Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ВИБРОСТИМУЛЯЦИИ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ВИБРОСТИМУЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михеев А.А., Борщ М.К., Михеев Н.А.

Проведено экспериментальное исследование с целью обоснования метода вибрационной тренировки для ускоренного развития физических качеств высококвалифицированных спортс-менов-паралимпийцев с глубоким, нарушением зрения. Дозированная вибрационная тренировка при частоте вибрации 28-30 Гц, амплитуде 4 мм и продолжительности воздействия не более 7 минут за одну стимуляцию, 21 минуты за три серии и 63 минут за шесть серий стимуляций может быть предложена в качестве альтернативы упражнениям с отягощениями и традиционным упражнениям для развития гибкости, подвижности в суставах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михеев А.А., Борщ М.К., Михеев Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE PHYSICAL QUALITIES OF ATHLETES WITH DISABILITIES WHEN USING THE METHOD OF VIBROSTIMULATION

The experimental research for substantiation of a method of vibrating training for accelerated development of physical qualities of elite Paralimpic sportsmen with deep infringement of sight was carried out. The dosed out vibrating training with frequency of vibration 28-30 Hz, amplitude of 4 mm and durations of influence no more than 7 minutes for one stimulation, 21 minutes for three series and 63 minutes for six series of stimulations does not worsen a state of health of sportsmen-invalids on sight and can be offered alternatively to exercises with additional loads and to traditional exercises for development of flexibility, mobility in joints.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ВИБРОСТИМУЛЯЦИИ»

Список использованных источников

1. Маришук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19. 00. 03 / В. Л. Маришук; Лен. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград, 1982. -51 с.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Издательство «Питер»,

2001. - 272 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 704 с.

4. Психология и современный спорт // Сб. научных работ психологов спорта социалистических стран / Сост. В. В. Медведев, П. А. Рудик, А. В. Родионов. - М.: ФиС, 1973. - 278 с.

5. Платонов, К. К. О системе психологии / К. К. Платонов. - М.: Мысль, 1972. - 216 с.

6. Бабушкин, Г. Д. Психология соревновательной деятельности спортсмена: монография / под ред. Г. Д. Бабушкина, В. Н. Смоленцевой. - Омск: СибГУФК, 2010. - 263 с.

7. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. ред. И. П. Волков. -СПб.,

2002. - С. 64-72.

8. Маришук, Л. В. Педагогическая психология // Психология: учеб. пособие / Л. В. Маришук, С. Г. Ивашко, Т. В. Кузнецова. - Минск: Тесей, 2013. - 777 с.

9. Серебрякова, Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.А.Серебрякова. -Н. Новгород, 1999. - 20 с.

Ю.Коломинский, Я. Л. Психология: поэзия и проза преподавания / Я. Л. Коломинский. - Смоленск: Ноопресс, 2014. - 293 с.

11.Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания. / П.Я.Гальперин, С. Л. Кабыль-ницкая -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 100 с.

12.Страхов, В. И. Внимание в процессе деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07 / В. И. Страхов. - М., 1975. - 23 с.

18.09.2015

УДК 796.015

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ВИБРОСТИМУЛЯЦИИ

А. А. Михеев, д-р пед. наук, д-р биол. наук, доцент,

М. К. Борщ,

Республиканский научно-практический центр спорта;

Н. А. Михеев,

Академия МВД Республики Беларусь

Аннотация

Проведено экспериментальное исследование с целью обоснования метода вибрационной тренировки для ускоренного развития физических качеств высококвалифицированных спортс-менов-паралимпийцев с глубоким, нарушением зрения. Дозированная вибрационная тренировка при частоте вибрации 28-30 Гц, амплитуде 4 мм и продолжительности воздействия не более 7 минут за одну стимуляцию, 21 минуты за три серии и 63 минут за шесть серий стимуляций может быть предложена в качестве альтернативы упражнениям с отягощениями и традиционным упражнениям для развития гибкости, подвижности в суставах.

