Л.И. Плотникова
д-р филол. наук, профессор, кафедра филологии, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
О.А. Шкреба
аспирант, кафедра филологии, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОБРАЗОВАННЫЕ ПУТЕМ СУФФИКСАЦИИ, В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕРЫ ПОЛОЗКОВОЙ
Аннотация. В статье рассмотрены примеры индивидуально-авторских существительных, образованных путём суффиксации от мотивирующих основ разной частеречной принадлежности, на материале творчества современного автора Веры Полозковой.
Ключевые слова: индивидуально-авторские новообразования, неологизм, деривационная система, суффиксация.
L.I. Plotnikova, Belgorod State University
O.A. Shkreba, Belgorod State University
INDIVIDUALLY AUTHOR NOUNS FORMED BY SUFFIXING IN THE VERA POLOZKOVAS WORKS
Abstract. The article discusses examples individually author nouns formed by suffixing of motivating part of different parts of speech on the material of modern author Vera Polozkova.
Keywords: individually author nouns, neologism, derivational system, suffixing.
Словарный состав любого языка постоянно расширяется, изменяется, пополняется, и одним из основных путей обогащения является образование новых слов. Проблемам неологизмов в современной лингвистике уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют многочисленные научные исследования: статьи, книги, монографии, диссертации (работы Н.И. Фельдман, Н.М. Шанского, З.А. Потихи, В.В. Лопатина, А.И. Смирницкого, А.А. Бра-гиной, И.С. Улуханова, Е.А. Земской, О.А. Габинской, Л.И. Плотниковой, Н.С. Валгиной и других исследователей).
Поэтический текст, а именно текст лирической поэзии, представляет собой тип речевой деятельности, который преобразует языковые и речевые категории. Определяя индивидуальный стиль того или иного поэта, правомерно применить высказывание Потебни: «Поэтический слог есть не просто средство выражать мысль, а индивидуальный способ преобразовывать ее» [9, с. 168].
Одной из самых ярких особенностей поэтического языка является многообразие и разноплановость созданных слов. Г.И. Миськевич и Л.К. Чельцова пишут о том, что «в языке имеются особые лексические группы, для которых ощущение новизны является обязательным и постоянным. Это индивидуальные авторские образования, поэтические неологизмы...» [5, с. 244]. Это не случайно, потому что лексическая инновация для современной поэзии становится путём передачи тончайших смысловых нюансов.
Однако, несмотря на обширные исследования в области словообразования, на сегодняшний день сохраняется большое количество спорных и не решённых окончательно вопросов: как долго слово должно функционировать в речи, чтобы считаться неологизмом и быть зафиксированным в словаре, каковы отличия между неологизмами и окказионализмами, как разграничить потенциальные и окказиональные слова и многие другие.
Так, учёные предлагают разные трактовки термина неологизм. В «Словаре лингвистических терминов» представлено следующее толкование: «Неологизм - 1. Слово или оборот, созданное (возникшее) для обозначения нового (прежде неизвестного) предмета или выраже-
ния нового понятия. 2. Новое слово или выражение, не получившее прав гражданства в общенародном языке и поэтому воспринимающееся как принадлежащее к особому, нередко сниженному стилю речи [1, с. 261-262]. Б.Н. Головин определяет неологизмы как «новые слова, возникающие на памяти применяющего их поколения» [3, с. 90], а Б.В. Томашевский пишет: «Неологизмы - это такие слова, которые образует сам художник, поэт, писатель не для того, чтобы читатель ощущал в процессе восприятия художественного произведения, как перед ним рождается новое слово. Неологизм должен всегда восприниматься как некое изобретение именно данного художника, он неповторим» [10, с. 243].
При широком толковании, как отмечает Л.И. Плотникова, к неологизмам относят новые факты языка, различные индивидуально-авторские образования, новые фразеологические обороты [6, с. 7]. При узком понимании термина неологизмами считают те «новые единицы лексической системы языка, которые возникли в силу общественной потребности дать имя новому предмету или выразить новое понятие и которые функционируют в речи в качестве готовых, воспроизводимых единиц» [4, с. 16-17].
В своей работе мы оперируем термином «индивидуально-авторские новообразования» (ИАН), который понимается нами как авторские слова, созданные с определённой художественной целью и отсутствующие в языковой традиции.
Основными языковыми особенностями современной поэзии являются откровенная детализация образов, особые цветосветовые характеристики при визуализации картин, использование многообразных смыслов одного и того же слова, тончайшая лексическая игра, графическое оформление стиха, разнообразие созданных слов.
Наше пристальное внимание обращено к современной женской поэзии, которая изобилует необычными примерами словообразования. Уникальным представителем этой референтной группы выступает Вера Полозкова, на материале творчества которой мы рассматриваем некоторые аспекты словообразования.
Особый интерес вызывают ИАН-существительные, так как они представляют собой наиболее обширную группу авторских слов. Значительная часть таких лексем образована суффиксальным способом. Их можно разделить на несколько групп в зависимости от части речи мотивирующей основы. Важно отметить, что для создания этих лексем используются как регулярные (частотные) аффиксы, такие как -онок-, -ость-, так и нерегулярные, редко используемые в современном словообразовании.
Так, в текстах современной женской поэзии обнаруживаются имена существительные, мотивированные другими существительными. Например, авторской находкой является слово богинность Веры Полозковой, употребленное в стихотворении «Лунная соната»: Я не то чтобы ставлю все - тут у нас не ралли, Хотя зрелищности б завидовал даже Гиннесс. Не встреваю, под нос не тычу свою богинность -Но хочу, чтоб давали больше, чем забирали. [8, с. 62].
