Научная статья на тему 'Индивидуальная безопасность: поведенческий аспект'

Индивидуальная безопасность: поведенческий аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1892
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ОТНОШЕНИЯ / ВЫБОР / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / РИСК / SECURITY / PERSONAL SECURITE / CULTURE / PERSONAL SAFETU / BENAVIORAL SEL-REGULATION / BEHAVIOR / ATTITUDES / CHOICES / DECISION MAKING / EXTREME SITUATION / THE RISK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сироткин Л. Ю.

Уточняются понятия «индивидуальная безопасность» и «культура индивидуальной безопасности». Анализируется потенциал поведенческой саморегуляции в обеспечении индивидуальной безопасности. Рассматриваются экстремальные ситуации и предлагается структура их анализа. Обозначается механизм принятия решений. Дается анализ системообразующих характеристик субъекта выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notions of «personal safety» and «culture of personal safety» are clarified in the article. A potential of behavioral self-regulation to ensure personal safety is analyzed. The author considers extreme situations and suggests a structure of their analysis. A mechanism of, a decisionmaking is represented. An analysis of system characteristics of the subject of selection is given.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная безопасность: поведенческий аспект»

УДК 159.9

Л. Ю. Сироткин

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: безопасность, индивидуальная безопасность, культура индивидуальной безопасности, поведенческая саморегуляция, поведение, отношения, выбор, принятие решений, экстремальная ситуация, риск.

Уточняются понятия «индивидуальная безопасность» и «культура индивидуальной безопасности». Анализируется потенциал поведенческой саморегуляции в обеспечении индивидуальной безопасности. Рассматриваются экстремальные ситуации и предлагается структура их анализа. Обозначается механизм принятия решений. Дается анализ системообразующих характеристик субъекта выбора.

Keywords: security, personal securite, culture, personal safetu, benavioral sel-regulation, behavior, attitudes, choices,

decision making, extreme situation, the risk.

The notions of «personal safety» and «culture ofpersonal safety» are clarified in the article. A potential of behavioral self-regulation to ensure personal safety is analyzed. The author considers extreme situations and suggests a structure of their analysis. A mechanism of, a decisionmaking is represented. An analysis of system characteristics of the subject of selection is given.

Понятие «безопасность» многозначно. В понимании безопасности выделим следующие значения: 1) отсутствие опасности: 2) состояние защищенности от возможных угроз; 3) отсутствие недопустимого риска. Принятая дефиниция индивидуальной

безопасности следующая. Индивидуальная безопасность - это предотвращение (предупреждение, преодоление, устранение) угроз и вызовов, направленное на сохранение жизни и здоровья человека. Здоровьесберегающий аспект безопасности признается основополагающим и рассматривается в контексте поведенческой саморегуляции. Способность к поведенческой саморегуляции и овладение способами управления собственным поведением являются компонентами культуры индивидуальной безопасности.

Культура индивидуальной безопасности - это совокупность характеристик, качеств и особенностей субъекта, которая актуализируется в поведении и свидетельствует о приоритете безопасности в самых разнообразных проявлениях жизнедеятельности. Предложенное понимание делает акцент на признании приоритета индивидуальной безопасности в принятии решений, направленных на предотвращение угроз при минимизации риска и максимальной ответственности, в основе которой лежат знания и неформальное отношение к опыту. К числу актуальных угроз жизненно важным интересам человека справедливо относят: 1) витальные (войны, революции, преступность и т.д.); 2) физические (расстройство здоровья, лишение либо ограничение свободы и т.д.); 3) психические (расстройства психического здоровья, направленная информация, психическая агрессия и т.д.) ; 4) генетические (негативные изменения в наследственности человека); 5) репродуктивные (лишение возможности

полноценного деторождения); 6) духовные (духовная агрессия, нравственная деградация, утрата смысла жизни); 7) интеллектуальные (снижение образовательного уровня,

несоответствие качества профессионального образования решаемым задачам и т.д.) [1]. Перечисленные угрозы реальны. Противостояния им на индивидуальном уровне требует максимальной мобилизации способностей к саморегуляции, в том числе и поведенческой. Чаще всего потенциальная опасность угроз ощущается человеком в экстремальных ситуациях.

