Научная статья на тему 'Индикаторы инновационного потенциала университета'

Индикаторы инновационного потенциала университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО КЛАСТЕРА / МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СМЕНА ТЕХНОЛОГИЙ / НАНОЭЛЕКТРОНИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / МАССОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INNOVATIVE ACTIVITIES / IDEAL CLUSTER MODEL / MANAGEMENT METHODOLOGY / REPLACEMENT OF TECHNOLOGIES / NANOELECTRONICS / TECHNOLOGICAL MODE / MASS PRODUCTION TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычев Александр Владимирович

Высшие учебные заведения являются одним из важнейших инструментов процесса глобальной модернизации, т.е. перехода в уклад экономики инноваций. Поэтому необходима оценка их организации и деятельности в соответствии с особенностями моделей экономики инноваций. В статье разработаны соответствующие модели, проведено форсайт – планирование. Проанализированы элементы спланированной инновационной системы: блок учебных курсов, организация НИОКР, кластер кафедр, экспертная сеть и др. Получены индикаторы для оценки процессов изменений в организации и деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher educational establishments are among the most important instruments of the process of global modernization, i.e. the transition to the innovation economy mode. Therefore the evaluation of their structure and activity according to the characteristic features of the innovation economy models is required. In this article the corresponding models have been developed and the foresight planning has been carried out. The following elements of the planned innovative system are analyzed: the set of training courses, the research and development structure, the cluster of departments, the expert network etc. The indicators for the evaluation of the organizational process evolution and the higher educational establishment activity have been obtained.

Текст научной работы на тему «Индикаторы инновационного потенциала университета»

Сычев Александр Владимирович

Кандидат экономических наук/Candidate of Economic Sciences, Доцент, проректор/ the associate professor ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»,

FGBOU VPO «Syktyvkar state university» E-mail: org-assist@syktsu.ru

Индикаторы инновационного потенциала университета

Indicators of innovative capacity of university

Аннотация: Высшие учебные заведения являются одним из важнейших инструментов процесса глобальной модернизации, т.е. перехода в уклад экономики инноваций. Поэтому необходима оценка их организации и деятельности в соответствии с особенностями моделей экономики инноваций. В статье разработаны соответствующие модели, проведено форсайт -планирование. Проанализированы элементы спланированной инновационной системы: блок учебных курсов, организация НИОКР, кластер кафедр, экспертная сеть и др. Получены индикаторы для оценки процессов изменений в организации и деятельности вуза.

The Abstract: Higher educational establishments are among the most important instruments of the process of global modernization, i.e. the transition to the innovation economy mode. Therefore the evaluation of their structure and activity according to the characteristic features of the innovation economy models is required. In this article the corresponding models have been developed and the foresight planning has been carried out. The following elements of the planned innovative system are analyzed: the set of training courses, the research and development structure, the cluster of departments, the expert network etc. The indicators for the evaluation of the organizational process evolution and the higher educational establishment activity have been obtained.

Ключевые слова: инновационная активность, модель идеального кластера, методология управления, смена технологий, наноэлектроника, технологический уклад, массовая технология

Keywords: Innovative activities, ideal cluster model, management methodology, replacement of technologies, nanoelectronics, technological mode, mass production technique.

1. Проблема построения индикаторов инновационногопотенциала вуза

В связи спереходом страныв режим инновационного развития (инновационной модер-низации)возникает необходимость в разработке комплекса оценок инновационной деятельности вуза.Предлагается много различных индикаторов [1,2]. Большая часть из них не связана с действительно новыми свойствами, которые«вписывают» вуз в процесс инновационной модернизации. Онинеопираются на модели деятельностивуза как инструментарешения задач, которые имеютсущественнуюспецифику.

Переход к новому укладу, т. е. новым моделям развития требует, прежде всего, существенной коррекции аналитического аппарата [3], определяемой сменой аксиоматики

экономических моделей.Именно этаособенность делает вуз важнейшим участником процесса «перестройки».

Действительно, в условиях массовых изменений нужна одновременностьи согласован-ностьноваций в различных областях, нужен «резонанс» изменений в технических дисциплинах, научной и гуманитарнойсферах, и др.Условия для такого «резонанса» возникают, прежде всего, в вузовской системе.Вуз служит средством экспансии новых аналитических подходов сразу по многим направлениям.В деятельности вузов согласуются фундаментальныеисследо-вания, решение инженерных задач,подготовка кадров, участие в реализации проектов, формирование связей кооперации, создание экспертных сетей и др.

При этом важно,что в вузе возникает возможность ослабить «давление» задач и методов, свойственных прошлому технологическому укладу, на формирование новой системы организации работ.Например, сектор НИОКР вуза получает такие возможности, посколькуего финансирование осуществляется из множества источников. Имеются льготы. Направления прикладных работ,в отличие отбизнес среды, могут выбираться достаточно свободно. Это позволяет сформировать пакет проектов,

способныйподдерживатьсогласованноевведениемножестваизменений в методы анализа и технологии решения задач.

