Научная статья на тему 'ИНДЕКС РОСТА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ИНДЕКС РОСТА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
487
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / СЕКТОР МСП / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / COVID-19 / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехнович А.О., Анучин Л.Л., Ахиев А.О.

В статье представлен Индекс роста малых и средних предприятий (МСП), разработанный Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина на основе данных ПАО «Сбербанк». Предложенный авторами инструмент позволяет не только осуществлять оперативный мониторинг состояния сектора МСП, но и оценивать эффективность государственной политики, направленной на развитие сектора МСП, в том числе с целью дальнейшего проектирования мер по его поддержке. В условиях пандемии и санитарно-эпидемиологических ограничений, по итогам I-III кв. 2020 г. индекс показал умеренный рост сектора МСП, близкий к «стагнации» (+5.8 п.). При этом прирост индекса относительно II кв. 2020 г., во время которого снижение деловой активности было максимальным, составил +1 п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE GROWTH INDEX: A NEW TOOL FOR MONITORING THE STATE OF THE SMALL AND MEDIUM BUSINESS SECTOR IN RUSSIA

The article presents the SME Growth Index, elaborated by Stolypin Institute for Economy of Growth on the basis of big data collected by Sberbank. The tool proposed by the authors allows not only to carry out operational monitoring of the state of the SME sector, but also to assess the effectiveness of state policy aimed at developing the SME sector and design further support measures. In the context of pandemic and epidemiological restrictions, at the end of Q3 2020, the Index showed moderate growth in the SME sector, close to “stagnation” (+5.8 points). At the same time, the growth of the Index relative to the Q2 2020, when the decline in business activity reached maximum, amounted to +1 p.

Текст научной работы на тему «ИНДЕКС РОСТА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

ИНДЕКС РОСТА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ -НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

А.О. АЛЕХНОВИЧ, e-mail: alekhnovich@gmail.com, Институт экономики роста им. П.А. Столыпина, Экспертный центр при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-2868-2774

Л.Л. АНУЧИН, e-mail: anuchin.leonid@gmail.com, Институт экономики роста им. П.А. Столыпина, Экспертный центр при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-3708-2826

А.О. АХИЕВ, e-mail: akhiev@rambler.ru, Институт экономики роста им. П.А. Столыпина, Москва, Россия ORCID: 0000-0002-3453-6570

В статье представлен Индекс роста малых и средних предприятий (МСП), разработанный Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина на основе данных ПАО «Сбербанк». Предложенный авторами инструмент позволяет не только осуществлять оперативный мониторинг состояния сектора МСП, но и оценивать эффективность государственной политики, направленной на развитие сектора МСП, в том числе с целью дальнейшего проектирования мер по его поддержке.

В условиях пандемии и санитарно-эпидемиологических ограничений, по итогам I-III кв. 2020 г. индекс показал умеренный рост сектора МСП, близкий к «стагнации» (+5.8 п.). При этом прирост индекса относительно II кв. 2020 г., во время которого снижение деловой активности было максимальным, составил +1 п.

Ключевые слова: большие данные, сектор МСП, восстановление экономики, эффективность государственной политики, COVID-19, государственное управление.

DOI: 10.47711/0868-6351-187-134-144

Предпосылки возникновения новых инструментов оценки состояния сектора малого и среднего предпринимательства в России. В соответствии с основными стратегическими документами2, принятыми в России, малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) рассматривается в качестве одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а также обеспечения стабильно высокого уровня занятости [1]. Были поставлены цели: к 2030 г. увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. чел. [2];. обеспечить рост доли МСП в ВВП вдвое - с 20 до 40% [1]. Тем не менее за последние 5 лет показатели, характеризующие развитие сектора МСП, так и не увеличились.

Среди ключевых ограничений роста сектора МСП - применение точечных мер государственной поддержки, аналогичных мерам к крупным предприятиям, в результате лишь незначительная их часть смогла воспользоваться предлагаемыми механизмами.

1 Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного на Международной конференции по макроэкономическому анализу и прогнозированию, посвященной 85-летию со дня рождения акад. В.В. Ивантера и Ю.В. Яременко, а также 35-летию основания Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

2 Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2020 г.), национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (2018 г.), «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (2016 г.).

Государственная политика в сфере развития малого и среднего бизнеса в целом оценивается как недостаточно эффективная и не скоординированная, ресурсы, предоставляемые в рамках мер поддержки, ограничены [3]. Действующая денежно-кредитная политика в целом сдерживает развитие данного сектора экономики, МСП не хватает специальных инструментов рефинансирования [4]. Кроме того, на уровне регионов высшие должностные лица, отвечающие за достижение целевых показателей развития сектора МСП, не могут повлиять на объемы, условия и порядок расходования средств, заложенных в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [5].

