УДК 346.26(045)
индивидуальная предпринимательская деятельность в республике Беларусь и российской федерации: СРАвниТЕльно-правовая характеристика*
Шило Максим Александрович,
студент магистратуры
Института магистерской подготовки,
Белорусский государственный экономический университет,
Минск, Беларусь
Аннотация. На сегодняшний день индивидуальное предпринимательство занимает важное место в экономике Республики Беларусь и Российской Федерации. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, предпринимательская деятельность является средством обеспечения достойного существования человека, так как все потребляемые людьми материальные и нематериальные блага производят люди в процессе хозяйственной деятельности. Во-вторых, предпринимательство является инструментом, способствующим развитию экономики. В-третьих, малое предпринимательство максимально мобильно, способно быстро реагировать на изменения рынка и запросы общества, принимать быстрые и точные решения в кризисных ситуациях. В-четвертых, индивидуальная предпринимательская деятельность сопровождается поддержкой со стороны государства: принят ряд актов, которые регулируют создание, деятельность, прекращение данной формы хозяйствования, меры поддержки, дополнительные гарантии. Тем не менее данный вид предпринимательской деятельности развит в недостаточной степени, что обусловлено рядом определенных причин, носящих, в частности, нормативно-правовой характер. В данной статье рассмотрены отдельные проблемы правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности: признаки предпринимательской деятельности; отдельные вопросы государственной регистрации и лицензирования индивидуальных предпринимателей; возможность осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности несовершеннолетними, иностранными гражданами; вопросы ответственности. Даны рекомендации по совершенствованию законодательства в области исследования. Цель статьи - разработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области индивидуальной предпринимательской деятельности на основе проведения сравнительного анализа.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; признаки предпринимательской деятельности; индивидуальный предприниматель; государственная регистрация; лицензирование; правовое положение; имущественная ответственность
Научный руководитель: Давыденко М.В., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного экономического права, Белорусский государственный экономический университет, Минск, Беларусь.
* Статья призера VII Международного конкурса научных работ студентов и аспирантов.
INDIVIDUAL ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION: COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LEGAL REGULATION
Shilo Maksim Alexandrovich,
undergraduate, Institute of master's studies, Belarusian State Economic University, Minsk, Belarus [email protected]
Abstract. Today, individual entrepreneurship occupies an important place in the economy of the Republic of Belarus and the Russian Federation. This is due to a number of factors. First, an entrepreneurial activity is a means of ensuring a decent human existence, since all material and nonmaterial goods consumed by people are produced by people in the process of the economic activity. Secondly, entrepreneurship is a tool that contributes to the development of the economy. Third, small business is as mobile as possible, able to respond quickly to market changes and social demands, to make quick and accurate decisions in crisis situations. Fourth, individual business activity is supported by the state. There are a number of acts regulating the creation, operation, termination of this form of business activity, as well as support measures and additional guarantees. However, this type of business activity is underdeveloped, due to a number of specific reasons, in particular, of the regulatory nature. This article deals with some problems of legal regulation of individual entrepreneurial activity: signs of entrepreneurial activity; some issues of state registration and licensing of individual entrepreneurs; the possibility of individual entrepreneurial activity by minors, foreign citizens; questions of responsibility. Recommendations on improvement of the legislation in this area are given. The purpose of the study is to develop proposals for improving the legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation in the field of individual business activities on the basis of comparative analysis. Research methodology: dialectical method, general methods (analysis, synthesis, induction, deduction), particular methods (logical, formal legal, comparative legal, systemic).
Keywords: business activity; attributes of business activity; individual entrepreneur; state registration; licensing; legal status; minor; property liability
Понятие и признаки
предпринимательской
деятельности
Понятие предпринимательской деятельности, закрепленное в ГК Республики Беларусь1, ГК Российской Федерации2, нередко подвергается критике. Так, С. Э. Жилинский считает его неоправ-
1 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (ред. от 09.01.2017). URL: http://www.pravo.by/ document/?guid=3871&p0=hk9800218 (дата обращения: 10.09.2018).
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (дата обращения: 10.09.2018).
