УДК89.546
Мышинская Марина Сергеевна
Ассистент кафедры рекламы и художественного проектирования ГОУ ВПО МаГУ, [email protected], Магнитогорск
Каукина Ольга Валерьевна
Старший преподаватель кафедры Рекламы и художественного проектирования ГОУ ВПОМаГУ, член СоюзаДизайнеровРоссии, [email protected], Магнитогорск
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Myshinskaya Marina Sergeevna
The assistant of an advertising and art-design department, MaSU, [email protected], Magnitogorsk
Kaukina Olga Valerevna
Senior teacher of Advertisment and art Design Department of Magnitogorsk State University, member ofthe Union ofDesigners ofRussia, [email protected], Magnitogorsk
THE INDIVIDUALIZATION OF STUDENTS' CREATIVE DEVELOPMENT DURING THE DESIGN-EDUCATIONAL
PROCESS
Социально-экономические перемены в обществе непосредственно затрагивают и всю систему образования. Современная школа строится на принципах гуманизма и демократизации образования, дифференциации и интеграции образования, свободы выбора содержания и форм учебной деятельности, опираясь наличностно-ориентированное, креативное, эвристическое и другие виды обучения. Однако в нашей стране первоначальные надежды учителей на быстрое преобразование школы не смогли полностью осуществиться. Кризисная ситуация сформировала понимание того, что новые идеи, названные выше, рискуют превратиться в простые лозунги и что подлинное их воплощение в жизнь потребует немало времени и будет связано с поиском условий, методов, форм реализации этих идей, их последующей апробацией и анализом результатов. Особенно болезненным из всех этих преобразований является изменение самосознания и образа мышления личности. Именно здесь мы сталкиваемся с теми трудностями, которые возникают на пути гуманизации и демократизации образования. Изменение ранее сложившихся стереотипов и овладение новыми подходами к образовательной среде, образовательными технологиями, новыми методами и формами организации занятий не может произойти за год и даже за десятилетие.
Однако начало этим изменениям лежит уже в сегодняшнем времени, которое порождает массу проблем, требующих своего теоретического осмысления и апробирования.
В условиях становления новой системы образования, наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором актуализации подрастающего человека выступает воспитание креативных качеств личности, как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. Отсюда, развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации школьников является первоочередной задачей системы образования и воспитания. Человек должен уметь быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям, овладевать быстро обновляющимся содержанием наук и новыми технологиями, осмысливать изменения, происходящие в мире, определять и переопределять свое место в современной социокультурной жизни; быть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли и быть готовым к изменению профессии.
В связи с этим возрастает потребность в разработке возможных путей развития творческого потенциала студентов, служащих реальной основой потенциального творчества в их последующей жизни. Наиболее благоприятные условия для творческого развития личности студентов создают занятия искусством, различными видами художественной деятельности, среди которых дизайн занимает важное место как особое сосредоточение способов и средств активизации художественно-творческого потенциала.
Дизайн, как проектная деятельность и искусство, представляет собой полихудожественную систему развития и воспитания на основе синтеза проектирования и конструирования, интеграции различных видов искусств (литература, музыка, живопись), что позволяет учащимся приобщиться к различным видам художественного творчества. Занятия дизайном на любом качественном уровне (восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) не только учат понимать и создавать новое, необычное, но они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие, стимулируют развитие личности студентов.
В соответствии с корректировкой социального заказа к системе общего и среднего образования изменяется его цель, которая в настоящее время определяется как непрерывное развитие личности, способной к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности.
В условиях современного экономического и социального развития российского общества, на фоне происходящих в последние десятилетия геополитических и социальных изменений, все более актуальным становится дизайн-образование. Качественно новое отношение к окружающей природе и окружающему миру вещей находит все большее распространение среди людей.
