турологическая интерпретация) // Телесность человека: междисциплинарное исследование / Отв. ред. В. В. Николаева, П. Д. Тищенко. - М.: Философское общество СССР, 1993,- 166 с.
УДК 796.422.093.35
О. А. Дедовская
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАРЬЕРИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ АНТРОПОМЕТРИЧЕКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПОСИЛЬНОСТИ ФОРМИРУЕМОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО
ДЕЙСТВИЯ
Достижение высоких результатов в спорте невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки, а именно совокупности методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе совокупности следующих основных принципов: всесторонности, постепенности, повторности, специализации, индивидуализации. Данные принципы приобретают свое характерное содержание на этапе начальной спортивной специализации, что обусловлено особенностями возрастного развития юных спортсменов [2; 5].
В спорте как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность [1; 3; 5]. Так эффективность тренировочного процесса юных барьеристов может обеспечиваться лишь в том случае, если она основывается на индивидуальных особенностях занимающихся. Игнорирование этих особенностей приводит к возрастной диспропорции между уровнем скоростно-силовых качеств, технической подготовленностью и требованиями, вытекающими из заданных барьерных расстановок (высота и расстояние между ними), даже если они соответствуют ростовым показателям занимающихся, что приводит к формированию нерационального ритма барьерного бега. Данные разногласия существенно осложняют процесс обучения двигательным действиям.
В то же время соревновательная деятельность в барьерном беге сопряжена с множеством «сбивающих» факторов, что предъявляет высокие требования к психологическим особенностям личности начинающих барьеристов. Наличие на дистанции препятствия (барьера) связано с чувством страха, риском получить травму. Следовательно, при обучении необходимо учитывать готовность юных спортсменов к освоению спортивного упражне-
ния, которая характеризуется тремя компонентами: степенью развития физических качеств, двигательным опытом и психическими факторами. Это обеспечивается не только отдельными методическими подходами, но и оптимальным построением системы спортивной подготовки в целом.
Таким образом, индивидуализация учебно-тренировочного процесса юных барьеристов при формировании модельного ритма барьерного бега, должна основываться на эффекте реализации возможностей занимающихся в зависимости от их возрастных особенностей, что следует понимать как требование достаточно продуктивной реализации имеющегося уровня развития физических качеств или степени подготовленности юных спортсменов [2, с. 39].
Решение данной проблемы возможно, если при обучении технике барьерного бега на этапе начальной спортивной специализации используется педагогическая технология формирования ритмической структуры барьерного бега, основанная на поэтапном освоении двигательного навыка в постепенно усложняющихся условиях.
Данная педагогическая технология представлена следующими этапами:
1. Этап формирования общих психомоторных способностей (чувство ритма, чувство времени, чувство пространства, чувства усилия).
2. Этап интериоризации - формирование ритмической структуры барьерного бега во внутреннем плане.
3. Этап экстериоризации - переведение внутренне сформированного двигательного навьнса в специфическое двигательное действие
- актуализация внутренне сформированной модельной ритмической структуры в упрощенных внешних условиях;
- формирование ритмической структуры барьерного бега в индивидуально-стандартных условиях.
4. Этап относительной стабилизации сформированной модельной ритмической структуры в постепенно усложняющихся условиях на основе повышения двигательных возможностей по принципу динамического насыщения.
Реализация принципа индивидуализации приобретает особое значение на этапе экстериоризации. Основное содержание данного этапа педагогической технологии заключается в переводе созданного внутреннего образа в непосредственное выполнение разучиваемого действия. Претворяя мысленное представление в практическое воспроизведение движений, юные спортсмены овладевают техникой двигательного действия, его рациональной ритмической структурой.
Основным направлением технологии на данном этапе было воспроизведение внутренне усвоенного ритма в упрощенных условиях:
-различные беговые и прыжковые имитации в усвоенном ритме: в ходьбе и в медленном беге, имитация барьерного шага с акцентированным подъе-
мом колена и быстрым опусканием ноги на дорожку и последующим выполнением 3-х межбарьерных шагов;
- преодоление в беге прыжковым шагом 3-5 зон шириной 1,5мс расстоянием между ними 5 -6 м (3 шага между зонами и активное отталкивание через зону - имитация барьерного шага);
- перебегание в заданном ритме низких препятствий (перевернутые скамейки, мячи, маты в ширину и в длину) барьерным шагом и тремя беговыми шагами между ними.