данно широким [1]. По мнению В. Ф. Попондопу-ло, «чем больше признаков у любого понятия, тем уже спектр этой области, охватываемый данным понятием» [2].
В качестве одной из форм реализации права на осуществление предпринимательской деятельности является индивидуальная предпринимательская деятельность. Понятие индивидуального предпринимателя приводится в абз. 4 ст. 1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное
в установленном порядке3. Схожее определение закреплено в п. 2 ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Часть первая НК Российской Федерации)4. Предлагаем закрепить примечание к ст. 22 ГК Республики Беларусь, ст. 23 ГК Российской Федерации и расширить трактовку данного понятия: «Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, без образования юридического лица, зарегистрированное в установленном порядке, осуществляющее самостоятельно либо с привлечением физических лиц по трудовым либо гражданско-правовым договорам предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли, отвечающее по обязательствам всем принадлежащим имуществом».
Индивидуальная предпринимательская деятельность обладает рядом признаков:
• самостоятельная деятельность индивидуального предпринимателя, осуществляемая от своего имени, ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, на которое может быть обращено взыскание;
• рисковый характер. Как считают экономисты, предприниматель должен не бояться риска, а уметь оценивать степень риска и стараться его уменьшить [3, с. 18]. Предлагаем в примечаниях к ст. 1 ГК Республики Беларусь, к ст. 2 ГК Российской Федерации закрепить определение понятия предпринимательского риска и представить его следующим образом: «Предпринимательский риск - это наступление возможных негативных последствий, связанных с событием, возникшим по ряду объективных и субъективных причин, в результате которого предприниматель несет убытки, дополнительные расходы»;
• систематическое получение прибыли. Следует разграничить два понятия: прибыль и систематичность.
Прибыль. Так, А. И. Каминка отмечал, что прибыль - это лишь стимул коммерческой деятельности. Цель - сама эта деятельность [4, с. 18].
3 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 № 219-З (ред. от 05.01.2016). URL: http:// www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9800219 (дата обращения: 10.09.2018).
4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.06.2016). URL: http://
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата
обращения: 10.09.2018).
Систематическое получение прибыли. А. А. Чукреев под систематичностью понимает неоднократность совершаемых лицом действий (прежде всего сделок) [5, с. 105].
Выделим два подхода, которые сложились в правоприменительной практике по данному вопросу: признание разовых действий, имеющих направленность на получение прибыли, предпринимательской деятельностью; предпринимательская деятельность складывается из некоего ряда действий, системы. Анализ судебной практики показал, что физические лица привлекаются к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя как за совершение действий разового характера, так и в случае совершения системы действий.
По мнению А. Н. Зевайкина, «наиболее верным является подход тех ученых, которые используют не количественный критерий, а качественный -направленность действий к определенной цели» [6, с. 74].
Закрепив данный признак, ГК Республики Беларусь, ГК Российской Федерации не определили ни понятия прибыли, ни понятия систематичности ее получения, что вызвало справедливую критику ученых и попытки толкования этих терминов. Предлагаем в примечании к ст. 1 ГК Республики Беларусь, ст. 2 ГК Российской Федерации закрепить определение таких понятий, как «прибыль», «систематическое получение прибыли». «Прибыль - конечный результат предпринимательской деятельности, представляет собой разность между выручкой и затратами за налоговый период (календарный год)»; «систематическое получение прибыли -деятельность, осуществляемая на протяжении длительного периода времени, обладающая характером повторяемости действий и направленная на достижение конкретных предпринимательских целей»;
• пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг в качестве форм предпринимательской деятельности. А. Н. Зевайкина предлагает оставить открытым перечень источников получения прибыли [6, с. 83]. По нашему мнению, формулировка данного признака в п. 1 ст. 1 ГК Республики Беларусь, в п. 1 ст. 2 ГК Российской Федерации является не
совсем корректной, так как предпринимательство осуществляется и в других формах;
• государственная регистрация. В доктрине гражданского права государственная регистрация выделяется многими учеными в качестве признака предпринимательской деятельности. Так, п. 1 ст. 2 ГК Российской Федерации об этом прямо указывает5. По нашему мнению, данный признак не является присущим самому понятию «предпринимательская деятельность». Отсутствие государственной регистрации не указывает на то, что деятельность лишена предпринимательского характера. Она становится незаконной, но не становится непредпринимательской.
