Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ / АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотенко Василий Анатольевич, Кислова Наталья Анатольевна

Профессиональная идентификации как фактор адаптации учащегося к предстоящей профессиональной деятельности в качестве специалиста в подразделения органов внутренних дел, в процессе прохождения обучения в образовательной организации системы МВД России, является важнейшей основой надежности будущего специалиста и значимо влияет на дальнейшую эффективность его деятельности, направленной на защиту законных прав и свобод граждан. Впервые поступая на службу в органы внутренних дел в качестве учащегося в институт, академию или университет МВД Российской Федерации, молодому человеку в процессе профилизации просто необходимо воспринять себя как будущего сотрудника-специалиста подразделения органов внутренних дел, в зависимости от специфики факультета, на котором он проходит обучение, и суметь адаптироваться к особенностям служебной деятельности, к которой его готовят в образовательной организации. Для того, чтобы эта адаптация прошла успешно, необходимо совпадение систем личностных ценностных мотивационных начал учащегося и ценностных ориентаций служебной деятельности, которые представляются учащемуся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации МВД России. В статье представляется ссылка на результаты исследования динамики ценностно-мотивационной сферы личности учащихся в образовательной организации системы МВД России в процессе формирования их профессиональной идентификации и адаптации к служебной деятельности. Установлено, что к окончанию обучения учащиеся определенных факультетов (подготовки следователей, оперативных сотрудников, участковых инспекторов, первоначальной профессиональной подготовки), которые четко осознали и идентифицировали себя как будущего специалиста того направления, по которому они проходят обучение, показали более высокий уровень адаптационного потенциала к службе, которую они несут в процессе обучения, который изменил и сферу их ценностно-смысловой и мотивационной ориентации. Данный фактор способствует в дальнейшем более успешному вхождению такого учащегося в профессиональную среду и его стремлению к получению новых профессиональных знаний, умений и навыков. Однако встречаются учащиеся, которые еще не могли воспринять себя как будущего специалиста подразделения ОВД. Такие курсанты и слушатели на поверку не имели высокой мотивационной направленности на служебную деятельность, желали поскорее завершить обучение и в дальнейшем не видели себя в системе МВД России. Для большинства таких учащихся сдерживающим началом к увольнению являлась материальная ответственность в случае прекращения обучения, однако оставаясь в системе МВД России, такой специалист, который не имеет мотивационных начал и не идентифицирует себя как сотрудник ОВД, не будет надежным и эффективным в службе. Исходя из сказанного, становится очевидным, что в процессе обучения преподавателю как источнику первичных знаний и как воспитателю важно дать понять каждому учащемуся его дальнейшую роль как специалиста и помочь воспринять себя как состоявшегося сотрудника органов внутренних дел, которому просто необходимо развиваться и совершенствоваться. Кроме того не менее важной остается потребность в более тщательном психолого-педагогическом сопровождении сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотенко Василий Анатольевич, Кислова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION OF TRAINING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL IDENTIFICATION AND ADAPTATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Professional identification as a factor of adaptation of a student to the upcoming professional activity as a specialist in the divisions of internal affairs bodies, in the process of training in an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is the most important basis for the reliability of a future specialist and significantly affects the further effectiveness of his activities aimed at protecting the legal rights and freedoms of citizens. When entering the service of the internal affairs bodies for the first time as a student at an institute, academy or university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, a young person in the process of profiling simply needs to perceive himself as a future employee-specialist of the department of internal affairs bodies, depending on the specifics of the faculty at which he is trained and be able to adapt to the specifics of the official activity for which he is being prepared in an educational organization. In order for this adaptation to be successful, it is necessary to coincide the systems of personal value motivational principles of the student and the value orientations of official activity, which are presented to the student in the process of training and education in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article provides a reference to the results of the study of the dynamics of the value-motivational sphere of the personality of students in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of forming their professional identification and adaptation to official activities. It is established that by the end of training, students of certain faculties (training of investigators, operational officers, district inspectors, initial professional training) who clearly realized and identified themselves as a future specialist in the direction in which they are trained, showed a higher level of adaptive potential to the service they carry in the training process, which changed the scope of their value-semantic and motivational orientation. This factor contributes to the further more successful entry of such a student into the professional environment and his desire to acquire new professional knowledge, skills and abilities. However, there are students who could not yet perceive themselves as a future specialist of the Department of Internal Affairs. Such cadets and students, in fact, did not have a high motivational orientation for official activities, wanted to complete their training as soon as possible and in the future did not see themselves in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. For most of these students, the deterrent to dismissal was financial responsibility in the event of termination of training, but remaining in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, such a specialist who does not have motivational beginnings and does not identify himself as an employee of the Department of Internal Affairs will not be reliable and effective in the service. Based on the above, it becomes obvious that in the process of training a teacher as a source of primary knowledge and as an educator, it is important to make each student understand his further role as a specialist and help him perceive himself as an accomplished employee of the internal affairs bodies, who simply needs to develop and improve. In addition, no less important is the need for more thorough psychological and pedagogical support of employees who are accepted for service in the internal affairs bodies for the first time.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 372.8; ББК 74 NIION: 2018-0077-3/21-026

