Научная статья на тему 'Индекс ресурсности педагогов с разным уровнем профессионального выгорания'

Индекс ресурсности педагогов с разным уровнем профессионального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS / ИНДЕКС РЕСУРСНОСТИ / THE INDEX OF THE RESOURCE / СТЕПЕНЬ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ / THE DEGREE OF SELF-ACTUALIZATION / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пежемская Юлия Сергеевна, Смирнова Наталья Сергеевна

В статье описываются результаты пилотажного исследования, одной из задач которого было определение индекса ресурсности и степени самоактуализации как личностных характеристик педагогов, повышающих их уровень психологической защищенности от профессионального выгорания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пежемская Юлия Сергеевна, Смирнова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDEX OF RESOURCE TEACHERS WITH DIFFERENT LEVELS OF PROFESSIONAL BURNOUT

The article describes the results of the pilot study, one of whose tasks was the identification of the resource and the degree of self-actualization as the personal characteristics of the teachers increase their level of psychological security from professional burnout

Текст научной работы на тему «Индекс ресурсности педагогов с разным уровнем профессионального выгорания»

УДК 316.61; 159.9.072

ИНДЕКС РЕСУРСНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Пежемская Юлия Сергеевна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, доцент кафедры психологии развития и образования, к.псх.н., доцент, e-mail: pjshome@mail.ru

Смирнова Наталья Сергеевна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, помощник проректора, педагог-психолог, e-mail: nnatalia.serg@gmail.com

В статье описываются результаты пилотажного исследования, одной из задач которого было определение индекса ресурсности и степени самоактуализации как личностных характеристик педагогов, повышающих их уровень психологической защищенности от профессионального выгорания

Ключевые слова: профессиональное выгорание педагогов; индекс ресурсности; степень самоактуализации; сравнительный анализ

THE INDEX OF RESOURCE TEACHERS WITH DIFFERENT LEVELS OF PROFESSIONAL BURNOUT

Pezhemskaya Uliya S.

Herzen State Pedagogical University, Department of psychology of development and education, Associate Professor, PhD, Associate Professor, e-mail: pjshome@mail.ru

Smirnova Natalia S.

Herzen State Pedagogical University, the assistant to the Provost, educational psychologist, e-mail: nnatalia.serg@gmail.com

The article describes the results of the pilot study, one of whose tasks was the identification of the resource and the degree of self-actualization as the personal characteristics of the teachers increase their level of psychological security from professional burnout

Keywords: professional burnout of teachers; the index of the resource; the degree of self-actualization; comparative analysis

Для цитирования: Пежемская Ю.С., Смирнова Н.С. Индекс ресурсности педагогов с разным уровнем профессионального выгорания // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской

таможенной академии. 2016. № 2 (58). С. 96-99.

Феномен профессионального выгорания широко известен, и его возникновение у людей, работающих в сфере «человек-человек», подтверждено многочисленными исследованиями. Среди авторов-исследователей данной проблемы - К. Маслач, С. Джексон, А. Рукавишников, В. Бойко, Н. Водопьянова и другие. С синдромом профессионального выгорания может столкнуться каждый специалист, являющийся представителем сферы «помогающих» профессий. Не случайно эмоциональное выгорание нередко называют «платой за сочувствие» [1; 2; 3].

Профессия педагога относится к стрес-согенным. Люди, занимающиеся педагогической деятельностью, подвержены регулярным профессиональным стрессам и, как следствие, профессиональному выгоранию. Педагоги, работающие осознанно, знают о риске появления возможного синдрома и стремятся заботиться о сохранении своего адаптационного и коммуникативного потенциала, нервно-психической устойчивости, развивая у себя навыки

саморегуляции поведения и ресурсы психологической защищенности от профессионального выгорания. Наиболее значимыми, с психологической точки зрения, в контексте преодоления сложных жизненных ситуаций являются личностные ресурсы.

Личностные и средовые, внутренние и внешние ресурсы значимы для человека и помогают ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Принцип «консервации» ресурсов предполагает наличие возможности приобретать, сохранять, восстанавливать, увеличивать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями [4]. В данном исследовании ресурсы понимаются как значимые материальные средства и нематериальные конструкты, внешние и внутренние, характеристики, которые необходимы для преодоления реальных или предполагаемых стрессов жизни. Согласно ресурсной концепции С. Хобфолла [5], психологический стресс и риск болезней адаптации возникает при нарушении баланса между потерей и приобретением

персональных ресурсов. Психологический стресс развивается в ситуациях трех типов: ситуациях, представляющих угрозу потери ресурсов; ситуациях фактической потери ресурсов; ситуациях отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достижения желаемого результата, либо значительно превышает получаемый результат.

Ресурсы адаптации личности - умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни. Они бывают внутренними и внешними переменными, способствующими психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессовым трудовым и жизненным ситуациям.

