Научная статья на тему 'Индивидуализация обучения информатике посредством модульной технологии в технических вузах'

Индивидуализация обучения информатике посредством модульной технологии в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / МОДУЛЬ / MODULE / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ / БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / BASIC LEVEL OF KNOWLEDGE / ПЛАН ОБУЧЕНИЯ / TRAINING PLAN / ACCEPTANCE TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуримская Ирина Анатольевна

В статье дано обоснование необходимости индивидуализации обучения в техническом вузе в соответствии с отечественными традициями в образовании. Указаны причины применения модульной технологии для реализации индивидуализации обучения. Рассмотрено применение модуля как логически завершенной части (раздела, темы, элемента) курса в период адаптации студента к системе высшего профессионального образования, то есть на младших курсах. Приведена технология прогнозирования индивидуализации обучения в течение каждого модуля и дисциплины в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуримская Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a rationale for the individualization of training at the university in accordance with national traditions in education. The reasons of module technology application for realization of the training individualization method are presented. The module is regarded as a logically complete part (of section/ subject matter/ block) of a course during the period of adaptation to the higher education system especially for junior students. The forecasting technology of training individualization method is given for each module and subject as a whole.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация обучения информатике посредством модульной технологии в технических вузах»

оценочных действий. При взаимопроверке студенты вносили исправления в работу товарища чернилами другого цвета. В процессе эксперимента менялся пооперационный взаимо и самоконтроль, т.е. количество и качество исправлений, которые вносили студенты в свою работу и работу товарища непосредственно по ходу ее написания. Студенты стали больше внимания уделять анализу результатов деятельности, выявлению способа решения задачи. На совершенствование способов учебно-познавательной деятельности были направлены задания типа подготовки рефератов и докладов. Студенты бакалавриата первого курса готовили доклады по истории математики (обзор этапов развития определенной математической теории, биографии известных отечественных и зарубежных математиков); собственные варианты доказательства различных теорем; обобщение задач профессиональной направленности. Выполнение этих видов работ способствовало совершенствованию приемов выделения главного: требовало отбора наиболее существенного материала, анализа научной литературы, составление плана, изложения в соответствии с ним отобранного материала, формирования выводов. Эффективность развития общеучебных умений повышалась за счет реализации ряда дидактических условий: индивидуального подхода, в основе которого лежит учет исходного уровня учебно-познавательной деятельности; ориентации содержания обучения на будущую профессию; оптимального сочетания репродуктивных и творческих видов; оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебно-познавательной деятельности; развития познавательной самостоятельности и активности. Развитие универсальных учебных умений студентов бакалавриата может быть обеспечено лишь целой системой разнообразных технологий управления учебно -познавательной деятельностью студентов, последовательно подводящих их к формированию компетенций необходимых в дальнейшем для успешной профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Антонова С.Г. Междисциплинарные знания как основа общекультурных компетенций бакалавра. М.: Вестник высшей школы. 2010. №3. С. 51-53

2. Вербицкий А.А., Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования. -М.: РИЦ МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2003.-80с.

3. Глаголев С.Н., Коврижных Ю.В. Инвестиции в будущее // Русский инженер. 2011. № 2. С. 28-34.

4. Григорьева Т.В., Мифтахова Г.М. Дидактические условия эффективного управления учебно-познавательной деятельности студентов младших курсов технического вуза//Педагогика: семья-школа-общество: монография/ под общей ред.проф. О.И. Ки-рикова.- Книга 16. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 395с.

5. Евтушенко Е.И., Фоменко Ю.В. Особенности организации научно-инновационной деятельности в современном техническом вузе. М.: Высшее образование в России. 2014. №3. С. 73-76.

6. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов-первокурсников. М.: Высшее образование в России. № 4. С. 43-48.

7. Кузнецова И.В., Хмелев С.С. Текстовое пространство профессиональных компетенций. М.: Высшее образование в России. 2014. №2. С. 82-88.

8. Тхагапсоев, Х.Г., Яхутлов М.М. Проблемы инженерного образования

9. в современной России: методология анализа и пути решения. М.: Высшее образование в России. 2014. №8. С. 27-34.