Таким образом, понятие предпринимательской деятельности нуждается в дальнейшей доработке. Признаки самостоятельности, рискового характера деятельности, государственной регистрации являются формальными, они не позволяют отличать предпринимательскую деятельность от иной.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей определен Декретом Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.01.2009 г. № 1 (Декрет № 1) и утвержденное Декретом № 1 Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (Положение о государственной регистрации)6, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации)7.
5 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (дата обращения: 10.09.2018).
6 Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (ред. от 23.11.2017). URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871 &p0=pd0900001 (дата обращения: 10.09.2018).
7 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.12.2017). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения: 10.09.2018).
Согласно п. 9 Положения о государственной регистрации в Республике Беларусь государственная регистрация осуществляется облисполкомами, горисполкомами8. В Российской Федерации государственную регистрацию осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС) (п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»)9.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь и Российской Федерации осуществляется по месту его жительства (п. 4 Декрета № 110, п. 3 ст. 8 ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации11). Нормы Положения о государственной регистрации, ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации не учитывают тот факт, что место жительства и место фактического осуществления деятельности не всегда совпадают. Полагаем, необходимо внести изменения в п. 4 Положения о государственной регистрации, п. 3 ст. 8 ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации и установить альтернативную подведомственность: государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется как по месту его жительства, так и по месту осуществления фактической деятельности.
Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо подать пакет документов, который закреплен в п. 15 Положения о государственной регистрации, ст. 22.1 ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации.
8 Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (ред. от
23.11.2017). URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871 &p0=pd0900001 (дата обращения: 10.09.2018).
9 Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 23.09.2017). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_49673/ (дата обращения:
10.09.2018).
10 Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (ред. от 23.11.2017). URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871 &p0=pd0900001 (дата обращения: 10.09.2018).
11 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.12.2017). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения: 10.09.2018).
Согласно пп. 1 п. 1 приложения 22 к Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть НК Республики Беларусь) государственная пошлина за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет 0,5 базовой величины12. На сегодняшний день это 12 белорусских руб. 25 коп. В Российской Федерации, согласно пп. 6 п. 4 ст. 333.33 Части второй Налогового кодекса (Часть вторая НК Российской Федерации), государственная пошлина за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет 800 руб.13
В день подачи документов индивидуальный предприниматель в Республике Беларусь считается зарегистрированным (п. 23 Положения о государственной регистрации)14. В Российской Федерации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации)15.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам16. Полагаем, что данная норма яв-
12 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-3 (ред. от 09.01.2017). URL: http://www. pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk0900071 (дата обращения: 10.09.2018).
13 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.03.2018). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 10.09.2018).
14 Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (ред. от 23.11.2017). URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871 &p0=pd0900001 (дата обращения: 10.09.2018).
15 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.12.2017). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения: 10.09.2018).
16 Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005
№ 285 «О некоторых мерах по регулированию предприни-
мательской деятельности» (ред. от 16.05.2014). URL: http://
ляется ограничивающей, дискриминирующей по своему характеру, не основана на каких-то правовых подходах и экономических расчетах и нуждается в отмене. Российский законодатель не закрепил подобного запрета.
лицензирование
Государственная регистрация, постановка на учет - основные процедуры, которые необходимы для деятельности индивидуального предпринимателя. В некоторых случаях необходимо специальное разрешение - лицензия.
Согласно п. 15 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (Положение о лицензировании), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»17, ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ФЗ № 99-ФЗ о лицензировании)18 для получения лицензии индивидуальный предприниматель должен обратиться в лицензирующий орган с заявлением с приложением необходимых документов для ее получения.