THE DYNAMICS OF THE PHYSICAL QUALITIES OF ATHLETES WITH DISABILITIES WHEN USING THE METHOD OF VIBROSTIMULATION

Abstract

The experimental research for substantiation of a method of vibrating training for accelerated development of physical qualities of elite Paralimpic sportsmen with deep infringement of sight was carried out. The dosed out vibrating training with frequency of vibration 28-30 Hz, amplitude of 4 mm and durations of influence no more than 7 minutes for one stimulation, 21 minutes for three series and 63 minutes for six series of stimulations does not worsen a state of health of sportsmen-invalids on sight and can be offered alternatively to exercises with additional loads and to traditional exercises for development of flexibility, mobility in joints.

Введение

В настоящее время соревновательные результаты спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения в некоторых видах спорта приближаются к результатам в традиционных олимпийских дисциплинах. Для достижения рекордных результатов необходимо постоянно повышать тренировочные нагрузки. Спортсмены-инвалиды по зрению, балансируя на грани риска, в своей тренировке вынуждены применять отягощения, которые могут вызвать ухудшение здоровья, например отслоение сетчатки глаза. В связи с этим весьма актуальной является проблема исследования альтернативных тренирующих методов воздействия на организм, дающих возможность эффективно развивать физические качества, необходимые для обеспечения высокого соревновательного результата спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения, но при этом безопасные для состояния их здоровья [1-9].

Цель исследования

Целью настоящего исследования явилось экспериментальное обоснование эффективности метода вибрационной тренировки для ускоренного развития физических качеств высококвалифицированных спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения, в том числе для развития силовых возможностей без применения дополнительных отягощений.

Задачи исследования

1. Исследовать динамику силовых возможностей в серии вибрационных и традиционных тренировочных занятий.

2. Исследовать динамику активной гибкости верхних и нижних конечностей в серии вибрационных и традиционных тренировочных занятий.

3. Исследовать динамику уровня тренированности по результатам специального тестирования в серии вибрационных и традиционных тренировочных занятий.

Методы и жатериалы

Для решения поставленных задач проведен педагогический эксперимент с педагогическими тестированиями. Методы математической статистики применялись для обработки информации, полученной по результатам 176 наблюдений в динамике, с целью оценки достоверности полученных данных. Все расчеты производились согласно общепринятым требованиям математико-статистической обработки с помощью компьютерной программы Statistica, версия 6.0 для Windows.

Организация исследования

В исследовании приняли участие 21 спортсмен-паралимпиец с глубоким нарушением зрения. В соответствии с планом последовательного педагогического эксперимента спортсменам было предложено выполнить две тренировочные программы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная двухнедельная программа тренировки состояла из 6 тренировок с использованием метода вибромиостимуляции. В соответствии с контрольной программой спортсмены выполняли идентичную тренировочную программу в традиционном режиме. Суть метода вибро-стимуляции заключалась в том, что спортсмены при выполнении упражнения опирались конечностями на вибрационные устройства, работающие с частотой 28 Гц и амплитудой 4 мм. Вибрационная нагрузка для улучшения силовых характеристик спортсменов создавалась посредством выполнения физических упражнений в динамическом режиме с применением повторного метода.

Для определения динамики физических качеств и специальной подготовленности использовались следующие тесты:

1. Определение взрывной силы мышц ног с помощью теста «прыжок вверх с места».

2. Определение силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса при выполнении сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа на груди.

3. Тестирование специальной подготовленности пловцов по результату плавания на дистанции 50 м.

4. Легкоатлетические тестирования для спортсменов, специализирующихся в толкании ядра и метатаниях -бросок ядра снизу вперед.

Результаты и обсуждение

В таблице 1 представлены результаты педагогического тестирования силовых возможностей спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения в процессе выполнения экспериментальной вибрационной и контрольной традиционной тренировочных программ.

