Научная статья на тему 'Социальное самочувствие военнослужащих в России'

Социальное самочувствие военнослужащих в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
554
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / SOCIAL WELL-BEING / MILITARY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аглиуллин А. А., Зинурова Р. И., Гаязова Э. Б.

В статье анализируется понимание социального самочувствия военнослужащих с точки зрения ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the meaning of the content of social well-being of military based on the scientists` points of view.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие военнослужащих в России»

УДК 316

А. А. Аглиуллин, Р. И. Зинурова, Э. Б. Гаязова

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ

Ключевые слова: социальное самочувствие, Военная служба.

В статье анализируется понимание социального самочувствия военнослужащих с точки зрения ученых.

Keywords: social well-being, Military.

The paper deals with the meaning of the content of social well-being of military based on the scientists' points of view.

Трансформация военно-политической системы России актуализирует на современном этапе развития общества определение социального положения военнослужащих. Реформирование военной сферы позволяет сегодня говорить об усилившемся проблемном дискурсе как в средствах массовой коммуникации, так и в настроениях самого населения. В период социальных изменений в любой сфере жизнедеятельности социума актуализируется проблема самоопределения той или иной когорты населения. Сегодня наиболее частым в контенте СМИ и научном мире выступает тема самочувствия военнослужащих в пореформенный период.

Термин "социальное самочувствие" появился в отечественной социологии в середине 80-х годов и до сих пор активно применяется для анализа жизнедеятельности социальных субъектов. По мнению Л.Е. Петровой в практике использования данного термина в социологии имеются некоторые проблемы. Первая связана с практикой использования данного термина скорее интуитивно и метафорически - без серьезной теоретической и методологической базы, вторая - с «психологизацией» социального самочувствия, сведением его почти буквально к «чувству»[1]. Под социальным самочувствием понимается целостная характеристика восприятия действительности с позиции определенной ценностной установки в динамичной социокультурной среде. В качестве индикаторов социального самочувствия выделяются удовлетворенность разными аспектами жизни, уверенность в завтрашнем дне, наиболее беспокоящие проблемы, оценка социальной значимости экономических и политических реформ, степень готовности к новым испытаниям, связанным с их продолжением, отношение к деятельности властных структур. Именно эти критерии можно использовать в качестве базовых при формировании методик исследования социального самочувствия военнослужащих.

Крупец Я.Н. для анализа социального самочувствия выделяет следующие показатели: 1) удовлетворенность населения своей жизни в целом; 2) оценку человеком своего сегодняшнего положения в новых условиях; 3) представление респондентом о своем будущем. В мониторинге «Наши ценности и интересы сегодня» измеряют четыре составляющие социального самочувствия: 1) степень защищенности населения от главных опасностей: преступность, бедность, произвол чиновников, экологические угрозы; 2) степень самостоятельности людей в решении своих жизненных задач; 3) степень их удовлетворенности своей жизнью в целом; 4) степень оптимизма в оценке ими своего настоящего и будущего [2].

Исследователи Е. Головаха и Н. Панина соотнесли социальное самочувствие личности со степенью удовлетворения её потребностей, которые производны от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения. Ощущение человеком нехватки этих благ ухудшает его социальное самочувствие. Это означает возможность измерять социальное самочувствие в связи с оценкой людьми своего социального

благополучия [3]. Причем здесь рассматриваются не только социально-экономические позиции, но и позиции, связанные со здоровьем военнослужащих.

Очень часто в литературе термин «социальное самочувствие» употребляется для целевой группы военнослужащих - участников боевых действий. Изучение данного социального явления в начале XX века представлено немногочисленными военно-социологическими исследованиями по проблемам, в той или иной степени связанным с изучением социального самочувствия, особенно в период подготовки и ведения различных военных компаний. К таким трудам можно отнести работы К. Дружинина и Н. Головина[4]. Сущность войны, и это хорошо видел Н.Н. Головин, непостижима без привлечения данных о психическом состоянии и социальном самочувствии как тех, кто был непосредственным участником военных действий, так и людей, находившихся в тылу. Если даётся описание военных действий, то это, прежде всего, важно с точки зрения влияния на их социальную психологию. Боевые, материальные и технические составляющие войны приобретают смысл только при условии их рассмотрения в тесной связи с моральным фактором. Однако, военная служба в мирное время тем более в пореформенный период формирует у военнослужащих чувство тревожности и неуверенности в завтрашнем дне. Безусловно, нельзя не согласиться с тезисом о том, что большинство россиян испытывают подобные эмоции и чувства, так как социально-политические и экономические реалии не позволяют чувствовать себя защищенным. Однако часто в семьях военнослужащих следующее поколение также идет на военную службу, а жены из-за частых переездов, связанных со службой в разных регионах страны, не могут являться бюджетоформирующей частью семьи. Поэтому чувство социально-экономической незащищенности в период реформирования в семьях военнослужащих растет, что негативно сказывается на здоровье и социальном благополучии семей военнослужащих [5].

Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, заключает в себе определенные объективные затруднения, которые негативно влияют на военнослужащих и могут препятствовать их социальному функционированию. Подобные проблемы характерны для вооруженных сил в любом современном обществе, возможно даже, в любом обществе независимо от его исторической и социально-культурной определенности, хотя для суждений по этому последнему вопросу у нас в настоящее время недостаточно данных. Кроме того, особенности положения военнослужащих в Российской Федерации накладывают отпечаток особой сложности на их социальную ситуацию, и это не может не сказываться на их самочувствии и социальном функционировании.

В то же время на сегодняшний день формируются некоторые тренды - неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы - все это создает еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности. К тому же бюрократическая система, сформированная на пути к получению законного жилья для военнослужащего, является дополнительным стрессовым фактором как для него самого, так и для его семьи.

Необходимо выделить также идеологический аспект военной службы - сегодня военнослужащий в глазах социума не выступает примером для подражания, каковым он считался в советскую эпоху, что также не позволяет сформировать адекватное отношение к данной профессии и образу жизни со стороны молодежи. Сравнение результатов исследований «Омнибус ВЦИОМ 1991-17» и «Мониторинг социально-экономических перемен 2008-3» по вопросу о том, в какой мере армия заслуживает доверия, показало, что в постсоветский и современный периоды доверие к армии осталось на том же уровне, несмотря на серьезные реформы в этой сфере [6].

В теоретико-методологическом аспекте при определении уровня социального самочувствия возникает термин «удовлетворенность». Это не столько термин, сколько

индикатор, позволяющий замерить уровень социального самочувствия. С некоторыми допущениями и оговорками Е. Дайнер и Е. Су показали, что субъективные оценки благополучия мало зависят от ситуативных, психологических факторов, в оценках событий обыденной жизни у людей наблюдается большая инертность.

По мнению Л.Е.Петровой, понятийные индикаторы социального самочувствия представлены следующим образом:

1. «Уровень притязаний»: жизненная ориентация; ценностные ориентации трудовой деятельности; ценности учебной деятельности; ценности семьи; ценности общения и досуговой деятельности; субъективная оценка характеристик успеха.

2. «Характеристика активности субъекта»: трудоспособность; адаптивная деятельность; конкретные шаги по реализации жизненной программы.

3. «Идентификационная стратегия»: характеристика референтной группы; характеристика возможностей в сравнении с представителями своей возрастной когорты; степень доверия социальным институтам; институт помощи.

4. «Удовлетворенность реализацией жизненной стратегии»: удовлетворенность работой; удовлетворенность семейной карьерой; удовлетворенность вещной средой.

5. «Временные характеристики»: отношение к изменениям; планирование важнейших событий.

6. Объективные детерминирующие факторы: среда выхода; статус субъекта социального самочувствия.

Субъективное благополучие - это элемент теории гедонистического поведения, согласно которой человек не может не стремиться к наиболее комфортным состояниям. Оценивая причины счастья людей, Р. Бисвас-Дайнер с коллегами выделяют три субъективных области, определяющих благополучие:

• индивидуальные, психологические характеристики человека;

• адаптацию к положительным или отрицательным событиям личной жизни;

• социальные взаимоотношения, прежде всего, наличие близких интимных отношений, построенных на доверии.

Безусловно, в период трансформации военной сферы, крайне сложно адаптироваться к событиям - для этого необходимо довольно длительное время [7].

Таким образом, реформирование военной сферы на сегодняшний день актуализирует определение социального самочувствия военнослужащих в целях формирования в дальнейшем адекватной потребностям государства, населения и военнослужащих военной политики.

Исследование выполнено при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проекта «Социокультурные особенности молодежного экстремизма в мировом пространстве»

Литература

1. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи [Электронный ресурс] http://www.isras.ru/files/File/Socis/i2-2OOO/OO6.PETROVA.pdf (доступ свободный).

2. Зинурова Р.И. Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 17. - С. 222-224.

3. Кукушкина Е.И. Книжное обозрение книги Головина Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. Жуковский-Москва: Изд-во «Кучково поле», 2001. // Социологические исследования, 2002. № 8.

4. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. Жуковский-Москва: Изд-во «Кучково поле», 2001; Дружинин К. Исследование душевного состояния в различных случаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904-1905 гг. СПб, 1907.

5. Аглиуллин А.А., Гаязова Э.Б. Проблемы общественного здоровья в современном российском обществе (на примере военной службы) / А.А. Аглиуллин, Э.Б. Гаязова // Вестник Казан. технол. унта. - 2011. - Т. 14, №12. - С. 184-189.

6. Единый архив экономических и социологических данных. http://sophist.hse.ru/db/xml_view.shtml?en=0&HQ=4958&SQ=2051&HSQ=59&IskSl=

7. Тузиков А.Р. Концепция идеологии и идеологического дискурса в современной социологии -методология исследования социокультурных особенностей молодежного экстремизма в мировом пространстве / А.Р. Тузиков // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 17. - С. 224-226.

© А. А. Аглиуллин - нач. мед. службы КВВКУ, aaanur@mail.ru; Р. И. Зинурова - д-р социол. наук, проф. каф. инновационного предпринимательства и финансового менеджмента КНИТУ, директор ИУЭСТ, rushazi@rambler.ru; Э. Б. Гаязова - канд. социол. наук, доц. той же кафедры, star13@front.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.