Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ЧЕМПИОНАТУ МИРА 2015 ГОДА'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ЧЕМПИОНАТУ МИРА 2015 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловых Т.К., Литвиненко А.И., Тычина Е.Г.

Изучен уровень физической подготовленности спортсменов с глубокими нарушениями зрения, разработаны программы тестирования педагогических характеристик спортсменов-пар олимпийцев в зависимости от вида спорта и пола, разработаны нормативные требования (оценочные шкалы) как предлагаемые параметры контроля по специальной физической подготовленности атлетов- и пловцов-паралимпийцев по зрению классов В2, ВЗ. Предложены конкретные рекомендации в решении практических задач, способствующих эффективности коррекции тренировочного процесса и управления подготовкой легкоатлетов-паралимпийцев и пловцов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соловых Т.К., Литвиненко А.И., Тычина Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL CORRECTION OF TRAINING PROGRAM OF PARALYMPIC ATHLETES WITH SEVERE VISUAL DISORDERS DURING PREPARATION FOR THE WORLD CHAMPIONSHIP IN 2015

The article contains the study of training program features of athletes with severe visual disorders. Pedagogical test schemes of paralympic athletes depending on sports and gender have been worked out. Classification (rating scales) for physical training of paralympic athletes including swimmers with visual disorders at B2, B3 has been designed. Specific recommendations on practical tasks increasing efficiency of training program and improving physical performance for paralympic track and field athletes and swimmers have been proposed.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ЧЕМПИОНАТУ МИРА 2015 ГОДА»

Список использованных источников

1. Special regulations and technical rules single and pair skating and dancing. - International Skating Union, 2012. -

169 p.

2. Апарин, В. А. Начальное обучение фигурному катанию на коньках: лекция ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта / В. А. Апарин. - Л., 1988. - 27 с.

3. Апарин, В. А. Организация работы при массовых формах обучения фигурному катанию на коньках. Лекция / В. А. Апарин, А. Н. Мишин. - Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1986. - 26 с.

4. Апарин, В. А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках / В. А. Апарин. -М.: Терра-Спорт, 2000. - 24 с.

5. Апарин, В. А. Фигурное катание на коньках. Одиночное катание. Техника и методика обучения: учеб. -метод, пособие / В. А. Апарин. - СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2007. - 125 с.

6. Медведева, И. М. Фигурное катание на коньках / И. М. Медведева. - Киев: Олимпийская литература, 1998. -223 с.

7. Огилви, Р. Азы фигурного катания (пер. с. англ.); под ред. В. И. Рыжкина / Р. Огилви. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 120 с.

8. Парамонова, Н. А. Фигурное катание на коньках. Программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва / Н. А. Парамонова и др. - Минск, 2008. - 127 с.

9. Рыжкин, В. И. Ледовая сюита / В. И. Рыжкин. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 207 с. Ю.Смушкин, Я. А. Искусство фигурного катания на коньках. Учеб. - метод, пособие / Я. А. Смушкин. -

М.: Советская Россия, 1967. - 231 с.

11. Смушкин, Я. А. Фигурное катание. Учеб. пособие для тренеров и квалифицированных спортсменов / Я. А. Смушкин. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.

12.Фигурное катание на коньках. Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под общ. ред. А. Б. Гандельсмана. -М.: Физкультура и спорт,1975. - 183 с.

13.Фигурное катание на коньках: учеб. для ин-тов физ. культ. / Под общей ред. А. Н. Мишина. -М.: Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.

14. Чайковская, Е. А. Фигурное катание. / Е. А. Чайковская. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 127 с.