В случае представления не всех документов лицензирующий орган в Республике Беларусь отказывает в приеме заявления к рассмотрению (п. 21 Положения о лицензировании)19. В Положении о лицензировании не прописан порядок оформления такого отказа. В связи с этим предлагаем внести изменения в Положение о лицензировании: слова «лицензирующий орган отказывает в приеме этого заявления к рассмотрению» заменить словами «лицензирующий орган принимает имеющиеся документы и устанавливает срок для предоставления недостающего пакета документов». Полагаем достаточным установить срок в 15 календарных дней.
www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30500285 (дата обращения: 10.09.2018).
17 Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 20.10.2016). URL: http://www.pravo.by/document/7gu id=3871&p0=P31000450 (дата обращения: 10.09.2018).
18 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113658/ (дата обращения: 10.09.2018).
19 Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 20.10.2016). URL: http://www.pravo.by/document/7gu id=3871&p0=P31000450 (дата обращения: 10.09.2018).
В Российской Федерации, в соответствии с п. 8 ст. 13 ФЗ № 99-ФЗ о лицензировании, в случае если документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют20.
В Республике Беларусь срок рассмотрения заявления вместе с предоставленными документами ограничен 15 рабочими днями, продлен он может быть лишь на 10 рабочих дней (п. 22 Положения о лицензировании)21. Предлагаем внести изменения в п. 1 ст. 14 ФЗ № 99-ФЗ о лицензировании: слова «в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней» заменить словами «в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней», так как ныне существующий срок рассмотрения заявления является необоснованным.
Согласно пп. 42 приложения 22 к Особенной части НК Республики Беларусь за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности необходимо заплатить 8 базовых величин22. В соответствии с пп. 92 п. 1 ст. 333.33 Части второй НК Российской Федерации за предоставление лицензии лицензиат платит 7500 руб.23
Лицензия в Республике Беларусь и Российской Федерации действует бессрочно (п. 56 Положения о лицензировании24, п. 4 ст. 9 ФЗ № 99-ФЗ
20 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от
31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113658/ (дата обращения: 10.09.2018).
21 Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 20.10.2016). URL: http://www.pravo.by/document/7gu id=3871&p0=P31000450 (дата обращения: 10.09.2018).
22 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-3 (ред. от 09.01.2017). URL: http://www. pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk0900071 (дата обращения: 10.09.2018).
23 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.03.2018). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 10.09.2018).
24 Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010
№ 450 «О лицензировании отдельных видов деятель-
ности» (ред. от 20.10.2016). URL: http://www.pravo.by/do
cument/?guid=3871&p0=P31000450 (дата обращения:
10.09.2018).
о лицензировании25). Отметим, что до 2016 г. в Республике Беларусь лицензия выдавалась на срок от 5 до 10 лет, что вызывало недовольство предпринимателей.
Важным в правовом регулировании лицензирования отдельных видов деятельности, которые осуществляют индивидуальные предприниматели, является вопрос приостановления деятельности лицензии. В соответствии с пп. 75, 76 Положения о лицензировании при выявлении нарушений законодательства о лицензировании лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган выносит лицензиату требование (предписание) об устранении выявленных нарушений. В случае если эти требования не выполнены, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии 26. Данная норма белорусского законодательства, по нашему мнению, необоснованно увеличивает количество возможных ситуаций приостановления действия лицензии в Республике Беларусь. Полагаем, необходимо в Положении о лицензировании закрепить конкретные основания, при наличии которых лицензирующий орган вправе приостановить деятельность индивидуального предпринимателя.
Действие лицензии приостанавливается в случае привлечения лицензиата к административной ответственности (п. 1 ст. 20 ФЗ № 99-ФЗ о лицен-зировании)27.
Актуальные вопросы осуществления предпринимательской деятельности в республике Беларусь и российской Федерации
Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности требует решения ряда актуальных проблем:
25 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113658/ (дата обращения: 10.09.2018).
26 Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 20.10.2016). URL: http://www.pravo.by/document/7gu id=3871&p0=P31000450 (дата обращения: 10.09.2018).
27 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_113658/ (дата обращения: 10.09.2018).
1. Возможность регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей несовершеннолетних. Специальных правовых норм об особенностях предпринимательской деятельности несовершеннолетних ГК Республики Беларусь и ГК Российской Федерации не содержат. По общему правилу, индивидуальным предпринимателем может быть гражданин, достигший 18 лет (п. 1 ст. 20 ГК Республики Беларусь, п. 1 ст. 21 ГК Российской Федерации).