Для обеспечения роста сектора МСП необходимо реализовать системные меры поддержки, направленные на изменение условий ведения предпринимательской деятельности, а также изменить подход к государственной политике в сфере малого и среднего бизнеса, определив приоритетные секторы его развития [6]. Однако до недавнего времени оценить сектор МСП с помощью инструментов официальной статистики, как и определить эффект реализации системных мер поддержки в отношении субъектов МСП было фактически невозможно [7]. Так, например, Росстат в рамках оценки сектора МСП использует как выборочные (ежемесячно/ежеквартально), так и сплошные наблюдения (раз в 5 лет). При выборочном наблюдении используется 20-процентная расслоенная случайная выборка с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность малых предприятий. Однако с учетом длительных сроков обработки результатов (для выборочных наблюдений - 4 мес., для сплошных - 1,5 года), получать оперативную и точную информацию о динамике показателей, характеризующих состояние сектора МСП, было невозможно.

Вместе с тем в результате развития технологий сбора, обработки и хранения информации сегодня в России, по аналогии с другими странами, возможно создать новую среду доверия между предпринимательским сообществом и органами государственной власти на основе взаимно увязанных, максимально оперативных и достоверных больших данных. Среди источников этих данных - как традиционные данные Росстата, ФНС, ФТС, социальных фондов, так и новые - данные банковской системы, коммерческих платформ и пр. Большие данные могут позволить оценить не только состояние сектора МСП в разрезе размеров бизнеса, видов деятельности, субъектов РФ и муниципальных образований, но и эффективность государственной политики с целью дальнейшего проектирования мер государственной поддержки, направленных на развитие сектора МСП.

Применение больших данных в рамках преодоления социально-экономических последствий пандемии новой коронавирусной инфекции СОУШ-19: мировая практика. По мере распространения новой коронавирусной инфекции и ввода ограничительных мероприятий органы государственной власти и экспертное сообщество начали рассматривать большие данные как инструмент не только отслеживания и предотвращения распространения заболевания [8; 9], но и оперативного и точного мониторинга состояния экономики [10; 11].

Во многом развитие технологий сбора, обработки и хранения больших данных до начала пандемии было связано с потребностью крупнейших компаний в повышении качества разработки бизнес-стратегий, анализа потребительского спроса и поиска новых рынков сбыта. С началом пандемии потребность в данных возросла в связи с необходимостью оперативного реагирования на ограничительные мероприятия и снижение потребительского спроса.

В то же время с учетом растущего спроса на большие данные и аналитику на их основе крупнейшие компании начали реализовывать свои разработки для целей как других компаний, так и государственного управления [12]. По оценке МсКшеу, развитие технологий больших данных в период пандемии может позволить увеличить создаваемую в

экономике добавленную стоимость от 9,5 до 15,4 трлн. долл. в год, при этом наибольший спрос на большие данные обеспечат такие секторы экономики, как торговля (около 600 млрд. долл.), транспортировка и хранение (около 420 млрд. долл.), туризм (около 390 млрд. долл.) и государственное управление (около 350 млрд. долл. в год) [13].

Фактически органы государственной власти в рамках мониторинга состояния экономики, разработки прогнозов и корректировки государственной политики все больше внимания уделяют не только традиционным источникам статистических данных, но и администрированию данных, в том числе данных частных компаний [14].

Развитие инструментов мониторинга состояния экономики в России: применение данных банковской статистики для оценки состояния сектора МСП. В рамках оценки состояния сектора МСП в России в период пандемии новой коро-навирусной инфекции в ноябре-декабре 2020 г. Институт экономики роста им. П.А. Столыпина представил первый выпуск Индекса роста МСП, основанный на данных банковской статистики ПАО «Сбербанк».

Индекс роста МСП (далее - Индекс) рассчитывается ежеквартально по всем субъектам РФ (за исключением Республики Крым и Севастополя), в которых ПАО «Сбербанк» осуществляет свою деятельность.

В соответствии с методикой расчета значений Индекса используются следующие показатели:

- данные банковской статистики о состоянии сектора МСП (изменение средних объемов поступлений на расчетный счет 1 субъекта МСП; изменение числа рабочих мест на 1 субъекта МСП; изменение объема фонда оплаты труда (далее - ФОТ) по МСП на одного занятого);

- данные об объемах потребительских расходов на товары и услуги, основанные на данных об операциях, совершенных с использованием платежных карт -применяется справочно;

- опросные показатели (опрос предпринимателей относительно изменений факторов, влияющих на ведение бизнеса) планируется реализовать на втором этапе;

- статистические показатели по данным реестра МСП ФНС (изменение количества субъектов МСП; изменение количества занятых у субъектов МСП; изменение количества вновь зарегистрированных микропредприятий) - применяются справочно;

- данные об отраслевой структуре сектора МСП Росстата - применяются справочно.