31.07.2015

УДК 796.034-056.2+796.015

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ЧЕМПИОНАТУ МИРА 2015 ГОДА

Т. К. Соловых, канд. физ.-мат. наук, доцент, А. И. Литвиненко, заслуженный тренер Беларуси, Е. Г. Тычина,

Республиканский научно-практический центр спорта

Аннотация

Изучен уровень физической подготовленности спортсменов с глубокими нарушениями зрения, разработаны программы тестирования педагогических характеристик спортсменов-пар олимпийцев в зависимости от вида спорта и пола, разработаны нормативные требования (оценочные шкалы) как предлагаемые параметры контроля по специальной физической подготовленности атлетов- и пловцов-паралимпийцев по зрению классов В2, ВЗ. Предложены конкретные рекомендации в решении практических задач, способствующих эффективности коррекции тренировочного процесса и управления подготовкой легкоатлетов-паралимпийцев и пловцов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения.

INDIVIDUAL CORRECTION OF TRAINING PROGRAM OF PARALYMPIC ATHLETES WITH SEVERE VISUAL DISORDERS DURING PREPARATION FOR THE WORLD CHAMPIONSHIP IN 2015

Abstract

The article contains the study of training program features of athletes with severe visual disorders. Pedagogical test schemes of paralympic athletes depending on sports and gender have been worked out. Classification (rating scales) for physical training of paralympic athletes including swimmers with visual disorders at B2, B3 has been designed. Specific recommendations on practical tasks increasing efficiency of training program and improving physical performance for paralympic track and field athletes and swimmers have been proposed.

Введение

Инвалидностью считается такое состояние физических и духовных сил человека, при котором в связи со стойкими нарушениями функций организма трудовая деятельность может осуществляться лишь при определенных условиях или она невозможна вообще. По данным ВОЗ -Всемирной организацией здравоохранения, более 3% населения Земли - инвалиды. В то же время инвалиды не должны быть дискриминируемым меньшинством, учитывая, что инвалидность - это динамическая категория, и она не является застывшей формой, стабильным состоянием [1].

Занятия физическими упражнениями не противопоказаны при глазных заболеваниях и любой остроте зрения, если правильно подобраны и дозированы физические нагрузки [2]. Если для здоровых людей физкультура и спорт являются обычной потребностью, то для инвалидов занятия физическими упражнениями жизненно необходимы, потому как являются универсальным методом физической, медицинской и социальной реабилитации. В то же время физкультура и спорт инвалидов являются малоизученным разделом теории и практики физического воспитания, в литературе которой почти отсутствуют сведения о значительных физических нагрузках для людей с глубокими нарушениями зрения при спортивных нагрузках, достигших высот мирового спорта. Занятия физкультурой и спортом инвалидов называются адаптивной физкультурой и спортом.

Постановка проблемы

Паралимпийский спорт сегодня становится все более популярным в мире. Известно, что по проводимой государством политике относительно инвалидов судят о его цивилизованности [1]. Главная методологическая проблема спортивной подготовки при глубоком нарушении зрения состоит в необходимости найти общие и индивидуальные закономерности управления процессами адаптации важнейших систем и всего организма в целом. Эта проблема имеет сложную многоуровневую структуру и включает несколько главных аспектов: медицинские, социальные, психолого-педагогические и спортивные.

Если исследования тренировочного процесса здоровых спортсменов имеют многолетнюю историю, то подготовка спортсменов-паралимпийцев в настоящее время изучена недостаточно. Многие тренеры, работающие со спортсменами-паралимпийцами, руководствуются в тренировочном процессе знаниями об основных принципах тренировки здоровых спортсменов и собственным опытом, в связи с чем обобщение и анализ данных о процессе подготовки спортсменов-паралимпийцев имеет большое теоретическое и практическое значение.

До настоящего времени отсутствуют методические подходы к контролю и оптимизации тренировочного процесса на основе оценки адаптационных реакций сердечно-сосудистой системы и уровня развития физических качеств у спортсменов с глубокими нарушениями зрения.

Для оценки адаптационных реакций сердечно-сосудистой системы в задачу исследования входит определение уровня развития физических качеств у спортсменов с глубокими нарушениями зрения.