Таблица 1 - Среднегрупповые показатели педагогического тестирования силовых возможностей спортсменов-паралимпийцев в процессе выполнения экспериментальной (вибрационной) и контрольной (традиционной) тренировочных программ (п = 176)

Статистические показатели Показатели взрывной силы (прыжок вверх с места при отталкивании двумя ногами, см)

1 1 2 | 3 4

Экспериментальная программа

X 48,8 50,4 55,3 57,1

а 7,3 9,2 8,9 9,3

8х 1,6 2,0 1,9 2,0

Достоверность различий между данными 1-4 тестирований

Р 1 0,55 | 0,017420* 0,002520*

Показатели 2-4 тестирований относительно исходной величины

% 1 3,3 1 13,4 17,2

Контрольная программа

X 49,5 49,9 51,3 52,1

а 6,4 6,4 6,5 7,2

8х 1,4 1,4 1,4 1,6

Достоверность различий между данными 1-4 тестирований

Р 1 0,87 | 0,38 0,21

Динамика показателей относительно исходной величины

% 1 0.7 1 3.7 5,2

Достоверность различий между данными тестирований при выполнении контрольной и экспериментальной программ

Р 0,30 0,54 0,000483* 0,000054*

1 1,07 -0,62 -4,16094* -5,10288*

* Достоверные различия между данными тестирований контрольной и экспериментальной тренировочных серий при р < 0,05. Примечание. 1 - исходные показатели, 2 - после 3 занятий, 3 - после б занятий, 4 - через 1 месяц.

Из представленных в таблице 1 данных следует, что через 4 недели после применения вибромиостимуляции взрывная сила мыпщ ног спортсменов-паралимпийцев в среднем по группе достоверно возросла на 17,2% (р < 0,05). В динамике после 3 стимуляций наблюдалось недостоверное улучшение показателей в среднем по группе на 3,3 %, а после 6 тренировок было зафиксировано достоверное улучшение на 13,4% (р < 0,05). При этом у двух спортсменов наибольпше приросты наблюдались после 3 тренировочных занятий - на 51,0 и 12,7% соответственно. У спортсменов контрольной группы статистически достоверных изменений выявлено не было.

В таблице 2 представлены результаты педагогического тестирования силовой выносливости спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения в процессе выполнения экспериментальной вибрационной и контрольной традиционной программы тренировки.

Таблица 2 - Динамика результатов педагогического тестирования силовых возможностей спортсменов-паралимпийцев в процессе выполнения экспериментальной (вибрационной) и контрольной (традиционной) тренировочных программ (п = 176)

Статистические показатели Показатели силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса (сгибания и разгибания рук в упоре лежа на груди, кол-во полных циклов движений)

1 2 3 4

Экспериментальная программа

X 26,4 30,5 33,6 36,7

а 8,9 9,2 9,4 9,9

8х 1,9 2,0 2,1 2,2

Достоверность различий между данными 1-4 тестированы й

р 1 0,16 | 0,015578* 0,000665*

Показатели 2-4 тестирований относительно исходной величины

% 15,5 | 27,0 38,7

Контрольная программа

X 26,9 28,8 29,8 29,2

а 8,7 8,4 8,6 8,4

8х 1,9 1,8 1,9 1,8

Статистические Показатели силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса

показатели (сгибания и разгибания рук в упоре лежа на груди, кол-во полных циклов движений)

1 1 2 | 3 | 4

Достоверность различий между данными 1-4 тестирований

Р 1 1 0,48 0,28 | 0,39

Динамика показателей относительно исходной величины

% 1 1 6,9 1 10,6 | 8,5

Достоверность различий между данными тестирований при выполнении контрольной

и экспериментальной программ

Р 0,16 0,015882* 0,000028* 0,000000*

1 1,45 -2,63480* -5,39728* -9,37251*

* Достоверные различия между данными тестирований контрольной и экспериментальной тренировочных серий при р < 0,05 Примечание. 1 - исходные показатели, 2 - после 3 занятий, 3 - после б занятий, 4 - через 1 месяц.

