СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ
Гладун
Татьяна Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Балаковского филиала РАНХиГС
Tatiana N. Gladun
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management of Balakovo branch of RANEPA
e-mail: [email protected]
УДК 338.2
Индикативный анализ показателей экономической безопасности Российской Федерации
Indicative analysis of the economic safety of the Russian Federation
В статье рассмартиваются индикаторы экономической безопасности страны и их пороговые значения в рамках современных изменений законодательства и уровня экономического развития Россйской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: индикаторы, экономическая безопасность, показатели, пороговые значения, угрозы экономической безопасности.
The author analyzes the indicators of economic safety of the country, their threshold values in the light of the recent changes of the legislation and the level of economic development of the Russian Federation.
Keywords: indicators, economic safety, threshold values, threats to economic safety.
В концепции правового механизма обеспечения экономической безопасности главным требованием является наличие индикативного анализа как метода экономических исследований, суть которого — выявить тенденции изменения показателей экономической безопасности, их интегрирование в обеспечении социально-экономической стабильности государства и его национально-государственных интересов.
Индикаторами экономической безопасности являются известные нормативные характеристики и показатели, которые:
- в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности;
- обладают высокой чувствительностью и изменчивостью, и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики;
- выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени.
Следует отметить, что для построения системы экономической безопасности именно третье свойство является самым важным. Взаимодействие индикаторов существует всегда, но только при определенных условиях нарастания опасности оно выходит за установленные границы, приобретает экстремальный характер и становится очевидным. Накопление информации о численных параметрах такого взаимодействия необходимо для определения социально-экономических последствий принимаемых макроэкономических решений, оценки значимости тех или иных угроз экономической безопасности.
Долгое время высказывались сомнения в возможности оценки угроз с помощью сигнальной системы индикаторов. Утверждалось, что, несмотря на убеждение большинства российского общества в том, что экономика находится в кризисном состоянии, экономическая жизнь продолжается, хотя сигналы бедствия,
Социально-экономическое развитие территорий
которые подавали индикаторы, свидетельствовали о ее коллапсе.
Однако в 1998 г. взаимодействие индикаторов стало очевидным в наиболее уязвимом месте — в финансово-банковской системе. «Когда при внешнем благополучии одного из индикаторов (рост потребительских цен прогнозировался в 1998 году на 8 %) происходило накопление инфляционного навеса из-за чрезвычайно быстрого роста внутреннего долга, часть затрат не учитывалась в ценах и ложилась па плечи государства, покрываясь за счет внутренних заимствований. Заниженная инфляция, создавая ложную картину благополучия, принималась Центральным банком за основу установленного валютного коридора. Достаточно было одного неверного шага — объявления дефолта, как вся цепочка индикаторов была приведена в действие: снижение курса рубля — рост потребительских цен — снижение реальных доходов населении — разрастание зоны бедности — сокращение золотовалютных резервов — потери населением и юридическими лицами части своих доходов — банкротство банков — нарушение всей системы расчетов»[2]. В данном примере показана только часть взаимодействующих индикаторов, они повлияли на многие другие индикаторы.
В настоящее время для анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН установил 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем, при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», т.е. показатели, узкий круг которых в наилучшей степени характеризует состояние экономической безопасности страны в целом.
При этом, по мнению Андроновой И.В., «важны не сами показатели в абсолютном выражении, а их пороговые значения - предельные величины, превышение которых способно нарушить ход воспроизводства, вызвать дезинтеграцию и распад экономики, т.е. перевести безопасность из стадии угрозы в стадию разрушения» [1].
Таким образом, пороговые значения экономической безопасности — это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.
Разработкой пороговых значений занимаются научные институты многих как развитых, так и развивающихся стран, при этом методы расчетов и сами показатели значительно отличаются. Сложность здесь состоит, прежде всего, в том, что разработка количественных параметров пороговых значений экономической безопасности не всегда поддаётся чисто расчетным методам, строящимся на данных официальной статистики. Часто используется метод аналогий с другими странами или периодами в данной стране, метод экспертных оценок и т.д.