Статистические показатели, используемые в расчете значений Индекса, включают:

1. Изменение поступлений на расчетные счета МСП в пересчете на одного субъекта МСП, с весом 0,2. Средний объем поступлений на расчетные счета одного субъекта МСП рассчитывается как отношение суммарного объема поступлений на расчетные счета субъектов МСП по исполненным платежным поручениям за отчетный период к количеству субъектов МСП хотя бы с одним аналогичным поступлением за отчетный период.

2. Изменение объема фонда оплаты труда МСП на одного занятого, с весом 0,4. Объем ФОТ МСП на одного занятого рассчитывается как отношение суммарного объема ФОТ по всем субъектам МСП за отчетный период к количеству уникальных физических лиц с зарплатными начислениями от субъектов МСП за отчетный период.

3. Изменение численности физических лиц с зарплатными начислениями на одного субъекта МСП, с весом 0,4. Численность физических лиц с зарплатными начислениями на одного субъекта МСП рассчитывается как отношение количества уникальных физических лиц с зарплатными начислениями от субъектов МСП за отчетный период к количеству субъектов МСП хотя бы с одним аналогичным поступлением за отчетный период.

Для обеспечения сопоставимости результатов развития сектора МСП все субъекты РФ были разделены на 4 группы. Первая группа регионов включает Москву, Московскую область и С.-Петербург (более 300 тыс. субъектов МСП), вторая группа регионов -20 субъектов РФ (от 300 тыс. до 67 тыс. субъектов МСП), третья группа - 23 субъекта РФ (от 67 тыс. до 40 тыс. субъектов МСП), четвертая группа - 37 субъектов РФ (до 40 тыс. субъектов МСП).

На первом этапе рассчитываются значения Индекса по каждому из трех показателей (выручка на 1 МСП; ФОТ на 1 занятого и число занятых на 1 МСП) в разрезе субъектов РФ.

Значение каждого показателя Индекса считается накопленным итогом за период (напр., I кв. 2020 г. к I кв. 2019 г. или 1-11 кв. 2020 г. к 1-11 кв. 2019 г. и т.д.) и рассчитывается как отношение значения за отчетный период к предыдущему за минусом одного, умноженное на 100. В результате расчета по периодам в Индексе сглаживаются сезонные отклонения и выявляются основные тенденции развития МСП относительно аналогичного периода прошлого года.

На втором этапе на основе полученных значений каждого из трех показателей Индекса, переведенных в шкалу от -50 до 50, формируется сводное значение Индекса по каждому субъекту РФ следующим образом:

Значение Индекса роста МСП = Д выручки на 1 МСП (%) • 0,2 + +Д объема ФОТ на 1 занятого (%) • 0,4 + Д числа рабочих мест на 1 МСП (%) • 0,4.

Значение Индекса по России является усредненным значением Индекса по всем субъектам РФ.

По итогам результатов анализа за III кв. 2020 г. (рис. 1) Индекс составил +5,8 п., при этом прирост относительно II кв. 2020 г., во время которого снижение деловой активности было максимальным, составил +1 п.

12

10

12

08

03 -- 2 03 210

1 кв. 2020

1-2 кв. 2020

1-3 кв. 2020

Рис. 1. Динамика значений показателей Индекса роста МСП, Индекс (п.), отчетный период к аналогичному периоду прошлого года: 0 выручка на 1 предприятие; ЕЗ ФОТ на 1 занятого; ■ число сотрудников на 1 предприятие; -♦- итоговый индекс (правая шкала)

14

8

07

7

6

5

8

4

6

3

4

02

2

01

0

К ключевым факторам роста Индекса в III кв. по отношению ко II кв. 2020 г. можно отнести нижеследующие.

Рост выручки в среднем на 1 МСП составил +5,9% относительно II кв., возможно связан с отложенным спросом и снятием ограничений, вызванных пандемией коронавирус-ной инфекции [15]. Предприятиям сектора МСП удалось увеличить средний объем выручки на одно предприятие на 336 тыс. руб. относительно предыдущих двух кварталов.

Рост среднего объема ФОТ на 1 занятого (+4,2% относительно II кв.) может быть связан с «обелением» сектора МСП в связи со снижением взносов во внебюджетные фонды (нагрузка на ФОТ) с 30 до 15%. Заработная плата сотрудников МСП в среднем увеличилась по итогам III кв. на 1 154 руб. [16;17].

Рост среднего числа рабочих мест на 1 предприятие (+1,2% относительно II кв.) -в целом число рабочих мест не изменилось и составило около 6 ед.

Позитивный тренд по итогам III кв. в секторе МСП был создан за счет реализации основного пакета мер поддержки сектора МСП во II кв. 2020 г. В связи с тем, что в IV кв. новые меры поддержки не вводились, а в большинстве регионов России были реализованы новые ограничительные мероприятия, по итогам года ожидается, что число занятых в секторе МСП и ФОТ значительно не увеличится.