В таких условиях дизайн-образование становится все более востребованным. Социальный заказ на специалистов этой области возрос многократно за последнее время. Однако специфичность дизайн-образования уже предусматривает наличие нестандартных методов обучения. Разнообразие точек зрения на то, как должен выглядеть мир вещей придает некую условность всем законам и правилам дизайна как процесса художественно-технического проектирования и преобразования окружающего мира.
Следовательно, процесс обучения дизайну ведет за собой непременно наличие множества индивидуальных подходов как преподавателя к предмету (т. е. у каждого преподавателя есть свое видение того, каким должен быть процесс обучения), так преподавателя к студенту (т. е. различные методы при обучении каждого из студентов, направленных на развитие индивидуальных талантов и способностей).
Формирование креативного художественного мышления особенно актуально у студентов технологического факультета, специальности технология художественной обработки материалов (ТХОМ), так как студенты, часто способные создать качественное, технически грамотное произведение, но не способны на создание индивидуального образа. В связи с этим центральной проблемой дизайна является анализ культурно-антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный и целостный.
Обостренный интерес к проблеме индивидуализации вызван изменениями в социально-экономических условиях общества и гуманизацией образования.
Таким образом, неотъемлемым атрибутом дизайн-образования являются различные принципы индивидуализации. Индивидуализация дизайн- образования непременно является основой для творческого развития личности студента.
Одним из недостатков существующей системы профессионального образования является ее недостаточная ориентация на формирование и развитие индивидуальности студента, учет его разнообразных способностей, дарований и интересов. В современной отечественной образовательной практике художественное проектирование, как метод обучения творческой деятельности, не включено, в учебные планы и программы педагогических вузов, за исключением художественно-графических и технологических факультетов. Тогда как за рубежом дизайн рассматривается как необходимая составная часть системы общего образования, поскольку он заключает в себе фундаментальные методы познания, необходимые во всякой деятельности. Сегодня необходимо дать возможность становлению самых различных форм дизайнерского образования.
Понятие «индивидуально-дифференцированный подход» в современной педагогике используется для того, чтобы подчеркнуть двусторонний характер, который состоит из двух неразрывно связанных частей: диагностика индивидуально-психологических особенностей каждого обучаемого. Способов и форм реализации дифференцированной работы как с типологическими
группами в целом, так и с отдельными обучающимися много, если в хронологическом порядке существуют как бы отдельно (диагностика предшествует практическому осуществлению подхода), то, как считает автор, в отношении сущности нет необходимости разделять их. Это объясняется тем, что диагностика проводится в целях осуществления индивидуально-дифференцированного подхода и в большей степени определяет его обоснованность и эффективность, а дидактические способы и формы направлены на учет и развитие определенных индивидуально-психологических особенностей, уровень которых устанавливается при помощи диагностики. Следовательно, сущность предполагаемого понимания подхода выступает как единство его психологических основ и средство практической реализации.
Под индивидуально-дифференцированным подходом подразумевается система диагностических процедур по изучению личности студента и связанная с ней система дидактических способов развития этой личности с учетом существенных для учения индивидуально-психологических особенностей.
Недостаточная разработанность принципов построения дифференцированного обучения и конкретное воплощение их в учебный процесс, а также недостаточная разработанность стандартов различных форм дифференциации привела к тому, что у педагогов-предметников представления о способах организации, возможностях такого обучения, его задачах не имеет целостного характера.
При использовании понятия «внутригрупповой индивидуализации обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация дизайн - образования всегда относительна по следующим причинам:
- обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного студента, а группы студентов, обладающих примерно сходными особенностями;
- учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения обучения (например, общие умственные способности), так как наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);
- иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного студента (например, талантливость в художественной области, расстройство здоровья);
- индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной деятельностью.
Индивидуализация касается, прежде всей учебной работы студента, которую организует педагог. В нашем случае под словосочетанием «учебная
работа» будет пониматься учебная деятельность, которую следует рассматривать с самых широких позиций, как одну из разновидностей деятельности человека.