На сегодняшний день в Республике Беларусь зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей несовершеннолетних, не достигших 16 лет, нет. В Российской Федерации несовершеннолетними индивидуальными предпринимателями числятся свыше 700 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Из них четверти исполнилось 15, а троим 14 лет [7, с. 35].
ГК Республики Беларусь, Положение о государственной регистрации не оговаривают ситуации, когда заявление о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подает несовершеннолетний. В ст. 22.1 ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации закреплено, что для регистрации несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя необходимо предоставить нотариально удостоверенное согласие законных представителей на осуществление предпринимательской деятельности либо копию свидетельства о заключении брака, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным28. В связи с этим предлагаем в п. 15 Положения о государственной регистрации закрепить документы, наличие которых позволит зарегистрировать несовершеннолетнего в качестве индивидуального предпринимателя.
Законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации закрепляет следующие основания, наличие которых позволяет несовершеннолетним заниматься предпринимательской деятельностью (быть зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей):
28 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.12.2017). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения: 10.09.2018).
• вступление в брак. По общему правилу, в Республике Беларусь, Российской Федерации брачный возраст составляет 18 лет. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 18 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (Кодекс о браке и семье)29, п. 2 ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации30, гражданин вправе вступить в брак до достижения им брачного возраста. В Российской Федерации вступить в брак могут несовершеннолетние, достигшие возраста шестнадцати лет, в отдельных случаях младше 16 лет. В Республике Беларусь брачный возраст может быть снижен не более чем на три года (с 15 лет возможно вступить в брак). ГК Республики Беларусь и ГК Российской Федерации не связывают возможность заниматься предпринимательской деятельностью с наличием у гражданина полной дееспособности;
• эмансипация. В соответствии со ст. 26 ГК Республики Беларусь, ст. 27 ГК Российской Федерации, несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным в двух случаях: работает по трудовому договору (контракту); с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. По смыслу факт предпринимательской деятельности предшествует инициации процедуры признания несовершеннолетнего полностью дееспособным. Согласно ст. 22 ГК Республики Беларусь, ст. 21 ГК Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности гражданином допускается только после его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. С целью устранения противоречий между ст. 22 ГК Республики Беларусь, ст. 21 ГК Российской Федерации и п. 1 ст. 26 ГК Республики Беларусь, п. 1 ст. 27 ГК Российской Федерации предлагаем внести изменения в п. 1 ст. 26 ГК Республики Беларусь, п. 1 ст. 27 ГК Российской Федерации. Слова «или с согласия родителей, усыновителей
29 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 № 278-З (ред. от 24.10.2016). URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2040/ (дата обращения: 10.09.2018).
30 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 10.09.2018).
или попечителя занимается предпринимательской деятельностью» заменить словами «или выразил намерение осуществлять предпринимательскую деятельность в случае согласия родителей, усыновителей или попечителя».
С. В. Букшина предлагает предусмотреть в законе обязанность несовершеннолетнего в течение определенного срока (например, месяца с момента принятия решения судом или органом опеки и попечительства) представить в орган опеки и попечительства свидетельство о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [8, с. 65]. Полагаем, в случае если данное свидетельство орган опеки и попечительства не получил, то он вправе признать недействительной эмансипацию несовершеннолетнего. Предлагаем добавить п. 3 в ст. 26 ГК Республики Беларусь, п. 3 в ст. 27 ГК Российской Федерации в следующей редакции: «В течение месяца с момента принятия решения судом или органом опеки и попечительства об эмансипации, несовершеннолетний обязан представить в орган опеки и попечительства свидетельство о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае непредоставления свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя орган опеки и попечительства вправе отменить эмансипацию»;
• осуществление предпринимательской деятельности несовершеннолетними с согласия законных представителей (п. «з» ч. 1 ст. 22.1 ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации31; ч. 2 ст. 18 Кодекса о браке и семье)32. Следует помнить, что несовершеннолетний, приобретший статус индивидуального предпринимателя, по своему гражданско-правовому положению остается частично дееспособным лицом. Все сделки, не подпадающие под ч. 2 ст. 25 ГК Республики Беларусь, ч. 2 ст. 26 ГК Российской Федерации, он должен будет совершать при предварительном письменном согласии или при последующем
31 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 31.12.2017). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения: 10.09.2018).
