Научная статья на тему 'Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия'

Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2707
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ. / SOCIAL WELL-BEING.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зинурова Р. И., Фатыхова Ф. Ф.

В статье анализируется понимание индикаторов социального самочувствия сквозь призму социологии. Наибольшее распространение среди исследователей получил индикатор удовлетворенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the meaning of the indicators of social well-being in sociology. The most popular is indicator of satisfaction.

Текст научной работы на тему «Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия»

УДК 316

Р. И. Зинурова, Ф. Ф. Фатыхова

ИНДИКАТОРЫ, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ

Ключевые слова: социальное самочувствие.

В статье анализируется понимание индикаторов социального самочувствия сквозь призму социологии. Наибольшее распространение среди исследователей получил индикатор удовлетворенности.

Keywords: social well-being.

The paper deals with the meaning of the indicators of social well-being in sociology. The most popular is indicator of satisfaction.

Анализ социального самочувствия, характеризующий его социальную природу, позволяет установить соответствие между понятием и его эмпирическими референтами.

Одними из первых фундаментальных исследований в данной области была серия общенациональных опросов, проведенных в 70-е годы под руководством Ф. Эндрюса и А. Кэмпбелла, в которых использовались специально разработанные методы измерения «глобального самочувствия». Изучая представления американцев о хорошей жизни А. Кэмпбелл получил следующий набор областей, ранжированных в порядке убывания: экономическая стабильность, хорошие отношения в семье, сильный и жизнестойкий характер, верные друзья, внешне привлекательная окружающая среда.

Проводя операционализацию субъективного благосостояния, Ф. Эндрюс и С. Вити рассматривают пять компонентов (дом, работа, семья, свободное время, государство), а для измерения субъективного благополучия предлагают восемь индикаторов: признание,

включенность, самодостаточность, безопасность, спокойствие, красота, независимость, веселье, уровень жизни.

Субъективное благополучие - это элемент теории гедонистического поведения, согласно которой человек не может не стремиться к наиболее комфортным состояниям. Оценивая причины счастья людей, Р. Бисвас-Дайнер с коллегами выделяют три субъективных области, определяющих благополучие:

• индивидуальные, психологические характеристики человека;

• адаптацию к положительным или отрицательным событиям личной жизни;

• социальные взаимоотношения, прежде всего, наличие близких интимных отношений, построенных на доверии.

Применяемые, как правило, в массовых опросах операциональные определения конструируются из противоположных предпосылок, указывающих на социальную обусловленность субъективных оценок. Личные желания и мотивы при этом выпадают из процедуры измерения социального самочувствия. В связи с этим А. Блудворт, описывая базовое предположение для концепта субъективного благополучия, подчеркивает, что нельзя говорить о субъективном благополучии в отрыве от личных, сугубо индивидуальных желаний. Только мотивированный индивид, осознающий собственные желания и ограничения, изгладываемые внешней средой, может оценивать свое положение. В концепте субъективного благополучия заложено предположение, что человек имеет разнообразные ценности, цели и желания. На основании этих ценностей и целей, а также жизненных обстоятельств, ему предлагается решить, чем он удовлетворен.

Наибольшее распространение среди исследователей получил индикатор удовлетворенности. С некоторыми допущениями и оговорками Е. Дайнер и Е. Су показали,

что субъективные оценки благополучия мало зависят от ситуативных, психологических факторов, в оценках событий обыденной жизни у людей наблюдается большая инертность.

Под социальным самочувствием понимается целостная характеристика восприятия действительности с позиции определенной ценностной установки в динамичной социокультурной среде. В качестве индикаторов социального самочувствия выделяются удовлетворенность разными аспектами жизни, уверенность в завтрашнем дне, наиболее беспокоящие проблемы, оценка социальной значимости экономических и политических реформ, степень готовности к новым испытаниям, связанным с их продолжением, отношение к деятельности властных структур.

