УДК 796.422.093.35 ББК 75.711.5
Ледовская Ольга Анатольевна
аспирант г. Оренбург
Технология формирования ритмической структуры барьерного бега у
юных легкоатлетов
Статья посвящена проблемам формирования модельной ритмической структуры барьерного бега у юных легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации, поскольку первоначально правильно сформированная ритмическая структура двигательного действия является тем звеном вокруг которого в дальнейшем будет формироваться оптимальная спортивная техника.
Проблема технической подготовки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации является одной из наиболее актуальных для системы спортивной подготовки [3; 4; 6; 8]. Это обусловлено рядом факторов, главным из которых является «построение» фундамента спортивной подготовленности, в том числе и основ техники специализируемых двигательных действий в соответствии с возрастными особенностями и спецификой вида спорта.
Накопленный двигательный потенциал, в том числе обширный арсенал разнообразных двигательных умений и навыков, будет способствовать более быстрому овладению технически сложными двигательными действиями [2; 4; 5; 6]. Построение рациональной техники движения уже на этапе начальной спортивной специализации обусловливает в дальнейшем достижение спортсменами максимальных спортивных результатов в оптимальном для вида спорта возрастном периоде.
В связи с указанными аспектами необходимо выделить проблему формирования рациональной техники барьерного бега уже на этапе начальной спортивной специализации. По мнению многих авторов, одним из важнейших путей повышения технического мастерства является формирование ритмической структуры двигательных действий [1; 4; 5; 7; 9].
Направленное формирование и совершенствование ритма двигательных действий составляет стержневую линию всего процесса спортивной тренировки, поэтому естественен и актуален вопрос регистрации и анализа ритмической структуры двигательных действий, ее формирования и дальнейшего совершенствования.
В детском и юношеском возрасте специализация в таком технически сложном виде легкой атлетики, как барьерный бег, приводит к формированию специфических стилей техники, выражающихся в той или иной форме движений, их ритмической структуре. Эти стили барьерного бега не всегда рациональны и являются в определенной мере компенсаторной реакцией молодых спортсменов на возрастную диспропорцию между уровнем скоростно-силовых качеств, технической подготовленностью и требованиями, вытекающими из существующих, применяемых в различных возрастных группах соревновательных расстановках барьеров (высота и расстояние между барьерами).
Несоответствие двигательных возможностей большинства юных барьеристов условиям соревнований, а также различие в динамике физического развития юных спортсменов как раз и приводят к формированию нерационального стиля барьерного бега, в том числе его ритмической структуры [1; 7; 9]. Присоединяясь к последним мы полагаем, что необходимо уже с ранних лет обучать юных спортсменов именно «беговому» стилю барьерного бега, выражающемуся в определенной ритмической структуре.
Первоначально правильно сформированная общая ритмическая структура спортивного упражнения будет тем координационным паттерном, тем
«фракталом», вокруг которого в дальнейшем будет формироваться оптимальная спортивная техника и в процессе непрерывного динамического (силового) насыщения улучшаться спортивный результат [9, с. 171-172].
Таким образом, представляется целесообразным в процессе многолетней тренировки формировать оптимальную ритмическую структуру основного соревновательного упражнения (соотношение длительности фаз двигательных действий, распределение акцентов усилий) у юных барьеристов уже на этапе начальной спортивной специализации. Затем, по мере становления спортивного мастерства, сохраняя оптимальную ритмическую структуру, постепенно «насыщать» ее динамическими (силовыми) характеристиками, что будет способствовать эффективному преодолению увеличивающимся (в соответствии с правилами соревнований) высоты барьеров и расстояния между ними. Таким образом, исчезает перспектива переучивания на последующих этапах спортивной подготовки.
Процесс технической подготовки юных барьеристов на этапе начальной спортивной специализации будет более эффективным в становлении основных ритмических характеристик барьерного бега при условии разработанности педагогической технологии, понимаемой как системная совокупность методик, обеспечивающих наперед заданное (предсказанное), поэтапно контролируемое формирование ритмической структуры барьерного бега.
Анализ научной литературы по вопросам технической подготовки юных барьеристов, педагогические наблюдения и беседы с тренерами и специалистами позволили выявить наличие ряда противоречий между: а) потребностями теории спортивной тренировки в расширении сферы научных знаний о системе технической подготовки в легкой атлетике и недостаточной обращенностью спортивной науки и практики к организации технической подготовки юных барьеристов с опорой на модельные ритмические характеристики барьерного бега; б) актуальными потребностями спортсменов в овладении модельной ритмической структурой барьерного бега и отсутствием научно обоснованной педагогической технологии формирования модельной
ритмической структуры барьерного бега на этапе начальной спортивной специализации; в) потребностью спортивной практики в повышении эффективности процесса формирования оптимальной ритмической структуры барьерного бега и уровнем теоретической и практической разработанности данной проблемы.