В процессе выполнения экспериментальной программы показатели силовой выносливости у всех спортсменов группы имели тенденцию к улучшению. Так, после третьей тренировки количество движений в тестовой процедуре относительно исходной величины возросло на 15,5% (р < 0,05), после шестой - на 27,0% (р < 0,05), а через 4 недели - на 38,7%. Как следует из данных, представленных в таблице, у спортсменов контрольной группы статистически достоверных изменений выявлено не было.

В таблицах 3 и 4 представлены результаты педагогических тестирований специальной подготовленности спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения, специализирующихся в плавании и легкоатлетических метаниях в процессе выполнения экспериментальной (вибрационной) и контрольной (традиционной) программы тренировки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате исследования специальной подготовленности легкоатлетов-метателей с глубоким нарушением зрения до и после проведения экспериментальной вибрационной программы было выявлено (таблица 3), что в тесте «бросок ядра снизу вперед» в среднем по группе после 3-й серии стимуляций произошло недостоверное улучшение результатов на 3,4%, после шестой серии на 7,2%, а через 4 недели после окончания программы зафиксировано достоверное улучшение результатов в среднем по группе на 12,7%. В процессе выполнения контрольной программы достоверных изменений зафиксировано не было.

Таблица 3 - Результаты педагогического тестирования специальной подготовленности легкоатлетов-метателей с глубоким нарушением зрения в процессе выполнения экспериментальной вибрационной и контрольной традиционной тренировочных программ (п = 88)_

Статистические Показатели специальной подготовленности (бросок ядра снизу вперед, м)

показатели 1 2 3 4

Экспериментальная прог рамма

X 13,38 13,84 14,34 15,08

а 1,1 1,0 1,0 0,8

Sx 0,51 0,47 0,43 0,34

Показатели 2-4 тестирований относительно исходной величины

% 3,4 7,2 12,7

Достоверность различий между данными 1-4 тестирований

Р 0,47 0,14 0,015071 *

1 2 3 4

Контрольная программа

X 14,22 14,2 14,35 14,7

а 1,2 0,9 0,9 0,9

Sx 0,52 0,42 0,41 0,41

Показатели 2-4 тестирований относительно исходной величины

% -0,14 0,91 3,35

Достоверность различий между данными 1-4 тестирований

Р 0,97 0,84 0,46

Достоверность различий между данными тестирований при выполнении контрольной и экспериментальной программ

р% 0,027122* 0,006008* 0,005365*

г% 2,698863* 3,704042* 3,783040*

Примечания: 1 - исходные показатели, 2 - после 3-х занятий, 3 - после 6-ти занятий, 4 - через 1 месяц

Статистические Показатели специальной подготовленности (бросок ядра снизу вперед, м)

показатели 1 | 2 3 | 4

Достоверность различий между данными тестирований при выполнении

контрольной и экспериментальной программ

р% 0,027122* 0,006008* 0,005365*

1% 2,698863* 3,704042* 3,783040*

Примечание. 1 - исходные показатели, 2 - после 3 занятий, 3 - после б занятий, 4 - через 1 месяц.

В таблице 4 приведены результаты педагогического тестирования специальной подготовленности пловцов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения в тесте «плавание на дистанции 50 м со старта в полную силу» до и после проведения экспериментальной (вибрационной) и контрольной (традиционной) программы тренировки. В результате педагогического тестирования специальной подготовленности пловцов-паралимпийцев выяснилось, что в среднем по группе после 3-й тренировки скорость плавания на дистанции 50 м недостоверно повысилась на 11,3 %, после 6-й тренировки на 14,4 %, а через 4 недели на 16,5 %.

Для определения динамики специальной подготовленности спортсмены выполняли тестовые процедуры, принятые в легкой атлетике и плавании. Для того чтобы корректно сравнивать показатели, полученные в специфических для разных видов спорта тестах, было решено отразить динамику этих показателей в процентах к исходной величине.

