Научная статья на тему 'ИНДИКАТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ИНДИКАТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS / ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INDICATIVE MANAGEMENT / ИНДИКАТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ / INDICATIVE MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е., Заборских А. А.

В статье исследованы базовые принципы устойчивого развития социально-экономических систем; определены основные стратегические направления достижения устойчивого развития территорий; обобщены факторы достижения устойчивого положения СЭС; представлен алгоритм проведения индикативного мониторинга устойчивого развития СЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE MONITORING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

The article examines the basic principles of sustainable development socio-economic systems; identifies the main strategic directions of sustainable development of territories; summarizes the factors to achieve sustainable position СEС; presents an algorithm for indicative monitoring of sustainable development of СEС.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Н.Е. Жигалова, А.Е. Завьялова

Комплексная диагностика эффективности использования производственных ресурсов в...

The article examines the quantitative and qualitative indicators of use of production resources, a methodology of complex Express - diagnostics of development of territories and business entities, gives a comprehensive assessment of the efficiency of use ofproduction resources on the materials of the Nizhny Novgorod region.

УДК 338.2 (064.7)

Н.Е. Жигалова, доцент, к.э.н. ФГБОУ ВО «ВГАВТ» А.А. Заборских, студент ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ИНДИКАТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Ключевые слова: устойчивость развития, социально-экономические системы, факторы устойчивого развития, индикативное управление, индикативный мониторинг.

В статье исследованы базовые принципы устойчивого развития социально-экономических систем; определены основные стратегические направления достижения устойчивого развития территорий; обобщены факторы достижения устойчивого положения СЭС; представлен алгоритм проведения индикативного мониторинга устойчивого развития СЭС.

В последнее время понятие «устойчивое развитие» стало достаточно распространенным, сфера его использования продолжает расширяться, что приводит к многообразию его толкований. В этой связи важно определиться, какой смысл мы вкладываем в это понятие, когда говорим об устойчивом развитии территории.

Словосочетание «sustainable development», переведенное как «устойчивое развитие» (УР), привлекло внимание мирового сообщества только после публикации доклада «Наше общее будущее» (1987), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию («комиссия Брундтланд»). Именно ее выводы и составили концептуальную основу решений, принятых в рамках Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, о жизненной необходимости для цивилизации выхода на уровень устойчивого развития. Концепция устойчивого развития предполагает, что развитие цивилизации и рост благополучия населения должны сочетаться с сохранением постоянства таких параметров, как физические константы окружающей среды, генофонд, участки всех главных экосистем в нетронутом состоянии и здоровье населения.

Учеными и практиками, занимающимися проблемами управления региональной экономикой, сделан значительный вклад в разработку концептуальных основ и методического аппарата оценки устойчивого развития социально-экономических систем.

На смену теориям индустриального роста пришла принципиально новая концепция устойчивого развития территории, которая впоследствии была признана на глобальном и представительном уровне всеми странами мира на Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро. Результаты ее работы анализировали М. Гузев, М. Кудинов, В. Костин, С. Бобылев, Э. Гирусов, Н. Моисеев и др.

Концептуальные основы исследования устойчивости экономического развития региона представлены в разработках Л. Абалкина, А. Аганбегяна, О. Бодрова, А. Буз-галина, С. Булгакова, В. Данилова-Данильяна, В. Докучаева, Б. Злобина, О. Иншако-ва, Н. Кондратьева, К. Лосева, И. Омельченко, В. Парфенова, А. Чаянова.

Устойчивое развитие предполагает переход к рассмотрению экономических, социальных и экологических процессов как системы на основе следующих принципов:

1) обеспечение экологической безопасности и сохранности природных ресурсов;

2) признание необходимости достижения высоких темпов экономического роста как промежуточного показателя развития;

3) повышение качества жизни и рост благосостояния населения как приоритетное направление развития;

4) признание необходимости учитывать интересы будущих поколений, их право на здоровую среду обитании и ресурсы для развития.

Наиболее полно, по нашему мнению, сущность рассматриваемого понятия отражает следующее определение.

Устойчивое развитие - это такое развитие экономической, политической, социальной и экологической сфер с присущим им, в качестве внутренних характеристик, стремлением к равновесию и сокращению диспаритета, которое обеспечивает сбалансированное, поступательное движение территории в целом, следствием чего должно явиться улучшение жизни людей [1].