Ресурсы человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности - средства, используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией. В контексте ресурсной теории стресса для сохранения сопротивляемости и устойчивости против стресса важным является накопление ресурсов до того, когда возникнет стрессовая ситуация или действие отдельного стрессора. Стратегия накопления ресурсов представляет собой некоторый совладающий, преодолевающий копинг (стратегию поведения).

Ресурсы психологического преодоления -актуализированные потенциальные возможности человека в виде способов или действий, направленных на совладание со стрессорами прошлых, настоящих или будущих ситуаций. Основными атрибутами ресурсов преодоления как специфических психологических «инструментов» являются осознанность, мотивация, значимость и целенаправленность их использования или накопления для совладания (ко-пинг-стратегии) с прогнозируемыми стрессовыми ситуациями.

Ресурсы человеческие включают всех работников той или иной организации, которые вносят свой вклад в ее деятельность. Термин «ресурсы человеческие» отражает представление о том, что люди - это важный ресурс организации, во многом определяющий ее

конкурентоспособность. Успех управления человеческими ресурсами зависит от целостности представлений о важности человеческих ресурсов в стратегию и политику организации и внедрения принципов, на которых основывается управление, в повседневную работу всех менеджеров организации, от высшего руководства до линейных менеджеров [6].

По итогам проведенного нами пилотажного исследования выборка была разделена на три группы педагогов с разным уровнем профессионального выгорания: группа с невысоким уровнем профессионального выгорания составила 22 человека, группа с высоким уровнем выгорания - 18 человек, группа с очень высоким уровнем выгорания - 21 человек.

Для диагностики индекса ресурсности в каждой группе использовался опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (Тест ОППР) Н. Водопьяновой, М. Штейна [6]. Опросник диагностирует соотношение и динамику персональных ресурсов человека за определенный заданный временной промежуток.

Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности человека и устойчивость к стрессогенным жизненным обстоятельствам с наличием личностных (социально-психологических) ресурсов. В используемом опроснике подсчитыва-ется индекс ресурсности (ИР) как частное от деления суммы баллов «приобретений» на сумму баллов «потерь». Чем больше ИР, тем больше сбалансированы жизненные разочарования и достижения, выше адаптационный потенциал личности, меньше стрессовая уязвимость.

В соответствии с опросником «Потери и приобретения персональных ресурсов» низкий уровень ресурсности считается при ИР менее 0,8; средний - в диапазоне 0,8-1,2; высокий -более 1,2. Очевидно, что во всех группах педагогов с разным уровнем профессионального выгорания уровень ресурсов средний, так как попадает в диапазон от 0,8 до 1,2.

Вместе с тем в ходе анализа таблицы 1 мы приходим к выводу о том, что существуют достоверные различия индекса ресурсности у педагогов с разным уровнем профессионального выгорания.

Наибольший индекс ресурсности выявлен у группы с невысоким уровнем профессионального выгорания. Следовательно, ресурсы ценны для человека и помогают адаптироваться в

о

Х О ь о

аз

П "О

О

Ф

т

О Г)

>

Ь сг

3=1 т

аз

Т т

ь

сг X

О Г)

Пежемская Ю.С., Смирнова Н.С.

Таблица 1

Достоверные различия показателя индекса ресурсности в группах педагогов с различным уровнем

профессионального выгорания

Показатель Группы по выгоранию Г Р

Группа, с невысоким уровнем про фесси он альн ог о выгорания (интегр. показатель до 6) Группа с ВЫСОКИМ уровнем про фесси он альн ого выгорания (интегр. показатель 6-9) Группа с очень ВЫСОКИМ уровнем про фесси он альн ого выгорания (интегр. показатель бол. 10)

Индекс ресурсности 1,59 1,09 0,95 6.12 0,001

стрессовых ситуациях, влияют на возможности справляться со стрессами, играют важную роль в преодолении профессионального выгорания. Таким образом, индекс ресурсности имеет средний показатель во всех группах педагогов с разным уровнем профессионального выгорания. Однако в группе с невысоким уровнем выгорания он выше, чем в двух других.

Итак, мы рассмотрели корреляционные взаимосвязи индекса ресурсности с эмоциональным истощением, деперсонализацией, редукцией профессиональной деятельности, интергальным показателем профессионального выгорания, стажем работы и возрастом педагогов. По результатам сравнительного анализа значимых взаимосвязей между индексом ресурсности со стажем, возрастом, а также потребностью в психологической помощи и редукцией профессиональных достижений педагогов не обнаружено.

Выявлены значимые отрицательные связи между индексом ресурсности, интегральным показателем профессионального выгорания (-0,50), эмоциональным истощением (-0,38) и деперсонализацией(-0,43). Следовательно, высокий уровень ресурсов, жизненных ценностей помогает пережить педагогам состояние профессионального выгорания.