По мнению Петровой Л.Е., понятийные индикаторы социального самочувствия представлены следующим образом:

1. «Уровень притязаний»: жизненная ориентация; ценностные ориентации трудовой

деятельности; ценности учебной деятельности; ценности семьи; ценности общения и досуговой деятельности; субъективная оценка характеристик успеха;

2. «Характеристика активности субъекта»: трудоспособность; адаптивная деятельность; конкретные шаги по реализации жизненной программы;

3. «Идентификационная стратегия»: характеристика референтной группы; характеристика возможностей в сравнении с представителями своей возрастной когорты; степень доверия социальным институтам; институт помощи;

4. «Удовлетворенность реализацией жизненной стратегии»: удовлетворенность работой;

удовлетворенность семейной карьерой; удовлетворенность вещной средой;

5. «Временные характеристики»: отношение к изменениям; планирование важнейших событий;

6. Объективные детерминирующие факторы: среда выхода; статус субъекта социального самочувствия.

Используя показатели, дополнив анализ эмпирическими индикаторами, производится характеристика социального самочувствия. Так Л.Е.Петрова представляет типологию социального самочувствия молодых взрослых и выделяет типологические группы в трудовой сфере: «карьера», «мобилизация», «стабильность», «негативные ожидания», «альтернативная реализация»; и типы социального самочувствия в семейной сфере: «критический»,

«проблемный», «стабильный» и «позитивный» [1].

Крупец Я.Н. для анализа социального самочувствия выделяет следующие показатели: 1) удовлетворенность населения своей жизни в целом; 2) оценку человеком своего сегодняшнего положения в новых условиях; 3) представление респондентом о своем

будущем. При объединении названных трех показателей автор выявила 5 групп респондентов с различным социальным самочувствием: 1-я - самочувствие "очень хорошее"; 2-я - "скорее хорошее"; 3-я - "так себе"; 4-я - "скорее плохое"; 5-я - "очень плохое" [2].

Следует отметить, что операциональная схема социального самочувствия, используемая в массовых опросах уже более десяти лет, опирается на прямое включение базовых концептов в два анкетных вопроса: в первом оценивается место или положение людей в обществе через приспособление к сегодняшней жизни (при этом люди делятся на адаптировавшихся и неадаптировавшихся к ней); второй вопрос - вспомогательный - служит для построения типологии, посредством наложения адаптации на временную перспективу. Здесь оцениваются ожидания респондентов, позволяющие разделить их на оптимистов и пессимистов. В результате построения кросс-таблицы получается четыре идеальных типа субъективного благосостояния, или социального самочувствия; адаптированный оптимист, неадаптированный оптимист, адаптированный пессимист, неадаптированный пессимист.

В мониторинге «Наши ценности и интересы сегодня» измеряют четыре составляющие социального самочувствия: 1) степень защищенности населения от главных опасностей: преступность, бедность, произвол чиновников, экологические угрозы; 2) степень

самостоятельности людей в решении своих жизненных задач; 3) степень их

удовлетворенности своей жизнью в целом; 4) степень оптимизма в оценке ими своего настоящего и будущего.

Украинские исследователи Е. Головаха и Н. Панина соотнесли социальное самочувствие личности со степенью удовлетворения её потребностей, которые производны от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения. Ощущение человеком нехватки этих благ ухудшает его социальное самочувствие. Это означает возможность измерять социальное самочувствие в связи с оценкой людьми своего социального благополучия [3].

В своей работе мы опираемся на подходы Е.И. Головахи, Н.В. Паниной, Н.И. Лапина и Л.А. Беляевой к изучению социального самочувствия. Так как вышеуказанные подходы помогли нам учитывать комплексный характер феномена социального самочувствия и позволили осуществить разностороннюю оценку восприятия человеком своего социального положения в обществе и уровня удовлетворения своих потребностей, а также избежать опасности измерения ситуативных эмоциональных состояний [3].

При подготовке перечня эмпирических индикаторов социального самочувствия, уровень благополучия по которым в совокупности позволяет судить об уровне социального самочувствия, исследователями были установлены основные сферы социальной жизнедеятельности, эмоционально-оценочное отношение к которым определяет общий уровень социального самочувствия индивида в целом. Конечно, классификация социальной жизнедеятельности по сферам в значительной степени условна, однако такой подход позволяет проконтролировать индикаторы под углом зрения максимально широкого охвата факторов, определяющих социальное самочувствие людей.