10. Ялалов Ф. Деятельность- компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. М.: Высшее образование в России. 2010. №1. С. 87-93.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ МОДУЛЬНОЙ

ТЕХНОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Гуримская Ирина Анатольевна

Ст. преподаватель кафедры математики и информатики, г Нерюнгри

АННОТАЦИЯ

В статье дано обоснование необходимости индивидуализации обучения в техническом вузе в соответствии с отечественными традициями в образовании. Указаны причины применения модульной технологии для реализации индивидуализации обучения. Рассмотрено применение модуля как логически завершенной части (раздела, темы, элемента) курса в период адаптации студента к системе высшего профессионального образования, то есть на младших курсах. Приведена технология прогнозирования индивидуализации обучения в течение каждого модуля и дисциплины в целом.

ABSTRACT

The article gives a rationale for the individualization of training at the university in accordance with national traditions in education. The reasons of module technology application for realization of the training individualization method are presented. The module is regarded as a logically complete part (of section/ subject matter/ block) of a course during the period of adaptation to the higher education system especially for junior students. The forecasting technology of training individualization method is given for each module and subject as a whole.

Ключевые слова: информатика, высшее образование, модуль, индивидуализация, адаптация, входной контроль, базовый уровень знаний, план обучения.

Keywords: computer science, higher education, module, individualization, adaptation, acceptance test, basic level of knowledge, a training plan.

Сегодня в системе высшего профессионального образования применяются различные образовательные технологии, которые позволяют:

- в определении конечных результатов деятельности и процессе их достижения участвовать преподавателю и студенту;

- на протяжении всего цикла обучения студенту учиться самоуправлению обучением;

- преподавателю искать и создавать условия для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала студента.

Указанные характеристики современных технологий ярко выражены в модульном обучении [1].

Технологию модульного обучения изучали Т. И. Шамова, П. Ю. Цявичене М. Н. Катханова и В. В. Карпова, С.Я. Батышев.

По мнению М. Н. Катханова и В. В. Карпова «модуль - это организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности будущего специалиста».

По определению П. Ю. Цявичене, «модуль - это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей» [5].

С. Я. Батышев рассматривает модуль как разделение содержания образования по каким-либо основаниям. Модульная структура учебного материала обеспечивает возможность реализации развивающей функции обучения. Он считает, что модульная система преподавания предметов позволяет плавно пересаживаться с парты среднего специального учебного заведения (например, лицея) на университетскую скамью.

Рассмотрим применение модуля как логически завершенной части (раздела, темы, элемента) курса для индивидуализации обучения информатике в период адаптации студента к системе высшего профессионального образования, то есть на первом и втором курсах [4]. Модульная технология позволяет осуществлять студенту и преподавателю выбор:

- содержания обучения,

- темпа усвоения,

- уровня самостоятельности,

- метода и способа учения,

- способа контроля и самоконтроля.

На младших курсах вузов студенты углубляют знания по информатике, изучение которой началось в школе. Студенты, закончившие информационно-технологический профиль старшей школы, имеют более высокий уровень подготовки по информатике, показывают хорошие результаты на входном контроле, им требуется меньше временных затрат на освоение модуля на уровне «знать», «уметь», «владеть». У студентов, которые обучались в профильных классах, в которых не предусмотрено углублённое изучение информатики, как правило, в меньшей степени развита готовность к выполнению самостоятельной учебной деятельности. Им требуется больше консультаций преподавателя, больше временных затрат на освоение модуля, что приводит к дефициту времени.

Уровень базовых знаний студентов различный, процесс адаптации к новой системе обучения у каждого студента происходит по-разному. Следовательно, преподавание информатики должно быть индивидуальным. Индивидуализация обучения дисциплинам базового цикла на младших курсах в системе высшего профессионального образования - это способ организации образовательного процесса, при котором учитываются:

- уровень базовых знаний студента;

- уровень адаптации к новой системе обучения;

- способности студента к изучению дисциплины.

Для реализации индивидуализации обучения применяется модульная технология [3].

Как применить модульное обучение к дисциплине, которая изучалась студентами в школе и по которой студенты имеют базовые знания? Используем эту технологию следующим образом. В начале изучения информатики преподаватель проводит входной контроль. Результаты входного контроля дают преподавателю представление об уровне базовых знаний каждого студента. Это позволяет сделать преподавателю для себя некоторый прогноз индивидуализации обучения в течение каждого модуля и дисциплины в целом.

