Научная статья на тему 'Индикативная модель вхождения малого города в региональный кластер'

Индикативная модель вхождения малого города в региональный кластер Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МАЛЫЙ ГОРОД / КЛАСТЕР / REGION / A SMALL TOWN / A CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ершова В. Ю.

Важнейшей проблемой устойчивого социально-экономического развития России, ее будущего, становится проблема малых городов. Особенность малого города его скромные размеры. В малых городах отсутствует урбанистическая среда, характерная для крупных мегаполисов, с присущими ей громадными промышленными, транспортными и жилыми сооружениями. В статье рассмотрена экономико-математическая модель вхождения малого города в кластер. Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинирование факторов производства и становится предпосылкой эффективной инновации, а для малого города становится еще и вариантом эффективного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicative model of the occurrence of a small town in the regional cluster

Regional innovation policy should be directed to the productive competitiveness of various industries to ensure production of innovative products and high technologies in the market, enhancing economic growth in the industry. Further development of the region requires a highly technological, informational, economic environment, which has to be formed from the bottom in many Russian cities. It is obvious that in present conditions of globalization and industrialization the ability to clearly and quickly respond to changes in external and internal environment of industry, mobilization of all raised funds and the use of innovative activity to the activation of the investment potential of the region is important for any indication of the priority of stability and economic independence of the region. To identify and for concentration of competitive advantage in all social and economic indexes rather than individual indicators, each city has to use its unique combination of factors, resources and cost-effective potential, global industrial relations systems and specialized control systems more efficient and productive.

Текст научной работы на тему «Индикативная модель вхождения малого города в региональный кластер»

УДК 332.1

Ершова В.Ю. - аспирант

E-mail: migerka81 @bk.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Индикативная модель вхождения малого города в региональный кластер

Аннотация

Важнейшей проблемой устойчивого социально-экономического развития России, ее будущего, становится проблема малых городов. Особенность малого города - его скромные размеры. В малых городах отсутствует урбанистическая среда, характерная для крупных мегаполисов, с присущими ей громадными промышленными, транспортными и жилыми сооружениями. В статье рассмотрена экономико-математическая модель вхождения малого города в кластер. Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинирование факторов производства и становится предпосылкой эффективной инновации, а для малого города становится еще и вариантом эффективного развития.

Ключевые слова: регион, малый город, кластер.

Разнообразие и специфика российских регионов приводит к тому, что каждому региону нужно стремиться к созданию своего индивидуального имиджа, исходя из структурных составляющих, которые смогут оказать благоприятное воздействие на решения инвесторов. Бесспорно, что некоторые регионы более «раскручены», что позволяет за счет своего креативного и позитивного имиджа получать различные выгодные инвестиционные предложения и развиваться в полном объеме. Очевидно, работа по созданию и формированию, поддержке и оптимизации имиджа ведется сегодня не только для различных персон, фирм, предприятий, но и для государств, а также регионов стран и мира. Широкое развитие и глобализация информационных коммуникаций, стремление вывести региональный рынок на международный, мощная системная поддержка решений обусловили резкий рост значимости работы все большего числа структур и организаций по созданию имиджа.

Стабильное поступательное развитие экономики Казани связано со многими факторами, в том числе с выгодным географическим положением города. Этот фактор определяет роль Казани как торгового посредника между Востоком и Западом, что сказывается не только на экономических связях, но и играет немаловажную политическую роль, а также влияет на развитие международных отношений. Для стимулирования инновационной экономики и инвестиционного движения необходимы целенаправленные методы государственной поддержки и регулирования. Вложения в инновационные разработки являются наиболее прибыльными проектами, поэтому государству необходимо разработать планы мероприятий, стратегические направления по привлечению дополнительного капитала для разработки и внедрения новшеств. Выбор наиболее эффективных путей технического и технологического развития, основанный на долгосрочном прогнозировании, сопоставлении внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений, представляет собой инновационную стратегию. Работа по привлечению инвестиционного капитала должна быть направлена, прежде всего, на разработку нормативных актов и методов по созданию благоприятного инвестиционного климата в городе, защиту интересов инвесторов, подготовку документов, регламентирующих взаимоотношения администрации малых городов и предприятий, привлекающих бюджетные средства, которые координируют деятельность по созданию новых объектов инфраструктуры, мониторинг деятельности инвестиционных фондов малых городов и компаний, анализ эффективности инвестиционных вложений и проектов, изыскание методов аккумуляции денежных средств населения в целях инвестирования в развитие малых городов, в том числе - через ипотечное инвестирование [3].

