, 1995. Т. 1. Довлатов С. Собрание прозы в 3-х тт. СПб, 1995. Т. 2. Рубина Д. Больно только когда смеюсь. М., 2008. Рубина Д. «Их бин нервосо...»! М, 2005. Рубина Д. На Верхней Масловке: Повести и рассказы. М., 2004. Рубина Д. Наш китайский бизнес: роман и рассказы. М., 2004. Рубина Д. Холодная весна в Провансе. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.