Устойчивость - важнейший фактор регионального развития. Необходимая экономическая устойчивость территорий достигается сбалансированностью и структуризацией, четкой социальной ориентацией. Для достижения устойчивого развития региона необходимы:

- реальная оценка внутренних ресурсов с учетом долгосрочной перспективы и сопоставление ее с возможностью реализации;

- определение приоритетных направлений экономики региона и ожидаемой эффективности их использования;

- достижение оптимальных темпов и пропорций развития, обеспечивающих устойчивое сочетание различных отраслей и видов деятельности;

- наличие внутренних резервов и их использование в качестве инвестиционных активов;

- возможности привлечения иностранного капитала для проведения активной инвестиционной политики;

- использование межрегиональных производственных и иных связей с целью расширения границ функционирования рыночных отношений [2].

Принцип устойчивого социально-экономического развития выражается в следующих основных стратегических направлениях:

- сохранении численности населения в мире на определенном стабильном уровне, обеспечивающем его воспроизводство и здоровье независимо от экстремальных ситуаций, возникающих в локальных или глобальных масштабах переходного периода к рыночным отношениям;

- ограничении роста промышленных и других объектов в целях предотвращения увеличения антропогенной нагрузки на ресурсы и окружающую среду;

- обеспечении экономической защиты населения в условиях снижения уровня управляемости процессом реализации инвестиционных активов приватизированных предприятий;

- стремлении к снижению расходования природных ресурсов и образования технологических отходов на действующих и строящихся объектах.

Устойчивость развития региональных социально-экономических систем определяется многими факторами эндогенного и экзогенного характера, среди которых выделяют наиболее существенные, определяющие важнейшие параметры региона: структурную устойчивость, сбалансированность, пропорции региональной экономики.

В целях создания устойчивой региональной социально-экономической системы в условиях рынка, важнейшее значение имеют ряд факторов, перечисленных в таблице 1 [3].

Таблица 1

Важнейшие факторы устойчивого развития социально-экономической системы

Рассматриваемая область Содержание

В области технологии 1. Осуществление технологического прорыва с целью достижения высокого (профессионального) уровня. 2. Замещение невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми. 3. Отказ от применения опасных для населения технологий, угрожающих здоровью людей. 4. Повторное использование добытых природных ресурсов и утилизация экологически опасных отходов. 5. Переход от традиционных технологий к высоким технологиям, выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией на основе применения новых интеллектуальных технологий, моделирования и верификации, гибких компьютерно интегрированных систем.

В структуре потребностей 1. Снижение материало- и энергоемкости производимой продукции при сохранении (повышении) потребительских свойств товара. 2. Развитие сферы услуг для удовлетворения потребности населения в них. 3. Значительное повышение качества, надежности и долговечности потребительских товаров. 4. Повышение культуры потребления с отказом от потребления товаров, не способствующих улучшению здоровья, повышению бытового и другого комфорта.

В области производства 1. Выделение передовых предприятий и «прорывных» технологий с привлечением в качестве исполнителей лидирующей части населения. 2. Создание крупных компаний с высоким уровнем диверсификации производства, вокруг которых формируется мускульная ткань средних предприятий и нервная ткань предприятий малого бизнеса. 3. Ориентация на развитие производственной кооперации и интеграции в пределах региона и за его пределами. 4. Обеспечение мобильности трудовых ресурсов, ремиграционного и миграционного процессов. 5. Создание условий для выполнения полного научно-внедренческого цикла от НИОКР до реализации продукции, в том числе на зарубежных рынках. 6. Организация интеллектуально-творческих зон, обеспечивающих развитие наиболее эффективных направлений производственной деятельности и исключающих застойные процессы в прикладных науках, технике и производстве

Меры по предотвращению кризиса 1. Создание организационно-экономического механизма мобилизации внутренних резервов производства. 2. Централизация и программирование средств, предназначенных для восстановления производства ведущих предприятий региона. 3. Введение чёткой налоговой политики в использовании производственных ресурсов.

Для обеспечения устойчивого развития региональных социально-экономических систем необходима четкая согласованность всех подсистем экономики территорий путем координации их функционирования.