Перечень пороговых значений может включать в себя большое количество показателей, однако повторимся, наша задача выбрать достаточно узкий перечень показателей, который, вместе с тем, наиболее полно отразит состояние экономики с позиций экономической безопасности.
Для более точной оценки состояния экономической безопасности страны целесообразно сгруппировать пороговые значения.
В первую группу мы включим макроэкономические показатели, которые фактически отражают экономическое положение страны в целом. Именно эти показатели используются международной статистикой для определения роли и места страны в мировой экономике. Значения показателей этой группы легко доступны, так как их подсчет и публикация на постоянной основе осуществляется Росстатом.
Ко второй группе отнесем показатели бюджетных расходов, так как именно они, исходя из национальных интересов страны, определяют направление развития экономики страны. Это также доступные, официально утверждаемые показатели. Причем, предлагаемые различными авторами пороговые значения государственных расходов, на наш взгляд, стоит дополнить показателем «расходы на здравоохранение в % к ВВП». Анализ показал, что в среднем по большой семерке этот показатель равен от 7 до 9 % от ВВП, следовательно, в России, которая претендует на статус социально ориентированного государства, государственные расходы на здравоохранение тоже должны быть не меньше порогового значения в 7% .
Третья группа должна объединять пороговые значения показателей уровня развития промышленности и сельского хозяйства.
В иерархии основных субъектов национальной и экономической безопасности на первом месте стоит личность, а одним из безусловных национальных интересов в области экономики является создание достойного уровня жизни населения и его поддержание и сохранение, поэтому в четвертую группу должны
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 1/2018
- 40 -
Socio-Economic Development of the Areas
войти пороговые значения показателей качества жизни населения.
Ни в одном из представленных выше пороговых значений нет пороговых значений, которые бы отражали демографическое положение страны, тогда как в современных условиях фактор демографического развития страны становится одним из определяющих перспективу ее дальнейшего развития. При этом, показатели демографического положения страны хорошо известны - это «условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся», ««суммарный коэффициент рождаемости», «Средняя продолжительность жизни населения». Повторимся, что конечно пороговые значения этих показателей необходимо рассчитать, с учетом российских реалий. Но пока для того, чтобы иметь представление о демографической ситуации в стране, мы воспользуемся имеющимися общепринятыми цифрами. В частности, для того, чтобы в стране был нулевой уровень депопуляции, условный коэффициент рождаемости должен быть равен 1. Для обеспечения простого воспроизводства населения в стране суммарный коэффициент рождаемости должен быть равен 2,14-2,15. Именно эти цифры мы возьмём в качестве пороговых значений. Что касается продолжительности жизни, то можно воспользоваться пороговым значением ООН.
Кроме того, к предложенным выше показателям, на наш взгляд, следует добавить такой показатель, как «Доля мигрантов в численности населения». В настоящее время рассчитать фактическое значение этого показателя невозможно, так как статистика о суммарном количестве мигрантов, находящихся на территории РФ, не отражает реального состояния дел. Нет и не может быть статистики по нелегальной миграции. Но проблема эта есть, она представляет серьёзную угрозу не только экономической, но и национальной безопасности страны. Однако, несмотря на все эти трудности, подобный показатель, по нашему мнению, необходим, дабы избежать таких негативных процессов, какие мы можем наблюдать во Франции, Англии, Италии и многих других европейских странах, связанных с негативным отношением коренного населения к мигрантам, приводящим к подъему радикальных националистических движений, с одной стороны, и к нежеланию переселенцев интегрироваться в культурную и правовую среду принимающей страны, с другой.
Библиографический список
1. Андронова И.В. Внешнеэкономическая безопасность РФ: новые угрозы и их нейтрализация в условиях ускоренной евразийской интеграции // Дисс. на соискание степени д-ра экон. наук, Москва, 2015.
2. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. -М.: Дело, 2005. - С. - 82.