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-3-155-161 MOSURED: 77/27-024-2021-03-225

© Золотенко В.А., Кислова Н.А., 2021

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Василий Анатольевич Золотенко,

доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России,

кандидат педагогических наук, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1 E-mail: [email protected] Наталья Анатольевна Кислова,

преподаватель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России,

198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1 Е-mail: [email protected]

Аннотация. Профессиональная идентификации как фактор адаптации учащегося к предстоящей профессиональной деятельности в качестве специалиста в подразделения органов внутренних дел, в процессе прохождения обучения в образовательной организации системы МВД России, является важнейшей основой надежности будущего специалиста и значимо влияет на дальнейшую эффективность его деятельности, направленной на защиту законных прав и свобод граждан.

Впервые поступая на службу в органы внутренних дел в качестве учащегося в институт, академию или университет МВД Российской Федерации, молодому человеку в процессе профилизации просто необходимо воспринять себя как будущего сотрудника-специалиста подразделения органов внутренних дел, в зависимости от специфики факультета, на котором он проходит обучение, и суметь адаптироваться к особенностям служебной деятельности, к которой его готовят в образовательной организации. Для того, чтобы эта адаптация прошла успешно, необходимо совпадение систем личностных ценностных мотивационных начал учащегося и ценностных ориентаций служебной деятельности, которые представляются учащемуся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации МВД России.

В статье представляется ссылка на результаты исследования динамики ценностно-мотивационной сферы личности учащихся в образовательной организации системы МВД России в процессе формирования их профессиональной идентификации и адаптации к служебной деятельности.

Установлено, что к окончанию обучения учащиеся определенных факультетов (подготовки следователей, оперативных сотрудников, участковых инспекторов, первоначальной профессиональной подготовки), которые четко осознали и идентифицировали себя как будущего специалиста того направления, по которому они проходят обучение, показали более высокий уровень адаптационного потенциала к службе, которую они несут в процессе обучения, который изменил и сферу их ценностно-смысловой и мотивационной ориентации. Данный фактор способствует в дальнейшем более успешному вхождению такого учащегося в профессиональную среду и его стремлению к получению новых профессиональных знаний, умений и навыков. Однако встречаются учащиеся, которые еще не могли воспринять себя как будущего специалиста подразделения ОВД. Такие курсанты и слушатели на поверку не имели высокой мотивационной направленности на служебную деятельность, желали поскорее завершить обучение и в дальнейшем не видели себя в системе МВД России.

Для большинства таких учащихся сдерживающим началом к увольнению являлась материальная ответственность в случае прекращения обучения, однако оставаясь в системе МВД России, такой специалист, который не имеет мотивационных начал и не идентифицирует себя как сотрудник ОВД, не будет надежным и эффективным в службе. Исходя из сказанного, становится очевидным, что в процессе обучения преподавателю как источнику первичных знаний и как воспитателю важно дать понять каждому учащемуся его дальнейшую роль как специалиста и помочь воспринять себя как состоявшегося сотрудника органов внутренних дел, которому просто необходимо развиваться и совершенствоваться. Кроме того не менее важной остается потребность в более тщательном психолого-педагогическом сопровождении сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональная идентификации, адаптация к профессиональной деятельности, мотивационная направленность, ценностно-смысловая сфера, индивидуализация и дифференциация.

INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION OF TRAINING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL IDENTIFICATION AND ADAPTATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

Vasilii A. Zolotenko,

Associate Professor of the Department St. Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences,

1, L. Pilyutova str., St. Petersburg, 1198206 Е-mail: [email protected] Natal'a A. Kislova,

Teacher of the Department St. Petersburg University of the MIA of Russia,

1, L. Pilyutova str., St. Petersburg, 1198206 Е-mail: [email protected]

Abstract. Professional identification as a factor of adaptation of a student to the upcoming professional activity as a specialist in the divisions of internal affairs bodies, in the process of training in an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, is the most important basis for the reliability of a future specialist and significantly affects the further effectiveness of his activities aimed at protecting the legal rights and freedoms of citizens.

When entering the service of the internal affairs bodies for the first time as a student at an institute, academy or university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, a young person in the process of profiling simply needs to perceive himself as a future employee-specialist of the department of internal affairs bodies, depending on the specifics of the faculty at which he is trained and be able to adapt to the specifics of the official activity for which he is being prepared in an educational organization. In order for this adaptation to be successful, it is necessary to coincide the systems of personal value motivational principles of the student and the value orientations of official activity, which are presented to the student in the process of training and education in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The article provides a reference to the results of the study of the dynamics of the value-motivational sphere of the personality of students in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of forming their professional identification and adaptation to official activities.

It is established that by the end of training, students of certain faculties (training of investigators, operational officers, district inspectors, initial professional training) who clearly realized and identified themselves as a future specialist in the direction in which they are trained, showed a higher level of adaptive potential to the service they carry in the training process, which changed the scope of their value-semantic and motivational orientation. This factor contributes to the further more successful entry of such a student into the professional environment and his desire to acquire new professional knowledge, skills and abilities. However, there are students who could not yet perceive themselves as a future specialist of the Department of Internal Affairs. Such cadets and students, in fact, did not have a high motivational orientation for official activities, wanted to complete their training as soon as possible and in the future did not see themselves in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

For most of these students, the deterrent to dismissal was financial responsibility in the event of termination of training, but remaining in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, such a specialist who does not have motivational beginnings and does not identify himself as an employee of the Department of Internal Affairs will not be reliable and effective in the service. Based on the above, it becomes obvious that in the process of training a teacher as a source of primary knowledge and as an educator, it is important to make each student understand his further role as a specialist and help him perceive himself as an accomplished employee of the internal affairs bodies, who simply needs to develop and improve. In addition, no less important is the need for more thorough psychological and pedagogical support of employees who are accepted for service in the internal affairs bodies for the first time.

Keywords: vocational training, professional identification, adaptation to professional activity, motivational orientation, value-semantic sphere, individualization and differentiation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Золотенко В.А., Кислова Н.А. Индивидуализация и дифференциация обучения в процессе профессиональной идентификации и адаптации учащихся образовательных организаций системы МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 155-161.

Восприятие и понимание себя как специалиста димой части, в мотивационно-ценностном ориен-системы МВД России, как ее составной и необхо- тировании формирует у учащегося потребность

в профессионально-служебном развитии и совершенствовании, что позволяет сотруднику, который только начинает свой профессиональный путь, более успешно адаптироваться к особенностям и трудностям профессионально-служебной деятельности.

Успешность процесса профессионального идентифицирования, помогающего в формировании мотивационных начал в процессе адаптации к профессиональной деятельности, является важным условием дальнейшей продуктивной и эффективной профессиональной деятельности молодых специалистов. Сам процесс профессиональной идентификации закладывается в сознании учащегося только в тот момент, когда он реально попал в ту профессиональную среду, которая начинает его формировать как специалиста. Изначально, приходя на обучение, бывший школьник или молодой человек, не имеющий стажа служебной деятельности и жизненного опыта, совершенно по-другому воспринимает мир сотрудника органов внутренних дел и не совсем понимает те особенности служебной деятельности, с которыми придется столкнуться.