Целью исследования явилось изменение уровня физической подготовленности как инструмента для определения вектора направленности при коррекции (повышение/снижение) тренировочных нагрузок с целью оптимизации и предупреждения перенапряжения функциональных систем, что способствовало бы предупреждению перенапряжения физиологических систем, несущих основную «адаптационную нагрузку», и оптимизации планирования годичного цикла тренировочного процесса в национальных паралимпийских командах. В результате следует разработать программу педагогической коррекции тренировочного процесса спортсменов с глубокими нарушениями зрения в годичном цикле подготовки, предварительно разработав нормативные оценки уровня физического развития спортсменов с глубокими нарушениями зрения, проведя педагогическое тестирование.

Изложение основного материала исследования

Подготовку спортсменов с глубоким нарушением зрения следует рассматривать как специально организованный многолетний педагогический процесс целенаправленного взаимодействия организма человека, имеющего значительную зрительную патологию, и специально создаваемой среды с целью улучшения спортивного результата до международного уровня.

Специально создаваемая среда структурно включает как традиционные средства и методы подготовки легкоатлетов, так и специально созданные, адаптированные под психофизические возможности занимающихся. Адаптационно-компенсаторные способности человека с глубоким нарушением зрения имеют сложную многоуровневую структуру и включают ряд аспектов: медицинские, социальные, биологические, психолого-педагогические, спортивно-методические [3].

Главными критериями эффективности многолетней подготовки спортсменов и успешной работы тренера являются:

1) сохранение остаточного зрения спортсменов для классов В-2 и В-3;

2) укрепление здоровья;

3) рост спортивных результатов;

4) успешное выступление на международных соревнованиях, чемпионатах Европы, мира, Паралимпийских играх;

5) спортивное долголетие.

Диагностика уровня подготовленности и состояния готовности спортсмена-паралимпийна должна включать контроль физической, технической, тактической, психологической и функциональной подготовленности в соответствии с этапом подготовки.

У людей с глубокими нарушениями зрения (полная или частичная потеря зрения) существенно изменяется их жизнедеятельность: происходит нарушение пространственных образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции. Все это может сопровождаться широким спектром сопутствующих заболеваний: так, в детском возрасте 40 % детей имеют минимальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% - соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), 80% страдают неврозами. Среди вторичных нарушений наиболее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным образом негативно отражается на физической подготовленности, работоспособности, движениях человека. Нарушения осанки наблюдаются почти у 80 % слепых и слабовидящих детей, на 12-15% снижена подвижность в суставах [4, 5].

Из вышеотмеченного следует, что одним из путей создания программы коррекции тренировочного процесса спортсменов с глубокими нарушениями зрения является разработка частной методики для текущего контроля с целью определения эффективности применяемых тренировочных нагрузок для отдельного выдающегося спортсмена, выступающего в данном виде спорта.

Рекомендации спортивной нагрузки слепым и слабовидящим необходимо определять в тесном взаимодействии офтальмолога и спортивного педагога, тренера. Спортивный педагог и тренер анализируют уровень тренированности инвалида и фон его здоровья. От этого зависит направленность, продолжительность и интенсивность нагрузки, продолжительность интервалов и характер отдыха, число повторений упражнений. Направленность тренировочных воздействий определяется в соответствии с диагнозом и заключением офтальмолога, с учетом клинических особенностей, стадии патологического процесса и состоянием зрительной функции.

Исходя из направленности тренировочного процесса А. Г. Дембо и Э. В. Земцовский выделили 9 групп со сходными физиологическими закономерностями, которые используются во время тренировок [6]. Помимо развития определенных физических качеств (быстрота, сила, выносливость и др.) и их сочетаний предусматривается деление по мощности (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная и переменная), цикличность и ацикличность выполняемой работы. Группировка была основана на том, что определенные факторы, характеризующие тренировку, вызывают сходные изменения в работе вегетативных систем организма.

Данная схема разработана с примерами видов спорта в каждой группе для здоровых лиц.