Поэтому вузследует рассматривать как инструмент для создания фундаментального-технологического сдвига. Организацияработы деятельности вуза все в большей степенидолж-на соответствовать моделям, присущим экономике инноваций.Исследование соответствующих свойств в вузовской системе должно стать платформой для разработки индикаторов инновационной деятельности.

Прежде всего, нужно разработать модель функционирования вуза как инструмента трансформации в новый технико-экономический уклад. Она определит подходы к разработке оценок.

Понятно, что высшее учебное заведение как целое не может сразуперейти кновым технологиям принятия решений, учебным курсам и т.д.Представляется крайне сложным одновременный поиск и внедрение большого комплекса новых решений. Можетпроизойти разрушение согласованности налаженной в вузе работы.

В современных условиях существенно различаются методы решения задач «удержания» стабильности имеющейся системы иметоды решения задач осуществления ее трансформации [3]. Поэтому, нужны два согласованно работающих инструментауправления. Задачей первого является удержание эффективности деятельности вуза в имеющемся укладе. Задача второго - формированиесвойств, соответствующих новой системе деятельности и отношений.

Нужны два комплекса согласованных индикаторов. Один из нихоценивает необходимую реакцию на процессы преобразований со стороны организации вузовской системысоот-ветствующей первому укладу. Другой -оцениваетдеятельность по непосредственномуформи-рованию свойств, адекватных экономике инноваций, т.е. как инструмент формирования экономики инноваций. Индикаторывторого типа являются предметом данной статьи.

2. Модельоценкиинновационного потенциала

2.1 Модельпроцесса инновационной модернизации

Модель перехода к деятельности в условиях экономики с новой аксиоматикой (новым технологическим укладом), должна быть связана с достаточно общей моделью процесса трансформации в новый уклад.Анализ[3] показывает (это так же отмечалС.П. Курдюмов), что в ходе осуществления такого переходав сложной системе возникает ряд специфических об-ластей.В частности, возникает область, в которойпроцессы происходят таким образом, как они будут происходить во всей системе в будущем. Существует область, в которой процессы происходят оптимально дляимеющегося доминирующего состояния. Между ними возникают области промежуточногохарактера.Последние служат средством согласованной передачи множества изменений из «ядра» воспроизводства новаций нового укладаво всю систему, обеспечивая согласованность формирования нового уклада и прогресса старого.

Рассмотренный комплекс областей технико-экономической системы является инструментом обеспеченияфазового перехода. Аналогией, например, являетсяпроцесс парообразования (фазовый переход), который обеспечивается центрами парообразования, состоящими изпылинки и множества слоев жидкости в разных состояниях.

В условияхвысоко интегрированной технико-экономической системыи быстрых темпов измененийсмена уклада должна обеспечиваться множествомцентров фазового перехода.

По-видимому, задачей вуза является организация согласованногоперехода на новые аналитические технологии одновременно в научных, инженерных и др. областях его деятельности.

Можнопредположить, что в вузепроцесс быстрых преобразований должен обеспечиваться созданием центра, который должен стать инструментом переформирования, в состоя-ниеадекватное принципамэкономики инноваций.

Обобщенная модель такого центра, формирующего процесс фазового перехода, должна представлять следующее.Согласно изложенному выше, структура, формирующая фазовый переход (переход к системе с новой аксиоматикой) должна состоять из несколькоорганизаци-онно-технических слоев. «Ядро» (первый слой) воспроизводиторганизационные связи и деятельность, которые не содержат свойств, способных помешать формированию нового уклада. «Слои» создают трансляцию качеств внутреннего слоя во внешние, Возникает область взаимодействия укладов. Происходит быстрый трансферт качеств (активное восприятиеи переда-

Вопрос состоит в том, каким образом построить систему организационно-технических «слоев», обеспечивающих воспроизводство и трансферт в вузовской среде качеств, соответствующих задачам модернизации. Ответ кроется в особенностях организациисистем, способных кестественному совершенствованию без накопления ошибок рассогласования [3].

2.2Интерпретация модели

Интерпретацией предложенноймодели, собственно, является комплекс вузов, оформляющий блок экономического образования. Он возник в ходе преобразованийпоследнего вре-мени.В середине 90-х экономические вузы практически перестали интересоваться теориями и практикой технико-экономической системыреальной экономики.За прошедшие 20 лет мировая система уверенно переходила в новый уклад.В результате, в РФ осталось очень мало специалистов, способных пониматьприроду новой экономики,глубоко «чувствовать» ее процес-

ча).

сы. Репродуцируемые современной системой экономического образования РФ знания по этому вопросувесьма поверхностны, в значительной степени носят формальный характер.

