Научная статья на тему 'Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в свете федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»'

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в свете федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
445
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА / СРАВНЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чайкина О.А., Чиркина Т.В.

В статье предпринята попытка сравнения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. и закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. в части индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность в свете федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

© Чайкина О.А., Чиркина Т.В.

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов

В статье предпринята попытка сравнения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. и закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. в части индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Ключевые слова: индивидуальная трудовая педагогическая деятельность; конфликт интересов педагогического работника; сравнение; образовательная деятельность.

В настоящее время Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» воспринимается как данность, но его принятию полтора - два года назад предшествовала повсеместная дискуссия среди широких общественных кругов относительно его (закона) достоинств и недостатков, «узких мест» и др. Проследим преемственность выше указанного закона по отношению к Закону РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в части индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (действовавший до 1 сентября 2013 г.):

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождаемая получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

2. Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.

Педагогический работник организации, осуществляющий образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не в праве оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Таблица 1

Сравнительный анализ федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. и закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. в части индивидуальной трудовой педагогической деятельности

Признак Закон от 10.07.1992 г. Закон от 29.12.2012 г.

Цель Получение дохода н/д

Субъект Физическое лицо, занимающееся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью Индивидуальный предприниматель, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность; который согласно трудовому законодательству вправе осуществлять подобного рода деятельность [1]; который осуществляет такую деятельность непосредственно или с привлечением работников

Объект н/д Обучающийся

Предмет н/д Основные и дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения

Ограничения н/д Конфликт интересов педагогического работника [2]

Условия осуществления: - государственная регистрация - лицензирование - государственная аккредитация Да Да

Нет Да, если образовательная деятельность осуществляется с привлечением работников

н/д Да, если образовательная деятельность осуществляется с привлечением работников

Примечания:

1. К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско - юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой непри-

косновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (ст. 351.1 ТК РФ); К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжелые преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно -правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК РФ).

2. Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (ст. 48 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, на основе вышеизложенного можно констатировать следующее:

- заложены основы обеспечения применения механизмов прекращения незаконной индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48 закона № 273-Ф3);

- предпринята попытка предоставления социальных гарантий обучающимся и родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся при получении ими образовательных услуг со стороны индивидуальных предпринимателей (ст. 32 п. 4. ст. 91, ст. 92 закона № 273-ФЗ);

- достигнуто четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность (ст. 32 п. 2 закона № 273-ФЗ).

Список литературы:

1. Об образовании. Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1.

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

3. Трудовой Кодекс РФ.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

© Чернов С.С.*

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

В статье рассмотрена структура и содержание нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы энергосбережения и повышения энергоэффективности в России. Приведены нормативно-правовые акты, дана их содержательная характеристика, раскрыты целевые индикаторы энергетической стратегии на период до 2030 года, имеющие отношение к проблематике повышения энергетической эффективности, приведен перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих работу в области повышения энергоэффективности конкретной генерирующей компании.

Ключевые слова энергосбережение, энергетическая эффективность, нормативно-правовая база, энергетическая стратегия России, федеральное законодательство, региональное законодательство, индикаторы энергоэффективности.

Нормативно-правовая база, регулирующая сферу энергоэффективности в России, представлена документами на региональном, федеральном и международном уровнях.

Россия участвует в ряде международных соглашений, положения которых учитываются при разработке государственного законодательства в сфе-

* Заведующий кафедрой Систем управления и экономики энергетики, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.