В III кв. 2020 г. прирост показателей Индекса (табл. 1) наблюдается во всех категориях предприятий, при этом наибольший прирост выручки и числа занятых на 1 МСП прослеживается среди малых и средних предприятий. Фактически даже с учетом введенных ограничений, субъекты МСП в 2020 г. старались максимально сохранить занятость и размер заработной платы.

Таблица 1

Динамика показателей Индекса роста по группам МСП в III кв. 2020 г.

Категория МСП Выручка на 1 МСП , п. ФОТ на 1 занятого, п. Число занятых на 1 МСП, п. Данные о выручке на 1 МСП, за III кв. 2020 г., руб. (прирост, % к II кв. 2020 г.) Данные о ФОТ на 1 МСП, за период в мес., руб. (прирост, % к II кв. 2020 г.) Данные о числе занятых на 1 МСП, чел. (прирост, % к II кв. 2020 г.)

Микро 7,2 6,4 0,5 4280058 (+5,1) 27953 (+1,9) 3,2 (- 0,9 )

Малые 10,8 6,9 7,3 47441068 (+5,6) 37506 (+3) 37,1 (+1)

Средние 10,2 5,9 3,7 220728400 (+7,8) 39262 (+4,1) 153,8 (+0,5)

Источник: расчеты Института экономики роста им. П.А. Столыпина.

Тем не менее в отраслевом разрезе (табл. 2) динамика основных показателей Индекса положительна не во всех случаях. Отдельные отрасли, спрос на продукцию которых либо не снижался, либо снизился незначительно, возросли по всем трем показателям Индекса, однако предприятия ряда отраслей, несмотря на рост выручки, сокращают персонал, что вызвано негативными ожиданиями относительно будущих периодов.

Среди наиболее пострадавших секторов экономики: образование (-5.8 п.), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (-1.7 п.), деятельность финансовая и страховая (+0,6 п.), при этом наибольшее сокращение выручки наблюдается у МСП, ведущих деятельность в области культуры и спорта (-13 п.), гостиниц и ресторанов (-11,1 п.) и образовательных организаций (-7,3 п.).

Таблица 2

Динамика Индекса в III кв. 2020 г. по видам экономической деятельности

.п 0 rt es а « « , ^ й з i s 8 тео)

Вид экономической деятельности ä . S d ^ К по a ä <N Й к Э Выручка на 1 МСП , п., III кв 2020 г. £ Е о S <N 3 о « § К о й ^ 1 " S G Данные о выручке 1 МСП, за III кв., р (прирост, % к II к 2020 г.) ые о ФОТ н СП, за III кв. [ем. в мес., р ост, % к II к 2020 г.) § 5 fr >- 1 £ I 3 я ^ ^

Й о „ И G CO ® и ё о ¡3 О 2 а & Ч"4 8- & в sa S g " ! S « * ^ Я d Ч "

Сельское, лесное хозяйство, 11,2 26,1 9,3 5,7 11935959 27413 (+8,5) 13 (+1,4)

охота, рыболовство и ры- (+2,5)

боводство

Деятельность в области 9,7 20,9 3,9 9,9 3655029 25212(+5) 13,6 (+2,9)

здравоохранения и соци- (+10,6)

альных услуг

Водоснабжение; водоотве- 8,2 6,9 12,4 4,8 11725811 30138 (+2,2) 18,9 (-2,1)

дение, организация сбора (+8,2)

и утилизации отходов, де-

ятельность по ликвида-

ции загрязнений

Государственное управле- 8 2,8 19,7 -1,1 3875956 (- 35397 (+1,2) 14,5 (-4.9)

ние и обеспечение воен- 6,3)

ной безопасности; соци-

альное обеспечение

Деятельность в области ин- 7,6 22,2 8,7 -0,9 5927997 48497 (+0,8) 7 (+0.5)

формации и связи (+0,4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность профессио- 6,8 18 8,4 -0,5 8301617 42 328 5,9 (-0,5)

нальная, научная и техни- (+2) (+2,7)

ческая

Деятельность по операциям 5,9 9,1 11,5 -1,3 7374239 28591 (+3,5) 6 (-0,4)

с недвижимым имуще- (+12)

ством

Обрабатывающие производ- 5,7 11,8 6,7 1,7 10516806 29758 (+3,3) 15,1 (+0,4)

ства (+5,9)

Деятельность администра- 4,9 0,3 7,7 4,3 3847271 22146 (+1,6) 11,1 (-0,3)

тивная и сопутствующие (+4,7)

дополнительные услуги

Транспортировка и хранение 4,4 3,8 4,5 4,6 3259081 (+7,8) 29357 (+2,2) 4 (+1,3)

Торговля оптовая и рознич- +4,3 п. 6,9 6,8 0,3 7856318 29265 (+2,9) 4 (+0,2)

ная; ремонт автотранс- (+6,7)

портных средств и мото-

циклов

Добыча полезных ископае- 4,2 10,2 10 -4,5 29183144 52026 (+9,3) 33 (+2,6)

мых (+3,8)