Поведение представляет собой хаотичное нагромождение сопряженных действий, обусловленных потребностей организма в активности. Каждый организм обладает внутренней организацией и особым характером регуляции протекающих в нем процессов управления и проявляющихся вовне актах взаимодействия с внешней средой.

Человек как наиболее высокоорганизованная живая система обладает удивительным разнообразием проявлений, не поддающихся описанию и тем более классификации в рамках

любого из известных современной науке подходов. Организация является общим свойством человека, отражающим процесс превращения случайного, неупорядоченного в необходимое и упорядоченное; она направлена на достижения такого поведенческого результата, который был задан нормой (правилом, требованием, рекомендацией, установкой).

Человеческое поведение становится самоорганизированным благодаря саморегуляции (самоуправлению). В самоуправляемых системах сочетается непрерывная изменчивость их состояний с устойчивостью протекания основных внутренних процессов системы или ее частей. Направленность поведения является результатом устойчивости функционирования самоуправляемой системы (Б.С. Украинцев). Индивидуальная безопасность обеспечивается существованием регуляторного аппарата. Саморегуляция предохраняет человека от распада, который проявляется в игнорировании угроз. Препятствует распаду противоположно направленные процессы устойчивости и изменчивости, приводящие к отклонению от нормы и к ее восстановлению. Угрозы стремятся нарушить динамическое равновесие, сохранность его обеспечивается механизмами регулирования, в том, числе и путем подчинения их определенной поведенческой программе, заданной социальными нормами. Смену определяющих компетенций, состояний также задает регуляция; она же определяет направленность на совершенствование необходимых функций и приобретения опыта. На уровне индивидуальной безопасности целесообразно дополнить сказанное сохранением потенциала обучаемости, гибкости в усвоении новых поведенческих правил при сохранении позитивных стереотипов, способности к нормотворчеству и интегрирующим возможностям как стимула к изменению и совершенствованию навыков и умений.

Способность человека к самоорганизации превосходит аналогичные способности всех известных естественных и искусственных систем. Для индивидуальной безопасности крайне важно, что самоорганизующаяся система способна изменять способы поведения. Скорость изменений обусловлена индивидуальными способностями к поведенческой саморегуляции. Сохранение невозможно без изменения. Изменения должны быть непрерывными. Любое нарушение непрерывности ведет к устранению умений и навыков, опыта в целом. В итоге приводит к снижению порога безопасности.

На уровне саморегуляции человек становится более эмансипированным от обстоятельств угрожающих его безопасности, вступает с ними в противодействия и нейтрализует своей активностью. Личность обретает больший контроль над несущими угрозу обстоятельствами и событиями. В соответствии со своим опытом она выстраивает логику действий по их нейтрализации и последовательную линию действий, обеспечивающих индивидуальную безопасность. Важной составляющей человека в контексте предлагаемых рассуждений является адекватная (или близкая к ней) оценка своих возможностей (потенциала), а также того, что он может предпринять и как далеко пойдет ради обеспечения достижения собственной безопасности. Важна интериоризация внешних угроз и перевод их во внутренние. Доказано, что изменение внутренней стороны человека оказывает влияние на его внешнюю сторону, которая характеризуется определенными отношениями к событиям. В этом случае человек усиливает действенность функциональной системы, которая начинает работать максимально напряжено.