Для экспериментального обоснования эффективности педагогической технологии формирования ритмической структуры барьерного бега на этапе начальной специализации нами был организован и проведен педагогический формирующий эксперимент. В нем участвовали две группы легкоатлетов (опытная и контрольная) в возрасте 11-12 лет идентичные по своей двигательной подготовленности (р>0,05).
Спортсмены контрольной группы тренировались по общепринятой для ДЮСШОР методике обучения технике барьерного бега. Становление модельных ритмических характеристик барьерного бега в опытной группе было обусловлено этапностью реализации программно-содержательного обеспечения технологии формирования ритмической структуры барьерного бега:
1 этап - формирование психомоторных способностей, необходимых для ускоренного становления ритмической структуры двигательного навыка (барьерного бега);
2 этап - «интериоризация» - психическое усвоение внешне задаваемой ритмической структуры - специфического двигательного ритма барьерного бега;
3 этап - «экстериоризация» - переведение внутренне сформированной модельной ритмической структуры барьерного бега в специфическое двигательное действие:
а) актуализация внутренне сформированной модельной ритмической структуры в упрощенных внешних условиях;
б) формирование ритмической структуры барьерного бега в индивидуально-стандартных условиях;
4 этап - относительная стабилизация сформированной модельной ритмической структуры в постепенно усложняющихся условиях (увеличение расстояния между барьерами и их высоты) на основе повышения двигательных возможностей по принципу динамического насыщения (опережающее развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств, гибкости).
Эффективность разработанной технологии определялась: показателями сформированности ритмической структуры барьерного бега (длительность беговых шагов барьерного блока и их соотношение), степенью соответствия модельным характеристикам; уровнем результатов в барьерном беге на 50 м; разностью в беге на 50 м с барьерами и без них.
Эффективность 1-го этапа технологии определялась сформированностью психомоторных способностей и оценивалась в следующих тестах: точность воспроизведения амплитуд движений; точность воспроизведения усилий; точность воспроизведения временных отрезков.
Полученные в результате анализа сформированности общих психомоторных способностей (чувство времени, пространства, усилий) данные позволяют отметить, что в опытной группе отмечены достоверные улучшения по показателям психомоторных способностей по всем тестам (р<0,05). В контрольной группе уровень изменений не превысил достоверных значений (р>0,05).
Эффективность становления чувства ритма оценивалась с помощью следующих тестов: точный темп бега (К. Майнель, Г. Шнабель, 1987); сохранение ритма движений (К. Майнель, Г. Шнабель, 1987); воспроизведение ритма (К. Майнель, Г. Шнабель, 1987); спринт в заданном ритме (Хиртц, 1985).
Сравнительные результаты диагностики сформированности чувства ритма у спортсменов экспериментальных групп в формирующем педагогическом эксперименте, представленные в табл. 1, позволяют заключить, что уровень развития чувства ритма достоверно повысился в опытной группе по всем тестам (р<0,01), тогда как в контрольной группе изменения носили случайный характер (р>0,05).
Таким образом, целенаправленное использование комплекса специализированных упражнений привело к заметному повышению развития общих психомоторных способностей и чувства ритма в опытной группе, что является существенной предпосылкой к дальнейшему формированию модельной ритмической структурой барьерного бега.
На 2-м этапе степень сформированное™ ритмической структуры во внутреннем плане определялась по результатам следующих тестов: воспроизведение (простукивание кистью руки) модельной ритмической структуры барьерного бега (барьерного блока); воспроизведение ритмической структуры барьерного бега ногами сидя на месте.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что большее согласование с моделью (длительность беговых шагов барьерного блока) продемонстрировали участники опытной группы, в то время как участники контрольной группы при воспроизведении модельной ритмической структуры иногда сбивались с ритма (ритмический блок состоял из пяти ударов) или воспроизводили не модельный ритм. Значительно преувеличивали по длительности первый интервал ритмической структуры (барьерный шаг) и «3-й шаг» межбарьерного промежутка, в то время как оптимальным считается его укорочение.
На 3-м этапе сформированность ритмической структуры барьерного бега определялась с помощью компьютерной методики, анализировался 2-й барьерный блок, так как здесь по мнению специалистов, уже наблюдается стандартный ритмический рисунок, осуществлялось сопоставление реальной ритмической структуры с модельными параметрами.
Результаты проведенного тестирования сформированности модельной ритмической структуры в барьерном беге на 50 м с индивидуально-стандартной расстановкой барьеров показали (рис. 1), что участники опытной группы продемонстрировали ритмическую
структуру барьерного бега близкую к модельной. У спортсменов контрольной группы наблюдались такие же существенные нарушения ритмической структуры при выполнении барьерного бега, как при воспроизведении модельной ритмической структуры в процессе простукивания кистью руки и при воспроизведении ногами сидя на месте. Выполняя барьерный бег участники контрольной группы, допускали ошибки, прямо влияющие на ритм барьерного бега: прыжкообразный (по технике выполнения) барьерный шаг и излишне длительный 3-й шаги межбарьерного промежутка, что приводило к замедлению скорости перед барьером и стопорящему предбарьерному шагу.