По аналогии с указанной схемой, исходя из особенностей патогенеза тяжелых инвалидизи-рующих заболеваний глаз и практики участия инвалидов по зрению в спорте больших достижений, предлагают основные группы направлений тренировочной работы с примерами некоторых видов спорта, в которых практически участвуют слепые и слабовидящие атлеты:

- циклическая работа максимальной мощности, направленная на развитие быстроты и силы (примеры: бег 100, 200 и 400 м; прыжок в длину и тройной; плавание 50 и 100 м; вело-тандем 1 км с места и с хода);

- циклическая работа субмаксималыюй мощности, направленная на развитие быстроты и выносливости (примеры: бег на 800, 1000, 1500 м; плавание 200 и 400 м; велотандем - индивидуальная гонка на 2,3,4 км);

- циклическая работа большой мощности, направленная на развитие выносливости (примеры: бег 5 и 10 км; велотандем - гонки на треке и шоссе; лыжи равнинные 5 и 10 км);

- циклическая работа умеренной мощности, направленная на развитие выносливости (примеры: марафонский бег; лыжи равнинные 15 км; биатлон);

- ациклическая работа максимальной мощности, направленная на развитие быстроты и силы (примеры: пауэрлифтинг; метание диска; молота и копья; толкание ядра; прыжки в высоту);

- ациклическая работа переменной мощности, направленная на развитие ловкости и силы (примеры: горнолыжный слалом; скоростной спуск и слалом-гигант);

- ациклическая работа переменной мощности, направленная на развитие ловкости и быстроты (примеры: торбол; боулинг);

- ациклическая работа переменной мощности, направленная на развитие ловкости, быстроты и силы (примеры: борьба дзюдо; минифутбол);

- все прочие виды.

Для контроля уровня физической подготовленности в процессе тренировки паралимпийцев с нарушением зрения применялось педагогическое тестирование, которое имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности обусловлены отличием и степенью надежности зрительного анализатора как здорового человека, так и имеющего зрительную патологию. Исходя из этого предъявляются определенные критерии к тестам паралимпийцев. Это прежде всего безопасность теста. Традиционные тесты, которые применяются в спорте здоровых и сопряжены с максимальным напряжением силового и скоростно-силового характера, в спорте паралимпийцев опасны для зрительного анализатора [7].

Для контроля уровня специальной подготовленности паралимпийцев, специализирующихся в метаниях, спринте и прыжках, нами проанализированы тесты, которые отражают уровень развития силовых и скоростно-силовых способностей.

Для метателей рекомендуются следующие тесты:

- прыжок в длину с места;

- бросок ядра двумя руками назад за голову;

- жим штанги, лежа двумя руками. Тесты

для спринтеров и прыгунов: -бег 60 м;

- прыжок в длину с места.

Благодаря контролю накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и качественных достижениях занимающихся. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяемых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений в учебном процессе, работоспособность занимающихся. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-воспитательный процесс, тем самым способствуя улучшению его качества и эффективности. Данные контроля используются также при подведении итогов за определенный период времени.

Поскольку результаты тестирования имеют цифровую форму записи, выраженную в разных единицах измерения (кг, с, м, см) и сами по себе недостаточно указывают, насколько удовлетворительно состояние спортсмена, возникает необходимость выражения показанных результатов в одних и тех же единицах измерения. Для этого нами были разработаны специальные оценочные шкалы индивидуально на каждого тестируемого спортсмена.

В таблице 1 приведены для примера статистические параметры результатов разработанного тестирования легкоатлетов-паралимпийцев.

Таблица 1 - Статические параметры результатов тестирования спринтеров

Спортсмен Статистические параметры Бег 60 м, с Прыжок в длину с места, м 5-ой прыжок с места на правой ноге, м 5-ой прыжок с места на левой ноге, м

Г. С. Хер 7,46 267 13,59 13,22

а 0,10 4,4 0,4 0,4

СУ 1,29 1,67 3,11 3,22

Ж. С. Хер 8,29 255 11,08 10,66

а 0,09 5,6 0,58 0,61

СУ 1,11 2,19 5,26 5,71

3. С. Хер 7,19 257 12,20 12,64

а 0,09 6,6 0,29 0,30

СУ 1,20 2,58 2,36 2,37

Коэффициент вариации по каждому тесту составляет не более 10%, что свидетельствует о небольшой вариативности результатов измерений. Из этого следует, что данные подобраны качественно, совокупность однородна.