Однако, в системе образования имеются структуры, способные восстановитьединство образования и реальности. Экономические отделения ведущих технических вузовсохранили-непосредственную связь сбыстро меняющимся предметом изучения.Ведущие отрасли (например, микроэлектроника) еще в конце 80-х вступили в сферу нового технологического уклада. Идеи иметоды новой экономики, синтезированные от существа процессов, происходящих в промышленности и ее потребительских системах, естественным образом отразились в системе учебных курсов экономических отделений ведущих технических вузов.Их преподавательский состав не принял банальные идеисовременногоманитаризма как догму. Он ориентировался на здравый смысл в развитии технико-экономической сферы [4].Все в большей степени для решения задач управлении технологической сферой экономикарассматривается как поле движения инструментов (производственных, потребительских, образовательных и др.), а не товаров; главнымицелями становится воспроизводство инвестиционной привлекательно-стии др.

В результате сформировались экономические школы, способные осуществить восприятие и трансляцию особенностей аналитических средств, порождаемых трансформациейми-ровой технологической системы.

Конечно, отдельные образовательные подразделения не могут и не должны братьна себя всестороннее решение задачи модернизацииэкономического образования. Нужно выстроить систему быстрой передачи и взаимообмена знаниями и опытом их применения между ву-замиразного типа. У каждого из них своя роль в процессе воспроизводства знанийнового уклада. Каждый из нихдолжен внести свой вклад в создание инструмента инновационной модернизации. Нужноупорядочить деятельность агентов системы образования в порядке осуще-ствленияпередачиизменений. Они должны сформироватьинновационную точку дляпроцесса реформированияэкономического образования и отношения вузов с быстро меняющейсяреаль-ностью.Инновационная точка должнасоздаваться путеминтеграции части ресурсов (научных, образовательных, технологических и др.) предоставляемых различными вузами и академическими организациями, корпорациями и государством [5].

Эти ресурсы должны использоваться исключительно в обеспечение деятельности, соответствующей моделям инновационного развития.Их особенность состоит в том, что они должны сохранять связь с базовыми организациями и служить, благодаря этому, средством поддержания трансферта знанийи технологий, экспансии кадров.

В качестве группы вузов, способных сформировать инновационную точку, на наш взгляд (на первом этапе) могут выступитьследующие организации:

Таблица 1. Организации, способные сформировать структуру,

соответствующую модели ИТ.

Наименование Предоставляемые ресурсы Рольпредоставляе-мых ресурсов Ресурсы, получаемые вследствиетрансфер- та

Академия инженерных наук Связь с экспертной средой, с технологической реальностью Созданиеновой волны инженерных знаний в экспертной среде. Методыдля интегра-циирешений и построения взаимодействия с государством

НИЯУ МИФИ Ресурсы для формиро-ваниянаучно-инженерной и образовательной школы, связанной с новой аналитической платформой Созданиемоделей и методовпринятия решений для техно-логическихсистем нового поколения Восстановление единства образования и современной инженерной среды

НИУ ГУУ Ресурсы для формирования школы управления сменой технологий, адекватной новой технико-экономической реальности Создание технологий управления формированием технико-экономических систем нового поколения Включение в процесс реального формирования современноготех-нологического рынка

НИУВШЭ Ресурсы дляформиро-вания научной школы управления экономикой, меняющей аксиоматику аналитического аппарата Формирование экономических условий для развития технико-экономических систем нового поколения Создание условий для сохранения взаимосвязи экономических моделей с быстро изменяющейся реальностью

Сывтывкар-ский ГУ Ресурсы для формирования связей с образовательной системой регионов Создание условий для экспансии знаний в региональную экономическую систему Комплекс знаний для системного преобразования регионального образования

Таким образом, модель инновационной точки является инструментом интеграции ресурсов длясоздания потенциала дляперехода к экономике инноваций.

Рассмотрим интерпретацию модели в упрощенном варианте на примере формирования комплекса учебных курсов.

Важно определить какие из средств (учебных курсов, результатов НИОКР, организационных подразделений, связей кооперации и др.) должны сформировать ядро (первый слой) какие средства должны заполнить соответствующие «промежуточные»слои.

В ядре должны быть сосредоточены средства в наибольшей мере отвечающие принципам организации в экономике инноваций, т.е. способные создать высоко интегрированную систему с высокой скоростью передачи изменений.

В качестве простого примера остановимся на интерпретации моделив учебных курсах. В ядре Центра должны преподаваться учебные курсы, аксиоматика и решаемые задачи которых непосредственнопорождаются особенностями экономики инноваций. В частности, таки-

ми дисциплинами, становятся современный системный анализ,

форсайт -исследования, экономическая динамика и др.