На основе проведенной содержательной интерпретации категории «социальное самочувствие» в рамках социкультурного подхода к изучению социального самочувствия был получен перечень конструктов, составляющих элементов исходного концепта:

удовлетворенность социальных потребностей; удовлетворенность жизнью и ее различными сторонами; оценки и самооценки субъекта своего социального статуса, социального положения, условий жизнедеятельности; сформированность личных притязаний; достижение жизненно-важных потребностей; оценка жизненных перспектив; оценки внутреннего состояния (здоровье, настроение, эмоциональные состояния, доминирующие у человека чувства), оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить, уверенность в завтрашнем дне).

Используя указанные компоненты социального самочувствия, дополнив анализ их эмпирическими референтами, можно провести комплексное исследование и осуществить характеристику социального самочувствия молодежи этнических групп. При этом важная роль должна принадлежать типологии социального самочувствия, что обуславливает методологическую конструктивность обращения к его изучению.

Используя данные, полученные по выделенным компонентам, был осуществлен анализ, результаты которого позволили произвести типологию социального самочувствия молодежи этнических групп.

Сравнительный анализ вопросов о расположении респондентов на «лестнице благополучия» позволил выделить шесть групп с разным социальным самочувствием. Первые три группы входят в блок «достижений»: группа «потери» (отрицательная динамика, группа молодых людей, которая ухудшила свое положение); «приобретения» (положительная динамика); группа «стабильности» (самооценки сегодняшнего и прошлого уровня

благополучия совпадают). Вторые три группы характеризуют блок «притязаний»: группа, ожидающая потери; группа, настроенная на приобретения (те, кто ожидают улучшения своего положения); те, кто считает, что их положение не изменится.

Анализ социального самочувствия в социокультурном аспекте позволяет уточнить данное понятие и представить его в следующем определении. Социальное самочувствие - это эмоционально-оценочная характеристика социальной группы, которая детерминируется

спецификой социокультурной реальности и ценностно-мотивационными особенностями индивидов.

Степень социального оптимизма человека при самооценке своего настоящего и будущего является еще одной составляющей социального самочувствия.

Так, существенно различаются оценки респондентами собственной жизни. Эти оценки фиксировались по ряду критериальных показателей:

как оценивают они свою жизнь по сравнению с прошлым годом; какие оценки дают своей жизни в следующем году; насколько они удовлетворены своей жизнью в целом.

Социальное самочувствие рассматривается как важный механизм рефлексивного социального знания, используемый агентами социального действия в организации социальной жизни. Чтобы провести анализ и выделить различные сферы жизнедеятельности для определения уровня социального самочувствия, зафиксируем социальное самочувствие в его целостности. Для этого выделим составляющие, которые дают возможность выявить социальное самочувствие молодежи:

удовлетворенность социальных потребностей;

защищенность от главных опасностей: преступность, бедность, произвол чиновников,

экологические угрозы;

самостоятельность в решении своих жизненных задач;

оптимизм в оценке ими своего настоящего и будущего.

Методический поиск эмпирических индикаторов исследования социального самочувствия продолжается. В этой связи можно отметить подход украинских социологов, разработавших наиболее подробный вариант инструментария для таких исследований. В нём (ИИСС -интегральный индекс социального самочувствия) включены 44 вопроса о достаточности социальных благ (по 4 индикатора в каждой из 11 основных сфер социальной жизнедеятельности). Используется и более краткий вариант этой методики, включающий 20 вопросов.

Примером построения подобного свободного показателя, но только уже социального самочувствия, является интегральный индекс социального самочувствия, предложенный социологами Е.И. Головахой и Н.В. Паниной [4]. Ими для широкого использования сконструированы две модификации теста: 44 - пунктный вариант опросника (ИИСС-44), предназначенный для углубленных исследований социального самочувствия, и 20-пунктный вариант (ИИСС-20), предназначенный для мониторинговых, сравнительных и оперативных исследований. Предлагаемая методика позволяет измерять уровень социального самочувствия населения в современных общественных условиях и оценивать эффективность социальной политики с точки зрения ее влияния на социально-психологическую атмосферу и массовые настроения. Индекс социального самочувствия сконструирован как обобщенный показатель, отражающий эмоциональную оценку человеком состояния общества, социальных изменений в обществе, собственного положения в обществе.

Определенный вклад в методическое обоснование и технологию разработки социологических тестов внесла Е.В.Давыдова, изложившая опыт измерения социального самочувствия и этапы создания шкалы социального самочувствия молодежи (ШССМ).

