Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования'

Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9904
1137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / INDIVIDUALIZATION / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / INDIVIDUALIZED LEARNING PROGRAM / THE STRATEGY OF INDIVIDUALIZATION / FEDERAL EDUCATIONAL STATES STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Юлия Юрьевна

В статье актуализируется проблема индивидуализации обучения с учетом потребностей и возможностей обучающихся. Кроме того, описываются возможности эффективного управления процессом организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

УДК 371.31

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ В АСПЕКТЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Баранова Ю.Ю.

Аннотация. В статье актуализируется проблема индивидуализации обучения с учетом потребностей и возможностей обучающихся. Кроме того, описываются возможности эффективного управления процессом организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

The problem of learning’s individualization with the account of schoolchildren’s needs and opportunities is in the article. Beside that the opportunities of effective process management on the pupil’sproject and research activities organization are described here.

Ключевые слова: индивидуализация, ФГОС общего образования, учебно-исследовательская деятельность обучающихся, индивидуальная образовательная программа, стратегия индивидуализации.

Individualization, project and research activities, individualized learning program, the strategy of individualization, Federal Educational States Standards.

Проблема индивидуализации обучения школьников на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике. В условиях перехода системы общего образования на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) эффективным механизмом обеспечения достижения каждым обучающимся планируемых результатов освоения основных образовательных программ становится индивидуализация обучения. В современной педагогической практике представлено множество подходов к пониманию этого понятия, но мало разработанным (а, на наш взгляд, самым главным) остается вопрос определения стратегий индивидуализации обучения, выделения показателей их эффективности. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного

общего образования в форме государственных требований формулируют результаты овладе -ния выпускниками системой универсальных учебных действий на базовом, повышенном и высоком уровнях, а также определяют ком -плекс условий, обеспечивающих их достижение. Перед образовательным учреждением в условиях введения ФГОС общего образования стоит задача определения стратегий индивидуализации. Разработку таких стратегий целесообразно осуществлять на основе изучения социального заказа, познавательных возможностей обучающихся, а также системного анализа ресурсного обеспечения.

Очень важно для стратегического управления процессами индивидуализации обучения определиться с содержанием этого понятия.

Индивидуализация обучения - это «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [9, с.201] Индивидуализация, кроме того, предполагает учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются [8, с. 86].

К особенностям учащихся, которые в первую очередь учитываются при индивидуализации учебной работы, относятся:

— обучаемость, как общие умственные способности, а также специальные способности;

— учебные умения;

— обученность, которая состоит, как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;

— познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).

Через индивидуализацию обучения возможна реализация следующих целей:

— формирование у учащихся универсальных учебных действий (далее — УУД) на уровне «выпускник получит возможность научиться»;

— расширение и углубление знаний учащихся, исходя из их интересов и специальных способностей;

— формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учиться;

— создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребенка;

— обеспечение учета познавательных интересов обучающихся и побуждение новых;

— повышение и поддержание учебной мотивации;

— воспитание личности в широком значении этого понятия.

Процессы индивидуализации обучения в современной системе образования определяются в соответствии с законом «Об образовании», Типовыми положениями об образовательных учреждениях по всем уровням управления. Так, на федеральном уровне обеспечивается регламентация форм обучения (с возможностью ор -ганизации сети классов различной направленности, с возможностью особой организации образовательного процесса). Кроме того, нормативно-правовые аспекты проблемы индивидуализации обучения определены в Концепции профильного образования, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа, Федеральной целевой программе развития образования на период 2011-2015 годов. Требования к профессиональным компетентностям педагогических работников в части обеспечения индивидуализации обучения школьников определены в новом квалификационном справочнике и квалификационных характеристиках работников образовательных учреждений.

На региональном уровне регламентация процессов индивидуализации обучения включает процедуры установления нормативов подушевого финансирования затрат на обучение всех категорий обучающихся.

Муниципальный уровень предусматривает организацию методического сопровождения процессов индивидуализации обучения.

Институциональный уровень управления индивидуализацией обучения, с точки зрения обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных об -

разовательных программ, является самым важным. На уровне образовательного учреждения обеспечивается:

— выявление индивидуальных особенностей обучающихся, которые будут учитываться при организации образовательного процесса;

— формирование и удовлетворение социального заказа школе на индивидуальные образовательные потребности;

— разработка и реализация индивидуальных образовательных программ;

— разработка локальных актов по организации образовательного процесса с учетом необходимости реализации индивидуальных образовательных программ.

Среди форм индивидуализации обучения наиболее используемыми являются следующие:

1. Организация самостоятельной работы (задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, а также путем группировки учащихся внутри класса по различным признакам).

2. Создание постоянных или временных относительно гомогенных групп по какому-либо предмету или его разделу, причем учащиеся, составляющие эти группы, по остальным предметам будут заниматься в своих обычных классах.

3. Развертывание спектра программ внеурочной деятельности обучающихся.

В условиях введения ФГОС общего обра-зования образовательное учреждение может использовать различные механизмы индивидуализации обучения.

В содержании процесса обучения такими механизмами являются:

— отбор форм, методов и приемов обучения на основе системно-деятельностного под -хода;

— двухуровневая система требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы.