В таблице 2 представлены индивидуальные нормативные показатели специальной физической подготовленности спортсменов с глубокими нарушениями зрения, специализирующихся в спринте.

Таблица 2 - Нормативные оценки специальной физической подготовленности спринтеров

Спортсмен Баллы Бег 60 м, с Прыжок в длину с места, см 5-ой прыжок с места на правой ноге, м 5-ой прыжок с места на левой ноге, м

Г. С. 5 7,32 и лучше 274 и больше 14,12 и больше 13,75 и больше

4 7,33-7,42 271-273 13,86-14,11 13,49-13,74

3 7,43-7,53 266-270 13,46-13,85 13,09-13,48

2 7,54-7,59 261-265 13,07-13,45 12,70-13,08

1 7,60 и хуже 260 и меньше 13,06 и меньше 12,69 и меньше

Ж. С. 5 8,16 и лучше 263 и больше 11,84 и больше 11,46 и больше

4 8,17-8,25 259-262 11,47-11,83 11,07-11,45

3 8,26-8,35 253-258 10,89-11,46 10,46-11,06

2 8,36-8,41 248-252 10,33-10,88 9,87-10,46

1 8,42 и хуже 247 и меньше 10,32 и меньше 9,86 и меньше

3. С. 5 7,06 и лучше 267 и больше 12,59 и больше 13,04 и больше

4 7,07-7,15 262-266 12,40-12,58 12,85-13,03

3 7,16-7,25 255-261 12,10-12,39 12,54-12,84

2 7,26-7,31 248-254 11,82-12,09 12,25-12,53

1 7,32 и хуже 247 и меньше 11,81 и меньше 12,24 и меньше

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ориентировочные модели оценочных шкал специальной физической подготовленности (прыгучести, силовых возможностей на суше и в воде, максимальной скорости, скоростной выносливости) пловцов-паралимпийцев с нарушением зрения класса БЗ, Б2 на коротких и средних дистанциях на 50, 100 метров представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Ориентировочные модели оценочных шкал специальной физической подготовленности паралимпийцев с нарушением зрения класса БЗ для спринтерских дистанций на 50 и 100 метров (в/стиль)

X Статистические параметры Оценочные шкалы

X мах шш о низкие ниже среднего средние выше среднего высокие

Прыгучесть 62,44 67,1 56.3 4.44 <52,99 53,00 56,99 57,00 60,99 61,00 64,99 >65

Сила тяги на 53,62 49,8 2,56 <48,99 51,00 53.00 53,00 >55,00

суше 56,1 52,99 54,99 54,99

Сила тяги в 31,50 28,30 2.10 <28,99 29,00 30,00 31,00 >32,00

воде 33,90 29,99 30,99 31,99

М аксим альная 24,50 23.90 0,49 <25,50 25,00- 24.50-24.99 24,00- >23,99

скорость 25.12 25.49 24,49

Скоростная 2,79 3,27 0,34 <2,59 3.00-3.09 3,10-3.19 3.20-3,29 >3,30

выносливость 2,53

Разработанные индивидуальные оценочные шкалы позволяют определить уровень специальной физической подготовленности каждого спортсмена-паралимпийца в отдельности, на основании чего можно корректировать учебно-тренировочный процесс с целью ликвидации слабых звеньев подготовленности, прогнозируя преимущественную направленность тренировок.