Осуществлялась следующая последовательность в выполнении упражнений: прослушивание модельного ритма - воспроизведение этого ритмического рисунка ногами на месте - воспроизведение в движении на дорожке без препятствий - бег с низкими препятствиями или барьерами под звуко-лидер - бег с низкими препятствиями или барьерами без звукового сопровождения с заданным ритмом. На каждом занятии использовалось сочетание реального (практического) выполнения барьерного бега с упражнением в представлении движений. Параллельно у испытуемых обеих групп по стандартной методике формировалась техника преодоления барьера.
После того как ритмическая структура барьерного бега приобрела определенную устойчивость, были ликвидированы грубые ошибки, обучающиеся усвоили модельный ритм, присущий данному спортивному упражнению, и оказались способными выполнять его в упрощенных условиях с оптимальными усилиями, наше постепенно усложнялись условия выполнения, приближая их к соревновательным и контролируя при этом правильность выполняемых движений. При выполнении барьерного бега занимающиеся были ориентированы на мысленное воспроизведение двигательного действия (барьерного бега) в соответствии с его ритмической структурой.
Для повышения мотивации применялись задания, соответствующие уровню подготовленности занимающихся, что способствовало повышению уверенности в своих силах, мотивации на выполнение нового задания от положительных эмоций, вызванных в результате успешно выполненного двигательного действия. Для выделения отличительных особенностей двигательного действия: начало момента приложения основного усилия и время его завершения (отталкивание на барьер), особенности внешней формы движения (величина амплитуды, направление движения, расположение звеньев тела) в процессе преодоления барьеров и беге между ними использовались специальные приемы активизации и концентрации внимани:
- различные временные, пространственные, силовые дифференцировки; уточнения характеристик движений по прямому указанию тренера (выше, раньше, быстрее, сильнее и т. д.);
- упражнения с использованием вспомогательных ориентиров (внешних ориентиров направления и амплитуды движения, звукового ритма);
- упражнение в представлении движений (мысленное «прокручивание», визуальное воспроизведение, проигрывание в уме);
- сопровождение мысленного представления ритмической структуры сначала проговариванием вслух, а затем про себя (ритмизированный счет).
Как было отмечено ранее, кардинальным в методике овладения техникой легкоатлетических упражнений является определение предмета упражнения в соответствии с возможностями занимающихся. На начальном этапе и в тех случаях, когда ведется углубленная работа над обучением технике спортивных упражнений, осложнение внешних условий, появление новых неожиданных раздражителей часто оказывает отрицательное влияние. Изменения условий могут выступать как факторы, излишне возбуждающие или тормозящие деятельность центральной нервной системы обучающегося. Поэтому на данном этапе обучения следует по возможности упрощать условия, сопутствующие проводимым учебно-тренировочным занятиям на уровне имеющихся двигательных способностей. Чем лучше удается сделать это, тем успешнее будет происходить освоение движений.
Мера допустимого осложнения сопутствующих условий определялась нами в зависимости от способности занимающихся с определенной степенью успешности решать поставленные перед ним двигательные задачи, а именно сохранять усвоенную ранее модельную ритмическую структуру барьерного бега. В связи с этим, для определения индивидуальной оптимальной высоты учебных барьеров и расстояния между ними в зависимости от роста спортсменов производились вычисления по математической формуле, предложенной и разработанной А. В. Самсоновой [4]: Х= 0,96Z - 78,14; Y= 6,08Z ~ 186,47. Где X - высота барьера (см); У - расстояние между барьерами (см); Z - рост занимающихся
Для обоснования эффективности содержания тренировочного процесса в конце данного этапа было проведено тестирование сформированности у юных спортсменов модельной ритмической структуры в барьерном беге с индивидуальной (индивидуально-стандартной) расстановкой непосредственно перед началом зимнего соревновательного сезона в соответствии с периодизацией системы спортивной подготовки на этапе начальной спортивной специализации. Испытуемые выполняли бег на 50 м с барьерами со старта с максимальной скоростью, анализировались ритмическая структура 2-5X5 ба-
Показатели ритмической структуры барьерного бега участников эксперимента в конце 3-го этапа педагогической технологии (п=25)
Шаги Модель (с) Хср±о (с) Разность (с)
Барьерный 0,525 0,516±0,03 0,022
1-й 0,195 0,2 01 ±0,01 0,006
2-й 0,300 0,304±0,02 0,004
3-й 0,245 0,246±0,01 0,001
Примечание: показатель Р > 0,05 при t < 2,06.