Их природа связана с главной новацией современной экономики- особым характером развития, который возникает благодаря развертыванию мощных массовых технологий, оказывающих влияние на формированиесистемы как целого. В современной экономикеважнее оказывается сохранение согласованности массовых изменений (совершенствований), чем оптимизация отдельных частных решений [3]. Экономика инноваций начинает представлять предметную область, для которой свойство системности является доминирующим. Поэтому-перечисленные дисциплины, ранее не имевшие ясного предназначения, получают «в лице» экономики инноваций непосредственный предмет для исследования и конструктивных результатов. Такимидисциплинами, например, становятся: системный анализ (как наука о сохранении системности решений), экономическая динамика (как наука о механизмах, создающих согласованное развитие комплексов решений), форсайт - исследования (как наука о поиске согласованныхтенденций и их отображении в инновационную систему экономики). Эти дисциплины, формировались в ходепостепенногопроявлении тенденций организации высоко интегрированной экономики, которые теперь становятся законами.В последнее время эти дисциплины окончательно оформляются как прикладныеи создают аналитическую платформу (методологическое ядро) экономики инноваций.

В состав ядра (первого слоя) должен, по-видимому, войти курс «Истории естествознания», в котором на простых примерах должна демонстрироваться системность, внутренняя согласованностьпроцесса развития знаний (например,А. Инфельд, А. Эйнштейн «Эволюция физики»).

Сохранение системности (интеграции) в развитиисовременных технико-экономических систем определяется особыми качествами нового поколения массовых технологий (Интернета, наноиндустрии и др). Их особенность состоит в том, что помимо решения утилитарных задач они выполняют функции интеграторов процессов развития множества других технологий и потребителей [3].Поэтому, изучение моделей процессов развития этих отраслей становится важным для понимания динамики экономики инноваций.

Эти технологии являются одновременно инструментом и результатом становления нового уклада. Планирование их развития должно происходить на основе общей методологии-решения проблемнового технологического уклада. Учебные курсы, посвященные основам организации современных технологийдолжны составить второй «слой» инновационного учебного процесса.

В поддержку этого направления в составе курсов второго «слоя» нужно обеспечить возможность изучениятеории решения изобретательских задач (ТРИЗ), методы совершенствования технологий, теории решений математических задач (например, работы Д. Пойя).

Изучение рассмотренного блока курсовформирует пониманиеорганизации и механизмов развития высоко взаимосвязанных знаний иинструментов. Это позволитначать изучение-дисциплин, проблематика и организация которых в большой степени находится под влиянием новых тенденций современной экономики. Здесь особенно следует выделить курсы по изучению теориисовременной вычислительной техники и электроники.Эта область находится в состоянии смены своей аксиоматики под влиянием динамики всей технико-экономической сис-темы.Для пониманиясути современных задач трансформациисо сменой аксиоматикирассмот-рим конкретный пример.

Переход к наноэлектронике позволяет сделать на одном кристалле сотни компьютеров. Однако, производительностьпри этом возрастет весьма не на много.Не удается разбросать

решение задачи сразу по всем процессорам. Основная часть процессоров простаивает. Проблема состоит в том, что на процессорах неймановской архитектуры невозможно решить задачу о распараллеливании.Более того, проблема усиливается, так как ее невозможно решить ипри постановке задач в методах символьной математики. Классическая математика (символьная) так ставит задачи, чтобы их удобно было решать человеку. Машина решает их совсем иначе, поэтому возникает проблема описания алгоритмов решения прикладных задач, позволяющих создать высокую степень параллелизма.Переход к нанотехнологиямоконча-тельно выводит современную математику и вычислительную технику на методологический край, аналогичный апориям Зенона.

Важно поддержать процесс трансформации электронной вычислительной техники в новый уклад(новую аксиоматику), а вместе с ней и электронной промышленностии связанного с ней комплекса технологий других областей.

Курсы третьего «слоя» должны быть связаны с прикладными дисциплинами, в которых наиболее очевидно находят выражение тенденции преобразования прикладных областейна аксиоматику, порождаемую новым поколений технологий: «Информационныетехнологии», «Инновационная экономика», «Математическое моделирование», и др., которые должны излагаться в балансе новых иимеющихся методов и подходов.

Для составления градациикурсов в рассмотренной модели динамики знаний, происходящей в процессе переформирования современного технологическогокомплекса был проведен опрос группы экспертов. Его задачей было выявление состава курсов иих места вмодели, создающей динамику учебного процесса.

Таблица 2.Результаты экспертного опроса.

Оценк в кото и экспертами номера «слоя» ром размещается учебный курс

Учебные курсы Э 1 Э 2 Э 3 Э 4 Округленное среднее

1. Системный анализ 1 2 1 1 1

2.Экономическая динамика 2 2 3 2 2

З.Форсайт-исследования 3 2 3 3 3

4.Информационные технологии 4 4 3 3 3-4

5.Основы инновационной экономики 2 3 2 2 2

6.Экономический анализ 4 3 3 3 3

7.Программные продукты и системы 3 4 4 3 3-4

8.История естествознания 1 2 1 1 1

9. ТРИЗ 2 3 2 3 2-3

10. Динамика наноиндустрии 3 2 3 2 2-3

11 .Математическое моделирование 3 1 3 2 2

12. Нейрокомпьютеры 3 3 4 4 3-4

13. Статистика 3 2 3 3 3

14.Микроэлектроника 3 3 3 3 3

15. Архитектура вычислительных систем 3 3 2 2 2-3

16. Атомная энергетика 4 5 4 3 4

На основе полученных данных, например, выбираетсякомплекс курсов для подготовки инженеров, представленный в таблице 3 (столбец 2).