Использование суффикса -ость- для образования этой лексемы обусловлено стремлением обозначить свойство лирической героини, не присущее, по мнению автора, другим литературным образам.
Зачастую ИАН-существительные образуются по продуктивным моделям с помощью суффиксов -онок-/-ёнок-, которые имеют общее значение лица или животного, характеризующегося детскостью, невзрослостью:
Это лучший мир, так и запиши себе, дьяволёнок, Не сжигать же тебе блокнотов, не резать пленок <...>. [7, с. 29].
Слово «дьяволёнок» позволяет смягчить образ, используемый автором для описания лирического героя, за счёт уменьшительно-ласкательной формы, синтезированной при помощи специального суффикса.
Вторая группа, требующая детального изучения, - ИАН-существительные, мотивированные именами прилагательными. Обратимся к стихотворению «Первой истошной паникой по утрам», где читаем следующие строки:
Гениям чувство кем-то любимости -Даже вот Богом при входе в храм -Дорого: смерть за грамм. [8, с. 32].
Лексема любимость образована при помощи продуктивного суффикса -ость-, который переводит прилагательное любимый в имя существительное со значением свойства. По этой схеме словообразования автор образует и новые лексемы от причастий. Так, в произведении «Тринадцать строф» выявляем слово выжженность, образованное от причастия «выжженный» [8, с. 30]. Такая трансформация помогает вместо классических словосочетаний с типом связи «согласование» встроить в текст словосочетания с типом связи «управление» и оживить текст необычным словом.
Также для передачи тончайших смыслов автор использует частотный суффикс -ц-, представляющий собой словообразовательную единицу, образующую имена существительные женского рода со значением небольшой степени проявления признака, который назван мотивирующим именем прилагательным (ср. гнильца, хитреца). В сюжетном стихотворении «Говард Кнолл» употреблено ИАН-существительное виноватца, образованное по такой модели: Я понимаю, трудно с собой бороться, -И такая, в глазах его легкая виноватца <...>. [7, с. 30].
Такая словообразовательная модель позволять включать ассоциативные ряды, связанные со схожими словами.
«Индивидуальность автора как творца есть творческая индивидуальность особого <...> порядка; это активная индивидуальность видения и оформления» [2, с. 180]. Проявлением индивидуальности писателя, отражающим его видение мира, становятся лексические новообразования, которые, будучи фактами речи, являются также элементами языковой системы.
Удивительным явлением современного русского языка становятся ИАН-существительные, мотивированные местоимениями. Некоторые из таких существительных создаются по моделям суффиксации прилагательных с целью передать значение свойства (например, таково словообразование общеупотребительной лексемы беременность: беремен -(ая) + -ость-). Так, некоторые новообразования в творчестве исследуемого автора, мотивированные местоимениями, приобретают значения свойства, когда к основе добавляется регулярный суффикс -ость-: «лишь бы билась внутри, как пульс, нутряная чьятость» [8, с. 62]. Семантика слова чьятость понятна читателю на интуитивном уровне, так как оно образовано от общеупотребительного местоимения чей (чья): чьятость обозначает принадлежность кому-то, но выражает этот смысл в лаконичной форме. В этом же произведении находим лексему, образованную путем присоединения нерегулярного аффикса -знь-: «долгожданная, оглушительная твоязнь». Следует отметить, что суффикс -знь- не имеет ярко выраженной смыслообразующей составляющей (ср. жизнь, болезнь, неприязнь), однако в нем угадывается оттенок значения процессуальности или состояния
Таким образом, группа ИАН-существительных, обнаруживаемых в творчестве Веры По-лозковой, представляет собой обширный пласт языковых единиц. Для систематизации и обобщения лексем считается правомерным принцип разделения слов по частеречной принадлежно-
сти мотивирующих основ, среди которых наиболее продуктивными оказываются имена существительные и прилагательные. Образование ИАН-существительных от местоимений не является частотным, однако демонстрирует примеры уникальных лексем, передающих развёрнутый подтекст в краткой форме.
Список литературы:
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 607 с.
2. Бахтин, М.М. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке / М.М. Бахтин // Общая психолингвистика: хрестоматия: учебное пособие / сост. К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.
3. Головин, Б.Н. Введение в языкознание / Б.Н. Головин. - М.: Просвещение, 1977. -
311 с.
4. Кодухов, В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов. - М.: Просвещение, 1979. -
352 с.
5. Миськевич, Г.И., Чельцова, Л.К. Новые слова, их принятие и нормативная оценка (проблемы новых слов в культурно-речевом аспекте) / Г.И. Миськевич, Л.К. Чельцова // Актуальные проблемы культуры речи. - 1970. - № 3. - С. 244.
6. Плотникова, Л.И. Новое слово: порождение, функционирование, узуализация: монография / Л.И. Плотникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 208 с.
7. Полозкова, В. Фотосинтез / В. Полозкова. - М.: Гаятри / Livebook, 2014. - 112 с.
8. Полозкова, В. Непоэмание / В. Полозкова. - М.: Гаятри / Livebook, 2009. - 240 с.
9. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика / А.А. Потебня. - М.: Правда, 1990. - 344 с.
10. Томашевский, Б.В. Стилистика / Б.В. Томашевский. - Л., 1983. - 288 с.