В исследовании мы задались целью проанализировать особенности идентификации и адаптации учащихся к служебной деятельности, и их желания к обучению в образовательной организации системы МВД России в процессе участия в занятиях, построенных на основе методики ин-

дивидуализации и дифференциации процесса профессионального обучения.

Выборка исследования состояла из учащихся факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений и следственного факультета в количестве 146 человек, среди них 30 девушек, 116 юношей. Средний возраст сотрудников составил 20 лет.

В качестве организационного метода исследования был выбран метод лонгитюдного исследования путем наблюдения и беседы, а также анализа вовлеченности в занятия.

Исходя из проведенных методом наблюдения и беседы исследований в процессе проведения всех видов занятий, особенно практических, можно сделать вывод, что большинство учащихся в своих мировоззрениях относительно обучения и службы в ОВД имели не совсем точное представление о той структуре, в которую они пришли. Фактически подавляющее большинство учащихся первого года обучения, независимо от факультета, на котором они обучались, уже в течение первого месяца нахождения на службе, полностью изменили свое представление о системе министерства внутренних дел. Особенно значимо менялось мнение учащихся девушек, которые, как говорят в простонародье, «сняли розовые очки» и в определенной мере разочаровались в том, о чем у них было совершенно другое представление (рис. 1).

Рис. 1. Динамика показателей отношения к службе в ОВД у курсантов до и после начала обучения; первый год обучения

По данным беседы, 100 % девушек поменяли свое мнение об особенностях служебной деятельности в ОВД и 60 % юношей также свое мнение изменило. Данные, казалось бы, дают негативную картину о дальнейшей положительной мотивации учащихся к формированию себя в качестве специалиста органов внутренних дел, однако такое

разочарование позволяет переориентировать психику в сторону реалий служебной деятельности и жизненного пути вообще. Как раз на данном этапе осознания системы ОВД учащемуся необходимо начинать представлять себя частью данной системы. В данном случае очень важна работа профессорско-преподавательского состава образо-

вательной организации, в которой молодые люди проходят обучение. В данном случае приобретает острую актуальность принцип педагогической теории «индивидуального подхода». В практике обучения постоянно сохраняется уже на протяжении многих поколений требование учета индивидуальных особенностей ученика в процессе учебы и воспитания. В процессе работы с учениками преподавателю необходимо переориентировать сознание учащегося на практико-ориентированное обучение, путем вовлечения каждого в процесс познания через индивидуализацию обучения. Для такой работы преподавателю, конечно же, необходимы профессиональные умения и навыки, а также определенный индивидуальный стиль работы и т.д. В педагогической литературе индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [12]. В данном случае необходимо говорить о развивающем профессиональном обучении и профессиональном ориентировании для формирования в сознании обучающихся понимания себя в профессии правозащитника и правоохранителя.

Тематика, посвященная развитию личности учащегося в процессе обучения, затрагивалась еще в 60-е годы XX столетия исследователями Л. В. Занковым и Д. Б. Элькониным, которые пришли к выводу о том, что знания сами по себе еще не обеспечивают развития, хотя и являются его предпосылкой. На этом основании исследователи говорят о необходимости развития личности посредством целенаправленной комплексно-развивающей дидактической системы, при которой, в первую очередь, необходимо опираться на систему индивидуального подхода. Прежде всего в отношении слабых учащихся [16]. Кроме того, для повышения эффективности процесса обучения и воспитания, позволяющего учащемуся осознавать свои знания умения и навыки и желать их совершенствовать, важно уметь отбирать соответствующий учебный материал и формировать рациональные умения у учащихся к самостоятельной работе, необходимой для усвоения материала и его дополнения во внеурочное время.

Говоря о профессиональном развитии в процессе обучения, важно помнить, что возможности развития, а особенно профессионального развития учащихся, таятся в соответствующим образом отобранном содержании учебного материала и составления на данной основе познавательных заданий. Однако эти средства являются лишь предпосылкой профессионального развития. Для того же, что-

бы профессионально-ориентированное обучение на самом деле проявило развивающий эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие - развиваемый субъект должен быть включен в активные деятельность и общение. Данное утверждение позволяет говорить о том, что в данном случае учащийся становится не только объектом, но и субъектом процесса собственного обучения. Эффективность обучения будет зависеть от того, какого характера задания предъявляются учащемуся, но и прежде всего, и от качества активности учащегося как субъекта. Игнорирование этого положения может свести на нет эффект выполнения доброкачественных учебно-практических заданий.