Определяя уровни базовых знаний по дисциплине, преподаватель ориентируется на классификацию уровней. Иванов П.С. выделяет уровни подготовки (рис. 1):

После подведения итогов входного контроля, преподаватель готовит рекомендации студентам по индивидуальной траектории обучения. Предварительно он знакомит студентов с модулями (разделами) информатики, которые будут изучаться в течение семестра, учебными элементами, учебно-методическим обеспечением, видами самостоятельной работы внутри модуля, рекомендуемой литературой. Это дает возможность студенту расставить акценты на темах модуля: выделить для себя те, которыми, по его мнению, владеет на продуктивном уровне, на репродуктивном уровне, и темы, которые ранее им не изучались. Дальнейшее решение по индивидуализации обучения принимаются совместно преподавателем и студентом.

Далее студент подбирает необходимую рекомендованную литературу из основного и дополнительного перечня, учебно-методические пособия. Такой вид самостоятельной работы как расчетно-графическая работа студент, владеющий темой на продуктивном уровне, может выполнить задолго до контрольной точки. В случае если студент всеми модулями семестра владеет на продуктивном уровне, то он может сдать все расчётно-графиче-ские работы досрочно. Освободившееся в учебном процессе время студент имеет возможность посвятить углубленному изучению дисциплины, участию в научно-исследовательской работе. Таким образом, в зависимости от уровня подготовки, способностей к изучению информатики, адаптации к новым условиям обучения студенты реализуют намеченный совместно с преподавателем индивидуальный план изучения дисциплины. Этот план может выглядеть следующим образом (табл.1).

Для всех студентов консультации проводятся по графику и по запросу индивидуально. В процессе обучения план может меняться.

Успешному овладению знаниями, умениями и навыками при любом уровне подготовки, способностей, адаптации способствует: изложение учебного материала доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме; формулирование рекомендаций студентам; быстрая дифференциация студентов по способностям (индивидуальное усвоение предмета преподаватель может рекомендовать отдельным студентам сразу после первых модулей); интенсификация обучения (усвоение большего объема информации через компьютерные сети во время индивидуальной и самостоятельной работы); реализация обратной связи - основы управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний; индивидуализация обучения [2].

Обучение в первом семестре на первом курсе связано с адаптацией студентов к различным нововведениям в их жизни, к новым технологиям обучения, к балльно-рейтинговой системе, к модульному обучению в том числе. Задача преподавателя модульного обучения заключается в том, чтобы сделать очевидными преимущества

новой технологии, т. е. менять взгляды на учебные действия, смыслы новой технологии, ее принципы. Поэтому особую роль играет пропедевтика принципов и возможностей модульных программ, способов работы и учебных

средств. Характерным особенностям модульного обучения надо придать позитивную окраску. Правильное соотношение эмоциональных и познавательных процессов в обучении приобретает особую значимость [6].

Рис. 1. Уровни подготовки студентов

Примерный план реализации индивидуализации обучения при изучении дисциплины

Таблица 1

Уровни базовых знаний студентов. Посещение лекций, лабораторных (практических) занятий. Выполнение домашних заданий. Выполнение РГР (контрольных работ). Учебно-исследова тельская подготовка.

Возможно посещение лекций, лабораторных Решение нестандартных задач, изучение Досрочная сдача. Самостоятельное учебное исследование, подготовка

4 занятий по отдельным дополнительных во- к участию в научно-прак-

темам или модулям. просов, рассмотрение тических конференциях,

учебно-проблемных научных чтениях.

ситуаций.

3 Возможно посещение лекций, лабораторных занятий по отдельным темам или модулям. Различных по содержанию, выполняемых разными способами. Возможна досрочная сдача. Написание рефератов, подготовка докладов, подготовка к научно-практическим конференциям, работа над проектом.

2 Возможно посещение лекций, лабораторных занятий по отдельным темам или модулям. Различных по содержанию, выполняемых разными способами. Возможна досрочная сдача. Написание рефератов, работа над проектом.

1 Обязательное посещение всех лекций, лабораторных занятий. Одинаковых по содержанию, но выполняемых разными способами. По графику.

0 Обязательное посещение всех лекций, лабораторных занятий. Различных по содержанию, но выполняемых одинаковым способом. По графику.

Индивидуализация обучения посредством модульной технологии способствует:

- раскрытию и проявлению у студентов индивидуальных способностей, формированию собственных качеств познавательных процессов, индивидуального стиля деятельности;

- адаптации студентов к новым формам обучения;

- реализовывать задачу по приведению уровней освоения дисциплины не ниже продвинутой продуктивной подготовки.

Список литературы

1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студентов педагогических вызов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.

2. Лебедев М.А. Психологические особенности адаптации личности в социальной среде в период ранней взрослости / Высшее образование сегодня. -Москва. Изд-во «ЛОГОС»- 2012. - №5 - 26-30 с.