Время, с
_Шаги_
-Модель ----Опытная группа
-----Контрольная группа
Рис. 1 Графическое изображение ритмической структуры барьерного бега участников экспериментальных групп на 3-м этапе технологии
Эффективность 4-го этапа педагогической технологии определялась стабильностью сформированной ритмической структуры барьерного бега и оценивалась по точности воспроизведения модельной ритмической структуры в барьерном беге на 50 м в постепенно усложняющихся условиях.
Оценка двигательной подготовленности и сформированное™ модельной ритмической структуры у детей экспериментальных групп осуществлялась в середине 4-го этапа педагогической технологии и по окончании эксперимента.
Диагностика ритмической структуры барьерного бега показала, что к середине 4-го этапа сохранились достоверные различия между группами по показателям воспроизведения модельной ритмической структуры. При этом характерно, что двигательная подготовленность в экспериментальных группах одинакова и повысилась примерно в равной степени (р>0,05). Примерно аналогичная тенденция была зафиксирована и к окончанию эксперимента.
Сравнительный анализ показателей сформированности ритмической структуры барьерного бега на различных этапах технологии и в конце эксперимента показал, что в опытной группе показатели коэффициента вариации беговых шагов барьерного блока постоянно улучшались, максимально приблизившись к модельным. Достоверно наименьшие показатели коэффициентов вариации (р<0,01) длительности беговых шагов барьерного блока в трех попытках свидетельствуют об устойчивости сформированного двигательного навыка (ритмической структуры барьерного бега).
В контрольной группе вариативность длительности беговых шагов барьерного блока, осталась на прежнем уровне существенного отклонения от модельных показателей.
По результатам тестирования технической подготовленности юных спортсменов опытной группы в конце эксперимента наблюдались положительные сдвиги по сравнению с контрольной группой. Так, одним из критериев эффективности уровня технической подготовленности в спорте является показатель коэффициента реализационной эффективности.
Оказалось, что результаты бега на 50 м с барьерами достоверно выше в опытной группе (р<0,01), тогда как результаты на гладкой дистанции достоверных различий между группами не имеют (р>0,05).
При этом разность времени пробегания дистанций 50 м с барьерами и без них в опытной группе соответствует оптимальному критерию эффективности техники барьерного бега и составляет - 1,05 с, тогда как в контрольной группе эта разность достигает 2,08 с. Учитывая, что техника преодоления барьера у участников обеих групп была примерно на одинаковом уровне, можно полагать, что более высокий результат достигнут участниками опытной группы за счет сформированности оптимальной ритмической структуры барьерного бега.
В то же время целенаправленное формирование ритмической структуры барьерного бега привело к формированию рационального ритма преодоления барьера (по соотношению длины атаки на барьер и схода с барьера), хотя внешняя структура преодоления барьера у участников экспериментальных групп одинакова.
Процентное соотношение длины атаки барьера и схода с него в опытной группе составило 60,5-39,5%, что совпадает с данными полученными А.Н. Беглецовым в своем исследовании и свидетельствует о соответствии предъявляемым требованиям к соотношению длины атаки к длине схода. В контрольной группе, наоборот, отмечалось нарушение в соотношении длины атаки и длины схода: 57,2-42,8%, это вызвано чрезмерным увеличением 3-го шага межбарьерного промежутка. При этом увеличивалась полетная фаза через барьер (0,59 с), что привело к искажению ритмической структуры всего барьерного цикла.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что ведущим фактором повышения эффективности процесса технической подготовки на этапе начальной спортивной специализации является сформированность у юных спортсменов модельной ритмической структуры барьерного бега.
Таким образом, результаты проведенного формирующего эксперимента подтверждают эффективность разработанной педагогической технологии поэтапного формирования ритмической структуры барьерного бега у юных легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации, включающей следующие компоненты: целевую установку на модельные ритмические характеристики барьерного бега; взаимосвязанные этапы; их программно-содержательное обеспечение; педагогический контроль.
Библиографический список
1. Беглецов, А. Н. Формирование двигательного навыка в барьерном беге у детей 7-11 лет: автореф. дис. ...канд. пед. наук / А. Н. Беглецов. - Киев, 1982. -22 с.
2. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн. / под ред. В. П. Зинченко. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 604
3. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
4. Матвеев, Л. П. Методика физического воспитания с основами теории / Л. П. Матвеев, С. Б. Мельников. -М. : Просвещение, 1991. - 191 с.
5. Менькова, С. В. Формирование ритма спортивных движений: дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. - 127 с.
6. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
7. Соха, Т. Женский спорт (новое знание - новые методы тренировки) / Т. Соха. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2002. - 203 с.
8. Тер-Ованесян, А. А. Обучение в спорте / А. А. Тер-Ованесян, И. А. Тер-Ованесян. - М. : Советский спорт, 1992. - 192 с.
9. Щербина, Н. Н. Принцип «динамического насыщения» ритмической структуры спортивных упражнений / H.H. Щербина. - Белгород. : Логия, 2002. - 171-172 с.