Думается, что дидактика в образовательных организациях системы МВД России больше всего начинает страдать от того, что к учащемуся начинают относиться как к пассивному объекту, которому только лишь предъявляют задания и требования. При этом часто исходят из ложного постулата, что сам факт предъявления задания автоматически предполагает и их выполнение.

В данном случае возникают противоречия в учебном процессе: с одной стороны имеется необходимость учета многих индивидуальных особенностей личности учащегося, поступившего на обучение в образовательную организацию системы МВД России, а с другой стороны, возможности реализации данной необходимости в процессе такого достаточно массового обучения ограничены. Для преодоления этого противоречия необходимо использовать ту относительную индивидуализацию, которая позволяет формировать активность у учащегося.

В процессе такой индивидуализации, исходя из ранних исследований педагогов, необходимо исходить из трех основных особенностей учащегося:

1. Уровень успеваемости;

2. Уровень познавательной самостоятельности;

3. Степень действенности интереса к обучению [13].

В данном случае преподаватель может исходить из понимания того, кому в большей мере необходимо уделять внимание при обучении лично, а кому больше представлять заданий к самостоятельному исполнению. Кроме того очень важно понимать, что при отборе особенностей, учет которых при индивидуализации учебной работы настоятельно необходим, имеется еще и четвертый - организационного характера - критерий: реальность учета этих особенностей в рамках имеющихся дидактических средств. В данном слу-

чае электронная образовательная среда, является большим подспорьем в таком процессе индивидуализации обучения.

При использовании в собственной педагогической практике этой методики обучения, было замечено, что учащиеся, вовлекаясь в процесс обучения, начинали проявлять интерес к представляемому материалу в виде практико-ориенти-рованных заданий, которые им предлагалось выполнить. В данном случае можно говорить о процессе, при котором обучающиеся имели сформированный мотив к участию в процессе занятий, то есть опредмеченную потребность, как говорится в исследованиях А.Н. Леонтьева [10], а это значит, что каждый желал принять участие в занятии и внести в него свою «лепту».

Осуществляя наблюдение за процессом формирования специалистов методом лонгитюдного исследования в процессе обучения, используя методику индивидуализации и дифференциации в занятиях, было замечено, что изначальное разочарование от особенностей служебной деятельности, в которую курсанты, а в дальнейшем слушатели, были вовлечены, перестало носить массовый характер. При повторном опросе уже на старших курсах те учащиеся, которые были вовлечены в процесс обучения, при котором нами использовался принцип индивидуального подхода и вовлечения в процесс каждого как непосредственного участника, в большинстве своем начали снова положительно относиться к своей будущей профессии в качестве специалиста системы МВД России (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показателей отношения к службе в ОВД у курсантов на первом году обучения и на старшем курсе

В данном случае можно с уверенностью говорить о том, что несмотря на все негативные моменты служебной деятельности, с которыми в процессе обучения столкнулись учащиеся, в большинстве своем личный состав подразделений, с которыми велась работа, не желали уходить из системы МВД России как во время своего обучения, так и после его успешного окончания, к которому они стремились. Подавляющее большинство учащихся, которые вовлекались в процесс обучения как непосредственные участники, уже в определенной мере идентифицировали себя как сотрудников ОВД и желали находиться в данной системе, что значимо сказалось на процессе их адаптации к служебной деятельности, что в свою очередь связано с изменениями их мотивационной направленности и ценностно-смысловой сферы и способствовало привитию им норм и ценностей профессиональной среды.

Учащиеся в процессе прохождения обучения и воспитания смогли воспринять себя со стороны участников, которые формируют свой профессиональный уровень не как пассивный объект, а как субъект данного процесса.

Вот почему процесс профессиональной идентификации в процессе обучения и воспитания как основы адаптация молодого, начинающего сотрудника к профессиональной деятельности требует особого повышенного внимания со стороны профессорско-преподавательского состава в первую очередь и других специалистов в сфере психолого-педагогического сопровождения, о чем говорится и в других исследованиях [1; 3; 5; 8].