32 Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от
09.07.1999 № 278-З (ред. от 24.10.2016). URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2040/ (дата обращения: 10.09.2018).
письменном одобрении своих законных представителей. При отсутствии письменного одобрения со стороны законных представителей заключенной несовершеннолетним сделки она, согласно ст. 176 ГК Республики Беларусь, ст. 175 ГК Российской Федерации, может быть признана судом недействительной.
Кроме того, несовершеннолетний, согласно ч. 4 ст. 25 ГК Республики Беларусь, п. 4 ст. 26 ГК Российской Федерации, может быть по решению суда ограничен или даже лишен права распоряжения своим имуществом или доходами, в том числе от предпринимательской деятельности. Из этого положения вытекает такая проблема, как существенный риск оспаривания заключенной сделки в судебном порядке. И поэтому для укрепления правового положения контрагентов несовершеннолетних лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, было бы целесообразнее заранее извещать их об этом обстоятельстве. Например, с помощью специальной отметки, указывающей на тот факт, что предприниматель является несовершеннолетним лицом, сделанной в регистрационном свидетельстве [9, с. 254].
В случае признания несовершеннолетнего от 14 до 16 лет субъектом предпринимательской деятельности возникают противоречия с п. 2 ст. 107 Части первой НК Российской Федерации, с Уголовными кодексами (УК), Кодексами об административных правонарушениях (КоАП) Республики Беларусь и Российской Федерации, которые связывают возможность привлечения к налоговой (в Российской Федерации), административной, уголовной ответственности (в Республике Беларусь и Российской Федерации) с 16 лет.
Предлагаем два варианта решения вопроса о возможности занятия предпринимательской деятельностью несовершеннолетним с согласия законных представителей:
• в п. 2 ст. 25 ГК Республики Беларусь, п. 2 ст. 26 ГК Российской Федерации внести изменения следующего содержания: «Распоряжаться своими заработком, стипендией, доходами от предпринимательской деятельности и иными доходами». Также закрепить примечание к ст. 25 ГК Республики Беларусь и ст. 26 ГК Российской Федерации, указав в нем виды сделок, которые вправе совершать не эмансипированный
несовершеннолетний предприниматель. Предусмотреть возможность привлечения несовершеннолетнего к налоговой, административной, уголовной ответственности с 14 лет за нарушения в области осуществления экономической деятельности (сейчас с 16 лет);
• исключить из ГК Республики Беларусь, ГК Российской Федерации право осуществления несовершеннолетними в возрасте от 14 лет предпринимательской деятельности с согласия законных представителей.
2. Осуществление гражданами Российской Федерации предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь, гражданами Республики Беларусь на территории Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 04.01.2010 № 105-З (Закон о правовом положении иностранных граждан) только постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь33.
Республика Беларусь и Российская Федерация не подписывали Соглашений о взаимном признании индивидуального предпринимателя, который зарегистрирован в одной из стран, как полноправного субъекта хозяйствования в целях осуществления предпринимательской деятельности на территории другой страны. Таким образом, индивидуальный предприниматель, который был зарегистрирован на территории Российской Федерации, не будет признан на территории Республики Беларусь в качестве предпринимателя, имеющего право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь. Такой предприниматель в Республике Беларусь может выступать только как гражданин.
Из содержания ст. 22.1 ФЗ № 129-ФЗ о государственной регистрации следует, что на территории Российской Федерации иностранный гражданин, лицо без гражданства, который постоянно либо временно проживает на территории Российской
33 Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 04.01.2010 № 105-З (ред. от 24.10.2016). URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11000105 (дата обращения: 10.09.2018).
Федерации вправе быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя34.