Прочие 3,4 3,4 5,7 1,1 4078042 (+4) 29599 (+5,3) 16,9 (+0,6)

Обеспечение электрической 2,6 -1,8 5,5 2 13024129 30053 (+1,4) 5,6 (-4,3)

энергией, газом и паром; (-2,1)

кондиционирование воз-

духа

Деятельность гостиниц и 1,9 -11,1 -0,2 10,4 2794889 19886 (+2) 6,9 (+1,4)

предприятий обществен- (+14,6)

ного питания

Строительство 1,6 -4,4 7,8 -1,5 9876812 (+3,8) 34253 (+3,1) 6,9 (-0,5)

Предоставление прочих ви- 0,7 -7,2 2,2 -0,5 908976 23789 2 (+2,3)

дов услуг (+3,6) (+2)

Деятельность финансовая и 0,6 1,4 +1,6 п. -0,8 34527438 36754 (+4,6) 7,2 (-3,9)

страховая (+2,2)

Деятельность в области -1,7 -13 -3,8 6,2 1758966 23809 3,2 (+1,9)

культуры, спорта, органи- (+10,2) (-0,2)

зации досуга и развлечений

Образование -5,8 -7,3 1,8 -12,6 759547 (+2,4) 26 453 (-1) 1,4 (-3,2)

Источник: расчеты Института экономики роста им. П.А. Столыпина.

В разрезе групп регионов (субъектов РФ) (рис. 2) наибольший прирост значений Индекса прослеживается в 4-й группе, где МСП сконцентрировано в меньшей степени. Если 1 группа (Москва, Московская область, С.-Петербург) по итогам I кв. были вторыми по росту, то в результате введенных ограничений к III кв. 2020 г. сектор МСП в данной группе показал самые худшие результаты, в первую очередь, за счет слабого прироста числа занятых на МСП и низкого прироста выручки на 1 МСП. Из этого также следует, что введенные ограничительные мероприятия во II кв. 2020 г. в большей степени оказали негативное влияние на регионы с наибольшей концентрацией субъектов МСП.

Рис. 2. Динамика Индекса Роста МСП по группам регионов: Ш 1 группа; ЕЗ 2 группа; ЕЗ 3 группа; Н 4 группа; -♦- итоговый индекс (правая шкала)

Потенциал развития Индекса роста МСП как инструмента повышения эффективности государственного управления. Результаты первого выпуска Индекса были представлены в ноябре-декабре 2020 г. на экспертных обсуждениях в 21-м субъекте РФ. В дискуссиях приняли участие заместители глав субъектов Федерации, руководители и заместители руководителей региональных ведомств, отвечающих за экономическое развитие в регионе, представители региональных отделений ПАО «Сбербанк», руководители бизнес-объединений, бизнес-омбудсмены, а также представители предпринимательского сообщества. Общее число участников экспертных обсуждений - 589 чел.

В рамках обсуждений участники в целом подтвердили актуальность и эффективность Индекса как инструмента мониторинга оценки состояния сектора МСП и мер государственной политики в отношении данного сектора. В большинстве субъектов РФ также отметили, что показатели Индекса совпадают с реальной ситуацией, которая развивалась в регионах.

Среди ключевых преимуществ Индекса участники совещаний указали следующее:

- данные Индекса максимально оперативны, могут предоставляться практически в режиме «онлайн», что в огромной степени отличает их от данных Росстата, который предоставляет данные с задержкой от месяцев до года в зависимости от показателя;

- данные Индекса охватывают более половины всех субъектов МСП, что позволяет достаточно точно оценивать и прогнозировать состояние сектора малого и среднего предпринимательства;

- Индекс позволяет оценивать и прогнозировать развитие сектора МСП в разрезе как регионов и муниципальных образований, так и видов деятельности и размера предприятий;

- Индекс может быть использован не только для оценки состояния сектора МСП, но и для обоснования необходимости введения дополнительных мер поддержки на уровне как субъекта РФ, так и на федеральном;

- Индекс позволяет получать информацию об обороте компаний, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе патентную систему налогообложения, ЕНВД, а также с опережением получать информацию о результатах финансовой деятельности компаний по итогам года - в январе.

Основные недостатки Индекса:

- несмотря на широкой охват МСП, Индекс не всегда позволяет оценить причины роста или снижения значений в отдельных отраслях и регионах (для уточнения динамики требуется проведение углубленного анализа ситуации);

- ряд предприятий в действительности ведет деятельность, не совпадающую с выбранным ими ОКВЭДом, в результате реальная картина в отдельных регионах и видах экономической деятельности может быть искажена, что, однако, является ограничением и для иных источников администрируемых данных - налоговых данных ФНС и данных Росстата (кроме углубленных форм, например, К1-услуги), основанных на ОКДП, и др.

- Индекс не учитывает возможности перехода предприятий в крупные или в самозанятые.

- за рамками выборки Индекса остается теневая экономика.