Выявлена значимая положительная связь (0,50) между индексом ресурсности и степенью самоактуализации. Можно предположить, что педагог, занимающийся своим развитием, в том числе вне профессиональной деятельности, имеет большее количество ресурсов для преодоления жизненных и профессиональных стрессов и, как следствие, лучше защищен от профессионального выгорания.

В группе с невысоким уровнем профессионального выгорания установлена значимая отрицательная связь (-0,50) индекса ресурсности с интегральным показателем профессионального выгорания педагогов. Этот факт говорит о том, что ресурсы, которыми обладает педагог для преодоления стресса и жизненных трудностей, в данной группе играют существенную роль в преодолении профессионального выгорания. По остальным показателям значимых связей в группе с невысоким уровнем профессионального выгорания не обнаружено.

В группе с очень высоким уровнем профессионального выгорания очевидна значимая положительная связь (0,47) индекса ресурсности и степени самоактуализации. Вероятно, что в данном случае саморазвитие педагога способствует росту уровня ресурсов, необходимого для преодоления профессиональных стрессов и выгорания, а очень высокий уровень профессионального выгорания в этой группе объясняется влиянием других факторов, на которые степень самоактуализации не оказывает влияния.

Для определения степени самоактуализации педагогов использовался «Опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл)» [7]. Шкала измеряет то, в какой степени человек, находясь в состоянии поиска ценностей и смысла жизни, является направленным на себя, а не на других.

Предполагается, что от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени [7]. Низкая степень самоактуализации диагностируется у педагогов, набравших от 15 до 25 баллов, средняя - от 26 до 45 баллов, высокая - от 46 до 60 баллов.

Индекс ресурсности педагогов с разным уровнем профессионального выгорания

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей степени самоактуализации в группах педагогов с разным уровнем профессионального выгорания

Группы Степень самоактуализации

с невысоким уровнем профессионального выгорания 44.50

с высоким уровнем профессионального выгорания 41 = 17

с очень высоким уровнем профессионального выгорания 41,95

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что во всех рассматриваемых группах педагогов с разным уровнем профессионального выгорания степень самоактуализации средняя, так как показатели находятся в диапазоне от 26 до 45 баллов.

В процессе анализа табл. 2 можно сделать вывод о том, что наибольшая степень самоактуализации наблюдается в группе с невысоким уровнем профессионального выгорания. При этом значительных различий среди групп с высоким и очень высоким уровнем профессионального выгорания не обнаружено.

Степень самоактуализации у педагогов в зависимости от стажа их работы имеет следующие показатели:

— у педагогов со стажем работы до 20 лет -42,59 баллов;

— у педагогов со стажем работы более 20 лет -42,68 баллов.

Очевидно, что значительных различий по степени самоактуализации между группами педагогов со стажем работы более 20 лет и педагогов со стажем работы до 20 лет не обнаружено.

В ходе исследования рассмотрен также вопрос взаимосвязи степени самоактуализации и показателей эмоционального истощения, деперсонализации, профессиональной успешности (редукции профессиональных достижений), интегрального показателя профессионального выгорания, стажа работы, возраста педагогов. Показатели рассчитаны при помощи корреляционного анализа. Установлено, что значителен уровень отрицательных связей (-0,30) между степенью самоактуализации и показателями эмоционального истощения, деперсонализацией и интегральным показателем уровня профессионального выгорания.

Таким образом, в защите от профессионального выгорания значительную роль играет

самоактуализированность личности педагога. Если педагог берет ответственность за свою жизнь на себя, занимается своим профессиональным и личностным ростом, то это позволяет ему лучше контролировать собственную жизнь, лучше понимать себя, индивидуальные потребности, в том числе и потребность в психологической помощи, что ведет к приобретению большего уровня ресурсов и эффективных способов совладающего поведения. Эти способности позволят ему в будущем справиться с жизненными и профессиональными стрессами, профессиональным выгоранием.

Библиографический список:

1. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2013. Вып. 4. С. 175-180.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. Вып 6. С. 140-155.

3. Maslach C. Burnout the cost of caring. N-Y: Prentice Hall Press, 1982.

4. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. № 8. Т.2. С. 84-87.

5. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стрессов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 119-135.

6. Водопьянова Н.Е., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов социономических профессий // Психология труда. Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2013. Вып. 4. С. 7-22.

7. Шостром Э. Краткая форма «Опросника личностной ориентации». URL:http://www.omsklions.ru/load/ oprosniki_testy/oprosniki_testy_samoaktualizacija/ oprosnik_lichnostnoj_orientacii_poi_shostroma_ kratkaja_forma_razrabotannaja_dzhouns_i_ krehndall_15_voprosov/5-1-0-3 (дата обращения: 23.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.