Заслуживает внимания разработанная В.Г.Крысько и Н.Е. Симонович, а затем проверенная на практике методика непосредственного эмпирического исследования социального самочувствия [5]. Она основана на использовании специально сконструированной анкеты, включающей ряд широко апробированных в психологии личностных психодиагностических методик и совокупность открытых и закрытых вопросов, направленных на выявление различных показателей проявления социального самочувствия. В число психодиагностических методик вошли: тест

смысложизненных ориентации, разработанный и адаптированный Д.А.Леонтьевым; методика личностного (семантического) дифференциала, разработанная американским психологом Ч. Осгудом и адаптированная в Психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева; опросник

уровня субъективного контроля, разработанный на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера и адаптированный Е.Ф. Бажиным, С. А. Голынкиной, А.М. Эткиндом в исследовательском варианте. Включение специальных методик непосредственно в текст анкеты обусловлено стремлением снять или максимально нивелировать проявление возможной установки обследуемых на представление желательного результата, которая часто возникает, когда испытуемый знает, что ему предстоит сообщать информацию непосредственно о себе, о своих психологических качествах и характеристиках. В исследовании они выступали для обследуемого не как психодиагностические методики, а в качестве обычных вопросов социологической или социально-психологической анкеты.

Эти и другие данные говорят о том, что в последнее время предприняты значительные усилия для разработки методик измерения социального самочувствия.

Говоря о структуре и показателях эмпирического исследования социального самочувствия, следует одновременно, на наш взгляд, использовать такие критерии и показатели, которые расшифровывают логическое требование: соответствует или не соответствует социальное самочувствие той объективной социальной ситуации, в которой находится индивид, группа или масса людей. Саму меру соответствия можно замерять уровнем социальной обеспеченности людей (степенью удовлетворенности жильем, медицинским, бытовым, транспортным обслуживанием, состоянием здоровья, возможностью удовлетворять

Социальное самочувствие есть та область массового сознания, векторы которой находятся под влиянием всего спектра базовых ценностей. Через социальное самочувствие ценности, ценностные позиции в большой мере воздействуют на повседневное поведение широких слоев населения, на их отношение к социальным институтам, процессам, событиям [6].

Настроение характеризуется степенью удовлетворения (или неудовлетворения) социальных ориентаций. На этой основе может быть построена иерархическая система настроений в зависимости от насыщения первичных потребностей и постепенного перехода к высшим. Следует также учесть, что настроения (если исходить из концепции А. Маслоу об иерархии потребностей) в первую очередь будут определяться базовыми ценностями и лишь потом переходить к более высокому уровню их удовлетворения.

Н.И.Лапин, руководитель проекта «Динамика ценностей населения реформируемой России», считает, что базовых потребностей, составляющих основания сознания людей и влияющих на социальное настроение, не так уж много - речь, по его мнению, может идти о двух-трех десятках. Эти ценности формируются «в период первичной социализации индивида, к 18-20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды». Более того, эти изменения затрагивают не столько состав, сколько структуру ценностей, во многом предопределяя социальное настроение на уровне личности, группы, общества [7].

«Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм». Их характеристика непосредственно связана с анализом потребностей и интересов, тех предпочтений, ожиданий и притязаний, которые наиболее приемлемы в данной ситуации.

Приверженность людей определенным ценностным установкам, являющимся своеобразными «концепциями желаемого», определяет как содержание социальных целей и интересов, так и социальное настроение. «Оказывая значительное влияние на восприятие людьми своего объективного положения, ценностные ориентации выступают в качестве некоей «призмы», обуславливающей особый угол зрения и отношение к происходящим изменениям. Сквозь призму приемлемых или значимых ценностей личность или группа как бы «пропускает» через себя объективные условия своей жизни, выполняя своеобразную функцию регулятора социальных действий» [8].

Социальное настроение начинает формироваться под воздействием степени и возможностей удовлетворения тех потребностей, которые являются жизненно необходимыми.