В своем практическом применении вопрос о поведенческой саморегуляции становится вопросом о рациональности поведения в ситуациях угрозы и направленной перестройки, необходимость которой вызвана обеспечением безопасности. В частности, рациональность поведения определяется отношениями людей друг к другу. Через систему отношений человек осуществляет свою регулирующую функцию. Отношения позиции людей выражаются комплексом социальных, моральных, групповых и индивидуальных норм, правил, требований, рекомендаций, которые выступают в качестве (само)регуляторов поведения. Становление отношений происходит под определяющим воздействием совокупности принятых субъектом норм, которые актуализируются в целерациональном поведении. Такое поведение достигается посредством строгого следования предписаниям, определяющим действия в наиболее часто

повторяющихся / типичных ситуациях. Так как отношения определяют уровень поведенческой напряженности, то ими же осуществляется функция сдерживания и разрядки, что способствует преодолению опасности, либо ее отсрочки.

Саморегуляционный потенциал субъекта во многом обусловливается ситуацией опасности, в которой он оказывается включен. В качестве причины той или иной поведенческой реакции выступает ситуация. Причем анализ ситуации необходимо осуществлять соотносительно со свойствами и особенностями того, кто оказывается в нее включен. Рациональное поведение изменяет ситуацию. Неадекватное-усиливает конфликтообразующее начало и может привести к конфликту с неопределенным исходом. Избежать нежелательного развития отношений позволяет индивидуально приобретенный опыт.

Смысл поведенческой саморегуляции сводятся к целерациональному отбору поступков (действий) и их сапостовлению с реальной ситуацией. В данном случае структурные компоненты поступка выполняют функцию отбора, поскольку результат выбора обеспечивает преодоление актуальных угроз. Например, конкретная норма (правило, регламентирующая установка) выполняет инициирующую и одновременно функцию сдерживания. Это способствует тому, что субъект более эффективно управляет собственными поступками и саморегулирует поведение. Поступки (действия) такого субъекта находятся в пределах регламентирующих установок, направленных на обеспечение индивидуальной безопасности в ситуациях угроз и риска.

Целесообразность, урегулированность поведения нормативными установками выступает объективной предпосылкой саморегуляции. Объективным содержанием поведенческой саморегуляции является совокупность нормативных требований, которые предъявляются субъекту конкретной ситуацией. В данных случаях свобода выбора регламентируется объективными требованиями ситуации. Активность субъекта в поисках оптимального решения и его принятие, осознанное и избирательно-критическое отношение к требованиям (рекомендациям, инструкциям) составляют субъективное содержание саморегуляции.

Весьма важным для индивидуальной безопасности является самоанализ экстремальных состояний как граничных состояний, позволяющих установить связь между поступлением и целесообразностью его результатов. В соответствии с экстремальными принципами человеком отбираются и сохраняются только экстремальные свойства и состояния. В этом случае основой эффективности принятых решений является наличие у субъекта, определяющего выбор свойства на границы меры, которое и обеспечивает оптимальность результата принятых решений. Экстремальный принцип взаимосвязи и развития подразумевает именно определяющие, а не прочие качества (способности, свойства) человека, которые либо находятся в экстремальном состоянии, либо изменяются в сторону экстрима. Изменения любого субъекта в сторону экстрима по второстепенным характеристикам выступает в качестве произвольного и подчиненного изменению по определяющей характеристике. Таким образом, специфика проявлений главного качества определяют специфику актуализации других качеств человека.

Не нуждается в дополнительной аргументации с очевидностью вытекающей из наших рассуждений тезис о том, что в условиях обеспечения индивидуальной безопасности таким качеством является способность к поведенческой саморегуляции. В предлагаемом понимании саморегуляция означает управление собственным поведением, осуществляемое на основе сознательного следования нормам (правилам, рекомендациям, инструкциям). Саморегуляция корректирует экстремально направленные внешние воздействия, несущие угрозу индивидуальной безопасности и мобилизует у субъекта потенциал сопротивления и преодоления. Саморегуляция инициирует направленную активность на обеспечение индивидуальной безопасности. В итоге саморегуляции обеспечивает субъекту устойчивую ориентацию в ситуациях риска.