В ходе экспертных обсуждений участникам также было предложено определить факторы, которые могли бы оказать влияние на динамику значений Индекса в регионах и конкретных видах деятельности. Так, участники экспертных совещаний связали показатели Индекса в своих регионах со следующими факторами:

- активная реализация мер поддержки МСП на уровне субъекта РФ (например, Московская, Волгоградская, Владимирская, Свердловская области и др.);

- региональная политика и политика муниципальных образований, направленные на обновление основных фондов, строительство новых зданий и сооружений и развитие инфраструктуры (например, в Курской области в 2020 г. была запущена программа по обновлению городских фасадов, в результате МСП, осуществляющие в регионе деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, продемонстрировали существенный рост всех показателей Индекса: выручка на 1 МСП составила +50 п., ФОТ на 1 занятого - +17,9 п., число занятых на 1 МСП - +26,9 п.);

- зависимость показателей отдельных отраслей от государственного заказа (в том числе гособоронзаказа): например, в Тульской области в результате изменения условий гособоронзаказа произошло снижение выручки у МСП в секторе производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки;

- вход на рынок новых крупных предприятий и перераспределение господдержки (например, в Курской области открытие новых производственных мощностей компанией «Мираторг» привело к снижению выручки субъектов МСП в секторе растениеводства и животноводства);

- снижение непроизводственных затрат (реклама, маркетинг) и, как следствие, сокращение выручки, ФОТ и занятости предприятий, ведущих рекламную деятельность и исследование конъюнктуры рынка;

- связанное с пандемией и общим изменением экономической ситуации падение спроса на ряд товаров и услуг (салоны красоты, развлечения, бухгалтерские услуги и пр.);

- структура экономики и отдельных секторов в регионе в условиях пандемии в одних регионах МСП, ведущие деятельность в области здравоохранения, продемонстрировали рост за счет растущего спроса на услуги, связанные с проведением медицинских анализов, а в других - сокращение, как, например, в Тульской области, где в структуре данно-

го сектора экономики значительную долю составляют частные стоматологические клиники, в отношении которых были осуществлены ограничительные мероприятия);

- цифровая трансформация малого и среднего бизнеса (например, в Свердловской области малые и средние предприятия по производству одежды продемонстрировали рост всех трех показателей Индекса, что связано с выходом ряда предприятий на Интернет-площадку Wildberries);

- частные случаи перехода субъектов МСП в категорию крупных предприятий, что повлекло их исключение из реестра МСП и выборки Индекса.

Вместе с тем факторы, указанные участниками экспертных обсуждений, требуют дополнительной верификации и проверки, что будет реализовано в дальнейших исследованиях в рамках развития Индекса.

Среди ключевых направлений развития данного инструмента можно выделить следующие:

- дополнение Индекса результатами экспертных опросов в субъектах РФ с целью верификации и уточнения причин изменения показателей Индекса на территории субъекта РФ (примененные меры поддержки, изменения параметров налогов и сборов, регуляторные, санитарно-эпидемиологические ограничения и др.);

- дополнение данных Индекса оперативными данными других банков, ФНС (в том числе данными налогового калькулятора, данными по налоговой нагрузке на предприятия, рентабельности, данными об уплаченных налогах и сборах, данными о самозанятых) и Банка России (данными о долговой нагрузке на сектор МСП);

- учет индекса потребительских цен в рамках оценки динамики показателей Индекса;

- учет поступлений на расчетные счета субъектов МСП заемных средств;

- оценка выборки, полученной на основе данных ПАО «Сбербанк», и ее сопоставление с данными ФНС;

- проведение дополнительного цикла исследований о влиянии федеральных и региональных мер государственной поддержки, налоговых льгот на результаты развития сектора МСП в субъектах РФ и в отдельных видах экономической деятельности.

С учетом планов дальнейшего развития Индекс может стать важнейшим инструментом не только мониторинга и прогнозирования состояния сектора МСП в субъектах РФ, но и инструментом оценки эффективности финансовых и налоговых мер поддержки субъектов МСП и обоснования необходимости введения дополнительных федеральных, региональных и муниципальных мер поддержки.

В качестве одного из прикладных инструментов Индекса прорабатывается создание ситуационных центров по развитию МСП в субъектах РФ (далее - ситуационный центр).

В ходе дискуссий ряд представителей органов государственной власти в субъектах РФ заявили о готовности принять участие в пилотном детализированном обследовании состояния сектора МСП и оказать содействие в дополнении данных, используемых для расчета Индекса, данными других банков, обслуживающих МСП, и данных ФНС.

Фактически пилотное детализированное обследование состояния сектора МСП в субъекте РФ может стать основой деятельности ситуационного центра, ключевая цель которого - обеспечение развития сектора МСП, в том числе его вклада в валовой региональный продукт и занятость. Деятельность ситуационного центра может охватывать как приоритетные секторы (например, сектор «экономики простых вещей» или высокотехнологичные компании), так и всю структуру экономики субъекта РФ.