Содержание образования, в свою очередь, также позволяет использовать в качестве механизмов индивидуализации обучения индивидуальные образовательные программы, отбор учебной литературы, разработку заданий для самостоятельной работы, организацию учебноисследовательской и проектной деятельности школьников.

Организация процесса обучения в образовательном учреждении также способна в той или иной мере обеспечивать индивидуализацию обучения через механизмы формирования учебных планов в части, формируемой участниками образовательного процесса, формирования учебных групп в процессе урочной и внеурочной деятельности, составления гибких расписаний занятий, применения дистанционных образовательных технологий, регламентацию учебно-исследовательской деятельности.

С точки зрения механизмов реализации, индивидуализированное обучение рассматривается как стратегия обучения, среди которых можно выделить следующие:

— от минимальной модификации в групповом обучении до полностью независимого обучения;

— варьирование темпа учения, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости;

— использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам, по части предметов, в отдельных частях изучаемого материала или же отдельными учащимися.

Основной организационной формой обеспечения стратегий индивидуализации обучения на уровне образовательного учреждения является индивидуальная образовательная программа обучающегося (далее — ИОП).

В реальной школьной практике при составлении ИОП, определении их количества и со-

держания обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями. Кроме того, учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны именно с точки зрения учения (например, общие умственные особенности). При разработке ИОП иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость или ограниченные возможности здоровья). Индивидуализация в ходе реализации ИОП реализуется не во всем объе -ме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Возможности отражения и реализации ИОП в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования образовательному учреждению заключены в основной образовательной программе начального (основного) общего образования, как локальном акте, обеспечивающем выпускникам достижение планируемых результатов.

Каждый раздел основной образовательной программы начального (основного) общего образования может отражать отдельные аспекты реализации ИОП. Примерное содержательное отражение индивидуализации обучения в основных образовательных программах образовательного учреждения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Примерное содержательное отражение индивидуализации обучения в разделах основных образовательных программ образовательного учреждения

Целевой раздел

Пояснительная записка. Описание стратегии индивидуализации образовательного процесса в зависимости от индивидуальных особенностей школьников.

Планируемые результаты освоения ООП. Планирование динамики достижения учащимися образовательных результатов на уровнях: «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться».

Система оценивания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального (основного) общего образования. Разработка положения о портфеле достижений обучающихся, отражающего их индивидуальные достижения. Возможность включения во внутреннюю накопительную систему оценивания отдельных ин-

дивидуальных результатов обучающегося, результатов его учебно-исследовательской деятельности.

Содержательный раздел

Программа формирования (развития) универсальных учебных действий. Формирование типовых задач (заданий для самостоятельной работы), учитывающих индивидуальные особенности обучающихся, уровни усвоения универсальных учебных действий. Организация проектной и учебноисследовательской деятельности. Формирование учебно-исследовательской культуры.

Программы по отдельным предметам, курсам, курсам внеурочной деятельности. Программы по предметам в части, формируемой участниками образовательного процесса (20 % содержания программ в ООП начального образования, 30 % содержания программ в ООП основного образования).

Программа духовнонравственного развития, воспитания обучающихся начальной школы. Программа формирования культуры здорового образа жизни, экологической культуры или Программа духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основной школы. Формирование системы мероприятий по реализации программы, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся, в том числе через внеурочную деятельность, систему дополнительного образования, воспитательную систему школы.

Организационный раздел

Учебный план, план внеурочной деятельности. Формирование части, формируемой участниками образовательного процесса, в зависимости от образовательных потребностей обучающихся и (или) родителей (социального заказа школе). Формирование плана внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные потребности и возможности обучающихся.

Система условий реализации основной образовательной программы начального (основного) общего образования. Оценка и проектирование ресурсного обеспечения реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся.

Разработка индивидуальных образовательных программ обучающихся как организационных механизмов реализации той или иной стратегии индивидуализации обучения в образовательном учреждении требует анализа ресурсного обеспечения. Характеристика ресурсного

обеспечения эффективного управления реализацией индивидуальных образовательных программ включает группу ресурсов финансовоэкономических, кадровых, методических, информационных, организационно-управленческих (таблица 2).

Таблица 2

Характеристика ресурсного обеспечения эффективного управления реализацией индивидуальных образовательных программ

Показатели обеспеченности Ожидаемый результат

Финансово-экономические ресурсы обеспечения ИОП

Расчет фонда оплаты труда, определение возможностей его использования для финансирования ИОП. Расчет возможностей учебного плана для ИОП. Формирование штатного расписания с учетом потребностей в ИОП. Расчет возможностей оказания дополнительных (платных) образовательных услуг для реализации ИОП. Оптимизация распределения ФОТ, учебного плана, штатного расписания с учетом потребности в ИОП.

Кадровые ресурсы обеспечения ИОП

Определение потребности в педагогических, управленческих кадрах, реализующих ИОП. Организация повышения квалификации. Привлечение (по необходимости) специалистов извне. Эффективное управление кадровыми ресурсами.