В связи с этим предлагаем следующие изменения в законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации:
• в ч. 1 ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан внести изменения. Закрепить право не только постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью, но и временно проживающим;
• закрепить в Положении о государственной регистрации специальную норму, в которой будет закреплена государственная регистрация постоянно и временно проживающих граждан Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Республики Беларусь;
• в ст. 22.1 ФЗ о государственной регистрации закрепить абзац, который будет посвящен государственной регистрации постоянно и временно проживающих граждан Республики Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации;
• полагаем, между Республикой Беларусь и Российской Федерацией должно быть заключено Соглашение о предоставлении национального режима в области осуществления хозяйственной деятельности на территории Республики Беларусь и Российской Федерации индивидуальным предпринимателям Российской Федерации и Республики Беларусь соответственно.
3. Имущественная ответственность индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь и Российской Федерации. ГК Республики Беларусь, ГК Российской Федерации не содержат специальных норм, регулирующих вопросы ответственности индивидуальных предпринимателей. Законодатель не делает различий между имущественной ответственностью по обязательствам, возникшим в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности, и ответственностью по иным обязательствам.
34 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 10.09.2018).
Некоторые исследователи предлагают исключить ответственность индивидуального предпринимателя при отсутствии вины последнего. По нашему мнению, в отдельных случаях индивидуальный предприниматель может быть освобожден от ответственности при отсутствии вины.
По отдельным видам предпринимательских обязательств возможна ограниченная ответственность индивидуального предпринимателя (ответственность в пределах возмещения реального ущерба) (п. 1 ст. 371 ГК Республики Беларусь, п. 1 ст. 400 ГК Российской Федерации). По нашему мнению, норма об ограниченной ответственности индивидуальных предпринимателей вполне обоснована. Связано это с рисками при осуществлении предпринимательской деятельности, индивидуальным характером ее осуществления. Ограниченная ответственность индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации может быть предусмотрена не только законом, но и договором (в Республике Беларусь только законом).
Предлагаем разграничить деятельность физических лиц, осуществляемую ими в процессе обычной жизнедеятельности, и предпринимательскую деятельность и внести в ГК Республики
Беларусь и ГК Российской Федерации изменения следующего содержания:
• имущество индивидуального предпринимателя - объекты гражданских прав, приобретенные в процессе осуществления им предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
• закрепить пределы ответственности индивидуального предпринимателя: при заключении сделок, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель несет ответственность в пределах имущества, приобретенного им в процессе осуществления им такой деятельности; по сделкам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (бытовым сделкам), индивидуальный предприниматель несет ответственность по основаниям, установленным ст. 23 ГК Республики Беларусь, ст. 24 ГК Российской Федерации.
Указанные в статье предложения по совершенствованию законодательства позволят сделать индивидуальную предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь и Российской Федерации более привлекательной.
Список источников
1. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М.: Норма; 2002. 944 с.
2. Попондопуло В. Ф. Коммерческое право. М.: Норма; 2002. 800 с.
3. Каширина Ю. П. Понятие и признаки предпринимательской деятельности: экономический и правовой аспекты. Современное право. 2008;(6):14-19.
4. Каминка А. И. Очерки торгового права. М.: Центр ЮрИнфоР; 2002. 547 с.
5. Чукреев А. А. К проблеме легального определения предпринимательской деятельности. Российский юридический журнал. 2015;(2):105-120.
6. Зевайкина А. Н. Дискуссионные вопросы понятия предпринимательской деятельности. Актуальные проблемы гражданского, предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса. Самара: Самарский университет; 2005:72-88.
7. Зубарева О. Г. Несовершеннолетний как субъект предпринимательской деятельности. Северо-Кавказский вестник. 2013;(3):35-37.
8. Букшина С. В. Правосубъектность несовершеннолетних: необходимость реформирования гражданского законодательства. Актуальные проблемы российского права. 2015;(5):64-68.
9. Тагиева Г. А., Ульянова В. А. Некоторые актуальные проблемы осуществления предпринимательской деятельности несовершеннолетними на территории Российской Федерации. XIII Державинские чтения в Республике Мордовия. Материалы Международной научно-практической конференции. Часть первая. Саранск: ЮрЭксПрактик; 2017:253-257.