Ниворожкина Л.И., Полякова Е.М.
ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Конкурентоспособность стран в мировой экономике в настоящее время все в большей степени зависит от уровня развития и качества человеческих ресурсов, их возможностей и уровня компе-тентности. Поэтому проблемы выработки стратегии дальнейшего развития человечества и оценок качества человеческого капитала стали актуальными в современных исследованиях, проводимых национальными и международными организациями.
В частности, по оценкам специалистов, занимающихся вопросами исчисления и оценивания национального богатства, человеческий капитал составляет примерно две трети накопленного национального богатства, рассчитанного в мировом масштабе. При этом в индустриально развитых странах роль человеческого фактора еще выше, а во многих развивающихся государствах, где высок удельный вес показателей стоимости природных ресурсов, человеческий капитал составляет примерно половину национального богатства стран.
Исходя из вышеизложенного, в настоящее время большое значение приобретает теория «новой экономики», основу которой составляет человеческий капитал, так как эта форма капитала активно вовлечена в такие виды деятельности, как экономика «знаний», образование, информационно-коммуникационная сфера, разработка инноваций и интеллектуальная сфера. Таким образом, экономическое развитие сегодня связывается не столько с накоплением основного капитала и воспроизводимых человеком материальных активов, сколько с формированием и
развитием человеческого капитала, что обусловило смену приоритетов, характеризующуюся переходом к качественно новому типу экономического развития, базирующемуся на создании и воспроизводстве человеческого капитала. При этом следует отметить, что развитие новых сфер экономики предъявляет более высокие требования к качеству человеческого капитала, а именно, к особенностям индивида, его знаниям и профессиональным навыкам, компетенции и мобильности.
Важно подчеркнуть, что теория человеческого капитала рассматривает образование и квалификацию как основу экономического роста и признает за их обладателями право на получение адекватных доходов.
Одним из оценочных показателей развития человеческого капитала является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный набор и одну из основных универсаль-
ных потребностей человека. Базовый показатель долголетия — средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т. е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смерти.
Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению и обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением населения. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней, средней специальной высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.
Для оценки уровня жизни в рамках международных стандартов статистического учета (СНС ООН-93) используется косвенный базовый показатель — валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальный ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности валюты (ППС). Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том
числе Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем — реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.
Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП больше 0,800; к странам со средним уровнем человеческого развития — те, в которых этот показатель больше 0,500, но меньше 0,800; к странам с низким уровнем человеческого развития — те, в которых ИРЧП меньше 0,500.
Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является, как отмечено ранее, значение 0,800. Исходя из этого, в группу развитых входят 55 стран мира. Россия по ИРЧП занимает 57 место в 2002 году с индексом 0,795 (в 2001 г. — 63 место с индексом 0,779), оставаясь в группе среднеразвитых стран; в частности в России данный показатель стал рассчитываться с 1997 г.
Для каждого из частных индексов, которые являются составными элементами ИРЧП, установлены фиксированные минимальные и максимальные значения:
- продолжительность предстоящей жизни при рождении — 25 и 85 лет;
- грамотность взрослого населения — 0 % и 100 %;
- совокупная доля учащихся среди детей и молодежи — 0 % и 100 %;
- реальный ВВП на душу населения (ППС) — 100 и 40 тыс. долл.
Частные индексы рассчитываются по следующим формулам:
I _ Х1 - Х min (1)
X - X ■ '
тах тт
Индекс дохода рассчитывается несколько иначе, в нем используется десятичный логарифм реального душевого дохода в соответствии с принципом убывающей полезности дохода:
Ж (У )--
1оё У г - 1°ё Уши У шах ш
(2)
При расчете индекса дохода для субъектов РФ вводятся дополнительные процедуры:
- корректировка (пропорциональное увеличение) валового регионального продукта (ВРП) каждого субъекта РФ на нераспределяемую часть ВВП страны (в 2002 г. суммарный ВРП страны составил 87,7 % ВВП);
- корректировка ВРП на внутрирос-сийские различия в ценах путем деления на коэффициент стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений, публикуемый Росстатом;
- пересчет в доллары США по паритету покупательной способности валют (ППС) для данного года (в 2002 г. — 9,5).
При расчете индекса образования в РФ уровень грамотности оценивается по данным переписи 2002 г. Охват образованием рассчитывается как отношение числа учащихся учебных заведений всех видов (школы, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения) к численности населения в возрасте 7-24 года.
На основе мониторинга процесса развития человека за 2002 год нами осуществлена группировка стран мира по значению индекса развития человеческого потенциала, что отражено в таблице 1.
Из данных таблицы 1 вытекает, что наибольшая доля стран относится ко второй группе, т.е. со средним уровнем развития человеческого потенциала.