Поведение человека-нелинейный процесс, поэтому реакция на угрозу так же имеет нелинейный характер. Одни способности мобилизуются, другие-утрачиваются, третьи-появляются и т.д. Человек многомерен, так же как его реакции и проявления. В частности, синергетический аспект анализа позволяет экстраполировать зависимость стихийности-организованности на поведение человека, что предполагает следующие обобщения. Во-первых, поведение человека зависит от множества переменных (ситуации, состояния и т.д.), учет которых представляется затруднительным и даже маловероятным. Становится проблематичным и предсказание поведения в отношении к определенным явлениям, событиям, фактам и т.д. ввиду того, что наряду с неопределенностью ситуации человек осуществляет выбор. Эта не отменяет возможность моделирования ситуаций опасности и предсказания поведенческих реакций ее участников, а лишь ограничивает поведенческие ситуации определенными типами. Во-вторых, определено предсказать, как действие повлияет на развитие ситуации так же затруднительно, поскольку велика роль случайностей в обусловленности событий далекой перспективы. В то же время локальные ситуации и действия оказываются вполне взаимообусловленными, так как несут в себе знания о правилах поведения в типологически схожих ситуациях. В-третьих, выскажем осторожное суждение о более дифференцированном подходе к ответственности за действия в ситуациях опасности / риска. Однако, это касается также событий отдаленной перспективы, которые находятся за пределами влияния определенных действий. Чем отдаленнее события, тем менее ответствен за них субъект.

Поэтому понятно беспокойство относительно отсутствия корректных рекомендаций по преодолению локальных ситуаций с учетом их возможного влияния в не столь отдаленной перспективе. Вопрос о темпоральном распространении рекомендаций по преодолению актуальных угроз остается малоизученным в связи с невероятной вариативностью предлагаемых парадигм развития ситуаций. В случае, когда ситуации и поступки / действия оказываются сопряженными, картина меняется. Появляется зависимость поступков, определяющих линию поведения участников поведения. Сознание мобилизует волю и в совокупности они доминируют над случайностями. Таким образом, человек оказывается способным управлять собственным поведением и блокировать негативные последствия ситуации. Как видим, сохраняются возможности предсказуемости ближайших событий и их последствий, возрастает эффективность прогнозирования в рамках предсказуемости.

Преодоление опасностей, связанных с неорганизованностью и стихийным влиянием обстоятельств - один из основных барьеров на пути конструирования технологий принятия решений в экстремальных ситуациях. Не менее важным барьером являются индивидуальные особенности человека и в первую очередь страх. Обратим внимание на два факта, провоцирующих страхи. Факт первый-внушенная человеку установка на контроль над процессами и способность их направленного изменения усиливают растерянность перед неожиданными проявлениями, инициируя страх и состояние неопределенности. Факт второй-незнание причин и источников страха порождает неспособность к адекватной реакции и непродуктивность попыток их устранения. Это фон страхов. Несмотря на то, что страхи могут вытесняться из сознания и преодолеваться; они не только проявляются в форме рецидивов, но и имеют негативный характер. Страхам предшествует состояние тревоги. Вероятно, в понимании тревоги необходимо сделать акцент на нарушении психического равновесия человека. Тревога филогенетически оформляется и закрепляется в виде сигнала опасности. Уровень тревожности определяется в основном индивидуальными качествами. Тревога, как известно, препятствует целенаправленной поведенческой активности и лежит в основе любых ее отклонений.

В психологической литературе обозначено соотношение тревоги и чувства страха. В соответствии с результатами соотносительного анализа тревога проявляется как переживание неопределенной угрозы и чувства неосознаваемой опасности. Неосознаваемость причин вызывает тревогу. Эта неосознаваемость блокирует проявления активности, направленной на

ликвидацию угрозы. Причина тревоги усматривается в конкретных явлениях и обстоятельствах. В результате появляется страх перед конкретными ситуациями (Ф.Б. Березин, Л.П. Гримак и др.)