Методические ресурсы обеспечения ИОП

Организация методической работы по освоению педагогами новых педагогических технологий обучения и оценивания, технологий учебного проектирования, организации учебно-исследовательской деятельности. Разработка мониторинга (диагностического и результативного) реализации ИОП. Разработка персонифицированных программ профессионального роста педагогов. Организация внутрифирменного повышения квалификации. Разработка методических материалов по разным аспектам введения ИОП. Эффективное управление методической работой, обеспечение реализа -ции ИОП квалифицированными кадрами.

Информационные ресурсы обеспечения ИОП

Организация изучения социального заказа, уровня удовлетворенности качеством реализации ИОП. Организация информационного сопровождения, взаимодействия (внутреннего и внешнего). Информационная открытость и доступность ОУ по вопросам ИОП, маркетинговая привлекательность ОУ.

Организационно-управленческие ресурсы обеспечения ИОП

Формирование и (или) внесение изменений в локальную нормативную базу с учетом ИОП. Разработка структуры управления реализацией ИОП. Разработка регламентов контроля за реализацией ИОП. Осуществление мониторинга результативности освоения ИОП. Заключение договоров и организация взаимодействия с другими ОУ по вопросам реализации ИОП. Организация образовательного процесса с учетом ИОП. Системность в управлении реализацией ИОП, обеспечение ее эффективности.

Наконец, при выборе образовательным учреждением стратегии индивидуализации обучения, при разработке на основе анализа ее ресурсного обеспечения, при реализации индивидуальных образовательных программ необходимо учитывать критерии эффективности управления реализацией индивидуальных образовательных программ в образовательном учреждении.

Среди критериев эффективности можно выделить: целевое назначение, системность,

концептуальность, нормативность, управляемость, воспроизводимость, отражение социального заказа, доступность для субъектов, унифицированность механизмов и структур управления, комплексность использования ресурсов, результативность освоения основной образовательной программы на уровне возможностей обучающихся, маркетинговая привлекательность образовательного учреждения. Содержание основных из них представлено в таблице 3.

Таблица 3

Критерии эффективности управления реализацией индивидуальных образовательных программ в образовательном учреждении

Критерий Содержание

Целевое назначение Соответствие ИОП Требованиям к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС общего образования.

Системность Включенность ИОП в содержание основных образовательных программ общего образования образовательного учреждения.

Концептуальность Совпадение с миссией образовательного учреждения, с программой развития.

Нормативность Отражение государственного заказа к образованию.

Управляемость Наличие модели управления реализации ИОП.

В целом, алгоритм разработки индивидуальных образовательных программ в условиях реализации ФГОС общего образования можно представить следующим образом:

1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся по основаниям их учета при индивидуализации обучения (диагностика).

2. Проведение исследований по выявлению образовательных потребностей обучающихся и (или) родителей (социальный заказ).

3. Выявление (формирование) групп обучающихся, имеющих сходные индивидуальные особенности и (или) образовательные потребности.

4. Выявление обучающихся, имеющих высокий интеллектуальный и творческий потенциал и (или) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Анализ ресурсного обеспечения эффективного управления реализацией индивидуальных образовательных программ.

6. Выбор стратегии (стратегий) индивидуализации обучения.

7. Отражение индивидуальных образовательных программ в локальных актах образовательного учреждения, в том числе основных образовательных программ соответствующего уровня образования.

6. Оценка эффективности управления реализацией индивидуальных образовательных программ в образовательном учреждении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования перед образовательными учреждениями как никогда остро ставит проблему организации индивидуализации обучения с учетом потребностей и возможностей обучающихся. В то же время в самих новых стандартах заложены широкие возможности для удовлетворения в конкретной школе этих потребностей. Задачу эффективного управления процессами индивидуализации обучения образовательное учреждение способно решать

в рамках выбранной (разработанной) стратегии, основным организационным механизмом которой является индивидуальная образовательная программа.

Литература

1. Андреева, Н.Ю. Одаренный ребенок. Сопровождение, диагностика и развитие одаренных детей: учеб. Пособие / Н.Ю. Андреева; под ред. проф. Д.Ф. Ильясова; Челяб. ин-т пе-репод. и пов. квал. работ. образ. - Челябинск: изд-во «Образование», 2011. - 186 с.

2. Андреева, Н.Ю. Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса / Н.Ю. Андреева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал. - Челябинск, 2011.

- № 3(8). - с. 104-108.

2. Баскаков, А.М. Основные функции управления образовательным учреждением / А.М. Баскаков // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2008.

- Вып. 29 (№ 2). - С. 6-14.

3. Готт, В.С. и др. Категории современной науки / В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. -М.: Наука, 1984. - 268 с.

4. Данилюк, А.Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.

- 24 с.

5. Ильясов, Д.Ф. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образо-ват. учреждений (учебное пособие) / Д.Ф. Ильясов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

- 344 с.

6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования ; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с.

7. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М.: Эг-вес, 2009. - 156 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000. - 184 с.

9. Педагогическая энциклопедия. т. 2. - М.: Академкнига, 2004. - 456 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе: учебнометодическое пособие / Н.Е. Скрипова, Л.Н. Чи-пышева и др. - Челябинск: Цицеро, 2009. - 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.