Таблица 3. Комплекс курсов,увязанных процессом смены технологий

Номерслоя Название основного курса Курсы, естественным образом дополняющие основные

1 Системный анализ Экономическая динамика

1 История естествознания Инновационная экономика

2 Форсайт-исследования Статистика

3 Динамика индустрии и потребительской системы Математическое моделирование

4 Архитектура вычислительных систем Организация рынка вычислительной техники

3 Микроэлектроника Организация комплексов производств

5 Динамика наноиндустрии Динамикаиндустрий, динамика атомной энергетики

Изучение остальных курсов (возможно по желанию) должнобыть «горизонталь-но»связано с базовыми(таблица 3, столбец 3).

Рассмотренный метод планирования учебных курсов упорядочивает их для оптимизации процесса переформирования их содержания в инновационных процессах, вызванныхновой технико-экономической системой.

Рассмотрим применение моделидля планирования структуры и деятельности инновационной среды университета. Тут нет речи о детальной разработке. Важно спланировать условия для согласованногоизменения содержания системы, по разным направлениям совер-шенствования.Важно то, что наполнение модели динамики системы конкретным содержанием откроет возможности для определенияиндикаторов сбалансированности процесса.

3. Форсайт - планирование

Рассмотренная выше модель структуры, создающей динамику, должна содержать согласованные средства, поддерживающие разные направления совершенствованиядеятельно-сти вуза. Рассмотрим обоснованный этой моделью форсайт - планформирования средств.

3.1Организация кооперации

Важно учитывать, что в современном мире динамика технологий определяется процессами, выходящими за рамкиграниц отраслей, корпораций, проектов.Не один из вузов самостоятельно и изолированно не сможет сформировать центр для преобразований. Поэтому крайне важнакооперация вузов разного профиля в формировании знаний и условий инновационного развития.Нужно сконцентрировать финансовые средства, выделяемые по разным направлениям развития учебного процесса, научно-технических работ и т. д. на решении задач инновационной модернизации. При этом в кооперации каждый из участников должен «вносить» ресурсы в присущей ему форме и получать результатыв форме, необходимой(удобной) для реализации его функций. Проблемы создания опыта и инструментов осуществления преобразований касаются очень большого числа агентовтехнико-экономической системы. При этом они должны получать разные «продукты» процесса решения этой задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кооперация может, например, осуществляться между следующимиорганизациями:

Таблица 4. Вариантсостава кооперации

№ Наименование организации Роль в кооперации Используемые ресурсы

1 Экономические отделения технических вузов Разработкаметодоло-гии решении задач модернизации в прикладных областях, подготовкаспециали-стов по решению задач модернизации Комплекс технологических лабораторий и кафедр, связанных выполнениемНИР и системой подготовки кадров

2 Подразделения корпоративных университетов, подготавливающие кадры для продвижения новых технологий Разработка комплексов производственных и бизнес решений, подготовка управленцев для прикладной-области

3 Подразделения экономических вузов, связанные с подготовкой кадров для управления современными технико-экономическими системами. Разработка технологий формирования бизнес решений, подготовка комплекса специалистов для организации рыночной среды Комплекс взаимоувязанных систем проектирования, формирования стандартов и др., блоки учебных курсов

4 Отделения институтов министерства обороны, связанные с обо-ронойпромышленностью и формированием оборонного заказа. Например, «Институт управления перспективными разработками» министерства обороны. Разработкаметодов управления технологическим ядроминду-стрии, подготовка специалистов - исследователей в передовых областях развития технологий. Инструменты планирования, инструменты управления формированием решений, информационные базы

5 Учебные подразделени-яСВР,осуществляющие анализ развитиязарубежныхтехнико-экономических систем в условиях перехода к новому укладу. Методы согласования развития перспективных направлений в РФ и зарубежом Каналы сбора информации, информационные и аналити-ческиебазы.

6 Академии экономического и инженерного профиля Интеграция деятельности вузов с общественными научными движениями, создание экспертных сетей. Доступ к экспертным сетям,к информационным базам,к процессамформирования общественного мнения

7 Центр «Сколково» Организация взаимодействия с государством Каналы связи с государст-веннымипрограммами

Кооперациядолжна одновременно выполнять множество согласованных проектов. Это позволит формироватьопыт нового уклада в должной полноте. Различные направления такой работы должны финансироваться из разных источников.Важно, чтобы эти источники были согласованы, чтобы получаемые результаты могли каждым из них использоваться в нужном и удобном для них приложении. В таблице 5приведен список возможных источников финансирования, формывложения средств и получения результата.

Таблица 5. Источники финансирования, формы вложения средств и получения результата.