Принципиальным в обеспечении индивидуальной безопасности является поиск оптимального решения и его осуществление. В экстремальных ситуациях субъект сталкивается с необходимостью поступления, обусловленного обеспечением индивидуальной безопасности. Любая экстремальная ситуация объективно связывается с утратой жизненной перспективы привычного действия, выраженного в принятии решений. В этом случае человек оценивает последствия выбора на горизонте прогнозирования. В бифуркационные моменты возникает ответственность за принятое решение. Биффуркационные моменты в ситуациях угрозы индивидуальной безопасности основываются на следующих свойствах: во-первых, на объективном свойстве потери устойчивости; во -вторых, на субъективных способностях человека предвидеть последствия принятого решения в пространстве прогнозирования; в-третьих, на способности к прогнозированию, которая обеспечивает учет последствий

принятого решения для себя и окружающих. При наличии этих свойств принятые решения

оказывается оптимальными или близкими к ним. В устойчивых ситуациях выбор

предопределяется объективными условиями. В ситуациях неустойчивости возрастает значимость субъективных факторов, которые обусловливают принятые решения. К

неустойчивым ситуациям относятся экстремальные ситуации.

Предпринятый анализ экстремальных ситуаций дополним несколькими замечаниями относительно ситуациях риска. Риск присутствует практически во всех экстремальных ситуациях. Сложившиеся понимание риска как психологического феномена группируется вокруг перспективы неопределенности относительно предположительного исхода действия. Сущностные характеристики риска определяются вероятностным отклонением от поставленной цели. В этом случае важно, прежде всего, негативное отклонение, так как неконтролируемость ситуации, неуправляемость ее ходом усиливают колебания риска в негативную сторону. Негативный риск предопределяется поведенческой неопределенностью и обусловливается стихийными порывами. Риск оправдан тогда, когда преодолеваются опасность и страх. Риск неправомерно отождествлять с опасностью, так как ситуации риска предшествует предчувствие приближения опасности. Феномен «сближения с опасностью» может быть интерпретирован в следующих предположениях. Во-первых, гностическую активность субъекта, направленную навстречу угрожающему объекту, следует рассматривать как путь символического преодоления опасности. Во-вторых, целесообразно рассматривать факт сближения с опасностью как связанный с активностью одной из относительно автономных мотивационных подсистем субъекта. В-третьих, понимать интерпретируемый феномен как способ реализации индивидуальных свойств человека. (В. А. Петровский). Приведенные обобщения необходимо учитывать для определения мобилизационных возможностей субъекта, направленных на устранение угроз. Потенциал преодоления зависит также от развития и проявления системообразующих характеристик субъекта, которые предопределяют эффективность принимаемых решений.

Эффективность принятия решений в экстремальных ситуациях определяется качественным и профессиональным ресурсом. К числу системообразующих характеристик субъекта принимающего решения относятся: устойчивость, направленность, активность и ответственность.

Устойчивость обеспечивает человеку адекватную реакцию на ситуацию. Поддерживает динамизм внутренних процессов и внешних проявлений. Выступает в качестве внутреннего механизма саморегуляции. Определяет индивидуальных стиль поведения, вырабатываемый в результате усвоения норм, правил, требований, рекомендаций, установок. Устойчивость обеспечивает самоопределение человека и делает его ответственным за приятие решений. Устойчивость как универсальное качественное состояние определяет направленность и определяется ею.

Направленность является стержнем структуры человека. В основе направленности лежит устойчиво доминирующая система мотивов. Соотнесенность устойчивости и направленности выражается в смысловой установки субъекта. (А.Г. Асмолов). Эта модель потенциальной деятельности, которая, актуализируясь, определяет устойчивые способы поведения в соответствующих ситуациях. Направленность обеспечивает ориентированную активность человека.

Активность-это проявление мобильности (изменчивости).