В научной литературе имеет много различных подходов к классификации потребностей. На наш взгляд, для анализа социального настроения наиболее приемлема классификация, предложенная А. Маслоу, когда потребности рассматриваются как процесс их постоянного обогащения, постоянного обновления и появления новых по мере удовлетворения старых, сложившихся. А. Маслоу различал два типа потребностей. Первый тип он называл первичным (врожденным), который включает в себя, во-первых, физиологические и сексуальные потребности - в пище, одежде, жилище, в воспроизводстве людей и во-вторых, экзистенциальные потребности - в безопасности своего существования, стабильности жизнедеятельности, уверенности в будущем

Второй тип, относимый к вторичным (приобретенным) потребностям, включает: а) социальные потребности - в принадлежности к определенной социальной группе, в привязанности, заботе и влиянии, участии в совместной трудовой деятельности; б) престижные потребности - уважение со стороны других, возможности социального статуса, служебного роста; в) духовные потребности, которые отражают потенциал творческих возможностей человека и степень их реализации [9].

Следует вести анализ не только социальных потребностей как таковых, но и условий, возможностей их реализации в процессе функционирования общества.

Мировоззренческие, политические, нравственные правовые и художественноэстетические ценностные ориентации детерминируют социальный статус и социальное самочувствие современной молодежи [10].

Так, например, Я.Н. Крупец в своей работе рассматривает социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности населения к реформам, как некий результат, индикатор успешности процесса адаптации. Автор полагает, что социальное самочувствие складывается из трех составляющих: внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма); оценки внешних условий (восприятия ситуации в стране и времени, в котором человеку приходиться жить); восприятие собственного положения в новых условиях. Автор предполагал, что чем успешнее прошел процесс вписывания человека в новые условия, тем лучше должно быть его социальное самочувствие. Данная гипотеза полностью подтвердилась, утверждает Я.Н. Крупец. Большинство успешных адаптантов чувствуют себя «очень хорошо» и «скорее хорошо» в сегодняшних условиях. В группе неуспешных дезадаптантов социальное самочувствие характеризуется как «скорее плохое» или «очень плохое» [11].

Среди факторов, влияющих на социальное самочувствие, следует выделить:

• «достижительские» характеристики молодого человека: уровень образования, уровень дохода, положение на рынке труда, включающее тип занятия, профессиональный статус, отрасль;

• факторы, характеризующие идентификационную стратегию человека и его

активность: соотношение профессии и полученного образования,

профессиональная мобильность, самооценка жизненного успеха, ожидание перемен в жизни;

• факторы жизненного цикла, такие как семейный статус, наличие детей, место жительства, которые оказываются значимыми только вкупе с использованием субъективных самооценок (удовлетворенность жизнью в целом и семейной жизнью, планирование событий и пр.);

• аскриптивные характеристики, среда выхода (образование и профессиональный статус родителей, наличие собственности в родительской семье, пол, состояние здоровья и пр.).

Таким образом, в отечественной социологии в последнее время предприняты значительные усилия для разработки методик измерения социального самочувствия. Дальнейшая работа авторов связана с разработкой программы и методики социологическго исследования,

адекватно отражающего выбранную методологию и специфику объекта — группы молодежи, представляющие наиболее многочисленные этнические группы Республики Татарстан.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ («Социальное самочувствие молодежи этнических групп в регионах Российской Федерации (на примере Республики Татарстан), проект № 11-03-00288а.

Литература

1. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С.144.

2. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С.53.

3. Головаха Е.И., Панина Н.В., Горбачик А.Л. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС. -Социология: 4 М 1998, №10.

4. Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС); конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев: Институт социологии НАН Украины, 1997. 214 с.

5. Крысько В.Г., Симанович Н.Е. Психологические основы изучения социального самочувствия людей в современном российском обществе // Вестник университета (ГУ У). 2001. № I (3). С.169-172

6. Социальная идентичность и измерение ценностного сознания в кризисном обществе / Ред. Н. Шматко. - М.: ИС РАН, 1992. - С. 6.

7. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Социология и психология межкультурного взаимодействия: учебное пособие / Р.И. Зинурова, Ф.Ф. Фатыхова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 596 с.

8. Зинурова, Р.И. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 17. - С. 224.

9. Китов А.И. Личность и перестройка. Заметки психолога. - М., 1990. - С.157.

10.Лисовский В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.:, 2000. С.40-44. http://anthropology.ru/ru/texts/lisovsky/mysl01_09.html

11.Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности / Я.Н. Крупец // Социологические исследования - 2003. - № 4. - 144.

© Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, rushazi@rambler.ru; Ф. Ф. Фатыхова - асп. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.