Особенность адаптивного спорта связана с характером патологии занимающихся. Так, для нозологической группы слабовидящих и незрячих специфические трудности связаны с трудностями пространственной ориентировки и иной сенсорной организацией движения. Исходя из наших исследований, определяющих значимость физических качеств пловцов-паралимпийцев, было выявлено, что такое качество, как координация имеет ведущее значение для хорошего результата на коротких и средних дистанциях. Общеизвестные представления о значительном отставании в развитии координационных возможностей спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения нацеливают на поиск нестандартных средств, новых подходов к совершенствованию координационных способностей спортсменов-паралимпийцев.

В последние годы появились работы, свидетельствующие об использовании таких современных средств, как фитнес-атлетика и аэробика для повышения и расширения двигательного арсенала в плане ОФП, и в частности координационных возможностей, которые применялись в процессе тренировок спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения.

Использование подходов более эффективного обучения и совершенствования, таких, как срочная звуковая информация, активный и пассивный метод демонстрации при обучении движениям людей с глубоким нарушением зрения, применение тренажерной системы «Баланс»,

разработанной ООО «Альфаспорт», способствует более быстрому обучению движениям. Умение дифференцировать точность движений в пространстве, времени и по степени мышечных усилий позволяет улучшить технику выполнения упражнений и, в конечном счете, развить координационные возможности спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения [8]. Применение вышеперечисленных подходов в обучении должно было сказаться на результатах последующих выступлений.

Результаты выступлений, полученные на последних соревнованиях, подтверждают, что повышение техники и координации движений - основное условие повышения уровня спортивных достижений пловцов с глубокими нарушениями зрения. В соревнованиях на чемпионате Европы 2014 года выступало 5 спортсменов в заплывах на коротких и средних дистанциях. Все приняли участие в финальных заплывах, завоевав 4 золотые, 3 серебряные и 2 бронзовые медали. Соревновательная деятельность паралимпийцев-пловцов на данных международных соревнованиях оценивается отличными результатами, имеющими в своем арсенале и высшее достижение -мировой рекорд на короткой дистанции 50 метров в/стилем.

Чемпионат мира по плаванию среди инвалидов 2015 года, проходивший в г. Глазго, явился этапом отбора на летние Паралимпийские игры 2016 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия). В сборной команде Республики Беларусь из 7 спортсменов трое участвовало в нашем проекте 2014 года. Спортсмены, занявшие 1-е и 2-е место, получили прямые лицензии на участие в Паралимпииских играх. Всего белорусские пловцы-паралимпийцы, участвовавшие в проекте, завоевали 7 золотых и 1 серебряную медали на чемпионате, при этом установили 4 мировых рекорда.

Контроль уровня специальной физической подготовленности позволил сделать примерный прогноз результатов выступления и на соревнованиях легкоатлетов. В таблице 4 представлены предполагаемые и фактические результаты выступления тестируемых спортсменов на чемпионате Республики Беларусь в апреле 2014 г.

Таблица 4 - Предполагаемые и фактические результаты выступления легкоатлетов-пара-лимпийцев на чемпионате Республики Беларусь в апреле 2014 г.

Спортсмен Дисциплина Предполагаемый результат Результат выступления

СТ. Метание диска, м 34,00-36,00 35,08

СП. Метание диска, м 25,00-28,00 30,21

г. с. Толкание ядра, м 13,50-13,90 13,71

Б.Ю. Толкание ядра, м 11,50-12,00 12,20

3. А. Бег 100 м, с 11,5-11,6 11,6

Ж. С. Бег 100 м, с 13,0-13,4 13,2

Индивидуальные показатели специальной физической подготовленности толкателей ядра (класс В-2) и результаты последних соревнований представлены в таблице 5. Как видим, на чемпионате Республики Беларусь было занято первое место, а на открытом чемпионате Германии - первые и вторые места.