Для ее осуществления требуется цель, на достижение которой активность направляется. Осознанная цель мысленно предвосхищает результат и средства её достижения. Результат как некоторый итог активности выражается в поступлении (действиях) и предполагает ответственность того, кто его достиг. Активность, таким образом, определяет ответственность через свой результат.

Ответственность выражает результат активности в принятии решений, в выборе возможных вариантов поступления (действий) и оценке их результатов, в самоконтроле и саморегуляции индивидуальной активности. В основе ответственности лежат обязанности, закрепленные в нормативных требованиях, которые осознаются и становятся поведенческими побудителями субъекта (В.Н. Кудрявцев). Ответственность как индивидуальное качество включает в себя: а) осознанную необходимость действовать в соответствии с инструкциями, требованиями, нормами и правилами; б) умение моделировать экстремальные ситуации и предвидеть результаты поступления (действия) и его последствия; в) саморегуляцию и самоконтроль.

Ответственность соотноситься с устойчивости, направленностью и активностью через структурные компоненты принятия решений. Единство фундаментальных характеристик личности определяет ее поведенческий потенциал в обеспечении индивидуальной безопасности.

Принятие решений по устранению угроз осуществляется в экстремальных ситуациях, которые, как правило, непродолжительны во времени и ограничены в пространстве. В таких условиях необходимо сориентироваться в обстоятельствах, предшествующих принятию решения, сделать выбор в соответствии с этапами поступления (принять решение) и определить эффективность и длительность его воздействия на участников ситуации. Экстремальные ситуации содержат в себе признаки стандартной и критической ситуаций. (Гришина Н.В.) Стандартная ситуация-это типично и часто повторяющаяся ситуация, которая имеет одни и те же причины возникновения. Критическая ситуация-это неожиданная и нетипичная ситуация, которая требует немедленного, радикального вмешательства и имеет различные причины возникновения.

Для принятия оптимальных решений в критических ситуациях от субъекта требуется овладение стереотипами поведения в стандартных ситуациях и одновременно проявление мобилизационных способностей для принятия нестандартных решений. Для принятия оптимального решения в экстремальной ситуации необходимы развитые умения анализировать подобные ситуации. Анализ предполагает оценку структуры и содержания ситуаций. На практике процедура анализа максимально сжата во времени и основана на опыте принятия решений в схожих ситуациях. Тем не менее в структуре анализа присутствуют: участники ситуации и отношения, которые между ними сложились на момент принятия решения. Содержание ситуации определяется действиями или намерениями ее участников.

Анализ экстремальных ситуаций включает в себя несколько позиций: 1) субъекты (участники) ситуации; 2) условия и обстоятельства, в которых они оказались; 3) место и время возникновения и развития ситуаций;4) задачи, которые решают участники ситуации; 5) уровень сложности ситуации и возможности ее решения; 6) длительность ситуации и возможности отстраненности решения; 7) соответствие избранных действий цели, т. е устранение угрозы. Результатом анализа является предполагаемое решение.

Структурное и содержательное разнообразие экстремальных ситуаций не отменяет общих этапов решения. Во-первых, диагностика ситуации, включающая анализ обстоятельств, условий, действий и результатов. Во-вторых, определения задач, требующих решения. В-третьих, проектирование этапов решения задач и осуществление принятого проекта. В-четвертых, анализ и оценка эффективности предполагаемых действий, относительно поставленных задач. Выделенные этапы сложны и тем не менее их необходимо пройти в максимально сжатые временные отрезки, так как от того насколько быстро сделает это субъект зависит его индивидуальная безопасность.

Таким образом, способность к поведенческой саморегуляции лежит в основе обеспечения индивидуальной безопасности субъекта в экстремальных ситуациях.

Литература

1. Возжеников, А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России / А.В. Возжеников.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ЭДАС ПАК, 2000. - 358с.

© Л. Ю. Сироткин - д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, Казанский государственный университет культуры и искусств, atuzikov@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.