Для развития экономики города, а успешное развитие экономики предопределяет улучшение качества жизни, формирование финансового потенциала и является решающим фактором позитивных сдвигов в социальном комплексе, в наращивании культурно-архитектурного богатства города, в выходе из кризиса и дальнейшем процветании города в целом, нужно повышать инвестиционную привлекательность городской экономики, формировать эффективную конкурентную среду, создавать информационную базу ресурсов города [2].

Главной целью стратегии развития малых городов, как правило, объявляется обеспечение высокого качества или уровня жизни населения (табл. 1).

Таблица 1

Стратегические направления в развитии малых городов

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ Повышение уровня жизни населения и улучшение качества среды обитания за счет обеспечения устойчивого экономического роста

МИССИЯ ГОРОДА Последовательное повышение качества жизни, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей в городе на благо живущих сегодня и для будущего поколения

1-е направление Формирование благоприятного хозяйственного климата и развитие многопрофильной экономики. Задачи: 1.1. Развитие существующего экономического потенциала города; 1.2. Развитие новых отраслей; 1.3. Развитие малого бизнеса; 1.4. Формирование потребительского рынка; 1.5. Создание эффективной системы межбюджетных отношении и управления муниципальными финансами; 1.6. Формирование современной системы стратегического планирования; 1.7. Совершенствование нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций.

2-е направление Создание высококвалифицированного кадрового потенциала. Задачи: 2.1. Развитие системы подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированной на потребности экономики; 2.2. Формирование системы сохранения высококвалифицированных специалистов и привлечение их в город.

3-е направление Развитие городской инфраструктуры. Задачи: 3.1. Развитие жилищного хозяйства и системы услуг; 3.2. Совершенствование инфраструктуры коммунального хозяйства; 3.3. Совершенствование инфраструктуры развития города; 3.4. Повышение эффективности использования муниципального имущества; 3.5. Улучшение состояние окружающей среды.

4-е направление Создание условий для проживания с гарантированным обеспечением основных жизненных параметров. Задачи: 4.1. Защита граждан от преступных посягательств; 4.2. Улучшение состояния здоровья населения; 4.3. Развитие образовательной сферы; 4.5. Развитие досуговой сферы.

Малые и средние города особенно ощутимы в политической, социальноэкономической и культурной жизни России. Из 15 000 муниципальных образований, действующих на территории РФ, малые и средние города, а также поселки городского типа составляют абсолютное большинство. Малых городов с населением менее 50 000 человек в России насчитывается свыше 7500. Для устойчивого экономического роста города важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли, наиболее эффективно использующие местную специфику, и появились новые виды производств.

Министерство экономики Республики Татарстан разработало концепцию территориальной экономической политики [1]. Оценка пространственной организации республики показала, что население на территории региона распределено неравномерно. Выявленный дисбаланс социально-экономического развития районов становится основным препятствием в развитии республики, способствует углублению диспропорций территориального развития, затрудняет достижение высокого качества среды жизнеобеспечения населения во всех муниципальных и городских округах и районах.

Стратегия активизации развития городов включает детальное исследование на уровне каждого малого города основных предпосылок и ограничений в развитии каждой территории. Нахождение возможного ядра активизации развития экономики территории должно стать результатом обоснования направлений развития города с позиции интересов социально-экономической системы данной территории и интересов области в целом. Разработка и реализация инвестиционной политики должна опираться на использование всех научно-технических достижений в этой области. Реализуемость стратегии определяется наличием механизма формирования финансовых ресурсов для ее осуществления. Основными источниками финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий, средства местного бюджета, средства областного бюджета, заемные средства, средства частных инвесторов. Новое направление в регулировании экономического развития регионов представляет собой кластерный подход. Анализ региональных кластерных механизмов является первоочередной стадией разработки и применения механизмов кластеризации экономической политики. Преимущества анализа кластерной системы оценки региона состоят в том, что сам анализ не ограничивается традиционной классификацией отдельных производственных отраслей, то есть рассматривает привлекательность региона не с одной позиции, которая наиболее развита (нефтяная, туристическая, социальная и другие), а объединяет все производственные мощности и отрасли региона, на которые ранее не в полном объеме обращалось внимание, тем самым создавая более крупную систему оценки привлекательности региона для создания масштабных кластерно-инновационных проектов, которые в будущем могут способствовать дальнейшему развитию региона.

Мировой опыт кластероориентированной политики демонстрирует примеры роста территориальной конкурентоспособности. Во многих странах с развитой экономикой отраслевые кластеры стали типичной формой организации взаимодействия бизнес-структур. Кластерные системы характеризуются такими особенностями, как наличие крупного предприятия - лидера (якорного предприятия), определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы; территориальная локализация основной массы субъектов экономики; устойчивость внутренних и внешних связей субъектов - участников кластерной системы; долговременная координация взаимодействия субъектов - участников кластерной системы в рамках производственных программ ее развития и функционирования, инновационные процессы многоуровневых систем управления, ориентация продукции кластеров на экспорт или импортозамещение.