В странах, относящихся к первой группе, наиболее высоким является уровень образования и, соответственно, уровень грамотности взрослого населения, показатель ожидаемой продолжительности жизни в среднем составляет 0,840. Во второй группе стран снижается уровень образования и в среднем значительно ниже показатель ожидаемой продолжительности жизни, который составляет в среднем 0,510. В третьей группе стран показатель ожидаемой продолжительности жизни в среднем составляет 0,370, а уровень образования 0,480.
Лидирующие позиции по ИРЧП в мире занимает Норвегия (0,956). Второе место занимают Швеция и Австралия (0,946). США занимают по ИРЧП шестое место в мире. Это вызвано тем, что США имеют в первой десятке стран самое низкое значение показателя ожидаемой продолжительности жизни (0,870)1.
Из 177 стран мира РФ занимает 57
2
место, имея ИРЧП в размере 0,795 . При этом величина ВВП на душу населения в РФ, составляющая 8230 долларов США, складывается ниже минимальной границы, установленной для этого показателя стандартами, приведенными выше.
Следует отметить, что российская экономика имеет выраженную региональную дифференциацию.
Таблица 1. Распределение стран мира по уровню развития человеческого потенциала
Страны мира по уровню развития человеческого потенциала Границы показателя Среднее значение показателя Число стран
Количество в группе % от общего числа
Высокий 0,800-0,956 0,878 55 31,07
Средний 0,501-0,800 0,650 86 48,59
Низкий 0,273-0,501 0,387 36 20,34
1 Доклад о развитии человека за 2001 г. / ПРООН
2 Там же.
— Нью-Йорк, Оксфорд Юниверсити Пресс, 2002. — 224
С. 264.
Территория РФ очень велика и разнородна по геологическим, климатическим и социально-экономическим параметрам. Исходя из этого, считаем целесообразным и возможным осуществить сопоставление отдельных регионов РФ с отдельными странами. Однако регион является более открытой экономической системой, нежели страна в целом. Поэтому такое сопоставление носит некий элемент условности.
Группировка регионов РФ по ИРЧП приведена в таблице 2. В основу группировки положены фиксированные минимальные и максимальные значения составляющих ИРЧП, которые отмечены выше.
Если сопоставить данные таблицы 2 с данными таблицы 1, то в России только два региона — Москва и Тюменская область — относятся к регионам с высоким уровнем ИРЧП, а все остальные находятся в границах со средним уровнем ИРЧП. Если сравнить регионы РФ со средним значением ИРЧП для стран мира, составляющим 0,729, то их большая часть находится выше этого значения, а именно 61 территориальное образование.
Исходя из того, что рассматриваемый показатель включает наиболее значимые компоненты социально-экономического развития общества, на его основе возможно определять средний уровень достижения страны или региона в области долголетия, образования и доходов населения.
Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что несмотря на то, что Россия входит в группу стран со средним значением ИРЧП, ее население имеет в среднем
низкий уровень дохода и невысокие показатели ожидаемой продолжительности жизни, что в определенной мере свидетельствует о недостаточно эффективных процессах в сфере государственного регулирования.
Список литературы
1. Аширова Г. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. — № 2. — 2003.
2. Дауренбеков А. О концепции человеческого развития на современном этапе // Вопросы статистики. — № 2. — 2001.
3. Савчук Н.В. Особенности развития региональных рынков труда. — СПб., 2001.
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства, Т. 2. Новый перевод. — М., 1962.
5. Доклад о развитии человека за 2002 г. / ПРООН — Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс, 2002.
6. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. — № 3. — 2002.
7. Dixon J., Bakkes J., Hamilton K., Lutz E., Pagiole S., Hie J. Expanding the Measure of Wealth Indicators of Environmentally Sustainble Development. Environmentally Sustainale Development. Studies and Monographs, Ser. № 17. Wash., The World Bank, 1997; Kunte A., Hamilton K., Dixon J., Clements M. Estimating Narional Weath. Methodology and Results. Oct. 1998; Hamilton K. Sustaining Economic Welfare: Estimating Changes in Wealth per Capita. Paper for the General Conference of the IARIW, Poland, 2000 (www.iariw.org/papers/Changes wealth cap-ita.PDF).
Таблица 2. Регионы РФ по уровню ИРЧП в 2002 г.
Распределение регио- Число регионов
нов РФ по уровню развития человеческого потенциала, группы Границы группы Среднее значение Количество % от общего числа
в группе
I 0,866-0,798 0,832 2 2,5
II 0,798-0,770 0,784 10 12,7
III 0,770-0,750 0,760 18 22,8
IV 0,750-0,730 0,740 31 39,2
V 0,730-0,702 0,716 16 20,3
VI 0,702-0,651 0,677 2 2,5