№ Тип участника Тип востребованных результатов Форма получения результата Приоритетная форма вложения ресурсов

1 Агентствопо поддержке стратегических инициатив Технология планирования научнотехнологического развития в условиях инновационной модернизации Экспертная среда для формирования дорожных карт процессов модернизации Создание постоянной загрузки для работы экспертных сетей

2 Служба оборонного заказа Методы и специали-стыдля координации процессов массовой смены технологий Инструментальны-есредства для планирования производств и потребительских сред оборонного заказа, научные школы-прикладных областей, развивающихся по моделям экономики инноваций Закупки оборудования и заказы для формирования комплекса НИОКР, создающего динамику системы знаний

3 Счетная Палата РФ Комплекс методов для оценки динамики современного технико-экономического комплекса и решения задач промышленного аудита Инструменты для-работы по проверке эффективности развития отраслей и крупных проектов Научные гранты, включениеспе-циалистов в работы по мониторингу развития отраслей и регионов

4. Роснано Модели динамики наноиндустрии и подготовкисистем принятия решений Элементы систем «сквозного» проектирования, модели динамики индустрий Участие в крупных проектах формирования индустрий

5 Министерство науки и образования Методы планирова-нияуправления инновационной модернизацией научнотехнологического и Технологии управления инновационным развитием вузов, библиотека решений, выпуск Финансирование-образовательных и научных программ

образовательного секторов, конкретный пример реализации методов. специалистов по управлению процессами модернизации. Центры экспертизы и прогнозирования.

6 Научные фонды Развитие теории экономики нового уклада и методологии решения ее общих задач Публикации, информация о процессах в научной сфере Г ранты, помощь в проведении мероприятий

7 Национальные исследовательские университеты Примеры вузовских инновационных систем, средства планирования деятельности Средства управления, библиотека моделей и практических решений, подготовка кадров Организация коопераций

8 Политические партии, например Единая Россия, Народный фронт Разработка стратегий развития, реализация стратегий в деятельности вузов, воздействие на социальные процессы через внедрение новых идей. Специальные учебные курсы, мероприятия по формированию научно- технических и социальных движений форми-рованияэкономики инноваций Гранты, программы подготовки кадров, проведение мероприятий

9 Росатом Кадры для решения задач модернизации и методыуправления сменой технологий Технологии решения задач управления сменой комплексов технологий, формирование коллективов для решения фундаментальных задач строительства корпорации Финансирование проектов и подготовки кадров

10 Росэлектроника Кадрыи методы для реализации процесса смены аксиоматики в развитии электронной промышленности Методы решения задач управления сменой технологий и формирования эффективных производственных и сбытовых систем. Участие в разработке «сквозных САПР» Финансирование участия в крупных проектах

11 «Сколково» Методы подготовки Опыт формирова- Финансирование

кадров и формирова- ния инновацион- процессов подго-

ния коопераций ных систем, опыт товки кадров,

планирования ин- формирование

новационных про- межвузовских

ектов, подготовка кооперацийс ин-

бакалавров весторами

Из таблицы следует важный вывод. Разныеисточники финансированияиспользуют ка-налывводасредств в проекты, формы получения результатов,удобные для взаимодействия сразличными слоями инновационной точки.Например, научные фонды и политические пар-тиинаиболее соответствуют первым слоям,предприятия - другим. Таким образом,важность инновационной точки состоит в том, что она является структурой, удобной для финансирования в процессах модернизации. Интегрируются и согласуются«интересы» источников финансирования и формы их участия. Это создает динамику инструмента, который одновременно решает как целое комплекс проблем,важных дляразных инвесторов.

Нами проведенопрос экспертовдля выяснения значимости источников финансирования для различных направлений совершенствования (модернизации)вуза (таблица 6). Оценка проводиласьпо пятибалльной шкале(1-самая низкая оценка, 5-самая высокая оценка).

Таблица 6.Значимость источников финансирования

Направления работы Источники финансирования

Научные фонды Бюджет Корпорации Предприятия Венчурные компании Общественные организации

Разработка теорий 5 3 2 0 1 1

Разработка методов анализа 4 5 3 1 1 1

Разработка аналитических инструментов 3 4 5 2 2 2

Разработка проектов 5 3 2 1 4 2

Подготовка кадров под проект 2 4 5 3 1 0

Разные направления совершенствованияв различной степени связаны с разными источниками финансирования. Разные направления совершенствования в различной мере поддерживаются различными слоями ИТ.Поэтому нужно правильно организовать инновационную точкуи ее связи с внешним миром. Важными характеристиками протекания инновационных процессов становятсяпараметрыорганизации коопераций.

3.2Научно-исследовательские работы в университете

3.2.1 Кластер кафедр

Университет должен быть точкой для синтезаи экспансии знаний, сформированных в новых моделях.Взаимовлияние процессов формирования знаний все более определяет эффективность развития.