Кластерный подход предполагает обеспечение промышленного развития хозяйствующих субъектов кластера с помощью органов власти всех уровней управления при помощи создания условий для развития бизнеса [6].

Преимущества кластеров очевидны: для администрации - увеличивается

количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории.

Учитывая особенности татарстанской экономики, ее производственных, кооперационных и межрегиональных связей, имеющегося ресурсного потенциала, кроме уже существующих автомобилестроительного, нефтехимического и энергетического

кластеров, необходимо направить усилия государственного управления на создание кластеров в области ГГ-технологий и электроники, в сферах АПК и строительства [4, 5].

Рассмотрим особенности территориально-экономического развития малых городов Республики Татарстан в контексте стратегии кластероориентированного развития экономических зон Республики Татарстан и социально-экономического развития за 2010 год малых городов Казанской агломерации г. Зеленодольска и г. Казани, находящихся на расстоянии менее 60 км от г. Казани на основе 12 индикаторов.

Ряд индикаторов сравнивается со средним показателем по РТ или Казани. Уровень данных показателей считается выше среднего и при 100-балльной шкале индикаторов средние значения для РТ и/или г.о. Казани принимаем равными 80 баллов. Тогда, выраженные в балльной оценке, показатели экономического развития малых городов Казанской агломерации - г. Зеленодольска и г. Лаишево - имеют значения, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Показатели экономического развития малых городов Казанской агломерации

Г ород / индикаторы (баллы) 11 Г2 Г3 14 15 16 Г7 18 19 Г10 Гц Г12 Гср

г. Зеленодольск 71 61 70 52 92 56 44 97 92 95,6 23 48 66,7

г. Лаишево 13,5 86 6,7 40 81 95 22,5 89 84 98,6 87,8 54 58,7

где I - показатели социально-экономического развития города,

II - уровень зарегистрированной безработицы, %;

Г2 - средний уровень доходов (среднемесячная зарплата работников средних и крупных предприятий);

Г3 - численность занятых в производстве;

Г4 - здравоохранение (число врачей и медработников среднего звена на 10000 чел.);

Г5 - обеспечение граждан жильем (общая площадь жилых помещений,

приходящаяся в среднем на одного жителя);

Г6 - валовый товарный продукт ВТП (на одного работающего);

Г7 - сельское хозяйство (основной объем производства продукции животноводства, тонны);

Г8 - транспортные коммуникации (отношение расстояния до ближайшего крупного города к протяженности автодорог);

Г9 - связь, доступ к интернету (доля предприятий, использующих интернет);

Г10 - просроченная задолженность по зарплате (на одного работника, перед которым имеется задолженность);

Гц - инвестиционная активность (инвестиции в основной капитал на 1 чел.);

Г12 - образование, культура и спорт (количество образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта на 10000 жителей).

Интервалы: 0 < Г;< 25 показатель низкий, 25 < Г;< 50 - ниже среднего, 50 < Г;< 75 -выше среднего, 75 < Г;< 100 и выше - показатель высокий.

Третий уровень системы показателей предполагает расчет сводного индекса социальноэкономического состояния городов, как среднеарифметического значения 12 показателей.

На основании данных о динамике развития малых городов РТ в ближайшей среднесрочной перспективе (табл. 3), построим график, отображающий зависимость «ранг-размер» (Закон Ципфа) (рис. 1).

Таблица 3

Динамика развития малых городов РТ в ближайшей среднесрочной перспективе

Город Я (ранг) Ьп Я ЬпР Зоны роста Группы малых городов РТ Группы малых городов РТ в среднесрочной перспективе

г. Зеленодольск 1 0 4,6 1 1 1

г. Бугульма 2 0,69 4,5 2 2 1

г. Елабуга 3 1,1 4,26 1 1 1

г. Лениногорск 4 1,39 4,2 2 2 1

г. Чистополь 5 1,61 4,1 2 2 1

г. Заинск 6 1,71 3,7 3 2

г. Азнакаево 7 1,95 3,54 2 3 1

г. Нурлат 8 2,08 3,5 2 3 1

г. Бавлы 9 2,2 3,1 3 2

г. Менделеевск 10 2,3 3,1 3 2

г. Буинск 11 2,4 3,02 2 2

г. Агрыз 12 2,48 2,96 3 2

г. Арск 13 2,565 2,89 2 2

г. Мензелинск 14 2,64 2,8 3 3

г. Мамадыш 15 2,7 2,65 3 3

г. Тетюши 16 2,79 2,4 2 2

г. Болгар 17 2,83 2,1 3 3

г. Лаишево 18 2,89 2,07 2 1

1 - Точка экономического роста в ближайшей среднесрочной перспективе (Г этап)

2 - Точка экономического роста в ближайшей среднесрочной перспективе (ГГ этап)

Рис. 1. Зависимость «Ранг-размер» по группе малых городов РТ, по данным численности населения в 2010 г.