3. Панишева Е.В. Обеспечение индивидуализации учебной деятельности студента вуза как проблема

профессионального образования. / Профессиональное образования в современном мире. - Новосибирск. Ид-во СО РАН. - 2013. - № 3(10). - 81-86 с.

4. Татур, Ю. Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: учеб. пособие / Ю. Г. Татур. - Изд. второе, перераб. и доп. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. - 43-67 с.

5. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения //Сов. Педагогика. - 1990. - №1. - С. 55-60.

6. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Академия, 2005. - 384 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»

Ильясова Ирина Сергеевна

К.пед.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Иркутский Государственный университет», Каф. Педагогики, г. Иркутск

Ильясов Ренат Васильевич

Ст. преподаватель, ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», Каф. Гражданско-правовых

дисциплин, г. Иркутск

АННОТАЦИЯ

методические рекомендации по проведению аудиторной работы призваны помочь начинающим преподавателям расставить необходимые акценты на вводном занятии по дисциплине «Экология» ABSTRACT

methodical recommendations about carrying out classroom work are urged to help the beginning teachers to place necessary emphases on introduction class in discipline "Ecology"

Ключевые слова: актуализация знаний, повышение мотивации, экологические проблемы. Keywords: actualization of knowledge, motivation increase, environmental problems

Лекционный материал достаточно сложно воспринимается студентами средних профессиональных учебных заведений первого года обучения, так как у них достаточно мал опыт подобных занятий. Кроме этого, физиологические особенности организма данного возраста не позволяют в полной мере проводить лекцию на протяжении всего занятия.

В связи с этим под уроком-лекцией мы подразумеваем занятие, включающее в себя элементы лекции (примерная длительность 30 мин.), обязательно чередующиеся с другими видами деятельности, что актуализирует знания по предмету и позволяет более легко воспринимать материал.

При проведении занятий информация, подаваемая педагогом, должна активно подтверждаться реальными примерами, в которых деятельность человека оценивается с различных точек зрения. Здесь важно постоянно использовать словарь терминов и понятий с изученной терминологией и пополнять его на каждом занятии. В последующей работе он будет являться хорошей опорой при возникновении затруднений и путаницы в терминах.

Для подготовки теоретического материала к занятиям были использованы различные источники литературы.

Видеоматериал, подобранный к занятию, также является дополнительным стимулом к повышению мотивации учащихся в обучении экологии. Перед каждым просмотром на доске выписываются вопросы, на которые в письменном виде следует ответить студентам (по теме видеосюжета), а в последующем выборочно проверить записи в тетрадях.

Такая методика позволяет организовать внимательный просмотр видеоматериала студентами и осознанно проанализировать его информацию, отвечая на вопросы преподавателя.

Между тем не следует перенасыщать занятие видеофрагментами. Оптимальным является период времени

в двадцать минут, максимально использование двух видеофрагментов на одном занятии.

Применение видеоматериала на занятиях всегда вызывает заинтересованность студентов к освещаемой теме, что сопровождается дискуссиями и предложениями по выходу из сложившихся ситуаций, связанных с региональными и глобальными проблемами.

Самостоятельной и творческой работе студентов в учебное время предлагаем посвятить достаточное количество времени, что повышает мотивацию к изучению предмета и более легкому его освоению [3, с.34]. Этой же цели послужит обсуждение телепередач "В мире животных", "Клуб кинопутешественников", «Разговоры о животных», «Их нравы» и т.п.

Мощный акцент на экологических проблемах желательно поставить уже на первом, вводном занятии по экологии. Рассмотрим особенности данного занятия и методические аспекты его проведения.

Тема: Экология в системе наук о биосфере

Рекомендации для преподавателя: на первом занятии важно акцентировать внимание студентов не только на тех кризисных моментах, которые в настоящее время характерны для любой точке земного шара. Здесь рекомендуем выделить тот факт, что в живом веществе биосферы заложены огромные резервы для самовосстановления и саморазвития [1, с.102].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит сказать и о решении экологических вопросов с точки зрения экоантропоцентризма - совместного развития общества и природы.

Первое занятие должно пройти на высоком эмоциональном уровне с тем, чтобы повысить мотивацию студентов к изучению дисциплины "Экология" и показать важность решения экологических проблем на любом уровне - от личностного до государственного [2, с.71].

Преподаватель начинает занятие с упражнения "Кружка", предложенного Щурковой Н.Е. [4; с.31].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.