Сформировавшаяся в процессе обучения профессиональная идентификация и адаптация к служебной деятельности повлияла и на ценностно-смысловую сферу учащихся, что напрямую

сказывалось на регуляции их поведения и способствовало развитию у них профессионально важных качеств, о которых говорят исследователи [9]. Кроме того, данный процесс способствовал формированию системы ценностей, в которой профессиональная деятельность занимает ведущее место и обуславливает отношение сотрудника правоохранительных органов к выполнению служебных обязанностей, а также является фактором эффективности и успешности дальнейшей профессиональной деятельности [2; 4; 6; 11; 15; 17].

Процесс профессиональной идентификации и, как следствие, адаптация явились важнейшим инструментом к формированию и развитию ценностно-смысловой сферы и мотивационной направленности субъектов профессиональной деятельности [2].

Как итог, сформировавшаяся профессиональная мотивация учащихся образовательных организаций системы МВД России начинает играть важную роль в процессе адаптации к профессиональной деятельности, детерминирует успешность и эффективность в настоящей и дальнейшей профессиональной деятельности в напряженных условиях [14] и также является фактором профессионального совершенствования [7].

Исходя из анализа показателей отношения к обучению, к службе и к системе органов внутренних дел в целом, можно заключить, что были выявлены следующие эмпирические закономерности динамики характеристик ценностно-смысловой и по-требностно-мотивационной сфер учащихся в процессе прохождения профессионального обучения:

1. Сравнение показателей в начале и конце профессионального обучения свидетельствует о наличии изменений в отношениях к обучению и служебной деятельности, следовательно, и в мо-тивационной направленности личности, и в ценностной сфере учащихся.

2. Учащиеся, сумевшие идентифицировать себя как сотрудника ОВД и как будущего специалиста в данной сфере, обладали более высоким уровнем адаптационного потенциала к служебной деятельности и к обучению вообще.

3. Учащиеся, не представляющие себя в дальнейшем в системе органов внутренних дел, характеризуются как снижением уровня мотивации к профессиональной деятельности, так и показателями, характеризующими ценностную сферу личности сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, исходя из выявленных эмпирических закономерностей, можно прийти к выводу, что профессиональная идентификации и, как следствие, адаптация к профессиональной деятельности в период профессионального обучения явля-

ется ключевым этапом в процессе становления и развития специалистов системы МВД и выступает одним из основных инструментов развития ценностно-мотивационной сферы личности, способствуя успешности выполнения задач оперативно-служебной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что полученные данные свидетельствуют о важности организации процесса обучения и параллельного воспитания учащихся образовательных организаций системы МВД России путем индивидуализации и дифференциации.

Библиографический список

1. Базулина, А. А. Специфика организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел / А. А. Базулина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (78). С. 190-193.

2. Белов, В. В. Теоретические аспекты исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости / В. В. Белов, А. В. Лав-рищева// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 4. С. 88-98.

3. Белов, В. В. Динамика характеристик ценност-но-мотивационной сферы сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем личностного адаптационного потенциала в процессе профессионального обучения / В. В. Белов, Е. А. Попинако // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (88). С. 174-182.

4. Богатырев, И. Д. Психолого-акмеологические особенности ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов : автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / И. Д. Богатырев. М., 2013. 26 с.

5. Виноградов, М. В. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России (Ч. 2) / М. В. Виноградов, О. А. Ульянина // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 245-260.

6. Гончарова, Н. А. Аксиологическое содержание карьерных ориентаций личности / Н. А. Гончарова // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51(2). С. 318-324.

7. Дубнякова, А. И. Мотивация как фактор профессионального развития сотрудников органов внутренних дел : дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / А. И. Дубнякова. СПб., 2009. 197 с.

8. Ермакова, Е. С. Психология и педагогика высшей школы / [Ермакова Е. С. и др.]. СПб. : ПГУПС, 2013. 77 с.

9. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник / Э. Ф. Зеер. М. : Академия, 2013. 411 с.

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1977. 304 с.