Поэтому комплекс НИОКР должен рассматриваться как инструмент формирования интегрированной системы знаний. Для этого необходимо содержательное единство направлений исследования.Оно оказывается возможнымв связи сособенностью организации современных отраслей.Поскольку они базируютсянамассовых технологиях, то необходимодолжен проявляться устойчивый комплекс доминирующих направлений(рубрик), по которым происходи-тих совершенствование. Доминирующие рубрикинепосредственно поддерживают развитие друг друга [6].Например, для высокопроизводительной вычислительной техники важнейшей является рубрика « архитектура параллельных машин». Решение вопроса об оптимальном элементарном процессоре для построения таких сетей (а значит и сетей в целом), не возможно в формальном виде.Оно зависит от решений в области схемотехники и технологий больших интегральных схем (две важные рубрики). Вместе с тем, направлениясовершенствования по последним двум рубрикам в значительной степени определяютсямерой разрешенности вопроса об архитектурах, позволяющих повышать параллелизм операций. Таким образом,процессы совершенствования по рубрикам взаимосвязаны и поддерживают друг друга.

Благодаря тому, что развитие знаний начинает происходить в системе взаимосвязанных доминирующихрубрик, исследовательская деятельность может поддерживаться интегрированной инструментальной средой. Поэтому скорость формирования системы знаний (по всему комплексу рубрик)поддерживается, прежде всего, возможностью

согласованногосовершенствованиякомплекса инструментальных средств. Для этогосистема исследовательских единиц должна быть организована в формах, поддерживающих процессы взаимоизменений. Для эффективного развития в условиях инновационной экономикинужно формирование кластеров исследовательских подразделений (например, описанных в [6]). По-этомусектор НИОКР должен оформляться каккомплекс кафедр, обладающий свойством эффективного кластера.Показателемэффективности инновационной системы вуза является оценкакластеров(например, описаннаяв[6])исследовательских единиц.

3.2.2. Экспертная сеть

Как уже отмечалось, именно в вузе можно сосредоточить работу по направлени-ям(рубрикам), обеспечивающим наилучший «резонанс» в процессе развития знаний. В част-ности,вузы имеют возможность сформировать соответствующийблокНИОКР ипривлекать достаточное число экспертов из других организаций. Вокруг вуза может складываться экспертная сеть, которая позволяет решить важную проблемуобъективности получения данных в быстро меняющейся системе. Она состоит в следующем. Всовременной быстро меняющейся экономикесобранные статистики быстро устаревают. Реальность быстро «убегает» из-под устаревших моделей. Все чаще статистические данные, собранные по давно утвержденным параметрам, оказываются не нужными для реального управления [3].Поэтому вопрос об адекватности статистических данных постоянно остается открытым.

Вместе с тем массовые технологии создают сильную взаимосвязь изменений и направлений развития. Поэтому возрастает объективность экспертных методов.

Однако, их применение начинает встречать существенные трудности [7], т.к. возникает проблема обоснования их применимости. Она решается тем, что собственно техникоэкономическая система должна строиться таким образом, чтобы экспертные оценки могли быть объективными.Именно особенностинаучно-технологическойсистемы вузов позволяют сформировать экспертную сеть таким образом, чтобы разрешить перечисленные проблемы [7].Появляется возможностьмониторинга научно-технического развития дляинновационных проектов нового поколения. Поэтому, одним из показателей инновационного потенциала вуза должна быть оценка развития экспертной сети.

3.2.3Работа в глобальных проектах

Необходимым условием эффективности системы НИОКР является участие в крупных проектах [8], решающих задачи перехода отраслей на новую аксиоматику развития. Примером такого проекта, например, может являтьсяпроект «Суперкомпьютер». Смыслом такого проекта является не создание очередной «молотилки чисел», но разработка технологии развития высокопроизводительной техники, увязанной со всейтехнико-экономической системой. Развитие современной вычислительной техники представляет собой непрерывный процесс перехода на новые поколенияаксиоматики в организацииархитектур, вычислительных процессов, схемотехники больших интегральных схем, методов использования БИС и т. д.

При этомрешение задач проекта «суперкомпьютер»,прежде сего,создается всфере организации широкого комплекса технологий, развитие которого вписано в рынок. Смысл этого процесса состоит в следующем.Решение Фундаментальной задачи (например, задачи о создании параллельной вычислительной среды) проявляетсяв организации эффективного процесса совместного развития множества технологий (всей экономики), в ходе которого поддерживается незначительность влияния неразрешенностифундаментальнойпроблемы. Вопрос не в строгом формальном ответе, а в организации траектории развития, накоторойотсутствие точного ответа не блокирует прогресс технико-экономической системы.

Задачирассматриваемого уровня фундаментальностинесут в себе особую формулировку цели, особую аксиоматику, связанную с организацией динамики (процесса изменений) всей инструментальной системы. В процессе развития технико-экономической системы проясняются состав и постановки фундаментальных задач в такой форме, в которой действительно имеет смысл их решать.