Создание ситуационного центра развития МСП позволит:

- проводить мониторинг состояния сектора МСП в разрезе муниципальных образований, видов деятельности, размера бизнеса (в том числе на основе показателей динамики выручки на 1 МСП, ФОТ на 1 занятого в секторе МСП и числа занятых на 1 МСП);

- определять ключевые секторы экономики, исходя из приоритетов государственной политики, и разрабатывать необходимые для обеспечения их развития меры государственной поддержки;

- оценивать эффекты реализуемых федеральных и региональных мер, а также определять направления и эффекты необходимой корректировки действующей государственной политики.

В результате использование указанных данных может создать новые возможности для качественной и «умной» государственной политики, направленной на развитие сектора малого и среднего предпринимательства на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации, а также позволит вырабатывать и корректировать применяемые меры поддержки в зависимости от их эффективности и влияния на сектор малого и среднего бизнеса.

Литература / References

1. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации» // СПС Консультант Плюс. [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 2 iyunya 2016 g. № 1083-r «O Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v RF na period do 2030 g. i plane meropriyatij ("dorozhnoj karte") po ee realizatsii»//SPSKonsul'tantPlyus]

2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс. [Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda» // SPS Konsul'tantPlyus]

3. Доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации — 2020. Реестр системных проблем российского бизнеса. Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/3.pdf (дата обращения 07.12.2020). [Doklad Upolnomochennogo pri Prezidente Rossijskoj Federatsii po zashhite prav predprinimatelej Prezidentu Rossijskoj Federatsii. Reestr sistemnykh problem rossijskogo biznesa. (2020).]

4. Абрамова М.А., Дубова С.Е., Захарова О.В., Ершов М.В., Лаврушин О.И. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов: мнение экспертов Финансового университета // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12. № 1. С. 6-19. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-6-19. [Abramova, M.A., Dubova, S.E., Zakharova, O.V., Yershov, M.V., Lavrushin, O.I. (2019). On the Guidelines for the Single State Monetary Policy for 2019 and the Period of2020 to 2021: Expert Opinion of Financial University //Economics, Taxes & Law. Vol. 12. No. 6. Pp. 6-19.] (In Russ.).

5. Шилков Д.Е., Саватюгин А.Л. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка состояния гарантийной поддержки и микрофинансирования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2015-2018 годах и первом полугодии 2019 года». Счетная палата Российской Федерации. 2019. Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/60a/60a1e40f2fe53797e18a3a99e5eb5b27.pdf (дата обращения 07.12.2020). [Shilkov D.E., Savatyugin А/L. Otchet o rezul'tatakh ehkspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Otsenka sostoyaniya garantijnoj podderzhki i mikrofinansirovaniya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii v 2015-2018 godakh i pervom polugodii 2019 goda». Schetnaya palata Rossijskoj Federatsii. 2019. Pp. 1-35]

6. Алехнович А.О., Никитин К.М. «Умная» налоговая система //Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 209. № 1. С. 25-44. [Alekhnovich, A.O., Nikitin, K.M. «Smart» Taxes. (2018) // Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. Vol. 209. № 1. Pp. 25-44.]

7. Ключевые аспекты программы социально-экономического развития России до 2025 года «Стратегия Роста»: научный доклад. Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. 2017. Режим доступа: https://stolypin.institute/wp-content/uploads/2017/11/nauchnyy-doklad_strategiya-rosta_16.11.17.pdf (дата обращения 07.12.2020). [Klyuchevye aspekty programmy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii do 2025 goda «Strategiya Rosta»: nauchnyj doklad. Institut ekonomiki rosta i m. Stolypina P.A. (2017) 180p.]

8. Jia Q., Guo Y., Wang J., Barnes S. Big Data Analytics in the Fight against Major Public Health Incidents (Including COVID-19): A Conceptual Framework // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17. № 17. DOI: 10.3390/ijerph17176161 Available at: https://www.mdpi.com/1660-4601/17/17/6161 (accessed 07.12.2020).

9. Bragazzi N., Damiani G., Behzadifar M. How Big Data and Artificial Intelligence Can Help Better Manage the COVID-19 Pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. № 9. DOI: 10.3390/ijerph17093176. Available at: https://www.researchgate.net/publication/341141616_How_Big_ Data_and_Artificial_Intelligence_Can_Help_Better_Manage_the_COVID-19_Pandemic (accessed 07.12.2020).

10. Ирхин Ю.В. Классические и цифровые подходы в государственном управлении в условиях пандемии коро-навируса // Ars Administrandi (Искусство управления). 2020. Т. 12. № 3. С. 367—384. DOI: 10.17072/22189173-2020-3-367-384. [Irhin, Yu.V. (2020) Classical and Digital Approaches in Public Administration: New Trends in the Context of the Covid-19 Pandemic // Ars Administrandi. 2020. Vol. 12. № 3. Pp. 367-384.]