В настоящее время выбор приоритетов стратегии и тактики формирования и реализации региональных программ социально-экономического развития регионов затрудняется экономической нестабильностью во многих регионах, что порождает ко-

леблемость ориентиров во внутренней и внешней политике, мимикрию законодательной базы и выбора магистрального пути развития.

Принятые и реализуемые программы социально-экономического развития оказывают определенное воздействие на среду обитания населения региона. Поэтому, при формировании программы необходимо прогнозировать ее воздействие на окружающую среду и реакцию населения региона. Для оценки и прогноза программы используются следующие методы:

- ад-хок (ad-hok) заключается в сравнительной оценке двух и более альтернативных вариантов проекта (однако, он не имеет единого критерия оценки вариантов, а показатели носят качественный характер);

- контрольные списки (перечни) параметров, подлежащих исследованию на предмет возможных и невозможных благоприятных и не благоприятных краткосрочных и долгосрочных факторов и т.д.;

- метод наложения, основанный на использовании набора карт территории региона, составленных по параметрам окружающей среды (физическая, социальная, экономическая, эстетическая и др.). Карты накладываются как одна на другую, так и на основную карту региона, в результате выясняются центры воздействия программы на окружающую среду.

Система индикативного управления характеризуется рядом базисных особенностей: во-первых, следует отметить рекомендательный характер разрабатываемых программ, проектов или планов в рамках применения программно-целевого подхода; во-вторых, обязательным условием изучаемого метода является выявление и обоснование индикаторов, иными словами, укрупнённых, значимых экономических характеристик, указывающих на условия развития, возможные трансформации и зависимости; в-третьих, индикативный подход ориентирует экономические системы на решение тех или иных задач, достижение тех или иных конкретных параметров развития; в-четвертых, индикативное планирование осуществляются чаще всего по приоритетным направлениям развития или выявленным «точкам роста» (предприятия, отрасли, региона, страны); в-пятых, при разработке и реализации макро- и мезоэкономических индикативных программ и проектов необходимо обоснование и применение системы мер государственного регулирования, поддержки и стимулирования (в виде налоговых и кредитных льгот, экспортных квот, таможенных пошлин и др.).

Главным структурным элементом индикативного управления является направляющее планирование. О сущности и значении индикативного планирования в организации процессов социального и экономического развития свидетельствует его широкое применение во многих зарубежных странах на протяжении длительного периода времени [4].

Индикативное управление базируется на выборе целей, выявлении и обосновании индикаторов развития, то есть, их анализе с помощью системы разнообразных методов и приёмов.

Иными словами, индикативному планированию предшествует индикативный анализ, как обязательный элемент системы индикативного управления. На этом этапе осуществляется оценка выявленной системы индикаторов и адекватных частных показателей, обоснование лимитирующих факторов и «точек роста».

На основе индикативного анализа проводится разработка и формирование совокупности необходимых социально-экономических нормативов. Всё это позволяет разработать собственно индикативный план конкретного предприятия с позиций приоритетных направлений развития. В процессе реализации разработанного плана и соответствующей программы действий необходимо по этапам внедрения непрерывно сопоставлять поставленные цели и ожидаемые параметры с фактическими результатами, что осуществляется на основе индикативного мониторинга (наблюдения, учёта и контроля).

Индикативное управление развитием региональных социально-экономических

систем (РСЭС) требует непрерывного мониторинга его функционирования. Сущность индикативного мониторинга функционирования РСЭС заключается не только в наблюдении, контроле, сборе, обработке и систематизации важнейших экономических характеристик, но также в выявлении тенденций и прогнозировании ее развития.

Алгоритм проведения мониторинга заключается в выполнении ряда последовательных этапов, позволяющих на основе постоянного наблюдения осуществить сбор, регистрацию и обработку информации, контроль и передачу ее пользователям с целью выявления соответствия плановым (нормативным) характеристикам, проведения необходимого анализа, разработки прогноза и принятия определенных управленческих решений.

Выделяются несколько этапов процесса индикативного мониторинга (табл. 2).

Таблица 2

Этапы процесса индикативного мониторинга устойчивого развития социально-экономических систем

Этапы процесса индикативного мониторинга Сущность этапов процесса индикативного мониторинга

Первый этап Организация сбора и регистрации информации о внешних и внутренних факторах изучаемой экономической системы. Лучшие результаты получаются при централизованном сборе информации с помощью индивидуальных электронных носителей, позволяющем, во-первых, автоматизировать этот этап, во-вторых, учесть и при необходимости ликвидировать или исправить некорректные данные, в-третьих, осуществлять необходимый оперативный контроль за поступлением и сводом информации.