Таблица 4 - Результаты педагогического тестирования специальной подготовленности пловцов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения в процессе вьшолнения экспериментальной вибрационной и контрольной традиционной тренировочных программ (п = 88)

Статтстические Показатели специальной подготовленности (скорость проплывания дистанции 50 м со старта, с)

показатели 1 2 3 4

Экспериментальная программа

X 34,81 30,88 29,8 29,07

а 10,6 5,3 5,1 4,9

8х 3,35 1,99 1,69 1,64

Показатели 2-4 тестирований относительно исходной величины

% -11,3 -14,4 -16,5

Достоверность различий между данными 1-4 тестирований

Р 0,76 0,59 0,47

Примечания: 1 - исходные показатели, 2 - после 3-х занятий,

3 - после 6-ти занятий, 4 - через 1 месяц

Контрольная программа

X 34,07 34,04 33,83 33,49

а 10,6 10,4 10,4 10,2

8х 3,35 3,28 3,28 3,23

Показатели 2-4 тестирований относительно исходной величины

% -0,09 -0,70 -1,70

Достоверность различий между данными 1-4 тестирований

Р 0,99 0,96 0,90

Достоверность различий между данными тестирований при выполнении контрольной и экспериментальной программ

р% 0,000001* 0,000000* 0,000000*

1% 7,072162* 7,601163* 8,617274*

Примечания: 1 - исходные показатели, 2 - после 3-х занятий, 3 - после 6-ти занятий, 4 - через 1 месяц

Примечание. 1 - исходные показатели, 2 - после 3 занятий, 3 - после б занятий, 4 - через 1 месяц.

На рисунке 1 и 2 даны графики динамики физических качеств и специальной подготовленности спортсменов-паралимпийцев в процессе проведения экспериментальной (вибрационной) и контрольной (традиционной) программ тренировки. Анализ динамики результатов тестирования физических качеств и специальной подготовленности спортсменов в безотносительных величинах, то есть в процентах к исходным данным, свидетельствует о том, что у представителей обеих специализаций на протяжении всего периода выполнения программы вибрационной тренировки наблюдались достоверные (р < 0,05) приросты в тестах, отражающих уровень развития физических качеств (2-е тестирование: 15,7%, 3-е тестирование: 17,6%), а в отставленный период

через 4 недели этот уровень уменьшился относительно последнего тестирования на 3,9 % (13,9 %). В тестах, отражающих уровень специальной подготовленности, улучшение показателей наблюдалось не только на протяжении всего периода выполнения программы вибрационной тренировки (2-е тестирование: 3,9%, 3-е тестирование: 7,9%), но и в отставленный период через 4 недели (11,6%), когда позитивные изменения достигли уровня статистической значимости (р < 0,05).

Тестирование 1 Тестирование 2 Тестирование 3 Тестирование 4 —*— Экспериментальная серия — • — Контрольная серия

Рисунок 1 - Динамика показателей тестирования физических качеств спортсменов-паралимпийцев, специализирующихся в легкой атлетике и плавании (1 тестирование - исходные данные, 2-е тестирование -данные после 3 стимуляций, 3-е тестирование - данные после б стимуляций, 4-е тестирование - через 4 недели после завершения программы стимуляций)

Рисунок 2 - Динамика показателей тестирования специальной подготовленности спортсменов-паралимпийцев, специализирующихся в легкой атлетике и плавании (1-е тестирование - исходные данные, 2-е тестирование - данные после 3 стимуляций, 3-е тестирование - данные после б стимуляций, 4-е тестирование -через 4 недели после завершения программы стимуляций)

Выводы

В результате исследования определена оптимальная доза вибрационных упражнений, приводящая к достоверному развитию физических качеств, в том числе силовых возможностей без применения дополнительных отягощений. Дозированная вибрационная тренировка при частоте вибрации 28-30 Гц, амплитуде 4 мм и продолжительности воздействия не более 7 минут за одну стимуляцию, 21 минуты за три серии и 63 минут за шесть серий стимуляций может быть предложена в качестве альтернативы упражнениям с отягощениями и традиционным упражнениям для развития гибкости, подвижности в суставах.