Фактически, в ходе выполнения современных интегрированных проектов происходит решение задач синхронизациивзаимосвязанных процессов смены поколений (смены укла-дов)множества высоко технологичных направлений. Например, в современной электронике одновременно фундаментально меняютсяпоколения технологий производства, фундаментально меняется схемотехника,архитектура, алгоритмы, задачи пользователей и др.

Поэтому,главным результатом выполнения такого проекта является создание опыта управления согласованной трансформацией прикладных областей в новый уклад (в новую аксиоматику). Этот опыт является основой для решения множества прикладных задачинноваци-онной модернизации. В ходе выполнения такого рода проектов вуз накапливает большой объем знаний, интегрированных процессами смены технологических укладов.

Инновационная деятельность вуза должна оцениваться по результатамучастия вком-плексных проектах, в которых решаются задачи, являющиеся интерпретациями основной задачи смены уклада.

3.3Учебные программы

Современная экономика характеризуется существенными особенностямихарактера развития. Важно, чтобы эти особенности определяли методологию анализа. Это создает существенно новые требования к содержанию образования и организацииподготовки кадров для поддержания смены укладов.

1. Важно рассматривать экономические теории и методы как составляющие движения к формированию теории нового технологического уклада.

2. Должно поддерживатьсяединство теорий формирования экономиче-ских,технических,организационных и др. решений.

3. Быстрая и комплексная смена множества технологий ставит вопрособ органическом единстве процессов НИР и формирования учебных курсов. Нужна система планирования учебных курсов, согласованная с системой управления НИР.

4. Нужна система быстрой подготовки и согласованной модернизации учебных курсов без изменения объема учебной нагрузки.

5. Подготовка кадров по разным специальностям должна происходить по согласованной системе курсов, основанной на согласованной системе моделей разных дисциплин. Дляэтого требуется специальная система междисциплинарного проектирования курсов.

6. Необходимы интеллектуальные и методологические тренинги для воспитания-умения «схватывать» большие объемы знаний одновременно и как целое.

7. Необходима система постоянно действующего обучения в форме семинаров, обсуждений, тренингови т.д. для выпускников, работающих на разных предприятиях.

Инновационная работа вуза должна включать создание и развитие особого типа курсов, постоянно поддерживающих подготовку специалистовс нужными качествами.

3.Система индикаторов

Инновационная деятельность требует формированияопределенных организационных структур, освоения методови т.д.,Темпыи качество этой работы являются показателем потенциала процесса модернизации.

Рассмотренные направления совершенствования инновационнойдеятельности вуза определяют индикаторы, представленные в таблице 7.

Таблица 7. Индикаторыинновационного потенциалавуза.

Направление совершенствования Индикатор

1. Учебные курсы Объемы часовучебных курсов, в основу которых положена аксиоматика, соответствующая экономике инноваций. Число слушателей.

2. Межвузовская кооперация Число участников кооперации в разработке учебных курсов. Число участников кооперации в координации НИР.

3. Эффективность системыпривле-чения ресурсов Оценки соотношения объемов финансирова-нияот различных агентов, поддерживающих процессы модернизации

4. Кластер кафедр Оценка соответствияработы кластера кафедр, идеальным моделям.

5. Экспертная сеть Оценка соотношенийв экспертной сети.

6 Число рубрик, составляющих взаимосогласованные комплексы исследований. Число рубрик исследованийи активность публикаций в них.

7 Участие в работах, формирующих аналитический аппарат экономики инноваций. Объем финансирования НИР, объем публикаций порубрикам, описывающим систему знаний проекта.

Представленный комплексиндикаторов описываетизменение параметров по согласованным направлениям совершенствованиядеятельности вуза, создающим его динамикув процессе инновационной модернизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Системный подход к анализу научно-инновационной деятельности технического вуза. Уральский государственный технический университет. Илышев А.М., Илышева Н.Н., Воропанова И.Н.

2. Сычев А.В., Елкин С.В. Система критериев и принципы оценки качества индикаторов для инновационного университета//Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] / Сыктывкарский государственный университет - Электрон.вестник -Сыктывкар: СыктГУ. Выпуск 2, 2012г.

3. Сычев А.В., Фирстов Ю.П. Особенности динамики нового поколения знаний и технологий// Транспортное дело, №4, 2012

4. Эконофизика. Современная физика в поисках экономической теории/под ред. В.В. Харитонова и А. А. Ежова.-М.: МИФИ, 2007.-624с.

5. Кооперация в радиоэлектронике. ТИИЭР, № 21, 1993.

6. Сычев А.В., Фирстов Ю.П. Индикатор потенциала инновационной деятельности кластера кафедр// Транспортное дело, №4, 2012

7. Сычев А.В. Проблемы формирования минимально достаточной экспертной сети вуза// Вестник Адыгейского государственного университета, №3. 2012

8. Сычев А.В., Фирстов Ю.П. Проблемы методологии маркетингового анализа и прогнозирования наноиндустрии// Бизнес в законе, №4, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.