Научная статья на тему 'Индексация авиагоризонта'

Индексация авиагоризонта Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Твердохлебов Д.В., Семенова Л.А.

Предложена схема индексации авиагоризонта, позволяющая повысить безопасность пилотирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Твердохлебов Д.В., Семенова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индексация авиагоризонта»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

УДК 621.396.932

Д. В. Твердохлебов Научный руководитель - Л. А. Семенова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНДЕКСАЦИЯ АВИАГОРИЗОНТА

Предложена схема индексации авиагоризонта, позволяющая повысить безопасность пилотирования.

Падение «Боинга-747» компании «Аэрофлот-норд» в Перми в 2008 году случилось по официальной версии из-за ошибки пилотов в результате неправильного толкования показаний авиагоризонта [1].

Авиагоризонт - прибор, помогающий пилоту ориентироваться в пространстве при плохой видимости. Его функции - обеспечивать не только пилотирование, но и пространственную ориентировку вне видимости Земли. Основу лицевой части авиагоризонта составляет изображение линии искусственного горизонта, силуэта самолета и шкалы тангажа.

Существует два основных типа индикации авиагоризонта: 1. Вид с Воздушного судна (ВсВС); 2. Вид с Земли (ВсЗ). Индексация этих типов отличается отображением крена. В первом приборе горизонт движется относительно фигурки самолета так, как мы бы видели это из окна, во втором - фигурка самолета движется относительно горизонта так, как мы бы видели это с Земли. Тангаж изображается одинаково -так, как мы бы видели его из окна. Проблема состоит в том, что пилот представляет не как горизонт движется относительно самолета, а как самолет движется относительно земли. Прибор ВсЗ считается более понятным, но проблема с отображением тангажа остается нерешенной.

Используемый более 50 лет прибор с подвижной линией горизонта и подвижным силуэтом самолета многие специалисты считают недостаточно пригодным для индикации пространственного положения самолета [2]. Были попытки изменить индексацию, но почти за 50 лет образ прибора прочно засел в сознании авиаторов [3]. Поэтому в новой индексации дви-

жения основных частей друг относительно друга должны сохраниться. Это одно из важнейших условий.

В предложенной индексации целый образ прибора становится подвижной частью и упрощается. Отображение крена остается таким же, как у ВсЗ. Для решения проблемы с отображением тангажа предлагается раздвинуть рамки прибора, что даст возможность передвигаться основной части. Индикация становиться абсолютно прямой. При изменении тангажа на большие углы движение основной части прибора плавно переходит в движение «горизонта». Это условие соблюдается для всех положений. Все детали индексации движутся относительно основной части так же, как на стандартном ВсЗ; показания прибора полностью соответствуют представлению пилотом о линии горизонта, тангаже и крене.

Новая индексация авиагоризонта позволит обеспечивать пилоту в кабине полную визуализацию воздушной обстановки и наземных ориентиров в самых неблагоприятных метеоусловиях и повысить безопасность полета.

Библиографические ссылки

1. Крупнейшие авиакатастрофы мира [Электронный ресурс].

2. Бездетное Н. Тип индикации. Какой лучше? // Авиация и космонавтика. 1976. № 10. С. 20-21.

3. URL:

http://works.tarefer.ru/70/100565/index. html.

© Твердохлебов Д. В., 2012

УДК 621.396.932.1

Д. А. Харитонов Научный руководитель - А. В. Кацура Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПУЛЬТ ПРОВЕРКИ КАНАЛА ВИБРАЦИИ СИСТЕМЫ БСКД 90 ДЛЯ ИЛ-96-300

Рассматривается контрольно-проверочная аппаратура (КПА) для системы БСКД-90 двигателя ПС-90А, но так как БСКД-90 отслеживает большое количество параметров работы двигателя, то рассматривается КПА измерителя вибрации.

Бортовая система контроля двигателя БСКД-90 предназначена для оперативного контроля и диагностирования состояния двигателя ПС-90А [1], локализации неисправностей отдельных узлов, систем и агрегатов на всех этапах его эксплуатации со стороны экипажа и наземного персонала, подготовки и выдачи

в систему регистрации и документирования информации о состоянии двигателя для эксплуатационных служб для углубления наземной обработки и долгосрочного диагностирования, повышения эффективности обслуживания двигателя с целью его технической эксплуатации по состоянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.