11. Pinglin H., Hanlu N., Zhe S., Tao L. Accounting Index of COVID-19 Impact on Chinese Industries: A Case Study Using Big Data Portrait Analysis. Emerging Markets Finance and Trade. 2020. Vol. 56. № 10. Pp. 23322349. DOI: 10.1080/1540496X.2020.1785866

12. Sheng J., AmankwahAmoah J., Khan Z., Wang X. COVID-19 Pandemic in the New Era of Big Data Analytics: Methodological Innovations and Future Research Directions // British Journal of Management. 2020. Vol. 0. Pp. 1-20. DOI: 10.1111/1467-8551.12441

13. Henke N., Puri A., Saleh T. (2020). Accelerating Analytics to Navigate COVID-19 and the Next Normal. McKin-sey & Company, May 20. Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/mckinsey-analytics/our-insights/accelerating-analytics-to-navigate-covid-19-and-the-next-normal [accessed 07.12.2020].

14. Munne R. Big data in the public sector. New Horizons for a Data-Driven Economy. Cham, Springer, 2016. Pp. 195-208. DOI 10.1007/978-3-319-21569-3_11

15. Аганбегян А.Г., Клепач А.Н., Порфирьев Б.Н., Узяков М.Н., Широв А.А. Постпандемическое восстановление российской экономики и переход к устойчивому социально-экономическому развитию //Проблемы прогнозирования. 2020. № 6. С. 18-26. DOI: 10.47711/0868-6351-183-18-26. [Aganbegyan, A.G., Klepach, A.N., Porfiriev, B.N., Uzyakov, M.N., Shirov, AA. (2020). Postpandemicheskoe vosstanovlenie rossijskoj ekonomiki i perekhod k ustojchivomu social'no-ekonomicheskomu razvitiyu //Problemy Prognozirovaniya. 2020. № 6. Pp. 18-26.]

16. Парамонова И.Н. Приоритетные направления государственной политики противодействия теневой экономике //Актуальные исследования. 2020. № 18(21). С. 72-75. [Paramonova, I.N. (2020). Priority Directions of the State Policy to Counteract the Shadow Economy // Aktual'nye Issledovaniya. 2020. № 18(21). Pp. 72-75.].

17. Громов В.В., Милоголов Н.С. Рекомендации по дополнению мер поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии в части снижения налоговой нагрузки на труд (по уплате страховых взносов) // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. №. 5. С. 83-89. [Gromov, V.V., Milogolov, N.S. (2020). Guidelines for Expansion of Measures Aimed to Support Small and Medium Businesses Amid Pandemic in Terms of Reduction of Tax Burden on Labor (Insurance Contributions) //Russian Economic Developments. Vol. 27. № 5. Pp. 83-89.]

Статья поступила 11.01.2021. Статья принята к публикации 16.02.2021.

Для цитирования: А.О. Алехнович, Л.Л. Анучин, АО. Ахиев. Индекс роста малых и средних предприятий - новый инструмент мониторинга состояния сектора малого и среднего предпринимательства в России // Проблемы прогнозирования. 2021. № 4(187). С. 134-144. БО!: 10.47711/0868-6351-187-134-144

Summary

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE GROWTH INDEX: A NEW TOOL FOR MONITORING THE STATE OF THE SMALL AND MEDIUM BUSINESS SECTOR IN RUSSIA

A.O. ALEKHNOVICH, Stolypin Institute for Economy of Growth, Expert Center under the Presidential Commissioner for Entrepreneurs' Rights, Moscow, Russia L.L. ANUCHIN, Stolypin Institute for Economy of Growth, Expert Center under the Presidential Commissioner for Entrepreneurs' Rights, Moscow, Russia A.O. AKHIEV, Stolypin Institute for Economy of Growth, Moscow, Russia

Abstract: The article presents the SME Growth Index, elaborated by Stolypin Institute for Economy of Growth on the basis of big data collected by Sberbank. The tool proposed by the authors allows not only to carry out operational monitoring of the state of the SME sector, but also to assess the effectiveness of state policy aimed at developing the SME sector and design further support measures.

In the context of pandemic and epidemiological restrictions, at the end of Q3 2020, the Index showed moderate growth in the SME sector, close to "stagnation" (+5.8 points). At the same time, the growth of the Index relative to the Q2 2020, when the decline in business activity reached maximum, amounted to +1 p.

Keywords: big data, SME, economic recovery, public policy effectiveness, COVID-19, public administration

Received 11.01.2021. Accepted 16.02.2021.

For citation: A.O. Alekhnovich, L.L. Anuchin, andA.O. Akhiev. Small and Medium Enterprise Growth Index: A New Tool for Monitoring the State of the Small and Medium Business Sector in Russia // Studies on Russian Economic Development. 2021. Vol. 32. № 4. Pp. 431-438. DOI: 10.1134/S 107570072104002X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.