В современном мире основные затруднения в решении проблемы индивидуализации вызывает отсутствие единого терминологического поля. Основные понятия не имеют в дидактике однозначных определений, в связи с существующей проблемой возникают определенные разногласия в понимании сущности явлений в различных теориях, а, следовательно, в педагогической практике. Трудности возникают из-за смешения таких двух понятий как «индивидуализация» и «дифференциация». Часто эти термины употребляются в качестве синонимов, и говорят в одном и том же значении об индивидуализированном и дифференцированном подходе.
Определение понятия индивидуального подхода - это важнейший дидактический принцип воспитания и обучения, его реализация предполагает частичное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы. Постоянное варьирование методов и организационных форм, позволяет увидеть ее всестороннее, целостное как социально-типичные, так и индивидуально-своеобразные аспекты ее развития.
Анализ результатов исследований проблем индивидуально-дифференцированного подхода позволяет выявить следующие условия эффективности индивидуализации творческого развития личности в процессе дизайн образования:
1) развитие должно исходить из достигнутого уровня, однако у обучаемых одной возрастной группы этот уровень весьма различен;
2) необходимость исходить из достигнутого уровня влечет за собой требование выявления этого уровня у каждого в частности. Соответствующее изучение обучаемых следует рассматривать как предпосылку индивидуализации обучения;
3) индивидуализация должна быть не только как исходный момент для развития, а эта необходимость сохраняется в течение всего периода обучения;
4) развитие умственных способностей предполагает специальные средства;
5) развивающие задания, которые в свою очередь способствуют развитию креативного мышления обучающегося, по содержанию они должны быть оптимальной трудности и могут содержать элементы творчества.
Библиографический список
1. Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности студентов: Дис. д-ра пед. наук [Текст] / В. А. Беликов - Магнитогорск, 1995. - 350 с.
2. Гальперин, П. Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач [Текст] / П. Я. Гальперин, В. А. Данилова // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31-38.
М. И. Поскотина
3. Григорьев, А. Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки, дис. на соис. канд. пед. наук [Текст] / А. Д. Григорьев - Магнитогорск МаГУ 2007.
4. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная работа как средство организации и управления познавательным процессов студентов [Текст] / П. И. Пидкасистый // Организация и методика самостоятельной работы студентов. - М., 1979. - С. 15-23.
УДК 37.0
Поскотина Маргарита Ивановна
Преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский центр повышения квалификации работников здравоохранения», [email protected], Новосибирск
ПОЧЕМУ МИЛОСЕРДИЕ ПОКИНУЛО МЕДИЦИНУ
Poskotina Margarita Ivanovna
The teacher of the State State educational organization of Novosibirsk region Training Center ofMedicalServicers, [email protected], Novosibirsk
WHY MERCY HAS LEFT MEDICINE
Медицинская помощь существует со времен осознания обществом человеческой жизни как ценности, являясь сферой профессиональной деятельности людей, провидимой в рамках определенного культурного поля. Повседневный опыт и необходимость в регулировании взаимоотношений участников процесса связанных с оказанием медицинской помощи, привели к осознанию и оформлению требований профессиональной медицинской этики* и деонтологии**. С веками утвердилось представление о том, что медицинская помощь (в т. ч. уход за больными) может осуществляться только на основе милосердия***. Милосердие заложено во всех мировых религиях. Милосердствовать, значит собо-
* Этика (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания...
** Деонтология (от греч. ёеоп - нужное, должное и ...логия), раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Термин введён английским философом-утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности в целом.
Деонтология медицинская - профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение эффективности лечения... Согласно принципам деонтологии в отношении к больному медицинский работник должен проявлять максимум внимания и приложить все свои знания, чтобы восстановить здоровье или принести облегчение больному в его страданиях...
*** Милосердие, Милость (Мф. V, 7) - «одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных...». Милосердие - деятельное сострадание. Основа милосердия - духовность.