рьерного блока, так как здесь, по мнению специалистов, уже наблюдается стандартный ритмический рисунок, осуществлялось ее сопоставление с модельными параметрами.
Анализ результатов исследования показал, что спортсмены демонстрируют ритмическую структуру барьерного бега близкую к модельной, при этом существующие отклонения от модели по показателям длительности шагов барьерного блока незначительны (таблица)
На основании проведенного исследования нами были разработаны следующие основные методические рекомендации по реализации принципа индивидуализации при формировании ритмической структуры барьерного бега:
1. Для рационального построения тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные особенности формирования изучаемого двигательного навыка, а также использовать сенситивные (чувствительные) периоды возрастного развития, когда организм особенно легко поддается тренирующим воздействиям. Именно с учетом сенситивных периодов и определяется преимущественная направленность учебно-тренировочных занятий.
2. В целях предупреждения физических и нервно-эмоциональных перегрузок, возможных; ошибок в технике двигательных действий процесс формирования ритмической структуры барьерного бега должен строиться па основе учета реальных возможностей занимающихся. Поскольку при предъявлении недоступного для усвоения материала резко снижается мотивационный настрой, ослабевает волевое усилие, быстро наступает утомление, появляются технические ошибки. В то же время необходимо учитывать, что при чрезмерном упрощении материала снижается интерес к занятиям, формируется неправильная техника движений.
3. Учитывая высокую приспосабливаемость действий юных спортсменов, при формировании ритма барьерного бега следует особое внимание уделять условиям, побуждающим к этим действиям, в том числе барьерной расстановке, которая не вызывала бы у занимающихся особых затруднений:
- необходимо предварительно сформировать позитивную психологическую установку, создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей и выработать уверенность;
- барьеры должны быть расположены на таком расстоянии один от другого, чтобы занимающиеся могли бежать, а не прыгать и не топтаться на месте;
- высота барьеров должна быть достаточно большой и в то же время настолько маленькой, чтобы исключить прыжкообразное преодоление препятствий;
- дальнейшие усложнения условий осуществлять в пределах, позволяющих детям сохранять оптимальную ритмическую структуру барьерного бега, по принципу динамического насыщения.
4. Для повышения психологической готовности юных барьеристов, определяемой уровнем развития психических процессов (мышления, воспри-
ятия) и психологических качеств (возможность преодолевать страх при исполнении упражнения, решительности в достижении цели и т.д.) мы рекомендуем использовать при обучении следующие методические приемы с учетом личностных качеств каждого спортсмена:
- проведение бесед познавательного содержания с целью создания у занимающихся более конкретного представления об избранном виде спорта, на конкретном примере (аналогии по отношению к квалифицированным спортсменам);
- проведение наряду со спортивными и моторными, психологических тестов, отражающих готовность к достижению и мотивации, с целью наблюдения за динамикой психических процессов, состоянием и свойствами личности;
- психологические и спортивно-психологические консультации, организованные с целью создания соответствующего климата, ориентирующего их на достижения и снижающего действие неблагоприятных факторов.
Таким образом, полученные экспериментальные материалы подтверждают эффективность использованного методологического направления тренировочного процесса юных барьеристов на этапе начальной спортивной специализации, основанного на реализации принципа индивидуализации в процессе технической подготовки с учетом антропометрических особенностей спортсменов и посильности формируемого двигательного действия.
Библиографический список
1. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.;
2. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М. Я. Набат-никовой, - М.: Физкультура и спорт, 1982.-280 с.;
3. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.;
4. Самсонова, А. В. Методика начального обучения барьерному бегу девочек на основе анализа координации мышечной активности: Автореф. дисс.., канд. пед. наук / А. В. Самсонова. - Ленинград, 1985. - 22 с.;
5. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филина. -М.:изкультура и спорт, 1987. - 128 с.