Метод вибрационной тренировки способствует улучшению физических качеств и повышению специальной работоспособности спортсменов-паралимпийцев с глубоким нарушением зрения. У представителей легкой атлетики и плавания наблюдались достоверные (р < 0,05) приросты в тестах, отражающих уровень развития физических качеств (2-е тестирование - 15,7 %, 3-е тестирование - 17,6%), а в отставленный период через 4 недели этот уровень снизился до 13,9% относительно исходных показателей. Улучшение соревновательных результатов происходит на протяжении всего периода выполнения программы вибрационной тренировки (2-е тестирование -3,9%, 3-е тестирование - 7,9%) и в отставленном периоде (11,6%) Очевидно, 4-недельный временной диапазон необходим для адаптации техники движений к увеличенным силовым возможностям.

Список использованных источников

1. Михеев, А. А. Стимуляция биологической активности как метод управления развитием физических качеств спортсменов: В 2 ч. / А. А. Михеев. - Минск, 1999. - 398 с.

2. Михеев, А. А. Развитие физических качеств спортсменов с применением метода стимуляции биологической активности организма: дис. ... д-ра пед. наук: 13. 00. 04 / А. А. Михеев. - М., 2004. - 424 с.

3. Михеев, А. А. Биологические основы дозированной вибрационной тренировки спортсменов: монография / А. А. Михеев. - Минск: БГУФК, 2006. - 240 с.

4. Михеев, А. А. Теория вибрационной тренировки (биологическое обоснование дозированного вибротренинга): монография / А. А. Михеев. - Минск: БГУФК, 2007. - 596 с.

5. Назаров, В. Т. Биомеханическая стимуляция: явь и надежды / В. Т. Назаров. - Минск: Полымя, 1986. -93

с.

6. Назаров, В. Т. Оптимизация человека / В. Т. Назаров. - Рига, 1997. - 188 с.

7. Назаров, В. Т. Развитие подвижности рук в плечевых суставах методом биомеханической стимуляции мышечной деятельности / В. Т. Назаров, Л. В. Жилинский // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - Минск: Полымя, 1985. - Вып. 15. - С. 74-76.

8. Назаров В. Т., Некрашевич В. Э. Биомеханическая стимуляция мышц - средство развития подвижности в тазобедренных суставах / В. Т. Назаров, В. Э. Некрашевич // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - Минск: Полымя, 1986. - Вып. 16. - С. 109-112.

9. Назаров, В. Т. Применение биомеханической стимуляции мышц для развития подвижности в голеностопных суставах спортсменок, специализирующихся в плавании кролем / В. Т. Назаров, В. Г. Киселев, Н. Я. Олешко // Тез. докл. XI региональной науч.-практ. конф. республик Прибалтики и БССР по проблемам спортивной тренировки. - Рига, 1986. - С. 12-14.

01.09.2015

УДК 796.015

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ

ОСВОЕНИИ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ

Н. А. Парамонова, канд. биол. наук, доцент,

Белорусский национальный технический университет;

А. П. Мелехин, И.Б. Токаревская,

Белорусский государственный университет физической культуры

Аннотация

Исследование посвящено изучению использования подводящих упражнений для освоения техники базовых элементов скольжения в фигурном, катании на этапе начального обучения. Выявленные типичные ошибки при исполнении основного шага, перебежки вперед и перебежки назад, разработанные шкалы оценки исполнения базовых элементов скольжения в фигурном, катании на коньках позволяют определить слабые стороны при выполнении основных элементов скольжения юными фигуристами и целенаправленно на них воздействовать. Разработанная методика начального обучения базовым элементам скольжения в фигурном, катании на коньках с использованием, подводящих упражнений позволяет значительно уменьшить количество ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.