11. Марьин, М. И. Научно-методическое обеспечение профилактики правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел / М. И. Марьин // Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения: сборник материалов первой международной науч.-практической конференции. М., 2018. С. 60-63.

12. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 201.

13. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е. С. Рабунский. М. 1975.

14. Сабирова, Р. Ш. Профессиональная мотивация полицейского как ведущая детерминанта копинг-поведения / Р. Ш. Сабирова, М. М. Умуркулова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2 (214). С. 84-90.

15. Сысоева, Н. А. Динамика ценностных ориен-таций сотрудников уголовного розыска в процессе профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Н. А. Сысоева. Ставрополь, 2006. 22 с.

16. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М. : Педагогика, 1990. 193 с.

17. Щеголева, Т. В. Система ценностей сотрудников органов внутренних дел как фактор регуляции служебного поведения / Т. В. Щеголева, М. И. Марьин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 289-293.

Bibliographic list

1. Bazulina, A. A. Specifics of the organization of vocational training of persons first accepted for service in the internal affairs bodies / A. A. Bazulina // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 2 (78). pp. 190-193.

2. Belov, V. V. Theoretical aspects of the study of the development of the value-semantic sphere in the period of early and middle adulthood / V. V. Belov, A.V. Lavrish-cheva// Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2019. No. 4. pp. 88-98.

3. Belov, V. V. Dynamics of the characteristics of the value-motivational sphere of employees of internal affairs bodies with different levels of personal adaptive potential in the process of vocational training / V. V. Belov, E. A. Popinako // Bulletin of the St. Petersburg Univer-

sity of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4 (88). pp. 174-182.

4. Bogatyrev, I. D. Psychological and acmeological features of value orientations of law enforcement officers : abstract. diss. ... cand. psychological sciences: 19.00.13 / I. D. Bogatyrev. M., 2013. 26 p.

5. Vinogradov, M. V. The main directions of psychological work with cadets and trainees, as well as employees who were recruited for the first time during professional training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Part 2) / M. V. Vinogradov, O. A. Ulyanina // Psychology and law. 2019. Vol. 9. No. 3. pp. 245-260.

6. Goncharova, N. A. Axiological content of career orientations of personality / N. A. Goncharova // Problems of modern pedagogical education. 2016. No. 51(2). pp. 318-324.

7. Dubnyakova, A. I. Motivation as a factor of professional development of employees of internal affairs bodies : diss. ... cand. psychological sciences: 19.00.06 / A. I. Dubnyakova. SPb., 2009. 197 p.

8. Ermakova, E. S. Psychology and pedagogy of higher school / [Ermakova E. S. et al.]. St. Petersburg : PGUPS, 2013. 77 p.

9. Zeer, E. F. Psychology of professional education : textbook / E. F. Zeer. M. : Academy, 2013. 411 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Leontiev, A. N. Activity. Conscience. Personality / A. N. Leontiev. M. : Politizdat, 1977. 304 p.

11. Maryin, M. I. Scientific and methodological support for the prevention of offenses among law enforcement officers / M. I. Maryin // Psychological work in the system of moral and psychological support of operational and service activities of personnel: status, problems and solutions: collection of materials of the first international scientific and practical conference. Moscow, 2018. pp. 60-63.

12. Pedagogical Encyclopedia. M., 1965. V. 2. p. 201.

13. Rabunsky, E. S. Individual approach in the process of teaching schoolchildren / E. S. Rabunsky, M. 1975.

14. Sabirova, R. S. Professional motivation of a policeman as a leading determinant of coping behavior / R. S. Sabirova, M. M. Umurkulova // Bulletin of Orenburg State University. 2018. No. 2 (214). pp. 84-90.

15. Sysoeva, N. A. Dynamics of value orientations of criminal investigation officers in the process of professional activity : abstract. dis. ... cand. psychological sciences: 19.00.13 / N. A. Sysoeva. Stavropol, 2006. 22 p.

16. Unt, I.E. Individualization and differentiation of learning / I. E. Unt. M. : Pedagogy, 1990. 193 p.

17. Shchegoleva, T. V. The system of values of employees of internal affairs bodies as a factor of regulation of official behavior / T. V. Shchegoleva, M. I. Maryin // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2019. vol. 24, No. 3(78). pp. 289-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.