Из графика следует, что группа из городов Зеленодольск, Елабуга, Бугульма, Лениногорск не подчиняется закономерности Ципфа «ранг-размер», выявленной для малых городов, что подтверждает тенденцию их роста и развития, соответствующую закономерности роста и развития средних и крупных городов.

На основании показателей социально-экономического развития можно выделить четыре группы малых городов РТ:

1 - города-лидеры;

2 - города, уровень развития которых выше среднего;

3 - города, уровень развития которых ниже среднего;

4 - города в состоянии стагнации (в Республике Татарстан их не выявлено).

Таблица 4

Г руппы малых городов

Г руппы малых городов РТ Доля малых городов в настоящее время, % Доля малых городов в ближайшей среднесрочной перспективе, %

1 11 44.4

2 39 38.9

3 50 16.7

4 - -

Таким образом, в ближайшей и среднесрочной перспективе будет наблюдаться значительное увеличение доли малых городов в 1 и 2 группах (рис. 2) в связи с реализацией стратегии развития территориального развития Республики Татарстан.

Группа 1 Группа 2 Группа 3

□Количество малых городов в группе в настоящее время □ Доля малых городов в группе в среднесрочный период

Рис. 2. Динамика развития малых городов РТ в ближайшей среднесрочной перспективе

Итак, формирование новых «точек роста» приведет к снижению регионального неравенства и уменьшению сверх концентрации экономических ресурсов в городских агломерациях. При этом в качестве необходимого условия снятия инфраструктурных ограничений экономического роста будет обеспечено ускоренное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, сектора телекоммуникаций.

Список литературы

1. Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан: Министерство экономики РТ. Управление территориального развития, 2009.

2. Романова А.И., Боровских О.Н., Монетова Е.М. Стимулирование внебюджетных инвестиций в региональный жилищно-коммунальный комплекс // Вестник ИНЖЭКОНа, 2010, № 5. - С. 81-85.

3. Романова А.И., Хабибулина А.Г. Методика аккумуляции денежных средств частных инвесторов в рамках реализации программ воспроизводства жилого фонда и оплаты жилищно-коммунальных услуг. // Известия КГАСУ, 2011, № 3. - С. 235-246.

4. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2010. - 687 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации // www.urban-planet.org/article_13 .html.

6. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления, 2003, № 5.

Ershova V.U. - post-graduate student E-mail: migerka81 @bk.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Indicative model of the occurrence of a small town in the regional cluster Resume

Regional innovation policy should be directed to the productive competitiveness of various industries to ensure production of innovative products and high technologies in the market, enhancing economic growth in the industry. Further development of the region requires a highly technological, informational, economic environment, which has to be formed from the bottom in many Russian cities.

It is obvious that in present conditions of globalization and industrialization the ability to clearly and quickly respond to changes in external and internal environment of industry, mobilization of all raised funds and the use of innovative activity to the activation of the investment potential of the region is important for any indication of the priority of stability and economic independence of the region.

To identify and for concentration of competitive advantage in all social and economic indexes rather than individual indicators, each city has to use its unique combination of factors, resources and cost-effective potential, global industrial relations systems and specialized control systems more efficient and productive.

Keywords: region, a small town, a cluster.

References

1. The concept of territorial policy of the Republic of Tatarstan: Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan. Management of territorial development., 2009.

2. Romanovа A.I., Borovskikh O.N., Monetova E.M. Stimulating investment in extra-regional housing and communal complex // Herald ENGECON, 2010, № 5. - P. 81-85.

3. Romanovа A.I., Khabibulim A.G. Technique of accumulation of money resources of private investors within the limits of realization of programs of reproduction of available housing and payment of housing and municipal services // News of the KSUAE, 2011, № 3. - P. 235-246.

4. Russian Statistical Yearbook: Stat. Sat / Goskomstat of Russia. - M., 2010. - 687 p.

5. Formation of ratings of innovative development of Russian regions and make recommendations to stimulate innovative activity of the Russian Federation // www.urban-planet.org/article_13 .html.

6. Chihan T. Cluster Theory of Economic Development // Theory and practice of management, 2003, № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.