второго этапа Анализ полученной информации с помощью определенных программных продуктов. Такой подход позволяет осуществить необходимую типизацию или классификацию собранной информации, выявить узкие звенья (или точки роста) развития изучаемой региональной социально-экономической системы.

Третий этап Сопоставление фактических значений индикативных показателей с плановыми и нормативными. При этом, сущность нормативных показателей здесь понимается в виде расчетных, полученных при фактических объемах и плановых качественных характеристиках.

Четвертый этап Разрабатываются необходимые поведенческие прогнозы или сценарии, принимаются те или иные управленческие решения, нацеленные на устранение узких мест, или на обоснование точек роста, приоритетных стратегических направлений развития РСЭС.

Таким образом, сущностной основой системы индикативного мониторинга является так называемое управление РСЭС по отклонениям, когда осуществляется необходимое непрерывное сравнение фактических индикативных показателей с плановыми и расчетными. Именно такой методический подход позволяет выявить факторы, то есть причины отклонений фактических индикативных показателей от плановых. В ходе проведения индикативного мониторинга состояния РСЭС должно проводиться распознавание, выявление сущности и особенностей факторов, потенциальных возможностей и эффективности функционирования данных систем на основе всестороннего исследования закономерностей трансформации и стратегических направлений развития [5].

Таким образом:

- управление устойчивостью региональных социально-экономических систем осуществляется в рамках региональной политики, которая представляет собой законодательно оформленную систему правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества;

- методологической основой региональной социально-экономической политики должна стать новая концепция современного государства, определяющая его функции и роль в обеспечении устойчивого и социально ориентированного развития всех регионов, организации федеративных отношений. Так как устойчивость федеративного государства обусловлена социально-экономической ситуацией в составляющих его субъектах, достижением регионального социально-экономического равновесия;

- для реализации региональной социально-экономической политики, направленной на обеспечение устойчивости системы, региональным органам государственной власти следует совершенствовать современные технологии управления социально-экономическими процессами, в том числе планирование, прогнозирование, мониторинг и т. п. ;

- важной характеристикой региональной политики федерального центра должна стать ориентация в прогнозировании и регулировании развития регионов страны на территории опережающего развития, формирующие основной вклад в устойчивое развитие субъектов Российской Федерации [6].

Список литературы:

[1] Жигалова Н.Е. Методические подходы к исследованию устойчивого развития экономических систем//Н.Е. Жигалова/ Материалы международной научной интернет-конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» 25-26 декабря 2013 г. /под общ. Ред. Проф. В.Д. Фетисова. - Филиал Сочинского гос. Ун-та в г. Н.Новгороде.-Н.Новгород: ООО «Издательство «Пламя», 2014. - 112 с.

[2] Жигалова Н.Е. Анализ и диагностика социально-экономического развития муниципального образования. Часть 2: учебное пособие / Н.Е. Жигалова. - Н. Новгород: ВВАГС, 2008. - 496 с.

[3] Жура С.Е. Проблемы оценки эффективности управления социально-экономическими системами // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12 Вып. 2 (174). - c. 11-16. http://www. creativeconomy.ru/articles/11430/

[4] Муратова Л.И., Сахнов С.Л. Вопросы методологии индикативного управления // Научный журнал КубГАУ -2014 - с. 59-66- http://ej.kubagro.ru/2014/04/pdf/54.pdf

[5] Еремин Р.В. Особенности проведения мониторинга социально-экономического развития региона // Журнал ВАК. - 2011.-с. 87. - http://www.uecs.ru/marketing/item/412-2011-04-25-10-11-55

[6] Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.-http://library.vscc.ac.ru/Files/books/12997391861753V.PDF

INDICATIVE MONITORING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

N.E. Zhigalova, A.A. Zaborski

Key words: sustainable development, socio-economic systems, factors of sustainable development, indicative management, indicative monitoring.

The article examines the basic principles of sustainable development socio-economic systems; identifies the main strategic directions of sustainable development of territories; summarizes the factors to achieve sustainable position СЕС; presents an algorithm for indicative monitoring of sustainable development of СЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.