Таблица 5 - Индивидуальные показатели специальной физической подготовленности толкателей ядра (класс В-2)

Спортсмен Дата тестирования Прыжок в длину с места, см Бросок ядра (4, 7,2 кг) двумя руками за голову назад, м Жим штанги лежа, кг Соревнования, результат, м

Б.Ю. 06.01.15 239 14,82 80 ЧРБ (03.2015) - 13,02 ОЧ Германии (06.2015) - 12,91 (2 место)

03.02.15 237 14,94 80

03.03.15 241 14,87 85

07.04.15 246 15,06 85

05.05.15 244 15,01 85

02.06.15 250 15,18 85

07.07.15 252 15,26 90

Окончание таблицы S

Спортсмен Дата тестирования Прыжок в длину с места, см Бросок ядра (4, 7,2 кг) двумя руками за голову назад, м Жим штанги лежа, кг Соревнования, результат, м

Г. С. 06.01.15 229 14,88 145 ЧРБ (03.2015) -14,10 ОЧ Германии (06.2015) - 14,01 (1 место)

03.02.15 234 15,09 145

03.03.15 228 14,95 150

07.04.15 232 15,22 150

05.05.15 236 15,31 155

02.06.15 241 15,26 155

07.07.15 244 15,44 155

СТ. 06.01.15 210 11,50 SS ЧРБ (03.2015) -11,35 (1 место)

03.02.15 214 11,48 ss

03.03.15 216 11,86 60

07.04.15 213 11,94 60

05.05.15 218 12,10 60

02.06.15 215 12,30 6S

07.07.15 221 12,44 6S

Таким образом, положительная динамика результатов по специальной физической подготовленности спортсменов за период подготовки к главным соревнованиям года (4-10.08.2014 г., 03.201S г., 19-21.06.201S г. ) и высокая оценка их соревновательной деятельности, позволяют нам выбрать наивысшие достижения эталонными значениями для разработки ориентировочных оценочных ппсал по специальной физической подготовленности спортсменов и качественно оценить применяемую корректировку тренировочного процесса. При этом с особой остротой ставится вопрос планирования физических нагрузок, адекватных возможностям организма человека.

Заключение

В результате проведенного эксперимента выполнено следующее:

1. Изучен уровень физического развития у спортсменов с глубокими нарушениями зрения.

2. Разработаны программы тестирования педагогических характеристик спортсменов с глубокими нарушениями зрения в зависимости от вида спорта.

3. Выявлен уровень физической подготовленности спортсменов с глубокими нарушениями зрения в зависимости от вида спорта, специализации и пола в годичном цикле подготовки.

4. Разработаны нормативные оценки уровня физического развития спортсменов с глубокими нарушениями зрения для легкоатлетов и пловцов в годичном цикле подготовки.

5. Положительная динамика результатов соревнований свидетельствует о верной коррекции тренировочного процесса спортсменов с глубокими нарушениями зрения в годичном цикле подготовки.

Список использованных источников

1. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры I С. П. Евсеев. - 2-й т. -М.: Советский спорт, 2005. - 448 с.

2. Bolsinger, A. Opthalmologische and sportmedizinische Aspekte beimSport mit Blinden und Sehbe-hinderten II Blind. Sehbehindert I Zscht. f. Sehgeschaedigten I Bildungswesen. - 1996. - № 2. - S. 110 - 116.

3. Толмачев, Р. А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих I Р. А. Толмачев. - М.: Советский спорт, 2004. - 108 с.

4. Ростомашвили, Л. Н Адаптивное физическое воспитание: Авторская программа для детей с тяжелой зрительной патологией: учеб. - метод, пособие I сост. Л. Н. Ростомашвили. - СПб., 1997.

5. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения I В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.

6. Дембо, А. Г. Спортивная кардиология I А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. - Л.: Медицина, 1989. - 459 с.

7. Мешконис, И. И. Комплексное тестирование спортсменов-легкоатлетов с глубокими нарушениями зрения: метод, письмо I И. И. Мешконис [и др.]. - Минск, 2004. - 20 с.

8. ФарфельВ. С. Двигательные способности детей, их развитие и пути обучения I В. С. Фарфель. -М., 1976. -С. 68-89.

21.08.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.